Научная статья на тему 'Основные направления развития рыночной инфраструктуры региона'

Основные направления развития рыночной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / РЕГИОН / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманова Марианна Александровна, Пайзулаева Заира Камиловна

В статье раскрываются основные проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определено направление стратегии развития рыночной инфраструктуры. Применен цикл стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Процесс формирования региональной инфраструктуры представлен как один из факторов повышения темпов экономического роста и жизненного уровня населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития рыночной инфраструктуры региона»

Основные направления развития рыночной инфраструктуры региона

Аннотация: В статье раскрываются основные проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определено направление стратегии развития рыночной инфраструктуры. Применен цикл стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Процесс формирования региональной инфраструктуры представлен как один из факторов повышения темпов экономического роста и жизненного уровня населения. Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, регион, рыночная инфраструктура, управление, рынок, инвестиции.

Abdurakhmanova M. A., Payzulayeva Z.K. Main directions of development of market infrastructure of the region. Abstract: The article describes the main problems of development of the market infrastructure in the region in the aspect of strategic planning. Shown the necessity of activation of the investment process in the area of market infrastructure. Defined the strategy of development of the market infrastructure. Applied strategic planning cycle of market infrastructure. The process of formation of regional infrastructure is presented as one of the factors of enhancing economic growth and living standards of the population.

Key words: strategy, strategic targets, region, market infrastructure, management, the market, investments.

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и в связи с этим в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Развитию рыночной инфраструктуры отведено значительное внимание при разработке планов социально-экономического развития регионов. Эффект функционирования отраслей регионального хозяйства и объектов рыночной инфраструктуры зависит не от превалирующей на данный момент формы собственности, а от механизма управления многоотраслевой системой хозяйства регионов. Поэтому необходим поиск стратегии, способной оптимизировать процессы в области функционирования рыночной инфраструктуры.

В основе функционирования региональной рыночной инфраструктуры должна лежать идея саморазвивающейся хозяйственной единицы, способной активно формировать рынок региона. Это позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры и определить перспективу его распределения. Методические основы стратегического развития рыночной инфраструктуры должны предусматривать оптимальное сочетание экономической сферы развития объектов рыночной инфраструктуры с социальной. Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры определяет общественно-правовое, социально-экономическое и воспроизводственное предназначение, смысл существования рыночной инфраструктуры в условиях трансформируемой экономики и усиления ее регионализации.

Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры предполагает повышение эффективности и стабилизацию экономических связей и отношений в региональном комплексе. Генеральной стратегией для реализации миссии должна быть стратегия экономического прорыва [1,с.29]. Концеп-

Абдурахманова Марианна Александровна

Преподаватель ДГУ Г. Махачкала marianna05rus@yandex.ru

Пайзулаева Заира Камиловна

К.э.н., доцент ДГУ Г. Махачкала

ция прорыва в развитии рыночной инфраструктуры определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, выявление новых резервов, рационализация институциональной, управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс к развитию региональной рыночной инфраструктуры. На основе миссии в целевом блоке фокусируются стратегические цели, отражающие основные каналы реализации управленческих решений, выработанных стратегией. Основным документом целевого блока может быть стратегический план развития рыночной инфраструктуры региона. Достоинством стратегического плана является построение его под лозунгом «стратегического партнерства» [2], поскольку в процесс стратегического планирования вовлекаются все заинтересованные участники рынка, административная и законодательная ветви власти, население.

Структуру стратегического плана развития рыночной инфраструктуры, на наш взгляд, можно представить как совокупность следующих элементов:

о анализ внутренней и внешней среды развития рыночной инфраструктуры региона, о разработка концепции развития,

о определение стратегических целей и подцелей, на базе которых формулируются конкретные задачи с системой количественных и качественных показателей, о разработка действий и выработки тактики их осуществления,

о анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Реализация элементов стратегического плана развития рыночной инфраструктуры представляет собой стадии цикла стратегического планирования (рис.1.).

Рис. 1. Цикл (алгоритм) стратегического планирования рыночной инфраструктуры.

По мнению автора, для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.

Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона. [3,с.39]

Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.

Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Разработать подобную Концепцию сроком до 2020 г. должно Народное Собрание Республики Дагестан. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.

Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:

1. Сформировать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.

2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.

3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.

4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.

5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры. Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае,

если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения. [4,с.387]

«Для придачи импульса качественному развитию экономик регионов и приспособлению их к требованиям глобализации необходимо проведение структурной реформы в наиболее важных для реализации этих возможностей (помимо социальных) инфраструктурных отраслях. Целью реформы должно стать радикальное изменение бизнес-среды в основной производственной и инфраструктурных отраслях с тем, чтобы превратить оказание инфраструктурных услуг в нормальный бизнес.» [5,с. 8]

В результате реализации стратегии управления рыночной инфраструктурой произойдет активизация ее элементов. Концентрация и «транзит» деловой активности российских производителей позволят региону реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров и будут содействовать интеграции российских товаропроизводителей в общероссийскую торгово-производственную сеть.

Литература

1. Ахтариева Л.Г. «Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры». - «Проблемы современной экономики», № 3 - 2008г.

2. Глоссарий.ги: www.glossarv.ru

3. В новый век. Стратегический план развития Южного федерального округа. - Ростов, - 2003г., - С.13.

4. Гапоненко А. Практика развития ценовой активности в регионе. - М.: 2004г. - С.387.

5. Багомедов М.А. Формирование конструктивной региональной политики в условиях глобализации // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, Махачкала, 2009, №4, с. 7-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.