ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
АЙГУМОВ АД, ОМАРОВ М.М.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
С учетом природно-ландшафтных условий в республике наибольшее развитие получил именно автомобильный транспорт и, соответственно, до-рожно-инфраструктурный комплекс. Особенно важную роль он играет в развитии горных районов Дагестана и занимает лидирующее положение в структуре перевозок республики. В связи с этим стратегические направления развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан как объекта стратегического планирования должны быть увязаны с концепцией экономического и социального развития региона. Целью стратегии развития транспортной инфраструктуры Дагестана на период до 2020 года является повышение конкурентоспособности экономики республики, транспортное обеспечение социально-экономического развития, полное удовлетворение растущего спроса экономики и населения на качественные транспортные услуги.
AYGUMOVA.D., OMAROVM.M.
FORMATION DEVELOPMENT STRATEGY OF A TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF REPUBLIC DAGESTAN
In view of landscape in republic the greatest development was received motor transport and accordingly roud-infrastuctural complex . Especially important role it plays in development of mountain areas of Dagestan and borrows a leading rule in transportations structure of republic. In this connection the strategic directions of development of a Republic transport infrastructure as object of strategic planning should be coordinated to the concept of economic and social development of region. The purpose of development strategy of a transport infrastructure for the period till 2020 is the increase of competitiveness of republic economy, transport maintenance of socio economic development, complete satisfaction of growing demand of economy and population on gualitative transport services.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, стратегия развития, до-рожно-инфраструктурный комплекс, структура перевозок, конкурентоспособность экономики.
Keywords: transport infrastructure, development strategy, dorozhno-infrastructu-ral complex, structure of transportations, competitiveness of economy.
Одной из важнейших составляющих экономики любого региона является инфраструктура, в которой особую роль играет транспортный комплекс.
Транспорт представляет собой не просто одну из частей хозяйственной системы, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики. Он оказывает активное воздействие на формирование территориальных пропорций социально-экономического развития, выступает важным индикатором уровня рыночной активности. Такие показатели, как грузооборот и пассажирооборот транспорта, плотность путей сообщения, являются одними из основных в оценке общего социально-экономического положения различных регионов.
Очевидно, что эффективность функционирования экономики во многом зависит от уровня развития транспорта. Выполняя функцию пространственного перемещения грузов и людей, транспорт связывает производство и потребление, объединяет различные предприятия, отрасли и регионы в единый комплекс.
В рыночных условиях реакцией региональной системы управления на ограниченность ресурсов является выделение приоритетов в финансировании экономического развития отдельных элементов социально-экономической системы. Выделение приоритетов в развитии любой системы становится наиболее актуальным при разработке стратегий ее развития. Для Республики Дагестан, по нашему мнению, наиболее значимым элементом транспортной инфраструктуры является дорожно-инфраструктурный комплекс. С учетом природно-ландшафтных условий в республике наибольшее развитие получил именно автомобильный транспорт и, соответственно до-рожно-инфраструктурный комплекс. Особенно важную роль он играет в развитии горных районов Дагестана.
Приоритетному развитию автотранспорта в республике способствует сложившаяся сеть автомобильных дорог федерального и республиканского значения: АМ - 29 «Кавказ» (направление «Баку-Махачкала-Москва»), АД «Кочубей-Нефтекумск-Минводы», АД-153 «Астрахань-Каспийский-Кочубей
- Кизляр - Махачкала» и 43-х автодорог республиканского и местного значения.
Общая протяженность автомобильных дорог в республике составила 8159,8 км, в том числе федерального значения - 643,3 км, республиканского значения - 2478.2 км, местного значения - 5038,3 км. Автомобильными дорогами в республике занято 22,6 тыс. га земельной площади.
Из общей протяженности обслуживаемой территориальной сети дорог с твердым покрытием - 7647,8 км - лишь 2365,2 км, или 31%, имеют асфальтобетонное покрытие. Доля высококатегорных дорог составляет 0,5%, 80% составляют дороги низшей технической категории.
Внешние автомобильные связи Республики Дагестан с субъектами Южного Федерального округа и Российской Федерации обеспечиваются по двум направлениям с севера: Хасавюртовское - через г. Грозный, Кизлярское
- через Ставропольский край и г. Астрахань.
Все автомобильные дороги в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии и способны пропускать существующие транспортные потоки.
Северный Кавказ всегда занимал и занимает стратегически важное экономико- и политико-географическое положение. С появлением на постсоветском пространстве новых суверенных государств на политической карте мира произошли глубокие качественные изменения.
Республика Дагестан в новой для России геополитической ситуации выдвинулась на одну из ключевых ролей в Северо-Кавказском регионе.
Эта ключевая роль определена, прежде всего, приграничным положением республики - самый южный пограничный субъект российского государства (на севере граничит с Калмыкией, на западе - со Ставропольским краем, Чеченской Республикой, Грузией, на юге - с Азербайджаном, на востоке омывается Каспийским морем; общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 км, с запада на восток - 200 км).
Учитывая сложные рельефно-геологические условия местности, в структуре перевозок лидирующее положение занимает автомобильный транспорт, которым осуществляется значительная часть всех перевозок республики.
В связи с этим стратегические направления развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан как объекта стратегического планирования должны быть увязаны с концепцией экономического и социального развития региона. Целью стратегии развития транспортной инфраструктуры Дагестана на период до 2020 года является повышение конкурентоспособности экономики республики, транспортное обеспечение социально-экономического развития, полное удовлетворение растущего спроса экономики и населения на качественные транспортые услуги, предъявляемые на национальном и международном рынках перевозок, на основе опережающего и инновационного развития транспортной системы Юга России.
Для достижения стратегической цели развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан в перспективе до 2020 года должны быть решены следующие задачи:
❖ формирование доступной и эффективной транспортной системы республики, обеспечивающей предоставление качественных транспортных услуг, и снижение транспортных издержек экономики;
❖ повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортного комплекса Дагестана, эффективная реализация транзитного потенциала республики;
❖ приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями экономики и населения, лучшими мировыми стандартами на основе инновационных технологий и информационных систем управления;
❖ повышение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса Дагестана.
Стратегия развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан должна носить многоцелевой комплексный характер и реализовать три взаимосвязанных подхода: проблемный, отраслевой и региональный.
В рассматриваемой перспективе приоритетом стратегии является проблемный подход, обеспечивающий концентрацию ресурсов и усилий на решение ключевых задач развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан (переход к инновационному и социально-ориентированному пути развития, формирование конкурентоспособного на мировом и отечественном рынках нового транспортного продукта, обеспечивающего эффективное то-варо движение).
Проблемный подход проецируется в конкретных направлениях и задачах, определяемых в рамках отдельных видов транспорта и в разрезе субъектов республики.
Формирование стратегии развития транспортной инфраструктуры основывается на следующих принципах:
❖ обеспечение опережающего развития транспортного комплекса по сравнению с другими отраслями экономики как условие ускоренного развития Дагестана, повышения доступности и качества транспортных услуг;
❖ использование программно-целевого подхода как инструмента реализации Стратегии;
❖ формирование и реализация стратегии развития транспортной инфраструктуры с учетом этапности и сценарного подхода;
❖ приоритетный характер ликвидации разрывов и «узких мест» в транспортном комплексе республики;
❖ скоординированное развитие различных видов транспорта в субъектах республики, направленное на реализацию их объективных преимуществ;
❖ эффективное взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти, бизнеса, всех участников транспортного процесса в реализации цели и задач стратегического развития Дагестана.
Стратегия развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан должна стать организационно-методологической и административно-управленческой основой для координации действий и концентрации усилий органов государственной власти, бизнес-сообщества, науки, образовательного комплекса республики в интересах достижения стратегических целей и решения практических задач перспективного развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан с учётом определения отраслевых и республиканских приоритетов.
В соответствии сформулированными целями и задачами на период до 2020 года, стратегическими направлениями развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан должны стать:
❖ гармонизированное развитие объектов транспортной инфраструктуры республики на основе российской, региональной и республиканской стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования Дагестана;
❖ формирование республиканской транспортной базы для обеспече-
ния внешнеторговых связей России, экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортного комплекса Дагестана в мировую транспортную систему;
❖ развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Дагестана, реализация транзитного потенциала;
❖ повышение качества жизни населения за счет доступного уровня транспортного обеспечения, развития транспортно-дорожной сети и ее инфраструктуры;
❖ транспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса Дагестана;
❖ повышение уровня надежности и безопасности транспортно-дорожного обеспечения социально-экономического развития республики в едином транспортном пространстве России.
Благодаря геополитическому положению, Республика Дагестан обладает значительным транзитным потенциалом перевозки грузов и пассажиров в международном и внутрирегиональном сообщении. Использование транзитного потенциала Дагестана в системе международных транспортных коридоров должно быть не только приоритетом развития республиканской транспортной системы, но и точкой экономического роста территории.
Для повышения уровня реализации транзитного потенциала Дагестана необходимо обеспечить ускоренное осуществление важнейших инфраструктурных проектов развития российско-дагестанских участков международных транспортных коридоров, в том числе:
❖ участие проектов развития транспорта республики в реализации об-
щей стратегии развития сети МТК «Север-Юг», «Запад-Восток», (Финляндия - Санкт - Петербург - Москва с ответвлениями на Каспий), проходящих по территории региона в европейском и азиатском направлениях;
❖ дальнейшее укрепление транспортной инфраструктуры МТК «Север- Юг» на основе реконструкции федеральных автомагистралей АМ - 29 «Кавказ» (направление «Баку-Махачкала-Москва»), АД «Кочубей - Нефтекумск - Минводы», АД-153 «Астрахань - Каспийский - Кочубей - Кизляр - Махачкала»;
❖ комплексное развитие Махачкалинского транспортного узла с увеличением объемов перевалки Махачкалинского морского торгового порта;
❖ строительство перспективного канала «Евразия», соединяющего Каспийское море с Черным (по трассе Каспийское море - река Кума - Восточный Маныч - Западный Маныч - Азовское море - Черное море);
❖- приоритетное строительство терминально-логистических комплексов, информационных систем в узлах пересечений международных транспортных коридоров (Махачкала), инфраструктуры транзитных перевозок для ускорения доставки грузов, обеспечения междуна-
родных стандартов качества транспортных услуг.
Целевая направленность стратегического планирования развития до-рожно-инфраструктурного комплекса региона может соблюдаться и реализо-вываться в полной мере в условиях сочетания и взаимообусловленности предпринимаемых мер экономического, социального, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, структурно-организационного и маркетингового характера разноуровневыми органами управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством как в рамках осуществляемых стратегий, так и реализуемых целевых программ развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Стратегическая и программно-целевая ориентация на достижение необходимых или наиболее приемлемых результатов развития дорожно-транспортного комплекса на уровне регионов, на наш взгляд, должна быть направлена на решение таких общих, взаимообусловленных социально-экономических проблем, как:
❖ обеспечение территориальной дорожно-транспортной доступности, содействующей экономической целостности государства, укрепляющей социальную стабильность, экономической и политической интеграции страны;
❖ создание условий для повышения уровня активности передвижения граждан различных социальных слоев и групп;
❖ содействие развитию и созданию рациональных дорожно-транспортных условий для внешнеторговой деятельности;
❖ повышение уровня координации взаимодействия взаимообусловленного развития дорожно-транспортной инфраструктуры, интеграция транспортных и производственно-распределительных процессов, создание мультимодальных перевозочных систем и механизмов товарораспределения;
❖ соблюдение стратегических и оборонных интересов Российской Федерации, экономической безопасности страны;
❖ устранение имеющихся и предотвращение негативных воздействий на природную среду;
❖ повышение безопасности дорожного движения.
На достижение общих стратегических и программных целей социально-экономического развития дорожно-инфраструктурного комплекса, решение взаимосогласованных и единых проблем текущего функционирования, перспективного и стратегического развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства должны быть ориентированы комплексные меры, направленные на:
❖ обеспечение финансирования программного и проектного инвестирования средств в модернизацию опорной дорожной сети, ремонт и содержание автомобильных дорог;
❖ реконструкцию и техническое совершенствование местных автомобильных дорог для соединения населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования;
❖ рационализацию взаимодействия элементов системы управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
❖ совершенствование координации и развитие взаимосогласованных действий федеральных, региональных и муниципальных органов управления дорожно-транспортным комплексом;
❖ интеграцию текущего, перспективного и стратегического планирования развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, совершенствование способов анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог;
❖ повышение качества проведения дорожных работ посредством внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (новшеств), опережающего развития российского дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии;
❖ достижение равновесности спроса и предложения на таких сегментах автодорожного рынка, как дорожные работы, дорожно-транспортные услуги;
❖ повышение уровня конкуренции выполнения дорожно-транспортных работ на основе внедрения и совершенствования механизма предоставления подрядов на строительство и модернизацию объектов дорожной инфраструктуры.
Выполнение комплексных мероприятий в рамках текущих и перспективных планов развития дорожно-инфраструктурного комплекса, инициированных Министерством транспорта Российской Федерации и его Государственной службы дорожного хозяйства в целях обеспечения безопасного функционирования и устойчивого социально-экономического развития комплекса, в целевом отношении ориентировано на поддержание устойчивых темпов экономического роста посредством:
❖ повышения технического уровня сложных инженерных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования;
❖ внедрения технических и технологических новшеств в процессе модернизации действующих федеральных автомобильных дорог общего пользования, приведения их транспортно - эксплуатационного состояния в соответствие с требованиями, предъявляемыми возросшей интенсивностью движения и техническими данными транспортных средств;
❖ развития сети федеральных автомобильных дорог для обеспечения устойчивых межрегиональных связей;
❖ объединения сети автомобильных дорог общего пользования России в Евро-Азиатскую систему международных автомобильных магистралей;
❖ инженерного обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности дорог;
❖ дифференцированного использования методов и способов планово-
расчетных обоснований достижения устойчивых темпов экономического роста в текущем функционировании, перспективном и стратегическом периодах социально-экономического развития объектов дорожной инфраструктуры;
❖ расширения сегмента дорожных услуг и работ, повышения уровня их конкурентоспособности;
❖ рационализации взаимодействия основных элементов системы управления развитием федеральных автомобильных дорог;
❖ роста нормативно-правового обеспечения и технического уровня объектов дорожной инфраструктуры.
Эффективность предпринимаемых мер, направленных на достижение высоких экономических результатов дорожно-инфраструктурного комплекса в рамках текущего, перспективного и стратегического планирования, на наш взгляд, связана с реализацией как социально-экономических целевых программ, так и осуществления договорных отношении между Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодором), администрацией субъектов Российской Федерации и территориальных органов управления дорожным хозяйством в целях повышения уровня организации дорожных работ, финансируемых из федерального бюджета; координирования деятельности объектов и структурных составляющих дорожного хозяйства; определения долгосрочной перспективы (до 2020 года) развития сети автомобильных дорог и обеспечения стабильной загрузки производственных мощностей дорожных организационно-правовых структур.
В настоящее время программами, объединяющими комплексные меры субъекта управления дорожным хозяйством по достижению на основе необходимого ресурсообеспечения устойчивых темпов экономического роста, выступают Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России за период до 2010 г. «Дороги России XXI века»; «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 года), в рамках которой 90% средств, выделяемых из федерального бюджета, должно быть направлено на развитие дорожного хозяйства; «Автомобильные дороги» как этап осуществления президентской программы рационализации автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» на период до 2010 года.
Реализация целевых программ в соединении со стратегической ориентацией дорожно-инфраструктурного комплекса и его отдельных составляющих (объектов) на достижение необходимой результативности, на наш взгляд, должна осуществляться в соответствии со стратегической целью социально-экономического развития региона, выполняемых мер экономической, научно-инновационной, структурно-организационной и внешнеэкономической направленности. При этом каждое из указанных направлений программно-целевого и стратегического развития объектов и в целом дорожной инфраструктуры осуществляется в соответствии с конкретными разделами реализуемых программ, текущих и перспективных планов развития дорожного хозяйства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
_Литература_
1.Ф.Батисс Транспортные проблемы периферийных регионов. Железные дороги мира №1. - 2000г.
2.Величко В.И., Сотников Е.А., Винокурова Т.А., Голубев Б.М.. Основы транспортного экспедирования на железнодорожном транспорте. - М: Ин-текст, 2000г.
3.Морозова И.А. Основные направления модернизации транспортной инфраструктуры Южного федерального округа. Журнал «Региональная экономика», №4, 2007г.
4.Журнал Российская федерация сегодня. №9, 2005г. Транспортная инфраструктура.