УДК 338.23; 332.142
Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации
Часть II. Особенности северных территорий России, препятствующие реализации
v __&
приоритетных проектов устойчивого развития
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2019
С.Г. Мингалеев, В.И. Сорокин, М.И. Фалеев, Н.А. Цыбиков Аннотация
Представлены материалы второй части статьи «Особенности стратегических рисков...» Рассмотрены особенности северных территорий России, препятствующие реализации приоритетных проектов ее устойчивого развития в современных условиях. Систематизированы характеристики и особенности экономических опорных зон российской Арктики, роль государства в их формировании и развитии.
Ключевые слова: экономические опорные зоны; характеристика зон; роль государства; приоритетные экономические проекты; транспортный и инфраструктурный узлы.
Strategic Risks Features of the Russian Federation Northern Territories Sustainable Development Priority Projects Implementation.
Part II. Features of the Northern Territories of Russia, Hindering the Implementation of Priority Sustainable Development Projects
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2019
S. Mingaleev, V. Sorokin, M. Faleev, N. Tsybikov
Abstract
The materials of the "Strategic risks peculiarities..." second part are presented" The features of the Northern territories of Russia, hindering the implementation of priority projects of its sustainable development in modern conditions are considered. The economic support zones of the Arctic are characterized. Their features and the role of the state in their development are specified.
Key words: economic support zones; characteristics of zones; the role of the state; priority economic projects; transport and infrastructure nodes.
Статья поступила в редакцию 19.06.2019.
* Ч. I см. в ж-ле «Технологии гражданской безопасности», № 2 (61), 2019.
Введение
Экономическая и социальная жизнь в российской Арктике и на Дальнем Востоке ориентирована в основном на эксплуатацию природных ресурсов макрорегионов частным бизнесом. Однако, поскольку намеченное стратегическими планами расширение из ресурсной базы определено в первую очередь стратегическими интересами государства, эти территории не должны реализовывать преимущественно корпоративные интересы. Исторически политика приполярных государств в отношении своих арктических регионов составляла неразрывную часть региональной политики в целом в отношении проблемных территорий [1, 5, 6].
Особенности северных территорий России, препятствующие реализации приоритетных проектов устойчивого развития
Специфику северных территорий эксперты оценивали [1, 4] в рамках правового поля и традиционных, признаваемых обществом методов государственного воздействия, сформированных в каждой конкретной стране на базе механизмов регулирования и стимулирования, адекватных их географическому положению, экономическому состоянию, природным условиям и традициям [1, 3, 5].
Значительная часть оценок в управлении Севером отводит государству роль «механизма запуска» формирования и реализации производственных и социальных проектов. При любом «объеме» присутствия государства на Севере оно формирует, в основном, три позиции: гуманитарную (позиция «над рынком»), регулятивную (позиция «рядом с рынком») и планово-рыночную (позиция «внутри рынка»). При предельно низкой плотности населения и высокой дисперсности расселения российские северные арктические и дальневосточные макрорегионы отличает самая высокая урбанизированность: более 80% населения проживает в городах и поселках с населением свыше пяти тысяч человек. Высокая обеспеченность природными ресурсами — одно из принципиальных конкурентных преимуществ этих территорий, главный фактор их дальнейшего освоения и перспективного развития. Недостаточная изученность — другая их важная особенность [5, 8].
Экономике присущи существенные специфические черты и особенности развития. В созданной в северных российских макрорегионах самой мощной индустриальной структуре масштаб хозяйственной деятельности значительно превосходит показатели других приар-ктических стран. Арктические макрорегионы России обеспечивают: до 11-15% ВВП страны; около четверти
22-25)% экспорта России; достаточно высокую долю добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий ~ 60% (для сравнения: в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии — не более 15%; на Аляске и в Канаде — около 30%); ~ 70% общего ее богатства создано на базе российских ресурсов [5, 8].
В результате, экономику северных макрорегионов характеризуют: очаговый тип промышленно-хозяйственного освоения территорий; высокая ресурсоемкость; значительная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от «северного завоза» (поставок продовольствия, товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, топлива). Структура экономики большинства этих регионов слабо диверсифицирована, носит моноотраслевой характер с превалированием горнодобывающей промышленности [4, 5, 8].
Экстремальность природных условий, ограниченность транспортной доступности, неразвитость энергетической инфраструктуры — определяющие факторы жизнеобеспечения населения и развития хозяйственной деятельности (высокие производственные издержки, стоимость жизни). Главная особенность экономики — ее сырьевая направленность, собственно, как и всей экономики России. Ярко выраженная сырьевая специализация обусловливает преимущественное развитие добывающих отраслей промышленности (добыча нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов) северных макрорегионов России. В их составе выделяют группу старопромышленных регионов (Мурманская и Архангельская области, Красноярский край — Норильский промышленный и Таймырский муниципальный районы) и группу арктических регионов нового масштабного промышленного освоения (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия) [4, 8].
Формирование условий развития предпринимательской деятельности всех уровней, ее нормативного правового обеспечения в северных макрорегионах должно стать одной из самых насущных задач полномасштабного возвращения России в Арктику. Будучи важнейшей сферой национальных интересов России, эти макрорегионы обладают благоприятным месторасположением для развития международного сотрудничества в морских и транснациональных перевозках. При решении проблем стратегического развития России следует принимать во внимание комплексный характер специфических и уникальных характеристик северных арктических и дальневосточных территорий — потенциальных препятствий их освоения [5, 8]:
наличие не только минерально-сырьевых, но и ценных биоресурсов, важным преимуществом которых может стать возобновляемость биоресурсов при правильной организации производственного и воспроизводственного процессов;
наличие, наряду с экологическими проблемами освоения минерально-сырьевых ресурсов, уникальных природных фактически заповедных зон как фактора сдерживания производства;
проживание в них коренных малочисленные народов Севера (КМНС) со своим традиционным, выработанным веками в суровых условиях Севера укладом жизни, который следует рассматривать как культурное достояние России, существенную часть исторического наследия и сохранять в качестве такового;
необходимость в экстремальных климатических условиях создавать и поддерживать благоприятную льготную социальную среду для проживающего на территориях населения;
необходимость поддерживать занятость населения региона, включая представителей местных народов, членов семей работников бюджетной сферы и крупных предприятий.
Систематизируя вышеизложенное, при полномасштабном возвращении России в северные арктические и дальневосточные пространства России должны быть обязательным порядком учтены их специфика и особенности для обеспечения механизмов развития и/или стабилизации [4, 5, 8]:
эти территории и акватории — важнейшая сфера национальных интересов России (геополитических, военно-оборонных и др.), первоочередной объект особой чрезвычайно ответственной государственной политики;
отсутствие четко обозначенных природных границ; «северное удорожание» обеспечения безопасности функционирования территорий за Полярным кругом; экстремальные условия жизнедеятельности; максимальная площадь, широтная протяженность, хрупкость и уязвимость природных экосистем;
проживание менее 1,5% всего населения России; обеспечение до 11-15% ВВП и около 22-25% национального дохода;
богатейший минерально-сырьевой потенциал, включающий значительные запасы нефти, газа, цветных и редких металлов, биоресурсов на континентальной и прилегающей частях шельфа арктических и дальневосточных морей;
уникальный потенциал биоресурсов: рыбы, морепродуктов, северного оленя;
существующий транспортный и инфраструктурный потенциал. Северный морской путь — выход в Европу и Азию;
возрастающая роль воздействия на национальную экономику и мировой интерес как к «механизму запуска» формирования и реализации крупных производственных и социальных проектов;
предельно низкая плотность и высокая дисперсность расселения;
самая высокая урбанизированность: более 80% населения проживает здесь в городах и поселках с населением свыше 5000 человек; недостаточная изученность;
высокая доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий, создаваемая на базе российских ресурсов;
очаговый тип промышленно-хозяйственного освоения территорий, высокая ресурсоемкость и значительная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от «северного завоза»;
слабая диверсификация структуры экономики большинства регионов, ее моноотраслевой характер с превалированием горнодобывающей промышленности;
экстремальность природных условий, ограниченность транспортной доступности, неразвитость энергетической инфраструктуры;
сырьевая специализация с преимущественным развитием добывающих отраслей промышленности (добыча нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов);
сформированные группы старопромышленных регионов (Мурманская и Архангельская области, Красноярский край — Норильский промышленный и Таймырский муниципальный районы) и регионов нового масштабного промышленного освоения (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, районы Республики Саха (Якутия);
экологические проблемы, связанные с освоением / переосвоением минерально-сырьевых ресурсов и уникальных природных зон высокой экологической чистоты;
объекты развития международного сотрудничества, в том числе в морские и транснациональные перевозки, освоение морских ресурсов и пространств;
территории функционирования соответствующей экономической системы, включающей морское пространство;
проживание КМНС с традиционным, выработанным веками в суровых условиях укладом жизни, который следует рассматривать как культурное достояние, существенную часть исторического наследия и сохранять в качестве таковых.
Предпосылки формирования стратегических рисков реализации приоритетных проектов
Для России и мирового сообщества северные арктические и дальневосточные территории — остропроблемные. Это обусловлено: во-первых, сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах; во-вторых, отсутствием научно обоснованной, системной и дифференцированной федеральной политики в их отношении, которая неадекватна возрастающей роли Севера и Дальнего Востока в развитии страны, не учитывает в достаточной степени специфику и интересы северных регионов; в-третьих, недостаточно тщательно проработанной, собственной социально-экономической политикой северных регионов, отсутствием, во многих случаях, активной позиции регионов по четкому формулированию и отстаиванию интересов населения. Рассматриваемые направления должны быть сосредоточены на выполнении главных задач путем преодоления проблем обеспечения регулярной и бесперебойной деятельности в областях [4, 5-8].
Экономическая безопасность российской Арктики и Дальнего Востока. Стратегическое направление обеспечения экономической безопасности в макрорегионе конкретизировано Стратегией национальной безопасности России — базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы, долговременные приоритеты, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности
и обеспечение ее устойчивого развития. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Национальная безопасность включает оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством страны, прежде всего,— государственную, общественную, экономическую, экологическую, информационную, транспортную, энергетическую, безопасность личности.
Главная стратегическая цель обеспечения экономической безопасности российских северных регионов и территорий Арктики на современном этапе развития России состоит в восстановлении экономического роста промышленного производства, сельского хозяйства, возрождении научно-технического потенциала регионов. Это должно привести к увеличению доходов бюджета, созданию достойных условий жизни населения, снижению уровня безработицы, повышению социальной защищенности.
В результате освоения/переосвоения и развития российской Арктики должны быть достигнуты:
экономическая безопасность территорий, поддержание достаточного уровня функционирования хозяйственного и социального комплексов северных регионов страны для обеспечения социально-экономической стабильности;
поступательное развитие экономики арктических территорий, инвестиций, пополнение областных и местных бюджетов поступлениями от компаний, развивающих на этих территориях свой бизнес, создание потенциала, который будет обеспечивать их конкурентоспособность;
открытие новых производств, модернизация существующих, создание новых рабочих мест, новой вспомогательной инфраструктуры;
обязательное развитие всех видов транспорта, создание благоприятных условий для последовательного распространения прогрессивных технологий.
В Стратегии национальной безопасности главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере выделены:
сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;
снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
потеря контроля над национальными ресурсами; ухудшение состояния сырьевой базы промышленности, энергетики;
неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и незащищенность национальной финансовой системы;
сохранение условий для коррупции, криминализация хозяйственно-финансовых отношений, незаконная миграция.
Стратегия экономического развития Севера — базовая составляющая общей стратегии национального
развития — должна учитывать специфические факторы северных регионов, неоднородность их пространства и неравномерность динамики. Главными целями определены защита национальных интересов страны и обеспечение социально-экономической устойчивости самих арктических регионов. Национальные интересы освоения северных арктических и дальневосточных территорий и акваторий ориентированы в направлении освоения труднодоступных шельфовых энергетических ресурсов;
Устойчивое развитие. В связи с освоением новых месторождений континентального шельфа арктической и дальневосточной зон эти районы приобретают в перспективе важнейшее значение в системе стратегических национальных интересов России. Драйверами (определяющими факторами) роста опорных зон должны стать крупные добывающие проекты. В свою очередь, реализация таких проектов обеспечит развитие и совершенствование Северного морского пути. В дорабатываемом проекте Федерального закона РФ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (по состоянию на 03.08.2016 г.) опорная зона развития в Арктике (далее — опорная зона) определена как «комплексный проект планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающей синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития и механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства». Создание зон предполагает формирование условий для: а) освоения природных ресурсов; б) совершенствования транспортной инфраструктуры; в) развития Северного морского пути и бизнеса. Уровень готовности регионов к участию в реализации арктических проектов оценивают по осуществляемым и перспективным проектам в рамках соответствующих опорных зон (см. рис. 1) [3], установленных в соответствии с их выгодным стратегическим и географическим положением для обеспечения ряда перспективных направлений, связанных с развитием Северного морского пути и добычей полезных ископаемых в регионах. Федеральный центр, как известно, обозначил восемь опорных зон: Кольскую, Архангельскую, Ненецкую, Воркутинскую, Ямало-Ненецкую, Таймыро-Туруханскую, СевероЯкутскую и Чукотскую. Важнейшая составная часть арктических транспортно-логистических систем — морские коммуникации и их системообразующий элемент — Северный морской путь. Приоритетные факторы, определяющие их развитие:
возрастающая доступность Северного Ледовитого океана в условиях быстрых климатических изменений и инновационной динамики морского транспорта и систем обеспечения;
усиление борьбы за энергетические ресурсы, в том числе за перспективные источники углеводородов на арктическом шельфе;
изменение динамики на глобальных энергетических рынках, в первую очередь — ускоренный рост Азиатско-Тихоокеанского рынка;
смена вектора развития арктического газопромышленного комплекса с увеличением удельного веса производства сжиженного и компримированного газа;
обострение ряда экологических проблем мирового масштаба (загрязнение прибрежных акваторий, дефицит пресной воды, изменение уровня океана в связи с потеплением, учащающиеся природные катаклизмы и т.п.).
В экономическом содержании этих движущих сил в последние десять лет произошли масштабные изменения. На энергетических рынках все возрастающее значение приобретают газ и нефть сланцевых пластов. В этой связи потерял свое экспортное значение, например, Североамериканский рынок, на который еще недавно ориентировали самый масштабный арктический проект по освоению Штокмановского месторождения. В значительной мере сокращены гидрологические и гидрографические исследования арктических акваторий, утратили часть производственных мощностей многие морские порты (Диксон, Хатанга, Тикси и др.). Практически в два раза сокращен атомный ледокольный флот, последний корабль «50 лет Победы», проект 10521, был введен в строй 23 марта 2007 года. Геоэкономический фактор, сдерживающий инновационные тенденции в освоении арктических месторождений и развитии морских коммуникаций,— западные санкции, официально связанные с «украинским кризисом» [3].
Формирование «опорных зон развития Арктики» предусматривает подход к развитию территории как целостный проект по принципу обеспечения взаимоувязки всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что должно сократить основные виды затрат и издержек. Это будет проект федерального значения, в первую очередь нацеленный на развитие арктического макрорегиона в целом. Опорные зоны будут влиять и на развитие «тяготеющих территорий», хозяйственная деятельность которых напрямую зависит от состояния
северных арктических и дальневосточных макрорегионов, их инфраструктуры. Ориентация опорных зон на морские порты Северного морского пути должна активизировать деятельность судостроительных и судоремонтных предприятий арктической и дальневосточной зон, других субъектов РФ. Комплексные проекты обеспечивают: взаимоувязку мероприятий по созданию арктической транспортной системы; развитие энергетической инфраструктуры, объектов промышленности; синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального развития и механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов. Каждый проект — это вклад в вопросы развития опорной зоны и Северного морского пути [3, 5-8].
1) Кольская опорная зона. Расположена на территории Мурманской области на западных границах Северного морского пути. Незамерзающие круглогодичные порты, запасы полезных ископаемых, достаточно развитая транспортная, энергетическая, промышленная, научная и образовательная инфраструктура создают необходимую базу для развития региональных проектов с их последующей интеграцией в логистическую и промышленную структуру макрорегиона. Порт Мурманск — самый большой в мире незамерзающий арктический и ключевой транзитный пункт Северного морского пути. Способен проводить перевалку продуктов ресурсодобычи с технических танкеров ее добычи на танкеры поставки на мировые рынки. В порту Мурманска расположена база атомного ледокольного флота России.
В Мурманской области создана инфраструктура для обслуживания действующих и перспективных (При-разломное нефтяное и Штокмановское газоконденсат-ное месторождения) проектов добычи углеводородов на шельфе арктических морей. Создаются базы для обеспечения разведывательных и буровых (береговая база обеспечения шельфовой добычи «Роснефти» в Росляково) работ на шельфах Баренцева, Карского и Печорского морей. «Новатэк» реализует проект верфи по строительству крупнотоннажных платформ на западном берегу Кольского залива, в районе села
ЫУГМЛШИ
Рис. 2. Мурманский транспортный узел
Белокаменка, ориентированных на создание плавучих заводов по сжижению газа в проекте «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове в ЯНАО. Крупнейший инфраструктурный проект на территории Кольской опорной зоны — Мурманский транспортный узел (МТУ) на западном берегу Кольского залива, предназначен для обслуживания грузопотоков по Северному морскому пути. В рамках реализации проекта предусмотрено: строительство современных перегрузочных терминалов и железнодорожных подъездов к ним (порт и комплекс перегрузки угля Лавна и железнодорожная ветка «Вы-ходной-Лавна»); модернизация порта Мурманск, который станет основой Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) (см. рис. 2); строительство Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений — плавучих заводов по сжижению газа для реализации проекта «Арктик СПГ-2» в Белокаменке.
2) Архангельская опорная зона характеризуется присутствием хорошо развитой железнодорожной инфраструктуры и круглогодично функционирующим портом (ноябрь-март, только для судов ледового класса или с ледокольной проводкой). На территории Арктической зоны расположены несколько муниципальных образований Архангельской области и город-порт Архангельск. Основное значение для освоения Арктики — транспортный коридор, соединяющий промышленные центры с Северным морским путем. В Архангельской области созданы территориальные инновационные (лесопромышленный и судостроительный) кластеры, соответствующие особенностям отраслевой специализации региона. Перспективные проекты: железнодорожной магистрали «Белкомур» (которая должна соединить промышленные районы Урала и через Республику Коми
и Архангельск выйти к Белому морю); глубоководного района морского порта Архангельск; освоения Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле и строительства горно-обогатительного комбината (в проекте участвует «Росатом») и др. Проект строительства незамерзающего порта Индига в Ненецком автономном округе планируют включить в проект магистрали «Белкомур» как конечный пункт альтернативной магистрали «Баренцкомур». Впрочем, после открытия порта Сабетта на Ямале возникает вопрос о целесообразности открытия двух дополнительных портов в зоне СМП в ближайшей перспективе. Более предпочтителен вариант соединения Урала с Северным морским путем через Северный широтный ход и порт Сабетта. Аукцион по продаже акций «Белкомур» Республики Коми (более 500 млн рублей) перенесен из-за отсутствия потенциального инвестора.
3) Ненецкая опорная зона. Основной вызов для Ненецкой опорной зоны, который в долгосрочной перспективе может стать стратегическим преимуществом,— необходимость освоения месторождений на континентальном шельфе Баренцева и Карского морей (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция). Значительное снижение в условиях западных санкций темпов развития технологий шельфового бурения в Ненецком АО формирует разрыв между ожидаемым потенциалом освоения новых месторождений и текущими (поиск инвестиций, технологические сложности реализации проектов) условиями. Другое направление развития в Ненецкой опорной зоне — создание логистической базы. При фактически только авиационном круглогодичном сообщении с остальной Россией отрабатывают проекты сооружения портов
вдоль линии Северного морского пути и перспективного объединения с материковыми железнодорожными магистралями. Из больших проектов можно отметить проекты строительства портов Индига (конечный пункт магистрали «Баренцкомур») и Нарьян-Мар, с последующим этапом строительства железной дороги «Индига — Сосногорск» как одного из элементов маршрута. Сроки и перспективы реализации обоих проектов стратегически не обозначены. Более реалистично выглядит другой совместный проект НАО и Республики Коми — строительство автомобильной дороги «Сыктывкар — Нарьян-Мар» (работы начаты, проект планируют завершить к 2021 году). В ближайшей перспективе дорога может стать альтернативой этим железнодорожных проектам.
4) Воркутинская опорная зона включает муниципальное образование городской округ «Воркута» (МО ГО Воркута) Республики Коми. На территории опорной зоны эксплуатируют месторождения крупнейшего Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Реализация всего ресурсного потенциала региона требует решения проблем моногорода Воркуты со стареющей градообразующей базой в условиях снижения добычи угля и отсутствия транспортной инфраструктуры. Злободневен вопрос обеспечения железнодорожного и автомобильного сообщения с арктическими портами на Карском море и автомобильного сообщения с другими регионами России (с автомобильной дорогой «Сыктывкар-Нарьян-Мар»). Строительство железнодорожной магистрали длиной около 200 км, которая бы соединила северные территории Республики Коми с портом Арктур (Усть-Кара) на побережье Карского моря, должно открыть рынки для экспорта угля из региона и связать северные европейские и уральские районы России. Преимуществом проекта под названием «Карскомур» (см. рис. 3) может стать меньшая длина пути (всего 200 км) по сравнению с «Белкомуром» и «Баренцкомуром». В полемике о целесообразности проекта, учитывая перспективы становления Северного широтного хода и портовой инфраструктуры Ямала, «Карскомур» критически важен для развития
Воркутинской опорной зоны в силу ее изолированности и наименее затратен при налаживании связей СМП с внеарктическими регионами. Регионы НАО и Республики Коми в последнее время активно сотрудничают именно в контексте арктической повестки и заинтересованы в продвижении проектов железнодорожных магистралей через Урал и Коми к Северному морскому пути с учетом того, что эти инициативы испытывают ряд объективных трудностей.
Срочной модернизации требуют аэропорты Воркуты, Ухты и Усинска. С учетом рисков дальнейшего снижения добычи угля обострен вопрос о диверсификации экономики Воркуты путем присвоения ей статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Один из привлекательных проектов — строительство волоконно-оптической линии связи (ВОСР) вдоль побережья Северного морского пути [3, 5].
5) Ямало-Ненецкая опорная зона — в числе наиболее перспективных, способна обеспечить стабильным грузопотоком порты СМП. Реализуемые в ЯНАО масштабные инфраструктурные проекты (морской порт Сабетта, завод по производству сжиженного газа «Ямал СПГ», железнодорожные магистрали «Северный широтный ход» (СШХ), «Бованенково-Сабетта» и др.) задают направление развития российской Арктики в целом. ЯНАО считают основным поставщиком углеводородного сырья (преимущественно — газа) на российские и мировые рынки. В регионе добывается около 80% российского газа, что составляет ~ 20% мировых запасов. Последние годы отмечены тенденцией исчерпания запасов основных месторождений в материковой части ЯНАО (Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и др.), что обусловливает необходимость активного освоевания морских и шельфовых месторождений, которые смогут компенсировать снижение добычи на материке и стать основой дальнейшего развития всей российской Арктики. Стратегическая задача создания Ямало-Ненецкой опорной зоны — освоение перспективных месторождений на Ямальском и Гыданском полуостровах и на шельфах Карского моря—одних из самых богатых ресурсов во всем Арктическом регионе.
Рис. 3. Железнодорожная магистраль «Карскомур»
Дальнейшее совершенствование портовой и транспортной инфраструктуры Северного морского пути будет ориентировано на перспективу развития ЯНАО и ключевые транзитные проекты Мурманской области и требует осуществления поставок на экспорт и во внутренние районы страны [3,5].
В декабре 2017 года открыта первая очередь завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в восточной части полуострова Ямал (основной инвестор — компания «Новатэк» (50,1% акций), которая имеет особые интересы в ЯНАО и Арктической зоне в целом). В проекте также принимают участие французская компания Total (20%), Китайская национальная нефтегазовая корпорация (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). Мощность завода оценивают в 16,5 млн тонн СПГ в год, стоимость проекта составила около 27 млрд долларов.
В последние годы отмечены рост потребления газа в мире и одновременное расширение рынка сжиженного газа. Основное потребление обеспечивают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые особенно заинтересованы в поставках СПГ, потому что существуют объективные сложности с доставкой трубопроводного газа на большие расстояния (с этим связано участие китайских инвесторов в проекте). Принято считать, что развитие добычи СПГ не должно составлять конкуренцию компаниям, которые поставляют трубопроводный газ на рынки Европы, потому что поставки СПГ ориентированы на более дальние расстояния. Тем не менее, в 2017 году Евросоюз увеличил импорт СПГ на 12%, в том числе учитывались поставки с «Ямаг-СПГ», что бросает вызов позициям «Газпрома» на европейских рынках. К 2023 году планируется запуск другого проекта «Новатэка» в ЯНАО — «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове [3].
В рамках проекта «Ямал-СПГ» был построен арктический порт Сабетта для обслуживания возросшей добычи СПГ и его дальнейшей транспортировки по маршрутам Северного морского пути. После запуска порта Сабетта грузопоток вырос на 280% (7,9 млн тонн) — беспрецедентный результат. В ближайшей
перспективе запланировано строительство железной дороги «Бованенково-Сабетта» с последующим выходом через дорогу «Обская-Бованенково-Карская» к Северному широтному ходу (см. рис. 4), для связи промышленных районов Урала с инфраструктурой СМП.
Крупнейший логистический проект Арктической зоны — Северный широтный ход протяженностью 707 км, который пройдет по территории Ямало-Ненецкого автономного округа по маршруту «Обская-Салехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево», соединив западную и восточную части ЯНАО, Северную и Свердловскую железные дороги в единую логистическую систему. Последующее строительство может быть продолжено по территории Красноярского края до Норильска (Таймыро-Туруханская опорная зона). Неразвитая транспортная инфраструктура служит существенным препятствием росту добычи нефтегазовых ресурсов, поэтому по мере разработки новых месторождений необходимость в скорейшей реализации проекта возрастает. Строительство Северного широтного хода стимулирует развитие перспективных континентальных и шельфовых месторождений.
6) Таймыро-Туруханская опорная зона расположена на территориях Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и городского округа города Норильска в составе Красноярского края. В отраслевом отношении регион специализирован на добыче полезных ископаемых: медно-никелевых руд, углеводородов, редких металлов и др. Ключевую роль в социально-экономическом развитии арктических районов Красноярского края играет Норильский промышленный район, где расположена горно-металлургическая компания «Норильский никель» (около 90% российского производства никеля). Административный центр Таймыро-Туруханского муниципального района — город-порт Дудинка, в устье Енисея, через который осуществляются морское сообщение с Мурманским и Архангельским портами и речное — с Красноярском и Абаканом. Развитие Таймыро-Туруханской опорной зоны ориентировано на совершенствование добычи полезных ископаемых. Одним из недавно реализованных крупных инвестиционных проектов стало
Рис. 4. Железнодорожная магистраль «Сабетта-Бованенково»
открытие филиала «Норникеля» — шахты «Скалистая» — на полуострове Таймыр. В регионе есть потенциал для освоения угольных месторождений. Для этих целей компания «Восток Уголь» планирует построить угольный терминал «Чайка» в районе порта Диксон в Карском море (ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год) в случае освоения Сырадасайского месторождения, что позволит поставлять на экспорт до 3 млн тонн угля в год. Проект предусматривает строительство железнодорожной ветки к поселку Диксон. Запланировано освоение месторождений нефтегазового кластера (Усть-Енисейский и Хатангский центры нефтегазодобычи) при ведущей роли в реализации проектов «Роснефти» и «Лукойла». Потенциал месторождений оценен в 5 млн тонн нефти в год [3].
7) Северо-Якутская опорная зона в Республике Саха (Якутия), центр которой — одна из ключевых точек восточной части Северного морского пути — порт Тикси. На территории Арктической зоны расположено пять северных улусов республики. Ключевой вопрос развития опорной зоны — создание единой логистической системы, связывающей внутрирегиональную речную систему (Лена, Колыма и др.), имеющей принципиальное значение для хозяйственной деятельности региона, с маршрутами Северного морского пути. Приоритет отдан модернизации портовой инфраструктуры: реконструкция порта Тикси в море Лаптевых; строительство Жатайской судоверфи и новых судов класса «река-море». Другое приоритетное направление — освоение месторождений углеводородов на шельфе (Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский участки). К освоению Западно-Анабарского нефтяного месторождения проявляет большой интерес сингапурская компания Asian Oil & Gas (запасы месторождения оцениваются в 290 млн тонн нефти, что позволяет ежегодно экспортировать до 12 млн тонн). Перспективы освоения месторождения связаны с развитием транспортной инфраструктуры [3, 5].
8) Чукотская опорная зона. Преимущество Чукотской опорной зоны — выгодное географическое расположение на транзитных путях в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На ее территории расположен ряд системообразующих для Чукотского автономного округа объектов транспортной инфраструктуры, которые должны стать основными точками роста в восточном секторе Северного морского пути, северных арктической и дальневосточной зонах Российской Федерации. Перспективными направлениями развития должны стать: совершенствование логистики (реконструкция аэропортов как единственного доступного вида транспорта в регионе); последовательное освоение богатой и разнообразной ресурсной базы, добычи угля, редких металлов, углеводородов и теплоэнергетика. Основные проекты реализуют в рамках Чаун-Билибинской и Анадырской промышленных зон. В силу неблагоприятных погодных условий на Чукотке очень ограниченный навигационный режим, препятствующий полномасштабной реализации возможностей Северного морского пути как фактора развития. Развитие региона потребует больших инвестиций
в совершенствование/переоснащение одной из самых низких на Севере и Дальнем Востоке инфраструктуры в Чукотской опорной зоне и может стать серьезной осложняющей проблемой на ближайшую перспективу.
Осуществляемый комплексный подход на практике очень сложен финансово и требует обеспечения координации всех участвующих сторон, чтобы не упустить из виду ни одной важной позиции; приоритетен в части синхронизации мероприятий по срокам — для получения комплексных и межрегиональных эффектов ее реализации [3, 5-8].
Из семи регионов, полностью или частично входящих в российскую Арктику, статус регионов-доноров имеют Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, с неустойчивыми позициями последнего.
Инвестиционная и финансовая обеспеченность. Основные позиции в привлечении инвестиций обеспечивает ЯНАО: 72% инвестиций в российскую Арктику и 50% произведенной продукции арктических регионов. Запущены ключевые проекты («Ямал СПГ» и порт Сабетта), на стадии реализации — «Северный широтный ход»; создана базовая логистическая инфраструктура, что существенно снижает риски для инвесторов при заходе на рынок. Активное освоение производства сжиженного природного газа обеспечило определенную отраслевую специализацию и преимущество для экспорта на удаленные рынки стран АТР. ЯНАО делает акцент на привлечение частных инвесторов, в том числе иностранного капитала, что может служить базой для дальнейшего развития экспорта. В ямальских проектах достаточно высокая доля внебюджетных источников финансирования, существенно снижающих нагрузку на государство и позволяющих реализовывать несколько крупных проектов одновременно. Такая стратегия доказала свою эффективность даже в условиях санкций — благодаря активному взаимодействию с азиатскими инвесторами (доля китайских инвестиций в проекте «Ямал-СПГ» составляет около 30%, суммы по кредитам в китайских банках достигают 12 млрд долларов). Впервые строительство крупнейшей железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» будет осуществлено по модели концессии. В качестве дополнительного источника инвестиций ЯНАО привлекает малый и средний бизнес («принцип одного окна»). Из 1,5 трлн инвестиций, поступивших в Арктику в 2017 году, 1 трлн приходится на ЯНАО (~ 67%). Мурманская область лидирует в получении государственной поддержки на реализацию инфраструктурных проектов (28% инвестиций поступает из федерального бюджета). Реализуемые в регионе проекты имеют федеральное значение для обслуживания зоны Северного морского пути и всего Арктического региона. Власти Красноярского края предполагают получить 50 млрд рублей инвестиций на реализацию проектов в Арктической зоне в ближайшие годы, которые пойдут на развитие нефтегазового, угольного и рудного кластеров. Высокий уровень инвестиций в меньшей степени зависит от активности руководства региона и обеспечен за счет развитого ресурсного сектора и крупных
предприятий, которые давно работают на территории («Норникель). Технологические сложности и уход западных инвесторов существенно ограничивают возможности НАО по стимулированию проектов развития. Отсутствуют результаты попытки найти альтернативные форматы для реализации проектов железнодорожных магистралей через Урал и Коми к Северному морскому пути [3,5-8].
Заключение
Из семи регионов, входящих в российскую Арктику, статус региона-донора имеет только Ямало-Ненецкий АО. На основании предложений органов власти и управления на федеральном и региональном уровнях, ОАО «РЖД», ПАО «ГМК «Норильский Никель», АК «АЛРО-СА», ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «НОВАТЭК» сформирован перечень реализуемых или запланированных к реализации на территории АЗРФ 145 проектов
Литература
1. Ивантер В. В., Лексин В. Н., Порфильев Б. Н. Переосвоение Арктики как мегапроект. Постановка проблемы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Теория, Практика. Методология. 2014. Т. 7. № 6 (38).
2. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). М.: Росгидромет, 2014. 1008 с.
3. Орлов Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для ее освоения. Аналитический доклад Агентства политических и экономических коммуникаций: М-лы Экспертного клуба «Регион». М., 2018.
4. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Актуальные проблемы, тенденции, перспективы: Науч.-аналит. докл. / Под науч. ред. д. э. н., проф. В. С. Селина; д. э. н., проф. Т. П. Скуфьиной; к. э. н., доц. Е. П. Башмаковой; к. э. н., доц. Е. Е. Торопушиной. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 420 с.
5. Сорокин В. И., Цыбиков Н. А. Обеспечение комплексной безопасности поселений (городов) северных регионов в условиях влияния глобальных изменений климата — стратегическое направление полномасштабного возвращения России в Арктику // Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике Международная научно-практическая конференция: М-лы конф. МЧС России, 2016. С. 170-217.
Сведения об авторах
по следующим стратегическим направлениям: добыча и переработка полезных ископаемых — 38,9%; транспорт — 18%; добыча и переработка алмазов — более 15%; геологоразведка — 7%; промышленность — 5%; энергетика — 5%; рыбная промышленность и сельское хозяйство — более 4%; экология — 2%; телекоммуникации — 1,5%; туризм — менее 1%; социальная сфера — менее 1%; прочее — 2%. Из них выделено 17 приоритетных: создание Северного широтного хода; комплексное развитие Мурманского транспортного узла и строительство морского порта в п. Сабетта; «Ямал СПГ»; освоение нефтяного месторождения «Прираз-ломное» и др. Проекты строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», глубоководного района морского порта Архангельск, создания глубоководного морского порта Индига и железной дороги к нему, вопреки наличию их в Транспортной стратегии, Стратегии социально-экономического развития СЗФО, к реализации не приняты [3].
6. Вызовы и угрозы национальной безопасности в Российской Арктике: Науч.-аналит. докл. / Под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой: Апатиты: КНЦ РАН, 2017. 53 с.
7. Сорокин В. И., Старостина Е. С., Цыбиков Н. А Обеспечение комплексной безопасности северных регионов России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования, 2017. Т. 7. № 1 (12). С. 63-76.
8. Экономическая безопасность Российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения / Под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой, М. В. Ульченко. Апатиты: КНЦ РАН, 2018. 103 с.
9. Артамонов В. С., Мусиенко Т. В. Комплексная система безопасности как приоритет арктической геополитики и геоэкономики России // Геополитика и безопасность. 2016. № 2(34). С. 66-72.
10. Мингалеев С. Г. Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 4 (54). С. 18-27.
11. Веселов И. А., Чуприян А. П. О мерах МЧС России по обеспечению реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике и созданию системы специализированных аварийно-спасательных центров // Арктика. Экология и экономика. 2011. № 1. С.48-51.
12. Матвеев В. А. Планирование сил и средств МЧС России в Арктической зоне // Стратегическое планирование. 2017. № 4 (20). с. 32-42.
Information about authors
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ЦСИ ГЗ МЧС России, эксперт. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Сорокин Владимир Иванович: к. ф. н., с.н.с., ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, вед. н. с. Центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Фалеев Михаил Иванович: к. п. н., заслуженный спасатель РФ, ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, вед. н. с. Центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Цыбиков Николай Александрович: к.ф.- м.н., ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, вед. н. с. Центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Expert. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Sorokin Vladimir I.: Candidate of Physical Sciences, Senior Researcher, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Leading Researcher of the Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Leading Researcher of the Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Tsybikov Nikolay A.: Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, Leading Researcher of the Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]