Научная статья на тему 'Основные аспекты решения проблем развития региональной инфраструктуры'

Основные аспекты решения проблем развития региональной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2235
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL INFRASTRUCTURE / REGIONAL POLITICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Овешникова Людмила Владимировна

Рассмотрены комплексные региональные проблемы, которые сосредоточили в себе задачи формирования инфраструктуры в рыночных условиях, от решения которых, главным образом, зависит дальнейшее развитие территориальной организации хозяйства. Произведен анализ, позволяющий установить, что процесс развития регионов Российской Федерации представляет собой одно из приоритетных направлений региональной политики, при этом в качестве сущностных характеристик указана формализованность системы финансово-экономических, правовых и институциональных рамок, регулирующих деятельность основных ветвей государственной власти на всех уровнях. Подобная обусловленность опосредована тем, что именно увеличение количества и разнообразия инфраструктурных отраслей пролонгирует развитие общественного производства, вызывающего в свою очередь необходимость уменьшить неэффективные способы производства, а также целесообразность осуществления масштабной ликвидации устаревших активов. Установлено, что особое значение в развитии общественного производства приобретает обновление ассортимента продукции и технологий на основе увеличения инвестиций. Акцентировано внимание на проблемах развития региональной инфраструктуры. По итогам исследования сформулирован вывод, в соответствии с которым основные направления решения этих проблем сгруппированы по различным уровням (региональный уровень, муниципальный уровень и уровень предприятия). Особое внимание уделяется федеральным и региональным целевым программам, улучшающим состояние инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF DECIDING PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE

Complex regional problems were discussed which focused in themselves aims of forming infrastructure in market conditions, of deciding which mainly depends the further development of territorial organization of the economy. Was made analysis which let to set up that the process of development of regions of Russian Federation is one of the foreground brunches of regional politics wherein as essential characteristics was marked formalization of the system of financial and economic law and institutional frames regulating the activity of main brunches of state power at all levels. Such conditionality mediated by the raise of amount and variety of infrastructural brunches prolongs the development of social production causing the necessity to reduce ineffective ways of production and expediency of large-scale destruction of obsolete assets. It is set that the special meaning in the development of social production gets the renewing of the goods of production and technologies based on the increasing investments. The attention is paid to the problems of development of regional infrastructure. As a result of the investigation the conclusion was formulated according to which the main ways of deciding these problems were grouped on different levels (regional level, municipal level and the level of the factory). Certain attention was paid to federal and regional objective programs improving the state of the infrastructure.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты решения проблем развития региональной инфраструктуры»

УДК 332.122

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Людмила Владимировна ОВЕШНИКОВА

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, e-mail: lud_proz@mail.ru

Рассмотрены комплексные региональные проблемы, которые сосредоточили в себе задачи формирования инфраструктуры в рыночных условиях, от решения которых, главным образом, зависит дальнейшее развитие территориальной организации хозяйства. Произведен анализ, позволяющий установить, что процесс развития регионов Российской Федерации представляет собой одно из приоритетных направлений региональной политики, при этом в качестве сущностных характеристик указана формализованное^ системы финансово-экономических, правовых и институциональных рамок, регулирующих деятельность основных ветвей государственной власти на всех уровнях. Подобная обусловленность опосредована тем, что именно увеличение количества и разнообразия инфраструктурных отраслей пролонгирует развитие общественного производства, вызывающего в свою очередь необходимость уменьшить неэффективные способы производства, а также целесообразность осуществления масштабной ликвидации устаревших активов. Установлено, что особое значение в развитии общественного производства приобретает обновление ассортимента продукции и технологий на основе увеличения инвестиций. Акцентировано внимание на проблемах развития региональной инфраструктуры. По итогам исследования сформулирован вывод, в соответствии с которым основные направления решения этих проблем сгруппированы по различным уровням (региональный уровень, муниципальный уровень и уровень предприятия). Особое внимание уделяется федеральным и региональным целевым программам, улучшающим состояние инфраструктуры.

Ключевые слова: региональная инфраструктура; региональная политика.

Развитие регионов РФ является одной из первоочередных задач региональной политики, которая выражается в законодательно оформленных системах финансово-экономических, правовых и организационных основ, регламентирующих деятельность федеральных органов государственного аппарата и органов местного самоуправления. При этом фундаментальная цель региональной политики состоит в предоставлении возможностей для сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, основанного на сокращении уровня межрегиональной дифференциации в производственно-хозяйственном и социальном состоянии регионов [1].

Все чаще в последние годы внимание экономистов обращается к инфраструктуре. Это связано с важностью данной сферы экономики для функционирования и обеспечения комплексности всего народного хозяйства, возрастанием ее масштабов и роли. Увеличение числа и разнообразия инфраструктурных отраслей - закономерность развития общественного производства. Развитость инфраструктуры - важный показатель современной экономики, отражающий содер-

жащийся в ней потенциал динамизма и эффективности [2].

Отметим, что значимым условием организации эффективного управления совершенствования инфраструктурного обеспечения в регионе является полная, достоверная и своевременная информация об общих направлениях деятельности, происходящих в разных отраслях и сферах ее функционирования с точки зрения системного воздействия на социально-экономическое развитие региона. К сожалению, в настоящее время инфраструктуре уделяется мало внимания, поэтому ее развитие совершается в большинстве случаев стихийно и только в редких случаях зависит от потребностей формируемых региональных субъектов хозяйствования.

Исследование имеющих место теорий определения инфраструктуры позволяет представить следующие заключения, которые следует обязательно учитывать при анализе проблем формирования и развития инфраструктуры региональной экономики. Примером основополагающих признаков инфраструктуры являются организация общих условий для производства и предостав-

ление возможности продолжения производства в обращении [3].

Региональные проблемы сосредоточили в себе задачи формирования инфраструктуры в рыночных условиях, от решения которых зависит дальнейшее развитие территориальной организации хозяйства [4]. К ним следует причислять:

- выравнивание тенденций экономического и социального развития отдельных регионов;

- контролирование миграционных потоков;

- формирование оптимальных экономических территориальных пропорций и эффективной отраслевой структуры экономики территорий;

- повышение эффективности процесса воспроизводства в рамках отдельного региона и по экономике в целом;

- освоение, изучение, а также воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

- повышение экологической безопасности и снижение негативных последствий хозяйственной деятельности и др.

В современной региональной инфраструктуре необходимо сокращение неэффективных видов производства, масштабной ликвидации морально устаревших активов, обновления номенклатуры продукции и технологий на основе увеличения инвестиций в обновление процесса производства. Передача основной доли производственных функций инфраструктуре возможна лишь при высоком уровне ее институционального развития, эффективной системе защиты собственности, взаимном доверии субъектов хозяйствования. В регионах России данные условия, как правило, отсутствуют, как следствие, предприятия стремятся к слияниям и поглощениям, вертикальной интеграции для закрепления монопольных прав на данном сегменте рынка в регионе и достижения максимальной независимости от внешних поставок [5].

Инфраструктура является важным и необходимым условием эффективного функционирования социального, производственного, финансового комплексов в регионе, следовательно, тенденции ее развития должны быть сопоставимы с общим уровнем социально-экономического развития региона. Задержка в развитии инфраструктуры явля-

ется причиной неэффективных условий развития производственной, финансовой, социальной сферы региона. Информационные, финансовые, материальные потоки при этом будут затруднены [6].

Инфраструктура, как составляющая производственного комплекса, имеет отчетливо выраженный региональный аспект. Ее элементы принадлежат к территории определенного региона. Следовательно, проблемы поддержки развития составляющих инфраструктуры характерны в большей части для компетенции органов региональной власти. Совершенствование элементов инфраструктуры, определяющих межрегиональные информационные, материальные потоки, имеет принадлежность к совместной компетенции федеральных и региональных аппаратов власти и управления [6].

Исследование ключевых проблем функционирования региональной инфраструктуры говорит о том, что ее будущее развитие напрямую зависит от траектории процесса макроэкономической стабилизации, а также от концентрации усилий на мезо- и микроуровне [7].

Помимо этого, среди имеющихся проблем функционирования инфраструктуры ученые неоднозначно интерпретируют и сущность совершающихся модификаций в процессах ее создания, функционирования и развития. Одни соединяют развитие инфраструктуры с общим развитием экономики и производства, другие - с созданием и развитием городов и крупных поселений, третьи -с влиянием закона спроса и предложения.

Далее необходимо акцентировать внимание на проблемах инфраструктуры, связанных с ее развитием. Смыслом развития, исходя из философии, является переход процесса от старого качественного состояния к обновленному, от простого к сложному, от низшего к высшему; переход направленный, закономерный, необратимый [8].

Отметим пути решения проблем развития инфраструктуры, отражающие ее возможности, относящиеся к элементам совокупности ресурсов и характеризующие ее потенциал. На рис. 1 представлены направления решения проблем развития региональной инфраструктуры на различных уровнях, которые требуют программно-целевого решения.

ы р

ртук

у

а р

й о н

л

н о

В

е р

я ит

в

з

а р

л б о

опр

а

е

СМ

- создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств - «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона;

- создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе: развития законодательной и нормативной базы, направленной, во-первых, на создание «режима наибольшего благоприятствования» в первую очередь для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства; во-вторых, на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе;

- развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения;

- участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов

- ликвидация диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, реализующих локальные воспроизводственные циклы (предприятия сырьевой базы и соответственно пищевой и других перерабатывающих отраслей, объекты производственной и социальной инфраструктуры и т. д.);

- содействие развитию малого предпринимательства;

- комплексное совершенствование местной законодательной и нормативной базы в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения в направлениях, приоритетных для данной территории, и создания благоприятных условий в интересах привлечения инвестиций для активного развития производственных и инфраструктурных объектов;

- участие в развитии объектов рыночной инфраструктуре местного значения;

- проблемы социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т. д.;

- проблемы содействия занятости населения, включая весь период переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др.

- создание системы сертификации продукции;

'- ускоренное создание современной технологической базы;

- освоение конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;

- разработка системы информационного обеспечения управления инвестиционными процессами;

- выявление наиболее перспективных направлений привлечения инвестиций;

- автоматизация процессов управления реализацией инвестиционных проектов и программ;

- развитие транспортно-складского хозяйства и др.

Рис. 1. Пути решения проблем развития региональной инфраструктуры

На мезоуровне необходимо формирование эффективной регионально-отраслевой инфраструктуры, эффект функционирования которой должен охватывать производство, сферу управления, сбыт продукции и выражаться в стратегическом аспекте через повышение гибкости производства, т. е. его возможности реагировать на текущие и перспективные изменения рыночной конъюнктуры, динамики социально-демографической составляющей, тенденций инновационного развития хозяйствующих субъектов региона и т. д.

В более широком плане составляющая эффекта региональной инфраструктуры со-

стоит в организации единого информационного поля, которое позволит оценивать и прогнозировать уровень сбалансированности структуры производства и рынка, выявлять наиболее перспективные пути привлечения инвестиций, индикативно воздействовать на экономические процессы [7].

В процессе исследований установлено, что исследование проблем, требующих решения, должно производиться в рамках выработки общей концепции стратегического развития, с учетом приоритетов развития инфраструктуры и региона в целом.

Эффективность инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих

субъектов региона может определяться степенью удовлетворения потребности в различных видах инфраструктуры за счет использования общего ограниченного инфраструктурного ресурса вовлеченных элементов инфраструктуры [9].

Региональная инфраструктура должна создавать объективные обстоятельства для решения научно-технических вопросов, повышать степень информационной обеспеченности, улучшать как внутрирегиональные, так и межрегиональные экономические связи, что в дальнейшем обеспечит устойчивый рост производительности труда и повышение уровня жизни людей [10].

Развитие региональной инфраструктуры, как и развитие инфраструктуры экономики в целом, существенным образом влияет на функционирование хозяйственной системы в целом с помощью повышения эффективности производства и предоставления услуг хозяйствующим субъектам, формирующим благоприятные условия для его развития. Чем более развита региональная инфраструктура, тем быстрее в регион поступают инвестиции, прибывают кадровые ресурсы, осуществляется экономическое развитие, улучшаются здоровье людей и их жизнедеятельность. Недостаточный уровень развития инфраструктуры в большинстве регионов сегодня является причиной медленного развития производства региона и низкой инвестиционной привлекательности, низкой деловой активности региональных рынков [3].

В настоящее время инфраструктурные отрасли имеют наибольшую самостоятельность в составлении планов своего экономического развития. Усиливается ответственность аппарата власти регионального и местного уровня за осуществление социально-экономической политики региона [11]. При этом эти органы не обладают еще необходимым опытом для разработки направлений развития инфраструктуры, что считается одной из главных причин неудовлетворительного социально-экономического положения многих регионов [8].

Осознание зависимости между функциональным состоянием инфраструктуры и эффективностью хозяйственной системы регионов и муниципальных образований привело к разработке и реализации в последние годы Правительством РФ и исполнительны-

ми органами субъектов РФ целого ряда федеральных и региональных целевых программ, улучшающих или выводящих на качественно более высокий уровень состояние инфраструктуры. Примерами актуальных инфраструктурных программ на федеральном уровне являются ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2018 гг.», ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 г.», ФЦП «Информационное общество (2011-2020 гг.)», ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.» [12].

Таким образом, разработка направлений развития инфраструктуры региональной экономики, как правило, имеет стихийный и неравномерный по регионам характер функционирования, что обусловлено пробелами законодательной базы, разнородностью кризисных явлений в разных регионах страны, слабой интеграцией воспроизводственных систем региона. В силу этого новые институты региональной инфраструктуры координируются преимущественно в крупных экономических центрах. Перспективы региональной инфраструктуры прямым образом зависят от динамики макроэкономической стабилизации, а также от переноса значимости реформ на уровень регионов и конкретных организаций.

1. Рыкалина О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: монография. М., 2013.

2. Андреева О.Р. К вопросу о динамике элементного состава инфраструктуры // Актуальные проблемы современного хозяйственного развития: воспроизводственный аспект: сборник научных трудов / под ред. Б.Д. Бабаева. Иваново, 2010.

3. Бережной В.И., Фурсов ВА., Максимова С.Ю. Проблемы формирования и управления развитием региональной транспортной инфраструктуры: монография. Ставрополь, 2010.

4. Гокжаева Е.Б. Управление развитием инфраструктуры региона: концепция, факторы, институциональные механизмы и инструменты реализации. Майкоп, 2008.

5. Кольбах С.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3834 (дата обращения: 30.10.2014).

6. Инфраструктура региона. URL: http://uchebnik-besplatno. com/natsionalnaya-ekonomika-ucheb -nik/infrastruktura-regiona.html (дата обращения: 30.10.2014).

7. Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе. URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/ 262-2011-03-24-13-19-17 (дата обращения: 30.10.2014).

8. Зайцева И.А., Бобылева Ю.Е. Региональная инфраструктура и качество жизни населения: теоретические и практические аспекты: монография. Архангельск; Иваново, 2007.

9. Каленская Н.В. Методология формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Казань, 2010.

10. Инфраструктура и ее роль в региональном развитии. URL: http://studopedia.net/10_72251 _infrastruktura-i-ee-rol-v-regionalnom-razvitii.html (дата обращения: 30.10.2014).

11. Овешникова Л.В. Сущность экономических механизмов, необходимость и условия их применения при стратегическом планировании // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5 (34). С. 196-202.

12. Кизим А.А., Саввиди С.М., Солахов П.А. Факторы и условия социально-экономического развития региона: инвестиции, инфраструктура, проекты (на примере Краснодарского края): монография. Краснодар, 2013.

1. Rykalina O.V. Razvitie regional'noy infrastruk-tury i svyazey mezhdu okrugami Rossiyskoy Fe-deratsii: monografiya. M., 2013.

2. Andreeva O.R. K voprosu o dinamike elementnogo sostava infrastruktury // Aktual'nye problemy sovremennogo khozyaystvennogo razvitiya: vosproizvodstvennyy aspekt: sbornik nauchnykh trudov / pod red. B.D. Babaeva. Ivanovo, 2010.

3. Berezhnoy V.I., Fursov V.A., Maksimova S.Yu. Problemy formirovaniya i upravleniya razvitiem regional'noy transportnoy infrastruktury: monografiya. Stavropol', 2010.

4. Gokzhaeva E.B. Upravlenie razvitiem infrastruktury regiona: kontseptsiya, faktory, institutsion-al'nye mekhanizmy i instrumenty realizatsii. Maykop, 2008.

5. Kol'bakh S.V. Ekonomicheskie problemy regionov i otraslevykh kompleksov. URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3834 (data obrashcheniya: 30.10.2014).

6. Infrastruktura regiona. URL: http://uchebnik-besplatno.com/natsionalnaya-ekonomika-ucheb-nik/infrastruktura-regiona.html (data obrashche-niya: 30.10.2014).

7. Shuraeva K.V. Osobennosti formirovanii mekhanizma infrastrukturnogo obespecheniya razvitiya investitsionnoy deyatel'nosti v regione. URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/262-2011-03-24-13-19-17 (data obrashcheniya: 30.10.2014).

8. Zaytseva I.A., Bobyleva Yu.E. Regional'naya infrastruktura i kachestvo zhizni naseleniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: monografiya. Arkhangel'sk; Ivanovo, 2007.

9. Kalenskaya N.V. Metodologiya formirovaniya infrastrukturnogo obespecheniya innovatsion-nogo razvitiya promyshlennykh predpriyatiy: avtoref. dis. ... d-ra ekonom. nauk. Kazan', 2010.

10. Infrastruktura i ee rol' v regional'nom razvitii. URL: http://studopedia.net/10_72251_infra-struktura-i-ee-rol-v-regionalnom-razvitii.html (data obrashcheniya: 30.10.2014).

11. Oveshnikova L.V. Sushchnost' ekonomicheskikh mekhanizmov, neobkhodimost' i usloviya ikh primeneniya pri strategicheskom planirovanii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5 (34). S. 196-202.

12. Kizim A.A., Savvidi S.M., Solakhov P.A. Faktory i usloviya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: investitsii, infrastruktura, proekty (na primere Krasnodarskogo kraya): monografiya. Krasnodar, 2013.

Поступила в редакцию 28.11.2014 г.

UDC 332.122

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MAIN ASPECTS OF DECIDING PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE Lydmila Vladimirovna OVESHNIKOVA, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Statistics Department, e-mail: lud_proz@mail.ru

Complex regional problems were discussed which focused in themselves aims of forming infrastructure in market conditions, of deciding which mainly depends the further development of territorial organization of the economy. Was made analysis which let to set up that the process of development of regions of Russian Federation is one of the foreground brunches of regional politics wherein as essential characteristics was marked formalization of the system of financial and economic law and institutional frames regulating the activity of main brunches of state power at all levels. Such conditionali-ty mediated by the raise of amount and variety of infrastructural brunches prolongs the development of social production causing the necessity to reduce ineffective ways of production and expediency of large-scale destruction of obsolete assets. It is set that the special meaning in the development of social production gets the renewing of the goods of production and technologies based on the increasing investments. The attention is paid to the problems of development of regional infrastructure. As a result of the investigation the conclusion was formulated according to which the main ways of deciding these problems were grouped on different levels (regional level, municipal level and the level of the factory). Certain attention was paid to federal and regional objective programs improving the state of the infrastructure. Key words: regional infrastructure; regional politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.