Научная статья на тему 'Перспективы развития потенциала Арктической зоны России для обеспечения экономической безопасности региона'

Перспективы развития потенциала Арктической зоны России для обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
230
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORTATION SYSTEM CAPACITY / ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ / THE DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF THE NORTHERN SEA ROUTE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Анастасия Талибжановна

В статье охарактеризованы особенности и перспективы развития Арктической зоны России. Указана ее роль в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Показано, как наличие огромного потенциала и стратегического значения арктических территорий для России влияет на ее экономическую безопасность. Такое развитие принесет большие вы-годы как от добычи ресурсов, так и от перевозок по Северному морскому пути, может решить вопросы социального развития и поддержки регионов Крайнего Севера. В геополитической сфере откроет доступ к мировым трассам, в политической укрепит позиции на мировой арене. Выявлены преимущества освоения и развития Арктики и Заполярных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA FOR PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The article describes the features and prospects of development of the Arctic zoneof Russia. It states its role in ensuring economic security of the Russian Federation.It is shown how the presence of the huge potential and strategic importance of the Arctic territories to Russia affect its economic security. This development will bring great benefits both from resource extraction and transportation on the Northern sea route, and it can solve social development issues and regions support of the far North. In the geopolitical sphere access to the world’s highways will be opened; in political it will strengthen the position on the world stage. The paper reveals advantages of exploration and development of the Arctic and Polar areas.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития потенциала Арктической зоны России для обеспечения экономической безопасности региона»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

PROSPECTS FOR THE POTENTIAL DEVELOPMENT

OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA FOR PROVIDING ECONOMIC

SECURITY OF THE REGION

УДК 330.101

СМИРНОВА Анастасия Талибжановна

доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Норильского государственного индустриального института, кандидат экономических наук, smirnovaat@bk.ru

SMIRNOVA, Anastasia Talibjanovna

Associate Professor at the Department of Philosophy, History and Foreign Languages of Norilsk State Industrial Institute, Candidate of Economic Sciences, smirnovaat@bk.ru

Аннотация.

В статье охарактеризованы особенности и перспективы развития Арктической зоны России. Указана ее роль в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Показано, как наличие огромного потенциала и стратегического значения арктических территорий для России влияет на ее экономическую безопасность. Такое развитие принесет большие выгоды как от добычи ресурсов, так и от перевозок по Северному морскому пути, может решить вопросы социального развития и поддержки регионов Крайнего Севера. В геополитической сфере - откроет доступ к мировым трассам, в политической - укрепит позиции на мировой арене. Выявлены преимущества освоения и развития Арктики и Заполярных территорий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономическая безопасность, Арктическая зона, транспортная система, потенциал, развитие потенциала Северного морского пути.

Abstract.

The article describes the features and prospects of development of the Arctic zone of Russia. It states its role in ensuring economic security of the Russian Federation.

© Смирнова А. Т., 2017.

It is shown how the presence of the huge potential and strategic importance of the Arctic territories to Russia affect its economic security. This development will bring great benefits both from resource extraction and transportation on the Northern sea route, and it can solve social development issues and regions support of the far North. In the geopolitical sphere access to the world's highways will be opened; in political - it will strengthen the position on the world stage. The paper reveals advantages of exploration and development of the Arctic and Polar areas.

Key words: sustainable development, economic security, Arctic zone, transportation system capacity, the development of potential of the Northern sea route.

Почти четыре столетия человек изучает землю, скованную льдом и снегом. Десятки экспедиций открывали новые острова, составляли подробные карты, жили и работали в суровых условиях Арктики и Арктической зоны.

Моряки, ученые, инженеры и исследователи делали невозможное - проходили северные моря за одну навигацию, дрейфовали на льдинах, организуя работу первых полярных станций, изучали природу арктического континента.

Долгое время территории Арктики были обделены вниманием. Сегодня же интерес к Арктике растет в геометрической прогрессии. Это связано в первую очередь с большими запасами полезных ископаемых, залегающих в ее недрах. Во-вторых, Арктика - ключевая позиция в геополитическом влиянии современного миропорядка.

На ресурсы ледового континента претендует пятерка северных стран: Россия, Канада, США, Дания и Норвегия. Территориальные притязания государств в Северном Ледовитом океане до сих пор являются спорными. Каждому из пяти сопредельных государств отводится, согласно международному праву, двухсотмильная прибрежная зона в исключительное экономическое пользование (рисунок 1).

Исторически сложилось так, что наибольшая часть арктических территорий принадлежит России. Согласно исследованиям аудиторской компании «Егш1&Уои^» на арктических

территориях России, Норвегии, Гренландии, США и Канады залегает более 13% извлекаемых запасов нефти и более 30% — газа. Причем 52% этого объема углеводородов - в российской арктической зоне [1].

Однако в обществе у простого обывателя бытует мнение, что в добыче арктических ресурсов на шельфе для России нет необходимости, так как уже разведанных и освоенных запасов на суше хватит для удовлетворения собственных нужд и потребностей стран-импортеров. Более того, объем углеводородов, которые можно получить в результате освоения этих месторождений, в ближайшее десятилетие составит всего около 4% от общей добычи углеводородов. Однако следует помнить, что масштабное освоение и развитие территорий приносит эффект не через год или пять лет, а порой через многие десятилетия. Закрепление позиций России в Арктике и освоение ее ресурсов преследует скорее решение не экономических вопросов, а стратегических задач. Однако проблема развития Арктики и Арктической зоны России становится особо острой для обеспечения экономической безопасности России.

Начиная с XVI в., периода активного освоения арктических территорий, Россия является действительно Северной державой. Постепенно, по мере присоединения новых земель, к началу XXI в. общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн км2, т. е. 18% всей территории нашей страны [2].

Северный полярный круг— граница Арктики Границы полярных ректоров

Рисунок 1

Секторальное разделение Арктики по сферам влияния стран- претендентов [2]

Арктическая зона России сейчас включает Мурманскую, Архангельскую области, Республику Коми, Республику Саха (Якутия), Красноярский край, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа (рисунок 2), с общей численностью населения около 3 млн человек, что составляет приблизительно 2% населения России (с Крымом), по данным на 1 января 2016 г. [2].

История освоения сокровищ севера началась в 30-х гг. XX в. С тех пор в крупнейших арктических нефтегазовых зонах - Западно-Сибирском, Тимано-Печорском и Восточно-Сибирском бассейнах открыто более 200 месторождений. Помимо углеводородов в 350 месторождениях добывают золото, алмазы и цветные металлы. Через арктические моря проходит основная судоходная магистраль - Северный морской путь (рисунок 3).

Арктика обеспечивает 11% национального дохода государства, здесь создается более 22% объема общероссийского экспорта [3].

Руководство страны хорошо понимает стратегическое значение ледового континента для государства. Ежегодно с 2014 г. проводятся арктические форумы, где главы регионов обсуждают планы и перспективы по развитию территории. Реализуются масштабные инфраструктурные проекты, которые связывают далекие земли с континентом. Особое внимание уделяется экологическим и научным аспектам. Вновь стали регулярно проводиться экспедиции по изучению ледового покрова и навигации. Организуются масштабные мероприятия по очистке арктических островов от мусора.

Россия возвращается в Арктику после почти тридцатилетнего отсутствия, а освоение Заполярья несет большие преимущества экономи-

"О ел

I

О

0)

0

1

О

о

<

I

>

Мурманская область. Индустриальный регион с высокой долей горнодобывающей промышленности, Имеющиеся богатейшие углеводородные месторождения {прежде И{(ГОг ТОКМаНСКОе

газовое)не рир^ИЫбЛНКЛ,

НАО и Я НАО.

Слабо урбанизированные регионы с низкой плотиостыс населения, основуэкономики которых составляют нефт»-и гаюдобычл.

Красноярский край. Один из крупнейших регионов Сибири ( относительно высокой населенностью н развитом промышленностью. Добыча углеводородного сырья активно развивается в последние годы на Банкирском месторождении, однако не является основным источником

формирования ВВП;доля 1аннюго в ней населения небели к(.

Рисунок 2

Зональное разделение территории России, входящей в Арктическую зону [2]

м о

СО

Чукотский АО. Эксплуатация углеводородны х месторождений в регионе в настоящее время не ведется.

Крупнейший субъе> Российской Федера очень ниткой плотн населения и неразвитой инфраструктурой. Значительное внимание нефте-И газодобыче уделяется в последние годы; прежде в качестве до минирующего источника

благосостояния региона рассматривалась алмазодобывающая компания иАЛРОСА",

Рисунок 3

Территориальные границы Северного морского пути [4]

ке страны. Комплексное развитие этих земель даст следующие преимущества (рисунок 4).

Во-первых, освоение ископаемых ресурсов Арктики.

По данным Геологической службы США, в недрах российских ледяных просторов сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. Прежде всего, это углеводороды, цветные металлы и золото (рисунок 5) [5].

Минэнерго оценивает общую стоимость ресурсов более чем в 30 трлн долл. Стоимость разведанных запасов - 1,5-2 трлн долл. США, что является низким показателем [6].

Во-вторых, развитие морской судоходной трассы - Северного морского пути. Прогнозируемое таяние ледового покрова вдоль северных берегов России открывает дорогу развитию Северному морскому пути (СМП) -судоходной магистрали, соединяющей порты Европы и Дальнего Востока, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Благодаря СМП сокращается длительность перевозок по сравнению

с Суэцким каналом в Юго-Восточную Азию, Панамским каналом в Северную Америку [5]. В среднем проход судна в порты уменьшается на 10-15 суток, что экономит судовладельцам до 20 млн долл. США, по оценкам экспертов. Судоходная магистраль вновь была запущена в 2007 г. С тех пор из года в год грузообороты по ней растут (рисунок 6).

В-третьих, создание единой транспортной системы страны. Масштабное освоение арктических и прилегающих территорий приведет к активному развитию регионов. Основное направление - это создание инфраструктуры, в частности дорог. Главной проблемой Заполярья всегда было отсутствие наземной связи с городами большой земли. Сегодня этот вопрос решает строительство Северного широтного хода (СШХ). СШХ - это масштабный проект по возведению на Ямале железной и автомобильных дорог, которые соединят два исторически сложившихся транспортных района - Западный и Восточный (рисунок 7). Это позволит обеспечить кратчайший тран-

Освоение ископаемых ресурсов Арктики

Развитие морской судоходной трассы - Северного морского пути

Создание единой транспортной системы страны

Развитие перспективных подотраслей добывающей промышленности

Обеспечение экспорта продукции населения Крайнего Севера

Мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей

Военное присутствие в Арктике

Рисунок 4

Преимущества комплексного развития Арктики для России

Хром, марганец Вермикулит Платиноиды

Рисунок 5

Запасы полезных ископаемых в российской Арктике [6]

Объем транзитных грузов, млн тонн

2011 2012 2015 2018 2020 2030

^прогнозные значения, последний столбик - 2030 г. оптимистический сценарий. Рисунок 6

Объем транзитных грузов через СМП [7]

Рисунок 7

Схема Северного широтного хода - Заполярной Транссибирской магистрали [8]

зит добываемых углеводородов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении.

Северный широтный ход посодействует образованию единой транспортной системы страны, которая обеспечит круглогодичную доступность населенных пунктов ЯНАО [5]. Помимо этого, создание транспортной сети, соединяющей Ямал с Уралом и Северо-Западом России, свяжет территории с запада и востока России, а также с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Ямальский сжиженный газ, сибирское зерно, уральский металл, кузбасский уголь, нефтепродукты республик Татарстана и Башкирии быстро и с меньшими транспортными затратами будут доставляться по территории России и в отдельные регионы мира [9].

В-четвертых, развитие перспективных подотраслей добывающей промышленности.

Наличие огромных запасов углеводородов и выход к северным морям позволят развивать одно из важных направлений в газовой отрасли - производство СПГ (сжиженного природного газа). С 2009 г. этим активно занимается ОАО «НОВАТЭК», работая над проектом «Ямал СПГ». В его рамках в регионе строится не только завод по сжижению газа, но крупный морской порт Сабетта - ключевой объект транспортной инфраструктуры и СМП [6]. После завершения строительства он сможет круглый год обрабатывать почти 30 млн тонн грузов (рисунок 8).

В дальнейшем к «сжиженным проектам» планируют присоединить такие крупные компании, как ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть».

Рисунок 8

Предполагаемое развитие транспортной и промышленной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа [5]

В-пятых, обеспечение экспорта продукции населения Крайнего Севера.

Районы Крайнего Севера богаты не только углеводородами, но и крупнейшими животными ресурсами. Оленина и рыба с севера экспортируется не только по России, но и в страны Европы. Общее развитие региона позволит не только расширять объемы производства, но и благодаря наличию арктической судоходной магистрали доставлять их быстрее с меньшими затратами.

В-шестых, влияние мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей.

Вышеобозначенные задачи требуют новых научных исследований, транспортного обеспечения, освоения и внедрения новых технологий и инноваций. Поэтому неизбежен перекрестный эффект развития таких отраслей, как судостроение, машиностроение, металлургия, металлообработка и др.

В-седьмых, военное присутствие в стратегическом районе. Длительный период времени арктические регионы России использовались как полигоны для военных учений и испытаний. В рамках Арктического форума 2013 Президент РФ заявил, что Россия возобновит военное присутствие в Арктике. И уже в сентябре 2013 г. первый десант из десяти военных кораблей и атомных ледоколов прибыл к Новосибирским островам, расположенным у дельты реки Лены. Такое положение ВМС России дает адекватный ответ на попытки разворачивания американцами систем ПРО.

Военное присутствие обеспечит и политическое равенство в решении региональных и мировых вопросов.

Все вышесказанное подтверждает наличие огромного потенциала и значения развития арктических территорий для России для обеспечение ее национальной безопасности.

С точки зрения обеспечения экономической безопасности, освоение Арктики принесет большие выгоды как от добычи ресурсов, так и от перевозок по СМП; решит вопросы социального развития и поддержки регионов Крайнего Севера; в геополитической сфере - откроет доступ к мировым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трассам; в политической - укрепит позиции на мировой арене (таблица).

В то же время в рамках разработки стратегии развития Арктической зоны специалисты столкнулись с трудностями оценки эффекта от освоения заполярных территорий и арктических шельфов. Было отмечено, что шельфовые проекты невозможно оценить в рамках подходов, ориентированных на чистую коммерческую эффективность. По расчетам, прямой экономический эффект составит 8 трлн руб. к 2030 г., а косвенный социально-экономический - 1,1 трлн руб. [10].

Для освоения арктического шельфа, по мнению экспертов, потребуется до 2030 г. почти 8,5 трлн руб. В результате эффективность от задействования северных шельфов составит от 0,5 трлн до 1 трлн руб., в лучшем случае. Наиболее вероятно, что эти проекты выйдут на нулевую точку безубыточности [10]. Но ожидаемый мультипликативный эффект может выразиться в развитии собственной технологической базы для обеспечения проектов на шельфе, воплощении оригинальных конструкторских и инженерных решений в специальном оборудовании, создании высокопроизводительных рабочих мест, а также в повышении технологического уровня национальной экономики.

Безусловно, все это станет заметно не сразу. По данным Паспорта развития арктических территорий, срок окупаемости составит около 20-25 лет. В том случае, если инвестиции будут осуществлены в инфраструктурные проекты, тогда и внутренняя норма доходности шельфовых проектов составит 10-15%. Несмотря на это, правительство России не собирается отказываться от освоения Арктики [11].

Таким образом, развитие Арктики и заполярных территорий несет следующие перспективы развития в разных областях (рисунок 9):

Вместе с тем эти перспективы сегодня помогают решать сложные задачи развития по обеспечению будущего развития Арктики. Создание арктического флота, научной базы,

Преимущества развития арктического шельфа для России

Преимущества Пояснение

Увеличение доли на международном энергетическом рынке и увеличение собственных запасов нефти и газа Арктика, имеющая 30% мировых неразведанных извлекаемых запасов газа и 13% запасов нефти, представляет собой сырьевой резерв для России. Доля запасов нефти на шельфе Российской Федерации приходится до 41%, что значительно больше доли других стран (например, вторая по величине доля у США - 28%) и 70% запасов газа (у США - 14%). На сегодняшний день обнаружено 60 новых крупных месторождений, из которых 43 принадлежат России, 11- США, 6 - Канаде, 1 - Норвегии [8]

Увеличение ВВП России По прогнозам ученых, развитие арктического шельфа произведет 20% ВВП Российской Федерации и составит 22% общероссийского экспорта

Развитие международного сотрудничества Нынешняя сложившаяся геополитическая ситуация сдерживает международное сотрудничеств с западными партнерами по освоению новых месторождений. Сейчас 40 стран являются участниками разработки Арктики. России готова сотрудничать и с восточными партнерами (Индия, Китай)

Возрождение промышленности Сейчас начинается развитие отечественной промышленности в связи с геополитической ситуацией. Необходимо понимать, что объем ВВП во многом зависит от объема промышленности. Решительное изменение дел в промышленности к лучшему является безусловным императивом общего улучшения дел в стране, а также социально-политической обстановки в государстве

Развитие новой логистической системы Расширение транспортной системы Российской Федерации способствует координации плана развития морского, железнодорожного, трубопроводного транспорта. Налаженная система обслуживания грузовладельцев, осуществляющих экспортно-импортные поставки через, например, морские порты Мурманской области, окажет положительное влияние на проект разработки арктического шельфа в целом

Развитие образования Правительства этих регионов России заинтересованы в создании качественного кадрового обеспечения, «выращивании» специалистов для обеспечения арктического региона. Поэтому, например, в Мурманске успешно функционирует Мурманский арктический государственный университет. В рамках учебного процесса более 12 000 студентов, необходимых для реализации арктических проектов. В Норильске в ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт» ведется подготовка высококвалифицированных кадров для работы в этих сложных и тяжелых условиях

Увеличение рабочих мест Модернизация портовой инфраструктуры, технологическое обеспечение ледоколов, строительство терминалов, необходимых для погрузки добываемых ресурсов, расширение транспортной сети и многое другое предоставят тысячи рабочих мест по всей стране. К примеру, на освоение Штокмановского ГКМ (Мурманская обл.), включая завод по производству сжиженного природного газа и портовый транспортно-технологический комплекс по его отгрузке, помимо всех затрат, будут предоставлены более 7000 рабочих мест

Источник: разработка автора на основе [2; 5; 6; 9; 10].

• Доступ к огромным запасам углеводородов, цветных, драгоценных металлов и других полезных

ископаемых

• Рост влияния на мировой арене, расширение сотрудничества и ускорение интеграции

•Укрепление связей между регионами Федерации, сохранение и расширение позиций

в Арктике_

Создание нового форпоста, увеличение мобильности войск, усиление ракетного щита России и появление возможности для перехвата пусков баллистических ракет и др.

Новые исследования Арктического континента, метеорологических условий, изменений климата

Потенциальные источники ресурсов на шельфе Арктики и на самом Ледовом континенте, проверенные пути доставки сырья, импульс развитию отраслей судостроения, металлургии,

машиностроения, а также их инновационных областей

Широкий спектр возможностей для развития транспортной связи со всей территорией страны, а также улучшение в социальной сфере, решение проблем северного завоза

Расширение ледокольного флота, рост спроса на специалистов, появление рабочих мест

1. Экономика России 5. Наука

2. Международная политика 6. Промышленность

3. Геополитика 7. Российский Север

4. Военная оборона 8. Морской флот

Рисунок 9

Выявленные перспективы развития Арктики и заполярных территорий

человеческого капитала, инфраструктурного обеспечения требует огромных вложений. Ни одна страна в мире, даже самая развитая, не может самостоятельно освоить и профинансировать такой масштабный проект. Все это говорит о необходимости сотрудничества и взаимодействия с другими странами,

заинтересованными в мирном освоении арктических территорий, что, в свою очередь, требует снятия политических барьеров.

Развитие арктических и заполярных территорий России обеспечит энергетическую и экономическую безопасность нашего государства на ближайшие десятилетия.

Список литературы

1. Куркин К., Романюк Р. Покорение полюса двойного назначения // Электронный журнал «Эксперт Северо-Запад». №49-50 (691). URL: http://expert.ru/northwest/2014/50/ pokorenie-polyusa-dvojnogo-naznacheniya/ (дата обращения: 08.12.2016).

2. Официальный сайт ФГБУ «ААНИИ». URL: www.aari.nw.ru (дата обращения: 08.12.2016).

4. Официальный сайт Министерства транспорта РФ/Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.). URL: www.mintrans.ru (дата обращения: 08.12.2016). 3. Гибридные угрозы возникли в Арктике. Путин сегодня. Информационный портал. URL: www.putin-today.ru/archives/37756/ (дата обращения: 08.12.2016).

5. Пономарев В. Прорыв в Арктику // Электронный журнал «Эксперт». №25 (904). URL: http://pro-arctic.ru/24/06/2014/press/9156 (дата обращения: 08.12.2016).

6. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика Арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 158-172.

7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://legalacts.ru/doc/ strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (дата обращения: 08.12.2016).

8. Лоскутова А. Куда держит путь Северный широтный ход. URL: www.nakanune.ru/ articles/17994/ (дата обращения: 08.12.2016).

9. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant. ru/10108686/ (дата обращения: 08.12.2016).

10. Мордюшенко О. В Арктике другие условия и поэтому более длительные периоды окупаемости проектов // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2613737. (дата обращения: 08.12.2016).

11. Лукасевич И. Я. Инвестиции: учебник. М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. 413 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.