Научная статья на тему 'Стратегические направления повышения конкурентоспособности продукции льноводства'

Стратегические направления повышения конкурентоспособности продукции льноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЁН / ЛЬНОВОДСТВО / СТРАТЕГИЯ / КРИТЕРИЙ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FLAX / FLAX-GROWING / STRATEGY / CRITERIA / QUALITY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухлеб А. В.

В статье выявлены причины снижения конкурентоспособности продукции льноводства Украины, обоснованы основные стратегические направления повышения конкурентоспособности льнопродукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления повышения конкурентоспособности продукции льноводства»

Чухлеб А.В. ©

К.э.н., доцент кафедры учёта, анализа и аудита, Национальный университет биоресурсов и природоиспользования Украины,

г. Киев, Украина

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЛЬНОВОДСТВА

Аннотация

В статье выявлены причины снижения конкурентоспособности продукции льноводства Украины, обоснованы основные стратегические направления повышения конкурентоспособности льнопродукции

Ключевые слова: лён, льноводство, стратегия, критерий, качество, конкурентоспособность. Keywords: flax, flax-growing, strategy, criteria, quality, competitiveness.

Лён-долгунец — древняя благородная культура, приспособленная к особенностям климата Украины. В переводе с латинского лён "linum" - наиболее ценный. Лён — единственный источник натурального волокна в Украине, который обладает широким спектром использования в текстильной, лёгкой, мебельной, строительной, фармацевтической и других отраслях промышленности.

Льняное волокно характеризуется ценными прядильными качествами: прочностью на разрыв, лёгком делении волокна при чесании, эластичностью, тониной, высокой гигроскопичностью. Ткани из льноволокна отличаются экологичностью, эластичностью, прочностью, повышенной теплопроводимостью, долговечностью, многогранностью использования, благодаря чему и в дальнейшем будут пользоваться повышенным спросом [1].

Семена льна содержат 35-40% масла и 25% белковых веществ, незаменимые жирные кислоты омега — 3, омега — 6, которые эффективно влияют при лечение сердечнососудистых заболеваний, и фитоэстроген лигнан, обладающий противораковой активностью.

В Украине на протяжении многих десятилетий ХХ столетия был создан достаточный производственный потенциал льнопроизводства, который обеспечивал потребности не только внешнего, но и внутреннего рынка в продукции льна-долгунца.

Ещё в начале 90-х годов ХХ столетия Украина занимала второе место по посевам льна — долгунца среди стран Европы и Азии (16-17%). Валовой сбор льняного волокна составлял 100 тыс. т, или 13-14% от мирового. Украина экспортировала 60% льноволокна, из них 20% -в страны Западной Европы, 40% - в страны ближнего зарубежья, главным образом в Россию

[3].

В 1995 г. произошёл обвальный спад производства льнопродукции.

Спад производства и реализации льнопродукции был обусловлен негативным влиянием общеэкономических проблем, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разбалансированием экономических отношений между сельскохозяйственными производителями и предприятиями первичной переработки льна, трудоёмкостью продукции, высокой степенью износа техники, отсутствием финансовых ресурсов для разработки и внедрения инновационных технологий выращивания и переработки льнопродукции, отсутствием рынков сбыта.

Исследованием данной проблемы посвящены научные работы Т.С. Аниськова Т.П., П.А. Голобородька, Головни О.М., В.Б. Ковалёва, Н.И. Кравчук, Ю.Я. Лузана, А.С. Малиновского, В.А. Москаленка, В.Н. Нелепа, А.Ф. Скорченка, Л.А. Чурсиной, А.М. Шпичака и многих других учёных.

В экономической литературе не существует общепринятого определения

© Чухлеб А.В., 2013 г.

конкурентоспособности.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в определённых условиях. Существует четыре группы объектов, которые обладают конкурентоспособностью: продукция; предприятия; отрасли; государство. Термин «конкурентоспособность» интерпретируют исходя из исследуемого объекта.

При построении иерархии конкурентоспособности фундаментальной основой выступает конкурентоспособность продукции, от которой зависит конкурентоспособность предприятия, отрасли и экономики государства в целом.

П. Завьялов определяет конкурентоспособность продукции как совокупность качественных и ценовых характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей покупателя [4].

Р. Фатхудинов трактует конкурентоспособность продукции как свойство, которое характеризуется степенью удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с аналогичной продукцией на данном рынке и определяет способность продукции выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичной продукцией на данном рынке [5].

Конкурентоспособность продукции — комплексная многосторонняя характеристика, которая отображает способность продукции на протяжении периода её производства по качественным параметрам отвечать потребностям определённого рынка, адаптироваться по качеству и цене к потребностям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при её реализации [2].

Исследование конкурентоспособности продукции льоноводства имеет свои особенности, связанные с технологическим процессом производства продукции: льносоломка — льнотреста — льноволокно. Снижение эффективности функционирования производства на одной из ступеней технологического процесса влияет на снижение качества и, соответственно, конкурентоспособности льнопропродукции.

Учитывая вышесказанное, конкурентоспособность льнопродукции — комплексная многосторонняя характеристика, отображающая совокупность свойств, данных продукции в процессе её производства на всех стадиях льноиндустрии — от выращивания до реализации готовой продукции из льна, обеспечивающая отличие от конкурирующей аналогичной продукции по уровню удовлетворения потребностей потребителей, что способствует динамичной её реализации на рынке в определённый период времени и обеспечивает товаропроизводителю оптимальный уровень прибыли.

Стратегия развития льноводства Украины — производство экологически чистой/органической конкурентоспособной продукции, что способствует производству высококачественных пищевых продуктов, сырья для перерабатывающих предприятий, сохранению и улучшению качества почвы и окружающей среды. Стратегия развития льноводства должна основываться на принципах приоритетности отрасли, системности, единства экономических интересов всех участников технологического процесса производства льнопродукции, аграрного протекционизма, эффективности.

Достижение стратегической цели предусматривает разрешение приоритеных заданий:

1. Увеличение концентрации посевов льна-долгунца, внедрение высокоурожайных сортов льна-долгунца и инновационных технологий его выращивания, которые способствуют получению высоких урожаев высококачественной льнопродукции, эффективному использованию рабочей силы и сельскохозяйственной техники, удовлетворению потребностей перерабатывающий предприятий в качественном льносырье, расширению ассортимента продукции из льна-долгунца.

Качество полученной льнопродукции непосредственно влияет на цену её реализации (табл.1).

Таблица 1

Средний уровень цен на льоноволокно в Евросоюзе

Длинное волокно Короткое волокно

Качество Цена, евро/ц Качество Цена, евро/ц

Низкое 100,00 - 130,00 Низкое до 15,00

Среднее 130,00 - 165,00 Среднее 15,00 - 20,00

Высокое 165,00 - 200,00 Высокое от 20,00

Очень высокое бонус х х

Остатки первичной переработки

Костра льняная 4,00

Пакля от 8,5

2. Техническое переоснащение предприятий по производству и переработке продукции льноводства.

3. Внедрение инновационных технологий переработки льняного сырья.

4. Реорганизация организационно-экономических отношений между аграрными предприятиями, занимающимися производством и предприятиями первичной переработки льнопродукции и внедрение интегрированных структур, которые способствуют эффективному взаимодействию всех участников технологического процесса — от выращивания до прозводства конечной продукции из льна для удовлетворения потребностей потребителей.

5. Реструктуризация ассортимента продукции из льна-долгунца.

6. Усовершенствоавние системы государственной поддержки льнопрозводства.

7. Привлечение инвестиционных ресурсов и эффективное их использование.

Реализация вышеперечисленных заданий способствует достижению позитивных

результатов в повышении конкурентоспособности продукции льноводства Украины на внешнем рынке и обеспечении внутренних потребностей в товарах народного употребления.

Литература

1. Галузева програма розвитку льонарства в Укршт на 2006-2010рр. [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www/minagro.gov.ua/page/7203

2. Плясунков, А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: Ав-тореф. дис. канд. экон. наук / А.В. Плясунков. — Минск: БГПА, 2002. — 21 с.

3. Проблеми i перспективи розвитку галузi льонарства та коноплярства: 1нформацшш матерiали до Мiжнародноl наук. - практ. конф., 10-12 лютого 2009р. м.Глухiв [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/minagro .gov.ua/page/76254.

4. Сопшьник Л.1., Колодiйчук А.В. Теоретичш аспекти управлшня конкурентоспроможшстю шдприемств// Науковий вюник НЛТУ- 2009. - № 19. - С.183-187

5. Фатхутдшов Р.А. Управлiння конкурентоздатнiстю оргашзацп: Пiдручник/ Фатхутдiнов Р.А., Осовськам Г.В.; заг. ред. Осовська Г.В. - К.: Кондор, 2009. - 468 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.