1АГАЛ^1АГ0 ё тавёаоёга А ТВААГЁдАОЁВО
ЙОвАОААЁXАЙЁАВ N I Й0ААЁВ Р иАВ I ВАА Г Ё£АОЁ 1ГГ1 -Уё ММ ЁхАЙё I Ё ААвОАЁОГ I моё ТвАаТвЁВОЁЁ АТЁ Ё. А. АаауеееГа
А поаоиа УЭааёТжаТй поЭаоааеу е ёТТоаУооаёиТйа ТаУЭааёаТеу Эадаёоёу ТЭааТёда-оёТТ ТТ-уёТТТ1ё+апёТё аауоаёиТТпое УЭааУЭеуоёё а ааЭп'ЭТшяёаТ ТТ1 УЭТёдаТа-поаа, ЭадЭааТоаТа 1Тааёи оУЭааёаТеу Эадаеоёа! ЭааёТТаёиТТаТ АI Е, ТаТпТТааТ уёТТТ!ё+апёёё ТаоаТёд! опёТЭаТеу еиТааоёТиТаТ Эадаеоёу А I Е.
В России в новую фазу вступила радикальная перестройка производственных отношений в агропромышленном комплексе, которая характеризуется более высоким уровнем взаимоотношений государства и сельских товаропроизводителей. Разворачивается реализация приоритетных национальных проектов с разработкой государственных программ и основных направлений реализации агропродовольственной политики.
Успех социально-экономических реформ в аграрном секторе экономики, наряду с повышением самостоятельности аграрных формирований, во многом зависит от того, как будет осуществлен переход к экономическим, рыночным методам хозяйствования с активной поддержкой государства научно обоснованных стратегических решений по развитию сельского хозяйства.
Важно отметить, что любая экономическая система, будь то экономика страны или региона, отрасли или группы предприятий, которая охватывает совокупность производительных сил и производственных отношений, характеризуется в процессе динамического развития выравниванием постоянно возникающих диспропорций. На каждом этапе данного процесса обеспечивается определенная стабильность в интересах всех субъектов рыночных отношений по предотвращению кризисных ситуаций. Поддержание относительного равновесия, устойчивости в процессе развития — важнейшая цель любой экономической системы, достижение которой возможно при комплексном учете множества факторов [1].
Стратегическое планирование считается главной функцией стратегического управления и
представляет собой процесс определения целей управляемой системы и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления всеми участниками и компонентами управляемой системы. Проецируя изложенное на реальную обстановку в нашей стране, можно констатировать, что стратегическое планирование становится более актуальным для российских предприятий.
В настоящее время в Республике Мордовия сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, обусловливающим эту специализацию, относятся агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов. Закрепление экономической специализации аграрно-индустриального типа выражается в преобладании доли обрабатывающих производств и сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта, а также в структуре инвестиций в основной капитал, наличии высокой доли пищевой промышленности в структуре обрабатывающих производств.
Социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса Республики Мордовия за прошедшие годы характеризовалось положительной динамикой в развитии сельскохозяйственных предприятий. Выделение АПК в
© Ё. А. АаауёёеТа, 2009
Ййбёу «УеТ м! ё-^йпеёй Гаоеё»
85
качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия позволило достичь определенных положительных результатов.
Однако финансовая ситуация в сельском хозяйстве республики остается сложной: кредиторская задолженность по сельскохозяйственным предприятиям превышает объем реализации на 818 млн. р., остается низкой среднемесячная заработная плата работников, за 2008 г. составившая 8 791 р. Отставание темпов экономического роста в сельском хозяйстве от роста промышленного производства, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Анализ функционирования предприятий агропромышленного комплекса региона в рыночных условиях показывает, что основная проблема состоит в слабости организационно-управленческого механизма стратегического планирования развития предприятий республики. Агропромышленный комплекс, представляя собой единый системообразующий организм, имеющий сложную пространственную структуру технологического оборота и зависящий от многих факторов (природных, биологических, материальнотехнических, трудовых, земельных и т. д.), нуждается в государственной поддержке. Он должен рассматриваться как единая многоотраслевая организационная система, функционирующая на основе периодического совершенствования механизмов управления вертикальными и горизонтальными взаимодействиями (центр — отрасли — предприятия) [2].
Механизм межотраслевого ценообразования АПК в Республике Мордовия способствует тому, что производители аграрного сектора по сравнению с перерабатывающими и торговыми организациями имеют довольно низкие доходы, что не дает возможности покрывать собственные издержки производства, осуществлять даже простое воспроизводство.
В результате аграрный сектор не удовлетворяет спрос перерабатывающих отраслей на определенные виды и объемы сырья, использующих и импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство. При этом перерабатывающие отрасли, испытывая финансовую и сырьевую недостаточность, не могут применить прогрессивные формы организации и управления производством. Данная ситуация усугубляет многие обстоятельства. Как следствие, довольно низкий уровень финансовой устойчивости предприятий АПК ведет к существенному росту их кредиторской задолженности. Решение проблемы неплатежей с
помощью действий по погашению просроченных долгов не всегда ведет к негативным последствиям. Разумно обоснованная эмиссия денежных средств, влекущая за собой эффективные методы их размещения, представляет собой важный источник ускорения деловой активности предприятий. В связи с этим важную роль приобретает стратегическое управление предприятиями и АПК региона в целом в сочетании с рекомендациями и мероприятиями, направленными на устранение (либо уменьшение) исходного уровня хозяйственного риска. Комплекс управляющих воздействий опирается на результаты оценки риска, временную динамику этих оценок, анализ технико-технологического, экономического, социального, инфраструктурного состояний предприятия и среды его функционирования.
Задача позитивного сдвига в решении проблем предприятий АПК требует разработки стратегии развития АПК, определения функционирования его инвестиционно-инновационных систем в рамках данной стратегии. Наблюдаемая в АПК разобщенность сфер производства, обслуживания, заготовок, транспортировки, хранения, переработки и реализации продукции ведет к потере возможностей реализации их общих интересов и целей. При существующей автономии предприятия, имея определенные экономические интересы, вызванные рыночными отношениями, не всегда могут отвечать конкретным требованиям долговых обязательств и получать дополнительный эффект. Исторический опыт показывает, что наиболее успешно работают те агропромышленные формирования, которые действуют в рамках относительно замкнутого цикла: «производство — переработка — реализация продукции», что позволяет значительно улучшить финансово-хозяйственные показатели деятельности интегрированных предприятий на основе сводного бизнес-плана.
В стратегическом аспекте финансовая устойчивость предприятия АПК выступает как ключевое звено для его насущных проблем и представляет собой как результаты ретроспективных управленческих решений, выражающихся в процессах формирования денежных средств и их эффективного расходования, так и ожидаемые перспективные решения социально-экономического плана. Отметим, что обеспечение финансовой устойчивости в АПК — проблема более сложная и более значимая, чем в перерабатывающих отраслях. Это связано с объективными особенностями сельскохозяйственного производства, поэтому важная роль здесь принадлежит не только административным, но и экономическим методам организации и управления производством.
Учитывая изложенное, а также то, что сегодня большая часть агропромышленных предприятий региона переживает определенный
86
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3
структурный застой и слабо инвестируются, становится актуальным ускорение процесса формирования агропромышленных объединений. Именно в этом особенно четко проявляется совокупность существующих экономических отношений, складывающихся под влиянием обобществления производства и труда между экономически самостоятельными предприятиями. В связи со сложившейся экономической специализацией региона, существующей социально-экономической ситуацией, а также долгосрочными задачами развития Российской Федерации основной стратегической целью развития региона является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения.
Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Мордовии являются:
— закрепление на существующих рынках и выход на новые;
— формирование современной структуры агропромышленного комплекса.
Общими для развития практически всех сегментов агропромышленного комплекса региона будут следующие направления:
1) развитие взаимодействия с торговыми сетями;
2) повышение качества и узнаваемости марки товаров; создание единого регионального бренда для отдельных групп товаров (являющихся наиболее конкурентоспособными на внешних рынках, например сыры);
3) развитие логистики, как торговой, так и специализированной (для отдельных направлений);
4) усиление контроля за качеством продукции, выпускаемой предприятиями сектора, в том числе за счет внедрения на предприятиях системы управления и контроля качества (180 9001— 2001);
5) стимулирование потребления продукции агропромышленного комплекса на региональном рынке;
6) развитие комбикормовой промышленности;
7) формирование современной производственной инфраструктуры под создание предприятий перерабатывающей промышленности — агропарков производственного типа, а в долгосрочной перспективе — формирование инновационного агропарка, основной функцией которого будет развитие (апробирование) современ-
Ййбёу «УеТ м! ёчйпеёй Гаоеё»
ных технологий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
8) стимулирование «жесткой» (развитие существующих агрохолдингов, в том числе за пределами региона) и «мягкой» (формирование ассоциаций, партнерств и т. д.) консолидации в секторе.
Основными секторами специализации агропромышленного комплекса Мордовии и их приоритетными направлениями развития являются:
1. Производство молока, сыров и молочных продуктов. Основными направлениями развития данного сегмента должны стать:
— дифференциация товарных и географических рынков;
— увеличение к 2025 г. объемов производства молока до 150 тыс. т цельномолочной продукции, производства сыра до 40 тыс. т за счет формирования новых производств и расширения имеющихся;
— развитие сырьевой базы: 1. Реализация проектов по созданию современных молочных ферм. 2. Установка охладительных установок у производителей первичной молочной продукции (прежде всего, в сельхозпредприятиях от 300 гол. КРС). 3. Повышение продуктивности молочного стада;
— развитие племенного выращивания КРС.
2. Производство мяса и мясных продуктов. Основные направления развития сектора:
— дифференциация товарных и географических рынков: а) увеличение производства охлажденного мяса; б) развитие производства говядины (формирование современных комплексов по выращиванию мясного КРС);
— увеличение объемов производства к 2025 г.: говядины — до 68 тыс. т, свинины — до 100 тыс. т, птицы — до 150 тыс. т за счет формирования новых производств и реконструкции имеющихся;
— увеличение перерабатывающих мощностей в регионе;
— развитие современных сервисов для мясной промышленности (логистических и др.).
3. Производство яйца. Основными направлениями развития выступят:
— увеличение объемов производства за счет реализации инвестиционных проектов и модернизации существующего производства с целью доведения производства яйца до 1 100 млн шт. в год;
— развитие переработки яйца;
— расширение географии и структуры продаж;
— снижение энергоемкости сектора;
— создание современной упаковки для традиционных и новых продуктов.
4. Развитие других секторов:
— производство овощей, овощных консервов, замороженных овощей. Основные направления сектора: а) развитие производства замороженных овощей; б) акционирование ГУП «Тепличное»; в) развитие новых предприятий по выращиванию и переработке овощей;
— производство спирта и алкогольных напитков. Основные направления данного сектора:
а) развитие сырьевой базы (расширение посевных площадей для выращивания ячменя, повышение урожайности зерновых культур и т. д.);
б) модернизация и расширение существующих производств, в том числе строительство нового солодовенного завода ОАО «САН ИнБев» мощностью 20 тыс. т;
— производство зерна (преимущественно для нужд других секторов: производства муки, комбикормов, спирта) и достижение валового сбора зерна до 1 800 тыс. т к 2025 г. Основные направления реализации данного сектора: а) повышение урожайности; б) использование новых технологий; в) строительство зернохранилища на 300 тыс. т;
— развитие сахарной промышленности. Основные направления сектора: а) увеличение объемов производства до 135—150 тыс. т сахара; б) развитие глубокой переработки отходов производства [3].
Устойчивое развитие АПК региона возможно при стабильном взаимодействии множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других систем и целей, в частности экономического роста, обеспечения полной (эффективной) занятости, экономической эффективности, стабильного уровеня цен (борьбы с инфляцией), обеспечения необходимого уровня экономической свободы, экономической и социальной обеспеченности, экологического равновесия, торгового баланса во внешнеэкономических отношениях. Логическая последовательность действий по улучшению общеэкономических отношений в АПК региона представлена на рисунке.
В заключение отметим, что в последние десятилетия резко возросло значение стратегического управления, позволяющего той или иной экономической системе выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства при этом становится не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на рост валового регионального продукта, сокращение бедности сельского населения и повышение продовольственной безопасности республики, т. е. обеспечивает успешную реализацию стратегических целей социально-экономического развития Республики Мордовия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глазьев С. Ю. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад / С. Ю. Глазьев. — М. : НИР, 2006. — 132 с.
2. Качалов Р. М. Управление хозяйственным риском / Р. М. Качалов. — М. : Наука, 2002. — 192 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/gosn/strateg.htm/. — Загл. с экрана.
Поступила 22.05.09.
88
ААЯ0ГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3
Dàçôàaîùêà ñùöàùâäèè ôàçâèùèÿ îàùâêùîâ ÂIÊ
Ñlçäaíeâ Ï0aâiâié àaçû e íl0^aùeâíûö iñí iâ ôóíêöel Teôiâareÿ iaùâêoiâ
I 9Tffij9aim^i iaÿ öa0aêùâ0eñùeêa: ñùâïâíü e äöareöü eíùâä0aöeTí TTäT Ï0Töâññà
Öórêöeтraëüraÿ öa0aêàâ0eñàeêa: ôT01û ñTáñùââr íTñoe e âeäû äâÿùâëürTñùè
Âraëeç äâÿàâëüNñàe iaùâêoiâ
Oaêoi0û ñlñc>aâëÿ|эùeâ Ï0TeçâTäñùâa
Ñ i ñàaâëÿ|эùeâ ñù0aùâäee 0açâeceÿ
№aäee 0açâeceÿ ê 11 ïâ0aöeè e erùâä0aöeè
Ä i ëâ i ñS i ^ r aÿ ffic0aoââeÿ 0açâeceÿ Ï0TeçâTäñùâa e 0ûiêa ñáûùa
I iääi oiâeôâëü r aÿ
I 01âêoe0iâarraÿ
Ñlâäereàâëüraÿ
I Ïoeieçaöelr r aÿ
Ñai i ñoiÿoâëü riäi 0açâeoeÿ
Èrââñàeöeè
iii âаöee
Èíô0añó0óêóó0a
1 a0êâàerä
I 0 i +eâ
Töârêa 0âaëeçaöee âiçNæimoâé e ^öa^rn iaâm'â+âreÿ ÿôôâêàeârTñàe ñà0аàâäee 0açâeoeÿ TaùâêoTâ
Tæeäaâ^ûâ 0âçóëüàaàû: iiâûâ âa0eaioû ÿâтë|эöeтr íTäT 0açâeoeÿ TàùâêoTâ
^âlêa àâêóùeö 0âçóëüàaàlâ e ê 100âêoe01 âêa ñó0ac^ee 0açâeoeÿ ñTöeaëürT-ÿêTrT^ e+âñêeö, ÿêTëTäe+âñêeö, 0ûrT-нûö ToiT0âieé
Déñóíié. Oi31è3iâàTèâ п0Эа0ааее Sàçâèôèÿ 3ââè i iàëü í і а i AlÊ Nàôèÿ «Ÿeî fîlè^^eèà fàoeè»