Научная статья на тему 'Стратегическая позиция учебного заведения на рынке образовательных услуг (на примере ФГБОУ во «Вгувт»)'

Стратегическая позиция учебного заведения на рынке образовательных услуг (на примере ФГБОУ во «Вгувт») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОНКУРЕНТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MONITORING / PERFORMANCE INDICATORS / COMPETITORS / TRANSPORT INDUSTRY / REGION / STRATEGIC POSITION / ANALYTICAL MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина А.Г., Иванов В.М.

Цель данной работы оценка стратегической позиции высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг на примере Волжского государственного университета водного транспорта (г. Нижний Новгород). В настоящее время существует разнообразие методик оценки конкурентоспособности вузов, однако они страдают отсутствием комплексности проводимого анализа и высокой субъективностью результатов. Именно поэтому развитие методологического аппарата оценки конкурентоспособности вуза, в том числе с учетом определения стратегической позиции, на основании которой разрабатывается конкретная стратегия развития вуза, является актуальным. В статье приведены результаты мониторинга эффективности деятельности ФГБОУ ВО «ВГУВТ», определены основные конкуренты вуза в транспортной отрасли и на региональном уровне, приведены сравнительные результаты мониторинга вуза относительно конкурентов, построены аналитические карты позиции вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гущина А.Г., Иванов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC POSITION OF INSTITUTION IN MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES (ON EXAMPLE OF FSFEI HE "VSUWT")

The purpose of this work is to evaluate the strategic position of higher education institutions on the educational services market on the example of the Volga state University of water transport (Nizhny Novgorod). Currently, there are a variety of methods to assess the competitiveness of universities, but they lack the complexity of analysis and high subjectivity of the results. That is why the development of the methodological apparatus of evaluation the competitiveness of the University, including by reference to the definition of strategic position, on the basis of which developed a specific strategy for the development of the University, is relevant. The article presents the results of monitoring of efficiency of activity of “VSUWT", identifies the main competitors of the University in the transport sector at the regional level, gives the comparative results of the monitoring of the University relative to its competitors, develops the analytical map of the position of the University.

Текст научной работы на тему «Стратегическая позиция учебного заведения на рынке образовательных услуг (на примере ФГБОУ во «Вгувт»)»

Секция «Экономика, финансы и менеджмент»

УДК 33

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)

A.Г. Гущина, Волжский государственный университет водного транспорта

(Нижний Новгород, Россия)

B.М. Иванов, Волжский государственный университет водного транспорта

(Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. Цель данной работы - оценка стратегической позиции высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг на примере Волжского государственного университета водного транспорта (г. Нижний Новгород). В настоящее время существует разнообразие методик оценки конкурентоспособности вузов, однако они страдают отсутствием комплексности проводимого анализа и высокой субъективностью результатов. Именно поэтому развитие методологического аппарата оценки конкурентоспособности вуза, в том числе с учетом определения стратегической позиции, на основании которой разрабатывается конкретная стратегия развития вуза, является актуальным. В статье приведены результаты мониторинга эффективности деятельности ФГБОУ ВО «ВГУВТ», определены основные конкуренты вуза в транспортной отрасли и на региональном уровне, приведены сравнительные результаты мониторинга вуза относительно конкурентов, построены аналитические карты позиции вуза.

Ключевые слова: учебные заведения, мониторинг, показатели эффективности, конкуренты, транспортная отрасль, регион, стратегическая позиция, аналитическая карта.

STRATEGIC POSITION OF INSTITUTION IN MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES (ON EXAMPLE OF FSFEI HE "VSUWT")

Abstract. The purpose of this work is to evaluate the strategic position of higher education institutions on the educational services market on the example of the Volga state University of water transport (Nizhny Novgorod). Currently, there are a variety of methods to assess the competitiveness of universities, but they lack the complexity of analysis and high subjectivity of the results. That is why the development of the methodological apparatus of evaluation the competitiveness of the University, including by reference to the definition of strategic position, on the basis of which developed a specific strategy for the development of the University, is relevant. The article presents the results of monitoring of efficiency of activity of "VSUWT", identifies the main competitors of the University in the transport sector at the regional level, gives the comparative results of the monitoring of the University relative to its competitors, develops the analytical map of the position of the University.

Keywords: educational institutions, monitoring, performance indicators, competitors, transport industry, region, strategic position, analytical map.

Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ») является учебным заведением, выпускники которого востребованы как на отраслевом, так и на региональном уровнях [2]. Поэтому, рассматривая его стратегическую позицию, необходимо учитывать две координаты: позиция в сравнении с вузами, подчиненными Федеральному агентству морского и речного флота (Росморречфлот), и позиция в сравнении с вузами Нижегородской области.

В качестве информационной базы оценки статуса вуза авторы использовали результаты Мониторинга эффективности деятельности вузов, опубликованные Министерством образования и науки РФ. В мониторинге за 2015 год приняли участие 830 вузов и 932 филиала. В число анализируемых критериев вошли: средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджет абитуриентов; объем научных исследований и доходы от научной деятельности; доходы вуза из всех источников в целом; количество иностранных студентов; уровень зарплаты преподавателей; число студентов, трудоустроившихся в первый год после получения диплома; дополнительный показатель (собственный показатель в зависимости от направленности вуза) [3].

По результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вузам и филиалам за 2015 год ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» выполнил 4 или более показателей, что свидетельствует о положительной оценке деятельности вуза.

Лепестковая диаграмма по показателям мониторинга эффективности деятельности вуза за 2015 год представлена на рис.1 [1].

Рис.1. Показатели мониторинга эффективности деятельности ФГБОУ ВО «ВГУВТ» за 2015 год

Согласно приведенным данным, значение результатов оценки деятельности вуза по таким показателям, как научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, заработная плата ППС, трудоустройство, дополнительный показатель превышает или равно установленному пороговому значению. Значение показателя «образовательная деятельность» ниже порогового значения на 10,37%, одной из причин является низкий средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программе бакалавриата и специалитета.

В качестве учебных заведений, являющихся конкурентами ФГБОУ ВО «ВГУВТ» на отраслевом уровне, выступили все подведомственные Росморречфлоту вузы:

1. ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова», г. Санкт-Петербург (ГУМРФ).

2. ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г.Новороссийск (ГМУ).

3. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», г.Новосибирск (СГУВТ).

4. ФГБОУ ВО «Московская государственная академия водного транспорта», г.Москва (МГАВТ).

5. ФГБУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского», г.Владивосток (МГУ).

Сравнительные результаты мониторинга эффективности деятельности по рассматриваемым показателям по вузам отрасли за 2015 год приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные результаты мониторинга по вузам транспортной отрасли за 2015 год

Показатели ГМУ ВГУВТ СГУВТ ГУМРФ МГУ МГАВТ

Образовательная деятельность 63,66 53,78 52,38 62,62 53,92 53,45

Научно-исследовательская деятельность 100,44 103,62 63,1 164,1 148,76 20,26

Международная деятельность 1,56 2,28 1,86 5,7 1,95 2,09

Финансово-экономическая деятельность 3009,67 2158 2260,58 2791,14 2934,82 3497,1

Заработная плата профессорско-преподавательского состава 175,34 180,25 145,58 145,24 154,64 127,36

Трудоустройство 60 80 80 70 65 -

Дополнительный показатель 4,29 4,84 4,00 5,05 4,83 3,94

Количество выполненных показателей 6 6 6 5 5 1

Относительно рассматриваемых вузов отрасли можно отметить, что ФГБОУ ВО «ВГУВТ» занимает устойчивые позиции, опережая по большинству рассматриваемых показателей конкурентов, уступая лишь Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова.

На региональном уровне основными конкурентами ФГБОУ ВО «ВГУВТ» являются:

1. Московский государственный университет путей сообщения - Нижегородский филиал (МИИТ)

2. Московский гуманитарно-экономический институт - Нижегородский филиал (МГЭИ)

3. Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (НГСХА)

4. Нижегородская правовая академия (институт) (НПА)

5. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ)

6. Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (НГИЭИ)

7. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ)

8. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

9. Нижегородский филиал Академии труда и социальных отношений (АТиСО)

10. Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (НИУ)

Сравнение ВГУВТ с вузами Нижегородской области по данным мониторинга представлено в табл.2

Таблица 2. Сравнительные результаты мониторинга по вузам Нижегородской области за 2015 год

Наименование вуза Образовательная деятельность Научно-исследовательская деятельность Международная деятельность Финансово-экономичес кая деятельность Заработная плата ППС Трудоустройство Дополнительный показатель Количество выполнен-ных показателей

НГТУ 62 591,5 2,07 2317,55 180,27 85 4,41 7

ННГУ 67,47 685,99 3,09 2834,41 185,07 80 4,92 7

ВГУВТ 53,78 103,62 2,28 2158 180,25 80 4,84 6

НГАСУ 62,15 91,84 2,35 1485,36 140,97 80 3,76 6

НИУ 64,01 70,88 - 1704,6 152,71 85 3,73 6

НГИЭИ 57,63 - 12,05 2397,91 145,22 80 3,26 5

НГСХА 55,62 200,39 4,23 1863,77 146,65 - 0 4

МГЭИ 53,72 85,84 - 2034,86 157,16 - 1,58 4

НПА 57 111,66 1,15 1759,85 141,56 70 1,23 4

МИИТ 0 0 - 5580,41 185,51 - 26,69 3

АТиСО 0 0 - 805,36 46 - 2,64 0

По итогам анализа табл. 2 можно сделать вывод о том, что ФГБОУ ВО «ВГУВТ» по совокупности показателей мониторинга имеет достаточно устойчивое положение в Нижегородской области.

В целях определения стратегической позиции ФГБОУ ВО «ВГУВТ» целесообразно построить аналитическую карту по двум параметрам: позиция вуза в отрасли и позиция вуза в регионе (рис.2).

Рис. 2. Стратегическая позиция вуза в отраслевом и региональном направлениях в 2015 году

Как следует из приведенного на рис. 2 графика в стратегическом плане позиция ФГБОУ ВО «ВГУВТ» достаточно неплохая как на отраслевом, так и региональном уровнях. Вместе с тем, два обстоятельства отражают возможность изменения ситуации в худшую сторону. Первое - это то, что университет ни по одному из показателей мониторинга не

является абсолютным лидером ни в отрасли, ни в регионе. Второе обстоятельство состоит в том, что рынок образовательных услуг становится более конкурентным. На это указывает факт того, что если в 2014 году ФГБОУ ВО «ВГУВТ» входил в тройку лидеров региона по количеству выполненных показателей мониторинга (6 позиций), то в 2015 году также 6 позиций выполнили или превысили пороговые значения уже три ВУЗа: ВГУВТ, нГаСУ и НИУ.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. Используя комплексную методику оценки конкурентной позиции вуза можно объективно оценить эффективность ранее выбранной стратегии, а также предложить рекомендации по адаптации стратегии к сформировавшимся условиям конкурентной среды. В современных экономических условиях проведение анализа стратегической позиции вуза позволит учебным заведениям корректировать направление своего развития в условиях неопределенности окружающей среды.

Литература:

1. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования // Сайт в Интернет: http://indicators.miccedu.ru/monitoring

2. Официальный сайт Волжского государственного университета водного транспорта. URL: http://www.vsawt.ru

3. Сафуанов Р.М., Кашипова И.Р., Вычужанова Д.Р., Муртазина Д.М. Сравнительный анализ показателей государственной аккредитации, мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования и общественной аккредитации // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №7-8 С.132-137.

References:

1. Monitoring jeffektivnosti dejatel'nosti organizacij vysshego obrazovanija // Sajt v Internet: http://indicators.miccedu.ru/monitoring

2. Oficial'nyj sajt Volzhskogo gosudarstvennogo universiteta vodnogo transporta. URL: http://www.vsawt.ru

3. Safuanov R.M., Kashipova I.R., Vychuzhanova D.R., Murtazina D.M. Sravnitel'nyj analiz pokazatelej gosudarstvennoj akkreditacii, monitoringa jeffektivnosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija i obshhestvennoj akkreditacii // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №7-8 S.132-137.

— • —

Сведения об авторах

Алёна Геннадьевна Гущина, магистрант 2 курса направления «Менеджмент», Волжский государственный университет водного транспорта (Нижний Новгород, Россия).

Валерий Михайлович Иванов, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, кандидат технических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.