Научная статья на тему 'Исследование субъектно-объектного состава региональной инфраструктуры'

Исследование субъектно-объектного состава региональной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / КОМПОНЕНТЫ / REGIONAL INFRASTRUCTURE / REGION / SUBJECT / OBJECT / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овешникова Людмила Владимировна, Сибирская Елена Викторовна

В статье дается исследование сущности и категорийного аппарата региональной инфраструктуры. Под региональной экономической инфраструктурой авторами понимается экономическая категория, сформированная в виде базиса функционирования региональной экономики, состоящая из территориально-отраслевого комплекса предприятий и организаций, видов деятельности и материально-технических объектов, обеспечивающих потребности территории в ресурсах, продукции, работах, услугах, а также создания необходимых институциональных факторов для эффективного воспроизводственного функционирования предприятий и организаций и повышения уровня жизни населения региона. Приводятся ее компоненты региональной инфраструктуры. Предлагается в составе региональной инфраструктуры выделять шесть укрупненных компонент: производственная, инвестиционная, инновационная, рыночная, обеспечивающая и социальная. Далее в составе каждой компоненты авторы считают необходимым выделить функциональную (возможности) и результирующую составляющие, каждая из которых включает совокупность определенных показателей. Такой подход обеспечивает систематизацию современных тенденций совершенствования экономической деятельности, формируя ускоренные темпы устойчивого экономического развития региона. В статье определяется актуальность мониторинга региональной инфраструктуры применяя субъекто-объектный подход. Этот подход основан на изучении двух категорий «объекта» и «субъекта», взаимодействие которых происходит во внешней среде. Инфраструктура является обязательной составляющей любой целостной экономической системы. Объекты инфраструктуры не только локально привязаны друг к другу, но и в большинстве своем непосредственно функционируют для удовлетворения потребностей конкретной территории, бизнеса и населения. Поэтому особенную значимость приобретает проблема организации эффективной инфраструктуры на уровне региона. Объектом (управляемой подсистемой) региональной экономики является совокупность инфраструктурных компонент, которые представлены соответствующими видами деятельности, услугами, структурами и отношениями. Субъектом (управляющей подсистемой) является основное производство, включающее различные отрасли народного хозяйства, для функционирования которых необходимо наличие соответствующего уровня развития региональной инфраструктуры. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что объекту принадлежат привлекательные для субъекта региональной экономики составляющие компоненты инфраструктурного обеспечения. Субъект при этом обладает способностью влиять на совокупное взаимодействие объектов инфраструктурного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SUBJECT AND OBJECT STRUCTURE OF REGIONAL INFRASTRUCTURE

In article authors gave research of essence and category device of regional infrastructure. They understood the regional economic infrastructure as the economic category created in the form of basis of functioning of regional economy, consisting of a territorial and branch complex of the enterprises and organizations, kinds of activity and material objects providing needs of the territory for resources, production, works, services, and also creations of necessary institutional factors for effective reproduction functioning of the enterprises and organizations and increase of a standard of living of the population of the region. Authors gave its components of regional infrastructure. They offered to allocate as a part of regional infrastructure six integrated components: production, investment, innovative, market, providing and social. Further as a part of everyone authors consider components necessary to allocate functional (opportunities) and resultant components, each of which includes set of certain indicators. Such approach provides systematization of current trends of improvement of economic activity, forming the accelerated rates of sustainable economic development of the region. The article defined relevance of monitoring of regional infrastructure applying subject and object approach. This approach bases on studying of two categories «object» and «subject» which interaction happens in environment. The infrastructure is an obligatory component of any complete economic system. Objects of infrastructure don't only locally attach to each other but also in the majority directly function for satisfaction of needs of the concrete territory, business and the population. Therefore the problem of the organization of effective infrastructure at the level of the region gains the special importance. The object (the operated subsystem) of regional economy is a set of infrastructure components which corresponding kinds of activity, services, structures and relations present. The subject (operating subsystem) is the main production, including various branches of a national economy which functioning requires existence of an appropriate level of development of regional infrastructure. Distinction between subject and object is that belong to object attractive to the subject of regional economy making a component of infrastructure providing. The subject thus possesses ability to influence cumulative interaction of objects of infrastructure providing.

Текст научной работы на тему «Исследование субъектно-объектного состава региональной инфраструктуры»

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОГО СОСТАВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ОВЕШНИКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: lud_proz@mail.ru

СИБИРСКАЯ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

В статье дается исследование сущности и категорийного аппарата региональной инфраструктуры. Под региональной экономической инфраструктурой авторами понимается экономическая категория, сформированная в виде базиса функционирования региональной экономики, состоящая из территориально-отраслевого комплекса предприятий и организаций, видов деятельности и материально-технических объектов, обеспечивающих потребности территории в ресурсах, продукции, работах, услугах, а также создания необходимых институциональных факторов для эффективного воспроизводственного функционирования предприятий и организаций и повышения уровня жизни населения региона. Приводятся ее компоненты региональной инфраструктуры. Предлагается в составе региональной инфраструктуры выделять шесть укрупненных компонент: производственная, инвестиционная, инновационная, рыночная, обеспечивающая и социальная. Далее в составе каждой компоненты авторы считают необходимым выделить функциональную (возможности) и результирующую составляющие, каждая из которых включает совокупность определенных показателей. Такой подход обеспечивает систематизацию современных тенденций совершенствования экономической деятельности, формируя ускоренные темпы устойчивого экономического развития региона. В статье определяется актуальность мониторинга региональной инфраструктуры применяя субъекто-объектный подход. Этот подход основан на изучении двух категорий - «объекта» и «субъекта», взаимодействие которых происходит во внешней среде. Инфраструктура является обязательной составляющей любой целостной экономической системы. Объекты инфраструктуры не только локально привязаны друг к другу, но и в большинстве своем непосредственно функционируют для удовлетворения потребностей конкретной территории, бизнеса и населения. Поэтому особенную значимость приобретает проблема организации эффективной инфраструктуры на уровне региона. Объектом (управляемой подсистемой) региональной экономики является совокупность инфраструктурных компонент, которые представлены соответствующими видами деятельности, услугами, структурами и отношениями. Субъектом (управляющей подсистемой) является основное производство, включающее различные отрасли народного хозяйства, для функционирования которых необходимо наличие соответствующего уровня развития региональной инфраструктуры. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что объекту принадлежат привлекательные для субъекта региональной экономики составляющие компоненты инфраструктурного обеспечения. Субъект при этом обладает способностью влиять на совокупное взаимодействие объектов инфраструктурного обеспечения.

Ключевые слова региональная инфраструктура, регион, субъект, объект, компоненты.

Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, отмечающих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое. Элемент инфраструктуры - это специализированный вид деятельности, обслуживающий или создающий необходимые условия для работы предприятия в какой-либо сфере деятельности [1].

Инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. А инфраструктура деятельности хозяйствующих субъектов

региона включает в себя самые разнообразные общественные отношения и институты: строительство дорог, каналов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение, банковскую систему и др. [1].

Нами предлагается в составе региональной инфраструктуры выделять шесть укрупненных компонент: производственная, инвестиционная, инновационная, рыночная, обеспечивающая и социальная. Далее в составе каждой компоненты ав-

тор считает необходимым выделить функциональную и результирующую составляющие, каждая из которых включает совокупность определенных показателей.

Такой подход обеспечивает систематизацию современных тенденций совершенствования экономической деятельности, формируя ускоренные темпы устойчивого экономического развития региона. При этом инфраструктуру обязательно следует рас-

сматривать как социально-экономический фундамент развития возможностей региональной экономики. Инфраструктура все больше объединяется с общехозяйственным комплексом и становится значимым условием его интенсификации и роста эффективности, создания предпосылок экономического роста, повышения уровня жизни населения, формирования инвестиционно привлекательной экономики региона (рис. 1).

КОМПОНЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Рис. 1. Составляющие инфраструктуры региональной экономики

Предлагаемая группировка в отличие от действующей классификации региональной инфраструктуры, свидетельствующей о

промышленном характере отраслей экономики региона, отдает приоритет инфраструктурной сфере. Кроме того, она дает возможность адекватно определять пропорции и взаимосвязи между многообразными субъектами инфраструктуры и ставить перед ними наиболее рациональные цели их развития [1; 4].

Понятие «региональная инфраструктура обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов» является абстрактным, обширным. Не определяется конкретика в расшифровке данного понятия, каждый автор, экономист или юрист, использует понятия так, как ему удобно на данный момент [2].

В российской системе хозяйствования роль инфраструктуры не в полной мере осмыслена, и, соответственно, не полностью определена роль и назначение инфраструктуры в обеспечении общих условий формирования и развития хозяйственной деятельности в регионах РФ.

Проблема инфраструктуры многоаспектна и сложна. Вопросы региональной инфраструктуры воспроизводства, рынка, хозяйственной деятельно-

сти, государственной поддержки - это только небольшая часть многообразных крупных блоков данной проблемы. Решение каждого из них имеет большое научное и хозяйственное значение [3].

Указанные сферы региональной инфраструктуры имеют разную степень исследования. Однако все они прямо или опосредованно взаимосвязаны между собой. Считаем, что особую актуальность имеет региональная инфраструктура. В этих условиях важно, прежде всего, выработать научно обоснованный подход к выяснению сущности и содержания региональной инфраструктуры и инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона [5].

Термин «инфраструктура», как известно, произошел от латинских слов ¡п/Га - ниже и structura -строение, расположение. Принято считать, что впервые в экономический оборот его ввел американский ученый П. Н. Розенштейн-Родан. Начиная с него, западные экономисты-теоретики под инфраструктурой стали понимать общие условия развития общественного производства, необходимые для обслуживания оборота частного капитала в основных отраслях экономики и удовлетворения потребности населения [4].

В то же время есть мнение, что первооткрывателем экономического понятия «инфраструктура» является X. Зингер, так как им введен термин «over-hedal capital», что в переводе на русский язык означает инфраструктура.

Но даже в этимологическом происхождении этого термина присутствуют не только данные точки зрения. Существует еще третья трактовка. Согласно ему, данное понятие заимствовано из военного лексикона, в котором под инфраструктурой подразумевается комплекс сооружений, обеспечивающий действия вооруженных сил: склады военных материалов, аэродромы, радиолокационные посты, полигоны, площадки для запуска ракет и пр.

К. Маркс отмечает: «...именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, т. е. в средствах связи и транспорта». Общественное разделение труда вызвало и необходимость обмена, выделения сферы обращения в народнохозяйственном комплексе, которая также испытывает потребность в соответствующих общих условиях, что и было отмечено К. Марксом: «Все всеобщие условия производства, такие как каналы, дороги и т. д., облегчают обращение или вообще впервые делают его возможным» [4].

П. Самуэльсон, отмечал: «Государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как увеличение общественного вспомогательного капитала создает неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей частных инвесторов [4].

По мнению В. Д. Талалаенко, инфраструктура -это не только органическая часть производительных сил, но и носитель определенных производственных отношений. Поэтому исследование сущности инфраструктуры строится на политико-экономическом анализе производственных отношений, в которых она функционирует, развивается, и которые она выражает [6].

Сущность региональной инфраструктуры сама по себе многослойна. Она включает родовое начало - «инфраструктуру», которая является общим понятием для всех ее видов. Это родовое понятие выражает совокупность наиболее устойчивых, глубинных свойств производственных отношений, связанных с общим предметом всех видов и форм инфраструктуры, определяющих их генетическое происхождение, характер и общую направленность действия [3].

Из этого следует главный вывод, что глубинная экономическая сущность региональной инфраструктуры заключена в сущности инфраструктуры

воспроизводства социально-экономической системы. Поскольку само устойчивое развитие социально-экономической системы возможно только при ее устойчивом воспроизводстве, материальной основой которого является воспроизводство народнохозяйственного комплекса региона (прежде всего -промышленность, сельское хозяйство). Чтобы развивалось производство в этих отраслях, необходимо соответствующее инфраструктурное обеспечение в регионе, представляющее собой целостный инфраструктурный комплекс [3].

По мнению Ю. В. Блохина, среди направлений регионального изучения инфраструктуры - выявление диспропорций и определение рациональных отраслевых и территориальных пропорций в ее развитии с основным производством. Важность указанного направления связана с решением одной из основных проблем развития экономики любого региона - его комплексное развитие. Комплексное развитие региона всегда должно предусматривать постоянное поддержание соответствия между основным производством и производственной инфраструктурой [7].

Инфраструктура относится к самостоятельным факторам комплексного социально-экономического развития деятельности хозяйствующих субъектов. Ее функционирование и возможность эффективного формирования и развития существует благодаря инфраструктурному обеспечению деятельности предприятий региона.

При этом автором выделяется понятие инфраструктурной среды, которая состоит в совокупности условий и факторов, определяющих возможность формирования и развития хозяйствующих субъектов, и характеризуется такими оценочными категориями, как ресурсы, персонал, товар (работы, услуги), доходы и время.

Наличие развитой региональной инфраструктуры упорядочивает и ускоряет товарооборот; обеспечивает взаимосвязь покупателя и продавца товаров; создает организационно-правовое формирование деловых отношений системой договоров; способствует развитию специализации субъектов рыночных отношений - товаропроизводителей, посредников, покупателей; обеспечивает выполнение функции государственного регулирования и поддержки организованного товародвижения; дает возможность сбалансирования макро- и микропропорций, способствуя организации взаимосвязи оборотов капитала предприятий и объединений с оборотом общественного капитала; обеспечивает юридический контроль за движением товарных и финансовых потоков; оказывает информационные, маркетинговые, инновационные, консалтинговые, аудиторские и

другие услуги с помощью институтов инфраструктуры рынка и другие важные направления функционирования, обеспечивающие возможность развития бизнеса в регионах РФ.

Таким образом, тенденции развития современной науки и практики с особой остротой проявляются при решении актуальных теоретических проблем и практических задач развития региональной инфраструктуры. Создание долговременных преимуществ в развитии деятельности предприятий должно поддерживаться мерами по созданию процедур мониторинга региональной инфраструктуры в направлениях оценки уровня благоприятности условий для функционирования хозяйствующих субъектов.

При этом целесообразно сформировать целевую комплексную программу организации мониторинга региональной инфраструктуры как организованной и постоянно действующей системы наблюдения, сбора, оценки и распространения информации, диагностики экономической и социальной обстановки, складывающейся в региональной инфраструктуре, анализа тенденций развития и остроты проблем развития бизнеса, подготовки рекомендаций по принятию рациональных обоснованных управленческих решений с учетом интересов хозяйствующих субъектов [8]

Согласно толковому словарю, мониторинг (от лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает) представляет собой комплексную систему постоянного наблюдения за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [9].

В отличие от процедуры анализа мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания, оценки и прогноза изменений состояния исследуемого объекта. Он предполагает не просто совокупность процедур сравнительного сопоставления за определенный промежуток времени, а непрерывный процесс, в результате которого будут приведены не только результаты выполненного анализа, но и сделаны комплексные выводы и заключения, определены тенденции развития, установлены соответствия ожидаемым результатам. Использование мониторинга особенно актуально применительно к региональной инфраструктуре, поскольку его результаты могут быть положены в основу разработки прогнозов и стратегических планов [4].

Ключевыми приоритетами предлагаемого мониторинга являются выявление возможностей и повышение потенциала развития деятельности хозяйствующих субъектов регионов РФ. Этого можно достичь посредством привлечения создания новых и развития имеющихся производств, создания но-

вых высокооплачиваемых рабочих мест, создания благоприятного воздействия на базовые условия открытия и стимулирования крупного среднего и малого бизнеса по направлениям:

предоставление регулярного и достоверного регионального анализа и статистики по требующейся для инвесторов номенклатуре производства товаров и услуг;

- исследования состояния делового климата и уровня жизни населения;

- предоставления базы данных по фактической правоприменительной практике решения хозяйственных споров;

- оценки перспективных отраслей и производств, опираясь на возможности и сильные стороны ресурсов регионов, создающих вокруг себя микроклимат роста;

- оценки развитости современной инфраструктуры региона с позиции благоприятствования для хозяйствования, бесперебойности работы коммунальных служб и транспортных коммуникаций, состояние экологической защищенности окружающей среды;

- достижение нормативно-правовой определенности и формирования разрешительных процедур для открытия бизнеса (правовая защищенность интересов акционеров и собственников).

В целях проведения комплексной и эффективной процедуры мониторинга инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, его следует проводить на основе субъектно-объектного подхода.

Субъектно-объектный подход является теоретической базой, на которой развивается большинство научных направлений. Этот подход основан на изучении двух категорий - «объекта» и «субъекта», взаимодействие которых происходит во внешней среде. Применительно к региональной инфраструктуре специфика объектно-субъектных отношений познаётся благодаря особенностям, присущим каждой из рассматриваемых категорий, т. е. объекта и субъекта региональной инфраструктуры [10].

Таким образом, автор предлагает рассматривать региональную инфраструктуру как систему, имеющую субъект и объект в их динамичном взаимодействии и взаимообусловленности функционирования.

Субъект региональной инфраструктуры представляет собой структуру, которая принимает решения и управляет объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему, т. е. компоненты региональной инфраструктуры для достижения поставленных целей [4].

Объект региональной инфраструктуры можно представить совокупностью компонент. Выделяются передающая, поддерживающая, инвестиционная, инновационно-развивающая, социальная и организующая компоненты [4].

Функционирование объектов инфраструктурного обеспечения предпринимательства напрямую зависит от их взаимосвязи и взаимодействия в рамках отраслей экономики регионов РФ. Такие отрасли имеют одинаково большое значение для развития каждого из объектов инфраструктуры и создают такие условия, без которых развитие деятельности хозяйствующих субъектов не представляется возможным [11].

Взаимодействие субъекта и объекта дает возможность формирования инфраструктурных комплексов, которые могут быть сформированы на федеральном, региональном уровне и на уровне отдельных фирм, функционирование которых будет способствовать развитию деятельности предприятий регионов РФ.

Основная нагрузка по формированию инфраструктурного комплекса лежит на региональном уровне, который должен обеспечить возможности для: эффективного ведения бизнеса и поддержания благоприятной среды, обеспечивающей устойчивую конкурентоспособность организаций; стимулирования развития инновационных видов экономической деятельности; ускорения оборачиваемости капитала; создания организационно-правового формирования деловых отношений в регионах РФ.

Различие между субъектом и объектом заключается в том, что объекту принадлежат привлекательные для субъекта составляющие компоненты региональной инфраструктуры. Субъект при этом обладает способностью влиять на совокупное взаимодействие объектов региональной инфраструктуры. Все компоненты, составляющие систему функционирования региональной инфраструктуры, должны функционировать как единая система, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, а также реализуя согласованную государственную политику в области развития деятельности хозяйствующих субъектов региона.

Литература

1. Ламанский М. Г. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства. URL: http://cyberleninka.ru-/article/n/infrastrukturnoe-obespecheniepredprinimatel-stva

2. Сорокин С. А. Инфраструктура обеспечения предпринимательской деятельности Волгоградской области. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/6027

3. Говорин А. А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

4. Овешникова Л. В. Мониторинг субъектно-объектного состава инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 611-617.

5. Овешникова Л. В. Принципы, методы и технологии стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства // Вестник Белгородского госуниверситета. 2013. Т. 26. № 8 - 1(151). С. 43-47.

6. Талалаенко В. Д. Производственная инфраструктура в условиях становления интенсивного типа социалистического расширенного воспроизводства (по материалам АПК): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Киев, 1988.

7. Блохин Ю. В. Производственная инфраструктура региона. Кишенев, 1980.

8. Пыханов Д. А. Оценка функционирования инфраструктуры предпринимательской деятельности. -Ставрополь. СевКавГТУ, 2007.

9. Толковый словарь. URL: http://tolkslovar.ru-/m6848.html.

10. Белов В. П., Голяков А. Д., Талалаев Д. В. Объектно-субъектный подход к безопасности управление риском. № 1. 2006. URL: http://www.niitm.spb.ru-/index.php?page_code=pub&article_id=36http://www.niit m. spb. ru/index.php?page_code=pub&article_id=3 6

11. Король Т. А. К вопросу о классификации объектов инфраструктуры «Диалоги о науке». № 3. 2009. URL: http://www.strategplann.ru/nauchnyie -stati/on-the -classification-of-infrastructure. html

References

1. Lamanskij M. G. Infrastrukturnoye obespecheniye predprinimatel'stva. URL: http://cyberleninka.ru-/article/ n/infrastrukturnoe-obespecheniepredprinimatel-stva

2. Sorokin S. А. Infrastruktura obespecheniya pred-prinimatel'skoj deyatel'nosti Volgogradskoj oblasti. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/6027

3. Govorin А. А. Infrastruktura sovremennogo predprinimatel'stva: problemy teorii i praktiki. M.: 2А0 «Finstatinform», 1999.

4. Oveshnikova L. V. Monitoring sub"yektno-ob"yektnogo sostava infrastrukturnogo obespecheniya pred-prinimatel'skoj deyatel'nosti / L. V. Oveshnikova // Ekonomi-ka i predprinimatel'stvo. 2013. № 8 (37). S. 611-617.

5. Oveshnikova L. V. Printsipy, metody i tekhnolo-gii strategicheskogo planirovaniya i prognozirovaniya infrastrukturnogo obespecheniya predprinimatel'stva // Vest-nik Belgorodskogo gosuniversiteta. 2013. T. 26. № 8 -1(151). S. 43-47.

6. Talalayenko V. D. Proizvodstvennaya infrastruktura v usloviyakh stanovleniya intensivnogo tipa sotsialistichesko-go rasshirennogo vosproizvodstva (po materialam А?Ю: av-toref. dis. ... kand. ekon. nauk. Kiev, 1988.

7. Blokhin Yu. V. Proizvodstvennaya infrastruktura regiona. Kishenev, 1980.

n. B. OBEmHHKOBA, E. B. CTEHPCKAfl

77

8. Pykhanov D. A. Otsenka funktsionirovaniya in-frastruktury predprinimatel'skoj deyatel'nosti. - Stavropol'. SevKavGTU, 2007.

9. Tolkovyj slovar'. URL: http://tolkslovar.ru-/m6848.html.

10. Belov V. P., Golyakov A. D., Talalayev D. V. Ob"yektno-sub"yektnyj podkhod k bezopasnosti upravle-niye riskom, № 1, 2006. URL: http:// www.niitm.spb.ru-

/index.php?page_ code= pub& ar-

ticle_id=36http://www.niitm.spb.ru/index.php?page_code= pub&article_id=3 6

11. Korol' T. A. K voprosu o klassifikatsii ob"yektov infrastruktury «Dialogi o nauke». № 3, 2009. URL: http://www.strategplann.ru/nauchnyie-stati/on-the-classification-of-infrastructure. html

St St St

RESEARCH OF SUBJECT AND OBJECT STRUCTURE OF REGIONAL INFRASTRUCTURE

OVESHNIKOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: lud_proz@mail.ru

SIBIRSKAYA ELENA VIKTOROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, e-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

In article authors gave research of essence and category device of regional infrastructure. They understood the regional economic infrastructure as the economic category created in the form of basis of functioning of regional economy, consisting of a territorial and branch complex of the enterprises and organizations, kinds of activity and material objects providing needs of the territory for resources, production, works, services, and also creations of necessary institutional factors for effective reproduction functioning of the enterprises and organizations and increase of a standard of living of the population of the region. Authors gave its components of regional infrastructure. They offered to allocate as a part of regional infrastructure six integrated components: production, investment, innovative, market, providing and social. Further as a part of everyone authors consider components necessary to allocate functional (opportunities) and resultant components, each of which includes set of certain indicators. Such approach provides systematization of current trends of improvement of economic activity, forming the accelerated rates of sustainable economic development of the region. The article defined relevance of monitoring of regional infrastructure applying subject and object approach. This approach bases on studying of two categories - «object» and «subject» which interaction happens in environment. The infrastructure is an obligatory component of any complete economic system. Objects of infrastructure don't only locally attach to each other but also in the majority directly function for satisfaction of needs of the concrete territory, business and the population. Therefore the problem of the organization of effective infrastructure at the level of the region gains the special importance. The object (the operated subsystem) of regional economy is a set of infrastructure components which corresponding kinds of activity, services, structures and relations present. The subject (operating subsystem) is the main production, including various branches of a national economy which functioning requires existence of an appropriate level of development of regional infrastructure. Distinction between subject and object is that belong to object attractive to the subject of regional economy making a component of infrastructure providing. The subject thus possesses ability to influence cumulative interaction of objects of infrastructure providing.

Key words: regional infrastructure, region, subject, object, components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.