УДК 349.6
Стратегические направления повышения взаимодействия компетентных структур СНГ по обеспечению безопасности объектов ТЭК в новых экономических реалиях
ЗВЕРЬКОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,
первый заместитель Генерального директора ООО «АтомПроектЭнергоСервис» (e-mail: [email protected]); СИДОРОВИЧ ТАТЬЯНА ИВАНОВНА,
инженер I категории центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (e-mail: [email protected]); ФАЛЕЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ,
главный специалист отряда «Центроспас», кандидат политических наук (e-mail: [email protected]); ЦЫБИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
ведущий научный сотрудник центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, кандидат физико-математических наук (e-mail: [email protected])
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены проблемы обеспечения устойчивого развития северных территорий, объектов ТЭК на основе применения атомных станций малой мощности - надежного энергетического бескарбонатного источника реализации национальных проектов освоения нефтегазоносных и рудных месторождений. Предложены варианты совершенствования нормативно-правовой базы атомной энергетики, повышения взаимодействия функциональных и территориальных подсистем РСЧС всех уровней, компетентных структур СНГ при обеспечении экологической безопасности жизнедеятельности населения и территорий в новых экономических реалиях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктика, атомная энергетика, безопасность жизнедеятельности, нефтегазовые месторождения, нормативно-правовая база.
STRATEGIC DIRECTIONS FOR IMPROVING THE INTERACTION OF COMPETENT CIS STRUCTURES TO ENSURE THE SAFETY OF FUEL AND ENERGY FACILITIES IN THE NEW ECONOMIC REALITIES
ZVERKOV VIKTOR ALEXANDROVICH,
First Deputy General Director of Atomproektenergoservice LLC (e-mail: [email protected]); SIDOROVICH TATIANAIVANOVNA,
Engineer of the I category of the Center of the State Research Institute of GOCHS (FC) (e-mail: s. t. [email protected]); FALEEV MIKHAIL IVANOVICH,
Chief specialist of the "Centrospas" detachment, Candidate of Political Sciences (e-mail: s. t. [email protected]); TSYBIKOV NIKOLAI ALEXANDROVICH,
Leading Researcher of the Center of the Research Institute of State Emergency Situations of Russia, Candidate of Physical and Mathematical Sciences (e-mail: [email protected])
ANNOTATION
The problems of ensuring the sustainable development of the northern territories, fuel and energy complex facilities based on the use of low-power nuclear power plants of a reliable energy carbonate-free source for the implementation of national projects for the development of oil and gas and ore deposits are considered. The variants of improving
the regulatory framework of nuclear energy, increasing the interaction of functional and territorial subsystems of the Emergency situations of all levels, competent structures of the CIS in ensuring environmental safety of the population and territories in the new economic realities are proposed.
KEYWORDS: nuclear power, Arctic, life safety, oil and gas fields, regulatory framework.
Применяемые в статье сокращения
АСММ - атомные станции малой мощности АСЦ - аварийно-спасательный центр АПЛ - атомные подводные лодки
ВАО - Всемирная ассоциация эксплуатирующих АЭС организаций ГК «Росатом» - Госкорпорация «Росатом» ГО - Гражданская оборона
ГУ НЦУКС МЧС России - Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России
ЖРО - жидкие радиоактивные отходы
КВО - критически важный объект
МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии
МРЦ - Московский Региональный Центр
НАЦ - национальный аварийный центр СЧС СНГ
ПАТЭС - плавучая атомная теплоэлектростанция
ПОО - потенциально опасный объект
ПСО - поисково-спасательные отряды
ПСО МД - поисково-спасательного обеспечение морской деятельности РА - Российская Арктика РАО - радиоактивные отходы
РИТЭГ - радиоизотопные термоэлектрические генераторы
РКЦ ВАО АЭС - региональный кризисный центр Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих АЭС.
РКЦ - МЦ - региональный Кризисный центр - Московский центр РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СМИ - средства массовой информации СМП - Северный морской путь
СЧС СНГ - система обеспечения готовности на случай ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий СНГ ТОО - техногенно опасные объекты ТРО - твердые радиоактивные отходы ТЭК - топливно энергетический комплекс ФЗ - функциональная зона в НАЦ СЧС СНГ ФСПС - федеральные системы поиска и спасания ЧУ - частное учреждение
ЭНК - экспертная (межведомственная) национальная комиссия по использованию атомной энергии в мирных целях
ЯНАО - Ямало-Ненецкий автономный округ ЯРОО - ядерный и радиационноопасный объект
Актуальность системной реализации приоритетных направлений и задач развития российской Арктики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечения национальной безопасности страны, повышения роли МЧС России в формируемой системе стратегического планирования на основе Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», утвержденных Указами Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (от 05.03.2020 № 164), «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (от 20.10.2020 № 645) в организационно-управленческом и научно-методическом плане сомнений не вызывают. Особенности учета стратегических рисков адаптации социально-экономической сферы к реализации намеченных планов с целью снижения отрицательных последствий и сохранения положительного опыта прошлой деятельности, осуществления проектов устойчивого развития северных территорий России в сложнейших природно-климатических условиях, достижения высокой экологичности производственных объектов, совершенствования нормативно-правовой базы, ее гармонизации с целью повышения взаимодействия компетентных структур СНГ по обеспечению безопасности объектов ТЭК, комплексного управления системами техногенной и экологической безопасности, взаимные обмены достигнутыми результатами ключевых структур СНГ принципиально важны в новых экономических реалиях.
Вариант классификации основных противоречий и конфликтов в процессе развития цивилизации по типу их противоречий.
Возникшие перед человечеством всеобъемлющие проблемы оценены как результат неконтролируемого, имеющего разрушительный характер развития цивилизации со сложными, многообразными формами и видами опасностей. Формирование новой полицентрической модели мироустройства
сопровождают рост глобальной и региональной нестабильности. Обострены противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва уровней благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу украинского общества, возникновению вооруженного конфликта,нестабильности в Европе и непосредственно у границ России. Растущий международный конфликтный потенциал, иллюзорность перспектив изменения недружественного курса со стороны традиционных геополитических оппонентов России требуют разработки долгосрочной политики России обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития, стратегического взаимодействия с компетентными структурами СНГ, корректного учета рисков реализуемых крупномасштабных инвестиционных проектов осваиваемых/ переосваиваемых территорий, постоянно фиксируемых различного рода нештатных, кризисных, чрезвычайных и аварийных ситуаций, разнообразных по сценариям и применяемым средствам террористических актов [1-3]. В числе отмеченных СМИ наиболее настораживающих направлений регулярно фигурируют аварийные разрывы магистральных нефте- и газопроводов, провокации на западных и южных границах Российской Федерации, функционирование секретных лабораторий по разработке биологического оружия в странах бывшего СССР, теракты с применением химического оружия в локальных вооруженных конфликтах и др. Сохраняя основные внутрисистемные (корреляционные, политические, экономические, территориальные, социальные, идеологические, сепаратистские) признаки, стремительно растущий
международный терроризм приобретает свойственные надсистемным/глобальным противоречиям и конфликтам (климатическим, продовольственным, демографическим, экологическим, сырьевым/энергетическим) характеристики (рисунок 1).
Ключевые добывающие проекты и перспективы интенсивного СМП промышленно-экономического освоения российской Арктики и развития сформированы исходя из существующих и планируемых экспортных и внутренних грузопотоков крупнейших судовладельцев.
В основном они зависят от: а) конкретных интересов российских нефтегазовых компаний; б) реализации завоза материалов сырьевых проектов для жизнеобеспечения арктических евразийских территорий; г) импортных поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион; д) расширения сети арктических железных дорог, е) оптимизации логистики единой транспортной системы России; ж) транзитных, перенаправляемых с южных (включая Суэцкий канал) и/или северных (через морские порты Мурманск и Архангельск) маршрутов.
НАДСИСТЕМ НЫЕ (ГЛОБАЛЬНЫЕ)
ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ
Глобальное изменение климата
продовольственные
демографические
■экологические
сырьевые (энергетические)
СТРУКТУРНЫЕ
межгосудар ствеикые
в ну тр игосудар ственные
между индустриально р влитыми государствами
между суоьсктами Федерации и центром (Российская Федерация)
между
развитыми государствами и государствами среднего и низкого уровня развития
гр ажлапскис
между государствами среднего и низкого уронш развития
между государствами распавшейся Федерации (Союзная республика Югославия)
между р и з в 11 кающимися
государствами
пор реляционные
политические
экономические
территориальные
социальные
лтноии нфессионные
идеологические
сепар атисгские
терроризм
Рисунок 1. Вариант классификации основных противоречий и конфликтов в процессе развития
цивилизации по типу их разрешения
Актуальность реализуемой комплексной системы определена стратегическими задачами развития СМП, предусматривающими увеличение грузопотока с 16 млн т в 2018 г. до 80 млн т к 2024 г. для обеспечения запланированных показателей создания, модернизации и освоения/ переосвоения промышленных объектов, объектов инфраструктуры перспективных отраслей экономики: горно-добывающей и газо-нефте-химической, отечественного транспортного (судостроения, железнодорожного, пунктов базирования вертолетов) строительства, логистики, коммуникации северных регионов [4].
Структура Дирекции Северного морского пути.
Единый инфраструктурный оператор СМП -Дирекция СМП ГК «Росатом», взаимодей-
ствующая с ситуационными арктическими центрами (Северным, логистическим и ФГБУ НЦУКС), выполняет задачи: 1) организации судоходства ФГУП «Атомфлот» и ФГУП «Гидрографическое предприятие»,
2) осуществления вспомогательных услуг;
3) строительства арктического флота;
4) навигационно-гидрографического обеспечения; 5) управления инфраструктурой СМП; 6) модернизации инфраструктуры СМП. Комплексная система отслеживания обстановки предусматривает формирование единой системы радиосвязи современных отечественных комплексов нового поколения КВ-СВ-УКВ диапазонов.
Мероприятия по совершенствованию поисково-спасательных районов
дислоцирования специализированных аварийно-спасательных центров МЧС России в акватории Северного морского пути.
Основные задачи АСЦ - контроль территории российской Арктики и акватории СМП, обеспечение безопасности арктических поселений, буровых вышек суши и шельфов на месторождениях нефти и газа, предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности России; выполнение задач по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Большая часть национальных законодательных актов, регламентирующих ПСОМД в российской Арктике, издана свыше 15 лет назад и требует актуализации. Нормативно-правовые аспекты ПСОМД зависят от решения вопросов стратегии построения и развития ФСПС, Арктических центров управления в кризисных ситуациях в ключевых пунктах Сабетта и СМП (г. Певек, пгт. Диксон, пгт. Тикси), степени обеспеченности опорных аварийно-спасательных центров Нарьян-Мар, Дудинка, Певек специализированной,способной работать в сложных арктических условиях на суше, воде, под водой, в воздухе техникой. При возникновении кризисных ситуаций аэромобильные резервные АСЦ Архангельска, Анадыря, Воркуты, Мурманска, Надыма, Проведения и Тикси прикрывают территорию контроля российской Арктики в реальном времени. В состав формирований введены:
а) арктические ПСО, обеспечивающие организацию и ведение поисково-спасательных работ, профилактических мероприятий;
б) информационно-аналитические комплексы поддержки действий дежурных смен ПСО, принятия управленческих решений, сбора, обработки и предоставления информации другим органам управления; в) специальные авиагруппы постоянного базирования на аэродромах Анадыря, Воркуты, Мурманска и Норильска; г) усиленные группировки катеров (морских пожарно-спасательных, водолазных прибрежного плавания, поисково-спасательных морского класса), многофункциональных аварийно-спасательных судов с оборудованием для ликвидации разливов нефти.
В российской Арктике размещены ПОО и КВО: ПАТЭС, базы атомных кораблей Северного флота ВМФ и атомных ледоколов, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, стратегически важные коммуникации. Поэтому исключительно важно обеспечение координации работ по минимизации рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, выявлению горячих экологических точек в Российской Арктике, охране окружающей среды. Эти задачи требуют четкого взаимодействия с ключевыми ведомствами, морскими спасательными центрами, обучен-ности персонала, привлечения вузов, научных центров, некоммерческих общественных организаций и бизнеса к обеспечению безопасной жизнедеятельности в российской Арктике, развитию международного сотрудничества. Частично ключевые ведомства перечислены на рисунке 2.
Выполняемые участниками РСЧС разносторонние задачи предполагают значительную номенклатуру адаптированных к арктическим условиям технических и жилищно-бытовых комплексов. В целях эффективного использования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ следует учесть вопросы унификации осуществляемых поставок.
Варианты структуры взаимодействия в системе антикризисного управления РСЧС на объектах российской Арктики: а) объектово-региональном,б)регионально-федеральном, в) федеральном предусматривают эффективное информационное трехуровневое взаимодействие пунктов управления региональных, территориальных и функциональных подсистем РСЧС, привлекаемых сил и средств на объектах российской Арктики с федеральными органами - участниками аварийного реагирования (Арктическими центрами приема и обработки космической информации, региональными центрами дистанционного зондирования Земли, портами СМП, арктическими ПСО, системами наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения, подразделениями органов повседневного управления,
системами предупреждения и ликвидации структурами). Для определенности вариант ЧС КВО, ПОО и ЯРОО, ситуационно кризис- объектово-регионального информационного ными центрами и другими составляющими взаимодействия приведен на рисунке 3 [3, 4].
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА АЗРФ
ФГБУ НЦУКС
Тикси I Певек I Надым I Воркута I Дудинка I Анадырь I Мурманск I Провидения I Архангельск I Нарьян-Мар
АРКТИЧЕСКИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ МЧС РОССИИ
Аварийно-спасательный комплекс
Информационно-аналитический комплекс
Роскосмос
Минобороны России I Минприроды России В Минтранс России I ФСБ России
Рисунок 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике
Рисунок 3. Вариант объектово-регионального информационного взаимодействия
Препятствующими реализации национальных проектов устойчивого развития северных территорий России приоритетными объективными предпосылками и стратегическими рисками эксперты признают: а) неопределенности/недостаточности финансового и материального обеспечения деятельности; б) негативные последствия прошлой деятельности; в) недостаточные темпы развития атомной энергетики - самого эффективного способа декарбонизации энергосистемы страны,обеспечения развития безотходных и малоотходных технологий; г) фиксируемые задержки сроков ввода объектов экономики и объектов инфраструктуры в эксплуатацию; д) недостаточное соответствие объектов экономической деятельности законодательным и нормативным требованиям/стандартам обеспечения производственной и экологической безопасности, охраны окружающей среды, растущим экологическим требованиям.
Согласно Стратегии развития российской Арктики-2035 приоритетные стратегические риски в российской Арктике будут формировать:
- в экономической деятельности: а) значительные первоначальные издержки, обеспечение гарантий и компенсаций работникам районов Крайнего Севера, приравненных территорий; б) обновление, старение и выбытие основных фондов по видам экономической деятельности (в сопоставимых показателях); в) несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах; г) отставание сроков развития инфраструктуры СМП, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов; г) недостаточная мобильность системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории СМП; д) несоответствие темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры
и системы общественной безопасности темпам роста социально-экономической деятельности;
- в области социального развития: а) снижение естественного прироста населения, миграционного оттока, сокращения общей численности населения; б) недостаточная эффективность системы государственной поддержки завоза в населенные пункты отдаленных местностей топлива,продовольствия, других жизненно необходимых товаров, обеспечивающей возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам; в) недостаточная обеспеченность требований природоохранного законодательства Российской Федерации охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Современная практика эксплуатации нефтегазоносных и рудных месторождений позволила дополнительно конкретизировать объективные предпосылки и стратегические риски, препятствующие реализации национальных проектов устойчивого развития северных территорий России.
Вопреки мировому экономическому спаду в макрорегионе арктической России ведут разработку и/или подготовку к разработке 44 береговых и шельфовых месторождений по 7 федеральным проектам: а) группы «Газпром» (включая «Русгаздобычу» и «Газпром нефть») - 21 месторождение, «Новатэк» - 7,«Лукойл» - 5, «Роснефть» - 11 месторождений и центров добычи; б) морской порт в районе п. Сабетта (проект «Ямал СПГ») - неотъемлемая составляющая проектов по добыче природного газа в ЯНАО;
в) завод по производству сжиженного природного газа в п. Сабетта (проект «Ямал СПГ»);
г) железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» в ЯНАО (сроки реализации проекта перенесены на 2027 год); д) мурманский транспортный узел (в составе государственной программы РФ «Развитие транспортной системы»); е) модернизация ледокольного флота (сроки реализации проекта перенесены на 2028-2030 гг.); ж) железнодорожная
магистраль «Бованенково-Сабетта» центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке, Мурманская область (реализация проекта после 2022 г.); з) завод по производству СПГ «Арктик СПГ-2» «Новатэка» на Гыданском полуострове в ЯНАО. Реализация проекта в 2023-2025 гг.
Временно на неопределенный срок отложены реализации проектов: развертывание береговой базы обеспечения шельфовой добычи в Росляково Мурманской области. Заморожены «Баренцкомур»/«Белкомур»/ «Карскомур» (в стадии согласования и поиска инвесторов) [5, 6].
Риски освоения нефтегазовых месторождений суши и шельфов.
Мировая статистика полного цикла жизнедеятельности морских буровых платформ (от изготовления до эксплуатации) фиксирует предстоящее освоение топливно-энергетических ресурсов арктического шельфа, увеличивает риски аварий. Максимальное количество аварий зафиксировано на стадии бурения (32%) и в процессе добычи продукции (29%). Основная часть открытых на арктическом шельфе месторождений углеводородов обладает запретительно высокими на данный момент издержками освоения, требует создания уникальных в мировом масштабе технологий в условиях существенных экологических рисков, разработки и/ корректировки государственных программ. Несмотря на проведение профилактических организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности в российской Арктике продолжают иметь место аварии и ЧС, приводящие к гибели людей, экологическому и экономическому ущербу [6-10].
Современные вызовы и угрозы безопасности населению и территориям России, формируемые антропогенными и природными воздействиями на экологические системы [6-8,11].
В условиях растущих антропогенных воздействий на экологические системы ингредиентного, параметрического, биоце-нотического и стациально-деструктивного
загрязнений ожидают: усиления последствий сдвигов границ криолитозоны проявляемыми сейсмическими событиями природного и геотехнического характера: геотехногенной сейсмичности (Интинские землетрясения 1991 и 1992 гг. магнитудой « 5-6 баллов, Воркутинское землетрясение 2005 г. « 5 баллов); роста аварийных ситуаций на предприятиях добычи и переработки углеводородов и металлов, объектах энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорте, потенциальных рисков радиационных загрязнений вследствие функционирования Кольской и Билибинской АЭС,присутствия большого количества РИТЭГ'ов электропитания автономных навигационных систем, наличия затопленных РАО.
Существенным фактором увеличения рисков возникновения ЧС должен стать износ основных фондов оборудования в промышленности, энергетике, на транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве. В ряде регионов России он достигает 80%. Широкий спектр угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Арктического региона в сочетании с факторами ограниченной доступности территорий; недостаточности развития дорожной инфраструктуры; очагового промышленно-хозяйственного освоения территории; низкой плотности населения в значительной степени усложняют ведение работ по освоению Арктики, подготовку и реагирование на возникающие ЧС.
Перспективы развития объектов ТЭК, отвечающих тенденциям роста законодательных, нормативных требований/стандартов обеспечения производственной и экологической безопасности в условиях российской Арктики.
При решении проблем адаптации/смягчения негативных последствий глобальных климатических изменений, по-видимому, участники реагирования вынуждены будут преодолевать их трудно предвидимые комплексные воздействия. Формируемые неблагоприятные и опасные экологические факторы в свою очередь
обостряют в целом проблемы комплексной безопасности территорий,прежде всего северных. В комбинированных подходах совокупные негативные воздействия отождествляют с понятием загрязнения окружающей среды - внесением в ту или иную экологическую систему (биогеоценоз) не свойственных
ей живых/неживых компонентов, физических и структурных изменений, прерывающих/нарушающих процессы круговорота, обмена веществ, потоков энергии, информации с непременными последствиями в форме снижения продуктивности и/или разрушения экосистемы (рисунок 4) [12, 13].
ЧАГРЯ'ШЕНИЕ О КРУЖА Н ИЦЕИ СРЕДЫ
ННП'ЕДНГНТНОЕ ||1АРАМЕТРИЧК< КОЕ|| ВПОЩ-НОТИЧГСКОЕ
МИНЕРАЛЬНОЕ I ОРГАНИЧЕСКОЕ
Продукты сгорания ископаемого топлива
Отходы химического производства
ШЗЛТНЫе отвалы и терриконы
Отходы металлургии
Продукты сгорания в ЛВС
Ядохимикаты
и удобрения
Аварийны?
сбросы в акваториях
Нефтедобыча и нефтепереработка
ВЫ-еоныр С "ОНИ
и мусор
Мнкрооиологи-ческне препараты
Отходы пищевой промыш-
Отлоды животноводческих <Ьеим
Прочие
Прочие
(|Ли». 1Ныи фактор
беспокойства
Нарушение
баланса популяции
Случайная и направленная нитрону МлИЯ н акклнмдтиза _дид видов_
Нерегулируемый сбор, отлов.отстрел, браконьерство
Пере промысел
СТАЦИАЛЬНО-ДЕСТРУКЦИОННОЕ
Выруоьа лесньп^ насаждений
Зарегулиро ва1£не водостоков
Карьерная разработка не копаемых
Дорожное строительство
Эрозия почв
Осушение
земель
Урбанизация
Лесные и степные пожары
Прочие формы, связанные с разрушением и преобразованием экосж-тем
Тепловое
Шумовое
Световое
Радиационное
Электромагнитное
Информационное
по материалам Управления Начальника Экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации
Рисунок 4. Современные вызовы иугрозы безопасности населению и территориям Российской Федерации и СНГ, связанные с антропогенным воздействием на экологические системы
Степень этих воздействий устанавливают через экологически лимитирующие неблагоприятные/опасные факторы - условия среды, способные ограничивать какие-либо проявления жизнедеятельности организмов и/или воздействий, приводящие к потере устойчивости антропогенным направлениям вмешательства и ответным реакциям биогеоценоза [12, 13].
Национальные особенности территории Российской Федерации характеризуют приоритетные вызовы и угрозы в области строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов, определяемые снижением несущей способности многолетней мерзлоты по сравнению с 1970-ми годами в среднем на 17%, в отдельных регионах - до 45% и выше. По данным Минэкономразвития и Росгидромета, в настоящее время деформировано объектов в: Игарке, Диксоне, Хатанге, Чите ~ 60%; Норильске, поселках Таймырского АО ~ 100%;
Дудинке, Певеке, Амдерме ~ 55%; Тикси ~ 22%; Воркуте ~ 80%.
Преимущества АСММ перед традиционными источниками электроэнергии для изолированных и/или труднодоступных районов:
а) конкурентоспособность по сравнению с традиционными источниками энергии;
б) неподверженность колебаниям цен на топливо. Цены на уран стабильны и предсказуемы в долгосрочной перспективе для всего жизненного цикла АСММ (до 60 лет) и составляют менее 20% стоимости выработки электроэнергии; в) низкоуглеродный источник энергии, реально содействующий смягчению последствий изменения климата; г) возможность размещения в непосредственной близости от населенных поселений, промышленных объектов; д) перспективы реализации промышленных модульных компонентов, снижения финансовых вложений, эксплуатационных
издержек, стоимости и продолжительности строительства. При формировании ТЭК на базе АСММ в числе приоритетных по результатам прошлой мировой практики ядерных держав анализируют вызовы и угрозы радиационного фактора с целью исключения ошибок и негативных последствий при обосновании оптимальности выводов в новых экономических реалиях [14-18].
Радиационный фактор. Негативные последствия мировой атомной деятельности XX века.
Исследователи выделяют пять этапов интенсивного радиоактивного загрязнения экосистем морей, побережий и архипелагов Арктики с последующим мощнейшим воздействием на среду, биоту и человека: *) конец 1940-х-90-е гг. - выносы западносибирскими реками в Карское море техногенных радионуклидов уральских и южносибирских предприятий; *) середина 1950-х и до 60-х годов -ядерные испытания в Северном полушарии; *) середина 1970-х-80-е гг. - сливы радиоактивных отходов в Ирландское море заводов Селлафилда, в пролив Ла-Манш - заводов французского побережья Ла-Аг; *) с 1986 г. до настоящего времени - распространение радионуклидов после аварии на Чернобыльской АЭС; *) 1950-1990-е гг. - периодические сливы в моря и океаны ЖРО), затопление
контейнеров с ТРО и ядерных реакторов, аварии на АПЛ (рисунок 5). Московский договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в трех средах (атмосфере, космическом пространстве и под водой) позволил резко снизить поступление радиоактивных нуклидов в окружающую среду [14,15].
Последствия влияния проведенных ядерных взрывов в мире на радиоактивное загрязнение атмосферы Северного полушария.
Ядерные испытания мировых держав сформировали мощный стратосферный источник глобальных радиоактивных выпадений, определивший наряду с локальными выпадениями сложную и квазиизменчивую картину радиоактивного загрязнения территории нашей страны. Высотное зондирование подтвердило практически полное загрязнение арктической стратосферы долгоживущими радионуклидами и постепенное понижение высоты слоя их максимальной концентрации. Опубликованные результаты наблюдений на метеорологических станциях СССР за радиоактивными выпадениями установили определяющий вклад китайских термоядерных взрывов в суммарное от всех взрывов загрязнение атмосферы 908г и |37Сэ над территорией СССР после 1967 г. вплоть до 1986 г. [14-16].
Рисунок 5. Места затопления радиоактивных объектов, ядерных и радиоактивных отходов [17]
После серии атмосферных испытаний КНР мегатонной мощности 1967-1980 гг. непосредственного в зонах прохождения траекторий повышения радиоактивного загрязнения приземного слоя атмосферы не наблюдали. Продолжительное с большей пространственной однородностью повышение регистрировали на всей территории СССР через несколько месяцев в период поступления продуктов взрыва из стратосферы в тропосферу. Влияние последнего ядерного взрыва в КНР (16.10.1980) на загрязнение
приземного слоя атмосферы в СССР достигло максимума через полгода, в апреле-мае 1981 г. Его вклад в содержание |37Сэ в приземном слое атмосферы в 1981 году эксперты оценили примерно в 85%, остальных ранее проведенных испытаний - примерно в 15% (14% из которых от взрыва КНР 17.11.1976). Наблюдаемое с 1982 года в воздушном пространстве над СССР радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы определяли только долгоживущие радионуклиды (рисунок 6).
а) Широтное распределение выпадений Бг -90 в Северном полушарии
б) Влияние проведенных в КНР атмосферных ядерных взрывов в 1976-1980 гг. на динамику плотности выпадений (верхняя кривая) из атмосферы и приземной концентрации (нижняя кривая) Е бета-активности
Рисунок 6. Последствия влияния проведенных ядерных взрывов в мире на радиоактивное загрязнение
атмосферы Северного полушария [14,15,18].
Экспериментально формирование в дальней зоне следов радиоактивного загрязнения за счет локальных и тропосферных выпадений Новоземельского полигона не было обнаружено. По абсолютному значению концентрации были много ниже установленных санитарно-гигиенических нормативов [15, 18].
Изменение климата Земли и увеличение частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений вышли в число основополагающих предпосылок, указывающих на целесообразность дополнительно проанализировать перечисленные выше позиции по воздействию неблагоприятных экологических факторов, которые могут отрицательно воздействовать на работу планируемых к вводу в эксплуатацию ПАТЭС, привести
к возникновению нештатных и/или аварийных ситуаций. Прямым следствием этого должно стать завершение прерванных в 90-е годы прошлого столетия широкомасштабных геофизических исследований арктических регионов по комплексному воздействию радиоактивного загрязнения местности на жизнедеятельность населения и прежде всего коренных народов. В определенной мере эти исследования в новых условиях могут быть продолжены на этапах организации экологического мониторинга на территориях (акваториях) воздействия ТОО - эффективного инструмента, позволяющего сосредоточить максимальное внимание на достаточности и взаимоувязке получаемой информации совокупных воздействий на окружающую среду
в зонах (промплощадка, санитарно-защитная, планирования защитных мероприятий, дальнего распространения следов) ведения работ в соответствии с согласованными установленным порядком показателями.
Основные источники создания системы обеспечения готовности на случай ядерной аварии/радиационной аварийной ситуации и взаимодействия при ликвидации их последствий (СОГЧС) СНГ.
Ответственным за организацию функционирования СЧС СНГ органам по обеспечению готовности на случаи ядерной аварии, возникновения радиационной аварийной ситуации, взаимодействия при ликвидации их последствий, по мнению авторов, следует организовать деятельность в соответствии с положениями документов СНГ и рекомендациями серии норм безопасности МАГАТЭ: № GSR Part 7 «Готовность и реагирование в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации» (2016), EPR-IEtomm «Практическое руководство по связи в случае инцидентов и аварийных ситуаций» (2012), приложения № 1 «Контактная информация, контрольные списки и формуляры» (EPR-IEComm, Attachment 1) (2012), руководствуясь ключевыми положениями соглашений между правительствами государств - стран СНГ о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности от 2 ноября 2018 года.
Функционирующей Комиссии государств -участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях через свои межведомственные комиссии необходимо последовательно проводить работу по организации взаимодействия, сохраняя принципиальные позиции мировой практики, Евразийского экономического союза, собственно СНГ, например [19], совершенствуя:
- разработку/актуализацию/переработку типовых нормативных документов;
- положения по взаимодействию между СЧС СНГ с Всемирной ассоциацией эксплуатирующих АЭС организаций (ВАО)
и региональным Кризисным центром (РКЦ) -Московским центром (МЦ);
- регулярное обновление, гармонизацию правовой и нормативно-методической базы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территорий.
Вариант схемы информационных потоков в режиме нормальной эксплуатации объектов использования атомной энергии в мирных целях.
В целях информационного взаимодействия и предоставления необходимой информации по ядерным авариям и/или радиационным аварийным ситуациям, классифицированным как тревога или аварийная ситуация (в соответствии с № GSR Part 7 МАГАТЭ), государство, на территории которого произошло такое событие:
- проводит его идентификацию и классификацию согласно действующему законодательству;
- незамедлительно оповещает Стороны Соглашения о взаимодействии, если событие может быть определено как ядерная авария/ радиационная аварийная ситуация, и безотлагательно предоставляет другим Сторонам имеющуюся информацию в соответствии со статьей 5 Конвенции об оповещении;
- осуществляет оперативное внесение в ранее переданную информацию поправок/ уточнений;
- применяет рекомендации МАГАТЭ EPR-1ЕСотт (2012) и Приложения № 1, официальные контактные данные доступной на сайте в сети Интернет Унифицированной системы обмена информацией об инцидентах и аварийных ситуациях (USIE).
Необходимо завершить дооснащение/ переоснащение НАЦ, Ситуационных центров СЧС СНГ по возможности унифицированными программно-техническими комплексами информационной поддержки деятельности Комиссий (межведомственных комиссий) государств - участников СНГ.
Обмен информацией об установках1 использования атомной энергии в мирных целях
1 Расположенных на территории государства на расстоянии 300 км от государственной границы другой Стороны.
Стороны осуществляют в соответствии со статьей 12 Соглашения. Перечни установок использования атомной энергии в мирных целях каждая Сторона Соглашения формирует и передает в Комиссию государств - участников СНГ установленным порядком.
Мероприятия реализации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ.
Стороны в согласованные сроки разрабатывают предложения по формированию межведомственных комиссий (количество, задачи, функции) и передают их в Комиссию государств - участников СНГ.
Межведомственные комиссии разрабатывают предложения по формированию СЧС СНГ:1
- составу, задачам, функциям, режимам работы уполномоченным (компетентным) органам, национальным аварийным (ситуационным) центрам, узлам и операторам связи;
- определяемым головными Ситуационным центрам, порядку взаимодействия между собой, соподчиненными ситуационными центрами и узлами (пунктами) связи;
- единого информационного пространства, выбора общих цифровых платформ, систем защиты информации;
- требований к средствам и комплексам информационной поддержки и специализированного программного обеспечения (при необходимости);
- интеграции национальных автоматизированных систем контроля радиационной обстановки;
- определения перечня необходимой нормативной документации для обеспечения функционирования СЧС СНГ, гармонизации законодательства государств-участников при реагировании на случай ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации;
- опорных предварительных планов доставки и действий групп оказания помощи для типовых ситуаций с определением
необходимого ресурсного обеспечения, унификации технических средств контроля в пунктах пропуска на границах;
- реестров (списки персонала, технологии, описи снаряжения и документальное обеспечение и т. д. в рамках предварительных планов);
- процедур учета создания, расходования, восполнения ресурсов радиационного, дозиметрического, медицинского контроля и пр.; процедур взаимодействия с МАГАТЭ (Ыв!Е), ВДМЕТ;
- отработки процедур транспортного, таможенного экспортного контроля, возмещения ущерба для целей Соглашения.
Стороны Соглашения совместно обеспечивают подготовку и проведение учений/тренировок, организацию обучения и аттестации персонала групп по оказанию помощи для целей Соглашения, другие мероприятия.
Перечень и функции ФЗ в НАЦ, их оснащение.
Стороны установленным порядком определяют, согласовывают и подписывают предлагаемые к разработке нормативные документы:2
«Положение о системе обеспечения готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий (СЧС СНГ)»;
«Основные технические требования к НАЦ СНГ, к системам оповещения и связи»;
«Положение о взаимодействии НАЦ СНГ всоставе СЧС СНГ»;
«Положение об экспертной (межведомственной) национальной комиссии по использованию атомной энергии в мирных целях, работающей в случае ядерной аварии и/или возникновения радиационной обстановки в НАЦ СНГ».
Определение окончательного состава функциональных рабочих возможно после завершения согласования задач и функций СЧС СНГ, НАЦ и ЭНК.
1 Авторский вариант ориентировочного состава предложений приведен для определенности.
2 Авторское видение ориентировочного перечня предлагаемых к реализации документов (названия условные).
Ситуационные центры должны быть оснащены программно-техническим комплексом информационной поддержки деятельности Комиссий (межведомственных комиссий) государств - участников СНГ, в составе которого должны быть предусмотрены информационные ресурсы по каждой из Сторон:
«Реестр сил СЧС СНГ» с необходимыми реквизитами (руководители, способы связи, защиты данных и т. д.);
«Аварийный персонал» с добавлением реквизитов международного паспорта, квалификации «спасатель международного класса»;
«Аварийное оснащение» с добавлением маркеров о возможности использования в рамках Соглашения (например, информация о запрете на вывоз);
«Аварийные технологии» с добавлением маркеров о возможности использования в рамках Соглашения (например, разрешение на вывоз технологии);
«Аварийная логистика» (маршруты, транспорт, таможенные и пограничные вопросы и др.);
«Аварийная документация» (переписка Запрашивающей и Предоставляющей Стороны, объем предоставляемой помощи, материальная и финансовая договорная и др. документация) с обеспечением в согласованных объемах доступа к информационным ресурсам РКЦ ВАО АЭС-МЦ через ЧУ СКЦ «Росатома».
Нормативно-правовая и нормативно-методическая база проведения радиационного обследования объектов, территорий.
Проведенный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека анализ радиационных аварий за последние годы показал, что их количество в Российской Федерации не снижается. Это происходит несмотря на строгий контроль важнейших отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения подконтрольных Федеральному медико-биологическому агентству территорий.
В Российской Федерации в принятый Федеральный закон от 09 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
регулярно в развитие введенных подзаконных актов рабочие группы Методических советов по радиационной безопасности заинтересованных ведомств и организаций разрабатывают нормативные акты и методические указания, связанные с конкретными вопросами обеспечения радиационной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил санитарные правила и нормативы 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».
Санитарные правила и нормативы регламентируют требования по обеспечению радиационной безопасности населения,работников предприятий и организаций, подвергающихся повышенному производственному облучению природными источниками излучения. В специализированных организациях, уполномоченных на проведение радиационных обследований, радиационного контроля, практикой дезактивационных работ накоплен фактический материал о загрязнениях с испускающими бета- или альфа-частицы радионуклидами. У этих радионуклидов гамма-излучение либо отсутствует, либо выходы гамма-квантов на распад очень малы, что наряду с тяжелейшими погодными условиями требует развития новых методов, приборов, оборудования и подходов к ведению работ, прежде всего в полевых условиях [20-22]. Ниже авторы предлагают к рассмотрению в составе предложений по совершенствованию реализации приоритетных мероприятий формирование актуализированной нормативно-правовой базы СНГ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий на основе достижений мировой и отечественной практики взаимодействия.
Динамика общей численности населения Российской Федерации и опорных зон развития Арктики (по данным Росстата России 1990-2019 гг.) наглядно иллюстрирует объективные сложности кадрового решения проблем в области социального развития при реализации национальных проектов. Несмотря на все предпринимаемые дотационные усилия государства по ликвидации последствий кризиса 90-х годов прошлого века не удалось: а) повысить естественный прирост населения, снизить миграционный отток, сокращение
общей численности населения. Настораживают снижение численности квалифицированного населения трудоспособного возраста, рост слабо подготовленного к трудовой деятельности населения моложе трудоспособного возраста, населения старше трудоспособного возраста. Согласно положениям Стратегии развития российской Арктики отток/сохранение численности населения «северов» - объективный показатель эффективности современной реализации стратегических проектов освоения российской Арктики (рис. 7).
Численность населения
Российская
Федерация
Мурманская
область
Республика
Карелия
Архангельская
область
Нененцкий АО
Республика Коми Ямало-Ненецкий АО Красноярский
Республика Саха (Якутия) Чукотский АО
Население трудоспособного возраста
♦ Российская Федерация ■Мурманская область •Республика Карелия •Архангельская область • Ненецкий АО
Республика Коми
-"^"Ямало-
Ненецкий АО ^^^ Красноярский
Л ^ Л А Л Л — Республика ^ ^ ^ ^ ^ ^ Саха (Якутия)
годы * Чукотский АО
Население старше трудоспособного возраста
^ ^ ^ ^ ^ ^
_годы_
Рорссийская
Федерация
Мурманская
область
Республика
Карелия
Архангельска
я область
Ненецкий АО
Республика
Коми
Ямало-
Ненецкий АО
Красноярский
край
Население моложе трудоспособного
Российская
Федерация
Мурманская
область
Республика
Карелия
Архангельская
область
Ненецкий АО
Р еспублика Ком и
Ямало-Ненецкий АО
Красноярский Республика Саха
(Якутия) Чукотский
АО
Рис. 7.. Динамика общей численности населения в Российской Федерации и опорных зонах развития Арктики (данные статистических ежегодников Росстата 1990-2019 гг.)
В России накоплены уникальные опыт и возможности адаптации социально-экономической сферы при реализации намеченных планов с целью снижения отрицательных последствий и сохранения положительных результатов прошлой деятельности в осуществлении проектов устойчивого развития
северных территорий России в сложнейших природно-климатических условиях, достижения высокой экологичности производственных объектов. Реализация этого опыта и взаимные обмены достигнутыми результатами внутри стран СНГ и с мировым сообществом в настоящее время исключительно актуальны.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах: военно-исторический труд. Вторая половина XX - начало XX! века. - М.: Воениздат, 2009. - 764 с., илл.
2. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет) - М.: Росгидромет, 2014. - 1008 с.
3. Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Преодоление экологических проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций -одно из приоритетных направлений организации спасательных операций // Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны « Гражданская оборона на страже мира и безопасности». Москва, 1 марта 2019 г.: в 3 ч. Ч. 1. Проблемы гражданской обороны / Алешков М. В., Заворотный А. Г., Лобынцева Е. Н. и др. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 65-74.
4. Фалеев М. И., Цыбиков Н. А., Сидорович Т. И. Особенности учета стратегических рисков глобального изменения климата и деградации вечной мерзлоты при реализации приоритетных проектов развития северных территорий Российской Федерации // XIII Международный салон средств обеспечения безопасности. Наука и технологии обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Материалы мероприятий деловой части программы, организатором которых выступил ФГБУ ВННИ ГОЧС (ФЦ). Конгрессно-выставочный центр «Патриот» (г. Кубинка, Московская область, Россия), 12-15 мая 2021 года. Ч. 1 / МЧС России. М. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. С. 197-216.
5. Орлов Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для ее освоения: Материалы экспертного клуба «Регион». М., 2018.
6. Мингалеев С. Г., Сорокин В. И., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации. Часть I. Результаты анализа стратегических вызовов и угроз для северных регионов России // Технологии гражданской безопасности, 2019. Т. 16. № 2(60). С. 52-59.
7. Мингалеев С. Г., Сорокин В. И., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий
Российской Федерации. Часть II. Особенности северных территорий России, препятствующие реализации приоритетных проектов устойчивого развития // Технологии гражданской безопасности, 2019. Т. 16. № 3(60). С. 68-77.
8. Мингалеев С. Г., Сорокин В. И., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации. Часть III. Стратегические направления осуществления комплексной безопасности приоритетных проектов северных территорий в условиях санкций // Технологии гражданской безопасности, 2020. Т. 17. №1(63). С. 82-92.
9. Фатхутдинов Р. И., Махнева А. Н. Анализ причин и последствий аварийности на объектах нефтегазодобычи за 2003-2019 гг. // Пожарная и промышленная безопасность, 2021. Т 3 (131). С. 93-104.
10. Краснов А. В., Садыкова З. Х., Пережо-гинД. Ю., Мухин И. А. Статистика чрезвычайных происшествий на объектах нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности за 2007-2016 гг. // Сетевое издание «Нефтегазовое дело». 2017. № 6. С. 179-191.
11. Зверьков В. А., Тюрин Р. Л., Фалеев М. И., Федоров А.Б, Цыбиков Н. А., Чириков А. Г. Совершенствование организационного и технического оснащения/дооснащения сил и средств РСЧС при комплексном решении проблем адресной защиты критически важных и потенциально опасных объектов экономики // Технологии гражданской безопасности, 2021. Т. 18. № 2(68). С. 84-91.
12. Зверьков В. А., Каганов В. М., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А., Шкатулов П. Ф. Варианты оптимизации комплексного радиоэкологического мониторинга в арктической зоне России при эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Предложения по организации радиоэкологического мониторинга в районе расположения плавучей атомной теплоэлектростанции, других техногенно опасных объектов I и II категорий ядерной и радиационной опасности // Технологии гражданской безопасности, 2020. Т. 17. № 4(66). С. 69-79.
13. Организация экологической безопасности военной деятельности. Учебное пособие для руководящего состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации. - М.: Филиал ФГУП «Воениздат», 2005. - 480 с.
14. Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации (Материалы доклада Правительственной комиссии по вопросам,связанным с захоронением в море радиоактивных отходов, созданной распоряжением Президента РФ от 24.10.1992 за № 613-рп). Администрация Президента РФ, М., 1993 (108 с).
15. Иванов А. Б., Красилов Г. А., Логачев В. А., МатущенкоА. М., Сафронов В. Г. Северный полигон Новая Земля. Радиоэкологические последствия ядерных испытаний. М.: ГИПЭ, 1997. 85 с.
16. Зверьков В. А., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А., Шкатулов П. Ф. Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» в решении проблемы обеспечения устойчивого развития арктических регионов России // Стратегия гражданской защиты. 2019. Т. 9. № 2 (17). С. 48-63.
17. Саркисов А. А., Антипов С. В., Высоцкий В. Л., Никитин В. С., Сосунов Г. С. Реабилитация арктической акватории от затопленных ядерных и радиационно опасных объектов - актуальная задача развития Арктики // Морской вестник. 2020. S1(14). C. 116-120.
18. Махонько К. П., Павлова Л. Н. Радиоактивные продукты в атмосфере СССР от китайских ядерных взрывов. СПб.: Гидрометеоиздат, 2001. 136 с. ISBN 5-286-01437-2
19. Сосунов И. В., Олтян И. Ю., Бабусенко М. С., Чумичева О. Б. Совершенствование и гармонизация системы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках Евразийского экономического союза // Технологии
гражданской безопасности, 2020. Т. 14, 2017, № 4 (54). С. 58-66.
20. Комиссаров А. Б. Инновационные решения в современных средствах контро-ля параметров ионизирующих облучений // XIII Международный салон средств обеспечения безопасности. Наука и технологии обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Материалы мероприятий деловой части программы, организатором которых выступил ФГБУ ВННИ ГОЧС (ФЦ). Конгрессно-выставочный центр «Патриот» (г. Кубинка, Московская область, Россия), 12-15 мая 2021 года. Ч. 1 / МЧС России. М., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. С. 150-153.
21. Комиссаров А. Б. Приоритетные направления модернизации приборного обеспечивания мониторинга компонентов окружающей среды в условиях глобальных климатических изменений // XIII Международный салон средств обеспечения безопасности. Наука и технологии обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Материалы мероприятий деловой части программы, организатором которых выступил ФГБУ ВННИ ГОЧС (ФЦ). Конгрессно-выставочный центр «Патриот» (г. Кубинка, Московская область, Россия), 12-15 мая 2021 года. Ч. 1 / МЧС России. М., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. С. 264-268.
22. Зверьков В. А., Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Перспективные направления совершенствования технологий защиты населения и окружающей среды от бедствий/катастроф на техногенно опасных объектах труднодоступных регионов // В сборнике: Проблемы и пути совершенствования аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов секции № 2 XXXII Международной научно-практической конференции. Химки, 2022. С. 37-47.