Научно-технические разработки
УДК 699.8(083.7)
П. А. Третьяков (начальник Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России)
Т.Г. Габричидзе (начальник Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике)
П.М. Фомин (первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Надежно решать вопросы предупреждения ЧС, своевременно локализовать и ликвидировать возможные ЧС на территории Республики Удмуртия позволяют прямые линии связи ЕДДС-01 с 241 потенциально опасным объектом, комплексные системы мониторинга, в т.ч. видеомониторинг в городах Глазов, Воткинск, Можга, Ижевск, где вся информация поступает на ЕДДС-01 и ЦУКС республики
Увеличение риска чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, активизация террористической деятельности в отношении потенциально опасных объектов и населения представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности людей, национальной безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации.
Можно выделить следующие основные факторы, определяющие необходимость осуществления целенаправленной государственной политики в области защищенности потенциально опасных объектов (ПОО) и населения:
большое количество ПОО на территории страны, многие из которых являются критически важными для национальной безопасности, в том числе в густонаселенных районах;
нарастающее количество ПОО с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
активизация террористической деятельности в отношении ПОО и населения, проживающего в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) и зоне защитных мероприятий (ЗЗМ);
физическое и моральное старение систем, комплексов и средств физической, противоаварийной и противопожарной защиты;
снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, слабая технологическая дисциплина, низкая культура производства;
снижение компетенции и ответственности руководителей производства;
ослабление государственных функций надзора и технического регулирования в области защищенности ПОО и населения;
снижение общего уровня образования, фундаментальных и прикладных научных исследований.
Целями государственной политики в области защищенности ПОО и населения являются:
- обеспечение устойчивости функционирования ПОО к воздействиям ЧС природного и техногенного характера и террористическим проявлениям;
- последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при эксплуатации ПОО;
- совершенствование систем мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, а в отдельных случаях — управление ими;
- недопущение организации и активизации террористической деятельности.
Эти цели достигаются путем прогнозирования, предупреждения и локализации угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений по отношению к ПОО и населению, а также готовностью к ликвидации последствий.
Все это изложено в проекте «Основ государственной политики в области защищенности потенциально опасных объектов инфраструк-
туры и безопасности населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».
Для решения проблем комплексной системы безопасности критически важных объектов в Удмуртской Республике предусматриваются мероприятия, изложенные в следующих нормативных документах:
- постановление от 01.09.2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики»;
- распоряжение от 30.08.2004 г. № 878-р «О Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики»;
- распоряжение от 14.12.2004 г. № 1314-р «О совершенствовании мониторинга перевозок аварийных химически опасных, пожароопасных, взрывоопасных веществ, обращающихся на территории Удмуртской Республики» ;
- распоряжение от 09.03.2005 г. №185-р «О силах и средствах УТП РСЧС».
На территории Удмуртской Республики расположены 243 потенциально опасных объекта, наибольшую опасность из которых представляют следующие объекты: пожароопасные — 17; магистральные нефтепроводы — 4; газопроводы — 14; хранилища углеводородных газов — 2; склады хранения взрывчатых веществ — 2; химически опасные — 7; объекты хранения химического оружия —2.
Исходя из этого, система управления комплексной безопасности потенциально опасных объектов Удмуртской Республики включает:
- подсистему безопасности химически опасных объектов, представленную на рис. 1, базирующихся на подсистеме информационного обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе системы производственного экологического мониторинга на объекте по уничтожению химического оружия, расположенного в г. Камбарка;
- подсистему безопасности гидротехнических сооружений, представленную на рис. 2, базирующуюся на системе контроля Воткинского водохранилища на р. Кама и плотины Ижевского пруда;
подсистему безопасности взрыво-пожароопасных объектов, представленную на рис. 3, базирующуюся на системе контроля объектов, интегрированную в ЕДДС -01 в гг. Ижевск, Глазов, Воткинск и Камбарка;
- подсистему приема сообщений от населения;
- подсистему реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации;
- подсистему контроля подвижных объектов.
Вариант построения системы комплексной безопасности объекта уничтожения химического оружия в г. Камбарка представлен на рис. 4.
Для заблаговременного получения качественной и количественной информации о возможном времени, месте и силе техногенных чрезвычайных ситуаций
и оценки возможных социально-экономических последствий от них принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 01 сентября 2003 года № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики».
В «Положении об организации комплексного государственного мониторинга» определены порядок подготовки и представления прогнозной информации, перечень организаций и учреждений федеральной власти и Удмуртской Республики, которые образуют систему комплексного государственного мониторинга и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории республики. Определены типовые схемы управления системой комплексного мониторинга для потенциально опасных объектов (рис. 5).
Подсистема технологической безопасности предназначена для обеспечения безопасной эксплуатации объекта при выполнении работ по уничтожению химического оружия. Она базируется на высокой степени автоматизации и управления технологическим процессом из центрального пункта управления.
Система построена на базе контрольно-измерительных приборов и программно-технических средств контроля и управления и обеспечивает безопасность обслуживающего персонала при проведении опасных технологических процессов на объекте.
В целях повышения безопасности проведения технологических процессов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций в состав подсистемы объекта включена система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ), которая выполняет технологические операции по соблюдению технологических режимов процесса; логические операции, прекращающие работу технологического оборудования при достижении параметрами технологического процесса предаварийных значений; включение резервного вентиляционного оборудования при срабатывании датчиков в производственных помещениях и т.д.
Световая и звуковая информация с системы ПАЗ передается на пульт оператора ЦПУ, ИУСКБ объекта, ЗЗМ г. Камбарка в части касающейся.
Следующим важным элементом обеспечения безопасного функционирования объекта является подсистема активной безопасности. Основной ее частью является подсистема технической безопасности, которая базируется, в первую очередь, на конкретном техническом воплощении технологии уничтожения химического оружия и включает: подсистему производственного контроля; подсистему противопожарной защиты.
Подсистема противопожарного обеспечения предназначена для проведения работ по предупреждению возникновения пожара на объекте, своевременной локализации и их тушения.
Подсистема мониторинга и прогнозирования пред-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
назначена для контроля за параметрами производственного процесса, условиями труда и осуществляется путем аналитического контроля воздуха рабочей зоны, вентвыбросов, воздуха промплощадки.
Контроль воздушной среды производственных помещений и вентвыбросов осуществляется как с использованием приборов автоматического контроля, так и путем периодического отбора проб и их последующего анализа в объектовой лаборатории. Для контроля воздушной среды используются приборы санитарно-гигиенического контроля (Каскад-Г) и приборы контроля герметичности технологического оборудования (ГАИ-1М).
Места размещения приборов автоматического контроля в рабочих помещениях основного производственного корпуса объекта определены с учетом направления воздушного потока производственных помещений.
Отбор проб воздуха осуществляется с использованием постов пробоотбора согласно графикам аналитического контроля. Доставка проб на анализ осуществляется с использованием системы «Пневмопочта».
Комплексная система мониторинга включает мониторинг факторов воздействия и последствий воздействия.
Задачами первой подсистемы является качественное и количественное определение загрязнений в атмосфере, почве и гидросфере. Вторая подсистема предусматривает оценку организации экстренной эвакуации работающего персонала объекта и населения, проживающего в районе его расположения, а также оценку состояния экосферы в целом.
Система мониторинга функционирует в реальном масштабе времени и позволяет оценить последствия эксплуатации объекта на персонал, население и окружающую среду.
Подсистема мониторинга организуется в целях контроля над обеспечением безопасности, как при штатном, так и аварийном режимах эксплуатации объекта, ЗЗМ г. Камбарка.
Производственный экологический мониторинг позволяет получать информацию о загрязнении окружающей среды химическими соединениями, непосредственно влияющими на здоровье людей на технической территории.
Мониторинг состояния здоровья предусматривает всестороннюю оценку состояния здоровья персонала объекта, ЗЗМ г. Камбарка и различных групп населения, проживающего в ЗЗМ. Если мониторинг загрязнителей позволяет контролировать уровни веществ-загрязнителей во внешней среде, то медицинский — объективно оценивать их влияние на состояние здоровья наблюдаемого контингента.
В техническом плане система комплексного мониторинга включает в себя средства (локальные, мобильные и стационарные) сбора, обработки, анализа и передачи данных о качественном и количественном составе выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводить оценку загрязнения
окружающей среды, прогноз ее изменения во времени, а также оценку состояния здоровья населения и влияния на него загрязнения окружающей среды.
Для информирования контрольных и надзорных органов о состоянии экологической обстановки на объекте создана информационно-аналитическая система, позволяющая обобщать, анализировать, выдавать прогнозы и представлять в соответствующие контрольные и надзорные органы информацию по установленным формам и регламентам обмена информацией.
Система комплексной безопасности ЗЗМ г. Кам-барка включает:
- организационную структуру;
- общую модель системы, включающую объекты управления (подсистемы, входящие в систему комплексной безопасности);
- комплекс технических средств, размещенных в помещении дежурно-диспетчерской службы;
- модели ситуаций (по каждой подсистеме безопасности);
- методы наблюдения, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
- информационные системы.
Информационная база включает в себя:
1) сведения о месторасположении объекта, включающие:
- данные о топографии района расположения объекта;
- данные о природно-климатических условиях в районе расположения объекта;
- сведения о размерах и графическое отображение границ СЗЗ и ЗЗМ объекта, а также запретных и охранных зонах.
2) сведения о персонале и населении, проживающем в ЗЗМ объекта, включающие:
- данные об общей численности персонала и численности наибольшей работающей смены объекта;
- перечень крупных близлежащих предприятий, организаций и населенных пунктов с указанием численности персонала и населения.
3) сведения об опасных веществах, используемых на объекте в его производственном цикле, включающие:
- характеристики опасных веществ, их количество, места расположения и т.д.;
- степень опасности веществ и характер воздействия вещества на организм человека, компоненты окружающей среды (при наличии таковых).
4) сведения о технологии уничтожения ОВ, технологиях переработки (уничтожения) отходов производства, включающие:
- схему основных технологических потоков;
- данные о распределении опасных веществ.
5) основные результаты анализа риска, которые должны включать:
- результаты анализа условий возникновения и развития аварий;
- результаты оценки риска аварий.
6) описание технических решений по обеспече-
нию безопасности, которые должны включать:
- описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на обеспечение взрыво- и пожаробезопасности;
- описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.
7) сведения по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий, сил и средств РСЧС:
- о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в г. Камбарка, в республике, ПУрРЦ, в Российской Федерации;
- о составе взаимодействующих сил;
- о системе оповещения в случае возникновения аварии на объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;
- мероприятия плана предупреждения и ликвидации аварий на объекте.
8) сведения о подсистемах обеспечения безопасности объекта.
Учитывая время подхода зараженного облака ОВ к различным объектам, расположенным в СЗЗ и ЗЗМ г. Камбарка и находящихся на этих объектах работающего персонала и населения, остается крайне ограниченное время на организацию экстренной эвакуации населения и его обеспечения. Необходимо работу комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) республики, города и привлекаемых районов разделить на выполнение работ по обеспечению трех основных функциональных блоков (рис. 6):
I. Звено немедленного реагирования, в состав которой входят члены КЧС района, на территории которого размещен объект хранения и уничтожения ХО.
II. Звено жизнеобеспечения эвакуируемого населения, в состав которой входят КЧС соседних районов для приема, размещению и всестороннему обеспечению, а также СЭП, которые развертываются на маршрутах эвакуации вне зоны защитных мероприятий.
III. Звено наращивания сил и средств ликвидации ЧС на объекте хранения и уничтожения ХО, в санитарно-защитной и зоне защитных мероприятий.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
- своевременное оповещение и информирование работающего персонала, населения, объекта хранения и уничтожения химического оружия (ОХиУХО);
- использование средств защиты и медицинской профилактики (исходя из обстановки и подаваемых сигналов оповещения «Химическая тревога»);
- экстренная эвакуация работающего персонала ОХиУХО, населения с территории ЗЗМ, попадающих
под распространение зараженного облака с ОВ;
- оказание пострадавшим первой медицинской и специализированной медицинской помощи в ходе эвакуации вне ЗЗМ;
- организация розыска пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуация (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (мест);
- локализация очага поражения, ликвидация пожаров.
При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на ОХиУХО, срабатывают автономные системы экологического (химического) мониторинга на ОХиУХО, в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий по мере подхода зараженного воздуха, которые передают информацию по факту ЧС на автоматизированные рабочие места (АРМ) ЕДДС объекта (города, районов и республики).
С использованием автоматизированных рабочих мест ЕДДС производят сбор, обработку и оценку информации о выбросах ОВ, прогноз развития ЧС определяют основные предложения для принятия решения по реагированию на ЧС с выбросом ОВ объекта хранения и уничтожения химического оружия.
Звено (подсистема, группа) немедленного реагирования состоит из членов КЧС района, и в ее состав входят:
- глава администрации — руководитель гражданской обороны — КЧС района;
- начальники служб связи и оповещения, службы охраны общественного порядка, государственной противопожарной и медицинской службы, начальник управления по делам ГО и ЧС района, председатель эвакуационной комиссии;
- силы и средства локализации и ликвидации ЧС на объекте хранения и уничтожения химического оружия и района.
Звено немедленного реагирования при получении информации от диспетчеров ЕДДС-01, объекта и города (района), уточняют (по возможности) задачи подчиненным службам и немедленно организуют и проводят в соответствии с планами, мероприятия по защите населения. На объекте хранения и уничтожения ХО выполняются следующие мероприятия:
1. Оповещение, передача информации о порядке действий работающего персонала объекта хранения и уничтожения ХО, семей военнослужащих, проживающих в военном городке, в санитарно-защитной зоне, а также населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вблизи от объекта хранения. Проводится дополнительное оповещение населения силами службы охраны общественного порядка
- работниками ГИБДД, проживающего в военном городке и ЗЗМ.
2. Организация эвакуации работающего персонала, семей военнослужащих, проживающих в военном городке в санитарно-защитной зоне и всестороннее жизнеобеспечение в районах размещения эвакуированных.
3. Силы и средства по локализации и ликвидации
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
объекта хранения и уничтожения ХО в соответствии с ранее утвержденными планами и отработанными на тренировках действиями приступают к локализации и ликвидации ЧС, тушению пожара, розыску, извлечения из развалин пострадавших, оказывают первую медицинскую помощь и эвакуируют вне зоны заражения.
4. Подразделения химической и специальной обработки выдвигаются по маршрутам эвакуации и на внешней границе ЗЗМ организуют химические посты, и пункты специальной обработки. На маршрутах эвакуации химические посты совместно с медицинскими работниками, сотрудником ГИБДД организованы с целью определения зараженности ОВ эвакуируемого населения, а при обнаружении, пораженные направляются на санитарную обработку, где производится оказание первой и специализированной медицинской помощи, и далее пострадавшие доставляются в стационарные лечебные заведения. Зараженное имущество и техника следуют на пункт специальной обработки, для дегазации. ПуСО развертываются силами подразделений специальной обработки.
В зоне защитных мероприятий звено немедленного реагирования с проведением оповещения контролирует выполнение следующих задач:
1. На заранее отрекогносцированных рубежах в СЗЗ и ЗЗМ силами ГПС ставятся водные завесы, расчетами пожарных машин, после определения химическим наблюдательным постом подхода облака ОВ, подается сигнал «Химическая тревога» — голосом или ракетой СХТ.
Постановка водной завесы позволит значительно уменьшить поражающие концентрации в облаке ОВ и глубину ее распространения, и тем самым обеспечить экстренную эвакуацию задержавшегося населения, больных и других категорий по разным причинам.
2. Контроль за ходом эвакуации населения, проживающего и попадающего в зону распространения облака зараженного ОВ.
3. Организация работ по розыску и эвакуации пораженных, больных и др. категории населения не сумевших экстренно эвакуироваться.
4. Контроль за организацией оцепления силами СООП по внешней границе ЗЗМ.
Получив информацию от диспетчеров ЕДДС-01 республики о факте выброса ОВ на объекте хранения и уничтожения химического оружия руководитель гражданской обороны (председатель КЧС) республики объявляет «сбор» членов КЧС. Доводят информацию до членов КЧС республики, отдают предварительные распоряжения по приведению в готовность сил и средств к ликвидации ЧС.
В оперативное подчинение органа управления по делам ГОЧС республики передаются рабочие группы:
- оценки обстановки и подготовки предложений;
- направлений;
- информации;
- эвакомероприятий.
На группу оценки обстановки и подготовки предложений возлагаются:
- сбор, анализ и оценка обстановки
- подготовка расчетов и предложений для принятия решений РГО — председателем КЧС;
- разработка проектов приказов, распоряжений, решений и планирующих документов.
Группа направлений осуществляет:
- сбор и обобщение данных и представление их непосредственным исполнителям;
- представление докладов вышестоящему руководству;
- доводение до подчиненных приказов и распоряжений;
- контроль прохождения сигналов оповещения и руководящих документов;
- оформление рабочих карт, схем, журналов учета обстановки;
- запись указаний РГО — председателя КЧС и других поступающих документов.
Эвакуационная группа осуществляет:
- взаимодействие с транспортными организациями, железной дорогой, автотранспортной службой в целях организации эвакуации населения;
- сбор и обобщение данных по эвакуации;
- контроль за проведением эвакомероприятий;
- контроль по медицинскому обслуживанию, охрану общественного порядка и первоочередного жизнеобеспечения эвакомероприятий.
Группа информации осуществляет:
- обработку и учет поступающей информации;
- подготовку донесений об обстановке и принятых решениях в вышестоящие органы управления.
- информирование населения об обстановке.
Главная задача КЧС — обеспечение защиты
населения, снижение ущерба окружающей среде, снижение материально-технических потерь при ЧС, связанной с выбросом ОВ.
Основными задачами КЧС республики является:
1. Организация и контроль за осуществлением мероприятий по ликвидации ЧС, а также обеспечение надежной работы потенциально опасных объектов, ХОО на территории республики.
2. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды на внешней границе ЗЗМ прогноз развития ЧС связанной с выбросом ОВ.
3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям по ликвидации ЧС, направление оперативной группы КЧС республик в район ЧС;
4. Создание и использование финансовых и материальных ресурсов на ликвидацию ЧС с выбросом ОВ.
5. Организация взаимодействия с военным командованием, КЧС соседних субъектов РФ, по вопросам приема, размещения и обеспечения сил МЧС, Минобороны и ликвидации ЧС связанной с выбросом ОВ.
6. Принятие решения о направлении сил и средств для ликвидации ЧС в зоне защитных мероприятий.
7. Руководство работами по ликвидации ЧС в
ЗЗМ, организация привлечения дополнительных сил и средств.
8. Планирование мероприятий по всестороннему обеспечению эвакуируемого населения.
9. Организация сбора и обмена информацией о ликвидации ЧС, связанной с выбросом ОВ, всестороннему обеспечению эвакуируемого населения.
Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике подготовило предложения по доработке проекта «Основ государственной защищенности потенциально опасных объектов» (в разделы III, IV, VI), основными из которых являются:
развитие комплексной системы мониторинга, прогнозирования ЧС природного, техногенного и террористического характера на региональном, территориальном и муниципальном уровнях, их взаимного сопряжения с ЕДДС-01, локальными и территориальными системами оповещения и силами реагирования различных уровней РСЧС;
разработка ФЦП «Комплексная система безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры и безопасности населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».
Предлагаются следующие определения:
- «комплексная система мониторинга — это взаимосвязанные между собой системы всех типов и видов мониторинга, сопряженные с дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов, ЕДДС-01 городов и районов, автоматизированными информационно-управляющими системами (центрами управления в кризисных ситуациях) субъектов, локальными и территориальными системами оповещения, силами и средствами РСЧС различного уровня и представляющую собой составную часть
комплексной системы безопасности»;
- «комплексная система безопасности — это система нормативно-правовых, организационных, технических, разрешительных мероприятий по физической защите объектов и сил охраны, взаимосвязанных с комплексной системой мониторинга, дежурно-диспетчерскими службами, локальными и территориальными системами оповещения, силами и средствами реагирования РСЧС различного уровня».
Таким образом, в настоящее время в рамках проектирования и строительства объекта разработана проектно-сметная документация на создание основных элементов, обеспечивающих безопасность уничтожения химического оружия, и ведется их создание. Решается вопрос об объединении созданных элементов системы безопасности в единую информационноаналитическую систему комплексной безопасности, позволяющей функционировать системе в едином информационном поле и обеспечивать комплексную безопасность при уничтожении химического оружия на данном объекте и в зоне защитных мероприятий г. Камбарка.
Сегодня в республике для выполнения постановлений и распоряжений Правительства Удмуртии имеются прямые линии связи ЕДДС-01 с 241 потенциально опасным объектом, в том числе в г. Ижевске — 41; созданы комплексные системы мониторинга, в том числе видеомониторинг в городах Глазов, Воткинск, Можга, Ижевск, где вся информация поступает на ЕДДС-01 и ЦУКС республики. К ЕДДС-01 подключены АПС, охранная сигнализация и видеомониторинг в более чем 100 школах. Все это позволяет надежно решать вопросы предупреждения ЧС, своевременно локализовать и ликвидировать возможные ЧС на территории республики.
Научно-технические разработки