Научная статья на тему 'Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий'

Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1226
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Габричидзе Т. Г.

В статье представлены результаты анализа практической деятельности по снижению рисков и смягчению последствий, осуществляемой на территории Удмурдской Республики, и предложения по повышению эффективности защитных мероприятий за счет внедрения современных инновационных технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Габричидзе Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing Efficiency of Actions on Preventing Emergency Situations and Minimization of their Consequences

Article contains analyses results of practical actions on the territory of Udmurtskaya republic reducing risks and softening consequences and also proposals on increasing efficiency of protective measures owing to implementation of modern innovation technologies of emergency situations monitoring and forecasting.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий»

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 001.18:614.8

Т.Г. Габричидзе к.т.н (ГУ МЧС России по Самарской области) ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И МИНИМИЗАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

T.G.Gabrichidze (Emercom, Samara district) INCREASING EFFICIENCY OF ACTIONS ON PREVENTING EMERGENCY SITUATIONS AND MINIMIZATION OF THEIR CONSEQUENCES

В статье представлены результаты анализа практической деятельности по снижению рисков и смягчению последствий, осуществляемой на территории Удмурдской Республики, и предложения по повышению эффективности защитных мероприятий за счет внедрения современных инновационных технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Article contains analyses results of practical actions on the territory of Udmurtskaya republic reducing risks and softening consequences and also proposals on increasing efficiency of protective measures owing to implementation of modern innovation technologies of emergency situations monitoring and forecasting.

0

VO

а р

ro

а р

е и к

с е

T

и н

х

£

1

о н

T

у

а

I

Обеспечение безопасности населения и территории является важнейшей функцией государства, закрепленной Конституцией Российской Федерации. В сентябре 2006 года Президент России утвердил «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов».

В данном документе определены цели, задачи, механизм и сроки реализации государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

В соответствии с указанным документом, основными задачами государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:

1) создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки оперативного прогнозирования их разрушений (повреждений), сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерски-ми службами, локальными системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, а также собственников или балансодержателей этих объектов;

2) поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных ЧС и минимизации их последствий;

3) проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на населе-

ние, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов (ПОО);

4) обеспечение устойчивого и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационных систем опасных объектов;

5) создание и развитие в районах размещения опасных объектов систем информирования, локальных систем оповещения населения и сопряжения их с соответствующими территориальными системами централизованного оповещения;

6) совершенствование систем и средств охраны опасных объектов;

7) обеспечение непрерывного контроля за состоянием систем электроснабжения и резервных источников электроэнергии на опасных объектах;

8) совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС и террористических актов;

9) создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи ПОО средствами индивидуальной защиты.

В Удмуртской Республике постановлением Правительства от 1 сентября 2003 г. № 229 введено в действие Положение «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики». При авариях на потенциально опасных объектах, связанных с разрушением технологического оборудования, в окружающую среду может попасть сразу несколько химически опасных веществ, будет наблюдаться комбиниро-

ванное загрязнение окружающей среды и особенно атмосферного воздуха.

Комплексная система сбора, обработки информации и реагирования сил объектового звена РСЧС состоит из следующих основных элементов (рис. 1):

1. Структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

2. Мониторинга окружающей среды в санитар-но-защитной зоне.

3. Мониторинга окружающей среды в зоне защитных мероприятий.

Система мониторинга инженерными сооружениями (рис. 2) строится для обеспечения контроля основных дестабилизирующих факторов в системе жизнеобеспечения внутри производственных помещений опасного объекта, которая включает в себя программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного обеспечения функционирования оборудования (в пределах нормативных показателей) и должна обеспечивать кон-

троль возникновения пожара, нарушения в подаче электроэнергии, газа, воды и т.д.

В кризисных ситуациях эффективность деятельности органов муниципального и регионального управления, систем РСЧС и гражданской обороны и других государственных систем в области безопасности напрямую зависят от правильной организации управления в предкризисный и кризисный периоды, особенно на начальном этапе. Анализ опыта ликвидации кризисных ситуаций позволяет выявить следующие, наиболее типичные ошибки со стороны руководителей и органов управления:

нерешительность; скрытие истинного положения дел; ошибочные решения; уклонение от решения проблемы; подмена действий разговорами; проведение излишних заседаний, совещаний и т.д.

Чтобы предельно минимизировать возможные просчеты в организации управления, заблаговременно разрабатываются алгоритмы действий руководителей, органов управления в кризисных ситуациях.

Экологический

полигон (биомониторинг)

КЧС и ОПБ Х00

V

СМИС

ДДС

объекта

Силы

должны обеспечивать: -прогноз проса мне и предупреждение аварийных ситуаций;

■ непрерывности сбора. передачи и обработки информации; -формировании и передачу оперативной информации О СОСТОЯНИИ систем и изменении состояния конструкций объектов в ДДС объекта;

■формирование и передачу сообщения о ЧС

на объектах ы ГДДС:

-автоматизированный запуск системы оповещения населения о произошедшей ЧС и необходимых действиях по эвакуации; -автоматизированное оповещение

соответствующих специалистов

отвечающих за безопасность ойъектоь: -автоматизированный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по

алгоритмам;

-документирование и регистрацию аварийных ситуации, а также действий ДДС

объектов.

реагирования объекта

■ газоспасательная служба;

- сводная команда, группа;

- СМОНВЯ команда механизации рай от;

- спасательная команда; -спасатель пая группа;

■ разведывательная группа;

■ группа ветеринарного контроля;

- группа фитопаталогическогс контроля;

- группа, звено связи; -команда, группе 00Г

- противопожарная команда, звено;

- аварийно-техническая КОМЭНДа;

- санитарнаи дружин а санитарный ЛоСГ;

- пост РХБН команда РХБЗ:

- групп а РХБЗ, группа РХБР:

■ подвижная АЗС;

- эвакуационная группа [техническая)

- звено подвоза воды;

- группа, звено ГО обслуживанию убежищ

и укрытий

химически опасный объект

В санитарно-защитной зоне химически опасного объекта:

■датчики системы химического наблюдения - датчики системы экологического наблюдения ■датчики метеонаблюдения • в цдеона блюден ие

Внутри производственных помещений химически опасного объекта:

- видеонаблюдение

• датчики системы химического наблюдения

- датчики системы экологического наблюдения ■ датчики системы пожарного наблюдения

- датчики системы жизнеобеспечения работы технологического процесса_

На производственной площадке химически опасного объекта (по периметру объекта);

- видеонаблюдение

- датчики системы химического наблюдения

■ датчики системы экологического наблюдения

- датчики метеонаблкщения

о ю

пз

о_

го пз о_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

О! т X I

X £

I

о н

т

у

а

I

Рис. 1. Комплексная система сбора, обработки информации и реагирования сил объектового звена РСЧС

Рис. 2. Состав структурированной системы мониторинга и управления объекта

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

хет

1

о н

т

у

а

I

Рис. 3. Комплексная система сбора, обработки и реагирования сил муниципального образования

Рис. 4. Мониторинг систем безопасности потенциально опасных объектов

Создание комплексных систем безопасности определяет основные принципы построения и состав систем, которые реализуются на объектах, в том числе на объектах с массовым пребыванием и объектах общего назначения на территории муниципального образования (рис. 3).

В зависимости от охватываемого системой административного образования система безопасности должна включать в себя следующие структурные элементы (рис. 4): подсистемы критически важных, опасных объектов, жилых, общественных, административных зданий и сооружений; комплексные системы мониторинга; зональные (объектовые) сети передачи данных; дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов; районная система передачи данных; ЕДДС-01, локальные системы оповещения, сил и средств РСЧС муниципального уровня.

Возросший масштаб катастроф и кризисных ситуаций потребовал разработки новой стратегии, основанной на прогнозировании и раннем предупреждении с широким использованием принципов оценки и управления рисками, в качестве государственной политики по борьбе с природно-техногенными опасностями и угрозами.

Обеспечить полную безопасность невозможно, однако для техногенных чрезвычайных ситуаций можно снизить риск до практически нулевого значения за счет наращивания ступеней защиты, повыше-

ния надежности, эффективного контроля и своевременного выполнения регламентных работ.

Крупные аварии, как правило, характеризуются комбинацией случайных событий, возникающих с различной частотой и на разных стадиях возникновения их развития. Учитывая то, что на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возложено обеспечение согласованных действий всех органов исполнительной власти при решении задач в области защиты населения и территории, лицензирование компаний (контор) по независимой оценке рисков возникновения ЧС (аудиту безопасности) без рассмотрения на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности региона и заключений заинтересованных федеральных надзорных структур (через совет надзорных органов при КЧС и ОПБ) в субъекте не должно подлежать рассмотрению в министерствах, агентствах и надзорных органах Российской Федерации, в противном случае получим неподконтрольные «карманные» конторы аудита безопасности в регионах.

На рис. 5 показана принципиальная схема проведения независимой оценки рисков критически важных, потенциально опасных объектов (уникальных объектов), где комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Феде-

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

рации должна будет (через совет надзорных органов) проводить учет, регистрацию и контроль соответствия выполняемых задач по оценке рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных и потенциально опасных объектах и соответствующих страховых взносов предприятий в страховых компаниях в соответствии с принятым во втором чтении ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».

Решение данной проблемы позволит создать на опасных производственных и потенциально опасных объектах комплексную систему безопасности и создать условия, при которых дешевле будет создавать безопасное производство и тем самым будут исключены попытки уменьшить затраты на безопасность на опасных объектах, а аудиты безопасности исключат «ошибки» при независимой оценке риска возникновения ЧС на критически важных, опасных объектах и объектах с массовым пребыванием людей — что в свою очередь в целом повысит национальную безопасность Российской Федерации.

Реализация комплексного управления безопасностью территории (региона) представляет собой сложный длительный процесс разработки и осуществления огромного комплекса разнообразных мероприятий (рис. 6). Эффективность этого процесса во многом определяется четкостью, продуманностью действий многочисленных органов и объектов; взаимоувязанными ресурсами, выделяемыми на эти цели. Это позволит создать комплекс автоматизированного контроля и реагирования ЕДДС-01 Центра управления в кризисных ситуациях на основе системы многоступенчатого мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на примере Удмуртской Республики (рис. 7).

Данная комплексная многоступенчатая система мониторинга принята за основу формирования системы государственного мониторинга на объекте уничтожения химического оружия г. Камбарка, Че-пецком механическом заводе. Пример Удмуртской Республики свидетельствует о том, что количество ЧС на критически важных, потенциально опасных объектах, а также объектах с массовым пребыванием людей, подключенных в период с 2005 года по 2007 год к ЕДДС-01, значительно сократился за счет своевременного обнаружения предаварийных ситуаций и реагирования соответствующих служб по предотвращению ЧС.

Усложняющийся характер опасностей и угроз различного вида требует изменения приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территории — создание комплексной системы безопасности объекта, муниципального образования, территории региона, в основу которой положена система комплексного, многоступенчатого мониторинга критически важных опасных объектов; сопряжение ДДС объектов с ЕДДС-01 муниципальных образований, ЦУКС региона, локальными, территориальными сетями оповещения Общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения ОК-СИОН, силами и средствами реагирования РСЧС различного уровня, что в конечном итоге позволит вместо «культуры реагирования на ЧС» перейти на «культуру предупреждения».

Более подробно эта проблема изложена в монографии к докторской диссертации начальника ГУ МЧС России по Самарской области генерал-майора Т.Г. Габричидзе на тему «Комплексная многоступенчатая система безопасности критически важных, потенциально опасных объектов».

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

хет

1

о н

т

у

а

I

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Совет надзорных органов

_1_

______________К^нтроль_оценки_рисков_______________

Контроль размера и распределения страховых взносов

Критически важные, потенциально опасные, уникальные объекты

Первоочередные предупредительные мероприятия

■---*-------

| Аудит безопасности: Оценка уровня безопасности объектов: |

1

Требования руководящих документов по: """ """" " 1фа^д^нскои~об5ронё" """""""

__защите населения и_терр1ггррий_от_ЧС__

пожарной безопасности

Уровни риска возникновения ЧС Уровни зашишенности

10 -1- 10 -2 неприемлемый 10 -3 предельно-допустимый 10 -4- 10 -5 приемлемый 10 - и более пренебрежительный критически низкий низкий средний высокий

_______Страховые компании________

Объем страховых тарифов Рйспределёнйё страховых" доносов

Страховые выплаты 80%

Комиссионное вознаграждение 20%

Рис. 5. Принципиальная схема проведения независимой оценки рисков критически важных, потенциально опасных и уникальных объектов

Федеральный уровень, управления безопасностью (НЦУКС МЧС России)

Опасности и угрозы (политического, социального, природного, техногенного и др. характера

Т

Состояние безопасности

Комплексный анализ и прогноз возможных поел едет вий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия и предпосылки, влияющие на процессы безопасности

i

Региональный уровень управления безопасностью (ЦУКС региона)

Оценка рисков, определение приоритетов и целевых параметров об( "

>еспечения безопасности

Стратегия повышения безопасности

Целевые и научно-технические программы

Г

Механизмы регулирования безопасности

Нормативная правовая база

Комплекс превентивных мер

Территориальный уровень безопасности ДДС объекта, ЕДДС-01

муниципального образования

Обеспечение готовности сил и средств

Информационно-массовая работа

Экспертиза

Создание запасов и резервов

Выделение ресурсов и др.

Контроль и надзор

----1--4---4----------

Комплексная система безопасности критически важного потенциально опасного объекта

Рис. 6. Принципиальная схема комплексного управления безопасностью территории

^ Научно-технические разработки

СО

о

Экологический

полигон (биомониторинг)

КЧС и ОПБ ХОО

1 ▼ КЧС и ОПБ МО КЧС И ОПБ субъекта

ЕДДС-01 МО ЦУКС субъекта

Силы реагирования МО Силы

реагирования субъекта

• с ПОЛИЛИ команда, группа -сеодняя команда механизации работ

- разведывательная фу п па

- группа инженерной разведки ■^группа РХБР

-звено речной разоедки

-звено разведки на ЖД транспорт»

-группа эпидемиологического контроля

- группа ветеринарного контроля

- группа фигтопэтолотчоского контроля -команда защитыживотньк, растении

- группа, команда РХБЗ

- команда связи

- мобильный медицинский отряд

инфекционный подвижной госпиталь

- хирургический полевой госпиталь

■ токсико-теряпеетнческий попе вой госпиталь

- групп? ?пидеми<?г»<5гическ.дй рагвтки

- сянитврно-зпидемио логический отряд

- Прогтиоо эпидемиологическая бригада

■ бригада медицинской помощи

• автссанитарный отряд

- юя ко санитарная летучка

- противопожарная команда

• лесопожарная команда

- команда по вбеетанйвгмнню лесов н маетой

• команда взрывных работ

- группа к звено по обслуживанию защитных сооружений

- команда защиты и эвакуации культурных ценностей

7

ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ

В санитарно-защитной зоне химически опасного объекта: - видео наблюден ив -датчики системы химического наблюдения - датч ики системы экологического наблюдения -датчики метеонаблюдения Внутри производственных помещений химически опасного объекта: - видео наблюдение - датчики системы химического наблюдения - датчики системы экологического наблюдения - датчики системы пожарного наблюдения На производственной площадке химически опасного объекта (по периметру объекта): - ввдеонаблюдение - датчики системы химического наблюдения • датчики системы экологического наблюдения -датчики метеонаблюдения

Рис. 7. Комплекс автоматизированного контроля и реагирования ЕДДС-01ЦУКС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.