Научная статья на тему 'Развитие транспортной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития Чеченской Республики'

Развитие транспортной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1684
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭНЕРГОРЕСУРСНАЯ БАЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / A GEOECONOMIC SITUATION / A TRANSPORT INFRASTRUCTURE / POWER RESOURCE BASE / SAFETY / MOBILITY / PROTECTION SOCIAL AND ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тумхаджиев А. Б., Хасуева А. Ш.

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития Чеченской республики и их влияние на развитие транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тумхаджиев А. Б., Хасуева А. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the transport infrastructure taking into account social and economic development of the Chechen Republic

In article features of social and economic development of the Che-chen republic and their influence on development of a transport infrastructure are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития Чеченской Республики»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТУМХАДЖИЕВ А.Б.,

старший преподаватель,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова,

e-mail: [email protected];

ХАСУЕВА А.Ш.,

ассистент,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова,

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития Чеченской республики и их влияние на развитие транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: геоэкономическое положение; транспортная инфраструктура; энергоресурсная база; безопасность; мобильность; защита социальной и природной среды.

The summary: In article features of social and economic development of the che-chen republic and their influence on development of a transport infrastructure are considered.

Keywords: a geoeconomic situation; a transport infrastructure; power resource base; safety; mobility; protection social and environment.

Коды классификатора JEL: L91, R41.

Особенностью Чеченской Республики, определяющей ее место в экономике Российской Федерации, является природно-ресурсный комплекс, обусловленный уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды: благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными угодьями, значительными запасами минерального сырья (особенно углеводородов), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и туристическими ресурсами.

Выгодное геоэкономическое положение, особенно с точки зрения межрегионального и международного транзита, человеческий капитал: увеличивающиеся трудовые ресурсы с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности, а также возможность развития конкурентоспособных производств и возможности расширения их состава с опорой на трудовой и природно-ресурсный потенциал, позволяет говорить о готовности Республики к социально-экономической модернизации на основе инноваций материально-технической базы и инвестиций как со стороны государства, так и республиканских.

По объему и номенклатуре выпускаемой продукции промышленность Чеченской Республики занимала одно из ведущих мест на Северном Кавказе, имела устойчивую тенденцию роста всех производственных мощностей, ее продукция экспортировалась в десятки зарубежных стран мира и практически полностью обеспечивала весь юг России нефтепродуктами, страну авиационным топливом и различными продуктами нефтехимии. Но за 1991-2000 гг. в результате неэффективного управления и вооруженного конфликта Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически потерян существовавший в начале 1990-х гг. кадровый потенциал республики в результате вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов прежде всего из числа русскоязычного населения.

Вследствие крайне низкого образовательного уровня значительной части населения, незанятого в экономике и не имеющего какого-либо опыта трудовой деятельности, возник чрезвычайно высокий уровень безработицы трудоспособного населения.

Процесс восстановления экономики республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики.

© А.Б. Тумхаджиев, А.Ш. Хасуева, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

Имеющийся потенциал развития республиканской экономики — это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики Чеченской Республики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод.

Способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.

Основными составляющими минерально-сырьевого потенциала Чеченской Республики являются:

ресурсы углеводородного сырья — нефти, перспективы роста, добычи которой к 2010 г. согласно прогнозу специалистов составят до 4,5 млн тонн;

растворенного (попутного) и свободного газа и конденсата до 1,6 млрд куб. м;

ресурсы минерального сырья — кирпично-черепичного, керамзитового, песчано-гравийного, цементного и другого для производства разнообразных строительных материалов;

ресурсы подземных вод — пресных, минеральных и термальных.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Чеченской Республики является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических, топливных, минеральных, природно-климатических ресурсах и динамично развивающейся транспортной инфраструктуре, обеспечивающей эффективную взаимосвязь элементов хозяйственного комплекса.

Транспортная инфраструктура Чеченской Республики слагается из следующих подотраслей: автотранспорт, железнодорожный транспорт, авиатранспорт, трубопровод.

В настоящее время в автотранспортной подотрасли сложилось следующее положение. Чеченская Республика по сравнению с другими регионами Российской Федерации отличается нестандартной дорожно-транспортной ситуацией.

Автомобильные дороги общего пользования являются главной составляющей транспортной инфраструктуры и важнейшим элементом экономического возрождения и развития Чеченской Республики.

В условиях, когда железнодорожное сообщение функционирует частично, на долю автомобильных дорог общего пользования приходится более 90% грузовых и до 95% пассажирских перевозок, парк автотранспортных средств ежегодно в республике увеличивается на 12-15%.

По территории Чеченской Республики проходят автомобильные дороги межрегионального значения протяженностью 364 км, в том числе:

■ автодорога «Ставрополь — Прохладное — Кизляр — Крайновка» протяженностью 160 км, которая кратчайшим путем соединяет Северную Осетию — Алания и другие регионы Южного федерального круга с Республикой Дагестан и Закавказьем.

■ автодорога Гребенская — Хасав-юрт протяженностью по территории Чеченской Республики 4 км, которая кратчайшим путем соединяет притеречные районы Чеченской Республики через г. Хасав-юрт республики Дагестан и южными районами.

■ автодороги Ищерская — Грозный и Грозный Ведено — Ботлих (гр. Дагестана) протяженностью 158 км, которая соединяет Республику Северная Осетия — Алания через территорию Чеченской Республики с Южными районами Республики Дагестан.

■ автодорога Горагорск — Малгобек протяженностью 18 км, которая кратчайшим путем соединяет населенные пункты Республики Ингушетия и Чеченской Республики.

■ автодорога Червленная — Грозный протяженностью 24 км, которая выводит транспортные потоки к автодороге федерального значения М-29 «Кавказ».

С учетом того, что нормативный срок службы автодорог с асфальтовым покрытием составляет 15 лет, с гравийным покрытием — 9 лет, для восстановления транспортно-эксплуатационного потенциала сети дорог общего пользования Чеченской Республики ежегодно необходимо производить капитальный ремонт 80 км автодорог с асфальтобетонным покрытием и 170 км автодорог с гравийным покрытием.

В действующих на данный момент ценах стоимость капитального ремонта 1 км дороги с асфальтобетонным покрытием составляет 7,0-8,0 млн рублей, с гравийным покрытием 2,5-3,5 млн рублей.

В целом для восстановления дорожной отрасли на должном уровне ежегодно требуются финансовые затраты в объеме 6,0-7,0 млрд рублей.

Железнодорожный сектор транспортной инфраструктуры представлен железнодорожным узлом Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги, расположеном на магистрали Грозный — Гудермес — Моздок — Прохладная — Ростов (Терский ход). До станции «Моздок» функционирует однопутный участок. Протяженность пути на территории Чеченской Республики от станции «Грозный» до станции «Ищерская» 116 км.

Авиатранспорт республики сконцентрирован в г. Грозный. На территории республики функционирует один гражданский аэропорт. На сегодняшний день он может принимать самолеты среднего класса, пропускная способность аэровокзала — 150 пассажиров в час. Длина взлетно-посадочной полосы — 2,8 км.

Трубопровод. Территорию республики пересекают несколько магистральных газопроводов: Червленная — Макат, Моздок — Кази — Магомед, Ставрополь — Грозный, Моздок — Ищерская, Камыш — Бурун — Ищерская, Аксай — Гудермес — Грозный. Общая протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов составляет 606,02 км.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по основным видам деятельности транспорта ЧР (в фактически действовавших ценах, млн руб.)

Показатели годы

2006 2007 2008 2009 2010

Транспорт — всего 560,5 849,1 3725,0 2743,6 1861,1

из него:

деятельность железнодорожного транспорта - - 543,4 153,8 258,7

деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию 560,5 849,1 3131,3 2487,2 1536,9

деятельность городского электрического транспорта

деятельность автомобильного грузового транспорта - - - - -

транспортирование по трубопроводам - - 302,6 399,5 892,1

деятельность воздушного и космического транспорта - - 50,3 102,6 65,5

В структуре инвестиций в основной капитал транспортной инфраструктуры на протяжении последних пяти лет наибольший удельный вес занимает автомобильный транспорт (по данным за 2010 г. показатель составил 82%), хотя с 2008 по 2010 гг. абсолютные объемы финансирования сократились наполовину.

Таблица 2

Основные фонды организаций основных видов деятельности транспорта ЧР (в фактически действовавших ценах, млн руб.)

Показатели годы

2006 2007 2008 2009 2010

Транспорт - всего 2494,1 3476,0 5596,5 6742,0 8238,3

из него:

железнодорожный транспорт 1363,7 1486,9 2225,0 2478,6 3226,9

автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющегося расписанию 229,9 381,2 526,1 1062,2 880,8

городской электрический транспорта

автомобильный грузовой транспорт 24,0 26,7 68,2 111,1 110,7

трубопроводный 407,0 516,3 687,4 972,9 1517,7

воздушный 154,3 766,8 1076,0 166,1 173,2

Проводимая инвестиционная политика позволяет поддерживать степень износа основных средств на уровне 2731%. В 2010 г. наиболее изношенными были основные средства железнодорожного транспорта (35%) и автомобильного грузового транспорта (38,1%) (см. табл. 3).

Таблица 3

Степень износа основных фондов организаций, основных видов деятельности транспорта ЧР (в %)

Показатели годы

2006 2007 2008 2009 2010

Транспорт — всего 27,6 27,1 30,9 32,0 30,8

из него:

железнодорожный транспорт 28,7 37,1 39,0 39,9 35,0

автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию 20,7 24,7 20,7 21,5 25,4

городской электрический транспорта

автомобильный грузовой транспорт 36,7 41,2 15,2 36,0 38,1

трубопроводный 1,6 5,9 10,3 11,5 16,8

воздушный 40,8 11,5 15,4 14,2 20,5

Сложившееся в секторах транспортной инфраструктуры положение предопределило цели и задачи развития транспортной инфраструктуры Чеченской Республики. Они разработаны на основе целей и задач Транспортной стратегии России, с учетом реализации мероприятий действующих федеральных программ, в том числе и в сфере развития отраслей

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

транспортного комплекса России. Основная цель развития транспортной инфраструктуры — обеспечение доступности и качества транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами. В комплексе мероприятий закреплены минимальные социальные транспортные стандарты, использованы механизмы компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на социальные перевозки. Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Чеченской Республики являются:

— Безопасность — обеспечение безопасности перевозки пассажиров; снижение смертности, обусловленной ДТП; сокращение количества повреждений транспорта.

— Мобильность — улучшение технического состояния транспортной системы; сокращение времени пребывания в пути; повышение надежности и своевременности доставки пассажиров и грузов; повышение степени доступности транспортной системы для индивидуального пользователя; сокращение затрат для пользователей транспортными услугами.

— Экономический рост — обеспечение роста индекса потребительских цен на транспортные услуги ниже уровня роста ВВП; повышение конкурентоспособности в сфере внутриреспубликанских, межсубъектных и международных перевозок товаров и услуг; привлечение высококвалифицированных специалистов в транспортную отрасль республики;

— Защита социальной и природной среды — сокращение отрицательного воздействия транспорта на экологическую систему и природную среду; снижение отрицательного воздействия транспорта на организм человека.

— Повышение обороноспособности, оснащение и усиление пограничной зоны.

Восстановление и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Чеченской Республике является коренным этапом возрождения современной сети автомобильных дорог республики, как неотъемлемой части транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Первоначально целесообразно осуществить реконструкцию и капитальный ремонт главных автомагистралей и сооружений на них, связывающих Чеченскую Республику с соседними регионами Российской Федерации с доведением их технических параметров до уровня современных требований. Пропускная способность важнейших магистралей возрастет в 1,4 раза.

В перспективе обеспеченность всего Северо-Кавказского региона, в том числе и республики, автомобильными дорогами с твердым покрытием общего пользования определяет предпосылки для превращения Чеченской Республики в составную часть транспортных коридоров «Север — Юг» и «Азия — Европа».

В развитии сети автомобильных дорог Чеченской Республики выделена миссия дорожного хозяйства республики, которая состоит в повышении уровня жизни населения за счет формирования транспортно-логистического комплекса, соответствующего потребностям экономики, населения и государства, содействия экономическому росту, укреплению единого экономического пространства и конкурентоспособности Чеченской Республики.

Основными задачами по достижению заданной миссии являются следующие:

1. Формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования без разрывов, «узких мест» и круглогодично доступной для населения.

2. Обеспечение плановости в проведении проектно-изыскательских работ.

3.Вывод транзитных транспортных потоков на наиболее загруженных дорогах регионального значения за пределы населенных пунктов путем строительства обходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Создание дополнительных транспортных коридоров, обеспечивающих связи с соседними субъектами РФ в Южном федеральном округе.

5. Создание пилотных проектов платных автомобильных дорог.

Создание развитой сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, создаст основу для:

• обеспечения растущего спроса предприятий отраслей экономики республики в грузовых перевозках. Оптимизация использования грузового автотранспорта во внутригородских перевозках путем применения логистических методов в работе автотранспортных предприятий и совершенствования организации дорожного движения приведет к снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышению конкурентоспособности производителей, уменьшению автомобильных заторов и снижению негативного влияния автотранспорта на состояние окружающей среды;

• поддержки республиканских автоперевозчиков, стимулированию развития средних и крупных автотранспортных предприятий.

• создания условий для консолидации рынка автоперевозок и развития средних и крупных автотранспортных компаний, специализирующихся на перевозке определенных видов грузов (контейнерных, строительных, продовольственных грузов и т.д.).

• повышения конкурентоспособности автотранспортных компаний республики с целью сохранения и увеличения их доли на рынке Юга России;

• обеспечения дистрибуции и логистики. Возрастание роли автомобильного транспорта в обеспечении функционирования предприятий Республики связано с формированием экономики постиндустриального типа, ростом объемов производства и строительства, развитием торговли и сферы услуг, сокращением объемов складских запасов, расширением ассортимента товаров в торговой сети;

• повышения безопасности автомобильного транспорта и уменьшение его вредного воздействия на состояние окружающей среды. В последние годы значительно возросло вредное воздействие автотранспортных средств на окружающую среду, что связано с ростом уровня автомобилизации, высокой степенью изношенности подвижного состава.

Совершенствование и развитие улично-дорожной сети (УДС) населенных пунктов:

1) формирование системы магистралей скоростного и непрерывного движения, создающих планировочный каркас УДС;

2) совершенствование планировочной структуры существующей УДС, повышение ее связности за счет строительства транспортных развязок в разных уровнях, реконструкции и строительство набережных, мостов и путепроводов;

3) повышение пропускной способности УДС на основе внедрения современных методов организации дорожного движения, с созданием в городе интеллектуальной транспортной системы для управления всеми видами автомобильного и наземного пассажирского транспорта, а так же крупными объектами дорожно-транспортной инфраструктуры;

4) формирование каркаса УДС для обеспечения грузового движения между зонами локализации грузогенерирующих объектов на территории г. Грозный;

5) повышение транспортно-эксплуатационных качеств УДС за счет внедрения новых технологий строительства, содержания и ремонта дорожной сети, создания современной системы мониторинга функционирования УДС на основе инструментальных методов контроля, формирования электронных баз данных с использованием ГИС-технологий.

Развитие воздушного транспорта республики предполагает:

■ восстановление аэропорта «Грозный «Северный» и придание ему международного статуса, увеличение мощности аэропорта до 550 пасс./час на первом этапе, создание дополнительно 800 рабочих мест. Реконструкция аэропорта позволит обеспечить ввоз необходимых товаров народного потребления, оборудования и материалов по оптовым ценам. Прогнозируемый объем пассажирских перевозок — до 850 тыс. чел. в год. Грузооборот составит 5356 т в год;

■ предусматривается увеличение взлетно-посадочной полосы длиной до 3600 п.м. и шириной до 65 п.м. Реализация проекта позволит принимать воздушные суда любого класса, организовать международные перевозки, обслуживать транзитные международные рейсы и внутренние авиарейсы;

■ придание аэропорту «Грозный «Северный» международного статуса позволит создать особую портовую экономическую зону в районе аэропорта, что положительно скажется на инвестиционном климате в республике, а также на социально-экономическом развитии Чеченской Республики и Юга России в целом.

Для поддержания процесса динамичного восстановления экономики республики важно поддерживать в хорошем рабочем состоянии имеющуюся сеть трубопроводов. В перспективах развития данного сектора транспортной инфраструктуры расширение сети трубопроводов в направлении г. Новороссийск, благодаря чему существенно снизятся затраты на транспортировку углеводородного сырья железнодорожным транспортом.

В долгосрочной перспективе предполагается пополнение и обновление материалов и конструкций для технического прикрытия объектов железнодорожного транспорта, восстановление железнодорожной инфраструктуры в Чеченской Республике.

В «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» отмечено, что в перспективе до 2030 г. наибольшей загрузкой будут характеризоваться железнодорожные линии на подходах к целому ряду регионов страны, включая регионы Южного федерального округа. На подходах к Северному Кавказу также прогнозируются высокие темпы прироста объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании — в 1,4 — 1,6 раза (к уровню 2006 г.).

В данном направлении будет по-прежнему назначаться большое число летних и дополнительных поездов, а сокращение времени хода поездов за счет их ускорения, сокращения числа технических стоянок, ликвидации угловых заездов и повышение качества обслуживания привлекут дополнительные пассажиропотоки, в том числе и с других видов транспорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антоненко И.В. Стратегии реализации инновационного потенциала регионов Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. № 22 (205). 2011.

2. Белоусова, Н.И. Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Системный анализ транспорта России в современных условиях. М.: Едиториал УРСС, 2001.

3. БраннольтеУ.,БеттгерК.,ШвецовВ.Л.,Аппельт Ф. Стратегическое планирование транспортной инфраструктуры. Методики проектной оценки в Германии»; ГИС-Ассоциация // Управление развитием территории. № 1, 2, 3, 4. 2008 // www.gisa.ru.

4. Доничев О.А., Тожокин И.В. Адаптированная методика инвестиционного мультип-ликатора при оценке финансовых вложений в дорожное строительство // Экономиче-ский анализ: теория и практика. № 42 (249). 2011.

5. Курилова А.А. Тенденции и прогнозы развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. № 24 (231). 2011.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.