Научная статья на тему 'Реализация региональной кластерной политики в льноводческом подкомплексе АПК Омской области'

Реализация региональной кластерной политики в льноводческом подкомплексе АПК Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПОДКОМПЛЕКС / ЛЕН-ДОЛГУНЕЦ / ПРОИЗВОДСТВО / CLUSTER POLICY / REALIZATION / SUBCOMPLEX / FLAX / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукач В. Ф., Редькин А. М.

В статье дана оценка производства льна-долгунца в Омской области, предложен кластерный подход к организации льнопроизводства, как один из способов повышения эффективности отрасли. Определены этапы создания кластерной структуры, отмечена роль региональных программ в развитии отрасли льноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE REGIONAL CLUSTER POLICY IN THE FLAX GROWING AIC SUBCOMPLEX OF THE OMSK REGION

The paper is concerned with the estimation of fiber-flax production in Omsk region. The cluster approach to the flax production organization efficiency is suggested. The stages of cluster structure organization have been determined and the importance of regional programmes for the development of the flax production branch of economy has been pointed out.

Текст научной работы на тему «Реализация региональной кластерной политики в льноводческом подкомплексе АПК Омской области»

Реализация региональной кластерной политики в льноводческом подкомплексе АПК Омской области

В.Ф. Стукач, д.э.н, профессор,

А.М. Редькин, аспирант, Омский ГАУ

Ключевые слова: кластерная политика, реонизация, подкомплекс, производство, лен-долгунец.

Одним из приоритетных направлений развития современного агропродовольственного комплекса страны и Омского региона, в частности, является формирование конкурентоспособных кластеров. В льноводческом производстве данная проблема особенно актуальна. Негативные процессы, вызванные радикальными реформами 90-х гг. XX столетия, привели к потере существовавших ранее связей между наукой, производством, переработкой и сбытом льнопродукции. Когда-то мощная, высокодоходная отрасль стала ущербной и потеряла всякое внимание со стороны производственных структур и государственных органов власти.

В 60-х гг. ХХ столетия лен-долгунец в Омской области возделывался на площади 26 тыс. га, а валовой сбор льноволокна составлял 4 тыс. т. К 2004 г. площади посева льна сократились более чем в 50 раз (всего 510 га), валовой сбор тресты в этом же году составил 322,5 тонны.

Сегодня интерес к льноводству постепенно возвращается. Анализ производственных показателей в Омской области за 2003—2007 гг., в сравнении с данными по соседним областям, Сибир-

скому федеральному округу и России в целом, свидетельствует о значительном росте посевных площадей льна-долгунца (457,7%), валового сбора льноволокна (4133,3%) и урожайности (800%) (табл.).

Положительная динамика роста производственных показателей возделывания льна-дол-гунца, благоприятные природно-климатические условия, наличие неудовлетворенного спроса на льнопродукцию, повышенное внимание со стороны региональных и местных органов власти, факт принятия целевой региональной программы развития льнопроизводства, присутствие сырьевой базы и перерабатывающих мощностей указывают на наличие возможности для формирования льноводческого кластера в области.

По мнению одного из основоположников теории кластеров Майкла Портера, «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

Льноводческий кластер, в нашем понимании, может быть определен как целостная система географически соседствующих и находящихся в тесном сотрудничестве организаций по производству и переработке льна, субъектов финансовой сферы, маркетинговой инфраструктуры, научных

Производство льна-долгунца в 2000—2007 гг.

Показатель Год Темп роста, 2007 к 2003,%

2003 2004 2005 2006 2007

Посевная площадь, тыс. га.

Российская Федерация 118,058 112,302 95,663 84,248 73,907 (37,4)

Сибирский федеральный округ 17,424 18,517 17,808 17,909 17,577 101,0

Омская область 0,26 0,51 0,521 0,965 1,19 457,7

Алтайский край 6,215 7,069 7,462 7,223 7,577 121,9

Новосибирская область 10,411 9,672 8,359 8,07 8,03 (22,9)

Томская область 0,538 1,266 1,466 1,651 0,78 144,9

Валовой сбор льноволокна, тыс. ц.

Российская Федерация 552,9 577,9 558,9 361,1 474,9 (14,1)

Сибирский федеральный округ 178,5 183,1 164,9 175,8 228,6 128,1

Омская область 0,3 5,6 2,9 5,2 12,4 4133,3

Алтайский край 95,5 88,4 75 91,5 119,3 125,0

Новосибирская область 80,2 86,7 80 74,2 90,2 112,0

Томская область 2,5 2,4 7 5 6,7 268,0

Урожайность льна-долгунца (волокна), ц/га

Российская Федерация 4,7 5,1 5,8 4,3 6,4 136,2

Сибирский федеральный округ 10,2 9,9 9,3 9,8 13 127,5

Омская область 1,3 10,9 5,6 5,3 10,4 800,0

Алтайский край 15,4 12,5 10 12,7 15,8 102,6

Новосибирская область 7,7 9 9,6 9,2 11,2 145,5

Томская область 4,6 1,9 4,8 3 8,6 187,0

КООРДИНАЦИОННЫЙ центр кластера

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

'////////////////////////////////////////////,

'//////////////^

каково;;;;

'/////.'.-техн'о'лоРйческйй'-''-''-''-''-''--''

‘////////////////////////////////////////////і

'/////////////У///////////////////////////////

'////////////////////////////////////////////і

ЇШмГЖУ":

'У///////////////мґ/тгг&'ігї&Аг//;/////////////1

'////Л'//////////йВВВВВ'///////////////«

ж:;йшов®;;: '////////////////////////////////////////////І

ИНФОРМАЦИЯ

"Областн&й'К&митет"'

'////////////////}

’///////;/////////////?///////*/////////////// ^7;Шттт;Шмт%';,,,,л

'/////////////////////////////////////////////

РЕСУРСЫ

'////////////////////////////////////////////і

'//////////////////////////////?//////////////

г;;;МжшттжТМ%%%

'//////////////А1////////////////////////////*

:;:=йдашшеж=

'///////////////////////////&/?///////&/////

•////семян/иудобрении;^

■'"тшлшшх;ретрбо&"'

ухшщшшущж;;;;,

’////////////////у////////;////////;////////;/

Исполнительная дирекция

ПРЕДПРИЯТИЯ КЛАСТЕРА

Завод по производству ;: медицинской ваты

ЗАО «Знаменский лён»

Произво- '

льняной

техники

Заводы первичной переработки льна

Производители . :: .льна

ПОТРЕБИТЕЛИ

Строительство

Медицина

Целлюлозно-бумажная промышленность

Текстильная

промышленность

Сельское

хозяйство

Производство резиноіехническ.их изделий.

Оптовые базы

Розничная юртвля

Население

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Администрация Омской области

МСХиП Омской обл.

Региональное

министерство

Региональное министерство экономики и транспортной политики

Органы местного самоуправления

ИНФРАСТРУКТУРА

Банки

Маркетинговые и рекламные компании

Консалтинговые

компании

Лизинговые

компании

Энергетика

Водный транспорт и порты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автомобильный и железнодорожный транспорт

Рис. - Структура льноводческого кластера Омской области

организаций, образования, региональных органов госуправления и др.

Значение кластерного подхода к развитию отрасли льноводства на региональном уровне состоит в том, что при разработке стратегии эффективного экономического развития внимание концентрируется не на отдельной отрасли, а на связях между конкурирующими отраслями, предприятиями и организациями, составляющими все звенья продуктовой цепочки: «производитель — переработчик — конечный потребитель». Эти связи способствуют развитию производства и конкуренции, упрощению доступа к новейшим

технологиям, рациональному распределению рисков и прибылей в совместной деятельности, совместному выходу на внешние рынки, организации необходимых научных исследований, процессу подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Кроме того, кластерный принцип организации производства позволит оптимизировать издержки входящих в состав кластера предприятий, которые в основном имеют трансакционную составляющую [2].

Говоря о кластере, важно подчеркнуть точку зрения большинства ученых о том, что он не является организационно-правовой формой и не

выступает в роли юридического лица. Это всего лишь форма экономического сотрудничества, основанная на долговременных договорных отношениях.

В нашем случае льноводческий кластер Омской области может быть организован в форме некоммерческого партнерства (рис.). При этом в его структуру должны быть включены органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия-производители и переработчики льна, сервисная инфраструктура, финансово-кредитные учреждения, научные и опытные организации, образовательные учреждения, поставщики оборудования и материально-производственных ресурсов и т.п. Состав участников кластера может меняться в зависимости от условий рынка, глубины переработки льносырья, направлений производства конечной продукции, стратегии развития самой кластерной структуры и т.п.

Управление деятельностью кластера может осуществляться советом, в состав которого, кроме руководителей объединяющихся предприятий, следует включить и представителей региональных органов власти. Совет кластера должен иметь чисто координационные и аналитические функции. Решение же перспективных задач в созданной кластерной структуре, по мнению специалистов [3], должно основываться на методологии индикативного планирования и долгосрочных договорных отношениях.

Одним из главных принципов создания кластера станет соблюдение условий кооперации и независимости входящих в него субъектов. Это требование сформулировано в рекомендациях Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, разработанных совместно с Центром международного частного предпринимательства при Торговой палате США [4].

Льноводческий кластер Омской области, в соответствии с классификацией, представленной Е.А. Монастырским, следует отнести к числу зарождающихся (потенциальных) кластеров [5]. Звенья, входящие в состав кластера, сформированы еще не в полной мере и не совсем точно отвечают тем параметрам, которые предъявляются к эффективно функционирующим кластерным структурам. Сегодня еще предстоит решить вопросы, связанные с расширением сырьевой базы и переработкой льносырья, материально-техническим обеспечением производства, пока еще нет сформировавшегося и эффективно функционирующего предприятия, которое бы смогло стать вполне приемлемым концентратором (центром) создания кластера. Тем не менее, анализ показателей производства льна-долгунца, а также особый интерес к развитию льнопроизводства со стороны региональных органов власти и самих участников производственного процесса уже

указывает на реальность его возделывания и на возможность льноводства в будущем стать одной из высокодоходных отраслей экономики региона и страны в целом.

Формирование льноводческого кластера, в нашем понимании, может происходить в четыре последовательных этапа:

1. Анализ условий для формирования кластерной структуры организации льнопроизводства. В рамках данного этапа изучается состояние рынков товаров и услуг, факторов спроса и предложения, ценовая политика, состояние капитала и ресурсов участников кластера, проводится анализ конкурентов и оценка конкурентных преимуществ.

2. Разработка структуры кластера с учетом факторов, оказывающих влияние на льноводческий подкомплекс. Здесь выявляются участники, заинтересованные во вхождении в интеграционные структуры, определяется структура кластера, разрабатываются условия и правила его функционирования, подготавливаются нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие участников и развитие самого кластера льноводства.

3. Формирование льноводческого кластера. На данном этапе создаются: организационнопроизводственная структура кластера; органы управления, координирующие работу кластера; определяются масштабы и формы совместной деятельности участников; формируются нормы и правила, обеспечивающие работу кластера.

4. Сопровождение функционирования кластера, оценка эффективности и стратегии развития кластерной структуры. В рамках 4-го этапа проводится оценка эффективности кластерных преобразований, выявляются перспективные направления развития кластера, формируются стратегии, нацеленные на разработку проектных решений и долгосрочное функционирование кластера.

Важным условием создания и функционирования кластера льноводства является поддержка его на первых этапах со стороны региональных и местных органов власти. Их усилия должны быть направлены не на отдельные предприятия, а на организацию партнерских взаимоотношений между всеми участниками кластера, между его советом и территориальными структурами органов управления. Кроме того, задачей администрации станет участие в формировании новых структур, стимулирование модернизации производства, привлечение новых участников в состав льноводческого кластера. Приоритетное место в реализации вышеизложенных функций, по нашему мнению, должно отводиться применению программного подхода к развитию отрасли.

Сегодня в рамках Целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Омской об-

ласти на 2008—2010 гг.» [6] принята и действует подпрограмма «Развитие льнопроизводства в Омской области» на 2008—2010 гг. Целями подпрограммы являются: создание условий для дальнейшего развития льнопроизводства и повышение экономической эффективности льносеющих хозяйств.

В связи с этим предстоит решить ряд задач, в том числе:

— обеспечить стабильность в работе льносеющих хозяйств и организаций текстильной промышленности в северных районах Омской области;

— освоить новейшие технологии по глубокой переработке льна на предприятиях региона;

— пополнить оборотные средства льносеющих хозяйств и перерабатывающих организаций. Программой предусматривается увеличение

посевных площадей к 2010 г. до 1900 га, производства льноволокна — на уровне 1400 т, планируется организация производства медицинской ваты в объеме 700 т. Общий объем средств, выделяемых на реализацию программы, составит 10,1 млн. руб. Несомненно, программа станет важным инструментом регулирования развития льняного подкомплекса. Идея реализации клас-

терного подхода к развитию промышленного потенциала области предусмотрена в указе губернатора Омской области «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 г.» [7]. Принятие региональной программы кластеризации позволит выработать модель и конкретные мероприятия экономического развития отрасли и региона в целом.

Литература

1. Портер, Майкл, Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.: ил.

2. Стукач, В.Ф. Управление трансакционными издержками // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 18-20.

3. Романов, А. Формирование агропромышленных кластеров в России / А. Романов, В. Арашуков // АПК: экономика, управление. 2008. № 3. С. 41-45.

4. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса: рекомендации по созданию промышленных кластеров / Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Центр международного частного предпринимательства при торговой палате США. М., 2006.

5. Монастырский, Е.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2(89). С. 38-43.

6. О целевой программе Омской области «Развитие агропромышленного комплекса Омской области» на 2008—2010 гг.: закон Омской области от 16.10.2007. № 963-03 // Омский вестник. 19.10.2007. № 100.

7. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года»: указ губернатора Омской области от 13.02.2006. № 18 // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. 10.03.2006. № 1(13). С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.