Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСПЕКТИВНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСПЕКТИВНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСПЕКТИВНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Tashkent State Transport University

Google Scholar indexed

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-309-311

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСПЕКТИВНОГО КАДРОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА

Рашод Адилович Носиров

Доктор исторических наук, профессор, Ташкентский государственный

транспортный университет

Шохсанам Бекжон кизи Исмаилова

Магистрант, Ташкентский государственный транспортный университет

Генезис современных педагогических идей во многом связан с научной деятельностью мыслителей Средних веков, оказавших большое влияние на формирование национальной духовности, культуры дружбы и толерантности народов Средней Азии [1]. Источниками педагогической мысли являлись специальные труды, посвященные воспитанию, а также научные трактаты, содержащие рассуждения о способах подачи сложного материала.

Восток традиционно деликатен в вопросах образования. Правилам поведения обучаемого и наставника посвящались отдельные произведения мыслителей. В «Краткой книге о восполнении и противопоставлении» упоминается важнейшее качество педагога - умение объяснять сложные проблемы с доступной легкостью [2]. Муххамаду аль-Хорезми удалось написать «Алгебру» поразительно ясным языком без сложных цифр и уравнений. Именно легкость прочтения сложного кода особенно ценится сегодня в программировании, а термин «алгоритм» своим названием обязан искаженному латинской транскрипцией имени Аль-Хорезми в переводе, который начинался с фразы «Dixit («Так говорил») Algoritmi».

В «Каноне врачебной науки» философ Ибн Сина призывает формировать характеры учеников с помощью мелодий Makomlar, каждая из которых оказывает свое лечебное и воспитательное воздействие [3]. Наиболее древние истоки имеют узбекские макомы, полученные из «Дувоздах маком», происхождение которых восходит к временам появления человечества. Ибн-Сина ввел понятие гигиены речи педагога, как никогда актуальной в нынешней практике людей, воздействующих на ум и сознание молодого поколения. Педагогическое мастерство, согласно мнению

April 21-22

309

Tashkent State Transport University

Google Scholar indexed

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-309-311

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

Ибн-Сина, выражалось в том числе и в умении управлять силой голоса:

• начинать изложение материала вполголоса с постепенным усилением

звука,

• сильным голосом акцентировать ключевые моменты,

• не переходить на крик и не вещать громко слишком долго, дабы поберечь и собственные связки, и психику учеников.

Учёный-энциклопедист Абу Райхон аль-Беруни в трактате «Осорал Бокия» предостерегал от простого запоминания и советовал совмещать его с пониманием [4]. Он считал, что благодаря периодической смене вида на предмет ученик уяснит его многогранность, подобно тому, как путешествие по разным садам будет раскрывать прелести каждого из них. Способность запоминать много проистекает из многообразия наблюдений. Какой бы области знаний ни посвящал учёный свои труды, каждый из них содержит педагогические рекомендации к освоению научных дисциплин [5].

Два метода, сохранившие популярность до наших дней, впервые сформулировал Абу Наср из Фараби в «Указании пути к счастью» -знаменитом трактате о «жёстком» и «мягком» подходе к обучению подопечных с различным типом мотиваций. Мягкие методы усиливают в учениках стремление к овладению науками, поощряют их трудолюбие и добрый нрав [6]. Необходимость жёстких методов оправдана в том случае, когда лишь принуждение способно искоренить в детях лень и своеволие, укоротить их злобу. Аль-Фараби признавал необходимым наличие у педагога врождённых способностей:

• к быстрому и точному осознанию сути вопроса;

• к занятиям наукой, подразумевающих отличную память, проницательность ума и крепкое здоровье;

• к устному изложению материала, то есть прекрасную дикцию, логику и выразительность речи.

Особыми качествами педагога древний мыслитель считал развитое понятие о чести, мужественность, любовь к справедливости и правде. По его мнению, истинного учителя отличают настойчивость в комплексном развитии своего организма и скромность в удовлетворении личных потребностей [7].

Таким образом, учитывая стратегическую ценность образования для развития науки и подготовки перспективного кадрового потенциала, автор полагает, что государственные образовательные стандарты Республики Узбекистан должны

April 21-22

310

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022

Google Scholar indexed Prospects for Training International

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-309-311 Specialists in the Field of Transport

отталкиваться от прогрессивного просветительского наследия. Воспитание развитой личности, способной представлять страну на мировой арене, невозможно без освоения многовекового опыта педагогической мысли, завещанного народам Средней Азии ее великими мудрецами.

REFERENCES

1. Adilovich N. R., Sharifovna Y. N., Upashevna A. L., Vladimirovna T. S., Juraevna N. N. THE PHENOMENON OF FRIENDSHIP IN THE SOCIAL VIEWS OF EASTERN THINKERS // Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 13. - С. 4695-4698.

2. Мусурманов Р. М., Сотбаров А. А. У. Взгляды восточных мыслителей на воспитание ребенка и семейные отношения в узбекских семьях // Вестник науки и образования. - 2020. - №. 4-1 (82).

3. Андреев А. А., Остроушко А. П. Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина (Авиценна) - персидский ученый-энциклопедист, философ, врач, поэт и музыкант (к 1040-летию со дня рождения) // Вестник экспериментальной и клинической хирургии. - 2020. - Т. 13. - №. 2. - С. 164-164.

4. Матякубов, И. Б. Идеи восточных ученых о педагогическом мастерстве // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 525-528.

5. Умарова Р. Ш., Абдукаримова Г. Б., Тухтабоев Э. А. Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки // Проблемы науки. - 2019. - №. 12 (48).

6. Пирматова Н. История 12 макомов и их названия // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 2 (135).

7. Шайденко Н. А., Редлих С. М., Подзолков В. Г. Особенности подготовки к педагогической деятельности, обеспечивающие успешную социально-профессиональную адаптацию будущего учителя // Часть I. Теоретико-методологические и практические проблемы личностного и профессионального развития. - 2016. - С. 74.

April 21-22

311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.