Научная статья на тему 'Развитие льноводства в Алтайском крае на основе кластерного подхода'

Развитие льноводства в Алтайском крае на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
305
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬНОВОДСТВО / ЛЬНЯНОЙ КОМПЛЕКС / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЬНЯНОЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FLAX GROWING / FLAX COMPLEX / SPECIALIZATION / AGRICULTURAL INDUSTRY INTEGRATION / REGIONAL FLAX CLUSTER / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петрова Марина Васильевна

На основе анализа современного состояния льноводства предлагается создание в Алтайском крае регионального льняного кластера. Это позволит объединить основных участников льняной отрасли и повысить эффективность льноводства в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Петрова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of analyses of the present-day state of flax growing in the Altai Region it is proposed to create regional flax cluster. That will make it possible to associate the main participants of the flax branch and to increase efficiency of flax growing in the Altai Region.

Текст научной работы на тему «Развитие льноводства в Алтайском крае на основе кластерного подхода»

УДК 33:633.521 М.В. Петрова

РАЗВИТИЕ ЛЬНОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: льноводство, льняной комплекс, специализация, агропромышленная интеграция, региональный льняной кластер, конкурентоспособность.

Алтайский край в 2007 г. произвел 1/4 часть от всего объёма российского льноволокна. Такой высокий показатель обусловлен тем, что в период перехода к рыночной экономике в России произошло резкое сокращение производства льна-долгунца, особенно в традиционных регионах его возделывания в европейской части страны. Так, по сравнению с 1991 г. производство льноволокна в России в настоящее время сократилось вдвое (табл.). Но, несмотря на это удельный вес России в мировом производстве льноволокна составляет 18%. Наша страна по этому показателю занимает третье место в мире после Китая и Франции.

В Алтайском крае в результате реализации региональных программ «Лён Алтая» и «Ткань» произошло увеличение посевных площадей льна-долгунца и валового сбора льноволокна.

Организация Объединенных Наций официально объявила лён материалом XXI века. Первым на это отреагировал Китай, в 1,5 раза увеличив производство льна-долгунца. А после его вступления в ВТО и отмены квот для производителей текстильной продукции Китай значительно укрепил свое положение на международном рынке. Экспорт льняной продукции из Китая возрос в 6 раз, при этом объём российского экспорта снизился почти в 2 раза. Выход для отечественных товаропроизводителей состоит в увеличении выпуска льнопродукции, ориентированной на внутренний рынок. В последние годы потребность во льне растет, однако проблемы в отрасли не позволяют ей конкурировать с азиатскими компаниями по цене, а с европейскими — по качеству.

В 2008 г. в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» началась реализация целевой ведомственной программы Министерства сельского хозяйства России «Развитие льняно-

го комплекса России на 2008-2010 гг.» [1]. На осуществление мероприятий данной программы по поддержке производства и переработки льна из федерального бюджета в 2008 г. планировалось выделить 665 млн руб., что в 10 раз больше уровня 2007 г. Значительная часть бюджетных средств должна быть направлена на осуществление государственных капитальных вложений в льняную отрасль, субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение нового оборудования и возмещение части затрат на покупку элитных семян льна.

Изменение отношения к отрасли со стороны государства объясняется высоким спросом на льноволокно на мировом рынке. Так, в 2007 г. мировое производство льноволокна составило 228 тыс. т, а спрос

— 400 тыс. т. Поэтому существует необходимость наращивания объёмов производства льноволокна в расчете как на внутренний, так и на мировой рынок. В результате всех затрат из бюджета, по расчетам специалистов, производство льноволокна к 2012 г. в России должно увеличиться в 2,3 раза и достичь 120 тыс. т [2].

Помимо государственной поддержки льноводства, одним из важных мероприятий по повышению эффективности отрасли и наращиванию объёмов производства льнопродукции в современных условиях, по нашему мнению, является объединение всех звеньев «льняной» цепочки (от производства льносырья, его переработки до реализации готовой продукцией) в единый комплекс — льняной кластер.

Среди учёных-экономистов нет единого понимания сущности такого объединения, как кластер. Согласно определению, данному Майклом Портером, который считается основоположником теории кластеризации, кластер представляет собой географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей, фирм в родственных отраслях), а также связанных с их деятельностью организаций (образовательные учреждения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

М. Портер выделяет 3 главных признака кластера [3]:

а) территориальная специализация;

б) конкуренция;

в) кооперация.

В экономической литературе можно выделить 3 группы определений кластеров:

- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и др.);

- вертикальные производственные цепочки; узко определенные секторы, где смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — производитель — сбытовик — клиент»);

- отрасли промышленности на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [4].

Исходя из приведенных определений кластером можно считать любую совокупность юридических лиц в регионе, имеющих признаки специализации, в том числе в пределах отраслей агропромышленного комплекса. Однако не следует считать кластер лишь одной из форм интеграционных объединений. Понятие «кластер» довольно условно и служит, скорее, для уверенного опознавания данной структуры. Наиболее близкой к кластеру организационно-правовой формой является ассоциация как форма некоммерческого объединения. Предприятия внутри кластера являются юридически независимыми, но их деятельность координируется из единого центра. Следовательно, здесь имеет место более высокий уровень интеграции.

Проведенные исследования показали, что в Алтайском крае существует необходимость создания объединения предприятий по производству и переработке льно-сырья на региональном уровне для обеспечения их эффективного взаимодействия. Дело в том, что льноводство как отрасль растениеводства само по себе дохода приносит немного. Возделывание льна-долгунца требует высоких материальных и трудовых затрат, строгого соблюдения технологии и наличия комплекса специфических машин. И только при объединении сфер производства и переработки льна-долгунца возможно обеспечить выращивание качественного льносырья и его глубокую переработку, что может дать значительный финансовый результат и способст-

вовать решению многих технических, технологических и экономических проблем, существующих в современных условиях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков льносырья [5]. В связи с этим считаем, что создание в Алтайском крае регионального объединения в льняной отрасли наиболее эффективно в форме кластера. По нашему мнению, льняной кластер — это аграрнопромышленное и производственно-экономическое объединение всех звеньев «льняной» цепочки, связанных общими экономическими интересами, целью которого является повышение конкурентоспособности производимой продукции.

Наиболее перспективно создавать льняные кластеры на уровне региона. Сейчас уже ведется работа по созданию льняных кластеров в традиционных льносеющих регионах европейской части России — Вологодской, Тверской, Ивановской и других областях.

Считаем, что и для Алтайского края создание льняного кластера является перспективным. Согласно исследованиям, на территории Алтайского края присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценных кластеров, специализирующихся на поставках продукции сельского хозяйства [6].

По нашему мнению, существует возможность создания в Алтайском крае регионального льняного кластера на базе ОАО «Бийская льняная компания», льнозаводов, расположенных в Залесовском, Заринском и Тогульском районах, и льносеющих сельскохозяйственных предприятий этих районов, являющихся основными льноводческими районами края.

Конкурентоспособность региона во внешней среде определяется развитием в нём как отдельных производств и видов деятельности, так и групп технологически, экономически и организационно взаимосвязанных производств, компаний и организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся работой, в конечном счете, на внешний рынок. Такие группы в теории конкуренции называют конкурентными кластерами. Применительно к кластерам, замыкающимся на выпуск продукции за пределы региона, можно говорить о региональных конкурентных кластерах. Формирование региональных конкурентных кластеров позволяет устранить негативные последствия внутрирегиональной конкуренции, а также повысить конкурентоспособность региона в целом [7].

98

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 9 (59), 2009

Таблица

Производство льноволокна в России и в Алтайском крае, тыс. т

Регион 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г.

Россия 102 б9 51 5б 47

Алтайский край 1З 1,1 б,1 7,5 11,9

Удельный вес Алтайского края по отношению к России, % 12,7 1,б 12,0 1З,4 25,З

К преимуществам кластеров можно отнести то, что они позволяют участникам совместно достичь следующих целей:

- удовлетворить требования рынка в товарах более высокого качества, чем у конкурентов, за счет более эффективной специализации;

- получить эффект экономии на масштабе при закупках сырья и материалов;

- обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;

- охватить новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики внедрения инноваций;

- наладить устойчивые взаимоотношения с финансовыми и кредитными учреждениями.

Основную роль при формировании кластера играет региональный уровень управления. Для создания в Алтайском крае льняного кластера на региональном уровне под руководством Главного управления сельского хозяйства должна быть разработана стратегия его формирования. При этом необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ российского рынка льноволокна и льняных тканей;

- проанализировать зарубежный опыт организации льноводства, в том числе в сфере сельскохозяйственного производства и селекции льна;

- разработать программу реструктуризации льняной отрасли на основе создания в регионе льняного кластера;

- определить маркетинговую стратегию создаваемого льняного кластера;

- разработать экономическую модель регионального льняного кластера;

- определить порядок реализации мероприятий программы.

Выводы

Исследования показали, что создание в Алтайском крае регионального льняного кластера обеспечит взаимную поддержку всем его участникам и условия для развития льняной отрасли на основе долгосрочного сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей льносырья и его переработчиков. Существование в ре-

гионе такого объединения будет способствовать росту урожайности льна-долгунца, повышению качества готовой продукции и эффективности её реализации за счет организации собственной сбытовой сети в виде магазинов-складов с широким ассортиментом льнопродукции. Кроме того, формирование льняного кластера обеспечит создание в крае новых рабочих мест как в сельской местности, так и в городах. Всё это выведет льноводство в крае на качественно новый уровень, обеспечит рентабельное производство льнопродукции в рамках объединения и откроет выход на новые рынки сбыта за пределами Алтайского края.

Библиографический список

1. Приказ Минсельхоза России от 27 июня 2008 г. № 280 «О реализации целевой ведомственной программы «Развитие льняного комплекса России на 20082010 годы» // www.mcx.ru.

2. Чкаников М. Государство увеличивает вложения в российский лён в десять раз / М. Чкаников / / Российская газета.

— 13 марта. — 2008.

3. Портер Майкл Э. Конкуренция / Майкл Э. Портер; пер. с англ. — М.: Изд-ский дом «Вильямс», 2002.

4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. — 2003. — № 5. — С. 74-81.

5. Зубахин А.М. Совершенствование организационно-экономических отношений предприятий льняного подкомплекса АПК Алтайского края: монография / А.М. Зу-бахин, М.В. Петрова. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006.

6. Неудахин Б.А. Кластерный подход к

реализации инновационной политики в агропромышленном комплексе региона / Б.А. Неудахин, В.А. Кундиус, В.М. Пату-дин / / Аграрная наука — сельскому хозяйству: сб. ст. IV Междунар. науч.-

практ. конф. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — Кн. 1. — С. 31-33.

7. Марченко Г.В. Инвестиционная привлекательность регионов как фактор их конкурентоспособности / Г.В. Марченко // www.hse.ru/ic6/report05.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.