Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Т.Т., Лёвкина Е.В., Патрикеева Э.Г.

Рассматривается проблема перспектив и ключевых направлений развития российского высшего образования, что предполагает развитие инновационного мышления и креативности преподавателя высшей школы. Раскрыты теоретические основы развития креативности преподавателя вуза, представлен авторский подход к понятию «креативность преподавателя вуза»; описаны технологии развития креативности преподавателя (из опыта Арзамасского филиал ННГУ); даѐтся психологическое обоснование использования стратегической сессии как средства развития креативности преподавателя вуза. Авторами анализируется цикл проведенных в филиале сессий, задуманный как реализация ключевых направлений Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»; представлен опыт реализации наиболее актуальных инновационных технологий в практике работы преподавателей Арзамасского филиала ННГУ; предложены методические рекомендации по развитию креативности преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Т.Т., Лёвкина Е.В., Патрикеева Э.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S CREATIVITY AS A FACTOR OF PROSPECTIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of prospects and key directions for the development of Russian higher education. Currently, a transition is being made to building a unique domestic university training, which involves the development of innovative thinking and creativity of a higher education teacher. The article analyzes the theoretical foundations for the development of creativity of a university teacher, presents the author's approach to the concept of "creativity of a university teacher"; technologies for the development of teacher creativity (from the experience of the Arzamas branch of UNN); the psychological substantiation of the use of the strategic session as a means of developing the creativity of a university teacher is given. The authors of this work analyze the cycle of sessions carried out in the branch and conceived as the implementation of key areas of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030". The article substantiates the importance of analyzing and disseminating the rich and successful professional experience of Arzamas teachers and psychologists, identifying and summarizing the most relevant innovative technologies in the practice of teachers at the Arzamas branch of UNN. The article presents methodological recommendations for the development of creativity of a university teacher.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 209-215 209

УДК 378.1

Б01 10.52452/18115942_2022_4_209

КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2022 г. Т.Т. Щелина, Е.В. Лёвкина, Э.Г. Патрикеева

Щелина Тамара Тимофеевна, д.пед.н.; проф.; директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

arz65@mail.ru

Лёвкина Елена Викторовна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского levkina_alena11@mail.ru

Патрикеева Элла Геннадьевна, к.психол.н.; доц.; доцент кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ellapatrik@mail.ru

Статья еуотуереа в редакцию 14.06.2022 Статья еррнята к еуберкацрр 17.10.2022

Рассматривается проблема перспектив и ключевых направлений развития российского высшего образования, что предполагает развитие инновационного мышления и креативности преподавателя высшей школы. Раскрыты теоретические основы развития креативности преподавателя вуза, представлен авторский подход к понятию «креативность преподавателя вуза»; описаны технологии развития креативности преподавателя (из опыта Арзамасского филиал ННГУ); даётся психологическое обоснование использования стратегической сессии как средства развития креативности преподавателя вуза. Авторами анализируется цикл проведенных в филиале сессий, задуманный как реализация ключевых направлений Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»; представлен опыт реализации наиболее актуальных инновационных технологий в практике работы преподавателей Арзамасского филиала ННГУ; предложены методические рекомендации по развитию креативности преподавателя вуза.

Кеючевые оеува: креативность, креативное развитие, стратегическая сессия, преподаватель, перспективы высшего образования, инновации в высшем образовании.

Введение

Сегодня происходят значимые изменения в сфере образования, которые, несомненно, связаны с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, главным образом информационных, процессами трансформации в социальной сфере как в России, так в мировом пространстве.

Согласно положениям документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.», современный рынок труда неукоснительно требует людей, обладающих высокой стрессо-устойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью, а главное креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях. При этом современные школа и вуз на данный момент пока не закладывают таких основ в должном объеме [1].

В связи с данными обстоятельствами научно-технологическое развитие России предполагает в постоянно меняющихся и нестабильных

условиях модернизацию отечественного образования с учётом мировых тенденций. Роль университета здесь ключевая - именно от преподавателя вуза, от его ключевых личностных характеристик, его профессиональной деятельности зависит уровень знаний и компетенций современных выпускников, которые впоследствии станут ведущими специалистами на современном рынке труда.

В этом смысле нужны преподаватели нового формата - умеющие самостоятельно ставить и решать в том числе нестандартные задачи, обладающие междисциплинарными знаниями, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства, а также осознающие свои профессиональные задачи и обязанности в новых социокультурных условиях. Достаточно длительное время миссией преподавателя вуза была исключительно передача опыта и знаний молодым специалистам. Но сегодня требуется переход к построению уникальной отечественной вузовской подготовки, которая предполагает развитие инновационного

мышления и опыта активного действия в различных сферах деятельности человека.

Ответом на запрос научного сообщества, представителей реального сектора экономики и государственной власти является формирование в вузе инновационной среды, предполагающей наличие команды инновационно мыслящих преподавателей, способных эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, в том числе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения [2].

В связи с этим в 2021/22 уч. году на базе Арзамасского филиала ННГУ стартовал цикл стратегических сессий для сотрудников, направленных на определение путей повышения креативности и эффективности работы преподавателя в современных условиях учебно-воспитательного процесса вуза.

Следует отметить, что организация цикла сессий филиала задумана как реализация ключевых направлений Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», разработанной ведущими учёными Национального исследовательского Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского [3]. Миссия университета на сегодняшний день заключается в подготовке высококвалифицированных кадров для работодателей, а также в обеспечении социально ответственного и патриотического воспитания молодежи, развитии творческих способностей на основе системной интеграции образовательной, исследовательской и инновационной деятельности. Среди важных стратегических проектов реализации программы университета можно выделить проект «Креативная личность».

В связи с этим в качестве одного из ключевых приоритетов программы выступает развитие креативности преподавателей, и, следовательно, одной из главных задач филиала на сегодняшний день является анализ и распространение богатого и успешного профессионального опыта арзамасских педагогов и психологов в данном аспекте, определение и обобщение наиболее актуальных инновационных технологий в практике работы преподавателей Арзамасского филиала ННГУ.

Теоретические основы

Актуальность развития креативности преподавателя высшей школы определяется, как мы видим, как социальной, так и практической значимостью проблемы самосовершенствования личности педагога в профессиональной деятельности. В современных условиях развития российского общества и модернизации системы высшего педагогического образования в Рос-

сийской Федерации возникает необходимость поиска новых ресурсов для качественной подготовки будущих специалистов, обладающих креативным мышлением.

Так, по мнению доктора педагогических наук А.В. Морозова, «креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому студенту на любом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку».

Заметим, что в отечественной науке проблему креативности начиная со второй половины ХХ века рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, М.С. Каган, А.Г. Ковалев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, И.Э. Стрелкова и другие ученые и исследователи.

Теоретическая основа креативности раскрывалась и в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Берт-хаймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Та-фель, Е. Торренс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель и др.).

Помимо этого изучались такие аспекты проблемы:

- психолого-педагогические основы творчества, развития (А.В. Брушлинский, И.С. Кон, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);

- субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное общение (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов);

- личностные корреляты креативности (Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Лук, Р.В. Рескин);

- развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры (Эд. Де Боно, М.С. Каган, Р. Крачфилд, А.М. Матюшкин, А.Л. Петровская, Е. Торренс, М. Уоллах);

- диагностика креативности (Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермо-лаева-Томина, Е. Торренс, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова) [4].

На наш взгляд, креативность является многоуровневой личностной характеристикой, которая включает в себя три стороны: личностную (предполагает креативную направленность личности), процессуальную (владение инновационными образовательными технологиями, умение организовать учебно-воспитательный процесс по-новому, максимально и быстро достигая образовательный эффект) и результативную (предполагает наличие значимых личных профессиональных достижений и достижений своих студентов).

Креатрвнуоть ерееудаватеея как фактур еероеектрвнуотр расвртря выошегу убрасуванря

211

Отметим, что креативность является не только источником творческой профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, но и также основой его эффективности. При этом высокий уровень креативности обеспечивает более эффективную, успешную, продуктивную и продолжительную профессиональную деятельность. Важно, если преподаватель является не только её участником, но и сам является её разработчиком, активно внедряя новые идеи в собственную практику и практику работы коллег.

Этапы и результаты исследования, их обсуждение

Арзамасский филиал ННГУ в течение 2021/22 учебного года выстраивал и реализовы-вал технологию развития креативности преподавателей вуза на двух уровнях.

Внутренний уровень предполагал:

1) создание в филиале научно-методической комиссии, которая вырабатывает стратегию и основные направления развития креативности сотрудников филиала;

2) организацию цикла стратегических сессий по обозначенной проблематике на темы: «Эффективный преподаватель в условиях дистанта», «Креативность как фактор эффективности работы преподавателя в современном образовательном пространстве», «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза», «Формирование стрессоустойчивости преподавателя в условиях инновационности и креативности»;

3) организацию Декады педагогики и психологии, Недели студенческой науки в инновационных форматах проведения занятий и мероприятий с привлечением актива студентов (форум, хакатон и др.).

Внешний уровень включал:

1) участие преподавателей в курсах повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» на базе АНО ВО «Университет Иннополиса», «Инновационные педагогические практики в образовании» на базе МГПУ и др.;

2) работу на инновационных площадках образовательных учреждений города и районов Нижегородской области;

3) участие в форумах, семинарах и конференциях различного уровня инновационной проблематики в качестве докладчиков;

4) проведение мастер-классов и открытых занятий с использованием ресурсов и инновационного потенциала профессионального коллектива вуза.

Особую роль в развитии креативности преподавателей и сотрудников филиала сыграли

стратегические сессии, которые были организованы под руководством ведущих преподавателей кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, кафедры общей и практической психологии.

Так, 3 декабря 2021 г. на базе филиала в рамках традиционной Декады педагогики и психологии состоялось уникальное мероприятие - первая стратегическая сессия «Эффективный преподаватель в условиях дистанта», целью которой было определить пути повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения. Участниками стали преподаватели психолого-педагогического факультета (4 группы по 7 человек), а также группа студентов психолого-педагогического факультета (7 человек). Для организации работы сессии были заготовлены необходимые материалы: ручки, маркеры, листы формата А2 (6 шт.), цветная бумага (для деления на команды), стикеры, раздаточный материал (проблематика).

Это был первый опыт преподавателей осмыслить и оценить потенциал участия Арзамасского филиала в реализации программы «Приоритеты 2030» [2]. В рамках сессии были озвучены ключевые направления программы «Приоритеты 2030», приоритеты развития университета, в которые необходимо «вписать» богатый и успешный профессиональный опыт арзамасских учёных.

В целом сессия состояла из нескольких этапов и предлагала участникам выбрать роль в рабочей группе:

- дизайнер запроса - участник группы, который взаимодействует с модераторами (уточняет правильность понимания задания, задаёт вопросы и т.д.);

- дизайнер проекта - участник, который выдвигает общую идею для обсуждения;

- дизайнер групповой коммуникации -участник, который организует обсуждение в группе, задаёт уточняющие вопросы при обсуждении, задаёт тон работы в группе;

- дизайнер содержания - участник, который фиксирует высказывания остальных участников группы, систематизирует и записывает на лист бумаги;

- дизайнер результата - участник, который озвучивает и защищает перед аудиторией итоговые идеи группы.

Первый этап сессии («Как мотивировать студента на обучение в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения?») включал выделение критериев высокой мотивации учебной деятельности студентов, определение

путей повышения мотивации учебной деятельности студентов, а также выявление причин и проблем мотивации учебной деятельности студентов.

Второй этап сессии («Как научить студента работать в ЭИОС вуза?») позволил раскрыть сущность ЭИОС вуза и её компоненты, определить проблемы использования ЭИОС вуза в работе преподавателя и обучении студента, наметить пути повышения эффективности работы в ЭИОС вуза (с позиции преподавателя и студента).

Третий этап сессии («Как организовать воспитательную среду вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения?») предполагал рассмотрение понятия «воспитательная среда вуза», выявление проблем развития воспитательной среды вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения, а также описание путей повышения эффективности воспитательной работы в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения.

Четвёртый этап сессии предполагал подготовку документа «Общие рекомендации по повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения» с определением критериев эффективности работы преподавателя в условиях дистанта.

Таким образом, в рамках работы сессии были вычленены основные проблемы, связанные с обучением и воспитанием студентов, предложены пути их решения, определены критерии эффективности работы преподавателя в условиях дистанта. Данное мероприятие позволило взглянуть на «болевые точки» в современной ситуации организации образовательного и воспитательного процесса, посмотреть с разных точек зрения и позиций на существующие проблемы и их пути решения. Данное мероприятие заложило начало большой работы на перспективу.

В рамках реализации стратегических проектов ННГУ по программе «Приоритет 2030» 9 декабря 2021 г. прошла ещё одна стратегическая сессия «Креативность как фактор эффективности работы преподавателя в современном образовательном пространстве», целью которой стало определение путей повышения кретивно-сти и эффективности работы преподавателя в современных условиях учебно-воспитательного процесса в вузе. Активными участниками стали деканы факультетов, заведующие кафедрами и представители ППС от каждой кафедры (5 групп по 7 человек).

На организационном этапе «Сущность и показатели креативности преподавателя в современном образовательном пространстве» была определена сущность понятия «креативный

преподаватель». Креативность рассмотрена как готовность решать профессиональные задачи в условиях постоянных изменений. При этом были определены ключевые показатели креативности преподавателя, среди которых: подвижность, заключающаяся в способности быстро выдвигать большое количество идей; гибкость, проявляющаяся в оценке проблем со всех сторон и нахождении закономерностей; оригинальность - способность мыслить нестандартно; разработанность, выражающаяся в способности углублять и детализировать идеи; открытость, сопротивление замыканию — постоянное впитывание новой информации, активное взаимодействие с коллегами.

На первом этапе («Дефициты и профициты креативности преподавателей в современном образовательном пространстве») велась как индивидуальная работа «Мои личностные ресурсы и дефициты креативности», так и групповая работа, которая была направлена на выявление общих профицитов и дефицитов креативности преподавателей.

В рамках второго этапа («Возможности повышения креативности преподавателей в современном образовательном пространстве») были определены способы развития креативности преподавателя через использование ресурсов и потенциала профессионального коллектива вуза.

На заключительном, третьем этапе («Эффективные коммуникации в профессионально-педагогической деятельности преподавателя как способ развития креативности») группами были разработаны межфакультетские мероприятия, направленные на развитие креативности преподавателей вуза.

15 апреля 2022 г. на базе Арзамасского филиала ННГУ состоялся межкафедральный научно-практический семинар «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза» в форме стратегической сессии. Организатором мероприятия стала кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования под руководством д.пед.н., профессора Т.Т. Щелиной.

В стратегической сессии приняли участие четыре команды, представленные деканами факультетов, заведующими кафедрами и ведущими преподавателями - представителями всех факультетов филиала. Четвертую команду представляли руководители структурных подразделений филиала.

Следует отметить несомненную значимость стратегических сессий, ставших уже традиционными для филиала, направленных в первую очередь на креативный вариант развития преподавателя, модернизацию его методов, средств и приемов обучения в целях подготовки высо-

Креатрвнуоть ерееудаватеея как фактур еероеектрвнуотр расвртря высшего убрасуванря 213

коквалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда и вносящих весомый вклад в развитие нашей страны.

На первом этапе работы участникам сессии было предложено, опираясь на собственный профессиональный опыт, обозначить свое понимание таких ключевых понятий, как инновации, инновации в образовании, привести примеры инновационных технологий в образовательном процессе вуза. К инновационным технологиям, работающим на повышение качества образования, являющимся ответом на вызовы в условиях современных реалий вуза, участники встречи отнесли следующие: геймификацию, учебную фирму, кейс-технологии, перевернутое обучение, технологию дополненной реальности, квест-технологию, технологию развития критического мышления, имитационные игры, интеллект-карты и др. [5].

На следующем этапе отдельные участники поделились собственным опытом реализации инновационных технологий в образовательной практике вуза (с докладами и наглядной презентацией выступили ведущие преподаватели Арзамасского филиала). Слушатели познакомились с опытом реализации следующих технологий: игровой технологии, мобильного обучения, квест-технологии, ролевой игры, метафорических карт, метаплана, технологии критического мышления.

На заключительном этапе семинара команды обсуждали проблемные зоны в освоении и применении инновационных технологий в образовательном процессе вуза, пути их преодоления. Среди проблемных зон были выделены следующие: отсутствие мотивации, недостаточная профессиональная компетентность, эмоциональное выгорание, слабое владение цифровым инструментарием, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса вуза и др. Решение обозначенных проблем участники видели в организации мастер-классов по обучению тем или иным инновационным технологиям, создании библиотеки инновационных технологий в вузе, использовании бережливых технологий, профилактике эмоционального выгорания, саморесурсирова-нии, курсах повышения квалификации, совместном со студентами обмене опытом.

В завершение работы участники сессии были погружены в процесс рефлексии и с помощью инфокарт анализировали полезность и результативность работы в группе, степень обо-гащённости собственного опыта по итогам мероприятия, наличие инновационного опыта на факультете.

Анализ полученных результатов работы свидетельствует о заинтересованности участников в обозначенной проблематике, о богатом опыте использования инновационных технологий в образовательном процессе Арзамасского филиала ННГУ, о необходимости и желании обмениваться опытом с коллегами, совершенствуя свой профессионализм и выстраивая совместно с коллегами новые, перспективные линии развития системы обучения и воспитания студентов в вузе [6, с. 64-65].

Отметим, что описанные нами технологии взаимодействия с преподавателями с целью раскрытия личностных ресурсов, развития креативности имеют психологические основания. Для получения обратной связи от участников стратегических сессий нами была разработана анкета. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты позволил сформулировать следующие выводы.

Использование технологий творческого самовыражения в процессе взаимодействия с преподавателями различных факультетов нашего вуза позволяет существенно улучшить степень восприятия коллегами новой информации, отличной от консервативных личных и профессиональных установок, расширяет сферу применения воспринятого «нового» в дальнейшей профессиональной деятельности.

Креативное развитие личности в процессе реализации активных методов социально-психологического обучения проходит наиболее эффективно, так как в коммуникативном и образовательном пространстве стратегической сессии созданы условия, способствующие активизации творческих ресурсов как опытного, так и молодого преподавателя:

- происходит безоценочное изучение личного опыта преподавания в определенной области в ходе равноправного субъект-субъектного диалога;

- активизируется рефлексивный ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности у каждого участника;

- модератором в обучающейся группе создается атмосфера психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия; модератор мотивирует участников, структурирует ролевое взаимодействие, организует тайм-менеджмент;

- поддерживается четкое соблюдение основных принципов ведения групповой работы (очередность, добровольность, доброжелательность, искренность, персонализация обращения и пр.), что снимает напряжение и стрессоген-ность ситуации, в то же время побуждает участников решать профессиональные задачи в ситуации неопределенности;

- смоделированная в ходе стратегической сессии ситуация неопределенности характеризуется многовариативностью развития, неоднозначностью решения и исхода, поэтому побуждает участника анализировать факторы, связи, условия, самостоятельно выбирать оптимальные методы и средства для принятия решения в контексте поставленных на мероприятии профессиональных задач.

Созданные психологические условия позволяют в ходе стратегических сессий реализовать модель креативного развития ППС вуза, которая предполагает использование методов психологического моделирования различных коммуникативных стратегий, направленных на достижение целей через налаживание связей с аудиторией; арт-педагогических технологий, позволяющих в наглядной форме структурировать информацию, проработать основные трудности, связанные со служебными взаимоотношениями, и оказать позитивное влияние на формирование как профессиональных, так и личностных компетенций участников.

Выводы

Анализ опыта, научно-методической и практической деятельности Арзамасского филиала ННГУ позволяет сформулировать ряд рекомендаций и выделить несколько стратегий для развития креативности у преподавателей современного вуза, среди которых:

1) привлечение преподавателей к моделированию возможных изменений в организации, структуре и содержании образовательного процесса;

2) использование естественного мозгового штурма (индивидуального и группового) при разработке проектов решения ключевых и рядовых проблем внутри вуза;

3) целенаправленное и своевременное внесение корректив в рабочую документацию вуза, обеспечивающую реализацию образовательного процесса, относительно использования новых педагогических технологий и инноваций (РПД, ФОС, РПП и др.);

4) организация в вузе работы научно-методического центра (комиссии), задачами которого будет являться создание условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогических работников вуза, развитию их творческого потенциала, готовности к освоению инноваций в высшем образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации;

5) создание проблемных групп и авторских коллективов преподавателей под решение конкретных задач, в состав которых будут входить

как опытные, так и молодые, инновационно мыслящие специалисты, коллаборация смешанных команд (по возрасту, опыту, принадлежности к кафедре, факультету и т.п.);

6) привлечение к работе в команде и организации внутривузовских научно-образовательных и просветительских мероприятий студентов из числа наиболее креативных на основе взаимовыгодного сотрудничества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) повышение мотивации преподавателей к развитию креативности путём финансового стимулирования освоения ими и распространения инновационной деятельности как внутри вуза, так и за его пределами (в регионе, на уровне РФ);

8) обеспечение непрерывности процесса формирования творческого мышления и развития творческих способностей как у студентов, так и у преподавателей.

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности преподавателя вуза способствуют повышению его компетентности и профессионализма. В связи с этим мы предлагаем разработать и внедрить новое направление курсов повышения квалификации для подготовки преподавателей современного вуза, способных целенаправленно формировать компетенции у будущих специалистов, развивать у них способности, обеспечивающие возможность исследовать, проектировать, создавать новое в разных областях науки (сферы психолого-педагогического образования). В качестве примера могут служить такие программы, как «Эффективный преподаватель», «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза», «Креативность как фактор эффективности работы преподавателя в современном образовательном пространстве», целью которых является формирование и развитие гибкости и оригинальности мышления, адаптация преподавателя вуза, как представителя педагогического сообщества, к нарастающей скорости технологических, социальных и иных инноваций в культурно-образовательном пространстве современного общества.

Список литературы

1. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.». URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soo bshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 16.05.2022).

2. Щелина Т.Т. Преподаватель высшей школы: самоопределение и развитие в меняющихся условиях // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: Сборник статей XIV Международной научно-прак-

Креативность преподавателя как фактор перспективности развития высшего образования 215

тической конференции / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Изд-во «Перо», 2018. С. 81-84.

3. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». URL: http://www.unn. ru/site/about/ofitsialnye-svedemya-i-dokumenty/programm y-razvitiya/programma-strategicheskogo-akademichesko go-liderstva-prioritet-2030 (дата обращения: 16.05.2022).

4. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 445 с. РГБ ОД, 71:05-13/88. URL: https://www.disser cat.com/content/formirovanie-kreativnosti-prepodavatelya-vysshei-shkoly-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.05.2022).

5. Лёвкина Е.В. К вопросу об организации инфо-зон как средства повышения мотивации к изучению литературы // Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2018 года / Редкол.: Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, В.Е. Пугач. СПб.: ЛЕМА, 2018. С. 66-68.

6. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2020. № 2. С. 55-68.

TEACHER'S CREATIVITY AS A FACTOR OF PROSPECTIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

T.T. Shchelina, E. V. Levkina, E. G. Patrikeeva

Arzamas branch of the Nizhny Novgorod State University named after I.I. N.I. Lobachevsky

The article deals with the problem of prospects and key directions for the development of Russian higher education. Currently, a transition is being made to building a unique domestic university training, which involves the development of innovative thinking and creativity of a higher education teacher. The article analyzes the theoretical foundations for the development of creativity of a university teacher, presents the author's approach to the concept of "creativity of a university teacher"; technologies for the development of teacher creativity (from the experience of the Arzamas branch of UNN); the psychological substantiation of the use of the strategic session as a means of developing the creativity of a university teacher is given. The authors of this work analyze the cycle of sessions carried out in the branch and conceived as the implementation of key areas of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030". The article substantiates the importance of analyzing and disseminating the rich and successful professional experience of Arzamas teachers and psychologists, identifying and summarizing the most relevant innovative technologies in the practice of teachers at the Arzamas branch of UNN. The article presents methodological recommendations for the development of creativity of a university teacher.

Keywords: creativity, creative development, strategic session, teacher, prospects for higher education, innovations in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.