Таблица 1 - Основные показатели развития малого предпринимательства на территории Омской области (на конец года) [3, с. 53-55; 4, с. 47-51; 5, с.59-61; 7, с. 67-69]_
Показатели Годы
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число малых предприятий, тыс. шт. 12,0 10,7 10,9 10,9 11,0 10,9 12,5 14,4 14,2
Среднесписочная численность занятых, тыс. чел. 118,7 101,0 103,7 103,3 99,4 93,2 91,6 90,2 90,4
Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. руб. 2524,1 3685,6 4148,5 6939,1 10971,4 17757,0 24171,8 113235,7* 126034,7*
* - оборот малых предприятий
УДК 631.1:633.521 +633.854.54
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛЬНЯНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Ф. Стукач, д-р. экон. наук, проф., А.М. Редькин, аспирант Омский государственный аграрный университет
Аннотация. В статье рассмотрен кластерный подход к развитию экономики льняного подкомплекса в Омской области, приведена структура льняного кластера, отражены основные принципы его формирования, отмечена роль правительства на каждом жизненном этапе функционирования кластера.
Ключевые слова: Омская область, льняной кластер: преимущества, эффекты, методика формирования, жизненный цикл.
В условиях стабилизации процессов экономического развития АПК, приоритетное внимание учёных-экономистов всё чаще обращено не на политику выживания, характерную для кризисной ситуации периода экономических преобразований 90-х годов ХХ столетия, а на разработку принципов и механизмов обеспечения высоких темпов экономического роста и повышение благосостояния граждан. Одним из эффективных методов решения этих задач, как показывает опыт многих развитых стран мира, является применение кластерных технологий.
Теория кластеров получила своё развитие с конца 60-х начала 70-х годов ХХ века. Большой вклад в её разработку и развитие внёс выдающийся профессор Гарвардской экономической школы Майкл Портер. Казалось бы, уже почти полвека прошло с момента обращения взглядов учёных на теорию
кластеров, а для российской экономики она по-прежнему остаётся до конца не изученной.
Одной из проблем применения кластерной модели развития производства на федеральном, региональном и местном уровнях власти является отсутствие единой государственной кластерной концепции. При этом под концепцией должны пониматься не абстрактные условия кластеризации, а вполне конкретные действия федеральных органов власти: мероприятия, целевые программы, законодательные инициативы по стимулированию развития кластерных принципов производства на региональном и местном уровнях. На наш взгляд, отправной точкой в разработке данного документа, наряду с работами зарубежных авторов, может стать ряд исследований, проведённых учёными экономистами России и стран СНГ (И. Фёрова, Е. Иванова, А. Дворкин, И. Мельман, В. Кунди-ус, Е. Монастырский, А. Романов и В. Арашу-
ков, А. Мигранян, Т. Цихан и др.). Далеко не последнюю роль в формировании кластерной концепции должны сыграть разработанные в
2006 г. Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Центром международного частного предпринимательства при торговой палате США рекомендации по созданию промышленных кластеров.
Одним из важных условий реализации кластерной политики, является необходимость проведения тематических кластерных исследований применительно к конкретным видам производств, в рамках определённых географических границ - будь то округ, регион либо производство местного значения. Такой подход, по нашему мнению, должен способствовать выявлению перспективных производственных и высокотехнологических кластеров и задавать направление в разработке приоритетных программ экономического и социального развития территорий.
В условиях отсутствия общегосударственной кластерной концепции, в настоящее время, решение о намерении реализовывать кластерную политику экономического развития, в том числе в АПК, принято большинством субъектов Российской Федерации. В Омской области готовность применения кластерного механизма в повышении эффективности экономики и создания новых высокотехнологических производств озвучена в стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года. В качестве приоритетных сфер реализации кластерных инициатив, правительством области выделено пять ключевых секторов экономики: нефтехимический, лесоперерабатывающий, машиностроительный, биотехнологический и агропромышленный комплексы [1].
Решение о развитии кластеров в регионе принято не случайно. Омская область является одним из высоко развитых индустриальных и агропромышленных центров России. По индексу промышленного производства в
2007 г., среди субъектов Российской Федерации, область занимала 20 место, по производству зерна - 9, молока и мяса - 8. Темп роста валового регионального продукта на 44,3 % был выше общероссийского и составил 198,5 и 154,2 %, соответственно. Объём производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в действующих ценах составил 44634,5 млн. руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения, в сравнении с уровнем 2000 г, увеличились на 186,1% (для сравнения по России -на 110,8%). Экономика региона обладает
мощным производственным, трудовым, финансовым, инновационным потенциалом, а с применением кластерного принципа организации и управления производством, способна стать одной из высокоэффективных и высокоразвитых экономических систем Сибири и России в целом.
Анализ производственных, экономических, социальных показателей АПК Омского региона, состояние нормативно-правовой базы, а также уровень развитости отдельных звеньев производственной и социальной инфраструктуры, объективно указывает на возможность формирования мясного, молочного и зернопродуктово-го кластеров. Для северных районов Омской области (Тарский, Седельниковский, Знаменский, Тевризский, Большеуковский и Усть-Ишимский) целесообразна организация и развитие кластера по производству и переработке продукции льна-долгунца.
Учёными института экономики и финансов ОмГАУ проводятся исследования по реализации кластерных инициатив в ряде сфер регионального АПК. В данной статье приводятся некоторые итоги научных изысканий в сфере развития льняного кластера в АПК Омской области.
Льняной кластер, в нашем понимании, может быть определён как целостная система географически соседствующих и находящихся в тесном сотрудничестве организаций по производству и переработке льна, субъектов финансовой сферы, маркетинговой инфраструктуры, научных организаций, образования и т.п. Следует заметить, что кластер объединяет в себе не только родственные виды производств, как-то: выращивание, переработка, производство и реализация конечной продукции из льна-долгунца, но и предприятия и организации, относящиеся к различным отраслям и подотраслям АПК и народнохозяйственного комплекса региона и страны в целом. В составе льняного кластера, кроме того, целесообразно выделить финансово-кредитные учреждения, информационно-консультационные центры, объекты производственной инфраструктуры, представителей региональных и местных органов власти и др. (рис. 1).
Излагая суть кластерного подхода к развитию льняного подкомплекса области, прежде всего, необходимо отметить главные предпосылки, указывающие на целесообразность его применения.
Первое, на что следует обратить внимание, это реанимирование и рост промышленного производства льна-долгунца.
В 1955 - 1956 гг. посевные площади льна в Омской области составляли 26,0 - 26,5 тыс. га, в 1960 г. - 7,1 тыс. га, в 1970 г. - 6,2 тыс. га. К 2000 г. площади посева льна в сравнении с 1970 г. сократились в 15,5 раза, а валовой сбор льноволокна более чем в 36,5 раза.
Начиная с 2004 г. в результате действия целевых: государственной и областной - программ развития льнопроизводства, наметился поступательный рост производственных показателей возделывания льна. В период с 2004 - 2007 гг., посевные площади льна и валовой сбор льноволокна увеличились более чем в 2 раза и составили, соответственно, 1,19 тыс. га и 12,4 тыс. ц. Темпы роста производственных показателей льна-долгунца в Омской области в 2007 г., как показывают данные проведённого анализа, являются самыми высокими в сравнении с субъектами Сибирского Федерального округа и Российской Федерации в целом (рис. 2)
Одним из условий целесообразности развития кластера, как показывает ряд исследований, проведённых различными учёными экономистами, является наличие крупного предприятия (интеграционного центра), производящего готовую продукцию, нацеленную на конечного потребителя.
В настоящее время в Омской области имеется два действующих и активно развивающихся завода по первичной переработке льна-долгунца (ЗАО «Знаменский лён» и СПК «Агро-лён» («Муромцевский лён»)). Производственные заводские мощности позволяют перерабатывать более 6 тыс. тонн льнотресты (в переводе, более 1,5 тыс. тонн льноволокна). Сегодня на заводе ЗАО «Знаменский лён» идёт монтаж линии глубокой переработки льна, продукция которой будет являться исходным сырьём для завода (ООО «ЛенОм») по производству медицинской ваты и хлопкоподобного льноволокна «Модилен». С промышленным запуском завода ООО «ЛенОм», ожидается получение прибыли свыше 22 млн. руб. в год. Таким образом, наметился явный интеграционный центр, который может стать ядром образования и развития льняного кластера.
Кроме того, к числу объективных условий образования кластера можно отнести реальный интерес к интеграции со стороны непосредственных участников производства и переработки льна; активную позицию в поддержании развития отрасли со стороны региональных и местных органов власти; наличие внутренних и внешних рынков сбыта производимой продукции; присутствие образова-
тельных и научных центров, финансово-кредитной и инновационной инфраструктуры.
Наряду с предпосылками формирования кластера важно отметить ряд основных преимуществ реализации именно данной интеграционной формы сотрудничества.
Первый довод в пользу развития льняного кластера в Омской области состоит в том, что кластеры очень хорошо согласуются с характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ.
В современных экономических условиях, когда продукция из льна-долгунца становится незаменимым сырьём в ряде промышленных, пищевых и текстильных отраслей народного хозяйства, льнопроизводство должно быть ориентировано не только на достижение высокой производительности и эффективности производства, но и на обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимой продукции. Реализация конкурентных преимуществ становится гарантом стабильности и поступательного развития льнопроизводства, а, следовательно, и региона, в рамках которого действует и развивается льняной кластер.
Как отмечает Майкл Портер, кластеры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распределение технологий, опыта, информации, маркетинг, а также осознание нужд потребителя, пронизывающее фирмы и отрасли. ...такие связи являются основополагающими в конкурентной борьбе, повышении производительности и особенно в определении направлений и интенсивности организации нового бизнеса и внедрения инноваций [2].
В условиях традиционных форм агропромышленной интеграции, как показывает многочисленная практика, основная доля прибыли остаётся в распоряжении крупных фирм, занимающихся производством конечной продукции. Кластерный же подход предусматривает такой механизм распределения прибыли, который позволяет рассредоточить её объём пропорционально затратам и не только предприятий конечного производственного звена и реализации продукции, но и всех участников кластера. Это положение определяет одну из основных отличительных черт кластера в сравнении с другими формами интеграционного сотрудничества. Для предприятий льнопроизводства проблема непропорционального соотнесения получаемой прибыли и произведённых затрат является одной из болезненных и, на пути повышения
эффективности ведения бизнеса, требует безотлагательного решения.
Преимущество льняного кластера выражается и в так называемом синергетическом эффекте.
Сегодня льняной комплекс на федеральном и региональном уровнях власти пока рассматривается как изолированная от других отраслей и производств система. На его развитие в рамках целевых программ отдельно выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, развивается собственная социальная и производственная инфраструктура, в конечном счёте, имеется своя структура управления.
В условиях современного развития АПК, такой отраслевой подход, безусловно, важен. Но как следует из теории кластерного развития, простая сумма объёмов производства не позволяет получить синергетический (системный) эффект, который является ещё одной из сущностных составляющих самого кластера. Такой эффект возможен при условии совместного использования всех материальных, трудовых, финансовых, инновационных, информационных, инвестиционных и других ресурсов. Другими словами, все участники кластера могут беспрепятственно использовать те или иные ресурсы для достижения совместной цели повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
По мнению исследователей А. Бударова и Д. Рыгалина, способность создавать синерге-тический эффект обусловлена особенностью отраслевых кластеров являться открытыми социально-экономическими системами, обладающими всеми основными общесистемными и специфическими свойствами организационных систем [3].
Ещё одним важным преимуществом развития льняного кластера является механизм распределения рисков.
Анализ результатов проведённых опросов сельхозпроизводителей по теме: «Основные проблемы, сдерживающие развитие производства льна-долгунца в Омской области», показал, что в 87 % случаев низкие темпы возделывания культуры обусловлены отсутствием техники, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. При этом 64 % опрошенных указывали на присутствие риска того, что вложенные силы и средства окажутся не оправданными. Проще говоря, товаропроизводитель боится рисковать, принимая во внимание существенную зависимость возделывания льна-долгунца от погодных условий,
ценовых колебаний и прочих факторов внутренней и внешней среды.
Механизм снижения рисков прекрасно реализуется в рамках льняного кластера. Следуя единой стратегической цели, участники кластера, используя имеющиеся совместные ресурсы, определяют приоритетные сферы вложения капитала, тем самым помогают друг другу в реализации своих намерений и в определённой степени принимают на себя риск возможной неудачи реализуемого мероприятия. В этих условиях вероятность наступления таких рисков для каждого отдельного участника кластера минимизируется и как бы растворяется во внутренней среде кластера, не ставя тем самым под сомнение результативность начатого дела.
В целом для Омской области кластерный подход к развитию льноводства позволит достичь следующих эффектов:
1. Повысится эффективность регионального стратегического планирования развития отрасли и реализации этих стратегий, за счёт включения в данный процесс всех заинтересованных сторон.
2. Появление в рамках кластера сети гибких предпринимательских структур (предприятий, учреждений) позволит сформировать инновационные точки роста экономики льняного подкомплекса и региона в целом.
3. Ускоренное развитие в рамках кластера льнопроизводства, ориентированного как на внутренний, так и на внешний потребительский рынок, будет становиться всё более привлекательным для инвесторов.
4. Формирование и развитие льняного кластера будет сопровождаться ростом числа фирм и предприятий. Это приведёт к возрастанию социального эффекта, выражающегося в увеличении занятости, уровня заработной платы, отчислений в местные, региональный и федеральный бюджеты и др.
5. В отрасли льноводства появится естественный механизм экономического развития, который многократно снизит нагрузку на органы власти всех уровней.
6. Научные и образовательные учреждения, входящие в состав кластера, станут мощным институтом генерации, разработки и практического внедрения инновационных технологий развития отрасли. Это, с одной стороны, принесёт огромную пользу в повышении эффективности работы отрасли, с другой, переориентирует науку и образование из дотационной социальной сферы, в высокодоходную экономическую отрасль.
7. Кластерный подход к развитию льно-производства обеспечит повышения эффективности каждого входящего в него участника. Активизируются процессы создания и развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, существенно возрастёт благосостояние граждан и социально-экономическое развитие территорий.
Мы перечислили лишь некоторые эффекты развития льняного кластера. В реальности их гораздо больше, и в полной мере они ощущаются только лишь при непосредственном функционировании кластерного механизма хозяйствования.
Представляет научный интерес разработка методики развития регионального льняного кластера. По нашему мнению, данный процесс должен состоять из четырёх последовательных этапов:
1. Анализ условий для формирования кластерной структуры организации льнопроиз-водства. В рамках данного этапа изучается состояние рынков товаров и услуг, факторов спроса и предложения, ценовая политика, состояние капитала и ресурсов участников кластера, проводится анализ конкурентов и оценка конкурентных преимуществ.
2. Разработка структуры льноводческого кластера с учётом факторов оказывающих влияние на льняной подкомплекс. Здесь выявляются участники, заинтересованные во вхождение в интеграционные структуры, определяется структура кластера, разрабатываются условия и правила его функционирования, подготавливаются нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие участников и развитие самого кластера льноводства.
3. Формирование льноводческого кластера. На данном этапе создаются: организационно-производственная структура кластера; органы управления, координирующие работу кластера; определяются масштабы и формы совместной деятельности участников; формируются нормы и правила, обеспечивающие работу кластера.
4. Сопровождение функционирования кластера, оценка эффективности и стратегии развития кластерной структуры. В рамках 4-го этапа проводится оценка эффективности кластерных преобразований, выявляются перспективные направления развития кластера, формируются стратегии, нацеленные на разработку проектных решений и долгосрочное функционирование кластера.
Опыт развития кластерных структур указывает на определяющую позицию в этом процессе региональных и местных органов власти.
В условиях отсутствия общегосударственных принципов реализации кластерной политики, уже сегодня можно однозначно утверждать, что успех формирования кластерных структур и продолжительность их жизнедеятельности во многом определяются поддержкой органов власти всех уровней. При этом не следует думать, что кластер должен быть создан по воле властных структур. Отнюдь нет. Использование понятие «создание» кластера, в полном смысле этого слова, представляется не совсем корректным. Кластеры, в том числе льняной, не могут быть созданы политической волей. Их можно инициировать, выявить в региональной экономике и поддержать. Правительство может только обеспечить условия для развития и роста кластера. Основная задача региональных органов власти применительно к АПК должна состоять в решении трёх задач: в выявлении потенциальных секторов кластеризации, в разработке стратегии и программ их развития, в принятии активного участия в ходе их дальнейшего функционирования, в форме включения отдельных представителей региональных органов власти в координационный совет кластера. Более того, первые две задачи могут быть успешно реализованы при активной поддержке научных учреждений.
Подобно любой организации, кластер имеет жизненные циклы: зарождение, рост, зрелость, спад. Льняной кластер Омской области относится к числу зарождающихся (потенциальных) кластеров. Если рассматривать все его жизненные стадии, то на каждой из них функции региональных и местных органов власти различны.
Так, на стадии зарождения, требуется самая активная позиция регионального правительства. На наш взгляд, для льняного кластера она может быть выражена в форме информационной поддержки предприятий, входящих в состав кластера, проведения научных исследований, целевого финансирования отдельных организационных мероприятий, развития инфраструктуры, расширения производственных мощностей и т.п.
На этапе роста роль правительства должна сводиться к усилению специализации кластера и на достижение конкурентных преимуществ. Эти две задачи сводятся воедино. Здесь важно не копировать опыт других регионов, а следовать собственной производственной цели с учётом региональных и местных конкурентных преимуществ. Обычно поиск областей специализации производства гораздо эффективнее, чем непосредственная
конкуренция с регионами, где данный вид производства уже развит и эффективен.
Так, например, внимание правительства Омской области при развитии льняного кластера должно быть сосредоточено на мероприятиях, обеспечивающих поддержание и усиление конкурентных преимуществ ядра кластера, которым может являться уникальный в своём роде на территории всей Сибири по ассортименту продукции и технологической составляющей, завод по производству медицинской ваты - ООО «ЛенОм».
Кроме того, активная форма поддержки льняного кластера со стороны региональных властей может быть обеспечена в форме совершенствования налоговой политики, продолжения информационного сопровождения, организации исследовательской работы по проблемам льнопроизводства в местных университетах, создания ясных, направленных на обновление, законодательных документов в сфере уменьшения неопределённости законодательства, стимулирования развития предприятий, поощрения совершенствования. Определённые усилия должны быть направлены на повышение местного уровня спроса на продукцию, поставляемую кластером. Главный принцип правительственной политики на данном этапе - это реализация обдуманных, заранее проанализированных мероприятий, которые бы не в коем образе не смогли навредить эффективному развитию кластерной структуры.
Стадия зрелости льняного кластера, характеризующаяся стандартизацией процессов в кластере, появлением новых конкурентов, сильной зависимостью от ценового фактора и т.п., несколько смещает приоритеты правительственной политики. Основные усилия в этом случае должны будут направлены на модернизацию производства, устранение ограничений и препятствий для нововведений, поощрение маркетинговых исследований и разработку новой продукции с более высокими качественными и конкурентными позициями. Развитие кластера на данном этапе должно сопровождаться активным поиском инвесторов, как на территории пограничных зон, Российской Федерации, так и с привлечением иностранных фирм и организаций.
Замена выпускаемой продукции более эффективной или дешёвой, снижение уровня инвестиционной активности и переориентация на финансирование поиска новых продуктов и производственных участков в регионе чаще всего характеризуют наступление этапа спада в развитии производственного кластера.
В данном случае, применительно к льняному кластеру, роль регионального и местного правительства будет состоять в предоставлении возможностей для инвестирования новых видов производств, в формировании законодательной базы устраняющей возможность возникновения препятствий, связанных с нововведениями.
Таким образом, в данной статье, на примере льняного кластера, мы отметили лишь некоторые характеристики кластерного подхода к развитию экономики Омского региона.
Теория развития кластеров весьма интересна и сложна. Она требует тщательного изучения и развития применительно как к конкретным видам производств, так и к рамкам определённых территориальных границ.
Объективно ясно, что конкурентные преимущества современного АПК России должны формироваться, прежде всего, на уровне отдельных регионов. Именно регионы, в стремлении повысить эффективность экономики на своей территории, являются главными «точками роста» национальной конкурентоспособности. Для того чтобы достичь этого, на смену устаревшему отраслевому подходу должны придти новые механизмы регионального управления. Одним из таких механизмов, как свидетельствует мировая практика и тенденция, является кластерный подход.
Библиографический список
1. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года. - Указ Губернатора Омской области от 13.02.2006. - № 18 // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. - № 1(13). -10.03.2006. - 18 с.
2. Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
3. Бударов, А.Ю., Рыгалин, Д.Б. Исследование сущности процессов самоорганизации в высокотехнологичных отраслевых кластерах // Инновации. - 2006. - № 2 (89). - C. 44-48.
Innovation model of the development of the economy cf flax sub complex in Omsk region
V.F. Stukach, A. M. Red'kin
Cluster approach is considered in article to development of the economy of flax sub complex in Omsk region. It is brought the structure of flax cluster, reflected main principles of it's shaping, is noted the role of government on each life stage of the cluster operation.
Статья поступила 09.09.2008 г.
Рис. 1. Структура льняного кластера в Омской области
15 10 5 0
2003
2007
Омская область
-Сибирский Федеральный округ
Российская федерация
Рис. 2. Темп роста валового сбора льна-долгунца (волокна) 2003 - 2007гг.