/82 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 4 (70) УДК 004.21: 004.051: 004.94
Цифровая трансформация отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
В.А. Зверьков, А.Н. Зябкин, Р.Л. Тюрин, М.И. Фалеев, А.Б. Федоров, Н.А. Цыбиков
Аннотация
В статье предложены к рассмотрению некоторые возможности цифровой трансформации системы управления отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ОСЧС) для скачкообразного повышения эффективности аварийного реагирования и обеспечения аварийной готовности. Описаны состав, функции и структура ОСЧС, сформированные в 2000-2010 гг. в виде целостной системы; проанализирована существующая практика; рассмотрены ограничения традиционного подхода; сформулированы возможности цифровой трансформации управления ОСЧС для его развития. Рассмотрены цели, возможности, структура и функционалы реализации базовой информационно-управляющей системы аварийной готовности и реагирования ОСЧС; представлены возможности масштабирования решений в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); предложены подходы к оценке эффективности ОСЧС, как методологической основы развития.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; аварийное реагирование; базовая информационно-управляющая система; методологические основы; системообразующие элементы; цифровая трансформация.
Digital Transformation of The Industry System of Emergency Prevention and Response, Fire Safety
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
V. Zverkov, A. Zyabkin, R. Tyurin, M. Faleev, A. Fedorov, N. Tsybikov
Abstact
The article suggests for consideration some digital transformation possibilities of emergency prevention and response industrial system, fire safety of the State Atomic Energy Corporation "Rosatom" management system (EPIS) for a step-by-step increase in the efficiency of emergency response and emergency preparedness. The composition, functions and structure of the EPIS formed in 2000-20l0 as an integral system are described, the existing practice is analyzed, the limitations of the traditional approach are considered, the possibilities of digital transformation of EPIS management for its development are formulated. The objectives, capabilities, structure and functionality of EPIS basic information management system implementation of emergency preparedness and response are considered, the possibilities of scaling solutions within the framework of the Unified State System of Emergency Prevention and Response are presented, approaches to assessing EPIS effectiveness as a methodological basis for development are proposed.
Key words: emergency situation; emergency response; basic information and control system; methodological foundations; system-forming elements; digital transformation.
15.10.2021
АА АГ АГР акторы
АР
АРМ
АС
АС АНСОАО
АСБТ
АСДНР
АСКРО
АСУО
АСУР
АСУТ
АСФ
АТЦ Росатома БИУС АГР
ГО ГИС
ГК «Росатом»
ДДС ДЯРБ
ИКС
1Т-средства, технологии
ИУС
активный алгоритм аварийная готовность
аварийная готовность и аварийное реагирование пользователи БИУС АГР — непосредственные участники управления операциями ОСЧС аварийное реагирование автоматизированное рабочее место автоматизированная система автоматизированная система анализа, оценки и прогнозирования нештатных ситуаций на объектах атомной отрасли автоматизированная система безопасности транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ, изделий из них, радиоактивных отходов
аварийно-спасательные и другие неотложные работы
автоматизированная система контроля радиационной обстановки
автоматизированная система управления операциями
автоматизированная система управления ресурсами
автоматизированная система управления тренингами
аварийно-спасательные формирования аварийно-технический центр Росатома базовая информационно-управляющая система аварийной готовности и аварийного реагирования
гражданская оборона геоинформационная система государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
дежурно-диспетчерская служба Департамент ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом» информационно-коммуникационная система
информационные средства, технологии и/или информационно-коммуникационные средства, технологии
информационно-управляющая система
КАУ КЧС
и ПБ(КЧСО)
КЦ
ЛПА
ЛПР
МАГАТЭ
НПД
ОА
ОГР
ОКЧС
ОСЧС
ОС
ОПУ
ПГ
ПД
ПСФ
ПК
ПОО
ПТК
ПКПУ
ПУ
РМ
РСЧС
СИФД
СКЦ Росатома—
СУ
СЧСО
ТП
тренинги
УР
ФП
ФЗ и ФНП
ЦТ ЧС
комплексная автоматизация управления
комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и противопожарной безопасности объекта кризисный центр ликвидация последствий аварии лица, принимающие решения Международное агентство по атомной энергии нормативно-правовая документация опорный алгоритм объект ГК «Росатом»
отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности ГК «Росатом»
отраслевая система предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности ГК «Росатом» окружающая среда объединенный пункт управления повышенная готовность повседневная деятельность поисково-спасательные формирования персональный компьютер потенциально опасный объект программно-технический комплекс передвижной командный пункт управления пункты управления
радиоактивные вещества, изделия из них, радиоактивные отходы и/или материалы единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций справочно-информационный фонд данных ситуационно-кризисный центр ГК «Росатом» система управления
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта территориальная подсистема РСЧС учения, тренировки, тренажи управленческие решения функциональная подсистема РСЧС федеральное законодательство, федеральные нормы и правила цифровая трансформация чрезвычайная ситуация
Введение
Адекватное АР на возникающие ЧС, поддержание необходимого уровня АГ — безусловные приоритеты деятельности ГК «Росатом», ее подведомственных организаций, реализуемые на базе ФП предупреждения и ликвидации ЧС ОСЧС1.
Под «ОГР» понимаем подведомственную организацию, осуществляющую деятельность в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и/или имеющую в своем составе потенциально опасные производства, в которой функционирует система предупреждения и ликвидации ЧС объектового уровня. Организационная структура ОСЧС должна: иметь развитую СУ, обеспечивающую рациональное управление АГР; включать административные, организационные, нормативные, коммуникационные и другие подсистемы с 1Т-технологиями.
По рекомендациям МАГАТЭ: «СУ аварийными ситуациями должна быть спланирована таким образом, чтобы соответствовать результатам оценки опасностей и обеспечивать эффективное реагирование на разумно
прогнозируемые события, .. .события с низкой вероятностью возникновения» [1].
ЦТ ОСЧС — интеграция цифровых технологий в деятельность ОСЧС по АГР, предполагающая внесение изменений в организацию, технологию, практику реагирования на ЧС, культуру безопасности в целом. Это средство существенного повышения эффективности АР и поддержания необходимой АГ ГК «Росатом», ее организаций за счет реализации 1Т-технологий.
ЦТ ОСЧС — масштабный, интеллектуально-ресурсно- и финансовоемкий процесс по: внедрению современных цифровых инструментов; детальному анализу моделей, процессов и результативности функционирования; выделению «ключевых звеньев», обеспечивающих «рывок эффективности» современными возможностями, компетенциями и пониманием полезности.
ОСЧС сформирована в конце 2000 — начале 2010 гг [2, 3], соответствует этому уровню; имеет большой потенциал развития на основе современного инструментария, возможность повышения результативности АГР при экономии средств и ресурсов для достижения оптимального результата.
1 ГК «Росатом». приказ от 10 ноября 2010 г № 1/418-п «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации «Росатом», зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2010 г № 19154.
1. Цель и средства ЦТ. Цель ЦТ — повышение эффективности ОСЧС в решении возложенных задач по проведению операций АГР на возникающие ЧС (прежде всего — с ядерно-радиационным фактором), их обеспечению за счет КАУ Под «операцией ОСЧС» понимаем «совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту, времени мероприятий органов управления и сил ОСЧС, проводимых в соответствии с единым замыслом и планом для решения поставленных задач в установленный период времени (в определенной зоне, районе)». Под «эффективностью» — достигнутый/планируемый уровень целевых показателей результативности операций АГР ОСЧС с учетом ограничений (риски, время, ресурсы и т.д.)
[1-3].
Реальное средство достижения поставленной цели — цифровизация существующих практик поддержания высокого уровня АГР на базе «сборки» перспективной БИУС АГР — небольшого по объему «ключевого звена» полномасштабной ЦТ ОСЧС, состоящего на первом этапе (но не ограниченного ими принципиально) из основных функциональных модулей АС управлением:
операциями — информационной поддержки управления операциями АРГ;
ресурсами — мониторинга сил и средств, информационного обеспечения деятельности, формирования информационного ресурса;
тренингами — для подтверждения достигнутого и поддержания потребного уровня АГР.
Авторы рассматривают БИУС АГР как составляющую перспективной полномасштабной отраслевой ИУС АГР ОСЧС, базируемую на ее средствах: ПУ, системе связи и передачи данных, ПТК и оконечных средствах автоматизации пользователей. Пользователи БИУС АГР: должностные лица ГК «Росатом», ее подведомственных организаций, задействованные в процессе управления АГР; руководители ГК «Росатом», ее организаций и АСФ; члены координационных органов; сотрудники органов управления, экспертных групп и др. Реализация ЦТ — единый процесс развития СУ ОСЧС, интеграции «сборки» с существующими (разрабатываемыми) автоматизированными и информационными системами.
Концепция операций и само понятие «операции» — ключевые, взаимосвязаны с понятиями МАГАТЭ на базе отечественных подходов [1-3]. Методологически это дает возможность применить для рационального управления АГР наработанный аппарат, включающий математические, программно-технические, информационные и другие необходимые компоненты. Поэтому задача формирования формализованных критериев оценки эффективности, замещающих «интуитивно-понятные», «очевидные», другие эвристические; выработка на их основе рациональной стратегии АГР — комплексное многофакторное направление исследований.
2. Предметные области БИУС АГР. ГК «Росатом» осуществляет деятельность в области АГР на основе ОСЧС — ФП в РСЧС (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, ред. от
12.10.2020). Состав ОСЧС формируют координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, ПУ управления всех видов, системы связи, передачи данных и оповещения, ИУС. Структурно ее «вертикаль управления» состоит из отраслевого (корпоративного), дивизионального (частично) и объектового уровней. На каждом ее уровне функционируют координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления. На отраслевом уровне это, соответственно, ОКЧС, ДЯРБ, СКЦ «Росатома». На объектовом — КЧСО, структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение поставленных задач в области защиты от ЧС и/ или ГО (КЦ, ПУ, ДДС).
Элементы ОСЧС федерального уровня:
СКЦ «Росатома» — орган повседневного управления отраслевого уровня ОСЧС, центральное звено обеспечения ее деятельности. На его базе функционируют: информационные ресурсы отраслевого уровня; АС информационно-аналитического обеспечения деятельности ОСЧС; системы обеспечения коллективной работы, проведения конференций с организациями отрасли и с внешними организациями, ПКПУ и т.д.;
АТЦ «Росатома» — штатное АСФ постоянной готовности федерального уровня, отвечающий за обеспечение транспортирования РМ, — основная часть сил ОСЧС второго эшелона. Его филиалы действуют в своих зонах ответственности.
В составе ОГР могут работать специализированные комиссии конкретных видов обеспечения безопасности. В состав ОСЧС входят и/или взаимодействуют с ней видовые организационные и экспертные системы: центры (группы) технической поддержки, аттестации, обучения и повышения квалификации, внешние организации и др.
3. Силы, средства и инфраструктура ОСЧС. Силы ОСЧС включают силы АР и силы предупреждения. Силы АР состоят из сил постоянной готовности федерального уровня, штатных и нештатных АСФ оперативного реагирования и проведения АСДНР. Силы предупреждения — силы, ведущие мониторинг и контроль состояния ОС, обстановки на ПОО и прилегающих к ним территориях. Средства ОСЧС включают: технику, оборудование, снаряжение, инструмент, материалы, информационные и программные ресурсы, технологии.
Инфраструктуру СУ ОСЧС формируют ПУ различных родов и уровней, связанные с системами связи и передачи данных. В интересах ОСЧС должна функционировать ИКС ГК «Росатом», обеспечивающая взаимодействие ПУ ОСЧС и ПУ других ФП и ТП РСЧС — участников АР. Для информационно-аналитической поддержки ЛПР применены масштабно развернутые на ОГР и территориях (отраслевые/объектовые и внешние) информационные технологии и системы: АС АНСОАО, АСКРО, АСБТ и др.
В зоне ЧС непосредственно оперируют АСФ, определяющие, в конечном счете, результативность операции по ЛПА. На их усилия ориентирована (в системном смысле) вся деятельность ОСЧС.
4. Современная практика управления АГР. Установлено три режима функционирования ОСЧС: ПД, ПГ, ЧС или аварии. Основная задача ОСЧС в режиме ПД — обеспечение необходимого уровня АГ ГК «Росатом», ее систем, ПУ, ОГР, АСФ. Ключевое значение имеет система тренингов, позволяющая комплексно оценить: существующий уровень АГ АСФ ОГР и корпорации в целом; реалистичность планов действий; адекватность регламентирующей документации; качество и устойчивость управления операциями АР; квалификацию и взаимодействие сил; достаточность сил, средств, технологий и т. д. Ликвидацию аварий и их последствий осуществляют силами и средствами СЧСО. В случае возникновения аварии при транспортировании РМ — профессиональными силами федерального уровня в зонах ответственности. При необходимости решением руководства ГК «Росатом» привлекают дополнительно силы и средства второго эшелона.
5. Ограничения традиционного подхода. Управление ОСЧС регламентировано [2, 3] технологическим уровнем с имманентно присущими проблемами и ограничениями:
принципиальная операторозависимость практики управления, избыточное влияние человеческого фактора ведут к потенциальным рискам;
акторы вынуждены принимать ответственные, социально значимые решения в условиях неопределенности, дефицита времени и информации. Естественную, «по жизни», нехватку информации усугубляют недостаточные полнота, актуальность и оперативность данных, ограниченная ситуационная осведомленность. Особенно критичны — стрессовые условия аварийного реагирования;
отсутствие развитых средств информационной поддержки компенсируют преимущественно «эвристические» методы, неизбежно влияющие на качество УР;
невозможность корректировки плана действий на основе оперативной проработки и выбора рационального варианта в изменяемой обстановке ведет акторов к ситуации «война план покажет»;
высокая трудоемкость традиционных управленческих процедур и диктуемый формируемой обстановкой «темп» реагирования объективно сужают объем анализируемой информации для отслеживания уровня аварийной готовности, обоснованности принимаемых УР;
традиционные методы управления АГР объективно отвлекают высококвалифицированных опытных специалистов на необходимые технические, рутинные действия, ограничивают аналитическую и творческую составляющие;
информация о силах и средствах в оперативном режиме доступна только по специальному запросу;
возможна только качественная оценка достигнутого уровня АГ.
В процессе управления АР применение 1Т-средств ориентировано на получение ситуативной информации (АСБТ, АСКРО, поисковые системы общего назначения и т.д.).
Коммуникации между акторами ограничены возможностями связи (чаще — голосовой, видео-конференцсвязью, электронной почтой). Гибкость
и рациональность решений избыточно зависят от «человеческого фактора». Стиль работы «война план покажет» недопустим, хотя вынужденно может найти применение в заранее не предусмотренных ситуациях. На акторах лежит колоссальная ответственность за принимаемые решения, а в этой области — «ошибка хуже преступления».
6. Представляемые ЦТ ОСЧС возможности. Внедрение АС, IT-технологий, цифровизация СУ ОСЧС в управлении АГР могут дать эффект по пяти основным направлениям:
повышение качества управления за счет внедрения современных методов (поддержки принятия решений, алгоритмических моделей, технических систем искусственного интеллекта, проектных подходов и др.), ситуационной осведомленности пользователей на основе доступного в режиме on-line актуального массива данных («управление на основе данных»);
реализация режима оценки эффективности операции ЛПА в формате «что будет, если...»; повышение оперативности принятия УР; снижение трудоемкости и стоимости процедур управления на основе цифровизации технических и рутинных процедур;
изменение характера труда переносом центра деятельности пользователей на аналитику.
Ключевой аспект — представление информации пользователям в ориентированном на их потребности виде, с «дружелюбным», интуитивно понятным и (важно!) привычным интерфейсом.
ПТК на ПУ всех уровней способны обеспечить доступность информации (в информационных ресурсах ОСЧС и во внешних системах) в режиме 24/7 на любых применяемых устройствах (коллективные экраны, АРМ и ПК, ноутбуки, мобильные устройства, локально развернутые средства с мобильных носителей).
7. Принципиальные решения предлагаемого подхода. Единая на всех уровнях ОСЧС методологическая основа — концепция операций. Мероприятия ОСЧС в режимах ПГ и ЧС при проведении тренингов рассматривают как операции, что позволяет применить весь комплекс системных подходов к развитию систем и процедур управления ОСЧС. В совокупности все подчинено конечной цели — эффективному ведению операции ЛПА [2-4]:
информационная поддержка пользователей, ресурсное обеспечение, отработка на тренингах, внедрение прогрессивных аварийных технологий и т.д.;
повышение роли предупредительных мер: разработка перечня потенциальных угроз; отработка связок «прогнозируемая угроза — алгоритм действий»; верификация алгоритмов системы тренингов (реальных, виртуальных, смешанных) и их утверждение; мониторинг состояния уровня АГР, ресурсного обеспечения операций и т.д.;
ответственность пользователей за полноту, актуальность и оперативность представления информации. Принципиально важно отражение всех действий акторов в СУ ОСЧС — только тогда их считают завершенными;
ЦТ на основе цифровизации ОСЧС и СЧСО по принципу разумной достаточности (где целесообразно, а не где возможно);
ЦТ должна быть прозрачной, понятной пользователям на всех этапах жизненного цикла, желательно отвечать принципу KISS2;
при разработке БИУС АГР необходимо по возможности применять готовые системные наработки для снижения сроков, стоимости и рисков ее реализации;
на всех этапах (разработка—ввод в действие) ЦТ СУ ОСЧС следует обеспечить сохранение отправного уровня безопасности по любому из прогнозируемых рисков, «бесшовный» переход вводимых решений.
С системных позиций принципиально следует обеспечить в структуре БИУС АГР связку «управление» — «ресурсы» — «обратная связь». Вариант ЦТ СУ ОСЧС и краткие описания непосредственно ориентированных на БИУС АГР функционалов рассмотрены в пп. 8-11.
8. «Сборка» модулей БИУС АГР. БИУС АГР состоит из трех минимально необходимых для полноценного функционирования модулей — АС управления операциями, ресурсами, тренингами на всех уровнях ОСЧС. Модульная структура подразумевает возможность относительно независимого «существования» АС БИУС АГР на протяжении всего жизненного цикла, ее модификации/развития с возможностью достижения си-нергетического эффекта. Такой подход дает возможность параллельной разработки и модификации модулей.
9. АСУО ОСЧС построена на концепции операции ЛПА и алгоритмического подхода к АГР [5-7]. Основа информационной поддержки акторов — опорный алгоритм действий, модифицированный для текущей ситуации. Для каждой из всего спектра прогнозируемых угроз превентивно разрабатывают один/несколько планов действий, отражающих желаемый исход операции ЛПА (с учетом принятых критериев оценки, применяемой аварийной технологии, располагаемых ресурсов, состояния ОС, уровня реагирования). Подготовленный план — ОА для данной ситуации проходит экспертную оценку. После утверждения его вводят в отраслевую базу знаний ОА действий и верифицируют в ходе тренингов. Для представления акторам в среде пользовательского интерфейса ОА автоматически конвертируют во внутреннее представление АСУО — ленту работ.
В режиме ЧС, ПГ и/или для тренингов из СИФД отбирают соответствующий ОА (по возможным вариантам связок для уровней реагирования, например: «ОКЧС-АТЦ «Росатома», «филиал АТЦ «Росатома-ОГР», «ОКЧС-СКЦ «Росатома»-АТЦ «Росатома»-ОГР», ОКЧС-СКЦ Росатома-ОГР»). Оценивают ресурсное обеспечение работ и операции в целом (на основании нормативов для конкретной аварийной технологии, состояния ОС и т.д.); рассчитывают критический путь.
При необходимости (реально — часто) ОА корректируют применительно к конкретной ситуации по принятым критериям (минимизация рисков, сроков, ресурсов) и состоянию ОС. Полученный АА применяют
как основу для информационной поддержки акторов в рамках данной операции, проведения оперативного многовариантного моделирования операции. Принципиально акторы получают механизм выбора рационального плана действий (реализация режима «что будет, если...»—нереализуемая сейчас возможность!).
Актору может быть предложена любая необходимая для ситуационной осведомленности информация: плановая, текущая, прогнозная, архивная; общий/персональный план, планы действий коллег; детальная информация по конкретной работе (ее статус, сроки, назначенные/примененные ресурсы, связи с другими работами и исполнителями, необходимые справки, шаблоны и т.д.); общий вектор (тренд) развития. В составе текущей информации: время, радиационная обстановка, метеоданные, данные Табеля срочных донесений, оперативной информации, видеопотока и др. Оперативная корректировка АА в процессе операции возможна только по специальной процедуре с документированием всего хода операции. Ввод в действие АСУО неизбежно ведет к ЦТ существующих практик при ЛПА [7-9].
10. АСУР ОСЧС решает задачи: обеспечения пользователей БИУС АГР максимально полной, актуальной и оперативной информацией о ресурсах, которые возможно использовать при ЛПА; поддержания необходимого уровня АГ. Базовый элемент АСУР — конкретный ресурс ОСЧС: силы (АСФ, спасатели, органы управления); средства (техника, оборудование, снаряжение и т.д.); аварийные технологии; финансовые, информационные и материальные запасы и т.д. Информационный ресурс функционирования АСУР формируют из данных ОГР и/или соответствующих АСФ непосредственно их персоналом — источником первичной информации. Системообразующий элемент — классификатор ресурсов, на верхних уровнях соответствующий классификации Паспорта АСФ и Табеля оснащения, с детализацией для их точной идентификации.
Применяют технологию «единоразового ввода». Имеющие право введения данных пользователи ОГР/ АСФ несут ответственность за полноту и актуальность с момента регистрации их прав в системе. Актуальность и полноту данных о ресурсах ОГР/АСФ регулярно подтверждают по установленной процедуре. АСУР решает задачу ситуационной осведомленности пользователей во всех режимах функционирования ОСЧС. Необходимые верифицированные и актуальные данные для принятия УР поступают в режиме «on-line», 7/24 в удобном пользователю виде. ЦТ существующих практик ОСЧС в области управления ресурсами дает принципиально новые возможности рационального управления ОСЧС.
11. АСУТ ОСЧС с системной точки зрения, обеспечивая сквозное управление тренингами всех уровней, реализует в процессе управления «обратную связь» в процессе управления ОСЧС. Результаты применяют для подтверждения достигнутого уровня АГР, прогнозной аналитики, совершенствования и развития. Базовый элемент
2 «Keep it Simple, Stupid» — «делай все проще, не умничай» — принятый в США с 1960 г принцип проектирования, утверждающий, что в области проектирования простота — одна из ключевых целей и следует избегать ненужной сложности.
АСУТ ОСЧС — конкретный тренинг, его отражение — информационная карточка тренинга. Планирование ведут по принципу «снизу вверх»: планирование тренинга; календарное согласование тренингов для организации; подготовка рекомендаций по их включению в отраслевой план; формирование и утверждение годового отраслевого календарного плана. АСУТ обеспечивает: автоматизацию подготовки комплекта соответствующих виду тренинга планируемых/отчетных документов; ведение отраслевой базы знаний, аналитику и контроль исполнения. Внеплановые и внезапные тренинги АСУТ отрабатывает по специальной процедуре. АСУТ открывает возможности запуска процессов нормирования, стандартизации, привлечения архивных данных; дает пользователям инструмент управления системой тренингов на всех уровнях и решения задачи информационной поддержки деятельности ОСЧС; может (на базе соответствующих моделей) включать тренинги «on-line» (виртуальные и смешанные).
12. Предшествующие разработки и технические риски. В 2004-2011 гг. в режиме опытной эксплуатации практически на всех АСФ ГК «Росатом» был развернут «Региональный информационно-справочный комплекс «РИСК-атом» [3]. С 2005 г. разработан и введен в действие в организациях АО «Концерн Росэнергоатом» ПТК информационной поддержки деятельности участников АР на ПУ ОГР [5-7] в создаваемом едином информационном пространстве Дивизиона «Росатома», органов управления ФП и ТП РСЧС — участников аварийного реагирования.
В 2015 г. по контракту с СКЦ «Росатома» на принципах системного подхода к управлению мероприятиями ОСЧС разработана «Концепция создания автоматизированной системы управления операциями ОСЧС» [2]. Введено основанное на рекомендациях МАГАТЭ понятие операции ОСЧС. Для управления аварийным реагированием, прежде всего — для ликвидации последствий аварии с радиационным фактором, обоснован алгоритмический подход при управлении операциями ОСЧС. Предложен облик системы, удовлетворяющий необходимым требованиям [4]. Разработанный в 2015-2017 гг. полномасштабный макет варианта АСУТ подтвердил многократное снижение трудоемкости подготовки и оформления комплекта планирующих/отчетных документов тренинга при одновременном повышении их качества. В 2017 г. создан опытный образец Информационно-управляющей системы АГР «РИТМ-атом»-демонстратор технологий для полномасштабной системы. В 2019-2020 гг. АТЦ «Росатома» завершил разработку Технического проекта на полномасштабную ИУС АГР для информационной поддержки действий руководства Госкорпорации «Росатом» и ее организаций, координационных органов и органов управления операциями ОСЧС. В 2020-2021 гг. выполнены работы по вводу в опытную эксплуатацию ИУС АГР для информационной поддержки действий руководства Госкорпорации «Росатом» и ее организаций.
Многолетний опыт ГК «Росатом» по разработке и вводу в действие средств ЦТ в области управления АГР позволил: обосновать реализуемость
и перспективность технических, организационных и методологических решений; оценить как невысокие технические риски создания и ввода в действие полномасштабной БИУС АГР.
13. РСЧС и масштабируемость «сборки». Концепция операций МАГАТЭ дает отработанную методологическую основу обеспечения управления АГР. Многие задачи БИУС АГР актуальны для ФП и ТП различной принадлежности в составе РСЧС. Положенный в основу информационной поддержки алгоритмический подход инвариантен для подсистем РСЧС, соответствует рекомендациям МЧС России [4, 8-10]. Однако единая методологически алгоритмическая база требует доработки с учетом специфики отрасли/региона. АСУР, АСУТ могут быть реализованы в составе ТП РСЧС с учетом специфики привлекаемых сил [11-13]. Доработка по единой идеологии, обмен опытом, тиражирование наиболее удачных организационных, методических, программно-технических, других решений дает надежный инструмент повышения эффективности ФП и ТП РСЧС всех уровней до необходимого противоаварийного потенциала [14-16].
14. Оценка эффективности функционирования
ОСЧС. Формализация цели деятельности ОСЧС на всех уровнях и оценка эффективности — концептуально важные и многофакторные направления перспективных исследований. Предварительно можно определить двуединую цель функционирования ОСЧС: эффективное аварийное реагирование и обеспечение необходимого уровня АГР Соответствующие подцели сформулированы: а) восстановить контроль над ситуацией и смягчить последствия; Ь) спасти жизни людей; с) предотвратить и/или свести к минимуму серьезные детерминированные эффекты; d) оказать первую помощь, предоставить критически важную медицинскую помощь, организовать лечение лучевых поражений; е) снизить риск возникновения стохастических эффектов; : обеспечить информирование населения, сохранять доверие общественности. В практически осуществимой степени: g) смягчить сопутствующие (не радиологические) последствия; К) обеспечить защиту имущества и охрану ОС; 1) вести подготовку к возобновлению нормальной социальной и хозяйственной деятельности [1, 16-17].
Цель АГ — создание достаточного потенциала для осуществления эффективного реагирования в случае ядерной или радиологической радиационной аварийной ситуации. Для практической оценки и сравнения исходов операций должны быть сформированы критерии такой оценки — количественные (желательно), качественные, совмещенные. Следует учитывать специфические особенности реагирования на аварии с радиационным фактором — независимо от принятого варианта действий, привлеченных ресурсов и состояния ОС — последствия должны быть по возможности полностью ликвидированы в соответствии с основными принципами (нормирования,
обоснования, оптимизации) обеспечения радиационной безопасности населения и персонала согласно требованиям ФЗ и ФНП3.
Концепции операций и принятия УР при выборе и реализации мероприятий АГР (прогнозируемых, планируемых, совершенных) на основе оценки их эффективности позволят обосновать перспективные направления развития системы управления ОСЧС в составе РСЧС и повышения эффективности РСЧС в целом [15-17].
Заключение
Цифровизация существующих практик управления АГР позволит:
повысить качество УР;
повысить оперативность принятия УР при максимально возможной ситуационной осведомленности в режиме «on-line»;
существенно (в разы, десятки раз) снизить трудоемкость и, соответственно, стоимость управленческих процедур;
изменить характер труда пользователей, перенеся центр усилий от необходимых рутинных и технических на творческие, аналитические составляющие управленческих практик.
ЦТ существующих управленческих процедур позволит обеспечить на этой основе существенное повышение эффективности СУ ОСЧС и, соответственно, всей деятельности по АГР.
Для разработки и ввода в действие БИУС АГР созданы объективные предпосылки. При минимальных рисках существует возможность достижения эффекта в сжатые сроки в условиях ограниченного финансирования.
Литература
1. Серия норм безопасности МАГАТЭ. Готовность и реагирование в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации // Общие требования безопасности МАГАТЭ GSR. 2016. Part 7. 160 p.
2. Галкин Е. Б., Зверьков В. А., Семенов О. В., Федоров А. Б. Концепция создания автоматизированной системы управления операциями ОСЧС. М.: Ассоциация «Информ-Атом», инв. № IA/2015/09/10, 2015 г
3. Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями. М.: Комтехпринт, 2002.
4. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утв. Прот. № 4 от 17 апреля 2015 года Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
5. Зверьков В. А., Серебряников Е. В. Аварийные центры атомных станций. Общие технические требования для вновь проектируемых атомных станций. М.: ООО «Атомсвязьинформпоставка», 2015.
6. Зверьков В.А., Шкатулов П. Ф. Типовой защищенный пункт управления противоаварийными действиями на атомной станции. Типовой защищенный пункт управления противоаварий-ными действиями в городе атомной станции. Типовой защищенный пункт управления противоаварийными действиями в загородной зоне атомной станции. М.: АО «Концерн Росэнер-гоатом»:ООО «АтомПроектЭнергоСервис», 2012.
7. Зверьков В.А., Инодин А. М., Строганов В. В. Программно-технический комплекс информационной поддержки КЧСО в условиях аварийного реагирования на АЭС. М.: ООО «Атом ПроектЭнергоСервис», 2019.
8. Качанов С. А., Нехорошев С. Н., Попов А. П. Информатизацион-ные технологии поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях: Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: вчера, сегодня, завтра / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2011. 400 с.: ил.
9. Глебов В. Ю., Галкин Р. Н., Костров А. В. и др. Основы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / МЧС России, М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 434 с.
10. Каганов В. М., Комиссаров А. В., Мингалеев С. Г., Цыбиков Н. А. Объективные предпосылки и возможные варианты дооснаще-ния ресурсно-материальной базы участников аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации и террористических актов // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2019 . Т. 9. № 1(16).
11. Грязнев Д. Ю., Попов А. П. О комплексном подходе к цифровой трансформации систем обеспечения общественной безопасности на региональном уровне // Мир безопасности, 2021. № 7. С. 50-52.
12. Нехорошев С. Н., Попов А. П. Цифровая трансформация РСЧС // Гражданская защита. 2021. № 7. С..15-19.
13. Грязнев Д.Ю., Попов А. П. О применении технологий искусственного интеллекта в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Мир безопасности. 2021. № 8 . С. 58-61.
14. Овчинников В. В., Мингалеев С. Г. Применение группировок высокотехнологических средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крупномасштабных спасательных и гуманитарных операциях // Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 17. № 2 (64). С. 19-23.
15. Малышев В. П. Актуальные проблемы интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны // Сб. материалов круглого стола «Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». М.: ВАГШ ВС РФ. 2020. С. 283-291.
16. Зверьков В. А., Тюрин Р.Л., Фалеев М. И., Федоров А. Б., Цыбиков Н. А., Чириков А. Г. Совершенствование организационного и технического оснащения/дооснащения сил и средств РСЧС при комплексном решении проблем адресной защиты критически важных и потенциально опасных объектов экономики // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 2 (68). С. 84-91.
17. Зверьков В. А., Тюрин Р.Л., Фалеев М. И., Федоров А. Б., Цыбиков Н. А., Чириков А. Г. Актуальные проблемы реализации перспективной концепции системы объединенных пунктов управления при комплексном обеспечении защиты критически важных и потенциально опасных объектов функциональных подсистем в составе РСЧС на примере объектов Госкорпорации «Росатом». Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 3 (69). С. 88-97.
3 Основу формируемой базы определяют Указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и поручения Правительства Российской Федерации, общероссийские и международные стандарты безопасности, решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и др. директивные документы (порядка 50), вступившие в силу, адаптированные и/или актуализированные, в период 1994-2020 гг.
Сведения об авторах
Зверьков Виктор Александрович: инж.-математ., магистр делового администрирования, ООО «АтомПроект-ЭнергоСервис» (ООО «АПЭС»), первый зам. ген. директора. Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Зябкин Андрей Николаевич: частное учреждение по информационно-аналитическому обеспечению «Ситуационно-кризисный центр Росатома», нач. управл. Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Тюрин Роман Львович: к. воен. н., доц., Госкорпорация «Росатом», зам. директора — нач. отдела аварийной готовности и гражданской защиты, организации лицензионной и разрешительной деятельности. Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Фалеев Михаил Иванович: к. полит. н., засл. спасат. РФ, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас), пом. нач. отряда. г. Жуковский, Россия. e-mail: [email protected]
Федоров Андрей Борисович: инженер-механик, ООО «ИНФОРМ-АТОМ», советник генерального директора. Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Цыбиков Николай Александрович: к. ф.-м. н., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра.
Москва, Россия.
e-mail: [email protected]
SPIN-код: 3104-1100.
Information about authors
Zverkov Victor A.: Mathematical Engineer, Master of Business Administration, LLC «AtomProjectEnergyService», First Deputy General Director. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Zyabkin Andrey N.: Private Institution for Information and Analytical Support «Situational Crisis Center of Rosatom», Head of the Department. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Tyurin Roman L.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, State Corporation «Rosatom», Deputy Director — Head of the Department of Emergency Preparedness and Civil Protection, Organization of Licensing and Permitting Activities. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Faleev Mikhail I.: Candidate of Political Sciences, Honored Rescuer of the Russian Federaration, State Central Airmobile Rescue Team of the Russian Emergencies Ministry (Tsentrospas), Assistant Squad Leader. Zhukovsky, Russia. e-mail: [email protected]
Fedorov Andrey B.: Mechanical Engineer, INFORM-ATOM LLC, Advisor to the General Director. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Tsybikov Nikolay A.: PhD in Physics and Mathematics, All-
Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies,
Leading Researcher, Research Center.
Moscow, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific: 3104-1100.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary. ru/item.asp?id=23586113
Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary. ru/item.asp?id=23623287
Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http: //elibrary. ru/item.asp?id=23623286
Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623279
Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Издание третье, переработанное и дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=23623275
Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО-ГО-МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109
Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография http: //elibrary. ru/item.asp?id=23355898
Акимов В.А. и др. Наша общая Победа
http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990
Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079
Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополя. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=24142485