/82 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 1 (63) УДК 338.23; 332.1428
Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации
Часть III. Стратегические направления осуществления комплексной безопасности приоритетных проектов северных территорий в условиях санкций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
С.Г. Мингалеев, В.И. Сорокин, М.И. Фалеев, Н.А. Цыбиков
Аннотация
Указаны направления смягчения стратегических рисков, реализуемые в приоритетных проектах устойчивого развития северных территорий. Предложены направления по продолжению исследований динамики природных и техногенных ЧС. Дан прогноз их возможных последствий.
Ключевые слова: стратегические направления; экономические санкции; устойчивое развитие Арктики; рациональное использование водных биологических ресурсов.
Features of Priority Projects for Sustainable Development of the Northern Territories of the Russian Federation Strategic Risks Implementation
Path III. Strategic Directions for Implementing Integrated Security of Priority Projects in the Northern Territories Under Sanctions
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
S. Mingaleev, V. Sorokin, M. Faleev, N. Tsybikov
Abstract
The directions of strategic risks mitigation of implemented priority Northern territories sustainable development projects are indicated. Directions for continuing research on the dynamics of natural and man-made emergencies are proposed. Possible consequences forecast is given.
Key words: strategic directions; economic sanctions; sustainable development of the Arctic; rational use of water biological resources.
13.01.2020
* Чч. I, II см. в ж-ле «Технологии гражданской безопасности», №№ 2 (61), 3 (62), 2019.
Проблемы освоения / доосвоения месторождений углеводородных ресурсов
Запасы углеводородов в российской Арктике Министерство экономического развития России оценивает миллиардами тонн нефти и десятками триллионов кубических метров газа и считает Арктику «стратегическим потенциалом» России.
Лицензиями на разработку шельфа владеют государственные компании ПАО «НК Роснефть» (47 участков) и ПАО «Газпром» (68 участков). ПАО «ЛУКОЙЛ» — единственная работающая на шельфе частная компания. Лицензию на морские участки недр компания получила еще в 2008 г., до законодательных ограничений на работу на шельфе.
Нефть. Ситуация на мировых рынках нефти и газа не позволяет строить долгосрочные прогнозы с большой долей уверенности в их реализации. Это связано с низкими темпами экономического роста в ЕС и США, замедлением его в Китае, способностью быстрого наращивания добычи сланцевых углеводородов в США даже при малом росте цен на нефть и газ, создающем переизбыток предложений, а также с военно-политическими факторами: антитеррористическими операциями в Сирии и Ираке, гражданской войной в Ливии, политическим кризисом в Венесуэле. Российские эксперты считают снижение цен на нефть мировым трендом. В краткосрочной перспективе отмечено организованное снижение добычи нефти странами ОПЕК и рядом не входящих в нее стран, включая Россию, ведущее к балансировке рынка нефти и спекулятивным колебаниям цены на нефть в диапазоне $51-55.
Природный газ. Россия наращивает добычу природного газа и его поставку на экспорт. В результате наложенных санкций со стороны США и ЕС ведущие нефтегазовые компании РФ вынуждены: повышать готовность к освоению арктического шельфа; активно разрабатывать материковые нефтегазовые месторождения; вести добычу и разведку / доразведку в предположении более благоприятной конъюнктуры.
Геологоразведочные работы. Материк. Масштабные геологоразведочные работы ведутся на севере районов Красноярского края, Ямале и Гыданском полуострове. ПАО «Газпром нефть» осуществляет геологоразведку на Гыданском полуострове и доразведку крупных месторождений на Ямале. ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Лукойл» ведут масштабную геологоразведку в Долгано-Ненецком и Туруханском районах Красноярского края. В апреле 2017 г. ПАО «Лукойл» начало разведочное бурение поисково-оценочной скважины на Восточно-Таймырском лицензионном участке общей площадью 13,8 тыс. км2.
Шельф. Западная Арктика. Российские нефтедобытчики продолжают вкладывать средства в разведку новых и доразведку известных шельфовых месторождений. Это — стратегическое направление инвестиционных программ российских компаний, допущенных по закону к работам на шельфе Арктики.
ПАО «Газпромнефть» владеет лицензиями на освоение: Долгинского нефтяного месторождения; СевероЗападного лицензионного участка в Печорском море; Хейсовского лицензионного участка в Баренцевом море; Северо-Врангелевского лицензионного участка в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В 20172018 гг проведены сейсморазведочные работы на Дол-гинском нефтяном месторождении в акватории Баренцева (центральной части Печорского моря, в 120 км к югу от архипелага Новая Земля и в 110 км к северу от материка) моря, направленные на пересмотр геологической модели месторождения и корректировку сроков его освоения (с 2019 на 2031 г.). В пробуренных разведочных скважинах запасы газа выявлены только в одной.
Континентальный шельф морей Восточной Арктики. На континентальном шельфе этих морей ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 9 участков (получены в 2013-2015 гг.): 5 участков — в Море Лаптевых (Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский, Хатангский и Притаймырский); участок в Восточно-Сибирском (Восточно-Сибирский-1) и 3 участка в Чукотском (Северо-Врангелевские-1, 2 и Южно-Чукотский) морях (см. рис. 1). В 2016 г. завершен первый этап региональных геолого-геофизических работ в акваториях моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей. По итогам исследований получены необходимые геофизические данные, характеризующие выходы целевых геологических горизонтов на поверхность морского дна, уточнены модели строения осадочного бассейна и его крупных частей; выявлены закономерности геохимии донных отложений для составления прогноза областей выхода глубинных углеводородов; ранжированы объекты с целью выбора приоритетного направления геологоразведочных работ (ГРР).
ВОСТОЧНАЯ АРКТИКА |
Рис. 1. Лицензионные участки ПАО «НК Роснефть» на шельфе Восточной Арктики
В 2017 г. ПАО «НК Роснефть» приступила к бурению поисковой скважины (Хатангский залив моря Лаптевых) на севере Красноярского края. Площадь участка — 18709 км2, глубина моря — до 32 м. Бурение осуществляют горизонтальным способом с суши после масштабных работ по геологоразведке (21 тыс. пог. км сейсмоисследований, выявивших порядка 114 нефтегазоносных перспективных структур). Общий
потенциальный ресурс моря Лаптевых составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 млрд т нефтяного эквивалента (н.э.).
Континентальный шельф морей Западной Арктики. На континентальном шельфе морей Западной Арктики открыто пять месторождений (Победа в Карском, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море, Поморское в Печорском морях) (см. рис. 2). Суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа участков по результатам аудита (выполнен компанией Де Гольер и МакНоттон в 2016 г.) оценивают в 18,4 млрд т н.э.; ресурсы участка Гуси-ноземельский оценивают ПАО «НК «Роснефть» в объеме 356 млн т н.э.
Разведка и освоение новых месторождений на материке. В ноябре 2016 г. ПАО «Газпромнефть» приняла стратегию освоения крупного проекта Отдаленной группы месторождений в южной части Ямала. Новый кластер включает: Чатылькинское, Западно-Чатылькинское, Холмистое, Воргенское, Равнинное и Южно-Удмуртское месторождения; перспективные лицензионные участки, расположенные в Красно-селькупском и Пуровском районах. Проект нацелен на расширение ресурсной базы «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Ожидают, что месторождения кластера будут введены в эксплуатацию в кратчайшие сроки ввиду того, что на юге ЯНАО есть развитая инфраструктура и сами месторождения смогут взаимодействовать с другими активами компании в Ноябрьском районе. Запасы кластера относят к разряду традиционных, не требующих применения технологий интенсификации добычи. Нефть на месторождениях нового кластера близка по характеристикам к сорту Brent. В открытом Западно-Чатылькинском месторождении с геологическими запасами более 40 млн т нефти коммерческие запасы оценивают лишь в 10 млн т.
Рис. 2. Лицензионные участки ПАО «НК Роснефть» на шельфе Западной Арктики
Параллельно с планами освоения месторождений кластера, в целях их доосвоения и обеспечения экологической безопасности, осуществляют проработку проекта утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), переработки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) без предварительного выделения из ПНГ и опытных работ с трудноизвлекаемыми запасами
при экспериментальной добыче гидратов добывают высоковязкую нефть на Мессояхском месторождении. Учитывают преимущества условий транспортировки и доставки: нефтепровод проходит в 390 километрах юго-восточнее от участка недр; газопровод — в 260 км южнее; конденсатопровод — в 375 км; железная дорога — в 390 км; аэропорт расположен в 122 км. Из пробуренных 8 поисково-разведочных скважин шесть скважин ликвидировано и две законсервировано. Площадь участка для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещенной лицензии составляет 3705,3 км2 . ПАО «Газпром» планирует ввести в эксплуатацию сеноманаптские залежи Харасавэйского месторождения на Ямале не ранее 2024 г В настоящее время компания нацелена на увеличение добычи на Бованенковском месторождении и освоении новых участков ачимовских залежей Уренгойского месторождения.
Производство и экспорт СПГ — стратегическое направление деятельности российских нефтегазовых компаний в Арктике, позволяющее оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка газа. Налаженное производство СПГ позволит перенаправлять экспортные потоки и формировать обширные внутренние (пример — обеспечение СПГ Калининградской области), что принципиально сложно или невозможно с применением только трубопроводной системы. Готовность всего масштабного проекта ПАО «НОВАТЭК» с партнерами — «Ямал-СПГ» — по производству сжиженного природного газа в Арктике, оценивают в 80%; готовность первой очереди — в 91%. Запланированы первая отгрузка продукции по СМП танкером-газовозом «Christophede Margerie» в ноябре 2018 г. из порта Сабетта и строительство трех очередей завода мощностью в 16,5 млн тонн в год СПГ на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения с выходом на полную мощность к 2019 г. В проекте, помимо французской Total и китайских компаний, задействовано пятнадцать стран.
Удачный ход реализации проекта «Ямал-СПГ» способствовал продвижению идеи реализации аналогичных проектов в Арктике. НОВАТЭК рассматривает проект строительства завода по производству СПГ на Гыданском полуострове «Арктик СПГ2», на базе Сал-мановского нефтегазоконденсатного месторождения. Начало строительства намечено на 2018 г, запуск в эксплуатацию предполагают осуществить в 2022-2023 гг. Капитальные затраты на новое строительство составят порядка $10 млрд.
Импортозамещение. В плане импортозамещения ПАО «Газпромнефть» в 2016 г заключило соглашения с АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Гусар» и ООО «Гусар Новые Технологии» с целью создания импортозамещающих технологий и оборудования для разведки и освоения континентального шельфа РФ: проектирование морских нефтегазовых сооружений и установок. Совместно с ООО «Уралмаш НГО Холдинг» компания планирует реализовать: программу создания высокотехнологичных образцов
бурового оборудования в морском исполнении; разработку отечественного устьевого оборудования, оборудования подводно-добычного комплекса.
Министерство промышленности и торговли РФ, ПАО «Газпромнефть», компания «Росгеология», концерн «Океанприбор» и ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (МАГЭ) заключили соглашение о создании «морского геофизического регистрирующего комплекса с геленаполненной буксируемой сейсмокосой и источниками упругих колебаний». По результатам производства опытно-промышленных образцов ПАО «Газпромнефть» рассмотрит условия проведения испытаний нового оборудования на своих лицензионных участках континентального шельфа РФ.
Проблемы развития Северного морского пути
По прогнозу Минтранса России, в ближайшие годы на СМП будет постоянно оперировать около 40-50 крупных судов ледового класса и 100-200 судов обслуживающего флота. Проект «Ямал СПГ» потребует 17 больших транспортных судов и несколько десятков судов обслуживающего флота. Вторая очередь «Ямал СПГ» — столько же. В стадии рассмотрения находятся проекты «Новый порт» ПАО «Газпромнефть» и ряд других. Оценивают потребности в современных ледоколах. На развитие этого стратегического направления транспортировки углеводородов (и, возможно, угля) из Арктики Выборгским судостроительным заводом в 2018 году заключены контракты с «Атомфло-том» и ПАО «Газпром нефть Новый порт» на сдачу «Атомфлоту» ледокола АкегАЯС124 для обслуживания проекта «Ямал СПГ» (сумма контракта — $97,7 млн) и двух ледоколов мощностью по 21,5 МВт каждый класса 1сеЬгеакег8.
Для освоения Арктического шельфа «Роснефть» создает уникальную производственную базу морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. Комплекс ориентирован приоритетно на удовлетворение потребностей российских нефтегазовых и судоходных компаний. В общей сложности долгосрочная производственная программа судостроительного кластера «Звезда» предусматривает строительство более 150 судов и единиц морской техники.
Обеспечение безопасности морских коммуникаций и СМП. Для налаживания добычи полезных ископаемых и их поставки на мировые рынки Россия планирует развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая порты, поисково-спасательные центры, органы администрации вдоль маршрута, ледокольный флот, силы и средства для борьбы с разливами нефти. К этой инфраструктуре относятся сухопутные составляющие арктической транспортной системы: трубопроводы, авиационные маршруты, железные
и автомобильные дороги, требующие развития. Кроме того в развитии и модернизации нуждаются и общие социально-экономические условия жизни в регионе. Таким образом, Северный морской путь должен стать стержнем арктической транспортной системы с примыкающими к нему железнодорожными и речными маршрутами, авиацией, автомобильными дорогами, береговой инфраструктурой. Для его нормальной эксплуатации следует решить целый ряд вопросов: формирования единой системы управления; контроля ледовой проводки судов; совершенствования законодательства в части госрегулирования и торгового мореплавания по трассам СМП; современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасные условия плавания в арктических морях (гидрографического обеспечения, ледокольного сопровождения, передачи навигационной информации).
Для обеспечения надежной морской радиосвязи и распространения информации по безопасности мореплавания в арктических морях в основном применяют спутниковые системы. В высоких широтах возникают проблемы их неустойчивой работы при определенных условиях. Кроме того система не покрывает трассу СМП полностью и имеет разрывы в рабочей зоне восточной Арктики примерно от 100 до 140 градуса восточной долготы. Россия ответственна за обеспечение безопасности мореплавания в морях, омывающих северное побережье страны. Однако передача информации по судам в коротковолновом диапазоне до сих пор не налажена.
Арктические порты имеют ключевое значение в обеспечении: транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, перевозки грузов, развития и использования транзитного потенциала России. Большинство портов требует кардинального совершенствования инфраструктуры (сооружений, средств сбора и утилизации отходов, оперативного ремонта проходящих судов в случае необходимости, ликвидации разливов нефти).
В условиях недоступности западных кредитов и оборудования для разработки месторождений, падения транзитной перевозки в связи с санкциями активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона логична. Китай подтвердил готовность перевозить по СМП около 10-15% своих внешнеторговых грузов. 96% сжиженного газа с завода «Ямал СПГ» из порта Сабетта законтрактовано в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (контракт с Рос-атомфлотом на ледокольную проводку танкеров с СПГ заключен до конца 2040 года). В 2016 году китайской транспортной компанией COSCO направлено 5 судов по СМП для доставки в порт Сабетту строительных материалов для ямальских газовых месторождений: порт принял 120 судов, доставивших 505 тыс. т товаров и строительных материалов. Для сравнения: в 2015 году в порту побывало 50 судов. В 2016 году по СМП перевезено 6,9 млн тонн грузов. В 2015 году этот показатель составил 5,15 млн т, т.е. зафиксирован рост на 33%. Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и Белого до Чукотского и Берингова, может
достигнуть к 2025 году 75 млн т в год (по информации члена Научного совета Российской академии наук по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаила Григорьева). По его данным, в 2016 году общий грузопоток по СМП превысил 7 млн т, а по всему Северному морскому транспортному коридору — 18 млн т. Экономическое развитие Арктического региона, как считает Григорьев, на 98% состоит из реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей минеральных ресурсов. Это приоритетные точки роста объектов Варандей, строящийся «Ямал СПГ», Новый Порт, Дудинка, Норильск. В ближайшее время развитие будет идти за счет реализации сложившихся 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связано с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.
Развитие СМП отвечает интересам многих стран, чья развитая или активно растущая экономика требует значительных энергоресурсов, увеличения объема поставок сырья и вывоза готовой продукции. Очевидно, что для решения Россией проблем стратегического развития СМП необходимы государственная поддержка, эффективная международная кооперация и всемерная консолидация политических и экономических ресурсов.
Рациональное использование водных биологических ресурсов. Основные проблемы рыбной отрасли, рационального использования водных биологических ресурсов (ВБР) в связи с экономической и производственной безопасностью были рассмотрены на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации 19 октября 2015 года. В опубликованном по его итогам Перечне поручений Президента Российской Федерации зафиксированы главные препятствующие причины:
преобладание на российском рынке импортной, достаточно дорогой и некачественной рыбопродукции;
непривлекательность российских портов для захода рыболовных траулеров ввиду излишних требований, обусловленных недостаточно совершенными законодательными и подзаконными актами;
недостатки в наделении судовладельцев квотами биоресурсов, в результате чего сформировано значительное количество «рыбных рантье», а биоресурсы используют с народнохозяйственной точки зрения неэффективно;
льготное налогообложение, не стимулирующее эффективное использование биоресурсов;
чрезмерный экспорт недостаточно переработанной рыбопродукции;
недостаточная инвестиционная активность судовладельцев и рыбопереработчиков;
отсутствие электронных торгов рыбной продукцией. Наибольшая угроза рыболовству в этих районах — выбросы рыбы за борт. Проблема — международная, регистрируемая во всех странах Северной Атлантики. Наиболее эффективными методами борьбы с ней являются:
взвешивание улова в кутке трала и автоматическая передача этих сведений в центр информации (опыт США на промысле минтая);
сверка ассортимента улова трески, доставленного в порт, с электронной информацией с траулеров и контрольными данными научных судов; уменьшение квот добычи на доказанные объемы выбросов; штрафование капитанов судов (норвежская система ассортимента вылова, основанная в настоящее время на судовой электронной отчетности).
Исследование передового опыта зарубежных стран с развитым рыболовством, например, Норвегии, показывает, что при существующей в России иерархии министерств и ведомств в целом полномочия по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, производству, хранению, транспортировке и реализации рыбной продукции должны быть переданы Министерству сельского хозяйства.
Согласование оборонной и хозяйственной деятельности
Масштабность задач по освоению полярного региона требует выработки сбалансированной стратегии, исходящей из взаимосвязанности проблем национальной безопасности государств и социально-экономического развития Арктического региона в целом. Значение оборонных факторов экономического развития Арктики имеет тенденцию к росту. Поэтому в этом регионе должны быть предусмотрены: совершенствование структуры, состава, военно-экономического и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; развитие инфраструктуры базирования в Арктике системы оперативного оборудования территории в интересах развертывания группировки войск (сил) на базе технологий двойного назначения в интересах комплексного решения задач обороны, безопасности и обеспечения устойчивого социально-экономического развития макрорегионов.
К 2017 г. сформирована северная оборонительная дуга, прикрывающая Северный морской путь с севера и состоящая из шести военных баз, размещенных в пространстве всех пяти арктических морей: Баренцева («Арктический трилистник», Земля Франца-Иосифа; пос. Рогачево, Новая Земля); Карском (о. Средний, Северная Земля), моря Лаптевых («Северный клевер», Новосибирские острова); Восточно-Сибирского (о. Врангеля) и Чукотского (пос. Мыс Шмидта); на архипелаге «Земля Франца-Иосифа», органично дополненная пятью военно-морскими ЗАТО Мурманской области (Александровск, Видяево, Заозерск, Островной и Североморск). Южную дугу стабильности и устойчивости формируют на оси СМП из восьми «опорных зон» по числу арктических субъектов РФ. На территории Кольской «опорной зоны» размещена система базирования флота ОСК «Север». Развитие арктического оборонного комплекса создает фундаментальные предпосылки для устойчивой экономической деятельности в Арктических регионе СПГ. Основные производители СПГ: Катар, Индонезия, Малайзия, Австралия и Нигерия. В ближайшем будущем ожидается устойчивый рост мировой торговли газом, причем в течение 25 лет темп роста потребления
газа в 3,5 раза превысит этот показатель по нефти и углю (в 2016 г. мировое потребление природного газа составило порядка 3,5 трлн м3, то к 2030 г. этот показатель, по прогнозам, достигнет 4,5 трлн м3). Международная торговля природным газом в 2016 г. достигла 1,1 трлн м3, морская транспортировка СПГ — более 350 млрд м3 (около 32%). Крупнейший импортер СПГ на Азиатско-Тихоокеанском рынке — Япония, доля которой составляет в мировом объеме около 35% (вместе с Южной Кореей, Китаем, Тайванем и Индией — до 68%). В Атлантическом бассейне (Европейский рынок) крупнейшие потребители СПГ: Испания, Великобритания, Италия, Франция и Турция, однако их суммарный импорт — менее 50 млрд м3 в год. Эти данные дают отчетливые ориентиры для морских трафиков при освоении арктических газовых месторождений. В 2015-2036 годах трубопроводный импорт в Европе будет без изменений, но ввоз СПГ увеличен в 2,5 раза, на АТР он вырастет в 3,5 раза, в Китае более чем в 5 раз.
По мере смещения транспортных схем от трубопроводных к экспорту СПГ вырастет геоэкономическая роль арктических морских коммуникаций. Освоение газовых месторождений Арктики определено во многом именно производством СПГ. Проектом «Ямал-СПГ» предусмотрено: строительство завода мощностью 16,5 млн т в год на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении (п-ов Ямал, запасы около 1 трлн м3); создание нового Центра арктических морских коммуникаций — порта Сабетта на западном берегу Обской губы, в 30 км от пос. Тамбей. В числе ответственных исполнителей Комплексного плана освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения: Минэнерго, Минтранс, Минобороны России, Росморречфлот, Госгидромет, ОАО «НО-ВАТЭК», ОАО «Совкомфлот», ОАО «Объединенная судостроительная компания и многие другие. На основе модернизации нормативной базы и внесения изменений в соответствующие федеральные целевые программы предусматривают: обеспечение транспортной логистики, в том числе синхронизацию развития российских судостроительных мощностей и потребностей в танкерном флоте ледового класса, способного обеспечить вывоз углеводородного сырья с полуострова Ямал, меры по увеличению ледокольного флота, созданию инфраструктурных объектов (в том числе морского порта). «Арктик-СП» — второй проект по производству сжиженного природного газа на заводах Гыданского полуострова компании НОВАТЭК. Газ для сжижения будет поступать с Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазоконденсатных месторождений. Лицензии на освоение месторождений действительны до 2031 г. В целом предполагают диверсификацию направлений поставки арктического природного газа, активизацию российских компаний при разработке арктических месторождений. На конец февраля 2017 г. они получили 138 лицензий на разработку месторождений в этом регионе, в том числе: 53 — «Роснефть», 41 — «Газпром», 14 — «Лукойл» и 7 — «Новатэк».
Стратегические риски освоения
арктического шельфа:
проблемы, безопасность, перспективы
Арктика — основной сырьевой резерв страны, макрорегион с практически нетронутыми запасами минерального сырья. В последние годы на мировом нефтяном рынке сформировалось устойчивое превышение предложения нефти над спросом, которое привело к значительному снижению мировых цен.
Рекордный рост добычи жидких углеводородов Арктики связан с запуском в декабре 2015 года Ярудейского нефтяного месторождения, а также Термокарстового и Яро-Яхинского газоконденсатных месторождений в первом полугодии 2015 года. Результаты исследования показывают, что на выручку предприятий АЗРФ основное влияние оказывают факторы, которые необходимо учитывать при разработке стратегий и других программных документов инновационного развития Арктики: рыночные цены на продукцию; стабильность валютных курсов — основная часть выручки предприятий — сформирована в долларах США или евро, в то время как основные операции осуществляются в российских рублях; тарифы естественных монополий. По данным Росстата, показатели внешней торговли регионов Севера и Арктики в 2015 г. ниже показателей 2013 г. Основные факторы, ограничивающие рост промышленного производства в секторе «Добыча полезных ископаемых», за июль 2017 г распределены следующим образом: неопределенность экономической ситуации — 37%; недостаточный спрос на внутреннем рынке — 32%; высокий уровень налогообложения — 28%; недостаток финансовых средств — 24%; высокий процент коммерческого кредита — 20%; изношенность и отсутствие оборудования — 17%; недостаток квалифицированных рабочих — 13%; недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке — 11%; недостаток оборудования — 10%.
Выявленные тенденции и перспективы освоения месторождений арктического шельфа определяют в итоге приоритетные угрозы, формирующие предпосылки развития стратегических рисков:
Технологическая — слабое обеспечение прогрессивных структурно-технологических сдвигов в продвижении передовых технологий в северных регионах по сравнению с технологиями предыдущих лет.
Правовая — несовершенство законодательства в сфере науки и инновационной деятельности; в первую очередь — отсутствие федеральных законов «Об инновациях и инновационной деятельности» и «Об Арктической зоне Российской Федерации».
Кадровая — слабое кадровое обеспечение экономики, которое представляет практически низкий уровень применения новых научных знаний и реализации прорывных технологий, совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего, в научно-технической и промышленной сферах. В этой ситуации образовательные учреждения регионов — основа для подготовки профессионалов.
Информационная — слабая интеграция информационных ресурсов различных ведомств независимо от формы собственности; нерегулярное обеспечение участников надежной информацией по вопросам формирования предпосылок стратегических рисков реализуемых проектов, безопасности жизнедеятельности населения и территорий, о результатах последних достижений научных исследований, как одно из главных препятствий трансфера технологий, в совокупности с низкой активностью арктических предприятий в поисках источников информации для инноваций, замкнутостью на собственном потенциале, низкой интенсивностью процессов технологического обмена.
Интеграционная — отсутствие в регионах Арктики новых корпоративных структур, сопоставимых по масштабу с крупнейшими мировыми компаниями и обладающих способностью осваивать и создавать новейшие технологии, укреплять стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и клиентами внутри страны и за ее пределами.
Транспортная — низкая конкурентоспособность ЕНАТС. Обширная акватория, включающая трассы СМП и устьев рек, разветвленная система портовых сооружений, прочих коммуникационных и инфраструктурных объектов требуют существенной модернизации и совершенствования логистического сопровождения, регламентирующего ледокольную проводку судов и порядок судоходства на уровне мировых стандартов.
Основные принципы и организационная схема стратегического планирования сил и средств МЧС России на северных территориях
В целом разработаны по результатам постоянно проводимого анализа возможности угроз; проектирования и сопровождения системы комплексной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; определения соответствующих подсистем, компонентов и способов их взаимодействия; выбора наиболее эффективного сочетания сил и технических средств для достижения целевых результатов. В целом опыт стратегического управления в современной Российской Федерации позволяет обозначить следующие проблемы:
зачастую формальный, неконкретный характер многих стратегических планов развития, отсутствие единой базы нормативных правовых документов для реализации стратегического планирования и обоснования источников финансирования;
слабость научных подходов к проблеме стратегического планирования, в частности — математического моделирования при анализе стратегий;
неразвитость инструментария для мониторинга реализации сформированных стратегических планов;
недоработанный методический инструментарий реализации стратегического управления в России.
Анализ показывает, что в АЗРФ имеет место территориально неравномерное размещение сил и средств
РСЧС. Оперативное реагирование на возникающие в Арктической зоне риски и угрозы предполагает планомерное наращивание состава сил и совершенствования средств на большей ее части в условиях потенциального роста количества чрезвычайных ситуаций при освоении/переосвоении арктического пространства. В рамках МЧС России очевидна необходимость продолжения комплексных исследований для определения путей решения задачи по стратегическому планированию и размещению сил и средств МЧС России при создании системы комплексной безопасности в российской Арктике в условиях ресурсных ограничений. Стратегическое развитие сил и средств МЧС России, привлекаемых для обеспечения комплексной безопасности северных территорий, предполагает:
формирование высокоэффективных, мобильных, оснащенных современными техническим средствами и спасательными технологиями аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, способных решать задачи в экстремальных условиях северных (арктических и дальневосточных) территорий;
сокращение времени реагирования аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований на чрезвычайные ситуации;
применение научно обоснованных технологий развития сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению комплексной безопасности в АЗРФ.
Специфика Арктической зоны определяет особенности стратегии развития системы обеспечения безопасности в Арктике. Уникальной особенностью стал комплексный подход к организации системы обеспечения безопасности деятельности в прибрежной и бассейновой частях Арктики, не типичный для остальной территории страны. Расположенные непосредственно в российской Арктике или в оперативной доступности к арктическим районам возможного их применения силы и средства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций принадлежат различным функциональным подсистемам Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) федеральных органов исполнительной власти (Минтрансу России, Пограничной службе ФСБ России, Минобороны России, Росгидромету, МЧС России, Госкорпорации «Росатом» и другим), органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов исполнительной власти. В числе ранее рассмотренных приоритетными особенностями северных территорий России, оказывающими влияние на формирование требований к обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, определены:
а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;
б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения (1-2 чел. на 10 кв. км.);
в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость, зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от
поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;
г) уязвимость природы от техногенных ЧС и производственной деятельности человека.
Размещенные и создаваемые на этих территориях объекты экономики (атомные электростанции, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, коммуникации), транспортные коммуникации (Северный морской путь, кроссполярные и внутренние авиационные трассы) и их инфраструктура могут стать источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Практика показала, что наиболее частые виды чрезвычайных ситуаций в российских регионах Арктики и Дальнего Востока — пожары в жилом и промышленном секторах со значительно более высоким уровнем по сравнению с регионами умеренного климата. В последние десятилетия в летне-осенние периоды практически ежегодно почти на всех территориях Арктического региона возрастает опасность ландшафтных пожаров вследствие участившихся аварий на нефтепроводах, газопроводах и предприятиях по добыче, переработке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов. К значительному ущербу населению и экономике северных территорий могут приводить и чрезвычайные ситуации, вызываемые опасными метеорологическими природными (сильными ветрами, аномальными морозами) явлениями, весенне-летними половодьями; сопровождаемые ледовыми заторами на реках, последствиями глобального, более интенсивного в полярных районах, чем в среднем на планете, потепления климата. Оттаивание мерзлых пород приводит к росту числа техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушения зданий и сооружений, повреждения коммуникаций и инфраструктуры объектов. Потенциальные опасности радиационного загрязнения обусловлены: затоплением в 50-60 годах прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов; испытанием ядерного оружия на Новой Земле; функционированием Кольской и Би-либинской АЭС; большим числом аварийных радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) электропитания автономных навигационных систем. Реализация крупных инвестиционных проектов на континенте и шельфе арктических морей, создание новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров приведут к увеличению источников чрезвычайных ситуаций и неизбежному возрастанию рисков их возникновения. Анализ существующих рисков и рисков перспективных проектов освоения Арктики и Дальнего Востока свидетельствует о необходимости усиления привлекаемых сил и средств системы РСЧС для обеспечения необходимого уровня безопасности.
Принятое руководством страны решение о создании Системы комплексной безопасности населения и территорий Российской Арктики (далее — Система) предусматривает поэтапное введение 10 Арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ) МЧС России и одного учебного центра в Вы-тегре, которые размещают и планируют к размещению в населенных (преимущественно портовых) пунктах российской Арктики, обладающих транспортной
и телекоммуникационной инфраструктурой, людскими ресурсами, с учетом рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (рис. 3). Каждый комплексный центр должен взаимодействовать и информационно быть сопряжен с соответствующим региональным центром МЧС России и НЦУКС, силами и средствами Минтранса России, Минприроды России, Пограничной службы ФСБ России, системами Росгидромета, научными организациями РАН и другими службами. Каждый комплексный центр в соответствии с задачами, возложенными на Систему, содержит в своем составе два специализированных комплекса (информационно-аналитический и аварийно-спасательный). Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года № РД-П4-3968 на МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации и функции главного распорядителя бюджетных средств на реализацию приоритетных направлений всех уровней (объектового, муниципального, регионального, межрегионального и федерального). Территориальные органы МЧС России должны обеспечить участие сил и средств федеральной противопожарной службы, поисково-спасательных отрядов, специальных и объектовых подразделений ФПС, других подразделений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Приоритетные задачи этих центров: предупреждение, ликвидация и реагирование на чрезвычайные ситуации; оказание оперативной всесторонней помощи лицам, терпящим бедствие на приполярных территориях, в зонах территориальных морей, ЕНАТС, в российском секторе Арктического региона, на прилегающих территориях иностранных государств, в соответствии с международными соглашениями. Каждый из центров должен быть оснащен: универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием; специальными авиационными средствами и вездеходами, обеспечивающими проведение поисково-спасательных работ на суше и на море в зоне своей ответственности, информационно-аналитическим комплексом поддержки. Комплексные центры в Кольской, Архангельской, Ненецкой, Воркутинской, Таймыро-Туруханской опорных зонах и Вологодской области функционируют; в стадии становления — центры Ямало-Ненецкой,
Рис. 3. Распределение комплексных аварийно-спасательных центров на северных территориях
Северо-Якутской и Чукотской опорных зон. Фиксируемое в последние годы отставание от ввода в эксплуатацию этих центров настораживает, если учесть наличие аналогичных тенденций в освоении новых нефтегазовых месторождений.
Наиболее предпочтительный вариант реализации программно-целевого подхода в данной области на уровне субъекта Российской Федерации — разработка в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственной программы субъекта Российской Федерации с взаимоувязанными целями, задачами и показателями, характеризующими состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах — важнейших составляющих стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Реализовать это в каждом субъекте Российской Федерации позволяет статья 37 указанного федерального закона. В соответствии с ним по решению органов местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах (на уровне муниципального образования) в рамках целеполагания возможны разработка и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации. Таким образом, действующие нормы и полномочия органов исполнительной власти всех уровней, закрепленные в Федеральном законе № 172-ФЗ от 28.06.2014 года, создали необходимые, но недостаточные условия для формирования механизма реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Стратегическое планирование развития сил и средств системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территорий, разработка моделей их применения предполагают количественный прогноз рисков в АЗРФ, что в свою очередь требует достоверного учета природных, техногенных, экономических, геополитических и других факторов, таких как:
рост рисков природных чрезвычайных ситуаций; развитие судоходства, рыболовства в районе Северного морского пути;
увеличение площадей добычи полезных ископаемых на шельфе;
возрастание транспортных и промышленных рисков на освоенных северных территориях;
развитие и модернизация инфраструктуры населенных пунктов;
увеличение интенсивности движения на трансарктических трассах.
Это делает важным постоянное совершенствование автоматизированных систем обработки информации с целью применения полученных результатов
в процессе дальнейшего планирования и прогнозирования эффективности функционирования АКАСЦ, а значит определения степени достижения своего целевого предназначения системой комплексной безопасности в АЗРФ. Данный аспект предполагает развитие технологий оценки и управления рисками, совершенствования системы мониторинга и прогноза и в целом совершенствования подходов в соответствии с утвержденными межведомственной комиссией под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозина Методическими рекомендациями построения (развития), внедрения и эксплуатации АПК «Безопасный город» от 22 апреля 2015 г. (протокол № 5), предусматривающими проведение основного объема текущих работ на региональном и муниципальном уровнях, повышенную ответственность лиц, принимающих соответствующие стратегические решения. Вариант управления стратегическим развитием системы комплексной безопасности северных территорий предложен на рис. 4.
Заключение
В статье дана оценка особенностей стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации. На этих территориях обнаружены практически все виды полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Особое значение российской Арктики в обеспечении национальной безопасности страны обусловлено в первую очередь ее ресурсным и транспортно-коммуникационным потенциалом при доминирующих значениях углеводородных ресурсов и обеспечении бесперебойного движения судов на трассах Северного морского пути. Выявленные тенденции и перспективы освоения углеводородных месторождений арктического шельфа, преодолеваемые сложности реализации крупнейших экономических проектов определяют в итоге приоритетные, обусловленные особенностями северных арктических и дальневосточных территорий, вызовы и угрозы, имеющие в последние годы тенденцию к усилению в условиях воздействия западных санкций, постоянно растущих природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций. На этапах строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации потенциально опасных объектов и их инфраструктуры наиболее значимыми, по мнению авторов, должны стать угрозы, формирующие предпосылки развития стратегических рисков: технологические, правовые, кадровые, информационные, интеграционные, транспортные. В совокупности перечисленные факторы с различной степенью воздействия формируют стратегические риски реализации приоритетных проектов на северных арктических и дальневосточных территориях. Эпизодически проявления стратегических рисков фиксируют по задержкам графиков освоения/ переосвоения нефтегазовых месторождений, создания объектов энергетики, транспорта, их инфраструктуры и инфраструктуры жизнеобеспечения безопасности
Рис. 4. Вариант обеспечения комплексной безопасности северных территорий России
населения на осваиваемых/переосваиваемых территориях (проекты создания базы обеспечения шельфовой добычи Росляково Мурманской области, железнодорожных магистралей «Баренцкомур», «Белкомур», «Каскомур», порта Индига), в определенной мере подтверждающие эти предположения.
Поистине своевременно предвидение о путях сохранения могущества России великого русского ученого М. В. Ломоносова, которое он, следуя замыслам Петра I, излагает в сопроводительном письме в день 9-летия цесаревичу Павлу (приводимом полностью, естественно, с сохранением авторского стиля изложения) для истинного понимания предложенного:
«Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию
Его императорскому высочеству, пресветлейшему государю цесаревичу, великому князю Павлу Петровичу, герцогу шлезвиг-голстинскому, стормарнскому, дитмарсенскому, графу олденбургскому и делменгор-стскому, наследнику норвежскому, флотов российских генералу-адмиралу, милостивейшему государю
Жаление о людях много чувствительнее, нежели о иждивении, однако поставим в сравнение пользу и славу отечества. Для приобретения малого лоскута земли или для одного только честолюбия посылают на смерть многие тысячи народа, целые армеи, то здесь ли должно жалеть около ста человек, где приобрести можно целые земли в других частях света для расширения мореплавания, купечества, могущества, для государственной и государской славы, для показания морских российских героев всему свету и для большего
просвещения всего человеческого роду. Если же толикая слава сердец наших не движет, то подвигнуть должно нарекание от всей Европы, что, имея Сибирского океана оба концы и целый берег в своей власти, не боясь никакого препятствия в поисках от неприятеля и положив на то уже знатные иждивения с добрыми успехами, оставляем все втуне, не пользуемся божеским благословением, которое лежит в глазах и в руках наших тщетно; и содержа флоты на великом иждивении, всему государству чувствительном, не употребляем в пользу, ниже во время мира оставляем корабли и снаряд в жертву тлению и людей, к трудам определенных, предаем унынию, ослабению и забвению их искусства и должности.
Последнее из противных мнений, чтобы сие открытие не досталось в чужие руки, обращается в ничто следующими:
1) помянутое мореплавание к нам ближе, нежели к прочим европейским державам,
2) россиянам тамошний климат сноснее,
3) что на нужных и тесных местах построятся зимовья с предосторожностьми для наших людей, коими чужестранные пользоваться не могут,
4) на Камчатке, или около устьев реки Уды, или на островах Курильских, где климат как во Франции, можно завесть поселения, хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских подданных языческих народов, против коей силы не могут прочие европейские державы поставить войска ни севером, ни югом, но хотя б и учинили, однако придут утомленные на крепких, с привозными гнилыми припасами на снабденных жителей свежими домашними,
безнадежные ближнего от своих споможения на места, где вспоможение нам неистощимо.
Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке. Сентября 20 дня 1763 года».
Самое существенное в гениальном предвидении М. В. Ломоносова — это видение России могучим суверенным государством. По его мнению, рост ее могущества «...до главных поселений европейских в Азии и в Америке» будет достигнут через преодоление существовавших вызовов, угроз и, в итоге, стратегических рисков, связанных с освоением Сибири и вод Ледовитого океана. Принципиально важны мысли русского академика-энциклопедиста о судьбе России, которая, накопив суровый опыт создания государства, может только крепнуть: решением взаимосвязанных масштабных задач по освоению отдаленных сибирских и дальневосточных территорий; проведением сбалансированной политики обеспечения ее национальной безопасности через осознание в российском обществе необходимости заселения обширнейших пространств с обеспеченной гарантированной безопасностью жизнедеятельности на них, при которой условия жизни не будут уступать зарубежным; превращением человеческого потенциала в главный фактор конкурентоспособности стран, макрорегионов, регионов и местных сообществ. Система расселения, развиваемая и совершенствуемая на основе постоянно живущего преуспевающего населения, уверенного в своем будущем, должна стать надежным сберегающим каркасом, «скрепляющим» огромные евразийские пространства России, формирующим важнейшие стратегические и геополитические ресурсы государства — устойчиво экономически развиваемые и эффективно взаимодействующие территории.
В числе важнейших направлений смягчения стратегических рисков реализуемых приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации следует считать продолжение научных исследований в области: динамики природных и природно-техногенных ЧС, прогнозирования масштаба их последствий; разработки передовых методов мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов, опасных природных явлений; формирования систем раннего предупреждения о ЧС на основе своевременного выявления различных источников ЧС; внедрения информационных технологий и интегрирования информационных ресурсов подсистем РСЧС всех уровней при обосновании эффективных управленческих решений.
Литература
1. Ивантер В. В., Лексин В. Н., Порфильев Б. Н. Переосвоение Арктики как мегапроект. Постановка проблемы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Теория, Практика. Методология. 2014. Т. 7. № 6 (38).
2. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). М.: Росгидромет, 2014. 1008 с.
3. Орлов Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для ее освоения: М-лы Экспертного клуба «Регион». М., 2015.
4. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития.
Актуальные проблемы, тенденции, перспективы: Науч.-аналит. докл. / Под науч. ред.д.э. н, проф. В. С. Селина, д.э.н., проф. Т. П. Скуфьиной, к.э.н., доц. Е. П. Башмаковой, к.э.н., доц. Е. Е. Торопушиной. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 420 с.
5. Сорокин В. И., Цыбиков Н. А. Обеспечение комплексной безопасности поселений (городов) северных регионов в условиях влияния глобальных изменений климата — стратегическое направление полномасштабного возвращения России в Арктику // Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике: Межд. науч.-практ. конф. М-лы конф. / МЧС России. 2016. С. 170— 217.
6. Вызовы и угрозы национальной безопасности в Российской Арктике: Науч.-аналит. докл. / Под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2017. 53 с.
7. Сорокин В. И., Старостина Е. С., Цыбиков Н. А. Обеспечение комплексной безопасности северных регионов России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2017. Т. 7. № 1 (12). С. 63-76.
8. Экономическая безопасность Российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения / Под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой, М. В. Ульченко. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2018. 103 с.
9. Артамонов В. С., Мусиенко Т. В. Комплексная система безопасности как приоритет арктической геополитики и геоэкономики России // Геополитика и безопасность. 2016. № 2(34). С. 66-72.
10. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 4 (54). С. 18-27.
11. Веселов И. А., Чуприян А. П. О мерах МЧС России по обеспечению реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике и созданию системы специализированных аварийно-спасательных центров // Арктика. Экология и экономика. 2011. № 1. С. 48-51.
12. Матвеев В. А. Планирование сил и средств МЧС России в Арктической зоне // Стратегическое планирование. 2017. № 4(20). С. 32-42.
Сведения об авторах
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Сорокин Владимир Иванович: к.ф.н., с.н.с., ФКУ ЦСИ ГЗ
МЧС России, вед.н.с. Центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Фалеев Михаил Иванович: к.п.н., заслуженный спасатель РФ, ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, вед.н.с. Центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Цыбиков Николай Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Information about authors
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Sorokin Vladimir I.: Candidate of Physical Sciences, Senior Researcher, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Leading Researcher of the Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Leading Researcher of the Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Tsybikov Nikolay A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]