ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
ОВЕШНИКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье представлен взгляд автора на традиционные и новые тенденции инфраструктурного обеспечения региона на основе рейтинговой оценки методов стратегического планирования, а также матричной модели инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона, позволяющих повысить эффективность региональной экономики. Решающим фактором успешного развития региона становится инфраструктура, обеспечивающая эффективность производственно-хозяйственной деятельности, и региона в целом. Устойчивость функционирования экономики территорий взаимосвязана с уровнем развитости в ней инфраструктуры, а также зависит от ее готовности к обеспечению и совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности организаций данного региона. Чем лучше развита инфраструктура, тем более адаптированной к изменениям будет вся экономика региона, тем на более крепком фундаменте строится его социально-экономическое функционирование и благосостояние. В связи с этим необходимо определение перспектив стратегического развития инфраструктуры региональной экономики на основе различных процедур, оказывающих влияние, совершенствующих и регулирующих инфраструктурное обеспечение региональной экономики. При этом, по мнению автора, актуальным является определение критериев, применяемых при выборе методов и инструментов стратегического планирования, которые включают в себя: точность, квалификацию специалистов, время, затраты, риск. В соответствии с данными критериями проведена группировка методов и инструментов стратегического планирования по ряду признаков, позволяющая по уровню получаемых оценок выбирать наиболее целесообразные методы и инструменты стратегического планирования. Сформированная с учетом этого матричная модель наглядно представляет важнейшие секторы рынка, государственные институты, содействующие формированию и регулированию инфраструктурного обеспечения региона по секторам экономики. Это позволяет определить вектор развития региональной инфраструктуры, определить выбор основных видов качественных характеристик, обеспечивающих нормальные условия для деятельности предприятий региона, достижения желаемых экономических и социальных результатов развития в перспективе.
Ключевые слова тенденции, инфраструктурное обеспечение региона, стратегическое планирование.
Множество моделей, позволяющих определить наиболее эффективные и наименее эффективные стратегические решения, имеет различные особенности, назначение, преимущества и недостатки, в том числе применительно к стратегическому планированию инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Для правильного и быстрого выбора метода оценки методов и инструментов стратегического планирования требуется их классификация, позволяющая выбрать наиболее подходящий метод при различных задачах, возможностях и ограничениях управления [1].
Система стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности должна основываться на определенных методах и инструментах стратегическо-
го планирования, выбор и оценка которых осуществляется на основе следующих критериев [2].
Первый критерий «Точность» - в зависимости от применяемых методов стратегического планирования и инструментария их применения, ожидаемые результаты могут быть получены с определенной степенью достоверности. При этом балл 1 показывает, что данный метод дает только приблизительные результаты и высока вероятность неточности, в отличие от метода, оцениваемого на 5, где достоверность результатов, выводов и заключений достаточно высока.
Второй критерий «Требования к квалификации специалистов» - согласно данному критерию квалификация специалистов, занимающихся стратегическим планированием инфраструктуры региона, может иметь различный уровень, в зависимости от
сложности метода, опыта и инструментария его применения и других характеристик. Балл 1 означает, что данная модель требует длительной подготовки, и только очень высококвалифицированные специалисты имеют возможность его применять,
Рейтинговая оценка методов
что соответственно снижает его универсальность и доступность. Балл 5 показывает, что данный метод универсален и для его применения не требуется длительного обучения специалистов по стратегическому планированию.
Таблица 1
атегического планирования
Метод Точность Требования к квалификации специалистов Риск Затраты Время Итого (средняя оценка)
1 2 3 4 5 6 7
Аналитические методы
Бостонская матрица «рост - удельный вес в обороте рынка» 3 4 3 4 4 3,6
Сравнительный отраслевой анализ 3 2 3 4 3 3
Анализ стратегических групп 3 2 2 3 3 2,6
SWOT -анализ 3 5 3 2 3 3,2
Анализ стоимостных цепочек 4 2 3 2 1 2,4
Анализ сегментации покупателей 3 3 3 2 1 2,4
Анализ покупательской ценности 2 3 3 1 1 2
Анализ функциональных возможностей и ресурсов 3 2 2 5 5 3,4
Оценки индивидуальных характеристик конкурентов 2 1 2 5 2 2,4
Внутренний аудит 4 2 4 3 3 3,2
Метод кривых освоения 4 2 3 3 4 3,2
Стратегический аудит 4 2 3 2 3 2,8
Модель чистой (итоговой) ценности 4 1 4 2 3 2,8
Методы оценки внешней среды
РЕБТ-анализ внешней среды 2 4 2 3 2 2,6
Анализ проблем 2 3 2 3 2 2,4
Анализ сценария 2 3 4 2 2 2,6
Анализ посредников 3 4 2 3 3 3
Патентный анализ 3 3 4 2 1 2,6
Анализ жизненного цикла продукции 4 4 4 3 4 3,8
Анализ Б-кривых (жизненного цикла технологии) 4 3 3 1 1 2,4
Методы финансового анализа
Анализ финансовых коэффициентов и показателей 5 3 3 5 5 4,2
Анализ ликвидности и платежеспособности 5 3 4 5 5 4,4
Анализ рентабельности функционирования организации 5 4 5 5 5 3,8
Анализ уровня устойчивого роста 5 2 3 5 5 1
Методы анализа приоритетности
Функционально-стоимостной анализ 4 2 3 3 2 2,8
Конкурентный анализ 3 3 2 2 3 2,6
Конкурентный анализ по модели «5 сил» М. Портера 3 2 3 3 3 2,8
Дерево целей 4 3 4 4 3 3,6
Качественное развертывание планов 4 3 4 4 3 3,6
Структура разбиения работ 4 3 4 4 4 3,8
L. V. OVESHNIKOVA
Метод Точность Требования к квалификации специалистов Риск Затраты Время Итого (средняя оценка)
1 2 3 4 5 6 7
Диагностические методы
Диагностическая самооценка 4 2 2 4 3 3
Методы внутреннего и внешнего PR 3 2 2 4 3 2,8
Анализ «разрывов» 3 2 2 3 4 2,8
Анализ ресурсов 4 3 2 3 4 3,2
Система сбалансированных показателей 3 2 3 3 4 3
Бенчмаркинг (benchmarking) 3 1 2 3 3 2,4
Методы стратегического проектирования
PIMS-анализ 3 2 3 3 3 2,8
Бизнес-инжиниринг 4 1 4 4 4 3,4
Методы нейро-лингвистического программирования 4 1 4 4 4 3,4
Метод «Маккинзи» (матричный) 3 4 3 3 3 3,2
Метод оценки по системе баллов 2 3 3 2 3 2,6
Метод проверочного списка 3 3 4 3 3 3,2
Модель А^/ЪС 4 2 4 4 3 3,4
Модель Shell/DPM 3 2 4 4 3 3,2
Модель Г. Стейнера 3 2 4 4 4 3,4
Модель Д. Абеля 4 2 4 4 4 3,6
Мозговой штурм 3 3 3 3 3 3
Модель И. Ансоффа 3 3 4 4 3 3,4
Третий критерий «Время» - многие методы занимают достаточно много времени, но обеспечивают высокую эффективность, в отличие от других -быстрых по времени, но недостаточно эффективных. Поэтому данный параметр учитывает только затраченное на анализ время, при условии того, что эффективность должна быть высокой. Балл 1 показывает, что данная модель требует значительно больше времени, чем модель, оцениваемая на 5, при сравнимой в обоих случаях эффективности.
Четвертый критерий «Затраты» - иногда поиск данных в различных источниках сам по себе оказывается достаточно затратным механизмом и требует больше ресурсов, чем достигнутая в результате полезность. Поэтому при выборе источников первичных данных необходимо сопоставлять эффективность полученной информации с затраченными на ее получение ресурсами. Балл 1 означает, что данная модель требует большого количества ресурсов и, вероятно, характеризуется низким уровнем эффективности. Балл 5 показывает, что данный метод высокоэффективен.
Пятый критерий «Риск» - результаты анализа имеют определенную погрешность выполнения в силу ряда объективных и субъективных причин. В этой связи ожидаемый результат может быть недо-
получен, несмотря на то, что по аналитическим данным он был определен. Балл 1 отражает высокий уровень риска получения неправильных данных. Балл 5 говорит о том, что вероятность правильных результатов планирования близка к максимально возможной в данной модели.
Автор произвел группировку методов и инструментов стратегического планирования по ряду признаков, результаты оценки представлены в таблице 1.
В соответствии с указанными критериями выбираются методы наиболее приемлемые в стратегическом планировании инфраструктурного обеспечения региональной экономики с точки зрения полученных средних оценок по ним [2].
Приведенная матричная модель наглядно представляет важнейшие секторы рынка, государственные институты, содействующие формированию и регулированию инфраструктурного обеспечения региона по секторам рынка (табл. 2) [3].
В соответствии с данными таблицы, могут быть определены стратегические направления развития региональной экономики, способствующие решению проблем и повышения эффективности инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, для обеспечения стратегиче- ляющих необходимо стратегическое видение ского развития регионального инфраструктурного приоритетов развития инфраструктурного обес-комплекса и его отдельных отраслевых состав- печения.
Таблица 2
Матричная модель инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов региона
Секторы рынка Функции рынков Институты инфраструктуры региона Институты регулирования региональной экономики
1 2 3 4
Сектор средств производства Обеспечение товародвижения производители - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель Предприятия, их объединения, контрактная система, товарные биржи, оптовые ярмарки, лизинговые фирмы, предпринимательские структуры, торги, товарные аукционы, торговые дома, розничные магазины и т. д. Региональные фонды поддержки регионального бизнеса, законодательные и исполнительные органы власти, министерство государственного имущества и т. д.
Сектор общих условий производства (земля, коммуникации, звания, сооружения), рынок недвижимости Перераспределение имущества между собственниками, предпринимательскими структурами на основе арендных отношений Аукционы недвижимости, посреднические структуры и инвестиционные фонды, ипотечные банки, земельные банки, земельные комитеты на всех уровнях агентства аренды недвижимости и т. д. Органы законодательной и исполнительной власти, министерство государственного имущества и его региональные структуры, госкомзем, службы мониторинга и т. д.
Сектор предметов потребления Обеспечение товародвижения по цепочке производитель -оптовая торговя -розничная торговля -конечный потребитель Различного рода посреднические организации, товарные биржи, товарные склады и комплексы, мелкооптовые магазины и склады, торговые дома, оптовые ярмарки, аукционы, фирмы обслуживания, внешняя торговля Органы законодательной и исполнительной власти, центры по оказанию маркетинговых услуг
Сектор различного рода услуг Удовлетворение потребностей в услугах Коммерческие посреднические структуры, инжиниринговые фирмы, предпринимательские структуры, центры, отделы маркетинговой службы, технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы, сеть транспорта и т. д. Инновационные центры, информационно-аналитические центры, консалтинговые фирмы и т. д. Отраслевые министерства и ведомства, посреднические образования в различных органах исполнительной власти, Центр регионального сотрудничества, региональные научно-координационные советы и центры, центры информационных услуг, центры экспертизы и т. д.
Сектор технологий Распространение в целях использования Коммерческие посреднические организации, инжиниринговые специализированные коммерческие центры и т. д. Сеть Государственной службы, лицензион- торг, ФПГ и др.
Сектор инвестиционных и инновационных ресурсов капиталов Распределение на приоритетной, в том числе конкурсной основе Минэкономики России, Российский технологический фонд фундаментальных исследований, Минфин России, отраслевые министерства, инвестиционные и инновационные фонды, ассоциация «Технопарк» и т. д. Центральные органы власти, инвестиционные комиссии и комитеты, межотраслевые научно-производственные объединения, региональные научно-координационные советы и центры, региональные инновационные центры
Сектор кредитных ресурсов, банковских и страховых центров Предоставленние на приоритетной основе Специальные банки, коммерческие банки и их союзы, международные банки, инвестиционные банки, клиринговые палаты и т. д. Центральный банк России, сбербанки, коммерческие банки, кредитные аукционы, фонды поддержки предпринимательства и т. д.
Сектор валюты Обмен национальной валюты на СКВ и наоборот Международные банки, Внешэкономбанк, валютные биржи, коммерческие банки, Общенациональный банк, реализующий валютную монополию и др. Органы законодательной и исполнительной власти, Центральный банк России, Межгосударственные органы регулирования банковской деятельности
Сектор ценных бумаг Перераспределение прав собственности Минфин России, фондовые биржи,, инвестиционные коммерческие институты, классические фондовые биржи Центральный банк России, Министерство антимонопольной политики, Министерство государственного имущества и его региональные структуры, органы
Ь. V. ОУЕБЫМКОУЛ
Секторы рынка Функции рынков Институты инфраструктуры региона Институты регулирования региональной экономики
1 2 3 4
законодательной и исполнительной власти
Сектор труда (рабочей силы) Рациональное использование трудовых ресурсов Биржи труда, информационные службы, региональные биржи труда, институты социальной реабилитации и переподготовки кадров Правительственные структуры, общегосударственные структуры защиты интересов работающих по найму
При этом необходимо определение содержания и направленности функционирования инфраструктуры, выбора основных видов качественных характеристик, обеспечивающих благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов региона, достижения экономических и социальных ориентиров развития в стратегическом периоде времени.
Литература
1. Методические аспекты оценки эффективности стратегического планирования гостиничного бизнеса URL: http://do.gendocs.ru/docs/index215488.html?pag-e=3
2. Поляков С. Г. Формирование инновационной стратегии развития организации с использованием метода Innovation Scorecard / Поляков С. Г., Степнов И. М., Федоров А. В. // Инновации. № 10. 2003. С. 46-51.
3. Говорин А. А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ». 1999.
4. Овешникова Л. В. Механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе / Сибирская Е. В., Строева О. А., Хохлова О. А., Овешникова Л. В. // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27(351). С. 2-7.
5. Овешникова Л. В. Инфраструктурное обеспечение бизнеса: организационная оценка / Овешникова Л. В., Сибирская Е. В., Строева О. А. // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 53-58.
References
1. Metodicheskiye aspekty otsenki effektivnosti stra-tegicheskogo planirovaniya gostinichnogo biznesa. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index215488.html?pag-e=3
2. Polyakov S. G. Formirovaniye innovatsionnoj strategii razvitiya organizatsii s ispol'zovaniyem metoda Innovation Scorecard / Polyakov S. G., Stepnov I. M., Fe-dorov А. V. // Innovatsii. № 10. 2003. S. 46-51.
3. Govorin А. А. Infrastruktura sovremennogo pred-prinimatel'stva: problemy teorii i praktiki. M.: 2А0 «Finstatinform». 1999.
4. Oveshnikova L. V. Mekhanizm soglasovannogo upravleniya innovatsionnoj deyatel'nost'yu v regione / Sibirskaya E. V., Stroyeva O. А., Khokhlova O. А., Oveshnikova L. V. // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 27(351). S. 2-7.
5. Oveshnikova L. V. Infrastrukturnoye obespeche-niye biznesa: organizatsionnaya otsenka / Oveshnikova L. V., Sibirskaya E. V., Stroyeva O. А. // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 6.
S. 53-58.
* * *
TRADITIONAL AND NEW TENDENCIES OF INFRASTRUCTURE PROVIDING
THE REGION ON THE BASIS OF STRATEGIC PLANS
OVESHNIKOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article presented the author's view of traditional and new tendencies of infrastructure providing the region on the basis of a rating assessment of methods of strategic planning, and also matrix model of infrastructure ensuring activity of the economic entities of the region allowing to increase efficiency of regional economy. The infrastructure providing efficiency of production economic activity, and the region in general becomes a decisive factor of successful development of the region. Stability of functioning of economy of territories interconnects with the level of development in it of infrastructure, and also depends on its readiness for providing and improvement of production economic activity of the organizations of this region. The better developed the infrastructure, the better adapted for changes will be all economy of the region, the stronger base its social and economic functioning and welfare bases on. In this regard definition of prospects of strategic development of infrastructure of regional economy on the basis of various procedures having impact, improving and regulating infrastructure providing regional economy is necessary. Thus, according to the author, definition of the criteria applied at a choice of methods and instruments of strategic planning is actual which include: accuracy, qualification of experts, time,
n. B. OBEmHHKOBA
71
expenses, risk. According to these criteria the author carried out the group of methods and instruments of strategic planning on a number of signs allowing to choose the most expedient methods and instruments of strategic planning on the level of the received estimates. The matrix model created taking into account it visually represents the most important sectors of the market, the state institutes promoting formation and regulation of infrastructure providing the region by economy sectors. It allows to define a vector of development of regional infrastructure, to define a choice of main types of the qualitative characteristics providing normal conditions for activity of the enterprises of the region, achievement of desirable economic and social results of development in the long term.
Key words: tendencies, infrastructure providing region, strategic planning.
L. V. OVESHNIKOVA