- балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);
- мониторинг реализации принимаемых решений,
что в целом и является залогом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Литература
1. Смирнова О. О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // М., ИД «Наука», 2013, - 302 с.
Соотношение стоимости и профилей подготовки бакалавров экономического направления в вузах Нижнего Новгорода Васильева Л. И. , Потапова Е. А.
Васильева Людмила Ивановна / Vasilyeva Lyudmila Ivanovna - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра инновационных технологий менеджмента;
2Потапова Елена Алексеевна /Potapova Elena Alekseevna - студент, факультет управления и социально-технических сервисов,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье предпринята попытка проанализировать возможность получения высшего образования в вузах Нижнего Новгорода по направлению подготовки «Экономика» с учетом предлагаемых профилей подготовки и стоимости обучения.
Ключевые слова: бакалавр экономики, профессиональная деятельность, профиль подготовки, стоимость обучения.
В настоящее время происходят глубокие трансформации в образовании, поэтому сущность профессиональной подготовки обусловливается все большим набором умений и навыков [4, 6, 8]. По результатам ряда рейтингов, спрос на подготовку бакалавров экономики среди поступающих в вузы входит в десятку самых выбираемых направлений профессиональной деятельности, при том что приоритеты государства смещаются в сторону подготовки бакалавров по техническим направлениям [10, 13].
Рассмотрим предлагаемую вузами Нижнего Новгорода возможность получения высшего образования с квалификацией бакалавр по направлению подготовки «Экономика» как одного из традиционно востребованного экономикоуправленческого направления [11, 12].
Выбор, стоящий перед будущим экономистом, достаточно велик. В Нижнем Новгороде существует более двадцати высших учебных заведений, в которых можно получить образование по направлению 38.03.01 «Экономика». Транспарентность, конкурентоспособность вузов различна [5, 14], и позиционируют они себя по-разному [1]. Обучение в вузах ведется по новой двухуровневой системе, когда абитуриенты поступают на бакалавриат, предполагающий четыре академических года, при завершении обучения на котором при желании продолжают учебу в качестве магистрантов.
43
Практически все высшие учебные заведения предлагают коммерческую форму очного обучения. Учитывая данный факт, абитуриенту следует определить, что предпочтительнее при выборе вуза (ценовые и неценовые факторы) [7]. С помощью контент-анализа [3] авторы провели анализ информации с официальных сайтов восьми вузов Нижнего Новгорода по двум критериям: стоимость обучения и предлагаемые профили подготовки, что отражено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ стоимости обучения и профилей подготовки по направлению 38.03.01 «Экономика»
Наименование вуза (официальный сайт) Стоимость очной формы обучения (в рублях за год) Профиль подготовки
1. НГПУ им.Козьмы Минина (http://www. mininuniver .ru) 79000 79000 - Экономика предприятий и организаций - Финансы и страхование
2. РАНХиГС (http://niu.ranepa.ru) 102000 - Мировая экономика - Государственное регулирование экономики - Экономика организаций и предприятий - Экономика организаций и предприятий - Экономика муниципальных образований - Финансы и кредит - Бухгалтерский учет, анализ и аудит
3. ННГАСУ (http ://www. nngasu. ru) 78000 - Бухгалтерский учёт, анализ и аудит - Экономика предприятий и организаций
4. НГТУ им. Р. Е. Алексеева (http ://www. nntu. ru) 87200 - Экономика предприятий и организаций - Управление производственными системами - Организация маркетинговой деятельности - Управление финансами предприятий
5. НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (http://www.lunn.ru) 95000 - Экономика и управление
6. НГСХА (http://nnsaa.ru) 51500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит
7. НИИ ВШЭ, Нижегородский филиал (http://nnov.hse.ru) 340000 400000 450000 - Экономика и статистика - Экономика - Мировая экономика
8. ВГУВТ (http://www.vsawt.ru) 70000 -
44
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что стоимость обучения варьируется от 51 500 рублей до 450 000 рублей и зависит от статуса вуза, его известности, востребованности профиля обучения, узкой направленности. Наибольшее количество (семь) профилей обучения предлагает РАНХиГС, без профиля - ВГУВТ. Бюджетные места для поступления в 2015 году были только в НФ НИИ ВШЭ и в РАНХиГС.
Нужно отметить, что НГПУ им. Козьмы Минина, помимо чисто экономического, реализует и педагогическое направление по профилям, связанным с экономикой (см. табл. 2). Этот факт выделяет данный вуз среди прочих, так как он предоставляет педагогическое образование в совокупности с экономическим, что делает бакалавров более универсальными и адаптированными к современному миру [2, 9, 13, 14].
Таблица 2. Стоимость обучения и профили подготовки по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»
Стоимость очной формы обучения (в рублях за год) Проходной балл ЕГЭ по итогам 2015 года Количество бюджетных мест Профиль подготовки
74 400 - 0 - экономика и география
83 520 189 25 - технология и
экономика
Таким образом, подготовка бакалавров по экономическим направлениям достаточно полно представлена в вузах Нижнего Новгорода, рассчитана на широкий потребительский спрос (количество профилей подготовки варьируется от нуля до семи, в среднем вузами предлагается два-три профиля) и учитывает финансовые возможности различных социальных групп (стоимость очной формы обучения отличается в 8,7 раз, в двух рассмотренных вузах в 2015 году было наличие бюджетных мест).
Литература
1. Булганина С. В., Гончарова Н. В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 165-171.
2. Булганина С. В., Лебедева Т. Е., Хозерова Т. П., Шкунова А. А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды MOODLE в контексте смешанного обучения / Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 166.
3. Булганина С. В., Цверов В. В. Метод обобщенной оценки информации периодических изданий в исследованиях транспортного рынка / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2002. № 3. С. 93-96.
4. Васильева Л. И., Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера / В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
5. Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.
6. Зотова В. А. К вопросу о качестве образования / Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 128-131.
45
7. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.
8. Медведева М. Л. Почему люди так редко работают по выбранной специальности? / Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 103-106.
9. Петров Ю. Н. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе. Монография / Ю. Н. Петров, Л. И. Васильева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2008.
10. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
11. Сафонова К. И., Данилова У. В. Профессионально-квалификационный портрет магистра экономики. / Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 44-48.
12. Цверов В. В., Булганина С. В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.
13. Шевченко С. М., Мухина М. В., Лебедева Т. Е., Каткова О. В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина / Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.
14. Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives / International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.
Анализ информационной насыщенности сайтов вузов Шкунова А. А.1, Бурлакова Ю. В.2
1Шкунова Анжелика Аркадьевна /Shkunova Anjelica Arkadyevna - кандидат педагогических
наук, доцент,
кафедра инновационных технологий менеджмента,
2Бурлакова Юлия Владимировна /Burlakova Yulia Vladimirovna - студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье приведен анализ информационной насыщенности сайтов вузов Нижнего Новгорода. Рассмотрен положительный опыт вузов из рейтинга «Эксперт РА», направленный на привлечение абитуриентов.
Ключевые слова: официальные сайты вузов, контент-анализ, информационная насыщенность, транспарентность, абитуриенты.
Высокая степень конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет вузы активно использовать маркетинговые инструменты в своей деятельности [1, 2, 5, 7]. С помощью контент-анализа проведем оценку информационной насыщенности официальных сайтов вузов, результаты которой сведены в таблицу. Все рассмотренные нами вузы города Нижнего Новгорода имеют свои собственные сайты. Насыщенность и понятность навигации для абитуриентов оценивалась по 5 -бальной шкале.
46