Научная статья на тему 'Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края(по материалам мониторинга эффективности 2014 года)'

Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края(по материалам мониторинга эффективности 2014 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ / ФИЛИАЛ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / EFFICIENCY MONITORING OF EDUCATION INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / HEI / BRANCH / PERFORMANCE INDICATOR / EVALUATION CRITERION / RESEARCH PERFORMANCE / PRIMORSKY KRAI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагирева Ирина Анатольевна

Статья посвящена анализу результатов мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 г. Автором рассмотрены общие подходы и критерии, пороговые значения показателей, используемые для оценки деятельности образовательных организаций Приморского края. По итогам выполнения основных показателей мониторинга проведено ранжирование вузов и филиалов края. Особое внимание уделено анализу результатов оценки научно-исследовательской деятельности, определению позиций участников мониторинга в сравнении с медианными значениями показателей вузов региона. В статье нашли отражение результаты дискуссий в научном сообществе по итогам проведения мониторинга, дан краткий обзор критических замечаний и предложений. На основании аналитического исследования сделан вывод о неоднозначности, относительности результатов мониторинга, несовершенстве самой процедуры его проведения, необходимости расширения спектра используемых критериев оценки, пересмотра некоторых принципов и подходов.Представленный подход к оценке деятельности образовательных организаций с учетом критического анализа его результатов может служить общим ориентиром в работе по оптимизации деятельности российских вузов, повышению их конкурентоспособности, способствовать приданию нового импульса развитию национальной научно-образовательной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагирева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measuring of Research Performance of Higher Education Institutions of Primorsky Krai (on the Base of Efficiency Monitoring of 2014)

The article analyses the outputs of efficiency performance of Higher Education institutions monitored by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2014. The author considers the overall approaches and criteria, as well as the threshold values which are used for measuring performance of Primorye education institutions. According to the key monitoring parameters the author reckons the higher education institutions and branches of Primorsky Krai. The special analysis is given to the scores of research performance indicators, as well as to the reckoning of the monitoring participants compared to the HEI median values in the region. The special attention is given to the follow-up science community’s disputes about the monitoring report, critical remarks and suggestions. On the base of analytical studies there is a conclusion on an ambiguity, relativity of the monitoring outputs, and imperfection of this procedure, on the necessity to broaden a range of used value criteria and revise some principals and approaches.The Ministerial approach for measuring performance of education institutions with the author’s critical analysis of its obtained outputs can orient the Russian high education institutions to optimize their work and improve their competiveness, as well as to contribute to reinvigorating the development of the national research and education system as a whole.

Текст научной работы на тему «Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края(по материалам мониторинга эффективности 2014 года)»

УДК 378.1 ББК 74.48

Ирина Анатольевна Лагирева,

научный сотрудник,

Владивостокский филиал Российской таможенной академии (690034, Россия, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в)

e-mail: lagireva.ira@yandex.ru

Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам мониторинга эффективности 2014 года)

Статья посвящена анализу результатов мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 г. Автором рассмотрены общие подходы и критерии, пороговые значения показателей, используемые для оценки деятельности образовательных организаций Приморского края. По итогам выполнения основных показателей мониторинга проведено ранжирование вузов и филиалов края. Особое внимание уделено анализу результатов оценки научно-исследовательской деятельности, определению позиций участников мониторинга в сравнении с медианными значениями показателей вузов региона. В статье нашли отражение результаты дискуссий в научном сообществе по итогам проведения мониторинга, дан краткий обзор критических замечаний и предложений. На основании аналитического исследования сделан вывод о неоднозначности, относительности результатов мониторинга, несовершенстве самой процедуры его проведения, необходимости расширения спектра используемых критериев оценки, пересмотра некоторых принципов и подходов.

Представленный подход к оценке деятельности образовательных организаций с учетом критического анализа его результатов может служить общим ориентиром в работе по оптимизации деятельности российских вузов, повышению их конкурентоспособности, способствовать приданию нового импульса развитию национальной научно-образовательной системы в целом.

Ключевые слова: мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, вуз, филиал, показатель эффективности, критерий оценки, научная деятельность, Приморский край.

Irina Anatolyevna Lagireva,

Researcher,

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy (16v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034, Russia) e-mail: lagireva.ira@yandex.ru

Measuring of Research Performance of Higher Education Institutions of Primorsky Krai (on the Base of Efficiency Monitoring of 2014)

The article analyses the outputs of efficiency performance of Higher Education institutions monitored by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2014. The author considers the overall approaches and criteria, as well as the threshold values which are used for measuring performance of Primorye education institutions. According to the key monitoring parameters the author reckons the higher education institutions and branches of Primorsky Krai. The special analysis is given to the scores of research performance indicators, as well as to the reckoning of the monitoring participants compared to the HEI median values in the region. The special attention is given to the follow-up science community's disputes about the monitoring report, critical remarks and suggestions. On the base of analytical studies there is a conclusion on an ambiguity, relativity of the monitoring outputs, and imperfection of this procedure, on the necessity to broaden a range of used value criteria and revise some principals and approaches.

The Ministerial approach for measuring performance of education institutions with the author's critical analysis of its obtained outputs can orient the Russian high education institutions to optimize their work and improve their competiveness, as well as to contribute to reinvigorating the development of the national research and education system as a whole.

Keywords: efficiency monitoring of education institutions of Higher Education, HEI, branch, performance indicator, evaluation criterion, research performance, Primorsky Krai.

Реформирование образования предполагает реализацию целого комплекса мер, направленных на развитие высшего образования и науки. Среди них мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования (далее - мониторинг), проводимый Министерством образования и науки Российской

Федерации. В 2014 г. мониторинг проводился уже в третий раз. Результаты его вызывают несомненный интерес, прежде всего, у самих участников мониторинга. Что и как оценивает мониторинг? Каковы позиции вузов по тому или иному направлению деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы на примере вузов

© Лагирева И. А., 2014

61

Ученые записки. 2014. № 6(59). Теория и методика профессионального образования

Приморского края, рассмотрев более подробно научное направление деятельности.

По итогам 2014 г. 1 в мониторинге приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации, вузы) и1356 филиалов образовательных организаций высшего образования (далее - филиалы)2[10]. Негосударственные вузы и филиалы включены в мониторинг на равных основаниях с государственными, в требованиях филиалы впервые приравнены к вузам, а регионы разделены на группы3 [11].

В Приморском крае сведения о своей деятельности для мониторинга предоставили 28 организаций: 10 вузов, 18 филиалов4. Из них 6 -являются негосударственными (3 вуза, 3 филиала). Из 18 филиалов 12 являются филиалами вузов Приморья, 6 - филиалами вузов, расположенных на территории других регионов Российской Федерации.

ВУЗЫ:

1. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт технологии и бизнеса» (далее - ИТиБ), г. Находка.

2. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ТГМУ), г. Владивосток.

3. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный институт коммуникаций» (далее - ДВИК), г. Владивосток.

4. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Открытый юридический институт (частное учреждение)» (далее - ОЮИ), г. Владивосток.

1 Мониторинг 2014 г. проведен на основе данных формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. (форма № 1-Мониторинг)» (О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2014 году [Электронный ресурс]: письмо от 18.03.2014 № АК-610/05 // официальный ресурс Минобрнауки России. URL: Ь|Нр://минобрнауки.рф/ документы/4080(дата обращения: 10.07.2014).

2 Вузы Крыма и Севастополя в 2014 г. участия в мониторинге не принимали.

3 Установлены единые пороговые значения показателей для вузов и филиалов по группам регионов.

4 Здесь и далее используются информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования, размещенные на официальном ресурсе

Главного информационно-вычислительного центра (http:// www.miccedu.ru/monitoring/).

5. Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского» (далее - МГУ им. адм. Г. И. Невельского), г. Владивосток.

6. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее -ДВФУ), г. Владивосток.

7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее - ВГУЭС), г. Владивосток.

8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная академия искусств» (далее - ДВГАИ), г. Владивосток.

9. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический рыбохо-зяйственный университет» (далее - Дальрыб-втуз), г. Владивосток.

10. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» (далее - ПГСХА), г. Уссурийск.

ФИЛИАЛЫ:

1. Владивостокский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» (далее - ВФ РТА), г. Владивосток.

2. Владивостокский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» (далее - Владивостокский филиал СПбГУП), г. Владивосток.

3. Дальневосточная пожарно-спасатель-ная академия - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»5 (далее - Дальневосточная пожар-но-спасательная академия), г. Владивосток.

5 Полное официальное наименование: Дальне-

4. Приморский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Уссурийске (далее - ПримИЖТ).

5. Приморский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» (далее -Приморский филиал СибУПК), г. Владивосток.

6. Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный институт экономики и права» в г. Владивостоке1 (далее -филиал МИЭП в г. Владивостоке).

7. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Арсеньеве (далее - филиал ДВФУ в г. Арсеньеве).

8. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Артеме (далее - филиал ДВФУ в г. Артеме).

9. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Большой Камень (далее - филиал ДВФУ в г. Большой Камень).

10. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Дальнегорске (далее - филиал ДВФУ в г. Дальнегорске).

11. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Дальнереченске (далее - филиал ДВФУ в г. Дальнереченске).

восточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (согласно данным мониторинга и официального ресурса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, http://www.igps.ru/2009-06-01-23-58-16/1059.html).

1 Полное официальное наименование: Филиал Международного института экономики и права в городе Владивостоке (согласно Положению о филиале Международного института экономики и права в городе Владивостоке, утв. 25 декабря 2012 г.).

12. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Лесозаводске (далее - филиал ДВФУ в г. Лесозаводске).

13. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Находке (далее - филиал ДВФУ в г. Находке).

14. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Спасске-Дальнем (далее - филиал ДВФУ в г. Спасске-Дальнем).

15. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийске (далее - филиал ДВФУ в г. Уссурийске).

16. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в пос. Кировский (далее - филиал ДВФУ впос. Кировский).

17. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Артеме (далее -филиал ВГУЭС в г. Артеме).

18. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находке (далее -филиал ВГУЭС в г. Находке).

По сравнению с другими регионами Дальневосточного федерального округа Приморский край выделяется наиболее развитой образовательной сетью2. Образовательные организации края характеризуются различной ведомственной принадлежностью, разнообразием

2 Для сравнения: данные об участии в мониторинге других образовательных организаций ДФО. Количе-ство вузов и филиалов по регионам (по убыванию): Республика Саха (Якутия) - 7 вузов, 19 филиалов; Хабаровский край -

13 вузов, 9 филиалов; Амурская область - 4 вуза, 5 филиалов; Камчатский край - 2 вуза, 5 филиалов; Сахалинская область - 2 вуза, 4 филиала; Магаданская область - 1 вуз,

4 филиала; Еврейская автономная область - 1 вуз, 2 филиала; Чукотский автономный округ - 2 филиала.

Ученые записки. 2014. № 6(59). Теория и методика профессионального образования

организационно-правовых форм, выделяются определенной спецификой деятельности.

В материалах мониторинга за 2013 год представлены не все образовательные организации Приморья. Среди них 3 филиала1:

1. Владивостокский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ВФ ДВЮИ МВД России), г. Владивосток.

2. Находкинский филиал негосударственного аккредитационного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» (далее - Находкинский филиал СГА), г. Находка.

3. Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» Министерства обороны Российской Федерации (Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»)2, г. Владивосток.

Согласно приказу Минобрнауки России от 17 марта 2014 г. № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» в мониторинг не включены образовательные организации федеральных государственных органов, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка3. К указанным образовательным организациям относятся ВФ ДВЮИ МВД России и филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Минобороны России. Находкинский филиал СГА, осуществляющий свою деятельность на территории Приморского края, сегодня оказался в сложном положении.

1 В перечень организаций не включены вузы и филиалы, не реализующие программы высшего профессионального образования (Находкинский филиал МГУ им. адм. Г. И. Невельского, Приморский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и др.).

2 В 2014 году, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. № 771-р, филиал стал самостоятельным вузом: федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Владивосток).

3 Образовательные организации, указанные в статье

81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация о принципиальном отказе Современной гуманитарной академии участвовать в мониторинге, что повлекло за собой серию внеплановых проверок организации и соответствующие санкции со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки[7; 9; 13].

На основе анализа сведений об образовательных организациях, реализующих программы высшего профессионального образования в Приморском крае в 2013 г., можно заключить, что в ведении Минобрнауки России находятся 14 организаций (2 вуза, 12 филиалов). Остальные государственные образовательные учреждения края (5 вузов, 5 филиалов) подведомственны следующим федеральным государственным органам:

- Министерству внутренних дел Российской Федерации (ВФ ДВЮИ МВД России);

- Министерству здравоохранения Российской Федерации (ТГМУ);

- Министерству культуры Российской Федерации (ДВГАИ);

- Министерству обороны Российской Федерации (филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»);

- Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Дальневосточная пожарно-спа-сательная академия);

- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (ПГСХА);

- Федеральной таможенной службе (ВФ РТА);

- Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ПримИЖТ);

- Федеральному агентству морского и речного транспорта (МГУ им. адм. Г. И. Невельского);

- Федеральному агентству по рыболовству (Дальрыбвтуз).

На территории Приморского края находятся 10 бюджетных (6 вузов, 4 филиала), 11 автономных (1 вуз4, 10 филиалов), 3 казенных (3 филиала), 7 негосударственных (3 вуза, 4 филиала) образовательных организаций.

Среди упомянутых выше образовательных организаций можно выделить девять, обладающих спецификой деятельности5:

4 Речь идет о ДВФУ. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт технологии и бизнеса» учтена как негосударственный вуз.

5 В мониторинге выделяется шесть групп образовательных организаций, имеющих специфику деятельности (военные и силовые; медицинские; сельскохозяйственные; творческие; спортивные; транспортные). Решение об отнесении вуза или филиала к той или иной группе прини-

- военной и силовой (ВФ ДВЮИ МВД России, Дальневосточная пожарно-спасательная академия, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», филиал ДВФУ в г. Артеме);

- медицинской (ТГМУ);

- сельскохозяйственной (ПГСХА);

- творческой (ДВГАИ);

- транспортной (ДВИК, филиал ДВФУ в г. Большой Камень).

Процедура проведения мониторинга в 2014 г. предусматривала оценку деятельности российских образовательных организаций по семи основным показателям эффективности, характеризующим образовательную, научную, международную, финансово-экономическую деятельность, инфраструктуру и кадровый состав вузов и филиалов1. При определении пороговых значений показателей мониторинга учтена региональная специфика путем формирования четырех групп субъектов Российской Федерации (в зависимости от финансово-экономического состояния и плотности образовательной сети региона). Для каждой группы регионов установлены единые пороговые значения показателей для вузов и филиалов. Критерием для принятия решения о рассмотрении деятельности образовательной организации на заседаниях рабочих групп Межведомственной комиссии стало правило выполнения всеми вузами и филиалами четырех и более показателей мониторинга [11].

Приморский край отнесен к третьей группе регионов, пороговые значения показателей для данной группы указаны в табл. 1. Требуемое количество показателей, четыре и более, выполнили 12 образовательных организаций Приморского края (9 вузов, 3 филиала): ДВГАИ, ДВФУ ОЮИ, ВГУЭС, ВФ РТА, МГУ им. адм. Г. И. Невельского, Дальрыбвтуз, ПГСХА, ДВИК, ТГМУ филиал ДВФУ в г. Уссурийске, филиал ВГУЭС в г. Артеме (табл. 2)2. В число указанных организаций вошли все государственные вузы Приморья. Наиболее успешными оказались ДВГАИ и ДВФУ, выполнившие все семь показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мается в том случае, если 60 % студентов поступает по направлениям (специальностям) подготовки, отражающим специфику образовательного учреждения, вне зависимости от его ведомственной принадлежности (Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году [Электронный ресурс]: новости от 29 апреля 2013 г. // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: Ь|Нр://минобрнауки.рф/новости/3354 (дата обращения: 10.07.2014).

1 Подробнее об основных показателях мониторинга см.: Лагирева И. А. Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект [4].

2 По результатам мониторинга 2012 г. был сформирован рейтинг вузов ДФО, см.: Лазарев Г. И., Уварова Т. Г. Построение рейтинга вузов по результатам мониторинга эффективности деятельности [5].

Среди филиалов наибольшее количество показателей (пять из семи) выполнил ВФ РТА.

Учредителям десяти образовательных организаций Приморского края, выполнившим менее четырех показателей мониторинга, решением Межведомственной комиссии рекомендовано провести мероприятия по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов с учетом рекомендаций рабочих групп Межведомственной комиссии [12].

Рассмотрим более подробно критерии оценки научно-исследовательской деятельности вузов, используемые в мониторинге, результаты научной деятельности вузов и филиалов Приморского края в 2013 г. Для оценки научной деятельности организаций помимо основных показателей (табл. 3) использовался ряд дополнительных параметров, характеризующих научно-исследовательскую деятельность организации (табл. 4). Для вузов рассчитывалось 16 дополнительных показателей, для филиалов - 7. Значения показателей каждой организации сравнивались с медианными значениями вузов соответствующего региона и страны в целом. Если на всероссийском уровне отдельно оценивались государственные вузы, негосударственные вузы, организации, имеющие соответствующую специфику деятельности, то внутри своей региональной группы вузы оценивались без учета ведомственной принадлежности и профиля организации.

Результаты научной деятельности вузов и филиалов Приморского края представлены в табл. 2 и 5. В сравнении с медианными значениями показателей вузов региона лучшие позиции у ДВФУ, ВГУЭС, МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Среди филиалов выделяются результативностью ПримИЖТ, ВФ РТА, филиал ВГУЭС в г. Артеме. Нулевыми оказались все «научные» показатели Дальневосточной пожарно-спасательной академии и филиала ДВФУ в г. Дальнегорске.

Как показано выше, при проведении мониторинга 2014 г. был использован ряд форм статистической отчетности, оценка эффективности базировалась на расчетных количественных показателях. Насколько объективно данные показатели отражают реальную ситуацию в крае? Являются ли количественные показатели мерилом качества научно-исследовательской работы? Ведь именно качество является ведущим критерием при оценке результативности деятельности.

О) СП

Пороговые значения показателей для оценки эффективности образовательных организаций Приморского края

Для организаций: Дополнительные показатели Образовательная деятельность, балл Научно-ис-ледователь- ская деятельность, тыс. руб. Международная деятельность, % Финансово-экономическая деятельность, тыс.руб. Инфраструктура, м2 Трудоустро-ство1, % (для вузов) Приведенный контингент студентов, ед.(для филиалов)

не имеющих специфики деятельности (н) 2,87 ед. 60 70,1 1,0 1566,11 14,5 96,954 220

военной и силовой направленности (вс) 50 %

медицинской направленности(м) 69 %

сельскохозяйственной направленности (сх) 59 %

творческой направленности (тв) 51 %

спортивной направленности (сп) 5%

транспортной направленности (тр) 7%

<

л (Б X Г

<5 ы

си □

Выполнение показателей мониторинга образовательными организациями Приморского края

Таблица 2

№ 17/17 Наименование образо вательной организации Профиль организации Значения показателей образовательных организаций2 Количество выполненных показателей

Дополнительные показатели, ед., % Образовательная деятельность, балл Научно-иссле-довательская деятельность, тыс. руб. Международная деятельность, % Финансово-экономическая деятельность, тыс. руб. Инфраструктура, м2 Трудоустро-ство, % (для вузов). Приведенный контингент студентов, ед. (для филиалов)

1 ДВГАИ ТВ 73,1 % 73,69 147,2 4,66 1637,35 23,77 98,361 % 1

2 ДВФУ н 5,12 62,88 209,79 2,26 3662,02 29,66 96,962 % 1

3 ОЮИ н 12,14 70,2 288,46 3,91 6211,54 86,84 100% 6

4 ВГУЭС н 12,05 62,94 349,4 2,22 4420,46 15,81 97,472 % 6

5 ВФ РТА н 4,14 66,6 85,25 10,09 3276,44 19,77 797,1 5

6 М1 У им. адм. I. И. Невельского н 4,16 154,14 107,66 1,34 2561,84 113,4 96,954 % 5

о> "ей

п о ■о

£

□ "О

о

■а

о о

X

о

X си 5 О" X

о

3

о № "О

си и о п си X

1 Данный показатель установлен только для вузов. Пороговые значения показателя определены для каждого федерального округа отдельно (с учетом дифференциации на рынках труда).

2 Символом], помечены показатели, значения которых ниже пороговых. При равном количестве выполненных показателей учитывается значение показателя с наибольшей весомостью (образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность).

7 Дальрыбвтуз н 12,77 150,73 72,77 7,4 4125,87 31,4 97,393 % 5

8 ПГСХА сх 60,25 % 147,69 90,61 4,21 1869,09 17,97 |94,203 % 5

9 ДВИК тр 407,45 % 10 76,35 3 1970,82 242,32 - 5

10 ТГМУ м 167,98 % 63,23 88,28 10,28 1996,87 111,44 99,486 % 4

11 Филиал ДВФУ в г. Уссурийске н 5,27 157,4 10 2,22 1566,11 112,54 2256,1 4

12 Филиал ВГУЭС в г. Артеме н 4,21 150,72 139,18 10,64 3626,65 34,57 330 4

13 Филиал ВГУЭС в г. Находке н 3,72 156,8 136,59 10 2194,12 114,26 546,8 3

14 ПримИЖТ н 11,94 153,88 150,04 10 4965,11 24,88 364,3 3

15 Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве н 3,65 153,23 10 10 11396,15 31,27 367,15 3

16 Приморский филиал СибУПК н 14,84 10 89,09 10 1424,05 222,19 13,2 3

17 Филиал ДВФУ в г. Находке н 12,02 10 10 10 2731,13 18,97 388,6 3

18 ИТиБ н 8,1 150,54 150,9 10,1 1776,24 29,95 |90,385 % 2

19 Филиал ДВФУ в г. Дальнегорске н 12,72 10 10 10 5654,58 105,89 138,85 2

20 Филиал ДВФУ в г. Артеме ВС 10% 10 10 10 2440,16 27,96 1198,95 2

21 Дальневосточная по-жарно-спасательная академия ВС 137,5 % 152 10 10 1208,13 214,98 158,4 1

22 Филиал МИЭП в г. Владивостоке н 11,02 10 110,97 10,12 3383,69 13,86 185,9 1

23 Владивостокский филиал СПбГУП н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

24 Филиал ДВФУ в г. Большой Камень тр Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

25 Филиал ДВФУ в г. Дальнереченске н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

26 Филиал ДВФУ в г. Лесозаводске н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

27 Филиал ДВФУ в г. Спасске-Дальнем н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

28 Филиал ДВФУ в пос. Кировский н Находится в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесен к группе нуждающихся в реорганизации) Нет данных

со о

З1

о ш

с 3

О1 <В

(Б О

ш

3

а

о а

О

—л

(Б V) (Л

о' 2 Ш

гп а с

о ш

о'

3

СП

Основные показатели научно-исследовательской деятельности образовательной организации

№ Наименование показателя, единица измерения Организация (вуз/ филиал) Профиль организации Пороговое значение показателя1

Е2.1 Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в расчете на одного научно-педагогиче-ского работника (далее - НПР), тыс. руб. Вуз Филиал Без специфики Военная и силовая направленность Медицинская направленность Сельскохозяйственная направленность Спортивная направленность Транспортная направленность 70,1

Е2.2 Объем НИОКР и средств, направленных на творческие проекты, в расчете на одного НПР, тыс. руб. Вуз Филиал Творческая направленность 70,1

Таблица 4

Дополнительные показатели научно-исследовательской деятельности образовательной организации

№ Наименование показателя Организация (вуз/ филиал) Профиль организации Медианное значение показателя для Приморского края2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вуз филиал

12.1 Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в индексируемой системе цитирования WebofScience в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 3,65 -

12.2 Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 2,43 -

12.3 Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в Российском индексе научного цитирования (далее - РИНЦ) в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 33,04 -

12.4 Количество опубликованных за отчетный год статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования WebofScience, в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 1,1 -

12.5 Количество опубликованных за отчетный год статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Вуз Все 1,52 -

12.6 Количество опубликованных за отчетный год статей в научной периодике, индексируемой в РИНЦ, в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 16,23 -

1Для вузов Приморского края.

2Анализ данных диаграмм мониторинга показал, что расчет медианных значений показателей осуществлялся для вузов (отношение суммы значений соответствующих показателей вузов к 28, общему количеству организаций) и филиалов (отношение суммы значений соответствующих показателей филиалов к 18, общему количеству филиалов) отдельно. Поскольку показатели 6 филиалов, находящихся в стадии реорганизации (решением Межведомственной комиссии отнесенных к группе нуждающихся в реоргани-зации), в материалах мониторинга не представлены, их значения условно приняты равными нулю.

3Медианное значение данных показателей в диаграммах мониторинга приближено к 45,37. Возможно, допущена техническая ошибка.

12.7 Общий объем НИОКР, тыс. руб. Вуз Филиал Все 27251,28 704,91

12.8 Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации, % Вуз Филиал Все 2,72 1,36

12.9 Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР, % Вуз Филиал Все 94,45 91,6

12.10 Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР, тыс. руб. Вуз Филиал Все 28,75 5,04

12.11 Количество лицензионных соглашений, ед. Вуз Все 0,93 -

12.12 Удельный вес средств, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности, в общих доходах образовательной организации, % Вуз Филиал Все 2,3 0,003

12.13 Удельный вес численности НПР без ученой степени - до 30 лет, кандидатов наук - до 35 лет, докторов наук - до 40 лет, в общей численности НПР, % Вуз Филиал Все 9,07 4,92

12.14 Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный год, в общей численности НПР, % Вуз Филиал Все 0,95 0,62

12.15 Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых вузом, ед. Вуз Все 0,5 -

12.16 Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР, ед. Вуз Все 0,83 -

со о

3

о ш

с ■г. о

с 3

О"

(Б О

ш

3

а

о а

О ^

(Б V) V)

о'

3

ш

гп а с

о ш

о'

3

Таблица 5

Результаты научной деятельности образовательных организаций Приморского края

№ 17/17 Наименование образовательной организации Значения дополнительных показателей образовательных организаций1

12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7 12.8 12.9 12.10 12.11 12.12 12.13 12.14 12.15 12.16

ВУЗЫ

1 ДВГАИ 10 10 118,48 10 10 12,17 112031 8,99 188,84 29,48 10 10 9,09 10 10 8,7

2 ВГУЭС 15,69 11,59 134,62 2,73 5,23 86,19 153647 2,98 265,06 109,03 15 63,53 31,47 1,57 2 10,68

3 Дальрыбвтуз 12,77 2,77 192,82 10,69 10,69 47,51 |20983,3 11,85 95,17 13,51 10 10 16,94 2,58 1 10

4 ДВИК 10 10 10 10 5,7 15,7 11340 3,87 100 0 0 0 0 0 0 0

5 ДВФУ 41,22 39,09 93,9 11,37 16,36 61,09 453986,8 4,39 130,62 115,42 6 10 21,91 0,99 7 9,98

6 ИТиБ 16,06 10 48,17 6,88 10 113,76 12219,2 10 10 10 10 10 13,21 2,86 10 10

7 МГУ им. адм. Г. И. Невельского 13,34 8,1 124,54 4,29 5,96 30,49 45189,4 4,2 100 61 3 10 34,35 2,24 1 10,71

8 ОЮИ 10 10 10 10 10 115,38 11500 4,64 100 288,46 1 10 22,22 10 1 10

9 ПГСХА 11,36 3,18 119,04 10,91 2,27 44,07 119944,2 5,57 187,01 98,61 1 10,76 13,9 2,49 1 1,36

1 Символом], помечены показатели, значения которых ниже медианных по региону. Показатели 12.1-12.6, 12.11, 12.15, 12.16 отдельно для филиалов не рассчитывались. Дан-ел ные филиалов отражались в соответствующих данных головного вуза, со

№ 17/17 Наименование образовательной организации Значения дополнительных показателей образовательных организаций1

12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7 12.8 12.9 12.10 12.11 12.12 12.13 12.14 12.15 12.16

10 ТГМУ 11,62 13,41 293,41 3,8 6,48 47,37 39506,6 15,04 129,13 18,75 10 10 12,42 2,65 1 1,79

ФИЛИАЛЫ

11 ВФ РТА - - - - - - 7054,1 ^0,37 605,41 14,13 - 0,06 11,83 10 - -

12 Дальневосточная пожарно-спаса-тельная академия - - - - - - 10 10 10 10 - 10 10 10 - -

13 ПримИЖТ - - - - - - 1288,6 11,01 100 50,04 - 10 14,71 5,26 - -

14 Приморский филиал СибУПК - - - - - - 1490 21,01 100 10 - 10 10 10 - -

15 Филиал ВГУЭС в г. Артеме - - - - - - 1773 10,15 743,4 10 - 10 14,06 2,5 - -

16 Филиал ВГУЭС в г. Находке - - - - - - 1975,7 1,67 10 36,59 - 10 13,95 10 - -

17 Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве - - - - - - 10 10 10 10 - 10 13,43 1,85 - -

18 Филиал ДВФУ в г. Артеме - - - - - - 10 10 10 10 - 10 8 10 - -

19 Филиал ДВФУ в г. Дальне го реке - - - - - - 10 10 10 10 - 10 10 10 - -

20 Филиал ДВФУ в г. Находке - - - - - - 10 10 10 10 - 10 5,26 10 - -

21 Филиал ДВФУ в г. Уссурийске - - - - - - 10 10 10 10 - 10 14,66 1,48 - -

22 Филиал МИЭП в г. Владивостоке - - - - - - 1107 10,32 100 10 - 10 12,63 10 - -

<

л (Б X Г

<5 ы

си □

о> "ей

п о ■о

£

■о

о

■е-

о о

о

X си 5 О" X

о

3

о № ■о

си и о п си X

Проблема оценки качества с помощью данных статистики получила широкое освещение в средствах массовой информации и специальной литературе [1; 3; 6]. Не касаясь этой стороны вопроса, остановимся на тех нововведениях, которые использовались при проведении мониторинга в 2014 г.

Впервые для вузов и филиалов были выработаны единые пороговые значения основных показателей. Установление одинаковых показателей для вузов и их структурных подразделений на деле обернулось ужесточением требований к последним. Пороговые значения показателей для филиалов значительно выросли по сравнению с 2013 г. (табл. 6). Так, для Приморского края показатель по научно-исследовательской деятельности вырос более чем в 40 раз. Изменились и сами критерии оценки. При оценке деятельности филиалов стал использоваться показатель по международной деятельности1, призванный оценить международную конкурентоспособность организации.

В результате только по Дальневосточному федеральному округу позиции 96 % филиалов оказались «провальными», ниже пороговых по данному показателю2. Настораживают и общие

итоги мониторинга филиалов. В зону риска попали 9 филиалов Приморского края, а в целом по стране - 772 филиала (более 50 % филиалов, участвующих в мониторинге) [10].

Предложение «сделать требования, предъявляемые к филиалам вузов, такими же, как и для головных», было принято Минобрнауки на том основании, что «студенты, заканчивающие как головной вуз, так и филиал, получают один и тот же диплом» [8]. Другое нововведение касалось использования различных показателей для разных регионов Российской Федерации. Для иллюстрации результата уравнивания филиалов и вузов по группам регионов приведем сравнение пороговых значений показателей головного вуза Российской таможенной академии и трех ее филиалов, расположенных в городах Владивосток, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (табл. 7).Принцип единства показателей для головного вуза и его филиалов в данном случае выполняется только для Ростовского филиала РТА, поскольку он оказался в той же группе регионов, что и головной вуз. Для двух других филиалов ряд значений пороговых показателей гораздо выше, чем у головной организации (в т. ч. значение показателя по научно-исследовательской деятельности).

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пороговые значения основных показателей мониторинга для филиалов Приморского края (2013-2014 гг.)

№ Наименование показателя Пороговое значение показателя в мониторинге 2013 г. Пороговое значение показателя в мониторинге 2014 г.

1 Образовательная деятельность, балл 50 60

2 Научно-исследовательская деятельность, тыс. руб. 1,7 70,1

3 Финансово-экономическая деятельность, тыс. руб. 700 1566,11

4 Инфраструктура, м2 5 14,51

5 Приведенный контингент студентов, ед. 220 220

6 Доля кандидатов и докторов наук, % 60 не рассчитывается

7 Международная деятельность, % не рассчитывается 1,0

8 Дополнительный показатель для филиалов (ед., %): - не имеющих специфики деятельности, - военной и силовой направленности, - медицинской направленности, - сельскохозяйственной направленности, - творческой направленности, - транспортной направленности не рассчитывается 0,5 0,69 0,59 0,51 0,07 2,78 50 % 69 % 59 % 51 % 7 %

1 В 2013 г. Межведомственной комиссией было принято решение не использовать показатель по международной деятельности при оценке филиалов (Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году[Электронный ресурс]: новости от 29 апреля 2013 г. // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: Ь|йр://минобрнауки.рф/новости/3354 (дата обращения: 10.04.2014).

2 Из 68 филиалов ДФО, участвующих в мониторинге, только 3 выполнили показатель по международной деятельности (без учета данных 20 филиалов, отнесенных к группе нуждающихся в реорганизации).

ю

Пороговые значения показателей для оценки эффективности Российской таможенной академии и филиалов

Наименование образовательной организации Образовательная деятельность, балл Научно-иссле-довательская деятельность, тыс. руб. Международная деятельность, % Финансово-экономическая деятельность, тыс. руб. Инфраструктура, м2 Трудоустройство, % (для вузов) Приведенный контингент студентов, ед.(для филиалов) Дополнительный показатель1, ед.

Российская таможенная академия, РТА (Московская область, 4-я группа регионов) 60 51,28 1,0 1327,57 13,92 98,516 - 2,78

Владивостокский филиал РТА (Приморский край, 3-я группа регионов) 60 70,1 1,0 1566,11 14,51 - 220 2,87

Ростовский филиал РТА (Ростовская область, 4-я группа регионов) 60 51,28 1,0 1327,57 13,92 - 220 2,78

Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал РТА (г. Санкт-Петербург, 2-я группа регионов) 66,38 122,41 4,92 1839,87 13,13 - 220 4,52

1 Показатель для организаций, не имеющих специфики деятельности.

Объектом критики стал подход Минобрнау-ки к учету профиля организации. В мониторинге не учтена отраслевая специфика вузов. При определении направлений деятельности в стороне остались педагогические и инженерные вузы, которые, по мнению экспертов, должны быть выделены в отдельные отраслевые группы со специальными критериями оценки, действующими только для них [2].Учтена не в полном объеме и ведомственная принадлежность образовательных организаций, которая накладывает свой отпечаток на специфику деятельности вузов и филиалов. Категория вузов безопасности и правопорядка, находящихся в ведении МЧС России, ФТС России, оценивалась в мониторинге внутри своей региональной группы вместе с вузами иного профиля. По итогам такой оценки Дальневосточная пожарно-спасательная академия, образованная весной 2013 г., выполнила только один из семи основных показателей1. В значительно лучшем положении оказался ВФ РТА (табл. 2). Но каковы прогнозы для казенной организации, лишенной финансовой самостоятельности по определению, в условиях постоянного роста требований? Можно ли в данном случае говорить об объективности оценки и развитии реальной конкуренции между образовательными организациями? Ответ напрашивается сам собой.

Много вопросов к отбору и применению показателей для оценки научной деятельности. Достаточно беглого анализа, чтобы увидеть, что многие из параметров оценки непосредственно связаны с величиной вуза, другие - с его профилем. Крупнейший вуз Приморского

края, ДВФУ, лидирует по общему объему НИ-ОКР, количеству научных журналов и грантов, занимает вторую позицию по количеству лицензионных соглашений (табл. 5). При таком подходе небольшие вузы и филиалы изначально находятся в проигрышном положении. А позиция организации по научному направлению во многом определяется ее спецификой, правовым статусом и ведомственной принадлежностью [6]. Так, по количеству статей и ци-тируемости в международных системах цитирования ДВГАИ, региональный вуз творческой направленности, имеет нулевые показатели2 (табл. 5). Показатели, относящиеся к доходам от НИОКР, для ВФ РТА, филиала казенного учреждения, являются практически невыполнимыми (табл. 5). Использование одних и тех же критериев для оценки деятельности различных вузов и филиалов представляется некорректным. Необходим комплексный подход с научно обоснованной методикой оценки, более широкий спектр критериев. Как известно, чем больше критериев, тем выше точность измерений.

Следовательно, можно с полным основанием утверждать, что результаты мониторинга неоднозначны и носят относительный характер. Принципы и процедура проведения мониторинга нуждаются в дальнейшем совершенствовании, работа над критериями оценки должна продолжаться. В этом случае мониторинг вузов, призванный стать реальным стимулом повышения качества образования, превратится в действенный инструмент эффективного развития образовательной системы России.

Список литературы

1. Аванесов В. С. Ноу-хау в оценках качества российских вузов: вместо знаний - квадратные метры [Электронный ресурс] // Промышленные ведомости. 2013. № 1-2 январь, февраль. URL: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2402&nomer=80 (дата обращения: 10.04.2014).

2. Булгакова Н. Бомба под репутацию. Мониторинг вузов бьет по брендам [Электронный ресурс] // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». Образование. 2014. № 22. URL: http:// www.poisknews.ru/theme/edu/10560/ (дата обращения: 10.07.2014).

3. Лагирева И. А. Статистические измерения науки: индексы цитирования и индекс цитируе-мости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 91-97.

4. Лагирева И. А. Эффективность деятельности вузов Приморского края: региональный аспект // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 67-87.

5. Лазарев Г. И., Уварова Т. Г. Построение рейтинга вузов по результатам мониторинга эффективности деятельности // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. 2013. № 4. С. 85-93.

6. Соколов М. Что измерил рейтинг Минобрнауки? Статистический анализ [Электронный ресурс] // Портал «Полит.ру».URL: http://polit.ru/article/2013/05/24/rossiyskie_reitingy/(дата обращения: 10.07.2013).

1 Видимо, подход к оценке деятельности вновь созданных организаций должен быть несколько иным.

2 Аналогичная ситуация в других творческих вузах ДФО.

Ученые записки. 2014. № 6(59). Теория и методика профессионального образования

Источники

7. Александрикова Н. Итоги мониторинга: неэффективных нет [Электронный ресурс] // Портал «Пять углов». URL: http://abitur.5uglov.ru/(дата обращения: 10.07.2014).

8. Внесены изменения в процедуру мониторинга эффективности образовательных организаций [Электронный ресурс]: новости от 18 февраля 2014 г // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3958 (дата обращения: 10.07.2014).

9. Ивойлова И. Неэффективных вузов в России больше нет [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2014. 4 июня. URL: http://www.rg.ru/(дата обращения: 10.07.2014).

10. Принимать решения о мерах по повышению эффективности вузов будут их учредители [Электронный ресурс]: новости от 3 июня 2014 г // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/новости/4215 (дата обращения: 10.07.2014).

11. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 18 февраля 2014 г. № ДЛ-8/05пр. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/до-кументы/4079 (дата обращения: 10.07.2014).

12. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 № ДЛ-25/05пр. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/докумен-ты/4232 (дата обращения: 10.07.2014).

13. Рособрнадзор запретил прием в 8 вузов [Электронный ресурс]: новости от 11 июля 2014 г // Официальный ресурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. URL: http:// obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 10.07.2014).

References

1. Avanesov V. S. Nou-hau v ocenkah kachestva rossijskih vuzov: vmesto znanij - kvadratnye metry [Jelektronnyj resurs] // Promyshlennye vedomosti. 2013. № 1-2 janvar', fevral'. URL: http://www. promved.ru/articles/article.phtml?id=2402&nomer=80 (data obrashhenija: 10.04.2014).

2. Bulgakova N. Bomba pod reputaciju. Monitoring vuzov b'et po brendam [Jelektronnyj resurs] // Ezhenedel'naja gazeta nauchnogo soobshhestva «Poisk». Obrazovanie. 2014. № 22. URL: http://www. poisknews.ru/theme/edu/10560/ (data obrashhenija: 10.07.2014).

3. Lagireva I. A. Statisticheskie izmerenija nauki: indeksy citirovanija i indeks citiruemosti // Tamozhennaja politika Rossii na Dal'nem Vostoke. 2013. № 3. S. 91-97.

4. Lagireva I.A. Jeffektivnost' dejatel'nosti vuzov Primorskogo kraja: regional'nyj aspekt // Tamozhennaja politika Rossii na Dal'nem Vostoke. 2014. № 3. S. 67-87.

5. Lazarev G. I., Uvarova T. G. Postroenie rejtinga vuzov po rezul'tatam monitoringa jeffektivnosti dejatel'nosti // Territorija novyh vozmozhnostej. Vestn. Vladivostok. gos. un-ta jekonomiki i servisa. 2013. № 4. S. 85-93.

6. Sokolov M. Chto izmeril rejting Minobrnauki? Statisticheskij analiz [Jelektronnyj resurs] // Portal «Polit.ru».URL: http://polit.ru/article/2013/05/24/rossiyskie_reitingy/(data obrashhenija: 10.07.2013).

Istochniki

7. Aleksandrikova N. Itogi monitoringa: nejeffektivnyh net [Jelektronnyj resurs] // Portal «Pjat' uglov». URL: http://abitur.5uglov.ru/ (data obrashhenija: 10.07.2014).

8. Vneseny izmenenija v proceduru monitoringa jeffektivnosti obrazovatel'nyh organizacij [Jelektronnyj resurs]: novosti ot 18 fevralja 2014 g. // Oficial'nyj resurs Minobrnauki Rossii. URL: http://mino-brnauki.rf/novosti/3958 (data obrashhenija: 10.07.2014).

9. Ivojlova I. Nejeffektivnyh vuzov v Rossii bol'she net [Jelektronnyj resurs] // Ros. gaz. 2014. 4 ijun-ja. URL: http://www.rg.ru (data obrashhenija: 10.07.2014).

10. Prinimat' reshenija o merah po povysheniju jeffektivnosti vuzov budut ih uchrediteli [Jelektronnyj resurs]: novosti ot 3 ijunja 2014 g. // Oficial'nyj resurs Minobrnauki Rossii. URL: http://minobrnauki.rf/ novosti/4215 (data obrashhenija: 10.07.2014).

11. Protokol zasedanija Mezhvedomstvennoj komissii po provedeniju monitoringa jeffektivnosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija ot 18 fevralja 2014 g. № DL-8/05pr. [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj resurs Minobrnauki Rossii. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/4079 (data obrashhenija: 10.07.2014).

12. Protokol zasedanija Mezhvedomstvennoj komissii po provedeniju monitoringa jeffektivnosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija ot 03.06.2014 № DL-25/05pr. [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj resurs Minobrnauki Rossii. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/4232 (data obrashhenija: 10.07.2014).

13. Rosobrnadzor zapretil priem v 8 vuzov [Jelektronnyj resurs]: novosti ot 11 ijulja 2014 g. // Oficial'nyj resurs Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki. URL: http://obrnadzor.gov.ru (data ob-rashhenija: 10.07.2014).

Статья поступила в редакцию 30.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.