Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАВОДА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАВОДА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ / STRATEGIC DIAGNOSTICS / STRATEGIC ANALYSIS / SWOT ANALYSIS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходак А.О., Шипилов Н.Ю.

В статье приведены результаты стратегической диагностики внутренних и внешних факторов среды методом SWOT-анализа на примере завода по производству пластиковых окон ООО «Rotaks». Рассмотрены качественный и количественный методы проведения SWOT-анализа. В рамках количественного метода сформирована матрица оценок для формирования стратегии. Предложены рекомендации для ООО «Rotaks» по устранению слабых сторон и минимизации угроз внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIAGNOSTICS OF PLASTIC WINDOW FACTORY USING SWOT ANALYSIS METHOD

The article presents the results of strategic diagnostics of internal and external environmental factors using the SWOT analysis method using the example of the plastic windows factory Rotaks LLC. The qualitative and quantitative methods for conducting SWOT analysis are considered. A rating matrix is formed to create a strategy within the framework of the quantitative method. Suggested ways for Rotaks LLC to eliminate deficiencies and minimize external environment threats.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАВОДА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА»

Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/rynok-shin/

3. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2016. № 6.

4. Вхождение России в социально-экономический кризис: тенденции 2015 года. Аналитический доклад. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.

УДК 339.13

Ходак А.О.

студент 2 курса магистратуры Шипилов Н.Ю., к. техн. н.

доцент

кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Севастопольский государственный университет

Россия, г. Севастополь СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАВОДА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА Аннотация: В статье приведены результаты стратегической диагностики внутренних и внешних факторов среды методом SWOT-анализа на примере завода по производству пластиковых окон ООО «Rotaks». Рассмотрены качественный и количественный методы проведения SWOT-анализа. В рамках количественного метода сформирована матрица оценок для формирования стратегии. Предложены рекомендации для ООО «Rotaks» по устранению слабых сторон и минимизации угроз внешней среды.

Ключевые слова: стратегическая диагностика, стратегический анализ, SWOT-анализ, стратегия

Khodak A.O., 2 year student of a magistracy Sevastopol State University Russia, Sevastopol Shipilov N. Yu., Candidate of Technical Sciences Assistant professor of Accounting, analysis and audit department

Sevastopol State University Russia, Sevastopol STRATEGIC DIAGNOSTICS OF PLASTIC WINDOW FACTORY USING SWOT ANALYSIS METHOD Abstract: The article presents the results of strategic diagnostics of internal and external environmental factors using the SWOT analysis method using the example of the plastic windows factory Rotaks LLC. The qualitative and quantitative methods for conducting SWOT analysis are considered. A rating matrix is formed to create a strategy within the framework of the quantitative method. Suggested ways for Rotaks LLC to eliminate deficiencies and minimize

external environment threats.

Keywords: strategic diagnostics, strategic analysis, SWOT analysis, strategy

На сегодняшний день ситуация в отрасли ПВХ-конструкций достаточно нестабильная: наблюдается стагнация как рынка в целом, так и его отдельных сегментов. В частности, об этом свидетельствует анализ сегмента оконных профилей в Российской Федерации в период с 1995 по 2017 гг. По данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг» рынок окон ПВХ в России за первые 6 месяцев 2018 года сократился на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года [1], а прогноз на 2019 год также неутешительный: ожидается уменьшение объемов с сегодняшних 30 млн м кв. до 28 млн м кв. Как отмечают участники Пятнадцатой международной конференции «ПВХ. Итоги года 2017», на данный момент рынок ПВХ-конструкций характеризуется снижением маржинальности бизнеса, конкуренция растет, затраты оптимизируются, а стоимость снижается за счет рециклинга, поэтому, в первую очередь, нужно делать акцент на повышении качества продукции [2].

В указанных условиях стратегически важной задачей организации является периодический мониторинг внешних и внутренних факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие и его финансовое состояние, для того, чтобы установить имеющийся потенциал, определить направления его развития и совершенствования имеющейся стратегии, а также минимизировать риски и угрозы. Одним из методов, который позволяет провести диагностику как внутренней, так и внешней среды является SWOT-анализ.

SWOT-анализу как методу стратегического планирования и диагностики компании уделено достаточно много внимания со стороны отечественных авторов, в частности можно выделить: Арутюнову Д. В., Афанасьеву О.Г., Басовского Л.Е., Бирюкову Е.А., Дудину М.И., Казакову Н.А., Литвак Б.Г. Лясникову Н.В. и др. Среди зарубежных классиков следует отметить Портера М., Томпсона-мл. А.А., Нортона Д. и Каплана Р.

В рамках исследования SWOT-анализ проводился двумя методами: качественным и количественным. Базой анализа является завод пластиковых окон ООО «Rotaks», основным видом деятельности, которого является производство и реализация ПВХ-конструкций.

Качественный метод базируется на следующей последовательности действий: поиск сильных и слабых сторон предприятия в разрезе отобранных параметров и их отбор путем сравнения с конкурентами; анализ сильных и слабых сторон на основе оценки их влияния на удовлетворенность клиентов и финансовый результат организации; поиск возможностей роста и оценка их реальности; поиск угроз бизнеса и оценка их значимости [3]. В результате была получена итоговая матрица SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа ООО «Rotaks»

Сильные стороны Слабые стороны

№ Параметр № Параметр

1 Высокое качество конструкций ПВХ и высокие функциональные характеристики продукции 1 Слабая маркетинговая и сбытовая политика

2 Высокий технологический уровень компании и быстрота выполнения заказов 2 Низкая доля дистрибуции продукции и отсутствие альтернативных каналов сбыта

3 Высокий уровень квалификации персонала 3 Недостаточно эффективный уровень сервиса и пост продажного обслуживания по сравнению с конкурентами

4 Гибкость в отношении ценовой политики 4 Низкий уровень лояльности к продукту в других регионах (малоизвестность продукции в Крыму и на российском рынке)

5 Сотрудничество и партнерство с иностранными и отечественными поставщиками 5 Низкий уровень инвестиций в инновационные разработки и на создание новых видов продукции

6 Проведение испытаний продукции (продукция периодически сертифицируется согласно установленным ГОСТам и международным системам качества) 6 Небольшой ассортимент по сравнению с конкурентами и отсутствие дополнительной продукции, элементов дизайна

7 Возможность инвестирования в развитие (высокий уровень собственных оборотных средств) 7 Низкий уровень мотивации и вовлеченности персонала

8 Высокая репутация компании в отрасли и длительный опыт работы

Возможности Угрозы

№ Параметр № Параметр

1 Завоевание устойчивых позиций в Севастополе и выход на крымский рынок 1 Изменение предпочтений, падение моды на конструкции ПВХ

2 Расширение ассортимента 2 Снижение уровня располагаемого дохода целевого сегмента компании

3 Активное развитие рынка жилой, офисной и коммерческой недвижимости и/или появление крупных строительных проектов в Севастополе и Крыму и участие в них 3 Расширение санкционных мер против России и колебания курса валют

4 Сотрудничество с крупными дилерами в сфере продажи конструкций ПВХ, открытие новых офисов в Севастополе и Крыму 4 Вход крупных игроков из других регионов России

5 Открытие интернет-магазина и/или создание мобильного приложения, продвижение продукции в социальных 5 Ухудшение экономического положения в стране (рост инфляции, кредитных ставок; снижение спроса

сетях и уровня располагаемых доходов населения)

6 Создание программы лояльности для клиентов 6 Появление более дешевых аналогов продукции

7 Сотрудничество с архитектурными и дизайнерскими фирмами 7 Негативные изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации

B Заключение новых договоров о сотрудничестве и партнерстве с известными поставщиками материалов и производителями продукции в отрасли B Нехватка квалифицированных специалистов в отрасли

9 Внедрение новых инновационных технологий в производстве

1G Повышение автоматизации бизнес-процессов и внедрение новых подходов при их организации

По результатам анализа были получены следующие данные. К преимуществам предприятия можно отнести высококачественную сборку изделий на современном автоматическом оборудовании и быстроту выполнения заказов (срок изготовления ПВХ конструкций - до 7 рабочих дней, ролетных систем - от 2-х дней, а порой и нескольких часов), а также периодическую сертификацию продукции завода на соответствие ГОСТам и международным системам качества. Особый предмет гордости -сформировавшийся за годы работы трудовой коллектив, состоящий из опытнейших профессионалов, обеспечивающих стабильно высокое качество продукции предприятия. Также среди плюсов компании можно выделить: долгий опыт работы на рынке строительных конструкций города Севастополя (около 17 лет) и сотрудничество с иностранными (в основном немецкими «Bauline», «Sturm», «Roto Frank», «Vorne», «Glas Trösch») и отечественными поставщиками. В частности, предприятие является партнером белорусской группы компаний «Алютех» - ведущим производителем алюминиевых профильных систем, ролетных систем и секционных ворот в Восточной Европе. Кроме того, следует отметить, что завод имеет достаточно высокую известность и репутацию на действующем рынке, т.к. неоднократно одерживал победы в конкурсах на проведение работ по остеклению различных крупных объектов в Севастополе и Крыму (Севастопольская Городская Администрация, Центр стандартизации и метрологии, Налоговая инспекция, КрымНИОПроэкт и др.). Также необходимо отметить высокое качество и высокие функциональные характеристики производимой продукции (долговечность, герметичность, высокая тепло- и шумоизоляция, прочность, морозоустойчивость, экологичность и др.), возможность реализации нестандартного дизайна в зависимости от предпочтений клиента и гибкость в отношении ценовой политики - предприятие поддерживает лояльное отношение к заказчикам в зависимости от уровня их дохода.

Среди слабых сторон особого внимания заслуживают: недостаточно эффективный уровень сервиса и пост продажного обслуживания (ремонт, отделка и др. дополнительные услуги) по сравнению с существующими конкурентами. Поэтому важно регулярно проводить мониторинг удовлетворенности клиентов уровнем качества продукции и услуг предприятия (анкетирование, опрос, расчет индексов и др.) в целях устранения недостатков. Кроме того по сравнению с конкурентами завод предлагает достаточно узкий ассортимент продукции, при этом отсутствует дополнительная продукция (элементы дизайна, аксессуары для окон -уплотнители, заглушки и т.п.), следовательно важно расширять продуктовую линейку. Негативно на развитии деятельности и наращивании объемов продаж сказывается слабая маркетинговая политика (отсутствие исследований рынка и конкурентов; слабая рекламная кампания; отсутствие продвижения продукции в интернете; неоперативное обновление официального веб-сайта; отсутствие PR-мероприятий и др.), низкая инновационная активность, а также низкий уровень дистрибуции и отсутствие альтернативных каналов сбыта (например, интернет-магазина, мобильного приложения и т.п.). Всё вышеуказанное является результатом того, что предприятие малоизвестно на российском рынке. Поэтому важно сосредоточить усилия на пересмотре маркетинговой и сбытовой политики и воспользоваться, выявленными в ходе работы, возможностями роста. Также важно пересмотреть систему мотивации персонала: система стимулирования работает неэффективно, т.к. сотрудники воспринимают существующие премии в качестве составляющей основного оклада, кроме того отсутствуют по-настоящему действенные стимулы и нематериальные методы стимулирования, эффективная система штрафов и поощрений. Также, возможно усовершенствовать условия труда и отдыха.

Возможными вариантами повышения эффективности деятельности являются: выход на новые рынки (Крым), это позволит расширить сферы влияния и завоевать новые сегменты; внедрение новых инновационных технологий в производстве (позволит улучшить скорость и качество бизнес-процессов); расширение сферы деятельности (основание новых видов продукции и услуг, например, раздвижных систем и конструкций, а также аксессуаров для окон и дверей ПВХ и др.). Кроме того, среди возможных вариантов развития бизнеса можно отметить заключение новых договоров о сотрудничестве и партнерстве с известными поставщиками материалов и производителями продукции в отрасли, а также с архитектурными и дизайнерскими фирмами. В целях повышения заинтересованности клиентов и наращивания покупательной активности возможно создать эффективную программу лояльности для заказчиков (скидки, промо-акции, мероприятия, розыгрыши, дисконтные карты для постоянных клиентов, скидки для родственников, бесплатная продукция или дополнительные услуги и т.п.), а также создать дополнительные каналы сбыта продукции (интернет-платформы, сотрудничество с дилерами, мобильные приложения и др.). Рост

качества и скорости обработки информации возможно обеспечить за счет повышения автоматизации бизнес-процессов (активное использование информационных технологий, например, введение CRM программы) и внедрения новых подходов их организации (например, введение новой системы бюджетирования, современных методик учета и анализа, калькулирования затрат), это, в свою очередь, позволит повысить эффективность функционирования всех сфер деятельности организации. Важно также расширять инновации и вкладывать средства в НИОКР. Кроме того, деловое издание «Взгляд» отнесло Севастополь к числу новых перспективных российских мегаполисов: в городе в последнее время резко растет количество населения: с 343 тыс. человек в 2014 году до 403 тыс. на первую половину 2018 г. Как следствие, застройщики стараются реагировать на тренды рынка. Так, по данным RussianReality, объем ввода жилой недвижимости в Севастополе за первые 6 месяцев 2018-го в годовом измерении вырос более чем в два раза. Согласно оценкам генерального директора ООО «ИнтерСтрой», на рынке жилой недвижимости Севастополя устойчивый спрос по-прежнему превышает предложение [4]. Из этого следует, что завод в полной мере может повысить свой доход за счет роста рынка недвижимости и занять устойчивые позиции в городе.

При принятии решения о реализации того или иного нововведения, важно также учитывать, что на деятельность предприятия могут повлиять следующие негативные факторы. Это, непосредственно, рост конкуренции (например, в Севастополе около 300 организаций, предлагающих подобную продукцию), падение спроса на продукцию и услуги компании (смена предпочтений потребителей, моды, снижение темпов роста рынка и др.), жесткие изменения в законодательной базе (например, повышение налоговых ставок, упразднение льгот и т.п.), ухудшение экономического положения в стране, административные и экономические барьеры для выхода в новые регионы и пр.

Рассмотрим угрозы более подробно. Так, в частности, Президент РФ утвердил изменения в налоговом законодательстве России с 1 января 2019 года [5]. Среди негативных изменений можно выделить повышение НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Так как НДС -налог, который входит в стоимость конечных товаров, это повлечет увеличение цен на продукцию ООО «Rotaks» на 1-1,5%. Изменения также затронули региональную ставку по налогу на прибыль, которая была уменьшена (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ), что снижает возможности экономии на ней для предприятий для различных регионов. Кроме того изменения коснулись увеличения МРОТ с 2019 года, в результате компании должны будут пересмотреть размер начислений по заработной плате и социальным пособиям. За счет увеличения выплат, повысится и налоговая нагрузка по НДФЛ и взносам на работников и работодателей. Из этого следует, что заводу следует предпринять меры по снижению себестоимости произведенной продукции и пересмотреть фонд оплаты

труда.

Касательно снижения уровня располагаемого дохода населения, следует сказать, что реальные располагаемые доходы населения снижаются в России с 2014 года. Росстат лишь один раз за последние годы зафиксировал рост доходов населения в январе 2017 года [6]. При этом возможна и положительная динамика. Ожидается, что в 2018 году рост реальных доходов населения достигнет 2,3%, а к 2020 году замедлится до 1,2% [7]. Так, согласно данным Росстата в январе-мае 2018 года реальные располагаемые доходы населения выросли на 3,2% к такому же периоду прошлого года, однако это существенно ниже роста реальной заработной платы в аналогичный период (на 9% к январю-маю 2017 года). Снижение доходов может повлиять на предпочтения потребителей, которые, по всей видимости, откажутся от продукции премиум-класса и перейдут на окна эконом-сегмента. Однако, как отмечает портал «ОКНА МЕДИА», среди покупателей окон наблюдается тенденция к расслоению «более богатых», готовых платить за качество, и «более бедных», ориентирующихся на более низкие цены и продукцию эконом-сегмента. При этом в 2017 году на 11% увеличилось число покупателей с доходом выше среднего, это указывает на то, что среди потенциальных покупателей окон есть часть платежеспособных, для которых на первом месте все равно остается качество окон, а не их цена [8]. Т.е. этот факт, указывает на то, что компания может минимизировать угрозу снижения доходов населения.

Ухудшение экономического положения в стране. Так, Банк России допустил падение ВВП в рисковом сценарии на 2019 год. Это может произойти в случае дальнейшего расширения санкций и ухудшения макроэкономической ситуации в странах - торговых партнерах, говорится в докладе ЦБ о денежно-кредитной политике [9]. Кроме того, экономическая ситуация в России на данный момент характеризуется постоянными колебаниями курсов валют, в частности паданием курса рубля к основным валютам - евро и доллару. Так, 10 сентября 2018 года курс евро, впервые с марта 2016 года поднялся выше отметки в 81 рубль [10]. Ухудшение экономического положения в стране влечет снижение покупательной способности клиентов, рост цен на закупаемые материалы, снижение спроса и невозможность финансирования новых проектов. Кроме того, стоимость банковских кредитов также возрастет, что приведет к снижению кредитования и инвестиций в отрасль, а для предприятия - к повышению затрат по долговым обязательствам. Для минимизации данных угроз важно внедрить меры оптимизации расходов, быть готовыми к изменению ожиданий в отношении поставщиков (снижение цен, скидки за объем и отсрочки платежей), а также пересмотреть маркетинговую политику.

Расширение санкционных мер против РФ и колебания курса валют также влекут ограничение сотрудничества с иностранными поставщиками, в частности, известными немецкими производителями профилей, стеклопакетов и фурнитуры для создания конструкций ПВХ, продукция

которых отличается своим высоким качеством и долговечностью. Кроме того, санкции затрудняют проведение оплаты сделок, а также транспортировку продукции, в случае выхода предприятия на новые рынки. А в результате колебаний курса валют снижается чистая прибыль за счет увеличения размера отрицательных курсовых разниц. Поэтому предприятие должно быть готово к поиску альтернативных поставщиков качественных материалов из России и стран СНГ. При этом следует отметить, что угроза минимизируется посредством сотрудничества ООО «Rotaks» с белорусской группой компаний «Алютех». Также важно детально прорабатывать все пункты внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами для того, чтобы учесть все риски, связанные с оплатой, сроками и условиями поставки продукции, ответственностью сторон.

Вход крупных игроков из других регионов России и изменение предпочтений, потребителей возможно минимизировать за счет такой сильной стороны как длительный опыт работы и высокой репутации в городе, а также необходимо регулярно проводить исследование рынка и уровня развития конкуренции в Севастополе и Крыму в целях определения действующей ситуации в отрасли ПВХ-конструкций, поиска внешних и внутренних возможностей и ресурсов для развития бизнеса, предотвращения возникающих угроз, сохранения конкурентоспособности. Угрозу появления более дешевых аналогов продукции возможно устранить за счет позиционирования продукции компании как более качественной и долговечной, по сравнению с аналогами либо путем пересмотра продуктового портфеля. Нехватку квалифицированных специалистов в отрасли возможно компенсировать внедрением эффективной системы адаптации, обучения и повышения квалификации персонала внутри компании.

Количественная методика SWOT-анализа проводится путем оценки внутренних и внешних факторов. Сильные и слабые стороны оцениваются по уровню значимости на деятельность предприятия по 5-ти балльной шкале (от 0 до 5). Возможности и угрозы оцениваются по двум критериям: вероятности наступления (достижения) события (от 0 до 1) и степени их воздействия на компанию (от 0 до 5). Далее формируется матрица оценок всех факторов, которая рассчитывается как произведение трех вышеуказанных оценок. Полученные оценки корректируются на величину взаимодействия факторов в зависимости от связи между ними (от -1 до 1): прямая связь между факторами соответствует положительному значению (защита от угрозы, возможность использовать возможность), обратная -отрицательному (содействие угрозе или её усиление, невозможность использовать возможность). В завершении полученные оценки суммируют в каждом блоке (Сильные стороны-Возможности; Сильные стороны-Угрозы; Слабые стороны-Возможности; Слабые стороны-Угрозы) и получают итоговую матрицу оценок для формирования стратегии (таблица 2) [11].

Таблица 2 - Итоговая матрица оценок для формирования стратегии

ООО «Rotaks»

Возможности (O) Угрозы (T)

Сильные стороны (S) 542,8 310,6

Слабые стороны (W) -118,4 -124,5

Выбор стратегии осуществляется на основании определении наибольшего по модулю числа из всех четырех квадрантов, т.е. в нашем случае это квадрант Сильные стороны-Возможности (542,8). Это означает, что ООО «Rotaks» необходимо разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон предприятия, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде, т.е. стратегию развития. Например, возможным вариантом стратегии является упор на интенсивный рост (использование более эффективных и современных технологий производства, передовых технологий в организации бизнес -процессов, повышения квалификации персонала и т.п.) и увеличение количества заказов. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности продукции и концентрироваться на таком целевом рынке, для которого важны уникальные характеристики (создание уникальной продукции для каждого отдельного клиента в зависимости от условий заказа). Это означает, что важно сосредоточить усилия на построении высокого уровня знания производимой продукции и поддержания ее качества на высоком уровне, посредством осведомленности в существующих (появляющихся) материалах и технологиях производства.

Таким образом, качественная методика SWOT-анализа показала, что предприятие располагает как рядом конкурентных преимуществ, так и имеет ряд недостатков во внутренней среде функционирования, которые возможно устранить за счет повышения отдачи от сильных сторон, а также путем использования имеющихся возможностей из внешнего окружения. Об этом также свидетельствуют результаты количественной методики: заводу необходимо придерживаться стратегии развития за счет сильных сторон, в целях получения наибольшего эффекта от существующих возможностей.

Использованные источники:

1. Рынок окон ПВХ - итоги 6 месяцев 2018 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.oknamedia.ru/novosti/rynok-okon-pvh-itogi-6-mesyatsev-2018-god-48353

2. Пятнадцатая международная конференция «ПВХ. Итоги года 2017» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //article.unipack.ru/68378/

3. Пример SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/primer-enterprise/

4. Рынок недвижимости в Севастополе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/24/rynok-nedvizhimosti-v-sevastopole-72-pokupateley-s-materika

5. Какие поправки ждут бухгалтерию в 2019 году [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/art/94321 -pravitelstvo-perenastroit-nalogovuyu-sistemu

6. За шесть лет уровень бедности должен быть снижен вдвое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/news/2018/03/01/putm-za-shest-let-uroven-bednosti-dolzhen-byt-snizhen-vdvoe

7. Реальные доходы населения в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/realnye-dohody-naseleniya-v-2018-godu.php

8. Покупатели окон в 2018 году - данные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oknamedia.ru/novosti/pokupateli-okon-у-2018-godu-dannye-issledovaniya-48375

9. ЦБ: экономика России может столкнуться с рецессией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10655474

10. Биржевой курс евро превысил 81 рубль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza. io/news/2018/09/10/birzhevoy-kurs-evro-prevysil-81 -щЫ-vperwe-za-2-5-goda

11. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент / Д.В. Арутюнова. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 122 с.

УДК 331.108.2

Холошина А.А. студент магистратуры 3 курса институт «Экономики и управления» «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет (НИУ «БелГУ») научный руководитель: Шаповал Ж.А.

доцент Россия, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности создания кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Рассмотрены приоритетные направлениями создания кадрового состава муниципальной службы, проанализированы методы формирования профессионального кадрового резерва. Выявлены основные направления построения эффективной кадровой политики в муниципальном образовании.

Ключевые слова: кадровый резерв, муниципальная служба, кадровая политика, муниципальные служащие, повышение квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.