Научная статья на тему 'Стратегические инструменты аргументации управленческих решений в сфере издательской деятельности'

Стратегические инструменты аргументации управленческих решений в сфере издательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАНВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА ЦЕЛЕЙ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курашова С. А.

В статье обосновывается необходимость аргументации управленческих решений в сфере издательской деятельности с использованием стратегических инструментов менеджмента. Построены стратегическая канва потребительской ценности издательского рынка и стратегическая карта целей на основе ценностного и инновационного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC TOOLS OF THE ADMINISTRATIVE DECISIONS ARGUMENT IN THE PUBLISHING SPHERE

In this paper necessity of the argument of administrative decisions in the publishing sphere with the strategic management tools usage is considered. The strategic outline of the publishing market consumer value and strategic card of the purposes on the basis of valuable and innovative approaches are constructed.

Текст научной работы на тему «Стратегические инструменты аргументации управленческих решений в сфере издательской деятельности»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ АРГУМЕНТАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STRATEGIC TOOLS OF THE ADMINISTRATIVE DECISIONS ARGUMENT IN THE PUBLISHING SPHERE

С.А. КУРАШОВА, ст. преподаватель

МАТИ

С.А. КУРАШОВА, senior lecturer

MATI

Аннотация

В статье обосновывается необходимость аргументации управленческих решений в сфере издательской деятельности с использованием стратегических инструментов менеджмента. Построены стратегическая канва потребительской ценности издательского рынка и стратегическая карта целей на основе ценностного и инновационного подходов.

Abstract

In this paper necessity of the argument of administrative decisions in the publishing sphere with the strategic management tools usage is considered. The strategic outline of the publishing market consumer value and strategic card of the purposes on the basis of valuable and innovative approaches are constructed.

Ключевые слова: стратегическая канва потребительской ценности, стратегическая карта целей, сбалансированная система показателей.

Key words: strategic outline of customer value, strategic card, balanced scorecard.

В условиях перехода от индустриального к информационному обществу, усложнились взаимосвязи, следовательно, и система управления претерпела ряд изменений. В настоящее время процесс принятия управленческих решений требует аргументированного инструментария, что позволило бы решать вопросы, связанные с развитием организации, и способствовало бы ее успеху в будущем. Успешное функционирование организации в долгосрочном периоде является результатом проработанной стратегии раз-

вития, поскольку именно стратегия выступает средством обеспечения целесообразности экономической деятельности.

От эффективной деятельности издательств и издающих организаций в огромной степени зависит результативность работы полиграфических предприятий, поскольку издательства в настоящее время определяют примерно на 55% объем работ по печати в целом. Современная тенденция развития рынка полиграфических работ характеризуется тем, что доля печатной продукции, предназначенная для индивидуального потребления, имеет тенденцию к сокращению. Однако, все-таки чуть более половины книжно-журнальной продукции - это продукция, предназначенная для индивидуального потребления, ассортимент, объем, содержание и все остальные параметры которой определяются издательствами. Поэтому для исследования перспектив стратегии развития сферы издательско-полиграфической деятельности, основополагающее значение имеет изучение проблем эффективности функционирования издательств.

Анализ деятельности издательско-полиграфических комплексов выявил множество проблем, препятствующих их эффективному функционированию и развитию и касающихся формирования тематических планов, отсутствия электронных изданий, невыполнения планов выпуска продукции в срок и других аспектов деятельности.

В условиях информационной экономики с целью повышения качества принимаемых управленческих решений необходим переход от количественных к качественным показателям эффективности, причем качество должно быть инновационным. В условиях экономики знаний на первый план выходит ориентация на ценностный подход, а именно на реализацию мисси выпуска продукции, которая является социально значимой.

В связи с необходимостью учета временного аспекта при принятии обоснованных управленческих решений становится очевидным, что оценивать фактическое состояние экономики организации позволяет не бухгалтерская прибыль, а доход на вложенный капитал. Разработка стратегии развития издательств, как и любых других организаций, в условиях высокого уровня изменчивости и сложности внешней среды требует структурирования информации, которое позволит идентифицировать и обосновывать факторы, определяющие стратегические управленческие решения. На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что без знания экономических инструментов для управления формированием спроса, издержек, цены, объема продукции и чистого дохода на вложенный капитал невозможно добиться конкурентных преимуществ [1, с. 18].

В стратегическом менеджменте важным понятием становится понятие альтернативных затрат. Их анализ помогает выявить нечто скрытое, не упустить те альтернативы, которые приносят больший доход. Задача заключается в том, чтобы разработать инструменты, которые позволят сделать правильный выбор стратегического решения.

Разработку стратегического инструментария целесообразно начинать с выявления профиля рынка. Поскольку проблемы деятельности издательств невозможно решать без учета факторов, побуждающих интерес потребителя к конечной продукции, была построена стратегическая канва потребительской ценности издательского предложения (рис. 1) [2, с. 14].

Высокая 1у \ / * / \ / \ \ 1 /

Средняя 2 /\ \ \ * \ \ 1 1 1 , К' 4 /

Низкая \ \ 1 1 ■4

Ценность предложений = X X ы я ее <и а Качество издания (материалы) Узнаваемые авторы в ассортименте издательства Наличие новых авторов у издательства Узнаваемые серии Популярность книги Скидки Доступность книги Оформление издания Имидж издательства Жанровое своеобразие книги Стиль повествования Литературные премии, полученные авторами Книга неопределенных жанров (стык жанров)

Факторы конкуренции (потребительские предпочтения)

•-• — кривая ценности, отражающая ситуацию на известном рыночном

пространстве («алый океан»);

♦----♦ — кривая ценности, отражающая переориентацию с конкурентов на

альтернативы («голубой океан»).

Рис. 1. Стратегическая канва потребительской ценности издательского рынка.

Стратегическая канва - это инструмент, позволяющий одновременно и провести диагностику, и визуально построить стратегию «голубого океана» (СГО) [3, с. 5].

Поскольку в стратегической канве находят отражение характеристики ценности продукции со стороны потребителей, то для ее построения по горизонтали отложены в виде ряда параметров потребительские предпочтения на книжном рынке. Данные параметры являются ключевыми факторами успеха издательско-полиграфических комплексов на книжном рынке. Уровни ценности предложений показаны по вертикали. Проанализирован уровень предложения, получаемого потребителем по каждому из факторов.

Первая кривая ценности показывает ситуацию на рынке в настоящий момент времени, где конкуренция высока. Это «алый океан». Возникает необходимость переориентироваться с конкурентов на альтернативные ва-

рианты. На основе выявленных «слабых мест» был построен график в про-тивофазе. Для этого некоторые факторы конкуренции были упразднены, некоторые - снижены, значение какие-то факторов было повышено, а также в кривой ценности 2 нашел отражение фактор, по которому ранее конкуренция отсутствовала.

Следовательно, инновация ценности привела к выявлению ниши работы с новыми авторами, где отсутствует конкуренция. Следует отметить, что стратегии многих издательств направлены на работу с новыми авторами, однако их ассортиментная политика носит сиюминутный, краткосрочный характер и стратегические инструменты практически не используются.

По словам М. Портера, нет еще единой концепции, которая задала бы общий ориентир бизнесу и обществу, поэтому должна возобладать идея общих ценностей, место которых в самом центре стратегии [4, с. 35].

Выявленный профиль стратегической канвы должен найти отражение в основе таких инструментов, визуализирующих стратегию, как стратегическая карта целей и сбалансированная система показателей (ССП). В связи с этим стратегические карты целесообразно строить не только опираясь на проекции ССП, но и учитывая выявленное направление развития в рамках реализации стратегии, основанной на инновациях и ценностях, т.е. СГО. Оба стратегических инструмента ориентированы на создание для будущих потребителей ценности предложения. Потребительская ценность важна и при достижении минимально достаточной доходности на вложенный капитал, что еще раз подчеркивает возможность обеспечения заданного финансового результата на основе синтеза инновационного и ценностного подходов (рис. 2). Однако, применительно к новым авторам, эффективность работы с которыми определяется преимущественно периодом до года, использование такого показателя, как чистый приведенный доход представляется не вполне целесообразным, важнее сосредоточиться на показателе экономической прибыли, который дает возможность учесть скрытые издержки и сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий издательств. При стремлении организации к повышению экономической прибыли, все виды деятельности должны быть сбалансированы.

В этом случае можно говорить о реализации реконструкционистско-го подхода к разработке стратегии, т.е. о реконструировании рыночной позиции в инновационном направлении. В процессе построения стратегической карты в рамках методики «сбалансированных океанов» («ССП+СГО») проекция «бизнес-процессы» ССП в стратегической карте целей представляется блоком процессов стартовой стратегии и набором процессов поддерживающей стратегии или, другими словами, процессами инновации ценности и операционными процессами [5, с. 7].

Рис. 2. Построение стратегической карты в рамках методики «сбалансированных океанов».

Эти процессы работают на главную цель проекции «Работа с авторами и потребителями» ССП, т.е. ориентированы на создание ценности предложения новым авторам, а затем и потребителям. Их целесообразно сначала применять к каждой проекции ССП, а затем осуществлять их син-

тез на уровне общей потребительской ценности. В результате успешной реализации данной инновационной стратегии возможно создать уникальную рыночную нишу для каждого издания (стратегической бизнес-единицы) и в конечном итоге достаточно сильный бренд для организации в целом.

Библиографический список

1. Кондрашова В.К., Исаева О.Г., Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент: экономические инструменты: учеб. пособ. М.: МГУП, 2003. 298 с.

2. Курашова С.А. Инновационное управление издательством на основе стратегических инструментов менеджмента: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 26 с.

3. Ким У.Ч., Моборн Р. Стратегия «голубого океана» / пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 272 с.

4. Портер М., Креймер М. Капитализм для всех // Harvard Business Review. 2011. № 3. С. 34-52.

5. Кандалинцев В.Г. «СГО+ССП»: прикладные решения для объединения // Методы менеджмента качества, 2007. № 2. С. 4-7.

Контактная информация

svetlana_st26@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.