УДК 614.8:338.2
Актуальные проблемы реализации перспективной концепции системы объединенных пунктов управления при комплексном обеспечении защиты критически важных и потенциально опасных объектов функциональных подсистем в составе РСЧС на примере объектов Госкорпорации «Росатом»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
В.А. Зверьков, Р.Л. Тюрин, М.И. Фалеев, А.Б. Федоров, Н.А. Цыбиков, А.Г. Чириков
Аннотация
В статье рассмотрены комплексные подходы к управлению системой обеспечения безопасности организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на основе анализа структуры и возможностей функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и/или входящих в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом».
Ключевые слова: комплексный мониторинг; обеспечение безопасности объекта; объединенные пункты управления; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; функциональные и территориальные подсистемы.
Current Implementation Issues of the Prospective Integrated Control Points System with Complex Protection of Critical and Potentially Dangerous Objects of RSChS Functional Subsystems on the Example of "Rosatom" State Corporation Objects
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
V. Zverkov, R. Tyurin, M. Faleev, A. Fedorov, N. Tsybikov, A. Chirikov
Abstact
The article considers complex approaches to the safety system management of the organizations operating radiation-hazardous and nuclear-hazardous production facilities and objects based on the structure and capabilities analysis of the functional subsystem for the prevention and liquidation of emergency situations in organizations (facilities) under the jurisdiction and/or included in the scope of the State Corporation "Rosatom" activities.
Key words: integrated monitoring; ensuring the facility safety; integrated control points; prevention and liquidation of emergency situations; functional and territorial subsystems.
15.04.2021
Применяемые в статье сокращения
АИУС — автоматизированная информационно-управляющая система
АРМ — автоматизированное рабочее место АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСКРО — автоматизированная система контроля радиационной обстановки
АСС — аварийно-спасательная служба АТЦ — аварийно-технический центр АСУ ТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами
АСФ — аварийно-спасательное формирование АЦ — аварийный центр ВКС — видео-конференцсвязь ГК Росатом — Госкорпорация «Росатом» ГО — гражданская оборона ГОЧС — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
ГУ — главное управление ГУ НЦУКС МЧС России — Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России
ДДС — дежурно-диспетчерская служба ДДП — дежурно-диспетчерские пункты
ДП — диспетчерский пункт ЕДДС — единая дежурная диспетчерская служба ЗЗМ — зона защитных мероприятий ЗН — зона наблюдений ЗПУ — запасные пункты управления ЗПУГО — защищенный пункт управления гражданской обороны
ЗПУПД — Защищенные пункты управления про-тивоаварийными действиями
ИАЦ — информационно-аналитический центр ИУП — информационно-управляющий пункт КВО — критически важный объект КЦ — кризисный центр
КЧС — Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС
КЧС и ПБ (КЧСО) — Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и противопожарной безопасности объекта
МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии
НД — нормативная документации
НТД — нормативно-техническая документация
ОГК — объект Госкорпорации «Росатом» ОКЧС — Отраслевая комиссия по чрезвычайным ситуациям
ОПУ — объединенный пункт управления ОСЧС — Отраслевая функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС
ОДС — оперативно-диспетчерская служба ОДУ — оперативно-диспетчерское управление ОПУ — объединенный пункт управления ПД — противоаварийные действия ПОО — потенциально опасный объект ПТК — программно-технический комплекс ПУ — пункт управления
ПУПД — пункт управления противоаварийными действиями
ПУФ — повышение устойчивости функционирования
РДП — резервный диспетчерский пункт РНТ — российские наукоемкие технологии РПУ — резервный пункт управления РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СБ — служба безопасности СЗЗ — санитарно-защитная зона СКПИ — Средства коллективного представления информации
СКЦ — ситуационный кризисный центр СРК — система радиационного контроля СМИ — средства массовой информации СУОБ — система управления обеспечением безопасности
СЧС — система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СЧСО — сбъектовая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций УС — узел связи
ФЗ — федеральный закон, федеральное законодательство
ФНП — федеральные нормы и правила ФП — функциональная подсистема ЦТП — центр технической поддержки ЧС — чрезвычайная ситуация ЧУ — частное учреждение
ЯРОО — ядерный и радиационно-опасный объект
Введение
В статье обоснованы структурно-функциональный вариант современного построения системы объединенных пунктов управления, возможности повышения их надежности и эффективности функционирования на базе внедрения цифровых технологий при перспективном развитии. Сформулированный перечень учитываемых авторами видов опасности при построении системы управления обеспечением безопасности деятельности объектов ориентирован на реализацию установленных практикой приоритетных задач функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях на объектах ведения и/или входящих в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом».
1. Основные принципы формирования функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях на объектах ведения и/ или входящих в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом»
Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК Росатом и входящие в ее состав системы предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) ведения и/ или входящих в сферу ее деятельности, сформирована для обеспечения надежного поддержания и развития противоаварийного потенциала отрасли, эффективного аварийного реагирования с использованием отраслевых и входящих в СЧСО сил и средств конкретных
организаций (объектов) на приоритетные виды (техногенных, природных, террористических и др.) угроз [1]. В настоящей статье предложено к применению определение ОГК как объекта управления (и/или автоматизации) обеспечением комплексной безопасности: «ОГК — организация ведения и/или входящая в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом», осуществляющая деятельность в области применения атомной энергии в мирных и оборонных целях, в которой создана и функционирует система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функциональной подсистемы Госкорпорации «Росатом» с целью обеспечения комплексной безопасности от возможных угроз». Определение учитывает основные положения, регламентированные приказами Госкорпорации «Росатом»: от 30.04.2009 № 299-дсп «О создании комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики Госкорпорации «Росатом»; от 10.11.2010 № 1/418-П «Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом»; от 01.03.2011 № 1/157-П «Об органах управления ОСЧС и оперативном предоставлении информации»; Стандартом безопасности МАГАТЭ «Готовность и реагирование на ядерную или радиационную чрезвычайную ситуацию» GSR part 7.
Существующие угрозы безопасности могут претерпевать количественные и/или качественные изменения (например, развитие новых технологий производства, возникновение эпидемий, пандемий), стимулирующие формирование новых вызовов, инициирующих последовательное совершенствование СУОБ ОГК. Создание унифицированных, эффективных и гибких подсистем СЧСО и СУОБ отвечает требованиям полномасштабно проводимой государственной политики в области экономической
и национальной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности жизнедеятельности персонала и населения. Усложнение решаемых задач, ужесточение требований к эксплуатации ПОО и КВО экономики углубляют понимание невозможности построения эффективной СУОБ простым объединением объектовых подсистем, реагирующих на отдельные конкретные виды опасности. Учитывая комплексный системный характер задачи, полагаем целесообразным привлечение внимания специалистов и экспертов к обсуждению изложенных ниже технических и организационных предложений, ожидаемому положительному эффекту их реализации.
2. Общие требования к системе управления обеспечением безопасности ОГК
Общие требования к современной системе управления обеспечением безопасности ОГК определяют комплексность и согласованность решений, выполняемых с целью обеспечения защиты людей и охраны окружающей среды. Их игнорирование требует проведения компенсирующих мероприятий для восстановления достаточного уровня безопасности. Алгоритм функционирования системы управления обеспечением безопасности ОГК представлен на рис. 1.
В приведенном, состоящем из стандартных блоков, алгоритме принципиальное внимание уделено базовому элементу обеспечения объектовых мероприятий СУОБ — наличию подготовленных и оснащенных современными средствами связи и автоматизации ОПУ В них должны быть развернуты АЦ с функциональными зонами обеспечения деятельности членов КЧС и ПБ (КЧСО) и экспертов, отвечающих за конкретные виды опасности [2], оснащенные:
Рис. 1. Алгоритм функционирования системы управления обеспечением безопасности ОГК
АРМ для персонала, участвующего в управлении и координации действий в ходе аварийного реагирования:
руководителя аварийных работ, членов КЧСО, ответственных за обеспечение управления по видам опасности коллегиальных органов;
оперативным (ситуационным залом), оснащенным СКПИ;
средствами оповещения и связью (проводной, радио, видеоконференцсвязью, Internet), необходимыми для выполнения возложенных функций;
оргтехникой и документацией.
В составе каждого ОПУ следует предусмотреть и развернуть дополнительные функциональные зоны: аварийный УС; РДП; резервное (с учетом специальных требований) АРМ, обеспечивающее при необходимости выполнение оперативным дежурным СБ ОГК функций вмешательства; специально оборудованное помещение для работы с мобилизационными документами [3, 4].
Конкретизация перечня необходимости и достаточности позиций, связанных с инженерно-техническим, санитарно-бытовым и другими видами
вспомогательного обеспечения функционирования ОПУ, не входит в круг вопросов, рассматриваемых в настоящей статье.
3. Структура системы управления обеспечением безопасности ОГК
Алгоритм функционирования СУОБ (рис. 1) реализован во всех режимах эксплуатации ЯРОО через органы управления, координационные органы с применением необходимых сил и средств.
На рис. 2 предложен к рассмотрению предлагаемый авторами вариант включения СУОБ ОГК в состав типовой структуры СЧСО, содержащий дополнительные элементы (затемнены) ее оснащения/дооснащения. Модернизированная структура СЧСО адаптирует в своем составе требования действующих руководящих и нормативных документов.
В структуру координации и управления СЧСО, с включенной в ее состав СУОБ объекта, входят: руководство эксплуатирующей ОГК организации; руководитель СЧСО; руководитель ликвидации ЧС (должностное лицо, назначенное руководителем ОГК);
Рис. 2. Вариант типовой структуры СЧС в составе СУОБ ОГК
координационный орган — КЧСО; постоянно действующий орган управления (структурное подразделение ОГК, уполномоченное на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от ЧС и/ или ГО; орган повседневного управления (ДП и АЦ); коллегиальные органы, ответственные за выполнение мероприятий обеспечения управления по видам безопасности ОГК (комиссия производственного контроля промышленной безопасности; пожарно-технические комиссии; комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС и в условиях военного времени; эвакуационная комиссия; антитеррористический центр специальной безопасности).
Предложенную структуру СЧСО, по мнению авторов, следует реализовать с применением сил и средств: а) управления; б) аварийного реагирования; в) системы мониторинга и контроля технологических, радиационных и других параметров, характеризующих состояние ОГК; г) программно-технической и информационной поддержки деятельности органов управления, координирующих органов и специальных комиссий ОГК в условиях аварийного реагирования; д) ОПУ (в составе: АЦ, аварийного УС, РДП; е) запасных (создаваемых по предписанию НД ПУ; ж) систем и средств оповещения; з) ГО; и) электронного архива руководящей, нормативной, проектной, конструкторской, технической и эксплуатационной документации (НТД).
ОПУ ОГК следует применять в интересах управления безопасностью в режимах нормальной эксплуатации объекта, «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации» [4]. В этих режимах ОПУ приводят в готовность к обеспечению аварийного реагирования и информационной поддержки органов управления, координационных органов, необходимых коллегиальных органов, руководства спасательных служб ГО, аварийного УС, АЦ, РДП. АЦ — основной элемент ОПУ, телекоммуникационное и информационное ядро СЧС ОГК, формирующее формализованные актуальные и оперативные данные для ОСЧС, ИАЦ Ростехнадзора и ЦТП Госкорпорации. Все функциональные зоны АЦ и аварийный УС подлежат необходимому и достаточному оснащению современными средствами автоматизации управления, ПТК, средствами и системами связи для обеспечения устойчивого и непрерывного управления в условиях аварийного реагирования [5].
Резервы финансового, страхового и материального обеспечения для предписанных действующими НТД ОГК реализуют при введении режимов аварийной готовности, угрозы внешних вызовов и в особый период.
4. Оценка текущего состояния систем управления обеспечением безопасности и возможных рисков на действующих ОГК
На действующих ОГК формально присутствуют все входящие в состав СУОБ позиции. Зарегистрированные пункты управления ГО фактически (по своим функциональным возможностям) представляют скорее
убежища и/или противорадиационные укрытия, как правило, требующие серьезной модернизации. ЗПУ не предусмотрены (кроме электроэнергетического Дивизиона ГК «Росатом»). Практически на всех объектах I и II категорий постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 40 «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) задачи и функции АЦ возложены на службы ОДУ ДДП не в полной мере оснащены техническим, программным и информационным обеспечением аварийного реагирования. Они способны в начальный период аварийной ситуации обеспечить оповещение о факте аварии ответственных должностных лиц и персонал объекта, отследить мероприятия аварийного реагирования до завершения сбора КЧСО. РДП не предусмотрены. В совокупности, в условиях радиационно опасной аварийной ситуации и в особый период это может привести к потере управления производством (технологическим процессом). В НТД федерального и отраслевого уровней отсутствуют четкие определения понятий: «пункт управления противоава-рийными действиями», «аварийный центр». Отсутствие на объектах I и II категорий специально подготовленных и оборудованных функциональных зон не позволяет обеспечить информационную поддержку управления мероприятиями промышленной безопасности, повышением устойчивости функционирования, аварийного реагирования, мобилизационной готовности. Вопрос организации резервного АРМ для оперативного дежурного СБ ОГК, ответственного за выполнение требований специальной безопасности ОГК, не отработан и требует отдельного изучения. Отсутствуют интегрированные системы мониторинга состояния комплексной безопасности объектов по специфическим для конкретных ОГК показателям. Не доработаны вопросы информационного взаимодействия и передачи, характеризующие безопасность объекта, консолидированных данных в верхние звенья управления ОСЧС (ОКЧС, КЧС Дивизиона, СКЦ) [2]. Состав и объем информационной поддержки КЧСО, комиссий по видам опасности, спасательных служб ГО не структурированы и не формализованы по видам опасностей, типам объектов, перечню соответствующих Планов мероприятий [6]. Существующие системы связи не в полной мере соответствуют современным требованиям по обеспечению обмена данными в условиях аварийного реагирования, взаимодействия с ОСЧС, СЧС соответствующих Дивизионов, функциональными и территориальными подсистемами РСЧС—участни-цами аварийного реагирования.
Возможные риски функционирования СЧС ОГК обусловлены отсутствием и/или старением ПУ, АЦ. В результате:
недостаточно обеспечены качество, надежность и непрерывность управления аварийным реагированием в условиях радиационной аварии в мирное и военное время;
нарушен принцип устойчивости и непрерывности оперативно-диспетчерского управления вследствие отсутствия РДП;
несовершенство существующих систем связи СЧСО, интегрированных в системы связи соответствующих функциональных подсистем РСЧС, не может обеспечить надлежащего уровня надежности, непрерывности и устойчивости управления в условиях аварийного реагирования;
отсутствие современного информационного и программно-технического обеспечения аварийного реагирования не позволит оптимизировать своевременность принимаемых решений;
отсутствие специальной функциональной зоны управления мероприятиями по повышению устойчивости управления осложняет функционирование ОГК в аварийной ситуации и/или особый период;
отсутствие специальной резервной функциональной зоны управления мероприятиями специальной безопасности может затруднить управление обеспечением физической безопасности в случае террористической угрозы в условиях аварийной ситуации, представляющей опасность для жизни и здоровья персонала, требующей его укрытия и/или эвакуации с промплощадки;
недостаточное внедрение цифровых технологий перспективного развития процедур управления снижает эффективность системного решения задач управления безопасностью ОГК;
невыполнение в полной мере задач, поставленных в Указе Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» и «Концепции создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» от 3 октября 2013 года № Пр-2308, обусловило практику создания СКЦ только на верхних уровнях управления. Теория и практика создания и функционирования информационных сетевых систем управления показывают: подобные системы управления в условиях аварийной ситуации не эффективны без автоматизации поступления и последующей обработки актуальных, формализованных и достаточных ситуационных данных от аварийного объекта управления. Последнее невозможно обеспечить при отсутствии на этих объектах ОПУ с входящими в их состав АЦ [5].
Риски, вызванные отсутствием (несовершенством) ПУ, АЦ на ОГК:
затрудняют создание современной, отвечающей требованиям Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 ОСЧС, вследствие неполного соответствия СЧС ОГК требованиям ФНП;
в отсутствие объектовых ПУ АЦ растет вероятность поступления в органы управления ОСЧС неструктурированной, несогласованной, несвоевременной и неактуальной информации о ЧС;
создают объективные предпосылки, препятствующие реализации полномасштабной технической политики ГК «Росатом» по повышению обеспечения уровня безопасности функционирования ОГК, предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду, персонал и население.
5. Предложения по дальнейшему совершенствованию существующих систем управления обеспечением безопасности ОГК
В предлагаемых к реализации ОПУ на ОГК в состав их функциональных возможностей целесообразно включать противоаварийные позиции, возложенные на ЗПУ и пункты управления ГО. Это позволит выполнить требования ФЗ и ФНП по осуществлению координации сил СЧСО с ОСЧС и другими взаимодействующими силами в составе РСЧС руководству запланированными мероприятиями по защите персонала, действиями сил ГО, проведением АСДНР, специальной безопасности.
В составе АЦ ОПУ при разработке проектов реконструкции (модернизации) функционирующих объектов ГО и/или строительстве новых на вводимых пром-площадках ОГК следует предусматривать: наличие специально подготовленных и оборудованных функциональных зон, позволяющих обеспечить информационную поддержку членов КЧСО и коллегиальных органов, отвечающих за отдельные виды безопасности ОГК; координацию управления аварийным реагированием в условиях нарушения ядерной, радиационной, пожарной и экологической безопасности; управление проведением мероприятий промышленной безопасности, безопасности специальных перевозок; ПУФ, мобилизационной готовности, специальной безопасности; выполнение функций РДП. АРМ перечисленных функциональных зон технически и программно следует совмещать с АРМ членов и/или экспертов КЧСО, поскольку, как показывает практика, составы комиссий и коллегиальных органов ОГК по различным видам опасности формируют в основном одними и теми же специалистами по закрепленным областям ответственности. Интегрированные по функциям АРМ должны быть достаточными для обеспечения оперативного доступа к требуемым информационным ресурсам СОУБ в ОПУ.
Проекты реконструкции (модернизации, строительства) ОПУ следует ориентировать на технические решения оснащения/дооснащения АЦ программно-техническим комплексом информационной поддержки КЧСО и других функциональных звеньев управления обеспечением безопасности объекта в условиях аварийного реагирования и внешних угроз [6]. Следует разработать проект модернизации существующих систем оповещения, связи ОСЧС и СЧС ОГК, ориентированный на управление и взаимодействие сил и средств РСЧС—участников аварийного реагирования. Система связи подлежит приведению в состояние готовности обеспечению мероприятий аварийного реагирования, взаимодействия, передачи формализованных, оперативных и текущих данных о ЧС в верхние и взаимодействующие звенья управления ОСЧС, СЧС ОГК, РСЧС [3, 4].
Нормативная база по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности, выполнения мероприятий ГО, предупреждения и реагирования на приоритетные виды опасности
ОГК должна быть приведена в соответствие с расширенными возможностями СЧСО при включении в ее состав СУОБ ОГК, отвечающими требованиям ФЗ и ФНП.
В качестве важнейшего предмета обсуждения необходимо дополнительно рассмотреть и по возможности доработать предлагаемый авторами вариант общих требований к ОПУ по реализации противоаварийных действий, мероприятий ГО, предупреждению и реагированию на другие виды опасности ОГК как базовому телекоммуникационному и информационному узлу в системе управления обеспечением безопасности всех уровней СЧС ОГК — ОСЧС.
Назначение, функции и требования к ОПУ. ОПУ предназначен для обеспечения:
ввода в действие планов мероприятий по реагированию на существенные нарушения по потенциально присущим данному ОГК видам опасности;
информационного взаимодействия с комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС функциональной подсистемы РСЧС (ОКЧС), комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС соответствующего Дивизиона ГК «Росатом, входящего в состав ОСЧС, центрами технической поддержки, комиссиями территориальных и региональных подсистем РСЧС, обеспечивающими реагирование согласованными силами при чрезвычайных ситуациях на ОГК, надзорными органами, собственными и привлекаемыми силами аварийного реагирования;
информационной поддержки управления АСДНР в ходе локализации аварийной ситуации и организации аварийно-ремонтных работ на технологическом оборудовании и после воздействия вероятного противника.
ОПУ должен выполнять функции: аварийного УС и оповещения, АЦ ОГК с функциональными рабочими зонами для органов управления; экспертов КЧСО, ОКЧС; коллегиальных органов по видам опасности и оперативного (ситуационного) помещения для работы руководителя СЧСО, руководителя ликвидации ЧС, членов КЧСО, других комиссий по выработке рекомендаций и оказанию помощи в локализации аварийной ситуации, в организации аварийно-ремонтных работ, АСДНР, по управлению аварийным реагированием; РДП; штаба ГО, спасательных служб ГО; резервного АРМ оперативного дежурного СБ ОГК.
АЦ ОПУ во всех режимах эксплуатации ОГК должен обеспечивать прием, архивирование, обработку и представление поступающих данных от АСУ ТП, СРК и АСКРО. Предоставлять программно-технические возможности для оценки радиационной обстановки и масштаба аварии на основе поступающей информации (формировать локальные показатели безопасности ОГК по видам существующих на предприятии потенциальных опасностей; участвовать в формировании интегрированного комплексного показателя безопасности функционирования ОГК в целом, оперативных и текущих донесений в соответствии с табелем срочных донесений); предоставлять возможность проведения экспертных оценок по заранее подготовленным алгоритмам прогнозируемых ситуаций [3].
В период нормальной эксплуатации ОГК помещения ОПУ должны служить местом подготовки и управления проведением противоаварийных учений (тренировок), управления отработкой планов мероприятий коллегиальных органов по видам опасности объекта. Порядок доступа в Оперативный (Ситуационный) зал АЦ определяет руководитель ОГК.
В режимах «Повышенная готовность» и/или «Чрезвычайная ситуация» ОПУ ОГК должен обеспечить для руководителя ликвидации ЧС, РДП, персонала КЧСО, руководства комиссий по видам возможных нарушений безопасности, других участников аварийного реагирования: стационарные и мобильные АРМ; условия для проведения ситуационного анализа на основе архивных и текущих данных действующих систем мониторинга параметров опасности ОГК, получения прогнозных экспертных оценок, выработки предложений для подготовки решений; условия для надежного и качественного управления действиями сил аварийного реагирования по локализации, смягчению и ликвидации последствий аварии; отдельное помещение для работы с мобилизационными документами.
Общие требования к ОПУ. Требования к информационному обеспечению АЦ ОПУ. АЦ ОПУ — место сбора руководства ОГК, экспертов КЧСО и ОКЧС, членов комиссий по обеспечению конкретных видов безопасности, участвующих в аварийном реагировании персонала ОГК, оснащенное функциональными рабочими зонами на базе программно-технического комплекса информационной поддержки их деятельности в условиях аварийного реагирования. Для обеспечения выполнения возложенных на ОПУ функций его АЦ должен быть оснащен: программно-техническими комплексами/средствами; системами и средствами приема, обработки и передачи данных мониторинга параметров технологической, пожарной безопасности, данных о радиационной (химической), экологической и метеорологической обстановке на территории ОГК, в СЗЗ, ЗН, ЗЗМ, на маршрутах транспортировки грузов специального назначения. Информационную поддержку выполнения вышеуказанных функций следует обеспечить созданным на современных компьютерных технологиях ПТК информационной поддержки деятельности КЧС объекта, других комиссий ОГК в условиях аварийного реагирования [6].
Требования к связи. Внутренняя и внешняя системы связи должны обеспечить возможность: оповещения персонала и других участников аварийного реагирования при ЧС на ОГК; передачи данных технологических параметров, характеризующих работу оборудования ЯРОО, хранилищ радиоактивных отходов и ядерных материалов, показателей радиационной обстановки на объектах и в сооружениях ОГК, в СЗЗ, ЗН, ЗЗМ, установленной эксплуатирующими организациями информации в СКЦ соответствующего Дивизиона и через него в ЧУ СКЦ «Росатома». Данные о ЧС от непосредственно подчиненных ОГК ГК «Росатома» необходимо направлять напрямую в ЧУ СКЦ «Росатома».
Аварийный узел связи ОПУ во всех режимах эксплуатации должен иметь: надежные каналы приема
параметров от задействованных систем мониторинга, характеризующих безопасность объекта; надежную связь с СКЦ соответствующего Дивизиона, ЧУ СКЦ «Росатома», местной ЕДДС, оперативными службами регионального и территориального органов управления, ответственными за реагирование при ЧС территориальной подсистемы РСЧС.
Система связи и телекоммуникаций УС ОПУ должна быть сопряжена с системой связи и телекоммуникаций СЧС ОГК и ОСЧС [8].
Аварийный узел связи и систему внешней связи ОПУ необходимо проектировать и строить как перспективную сетецентричную систему в рамках функциональной подсистемы с учетом потребностей взаимодействия с территориальными подсистемами.
Требования к помещениям. Помещения ОПУ должны: обеспечить размещение необходимого количества руководящего состава и членов КЧСО, вспомогательного персонала, РДП, резервного АРМ оперативного дежурного СБ ОГК; иметь возможность предоставить дополнительные рабочие места для представителей ОГ ОКЧС, КЧС соответствующего Дивизиона, территориальных подсистем РСЧС — участниц аварийного реагирования, представителей СМИ [4].
Дополнительные требования к АЦ ОПУ Требования к резервированию управления диспетчерской службы. В случае выхода из строя технических и программных средств основного ДП диспетчерская служба должна иметь возможность продолжать функционирование с применением оснащенного соответствующим образом РДП ОПУ
Требования к резервированию управления физической защитой ОГК. При возникновении ситуации, препятствующей осуществлению управления мероприятиями по обеспечению физической безопасности объекта со штатного ПУ СБ ОГК, необходимо предусмотреть возможность управления с резервного АРМ оперативного дежурного СБ ОГК, оборудованного с учетом установленных специальных требований.
Требования к обеспечению управления выполнением мероприятий ГО. Управление в условиях выполнения мероприятий ГО осуществляют с рабочих и АРМ членов КЧСО, аварийно-спасательных служб ГО в АЦ ОПУ на основе получения доступа к базам данных специальной информации особого периода эксплуатации. Система связи и телекоммуникаций ОПУ должна быть сопряжена с системами связи и телекоммуникаций местной и территориальной систем ГО.
6. Варианты структуры системы управления обеспечением безопасности ОГК в границах ОСЧС
Оптимальный, по мнению авторов, вариант включения ОПУ ОГК с функциями ЗПУПД и ЗПУГО (затемненный блок) в состав структуры СЧС ОГК в границах СЧСО-ОСЧС, учитывающий накопленный в отрасли опыт эксплуатации, предложен на рис. 3.
Пунктирной линией выделены объект и его связи, необходимость наличия которых подлежит обоснованию на стадии проектирования каждой конкретной
СУОБ ОГК с учетом специфики возникающих нештатных ситуаций и/или ЧС. Вариант структуры СУОБ ОГК в границах СЧСО — ОСЧС—РСЧС, реализующий основные положения Концепции создания автоматизированной системы управления операциями ОСЧС [1], представлен на рис. 4.
7. Заключение
Вопросы управления обеспечением безопасности, аварийным реагированием при ЧС, в условиях ГО на ОГК в рамках ОСЧС, СЧСО, РСЧС — сложные и во многом проблемные; требуют постоянного совершенствования форм и методов работы органов управления и координационных органов ОСЧС, СЧСО, СЧС дивизионного звена управления, участников работ в составе РСЧС, при реализации запланированных мероприятий по ГО.
Предложены к рассмотрению вопросы необходимости и возможности создания (развертывания):
на типовых ОГК (приоритетно «пилотных») ОПУ с АЦ, функционирующими в едином информационном пространстве с СКЦ соответствующего Дивизиона (Концерна), ЧУ СКЦ «Росатома»;
для АЦ ОПУ ОГК — программно-технических комплексов информационной поддержки деятельности руководителя СЧСО, руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, КЧСО, специальных Комиссий, сил ГО в условиях аварийного реагирования; модернизации системы связи (информационного взаимодействия) ОСЧС и СЧСО во всех режимах работы ОГК до уровня современных требований РНТ; создание в составе ОПУ аварийного узла связи;
в составе постоянно-действующих органов структурных подразделений ОГК, уполномоченных на решение задач в области защиты населения (персонала) и территорий от ЧС и/или ГО в ОГК, группы специалистов, способных поддерживать в состоянии готовности и обеспечить эксплуатацию необходимых для информационной поддержки участников аварийного реагирования программно — технических средств и комплексов, информационных ресурсов АЦ ОПУ.
Выводы
Создание ОПУ в ОГК, разработка и внедрение для аварийных центров ПТК информационной поддержки деятельности руководителей всех уровней, интегрируемых в программно-аппаратную среду ОСЧС АИУС, ЕДДС по своевременной нейтрализации угроз техногенного и природного характера, позволят осуществить дальнейшее развитие возможностей ОСЧС и РСЧС в целом, повысить надежность и эффективность функционирования на базе внедрения цифровых технологий при перспективном развитии процедур управления аварийным реагированием в организациях отрасли с учетом возрастающих опасностей совершения диверсионно-террористических актов, других внешних угроз против объектов, имеющих стратегическое значение для экономики государства.
Рис. 3. Вариант структуры СУОБ ОГК с обозначением предложенной авторами позиции ОПУ (затемненные блоки) ОГК
ОПУ должны: функционировать в едином информационном пространстве со всеми пунктами управления — участниками аварийного реагирования на ЧС в составе функциональной подсистемы РСЧС, выполнения мероприятий ГО по согласованным регламентам взаимодействия; осуществлять прием и накопление данных, характеризующих состояние безопасности ОГК, систематизацию, накопление и представление текущих и архивных данных; иметь развитое программное
и информационно аналитическое обеспечение, позволяющее принимающим решения руководителям обоснованно выбирать информационную модель той или иной ситуации, прогнозировать развитие нештатных и чрезвычайных ситуаций и, как следствие, формировать интегрированный комплексный показатель безопасности различных режимов функционирования ПОО и КВО для повышения в целом устойчивости экономического развития страны, ее национальной безопасности.
Рис. 4. Структура СУОБ ОГК в границах СЧСО, ОСЧС и РСЧС
Литература
1. Зверьков В. А., Федоров А. Б. Концепция создания автоматизированной системы управления операциями ОСЧС. М.: ЗАО «Прогноз»; ООО «Информ-Атом», 2015.
2. Арутюнян Р. В., Осипьянц И. А., Федоров А. Б. Техническое задание на интегрированную систему управления безопасностью в атомной отрасли. М.: ИБРАЭ РАН; ВНИИАЭС; СКЦ «Росатома»; ООО «Информ-Атом», 2012.
3. Зверьков В. А., Серебряников Е.В. Аварийные центры атомных станций. Общие технические требования для вновь проектируемых атомных станций. М.: ООО «Атомсвязьинформпоставка», 2015.
4. Зверьков В. А., Шкатулов П. Ф. Типовой защищенный пункт управления противоаварийными действиями на атомной стан-
ции, Типовой защищенный пункт управления противоаварий-ными действиями в городе атомной станции, Типовой защищенный пункт управления противоаварийными действиями в загородной зоне атомной станции. М.: ООО «АтомПроект ЭнергоСервис», 2012.
5. Габричидзе Т. Г. Основы комплексной системы безопасности критически важных (потенциально опасных) объектов муниципального и регионального уровней: Моногр. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2012. 390 с.
6. Зверьков В. А., Инодин А. М., Строганов В. В. Программно-технический комплекс информационной поддержки КЧСО в условиях аварийного реагирования на АЭС. М.: ООО «Атом ПроектЭнергоСервис», 2019.
Сведения об авторах
Зверьков Виктор Александрович: инж.-математ., магистр делового администрирования, ООО «АтомПроект-ЭнергоСервис» (ООО «АПЭС»), первый зам. ген. директора. 109382, Москва, ул. Люблинская, 141, оф. 224. e-mail: [email protected]
Тюрин Роман Львович: к. воен. н., доц., Госкорпорация «Росатом», зам. директора — нач. отдела аварийной готовности и гражданской защиты, организации лицензионной и разрешительной деятельности. 119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 24/26. e-mail: [email protected]
Фалеев Михаил Иванович: к. полит. н., засл. спасат. РФ, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас), пом. нач. отряда. 140180, Московская обл., г. Жуковский, ул. Спасателей, 1. e-mail: [email protected]
Федоров Андрей Борисович: инженер-механик, ООО «ИНФОРМ-АТОМ», советник генерального директора. 127287, Москва, 2-я Хуторская ул., 38а, стр. 1. e-mail: [email protected]
Цыбиков Николай Александрович: к. ф.-м. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код: 3104-1100.
Чириков Алексей Григорьевич: к. т. н., доц., МЧС России, Департамент гражданской обороны и защиты населения, референт.
109012, Москва, Театральный проезд, 3. e-mail: [email protected] SPIN-код: 4836-7910.
Information about authors
Zverkov Victor A.: Mathematical Engineer, Master of Business Administration, LLC «AtomProjectEnergyService», First Deputy General Director.
141, Lublinskaya st., office 224, Moscow, 109382, Russia. e-mail: [email protected]
Tyurin Roman L.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, State Corporation «Rosatom», Deputy Director — Head of the Department of Emergency Preparedness and Civil Protection, Organization of Licensing and Permitting Activities. 24/26, st. Bolshaya Ordynka, Moscow, 119017, Russia. e-mail: [email protected]
Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, State Central Airmobile Rescue Team of the Russian Emergencies Ministry (Tsentrospas), Assistant Squad Leader.
1, Rescuers st., Zhukovsky, Moscow region, 140180, Russia. e-mail: [email protected]
Fedorov Andrey B.: Mechanical Engineer, INFORM-ATOM LLC, Advisor to the General Director.
38a, building 1, 2nd Khutorskaya st., Moscow, 127287, Russia. e-mail: [email protected]
Tsybikov Nikolay A.: PhD in Physics and Mathematics, All-
Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies,
Leading Researcher, Research Center.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific: 3104-1100.
Chirikov Alexey G.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, EMERCOM of Russia, Department of Civil Defense and Population Protection, Assistant. 3, Teatralny proezd, Moscow, 109012, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 4836-7910.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544
Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.m/item.asp?id=27613062
Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций) http://elibrary.ru/item.asp?id=28413973
Акимов В.А. и др. Астероидно-кометная опасность: стратегия противодействия. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25104782
Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополя. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=24142485