Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ/ДООСНАЩЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС ПРИ КОМПЛЕКСНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДРЕСНОЙ ЗАЩИТЫ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ/ДООСНАЩЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС ПРИ КОМПЛЕКСНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДРЕСНОЙ ЗАЩИТЫ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНЫЕ ЦЕНТРЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ / ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ / ЯДЕРНЫЕ И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зверьков Виктор Александрович, Тюрин Роман Львович, Фалеев Михаил Иванович, Федоров Андрей Борисович, Цыбиков Николай Александрович

В статье рассмотрены вопросы необходимости комплексного подхода к управлению системой обеспечения безопасности организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерноопасные производства и объекты. Авторы обратили внимание на усугубление воздействий взаимосвязанных проблем, требующих детальной проработки многовариантных последствий для обоснования рекомендаций по принятию федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, формированиями субъектов Российской Федерации оперативных решений по разработке универсальных средств идентификации разнообразных факторов негативного воздействия, совершенствованию государственной системы противодействия, ориентированных на смягчение и/или преодоление угроз возникновения прогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций, террористических актов при отработке стратегических решений обеспечения устойчивого развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зверьков Виктор Александрович, Тюрин Роман Львович, Фалеев Михаил Иванович, Федоров Андрей Борисович, Цыбиков Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL EQUIPMENT/REFITTING OF RSCHS FORCES AND MEANS IN THE COMPLEX SOLUTION OF THE CRITICAL AND POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS OF ECONOMY TARGETED PROTECTION

The article discusses the need for an integrated approach to the safety system management of the organizations operating radiation-hazardous and nuclear-hazardous production facilities.The authors drew attention to the aggravation effects of interrelated problems that require detailed study of multivariate consequences to justify recommendations for the adoption of operational decisions by federal executive bodies, their structural divisions, the formations of the constituent entities of the Russian Federation on the development of universal means for identifying various negative impact factors, improving the state system of counteraction, aimed at mitigating and/or overcoming the threats of predicted emergency and crisis situations, terrorist acts, while working out strategic solutions to ensure the sustainable development of the country.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ/ДООСНАЩЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС ПРИ КОМПЛЕКСНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДРЕСНОЙ ЗАЩИТЫ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ»

/84 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 2 (68) УДК 614.8:338.2

Совершенствование организационного и технического оснащения/дооснащения сил и средств РСЧС при комплексном решении проблем адресной защиты критически важных и потенциально опасных объектов экономики

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

В.А. Зверьков, Р.Л. Тюрин, М.И. Фалеев, А.Б. Федоров, Н.А. Цыбиков, А.Г. Чириков

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы необходимости комплексного подхода к управлению системой обеспечения безопасности организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерноопасные производства и объекты.

Авторы обратили внимание на усугубление воздействий взаимосвязанных проблем, требующих детальной проработки многовариантных последствий для обоснования рекомендаций по принятию федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, формированиями субъектов Российской Федерации оперативных решений по разработке универсальных средств идентификации разнообразных факторов негативного воздействия, совершенствованию государственной системы противодействия, ориентированных на смягчение и/или преодоление угроз возникновения прогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций, террористических актов при отработке стратегических решений обеспечения устойчивого развития страны.

Ключевые слова: аварийные центры; автоматизированные рабочие места; комплексный показатель безопасности объектов; противоаварийные мероприятия; отраслевые системы управления обеспечением безопасности; ядерные и радиационно опасные объекты; функциональные зоны; чрезвычайные ситуации.

Improvement of Organizational and Technological Equipment/Refitting of RSChS Forces and Means in the Complex Solution of the Critical and Potentially Dangerous Objects of Economy Targeted Protection

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

V. Zverkov, R. Tyurin, M. Faleev, A. Fedorov, N. Tsybikov, A. Chirikov

Abstact

The article discusses the need for an integrated approach to the safety system management of the organizations operating radiation-hazardous and nuclear-hazardous production facilities.

The authors drew attention to the aggravation effects of interrelated problems that require detailed study of multivariate consequences to justify recommendations for the adoption of operational decisions by federal executive bodies, their structural divisions, the formations of the constituent entities of the Russian Federation on the development of universal means for identifying various negative impact factors, improving the state system of counteraction, aimed at mitigating and/or overcoming the threats of predicted emergency and crisis situations, terrorist acts, while working out strategic solutions to ensure the sustainable development of the country.

Key words: emergency centers; automated workplaces; complex safety indicator of facilities; emergency measures; industry safety management systems; nuclear and radiation hazardous facilities; functional zones; emergencies.

14.01.2021

Введение

Возникшие перед человечеством всеобъемлющие проблемы оценены мировыми экспертами как результат неконтролируемого, имеющего разрушительный характер развития цивилизации со сложными, многообразными формами и видами опасностей. Исходя из системного восприятия современных процессов, мировые эксперты обычно выделяют две основные группы противоречий в развитии человечества — внутрисистемные и надсистемные. Внутрисистемные — определяют различия уровней развития государств, взаимодействия принадлежащих социальным и общественным структурам общества в целом основополагающих ценностей (конкретные действия стран, субъектов федерации, автономий, партий и организаций).

К надсистемным — отнесены противоречия, возникшие в результате взаимодействия общества и окружающей среды, формирующие глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование цивилизации: продовольственные, демографические, экологические, сырьевые (в первую очередь, энергетические). По их оценкам, в ближайшие годы последствия глобального изменения климата и мировой терроризм станут важнейшими составляющими вызовов и угроз безопасности населению и территориям мира в целом. Актуализированный по результатам исследований 2013-2020 гг. в МЧС России вариант классификации приоритетных противоречий и конфликтов в развитии цивилизации по типу их разрешения представлен на рис. 1 [1, 2].

Тенденция усугубления воздействия этих взаимосвязанных проблем требует тщательной проработки многовариантных последствий для обоснования рекомендаций: по принятию федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и их структурными подразделениями совместных с формированиями субъектов Российской Федерации оперативных и выверенных решений по разработке универсальных средств идентификации разнообразных факторов негативного воздействия; по обеспечению комплексной безопасности привлекаемых сил; по постоянному совершенствованию государственной системы противодействия, ориентированной на смягчение и/или преодоление угроз возникновения прогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций (ЧС), террористических актов при отработке стратегических решений; по обеспечению устойчивого развития страны.

Предлагаемые к рассмотрению варианты перспективного развития и повышения эффективности функционирования отраслевых (функциональных) подсистем в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) обобщают результаты многолетней совместной практической деятельности ФОИВ, органов исполнительной власти (ОИВ) субъектов Российской Федерации, госкорпораций и организаций по защите населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера во исполнение требований федерального законодательства, федеральных норм и правил, реализуемых через адаптированную директивную, руководящую,

Рис. 1. Вариант классификации основных противоречий и конфликтов в процессе развития цивилизации

по типу их разрешения [1, 2]

нормативно-техниче скую, инструктивно-методическую, проектно-конструкторскую, эксплуатационную документацию (далее — обобщенно ФЗ и ФНП)*.

1. Проблемы совершенствования и модернизации РСЧС

В современных условиях возрастания рисков природных и техногенных катастроф, сохранения военных опасностей актуальное значение приобретают: разработка и внедрение передовых технологий управления, защиты и спасения, мониторинга потенциальных угроз; модернизация существующих и создание новых комплексов защиты спасателей и населения. Дальнейшее развитие сил и средств РСЧС на период до 2030 года должно быть в основном ориентировано на совершенствование системы управления и повышение оперативности реализуемых мероприятий при ведении различных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) на базе универсальных многофункциональных быстродействующих средств обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов (КВО и ПОО) экономики.

Последующее совершенствование организационного и технического оснащения/дооснащения сил и средств РСЧС будет зависеть от тенденций создания новых способов вооруженной борьбы, связанных с совершенствованием высокоточного оружия различного базирования, комплексного решения проблем адресной защиты объектов экономики от воздействия прицельного избирательного дистанционного оружия, способного наносить урон и приводить к ЧС на значительной части территории страны [1-4].

2. Важнейшие факторы инициирования кризисных и чрезвычайных ситуаций

Нерешенные и/или хронически сложно решаемые проблемы формируют кризисные ситуации и могут привести к вооруженным конфликтам, локальным войнам, глобальным кризисам. Важнейшими воздействующими на страну внешними и внутренними факторами, усложняющими ее развитие, установлены [1-7]:

изменение характера и расширение арсенала средств ведения военных действий, распространение проявлений терроризма;

перемены климата, рост его аномальных и влекущих бедствия проявлений;

развитие государства в условиях ограниченных ресурсов, политического и экономического внешнего давления;

использование экономических механизмов, социального недовольства, информационного давления для стимулирования извне кризисных ситуаций с различными негативными последствиями;

последовательное изменение социально-экономической организации жизнедеятельности государства путем передачи все большего объема управленческих и ресурсно-финансовых функций на уровень субъектов федерации;

противоречия в законодательной и нормативной правовой базе.

Приоритетные проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях. Приоритетными проблемами обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера следует признать наличие нормативноых правовых, организационных, научно-технических и инструктивно-методических сложностей формирования:

а) эффективного взаимодействия пунктов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, ведомственных и территориальных систем мониторинга и прогнозирования на всех уровнях (начиная с объектового и муниципального) для проведения всестороннего анализа окружающей среды в районе расположения потенциально опасных объектов экономики, функционирующих в штатном режиме и/или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) унифицированного справочно-информационного фонда данных (СИФД) по приоритетным показателям для обоснования подготовки и принятия установленным порядком управленческих решений;

в) кризисных планов по ликвидации нештатных ситуаций и последствий ЧС различного характера.

Многолетняя практика работ на всех этапах различных ЧС, включая осуществление мероприятий по ликвидации последствий, показывает, что их проведение требует в числе первостепенных: решения вопросов совершенствования систем управления на всех уровнях и их эффективного взаимодействия; охраны деятельности и обеспечения комплексной безопасности всех участников; контроля за состоянием и загрязнением компонентов окружающей природной среды.

Оптимальные, по нашему мнению, подходы к решению перечисленных проблем обеспечения безопасности деятельности спасательных формирований и населения следует реализовывать силами и средствами РСЧС, учитывая положительный опыт ее функционирования, многолетний опыт координации МЧС России (главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, их центрами управления в кризисных ситуациях — ЦУКС), Главным управлением «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ГУ НЦУКС), в основу которой заложены принципы оперативного взаимодействия функциональных и территориальных подсистем РСЧС, объединения финансовых и материальных ресурсов различных уровней управления.

Силы и средства РСЧС обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий

* Основу формируемой базы определяют Указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и поручения Правительства Российской Федерации, общероссийские и международные стандарты безопасности, решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и др. директивные документы (численностью порядка 50), вступившие в силу, адаптированные и/или актуализированные в период 1994-2020 гг.

входят в различные функциональные подсистемы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): Минприроды, Минтранса, Минобороны России, Минздрава России, Ростехнадзора, Роспотребнадзо-ра, Госкорпорации «Росатом» и др., территориальные подсистемы ОИВ субъектов Российской Федерации и местных органов исполнительной власти.

В целях реализации в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 № 2446-р Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 1272 «Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций» участниками информационного взаимодействия должны быть органы повседневного управления РСЧС всех уровней.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сбор и обмен информацией следует осуществлять (пп. 2 и 5) через органы повседневного управления, «ситуационно-кризисные центры» территориальных подсистем, корпораций и пункты управления организаций функциональных подсистем РСЧС по разработанным стандартам, регламентирующим техническую составляющую процесса обмена информацией [8].

Действующий стандарт (регламент) информационного взаимодействия, разработанный МЧС России, требует доработки и должен включать в себя: перечень, состав, форматы обмена данными, перечень и объем плановых донесений; табель срочных донесений; требования к составу и форме представления интегрированной оценки состояния безопасности объекта; регламент обмена голосовыми сообщениями; регламент сеансов видеоконференцсвязи для всех подсистем и уровней управления РСЧС [9-12].

Координируя работу по сбору и обмену информацией, МЧС России осуществляет сбор и обработку информации, представляемой ФОИВ и ОИВ, информационное обеспечение в РСЧС с применением автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС)

(статья 22 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Состав передаваемой информации определяют двусторонние соглашения и регламенты информационного обмена, заключенные МЧС России, его территориальными органами, ФОИВ, государственными корпорациями и организациями функциональных подсистем РСЧС, ОИВ в соответствии с пунктом 9 приказа МЧС России от 26 августа 2009 г № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2009 г. № 15039).

В целом, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и его сегменты должны: функционировать на базе АИУС РСЧС и единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) РСЧС; быть взаимоувязанными на всех уровнях; регулярно реализовывать лучшие достижения участников работ всех уровней и подсистем для их унификации при решении текущих задач и обеспечении стратегических направлений совершенствования РСЧС в целом. Серверное оборудование территориальных и функциональных подсистем, осуществляющих обмен данными с АИУС РСЧС, необходимо размещать в специально оборудованных, защищенных помещениях ситуационных кризисных центров (пунктов управления) ГО и РСЧС территориальных и функциональных подсистем РСЧС, корпораций и организаций. Ответственность за достоверность, полноту и актуальность информации с момента подключения к АИУС РСЧС возложена на оператора источника информации [6, 9-12].

На рис. 2 и 3 систематизированы принципиальные варианты реализуемых комплексных систем сбора, обработки и реагирования сил критически важных/ потенциально опасных объектов и муниципальных образований в различных режимах функционирования РСЧС.

На рис. 4 приведен вариант упрощенной структуры информационной поддержки функционирования территориальных подсистем РСЧС [6-8, 10-12].

Заключение

Предложенные варианты перспективного развития и повышения эффективности функционирования отраслевых (функциональных) подсистем в составе РСЧС обобщают результаты многолетней совместной практической деятельности ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, госкорпораций и организаций по защите населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера во исполнение требований федерального законодательства. Основные направления в области совершенствования управления обеспечением безопасности ПОО и КВО целесообразно реализовать с учетом лучших практик отраслевого развития, накопленного опыта координации МЧС России, в основу которых заложены принципы

Рис. 2. Комплексная система сбора, обработки информации и реагирования сил объектового звена функциональной

подсистемы РСЧС на критически важном объекте (вариант)

КЧС и ОПБ ПОО

КЧС и ОПБ

Экологический полигон -f= (биомониторинг)

СМИС

ДДС объекта

ЕДДС-112 МО

Стационарный лидар

Силы реагирования объекта

должны обеспечивать:

• прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций

• непрерывность сбора, передачи и обработки информации

• формирование и передачу оперативной информации о состоянии системы и изменчивости состояния конструкций объектов в ДДС объекта

• формирование и передачу сообщения о ЧС на объектах в ЕДДС

• автоматизированный запуск системы оповещения населения о произошедшей ЧС и необходимых действиях по эвакуации

• автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов

• автоматизированный запуск системы предупреждения или ликвидации ЧС по алгоритмам

• документирование и регистрацию аварийных ситуаций и действий объектов

Силы реагирования МО

> газоспасательная служба сводная команда, группа

• сводная команда механизации работ

• спасательная группа

• разведывательная группа

• группа ветеринарного контроля

• группа фитопателогиче-ского контроля

• группа, звено связи

• команда, группа ООП

• противопожарная команда, звено

• аварийно-техническая команда

• санитарная дружина, санитарный пост

• пост РХБН, команда РХБЗ

• подвижная АЗС

• эвакуационная группа (техническая)

• звено подвоза воды

• группа, звено по обслуживанию убежищ и укрытий

КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ (ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ) ОБЪЕКТ

В санитарно-защитной зоне критически важного объекта:

• датчики системы наблюдения за производственными выбросами, сбросами

• датчики системы экологического наблюдения

• датчики метеонаблюдения

оперативного взаимодействия функциональных и территориальных подсистем РСЧС, объединения привлекаемых финансовых и материальных ресурсов для реализации перспективных направлений.

Литература

1. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах: военно-исторический труд. Вторая половина XX-на-чало XXI века. М.: Воениздат, 2009. 764 с.

2. Фалеев М. И., Цыбиков Н. А. Преодоление экологических проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — одно из приоритетных направлений организации спасательных операций // Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гражданской обороны: в 3 ч. Ч. I. Проблемы гражданской обороны / Алешков М.В., Заворотный А. Г., Лобынцева Е. Н. и др. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 65-74.

3. Sokolov I., Kupriyanovsky V., Sinyagov S., Andreev A., Namiot D., Bubnov P., Dobrynin A., Kupriyanovsky P. Smart cities, infrastructure, and their antiterrorist stability. The experience of integrating the US anti-terrorism standards and creating software for digital security // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. No.7. P. 45-65.

4. Малышев В. П. Актуальные проблемы интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны // Сб. материалов круглого стола «Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации» . М.: ВАГШ ВС РФ, 2020. С. 283-291.

5. Измалков В. И., Измалков А. В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1998. 482 с.

КЧС и ОПБ КВО

Экологический

полигон (биомониторинг)

Силы реагирования объекта

I

м

Структурная

система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

у

КЧС и ОПБ МО

ц

ДДС объекта

ЕДДС-112

Силы реагирования МО

КЧС и ОПБ

субъекта

Мобильный лидар

Стационарный лидар

• сводная команда, группа

• сводная команда механизации работ

• спасательная группа

• разведывательная группа

• группа ветеринарного разведки

• звено речной разведки

• звено разведки за БД транспорта

• группа гидрографического контроля

• группа ветеринарного контроля

• группа фитопатологического контроля

• команда защиты животных, растений

• группа, команда РХБЗ

• команда связи

• мобильный медицинский отряд

• м

отр

унифицированный мобильный госпиталь

• хирургический мобильный госпиталь

• клинико-терапевтический мобильный госпиталь

• группа эпидемиологической разведки

• санитарно-эпидемиологический отряд

• рентгено-диагностическая бригада

• бригада медицинской разведки

• бригада радиационной разведки

• аэросанитарный отряд

• эвакуационная команда

• противопожарная команда

• команда взрывных работ

• группа и звено по обслуживанию защитных сооружений

• команда защиты и эвакуации культурных ценностей

ЦУКС субъекта

Силы реагирования субъекта

КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ (ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ) ОБЪЕКТ

Внутри производственных помещений критически важного объекта:

• видеонаблюдение

• датчики системы радиационного, химического и др. производственных загрязнителей наблюдения

• датчики системы экологического наблюдения

• датчики системы пожарного наблюдения

У V

На производственной площадке критически важного объекта (по периметру объекта):

• видеонаблюдение •датчики системы наблюдения за производственными загрязнителями

• датчики экологического наблюдения

• датчики метеонаблюдения

В санитарно-защитной зоне критически важного объекта:

• датчики системы наблюдения за производственными выбросами, сбросами

• датчики системы экологического наблюдения

• датчики метеонаблюдения

В зоне защитных мероприятий критически важного объекта:

• обзорное видеонаблюдение

• наблюдения за производственными выбросами, сбросами

• датчики системы экологического наблюдения

• датчики метеонаблюдения

• датчики зондирования

^атмосферы

Рис. 3. Комплексная система сбора, обработки информации и реагирования сил муниципального образования (вариант)

6. Габричидзе Т. Г. Основы комплексной системы безопасности критически важных (потенциально опасных) объектов муниципального и регионального уровней: Моногр. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2012. 390 с.

7. Абрамов В. В. Обоснование структурной схемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны // Сб. материалов круглого стола «Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». М.: ВАГШ ВС РФ, 2020. С. 160-171.

8. Зверьков В. А., Федоров А. Б. Концепция создания автоматизированной системы управления операциями ОСЧС. М.: ЗАО «Прогноз»; ООО «Информ-Атом, 2015.

9. Арутюнян Р. В., Осипьянц И. А., Федоров А. Б. Техническое задание на интегрированную систему управления безопасно-

стью в атомной отрасли. М.: ИБРАЭ РАН; ВНИИАЭС; ФГУП «СКЦ Росатома»; ООО «Информ-Атом», 2012.

10. Зверьков В. А., Серебряников Е. В. Аварийные центры атомных станций. Общие технические требования для вновь проектируемых атомных станций. М.: ООО «Атомсвязьинформпоставка», 2015.

11. Сорокин В. И., Старостина Е. С., Цыбиков Н. А. Обеспечение комплексной безопасности северных регионов России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2017. Т. 7. № 1 (12). С. 63-76.

12. Калач А.В, Мельник А.А, Зенин А. Ю. Повышение эффективности управления аварийно-спасательными формированиями МЧС России при выполнении действий по предназначению в кризисных ситуациях // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2019. № 1 (12). С. 17-21.

Подсистемы, обеспечивающие реагирование на чрезвычайные ситуации

Подсистема поддержки коллективного принятия решений (подсистема ситуационного центра администрации субъекта РФ)

I

Подсистема взаимодействия со СМИ

Подсистема противопожарной защиты

Подсистема аналитической

поддержки принятия управленческих решений

Подсистема прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций

Подсистема поддержки пострадавших территорий

rSt.

;: С

fr

S Q

15 о

§ 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ §

I s s Л

» Й

? a

4 « о я a ц

5 5

Й и

о м

6 <3 c с

X

s О

Подсистема планирования и управления

С с

— о

S 2

S 5

^ я &

£ s

О CT

& =

Информационно-справочные подсистемы

<D Й

S и

^ 8

и s

о &

i

о >

я 5 а с

У s

1 ^

Г>

Подсистема «Капитальное строительство и эксплуатация основных фондов»

г

к

'S 3 vo о

о ;

г к

к £

t

Подсистема видеоинформационного обеспечения

Подсистема поддержки взаимодействия с министерствами и ведомствами региона

Подсистема геоинформационного обеспечения

Подсистема связи и передачи данных

- -iff Ii _ -1

- = и Ii

,-4 - It _ - 3t- = S * ~ " « »** >■ ,,' -

5

Подсистема ведения и поддержки информационных ресурсов

V —

I»»»*1

>1Э I == Г i

Подсистема обеспечения безопасности и информации

__ а == П

-и_

Подсистема административного управления

Подсистема ведения единой системы классификации и кодирования информации

Подсистемы технологического обеспечения

Обозначение:

-Информационное взаимодействие подсистем

~-'.> Управление и регулирование

=> Информационное и управляющее взаимодействие меиеду группами подсистем

Рис. 4. Вариант упрощенной структуры информационной поддержки функционирования территориальных подсистем

РСЧС

Сведения об авторах

Зверьков Виктор Александрович: инж.-математ., магистр делового администрирования, ООО «АтомПроект-ЭнергоСервис» (ООО «АПЭС»), первый зам. ген. директора. 109382, Москва, ул. Люблинская, 141, оф. 224. e-mail: vzverkv@mail.ru

Information about authors

Sverkov Victor A.: Mathematical Engineer, Master of Business Administration, LLC «Atom Project Energy Service», First Deputy General Director.

141, Lublinskaya st., office 224, Moscow, 109382, Russia. e-mail: vzverkv@mail.ru

Тюрин Роман Львович: к. воен. н., доц., Госкорпорация «Росатом», зам. директора — нач. отдела аварийной готовности и гражданской защиты, организации лицензионной и разрешительной деятельности. 119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 24/26. e-mail: RLTyurin@rosatom.ru

Фалеев Михаил Иванович: к. полит. н., засл. спасат. РФ, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас), пом. нач. отряда. 140180, Московская обл., г Жуковский, ул. Спасателей, 1. e-mail: od_camo@mail.ru

Федоров Андрей Борисович: инженер-механик, ООО «ИНФОРМ-АТОМ», советник генерального директора. 127287, Москва, 2-я Хуторская ул., 38а, стр. 1. e-mail: info@minatom.ru

Цыбиков Николай Александрович: к. ф.-м. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: ntsybikov@yandex.ru SPIN-код: 3104-1100.

Чириков Алексей Григорьевич: к. т. н., доц., МЧС России, Департамент гражданской обороны и защиты населения, референт.

109012, Москва, Театральный проезд, 3. e-mail: vo100k-1@mail.ru SPIN-код: 4836-7910.

Tyurin Roman L.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, State Corporation «Rosatom», Deputy Director — Head of the Department of Emergency Preparedness and Civil Protection, Organization of Licensing and Permitting Activities. 24/26, st. Bolshaya Ordynka, Moscow, 119017, Russia. e-mail: RLTyurin@rosatom.ru

Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, State Central Airmobile Rescue Team of the Russian Emergencies Ministry (Tsentrospas), Assistant Squad Leader.

1, Rescuers st., Zhukovsky, Moscow region, 140180, Russia. e-mail: od_camo@mail.ru

Fedorov Andrey B.: Mechanical Engineer, INFORM-ATOM LLC, Advisor to the General Director.

38a, building 1, 2nd Khutorskaya st., Moscow, 127287, Russia. e-mail: info@minatom.ru

Tsybikov Nikolay A.: PhD in Physics and Mathematics, All-

Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies,

Leading Researcher, Research Center.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.

e-mail: ntsybikov@yandex.ru

SPIN-scientific: 3104-1100.

Chirikov Alexey G.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, EMERCOM of Russia, Department of Civil Defense and Population Protection, Assistant. 3, Teatralny proezd, Moscow, 109012, Russia. e-mail: vo100k-1@mail.ru SPIN-scientific: 4836-7910.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary.ru/item.asp?id=32726i50

Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=3060i349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458i65

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 5-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=327i2i23

Глебов В.Ю. и др. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издание 2-е, переработанное и дополненное https://elibrary.ru/item.asp?id=3060i450

Фархатдинов Р.А. Проблемы реализации этноязыковой политики в России https://elibrary.ru/item.asp?id=32067052

Посохови Н.Н. др. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения. XXII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7 июня 2017 г. Ногинск, Россия. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=306426i6

Акимов В.А. и др. Чернобыль. Памяти страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) http://elibrary.ru/item.asp?id=258893i5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.