Научная статья на тему 'Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс'

Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стратегическая сессия / педагогическая технология / креативность преподавателя / студенты / высшая школа / strategic session / pedagogical technology / teacher creativity / students / higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лёвкина Елена Викторовна, Патрикеева Элла Геннадьевна

В современном российском высшем образовании нужны преподаватели, обладающие междисциплинарными знаниями, умеющие самостоятельно ставить и решать нестандартные, задачи, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий повышения креативности современного преподавателя вуза, вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс и их профессионального взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы. Целью статьи является описание стратегической сессии как эффективной технологии, направленной на активизацию деятельности студентов и на совершенствование профессионального мастерства современного преподавателя вуза через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Потребность в раскрытии темы также вызвана тем, что стратегические сессии в настоящее время являются актуальной технологией, используемой в образовательном процессе системы высшего образования. Анализ современных источников психолого-педагогического знания доказывает их теоретическую и методическую обоснованность. В статье представлены основные методологические подходы, которые лежат в основе проведения стратегических сессий, выделены этапы и подробно описана методика их проведения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и углубить научные представления о влиянии стратегических сессий на развитие креативности преподавателя вуза и повышение включенности студентов в образовательный процесс. Практическая значимость исследования состоит в том, что подробное описание опыта проведения стратегических сессий может методически обеспечивать эффективное внедрение данной технологии в инновационную работу современных вузов, что позволит оптимизировать деятельность высших учебных заведений в направлении формирования и развития креативной образовательной среды вуза, направленной на совершенствование учебно-профессиональной деятельности, профессионального мастерства преподавателей через освоение новых, интерактивных форм работы с молодым поколением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лёвкина Елена Викторовна, Патрикеева Элла Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic session as a technology for increasing creativity of a university teacher and involving students in the educational process

Modern Russian higher education needs teachers who have interdisciplinary knowledge, who are able to pose and solve non-standard problems independently, who are able to formulate and solve key problems of society and the state. The relevance of the problem under study is determined by the search for new forms, methods and technologies for increasing the creativity of a modern university teacher, involving students in the educational process and their professional interaction in the educational environment of higher education. The purpose of the article is to describe the strategic session as an effective technology aimed at enhancing the activities of students and improving the professional skills of a modern university teacher through the development of new interactive technologies for working with the younger generation. The need to broach the topic is also caused by the fact that strategic sessions are currently a relevant technology used in the educational process of the higher education system. Analysis of modern sources of psychological and pedagogical knowledge proves their theoretical and methodological validity. The article presents the main methodological approaches that underlie strategic sessions, presents the stages and describes in detail the methodology for conducting them. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results make it possible to complement and deepen scientific ideas about the influence of strategic sessions on the development of creativity of university teachers and increasing the involvement of students in the educational process. The practical significance of the study is that a detailed description of conducting strategic sessions can methodically ensure the effective implementation of this technology in the innovative work of modern universities, which will allow optimizing the activities of higher educational institutions for the formation and development of creative educational environment of the university aimed at improving educational and professional activities, improving the professional skills of teachers through the development of new interactive forms of work with the younger generation.

Текст научной работы на тему «Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2024, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 241064

DOI 10.24412/2304-120X-2024-11064

УДК 378.14

Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс

Strategic session as a technology for increasing creativity of a university teacher and involving students in the educational process

Авторы статьи

L

Authors of the article

Лёвкина Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования» Арзамасского филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Арзамас, Российская Федерация levkina_alena11@mail.ru ORCID: 0000-0002-2016-9087

Патрикеева Элла Геннадьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Арзамас, Российская Федерация ellapatrik@mail.ru ORCID: 0000-0002-1145-1830

Конфликт интересов

Elena V. Levkina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Education, Arzamas branch of the Nizhny Novgorod Research State University named after N. I. Loba-chevsky, Arzamas, Russian Federation levkina_alena11@mail.ru ORCID: 0000-0002-2016-9087

Ella G. Patrikeeva,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Arzamas branch of the Nizhny Novgorod Research State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas, Russian Federation ellapatrik@mail.ru ORCID: 0000-0002-1145-1830

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г. Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 05. - С. 71-86. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241064.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11064

E. V. Levkina, E. G. Patrikeeva, Strategic session as a technology for increasing creativity of a university teacher and involving students in the educational process // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 05. - P. 71-86. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241064.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11064

Поступила в редакцию Received 01.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 10.04.24 Опубликована Published 31.05.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г., 2024

Аннотация

В современном российском высшем образовании нужны преподаватели, обладающие междисциплинарными знаниями, умеющие самостоятельно ставить и решать нестандартные, задачи, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий повышения креативности современного преподавателя вуза, вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс и их профессионального взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы. Целью статьи является описание стратегической сессии как эффективной технологии, направленной на активизацию деятельности студентов и на совершенствование профессионального мастерства современного преподавателя вуза через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Потребность в раскрытии темы также вызвана тем, что стратегические сессии в настоящее время являются актуальной технологией, используемой в образовательном процессе системы высшего образования. Анализ современных источников психолого-педагогического знания доказывает их теоретическую и методическую обоснованность. В статье представлены основные методологические подходы, которые лежат в основе проведения стратегических сессий, выделены этапы и подробно описана методика их проведения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и углубить научные представления о влиянии стратегических сессий на развитие креативности преподавателя вуза и повышение включенности студентов в образовательный процесс. Практическая значимость исследования состоит в том, что подробное описание опыта проведения стратегических сессий может методически обеспечивать эффективное внедрение данной технологии в инновационную работу современных вузов, что позволит оптимизировать деятельность высших учебных заведений в направлении формирования и развития креативной образовательной среды вуза, направленной на совершенствование учебно-профессиональной деятельности, профессионального мастерства преподавателей через освоение новых, интерактивных форм работы с молодым поколением.

Ключевые слова

стратегическая сессия, педагогическая технология, креативность преподавателя, студенты, высшая школа

Благодарности

Авторы выражают благодарность директору Арзамасского филиала ННГУ доктору педагогических наук, профессору Т. Т. Щелиной за поддержку и предоставленную возможность реализации творческой работы с профессорско-преподавательским и студенческим коллективами нашего вуза.

Abstract

Modern Russian higher education needs teachers who have interdisciplinary knowledge, who are able to pose and solve non-standard problems independently, who are able to formulate and solve key problems of society and the state. The relevance of the problem under study is determined by the search for new forms, methods and technologies for increasing the creativity of a modern university teacher, involving students in the educational process and their professional interaction in the educational environment of higher education. The purpose of the article is to describe the strategic session as an effective technology aimed at enhancing the activities of students and improving the professional skills of a modern university teacher through the development of new interactive technologies for working with the younger generation. The need to broach the topic is also caused by the fact that strategic sessions are currently a relevant technology used in the educational process of the higher education system. Analysis of modern sources of psychological and pedagogical knowledge proves their theoretical and methodological validity. The article presents the main methodological approaches that underlie strategic sessions, presents the stages and describes in detail the methodology for conducting them. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results make it possible to complement and deepen scientific ideas about the influence of strategic sessions on the development of creativity of university teachers and increasing the involvement of students in the educational process. The practical significance of the study is that a detailed description of conducting strategic sessions can methodically ensure the effective implementation of this technology in the innovative work of modern universities, which will allow optimizing the activities of higher educational institutions for the formation and development of creative educational environment of the university aimed at improving educational and professional activities, improving the professional skills of teachers through the development of new interactive forms of work with the younger generation.

Key words

strategic session, pedagogical technology, teacher creativity, students, higher school

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the director of the Arzamas branch of NNSU, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T. T. Shchelina for the support and the opportunity to implement creative work with the teaching and student teams of our university.

Введение / Introduction

Современный рынок труда требует специалистов, обладающих высокой стрес-соустойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью, а главное, креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных, постоянно изменяющихся условиях [1, 2].

Роль университета здесь ключевая: именно от преподавателя вуза, от его ключевых личностных характеристик, его профессиональной деятельности зависит уровень знаний и компетенций выпускников, которые впоследствии станут ведущими специалистами на современном рынке труда. В этом смысле нужны преподаватели нового формата: умеющие самостоятельно ставить и решать, в том числе нестандартные, задачи, обладающие междисциплинарными знаниями, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства, а также осознающие свои профессиональные задачи и обязанности в новых социокультурных условиях [3].

Проблема формирования качественного, высокопрофессионального состава педагогических кадров в сфере образования актуальна для работодателей, поэтому поднимаются вопросы совершенствования методов обучения, выделения большего количества времени на практическую составляющую в процессе подготовки, более качественной интеграционной связи теории с практикой.

Заметим, что достаточно длительное время миссией преподавателя вуза была исключительно передача опыта и знаний молодым специалистам. Сегодня требуется переход к построению уникальной отечественной вузовской подготовки, которая предполагает развитие инновационного мышления и опыта активного действия в различных сферах деятельности человека.

Так как сегодня мы работаем с новым типом личности, как правило, активной и уже достаточно самостоятельной в поиске информации, то мы должны предложить соответствующие новые форматы обучения, которые способны вернуть студента в среду вуза, за парту, обеспечить активные формы познания и взаимодействия.

Заметим, что ни один психолог, ни один методист не может сегодня предложить преподавателям готовых схем повышения мотивации студентов, обучающихся в современном вузе. Педагогу, преподавателю приходится самостоятельно искать их, учитывая сложившиеся в последнее время условия, среду обучения, состав обучающихся, уровень их развития и подготовки.

«Российскому обществу необходимы активные люди, успешно адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям труда, способные к самообразованию, саморазвитию, умеющие осуществлять целеполагание, планирование деятельности. Для того чтобы выполнить данный социальный заказ, педагоги прибегают к использованию продуктивных методов обучения», - справедливо подчеркивает в своем исследовании О. В. Шакирова [4].

Привлечь внимание, активизировать деятельность студентов, заставить их думать, размышлять, искать, действовать - вот в чем вопрос. Именно в данных умениях и проявляется мастерство современного преподавателя вуза. При этом огромное значение имеет не только опыт преподавателя, его творческий подход к процессу передачи знаний студентам, его умение организовывать учебный процесс, но и знание современных образовательных трендов, педагогических технологий, готовность постоянно развиваться, искать новые формы, методы и приемы обучения [5].

Обзор литературы / Literature review

В психолого-педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. Часть ученых считает, что педагогическая технология - это педагогическая система в целом (В. П. Беспалько [6]); другие ученые подразумевают под технологией некую частную методику, направленную на достижение отдельно представленной педагогической цели (например,

методика Д. В. Эльконина - В. В. Давыдова); третьи технологию рассматривают не просто как педагогическую систему или методику, а как алгоритм решения определенной педагогической задачи [7, 8].

Согласно определению ЮНЕСКО, педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [9].

В настоящее время развивающая и образовательная ценность педагогических технологий имеет несомненное признание; с другой стороны, научный статус педагогической технологии воспитания и обучения однозначно не определен. Чаще всего педагогическим технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой. Общеизвестны технологии П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской.

Технологические аспекты организации обучения раскрываются в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Ю. Н. Кулюткина, А. М. Матюш-кина, М. И. Махмутова, Г. С. Сухобской, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана и многих других дидактов, педагогов и психологов-практиков. Так, В. П. Беспалько указывает, что педагогическая технология - это «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [10].

По мнению А. А. Факторович, педагогическая технология должна быть научно обоснована и разрабатываться на концептуальной базе, опираться на конкретные измеряемые и достигаемые цели, иметь в своей структуре содержательно-информативный и инструментально-деятельностный компоненты [11].

С точки зрения М. В. Кларина, педагогическая технология означает системную совокупность и принципы функционирования всех инструментальных, личностных, методологических средств, которые применимы для достижения педагогических целей.

А. В. Морозов указывает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют систему и структуру способов, форм, методов, приемов воспитательных средств и обучения [12].

Р. З. Богоудинова, И. Э. Вильданов, Р. С. Сафин характеризуют коллективы студентов и преподавателей, научные сообщества, молодежные коллективы как локальную креативную образовательную среду - инновационную педагогическую технологию, которая характеризуется системой компонентов, представляет собой максимальный потенциал познания, воздействующий на развитие личности, в которой создается возможность для реализации творческого потенциала и стремления к фантазийным идеальным стратегиям и проектам для любого преподавателя и студента. Воплощением креативной образовательной среды в вузе является интеграция когнитивных, проектных, креативных, коммуникативных, организационных, технологических компетенций как преподавателей, так и студентов [13].

Юниса Эка Сапутри, Руснилавати (Universitas Muhammadiyah Surakarta, Суракарта, Индонезия), исследуя методы Discovery Learning Through Educandy, подчеркивают, что технологии обучения должны быть захватывающими и мотивирующими, обеспечивающими интеллектуальное удовольствие от процесса познания, вызов и вдохновение для активно участвующих студентов. Преподаватели должны создавать ситуации сотрудничества и предоставлять достаточно пространства для инициативы, творчества и независимости учеников [14].

Х. Михайлишин, О. Кондур, Л. Шерман представляют подход, в котором под образовательными инновациями понимают технологии, методы деятельности, существенно отличающиеся от сложившейся практики и обладающие дидактическим потенциалом для развития креативного, творческого мышления и повышения самоэффективности [15]. Происходит развитие творческих способностей, качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, таким как познавательная активность, деятельностная вовлеченность, организованность, самостоятельность, саморефлексия, умение работать в ситуации неопределенности. Указанные качества определяют творческий потенциал личности.

Ружди Кадрия, Агон Кокай в исследовании влияния образовательных технологий на результаты обучения отмечают, что в современном образовании доминирует прогрессивный взгляд на необходимость внедрения инновационных образовательных стратегий. Для внедрения эффективных методов и стратегий обучения посредством развития творческого критического мышления участников среди преподавателей организуются интересные и плодотворные дискуссии. Эти методы и стратегии помогают добиться активного и интерактивного обучения, повышения успеваемости студентов за счет формирования способностей и навыков, связанных с самостоятельным обучением, развитием креативности и способности адаптироваться к новым ситуациям. Большинство преподавателей, подчеркивают авторы, отдают приоритет всестороннему развитию своих учеников, поэтому помимо предоставления теоретических знаний стремятся привить своим ученикам прогрессивность и широту взглядов, креативность, навыки решения проблем, где творческое мышление расширяет возможности решения проблем как в личной, так и в профессиональной сферах [16].

К. Селуч, К. Милевич, К. Саксби в исследовании педагогической технологии мотивированного обучения отмечают, что процесс образования состоит из трех важнейших элементов: содержательной части, студента и преподавателя. Ученые доказали, что воспринимаемое студентами «качество отношений с преподавателем» является важным предиктором успешности взаимодействия студентов и преподавателей. Качество организованного преподавателем образовательного процесса и контроля результатов обучения формирует ценностно-смысловые ориентации учащихся, непосредственно влияет на вовлеченность студентов в учебный процесс, их внутреннюю мотивацию и целеустремленность [17].

Работа сессии строится в рамках системно-мыследеятельностного подхода по методу критической коммуникации, подробно анализирует П. Б. Мрдуляш, заключается в чередовании групповой работы и совместной рефлексии результатов коллективной работы. Первая форма работы обеспечивает постановку цели и анализ ситуации, вторая - процесс и содержание работы группы, принятие стратегического решения. В рамках стратегической сессии применяются следующие формы работы: мотивация, установка, работа в микрогруппах, общее заседание, рефлексия, экспертная консультация, могут также использоваться имитационные и деловые игры, выступления, поочередные доклады в подгруппах - «вертушки», решение кейсов, групповые консультации [18].

Л. М. Комиссарова, К. А. Янчевская определяют, что в обучении стратегическая сессия является креативной технологией, технологией, позволяющей раскрыть творческий потенциал участников [19]. Использование метода мозгового штурма в ходе стратегической сессии позволяет посредством синтеза множества идей принимать не-

стандартные решения. В сессии как технологии обучения важен не полученный результат, а сам процесс поиска решения. Эту технологию в обучении можно охарактеризовать как средство коллективного поиска оптимальных решений.

Н. Н. Дарьенкова, исследуя научно-педагогическое наследие образовательного процесса в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, справедливо утверждает, что «задачи педагогов века минувшего и века настоящего по воспитанию студентов в основном схожи: заботиться о физическом и психическом здоровье студентов; воспитывать их настоящими патриотами своей Родины; широко использовать научные знания в учебном процессе; стимулировать интерес студентов к изучению учебных предметов; поощрять любознательность и инициативу; использовать многообразные формы работы в учебно-воспитательном процессе» [20].

В современном российском образовании при определении стратегий направлений развития активно применяется педагогическая технология - технология стратегической сессии. Формирование творческого потенциала личности авторы статьи планомерно отслеживают в ходе внедрения технологии стратегических сессий в образовательный процесс вуза [21].

Учитывая отечественные и зарубежные исследования, регламентирующие документы в области ключевых направлений развития российского образования, мы будем использовать термин «стратегические сессии» в контексте продуктивной педагогической технологии коллективной работы, направленной на поиск решения актуальных, вариативных задач образовательного учреждения, в данном исследовании -повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологической основой нашего исследования стали субъектно-деятельност-ный, системно-деятельностный, личностно ориентированный подходы. Основополагающими методами исследования обозначенной авторами проблемы являются: теоретический анализ научных трудов, изучение и обобщение педагогического опыта; выделение основополагающих компонентов и характеристик, лежащих в основе педагогической технологии стратегической сессии.

Учебно-воспитательные задачи образовательного учреждения реализуются субъектами образовательного процесса в деятельности. В связи с этим мы считаем необходимым в логике нашего исследования подчеркнуть актуальность субъектно-дея-тельностного подхода в отечественной науке и практике (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. А. Барабанщиков, А. К. Болотова, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков и др.); лич-ностно ориентированного подхода в формировании профессиональных компетенций преподавателей и обучающихся [22].

«Мастерство преподавателя современного высшего учебного заведения требует продуктивного творчества с соблюдением единства обучения, воспитания, образования на высоком уровне технологичности, результативности, активности, с индивидуализацией обучения и системно-деятельностным подходом», - отмечают Е. Умирза-кова, В. А. Скопа, исследуя научно-теоретические основы формирования педагогического мастерства [23].

Личностно ориентированный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса высшей школы акцентирует внимание на таких аспектах, как личностное развитие, подчеркивает В. Ф. Зеер, формирование и проявление индивидуальных особенностей личности через успехи и неудачи; обеспечение и поддержание психологически безопасной образовательной среды через систему социально-психологического обеспечения условий для развития личности обучающихся [24].

Деятельностный подход к развитию личности обучающегося, как отмечают И. А. Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышева, ориентирован на вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать необходимые и достаточные качества и формы поведения, способствующие быть востребованным субъектом общества. При этом большое значение имеет повышение учебной и профессиональной мотивации через постепенное усложнение личностно формирующих видов деятельности и ее содержания [25].

Каждый преподаватель, ежедневно работая над собой, создает собственную формулу успеха вовлечения студентов в учебно-профессиональную деятельность. В ответ на данный запрос от общества и государства вуз должен предложить собственное решение. И оно, на наш взгляд, есть - это организация учебного процесса в интерактивной форме на основе сотрудничества администрации, преподавателей и студентов вуза в виде стратегических сессий, которые позволяют увидеть не только научный взгляд на проблему всех участников образовательного процесса, но и решить многие профессионально ориентированные задачи [26].

«Оптимально разработанный сценарий стратегической сессии, - справедливо утверждает Н. Н. Калинина, - создает качественные процессы обсуждений между ее участниками. Подбор актуальных методов фасилитации позволяет достичь желаемых результатов, а динамичная вовлеченность участников, комфортное пространство для диалога делают работу познавательной и продуктивной» [27].

Стратегическая сессия - это педагогическая технология, призванная для решения очень актуальных, вариативных и неоднозначных для образовательного учреждения задач. Она применяется нами для повышения эффективности профессиональной деятельности работников, так как во время проведения сессии происходит выявление и структурирование проблемных зон образовательной организации, формируются проектные инициативы, формируется стратегическое видение развития организации и социальных процессов в ней [28].

Используя стратегические сессии, мы работаем, во-первых, на развитие креативности преподавателей и сотрудников вуза; во-вторых, данная педагогическая технология позволяет замотивировать студентов, углубить в увлекательную деятельность вместе с преподавателем, удовлетворить их потребность в ощущении собственной значимости, в достижении успеха, в развитии творческих способностей, потребности вовлеченности и удовлетворения любопытства [29].

Так, в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) под руководством ведущих преподавателей кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, кафедры общей и практической психологии был организован цикл стратегических сессий, направленных на повышение креативности преподавателей и вовлечение студентов в образовательный процесс.

Результаты исследования / Research results

В рамках внедрения новой педагогической технологии на базе филиала в рамках традиционной декады педагогики и психологии состоялось уникальное мероприятие - первая стратегическая сессия «Эффективный преподаватель в условиях смешанных: аудиторных и дистанционных форм обучения студентов», целью которой было определить пути повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения. Это был первый опыт преподавателей осмыслить и оценить потенциал участия Арзамасского филиала в реализации программы «Приоритеты 2030» с учетом приоритетов развития университета [30], в которые необходимо было «вписать» богатый и успешный профессиональный опыт арзамасских ученых. Результатом исследования явилась разработка эффективной технологии оценки и развития профессиональных компетенций педагога вуза в условиях развивающих стратегических сессий [31].

По результатам стратегических сессий планировалось разработать индивидуальные и групповые программы развития кадрового потенциала специалистов.

В целом все сессии состояли из нескольких этапов и предполагали выбор участниками роли в рабочей группе: дизайнер запроса - участник группы, который взаимодействует с модераторами (уточняет правильность понимания задания, задает вопросы и т. д.); дизайнер проекта - участник, который выдвигает общую идею для обсуждения; дизайнер групповой коммуникации - участник, который организует обсуждение в группе, задает уточняющие вопросы при обсуждении, задает тон работы в группе; дизайнер содержания - участник, который фиксирует высказывания остальных участников группы, систематизирует и записывает на лист бумаги; дизайнер результата - участник, который озвучивает и защищает перед аудиторией итоговые идеи группы [32, 33].

Участниками первой сессии стали преподаватели психолого-педагогического факультета (4 группы по 7 человек), а также группа студентов психолого-педагогического факультета (7 человек).

Первый этап сессии «Как мотивировать студента на обучение в условиях смешанного дистанционного и смешанного форм обучения?» включал выделение критериев высокой мотивации учебной деятельности студентов, определение путей повышения мотивации учебной деятельности студентов, а также выявление причин и проблем мотивации учебной деятельности студентов.

Второй этап сессии, «Как научить студента работать в электронной информационно-образовательной среде (далее - ЭИОС) вуза?», позволил раскрыть сущность ЭИОС вуза и ее компоненты, определить проблемы использования ЭИОС вуза в работе преподавателя и обучении студента, наметить пути повышения эффективности работы в ЭИОС вуза (с позиции преподавателя и студента).

Третий этап сессии, «Как организовать воспитательную среду вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения?», предполагал рассмотрение понятия «воспитательная среда вуза», выявление проблем развития воспитательной среды вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения, а также описание путей повышения эффективности воспитательной работы в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения.

Четвертый этап сессии предполагал подготовку документа «Общие рекомендации по повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса

в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения» с определением критериев эффективности работы преподавателя в условиях дистанта.

Таким образом, в рамках работы сессии были вычленены основные проблемы, связанные с обучением и воспитанием студентов, предложены пути их решения, определены критерии эффективности работы преподавателя в условиях дистанта. Данное мероприятие позволило взглянуть на «болевые точки» в современной ситуации организации образовательного и воспитательного процесса, посмотреть с разных точек зрения и позиций (позиции студента и позиции преподавателя) на существующие проблемы и их пути решения. Данное мероприятие заложило начало большой работы на перспективу.

Далее в рамках реализации стратегических проектов ННГУ по программе «Приоритет 2030» прошла еще одна стратегическая сессия «Креативность как фактор эффективности работы преподавателя в современном образовательном пространстве», целью которой стало определение путей повышения креативности и эффективности работы преподавателя в современных условиях учебно-воспитательного процесса в вузе. Активными участниками стали уже деканы факультетов, заведующие кафедрами, представители профессорско-преподавательского состава от каждой кафедры и студенческого актива (5 групп по 7 человек).

На организационном этапе «Сущность и показатели креативности преподавателя в современном образовательном пространстве» была определена сущность понятия «креативный преподаватель». Креативность рассмотрена как готовность решать профессиональные задачи в условиях постоянных изменений. При этом были определены ключевые показатели креативности преподавателя, среди которых: подвижность, заключающаяся в способности быстро придумывать большое количество идей; гибкость, проявляющаяся в оценке проблем со всех сторон и нахождении закономерностей; оригинальность — способность мыслить нестандартно; разработанность, выражающаяся в способности углублять и детализировать идеи; открытость, сопротивление замыканию - постоянное впитывание новой информации, активное взаимодействие с коллегами.

На первом этапе, «Дефициты и профициты креативности преподавателей в современном образовательном пространстве», велась как индивидуальная работа «Мои личностные ресурсы и дефициты креативности», так и групповая работа, которая была направлена на выявление общих профицитов и дефицитов креативности преподавателей.

В рамках второго этапа, «Возможности повышения креативности преподавателей в современном образовательном пространстве», были определены способы развития креативности преподавателя через использование ресурсов и потенциала профессионального коллектива вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заключительном третьем этапе, «Эффективные коммуникации в профессионально-педагогической деятельности преподавателя как способ развития креативности», группами были разработаны межфакультетские мероприятия, направленные на развитие креативности преподавателей вуза [34]. Студентами было предложено свое видение образа и деятельности современного креативного, трендового преподавателя.

Далее на базе Арзамасского филиала ННГУ состоялся межкафедральный научно-практический семинар «Инновационные технологии в образовательном про-

цессе вуза» в формате стратегической сессии. Организатором мероприятия стала кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования под руководством д. п. н., проф. Т. Т. Щелиной.

В стратегической сессии приняли участие четыре команды, представленные руководителями структурных подразделений филиала, деканами факультетов, заведующими кафедрами, ведущими преподавателями - представителями всех факультетов филиала. Четвертую команду представляли студенты с разных факультетов.

На первом этапе работы участникам сессии было предложено, опираясь на собственный профессиональный опыт, обозначить свое понимание таких ключевых понятий, как инновации, инновации в образовании, привести примеры инновационных технологий в образовательном процессе вуза. К инновационным технологиям, работающим на повышение качества образования, являющимся ответом на вызовы в условиях современных реалий вуза, участники встречи отнесли: геймификацию, учебную фирму, кейс-технологии, перевернутое обучение, технологию дополненной реальности, квест-технологию, технологию развития критического мышления, имитационные игры, интеллект-карты и др.

На следующем этапе отдельные участники поделились собственным опытом реализации инновационных технологий в образовательной практике вуза (с докладами и наглядной презентацией выступили ведущие преподаватели Арзамасского филиала). Слушатели познакомились с опытом реализации следующих технологий: игровой технологии, мобильного обучения, квест-технологии, ролевой игры, метафорических карт, метаплана, технологии критического мышления.

На заключительном этапе семинара команды обсуждали проблемные зоны в освоении и применении инновационных технологий в образовательном процессе вуза, пути их преодоления. Среди проблемных зон были выделены следующие: отсутствие мотивации, недостаточная профессиональная компетентность, эмоциональное выгорание, слабое владение цифровым инструментарием, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса вуза и др.

Решение обозначенных проблем участники видели в организации мастер-классов по обучению тем или иным инновационным технологиям, создании библиотеки инновационных технологий в вузе, использовании бережливых технологий, профилактике эмоционального выгорания, саморесурсировании, курсах повышения квалификации, совместном со студентами обмене опытом.

В завершение работы участники сессии были погружены в процесс рефлексии и с помощью инфокарт анализировали полезность и результативность работы в группе, степень обогащенности собственного опыта по итогам мероприятия, наличие инновационного опыта на факультете.

В рамках реализации цикла стратегических сессий Арзамасского филиала ННГУ состоялась очередная стратегическая сессия «Актуализация исследовательского потенциала профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире - аналитика и решение проблем» в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом», к которой были активно подключены студенты, преподаватели и гости конференции.

На организационном этапе «Туризм в современном образовательном пространстве» студенты и преподаватели получили постановку задач от заведующего кафед-

рой социальной работы сервиса и туризма, уже традиционно распределили социальные роли в микрогруппах. В процессе осмысления и групповой работы участники, составляя кластеры «Туризм - это...», обсудили сущность понятия «туризм», выявили ключевые характеристики, присущие современному «туризму», виды туризма (приводя примеры и объясняя их). Например, научный туризм, выездной туризм, кинотуризм, экологический туризм, кулинарный туризм, национальный туризм, региональный туризм и др.

Сущностью первого этапа «Специалист в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире» было выявление ключевых компетенций современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире с точки зрения взгляда преподавателя и студента вуза. Участники не просто выделили три-пять ключевых позиций, но и построили модель компетентности специалиста в области туризма и гостеприимства, попытались сравнить ее с научно обоснованной.

На втором этапе «Дискуссионные проблемы подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства» происходило групповое обсуждение проблем подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства (а именно был важен взгляд самого студента, не только преподавателя), выявление ключевых направлений, требующих усиления или модернизации, и их детализация. Здесь участникам было предложено заполнить таблицу специального бланка, который включал в себя учебный и воспитательный процессы, практическую подготовку, науку и научные исследования, а затем публично представить результаты группового обсуждения от каждой команды (студентов и преподавателей).

На третьем этапе «Перспективы развития системы подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства» студенты и преподаватели вырабатывали предложения по модернизации подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства, определяли перечень мероприятий по повышению эффективности подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства на базе Арзамасского филиала ННГУ, заполняя таблицу «Наши предложения» с указанием названия конкретного мероприятия, его цели, формы проведения, планируемой даты проведения и ответственных.

Особая роль была отведена рефлексии, где студенты и преподаватели работали с инфокартой, отвечая на вопросы: имеет ли мой факультет достаточный опыт в подготовке специалиста в сфере туризма и гостеприимства (раздел «Наличие опыта на факультете»)? Обогатился ли мой личный опыт в понимании сущности подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства в образовательном процессе вуза (раздел «Мой новый опыт»)? Мой наставник в сфере подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства (раздел «Мой наставник») с указанием Ф. И. О. специалиста.

Заключение / Conclusion

Актуальность настоящего исследования заключается в возможности более детально и точно ознакомиться с приемами, методами работы как опытного, так и молодого преподавателя; стимулировать преподавателя вуза на творческий подход к процессу профессионального взаимодействия со студентами; осмыслить учебный процесс, замотивировать на изучение образовательных трендов, педагогических технологий; использовать научные знания в воспитательном процессе, стимулировать интерес студентов.

Следует отметить несомненную значимость стратегических сессий, ставших уже традиционными для филиала, направленных в первую очередь на креативный вариант развития преподавателя, модернизацию его методов, средств и приемов обучения в целях повышения мотивации студентов к обучению, подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда и вносящих весомый вклад в развитие нашей страны.

Анализ полученных результатов работы в течение всего лишь одного года свидетельствует в целом о повышении вовлеченности студентов как в учебную, так и общественную деятельность вуза, о заинтересованности преподавателей в обозначенной проблематике, а также о систематизации и распространении богатого опыта использования инновационных технологий в образовательном процессе Арзамасского филиала ННГУ. У участвующих в инновационной деятельности преподавателей можно констатировать возникновение желания обмениваться накопленным опытом с коллегами, совершенствуя свой профессионализм и выстраивая в процессе группового взаимодействия новые, перспективные линии развития системы обучения и воспитания студентов в вузе, повышения их мотивации.

Таким образом, и студент, и преподаватель должны обладать высоким уровнем мотивации и личной вовлеченности, только первый - в учебно-профессиональную деятельность, а второй - в совершенствование своего профессионального мастерства через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Работа в вузе должна вестись в этих двух взаимосвязанных и взаимозависимых направлениях, так как, если не будет интересного преподавателя и его методики, не будет и мотивации у студента прийти в стены вуза.

На данном этапе инициативной группой кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования и кафедры общей и практической психологии психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ осуществляется анализ результатов обратной связи от участников стратегических сессий, на основе которого формируется целевая аудитория последующих мероприятий; вносятся коррективы в видение разрабатываемой проблемы, производится уточнение и структурирование будущего проекта.

Ссылки на источники / References

1. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». - URL: http://www.unn.ru/site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/programmy-razvitiya/programma-strategicheskogo-akademicheskogo-liderstva-prioritet-2030

2. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. - URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035

3. Щелина Т. Т. Преподаватель высшей школы: самоопределение и развитие в меняющихся условиях // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - М., 2018. - С. 81-84.

4. Лёвкина Е. В., Кузина И. В., Миронычева В. Ф., Федосеева Н. В. Цифровые сервисы как средство совершенствования профессионально-педагогической деятельности: основы и практика использования // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сб. науч. тр. VIII Междунар. форума по педагогическому образованию. - Казань, 2022. - С. 259-264.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

6. Современные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / авт.-сост.: О. И. Мезенцева; под. ред. Е. В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с.

7. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2004. - 445 с. РГБ ОД, 71:05-13/88. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kreativnosti-prepodavatelya-vysshei-shkoly-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya

8. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2005. - 144 с.

9. Шакирова О. В. Опыт реализации технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 9 (сентябрь). - С. 163-176. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231089.htm

10. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - С. 6.

11. Факторович А. А. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 128 с.

12. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования.

13. Вильданов И. Э., Богоудинова Р. З., Сафин Р. С. Креативная среда научно-образовательных пространств: методология, технология профессионально-личностного развития // Казанский педагогический журнал. -2023. - № 3 (158). - С. 23-30.

14. Yunisa Eka Saputri Rusnilawati. Discovery learning through educandy: Its Effec-tiveness on students' critical thinking ability and self-confidence // Thinking Skills and Creativity Journal. - 2023. - Vol. 6. - № 1. - Р. 28. - URL: https:// ejour-nal.undiksha.ac.id/index.php/TSCJ/article/view/61737/26083

15. Mykhailyshyn H., Kondur O., Serman L. Innovation of Education and Educational Innovations in Conditions of Modern Higher Education Institution // Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. - 2018. -Vol. 5. - DOI: http://dx.doi.org/10.15330/jpnu.5.1.9-16

16. Ruzhdi Kadrija, Agon Kokaj. The Role of Technology and Education in Improving Students' Learning Outcomes // European Journal of Contemporary Education. - 2023. - 12(4). - Р. 1296-1306. - DOI: 10.13187/ejced.2023.4.1296. https://ejce.cherkasgu.press/journals_n/1703788056.pdf

17. Celuch K., Milewicz C., Saxby C. Student and Faculty Interaction in Motivated Learning for Face-to-Face and Online Marketing Classes // Journal of Education for Business. - 2021. - Vol. 96. - № 6. - P. 366-372. - DOI: 10.1080/08832323.2020.1848767. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/08832323.2020.1848767 https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/08832323.2020.1848767

18. Мрдуляш П. Б. Проектирование развития в формате стратегических сессий // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - № 23 (1-2). - С. 155-164.

19. Комиссарова Л. М., Янчевская К. А. Стратегическая сессия как метод профессионального обучения / Алтайский государственный университет. - Барнаул, 2023. - № 1 (54). - С. 21-27.

20. Дарьенкова Н. Н. Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10 (октябрь). -С. 53. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231094.htm

21. Щелина Т. Т., Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г. Креативность преподавателя как фактор перспективности развития высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 4 (68). - С. 209-215.

22. Бугаева Т. П., Гафурова Н.В. Кураторская деятельность преподавателя технического вуза как педагогическая проблема // Вестник Иркутского пединститута. Вып. 9: общерос. науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - С. 21-31.

23. Скопа В. А. Структурные компоненты педагогического мастерства преподавателя высшей школы: теоретико-методологический подход // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 3. - С. 124-127.

24. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентир. монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 158 с.

25. Ивлиева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2001. - 152 с.

26. Счастливцев А. К. Использование технологии стратегических сессий в стратегическом планировании образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 146-149. - URL: https://moluch.ru/archive/247/56953/

27. Калинина Н. Н. Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации // Школьные технологии. - 2019. - № 6. - С. 18.

28. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 2. - С. 55-68.

29. Лёвкина Е. В. Подготовка студентов психолого-педагогического факультета к организации социального партнёрства в профессиональной деятельности // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: сб. ст. участников VII Междунар. науч.-практ. конф. - Арзамас, 2021. - С. 149-154.

30. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

31. Гусева Н. В., Горская С. В., Лёвкина Е. В. и др. Методологические основы разработки модели системы подготовки субъектов образования к организации психологически безопасного и комфортного образовательного пространства // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 9 (101). -С. 96-106.

32. Лёвкина Е. В., Федосеева Н. В. Особенности использования активных и интерактивных методов обучения в работе со студентами-заочниками при изучении дисциплин педагогического цикла // Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. очной онлайн-конф. с междунар. участием. - Краснодар: Издательство НОЧУ ДПО «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов», 2018. - С. 104-108.

33. Лёвкина Е. В., Федосеева Н. В. Активные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Образовательное право» // Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. очной онлайн-конф. с междунар. участием. - Краснодар: Издательство НОЧУ ДПО «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов», 2018. - С. 78-81.

34. Щелина Т. Т., Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г. Креативность преподавателя как фактор перспективности развития высшего образования.

1. Programma strategicheskogo akademicheskogo liderstva "Prioritet 2030" [Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030"]. Available at: http://www.unn.ru/site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/programmy-razvitiya/programma-strategicheskogo-akademicheskogo-liderstva-prioritet-2030 (in Russian).

2. Proekt dokumenta "Klyuchevye napravleniya razvitiya rossijskogo obrazovaniya dlya dostizheniya Celej i zadach ustojchivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya" do 2035 g [Draft document "Key directions for the development of Russian education to achieve the goals and objectives of sustainable development in the education system" until 2035]. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (in Russian).

3. Shchelina, T. T. (2018). "Prepodavatel' vysshej shkoly: samoopredelenie i razvitie v menyayushchihsya usloviyah" [Higher school teacher: self-determination and development in a changing environment], in Mitina, L. M. (ed.). Lichnostno-professional'noe i kar'ernoe razvitie: aktual'nye issledovaniya i forsajt-proekty: sb. st. XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moscow, pp. 81-84 (in Russian).

4. Lyovkina, E. V., Kuzina, I. V., Mironycheva, V. F., & Fedoseeva, N. V. (2022). "Cifrovye servisy kak sredstvo sovershenstvovaniya professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: osnovy i praktika ispol'zovaniya" [Digital services as a means of improving professional and pedagogical agency: fundamentals and practice of use], Obra-zovanie, professional'noe razvitie isohranenie zdorov'ya uchitelya vXXI veke: sb. nauch. tr. VIII Mezhdunar. foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu, Kazan', pp. 259-264 (in Russian).

5. Bespal'ko, V. P. (1989). Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology], Peda-gogika, Moscow, 192 p. (in Russian).

6. Mezenceva, O. I. (2018). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya studentov-bakalavrov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim napravleniyam i special'nostyam [Modern pedagogical technologies: a handbook for undergraduate students studying in pedagogical fields and specialties], Kujb. fil. Novosib. gos. ped. un-ta, OOO "Nemo Press", Novosibirsk, 140 p. (in Russian).

7. Morozov, A. V. (2004). Formirovanie kreativnosti prepodavatelya vysshej shkoly v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of creativity of a higher school teacher in the system of continuing education]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.08, Moscow, 445 p. RGB OD, 71:05-13/88. Available at: https://www.dissercat.com/content/formiro-vanie-kreativnosti-prepodavatelya-vysshei-shkoly-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (in Russian).

8. Pidkasistyj, P. I. (2005). Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Organization of educational and cognitive activities of students], 2-e izd., dop. i pererab., Moscow, 144 p. (in Russian).

9. Shakirova, O. V. (2023). "Opyt realizacii tekhnologii podgotovki budushchih pedagogov k upravleniyu proektnoj deyatel'nost'yu uchashchihsya osnovnoj shkoly" [Practice of implementing the technology of training future teachers to manage the project-based activities of secondary school students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhur-nal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 163-176. Available at: http://e-koncept.ru/2023/231089.htm (in Russian).

10. Bespal'ko, V. P. (1989). Op. cit., p. 6.

11. Faktorovich, A. A. (2019). Pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [Pedagogical technologies: a handbook for academic undergraduate studies], 2-e izd., ispr. i dop., Yurajt, Moscow, 128 p. (in Russian).

12. Morozov, A. V. (2004). Op. cit.

13. Vil'danov, I. E., Bogoudinova, R. Z., & Safin, R. S. (2023). "Kreativnaya sreda nauchno-obrazovatel'nyh prostranstv: metodologiya, tekhnologiya professional'no-lichnostnogo razvitiya" [Creative environment of scientific and educational space: methodology, technology of professional and personal development], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 3 (158), pp. 23-30 (in Russian).

14. Yunisa Eka Saputri Rusnilawati (2023). "Discovery learning through educandy: Its Effec-tiveness on students' critical thinking ability and self-confidence", Thinking Skills and Creativity Journal, vol. 6, no. 1, p. 28. Available at: https:// ejour-nal.undiksha.ac.id/index.php/TSCJ/article/view/61737/26083 (in English).

15. Mykhailyshyn, H., Kondur, O., & Serman, L. (2018). "Innovation of Education and Educational Innovations in Conditions of Modern Higher Education Institution", Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University, vol. 5. DOI: http://dx.doi.org/10.15330/jpnu.5.1.9-16 (in English).

16. Ruzhdi Kadrija, & Agon Kokaj (2023). "The Role of Technology and Education in Improving Students' Learning Outcomes", European Journal of Contemporary Education, 12(4), pp. 1296-1306. DOI: 10.13187/ejced.2023.4.1296. https://ejce.cherkasgu.press/journals_n/1703788056.pdf (in English).

17. Celuch, K., Milewicz, C., & Saxby, C. (2021). "Student and Faculty Interaction in Motivated Learning for Face-to-Face and Online Marketing Classes", Journal of Education for Business, vol. 96, no. 6, pp. 366-372. DOI: 10.1080/08832323.2020.1848767. Available at: https://www.sci-hub.ru/10.1080/08832323.2020.1848767 https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/08832323.2020.1848767 (in English).

18. Mrdulyash, P. B. (2019). "Proektirovanie razvitiya v formate strategicheskih sessij" [Development planning in the format of strategic sessions], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, № 23 (1-2), pp. 155-164 (in Russian).

19. Komissarova, L. M., & Yanchevskaya, K. A. (2023). Strategicheskaya sessiya kak metod professional'nogo obucheniya [Strategic session as a method of professional training], Altajskij gosudarstvennyj universitet, Barnaul, № 1 (54), pp. 21-27 (in Russian).

20. Dar'enkova, N. N. (2023). "Vospitanie obuchayushchihsya v gosudarstvennyh vysshih uchebnyh zavedeniyah Sankt-Peterburga XIX veka" [Education of students in state higher educational institutions of St. Petersburg in the XIX century], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'), p. 53. Available at: http://e-kon-cept.ru/2023/231094.htm (in Russian).

21. Shchelina, T. T., Lyovkina, E. V., & Patrikeeva, E. G. (2022). "Kreativnost' prepodavatelya kak faktor perspektivnosti razvitiya vysshego obrazovaniya" [The creativity of a teacher as a factor of the prospects for the development of higher education], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, № 4 (68), pp. 209-215 (in Russian).

22. Bugaeva, T. P., & Gafurova, N. V. (2008). "Kuratorskaya deyatel'nost' prepodavatelya tekhnicheskogo vuza kak pedagogicheskaya problema" [Supervisory activity of a technical university teacher as a pedagogical problem], Vestnik Irkutskogo pedinstituta. Vyp. 9: obshcheros. nauch.-prakt. konf, Izd-vo Irkut. gos. un-ta, Irkutsk, pp. 21-31 (in Russian).

23. Skopa, V. A. (2021). "Strukturnye komponenty pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya vysshej shkoly: te-oretiko-metodologicheskij podhod" [Structural components of the pedagogical skill of a higher school teacher: theoretical and methodological approaches], Vestnik pedagogicheskih nauk, № 3, pp. 124-127 (in Russian).

24. Zeer, E. F., & Hasanova, I. I. (2003). Social'no-professional'noe vospitanie v vuze [Social and professional education at university]: praktiko-orientir. monografiya, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, 158 p. (in Russian).

25. Ivlieva, I. A., Panasyuk, V. P., & Chernysheva, E. K. (2001). Konceptual'nye osnovy postroeniya sistemy kachestva professional'nogo obrazovaniya [Conceptual basis for building a quality system for vocational education], In-t proftekhobrazovaniya RAO, St. Petersburg, 152 p. (in Russian).

26. Schastlivcev, A. K. (2019). "Ispol'zovanie tekhnologii strategicheskih sessij v strategicheskom planirovanii obra-zovatel'nyh uchrezhdenij" [Using the technology of strategic sessions in the strategic planning of educational institutions], Molodoj uchenyj, № 9 (247), pp. 146-149. Available at: https://moluch.ru/archive/247/56953/ (in Russian).

27. Kalinina, N. N. (2019). "Strategicheskaya sessiya kak innovacionnaya forma iniciirovaniya i planirovaniya proektnoj raboty v obrazovatel'noj organizacii" [Strategic session as an innovative form of initiation and planning of project work in an educational organization], Shkol'nye tekhnologii, № 6, p. 18 (in Russian).

28. Kalinina, T. V., Patrikeeva, E. G., & Truhmanova, E. N. (2020). "Gotovnost' pedagoga k vospitatel'noj rabote v uslovi-yah vuzovskogo obrazovaniya" [Teacher's readiness for educational work in the context of university education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2, pp. 55-68 (in Russian).

29. Lyovkina, E. V. (2021). "Podgotovka studentov psihologo-pedagogicheskogo fakul'teta k organizacii social'nogo partnyorstva v professional'noj deyatel'nosti" [Preparation of Psychology and Pedagogy Majors for the organization of social partnership in professional activities], Teoriya i praktika psihologo-social'noj raboty v sovremennom obshchestve: sb. st. uchastnikov VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Arzamas, pp. 149-154 (in Russian).

30. Programma strategicheskogo akademicheskogo liderstva "Prioritet 2030" [Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030"].

Guseva, N. V., Gorskaya, S. V., Lyovkina, E. V. et al. (2022). "Metodologicheskie osnovy razrabotki modeli sistemy podgotovki sub"ektov obrazovaniya k organizacii psihologicheski bezopasnogo i komfortnogo obrazovatel'nogo prostranstva" [Methodological basis for developing a model of a system for preparing education subjects for organizing a psychologically safe and comfortable educational environment], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 9 (101), pp. 96-106 (in Russian).

Lyovkina, E. V., & Fedoseeva, N. V. (2018). "Osobennosti ispol'zovaniya aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v rabote so studentami-zaochnikami pri izuchenii disciplin pedagogicheskogo cikla" [Specific aspects of active and interactive teaching methods use in working with part-time students when studying disciplines of the pedagogical cycle], Innovacii v obrazovanii: sushchnost', problemy, prakticheskij opyt, perspektivy: materialy Vse-ros. nauch.-prakt. ochnoj onlajn-konf. s mezhdunar. uchastiem, Izdatel'stvo NOChU DPO "Kubanskaya mnogopro-fil'naya akademiya podgotovki, perepodgotovki, povysheniya kvalifikacii specialistov", Krasnodar, pp. 104-108 (in Russian).

Lyovkina, E. V., & Fedoseeva, N. V. (2018). "Aktivnye metody obucheniya v processe prepodavaniya discipliny "Obrazovatel'noe pravo" [Active learning methods in the process of teaching the discipline "Education Law"], Innovacii v obrazovanii: sushchnost', problemy, prakticheskij opyt, perspektivy: materialy Vseros. nauch.-prakt. ochnoj onlajn-konf. s mezhdunar. uchastiem, Izdatel'stvo NOChU DPO "Kubanskaya mnogoprofil'naya akademiya podgotovki, perepodgotovki, povysheniya kvalifikacii specialistov", Krasnodar, pp. 78-81 (in Russian). Shchelina, T. T., Lyovkina, E. V., & Patrikeeva, E. G. (2022). Op. cit.

31.

32.

33.

34.

Вклад авторов

Е. В. Лёвкина - раскрытие актуальности исследования, разработка педагогического инструментария для проектной деятельности по внедрению стратегических сессий в практику вуза, описание хода проектной деятельности по внедрению стратегических сессий, формулировка выводов и заключения.

Э. Г. Патрикеева - оформление аннотации, ключевых слов и введения, подготовка и оформление обзора научной литературы, подбор материалов для описания методологической базы исследования, психологический анализ и представление результатов, формулировка выводов и заключения.

Contribution of the authors

E. V. Levkina - justification of the research relevance, development of pedagogical tools for project-based activities to introduce strategic sessions into the university practice, description of the progress of project-based activities for the implementation of strategic sessions, formulation of conclusions.

E. G. Patrikeeva - preparation of abstract, keywords and introduction, preparation and drawing up of scientific literature review, selection of materials to describe the methodological basis of the research, psychological analysis and presentation of results, formulation of conclusions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.