Научная статья на тему 'СТРАТА КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 21-ГО СТОЛЕТИЯ: СТАТИКА И ДИНАМИКА'

СТРАТА КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 21-ГО СТОЛЕТИЯ: СТАТИКА И ДИНАМИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культура и государственность / культурная страта / динамика культуры / право и культура / культура и нравственность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асанова И. М., Семухина Е. В.

Основным содержательным вектором данной статьи является представление о культуре как страте российской государственности, рассматриваемой в статическом и динамическом состояниях. В результате проведенного в работе анализа сделаны выводы об основных культурных процессах, как принятых, освоенных обществом, так и формирующихся в России 21-го столетия; выводы статьи обоснованы исследованием нормативно-правовых актов, регламентирующих культурную страту в современной российской государственности. Применяется метод исследования государственно-правовой действительности посредством технико-юридического анализа правовых норм культурных регуляторов, включая изменения от 01.06.2000 года, принятых на всероссийском референдуме изменения Конституции Российской Федерации. Авторы придерживаются мнения, что культура – основополагающий фактор государственности, который подлежит правовой регламентации. Актуализирован системный подход, в ходе которого сделан акцент на эффективность правового регулирования посредством деления на кластеры, учитывающем временные промежутки (прошлое, настоящее и будущее) и сферы культуры (материальные объекты, субъективное отношение к культуре и идеальная объективная действительность). Каждый из кластеров имеет собственную систему юридических норм, укладывающихся в юридический факт, культурную политику и перспективу развития. Рассмотрены вызовы современного общества России 21-го столетия в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТА КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 21-ГО СТОЛЕТИЯ: СТАТИКА И ДИНАМИКА»

С©4 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-362-369 NIION: 2018-0076-3/22-569 MOSURED: 77/27-023-2022-3-768

АСАНОВА Ирина Маратовна,

к.пед.н.,ректор ЧОУ ВО Санкт-Петербургский институт гостеприимства,Российская Федерация,

Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

СЕМУХИНА Елена Владимировна,

к.пед.н., доцент, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин СЗФ ФГБОУВО «РГУП», Российская Федерация, Санкт-Петербург,

e-mail: [email protected]

СТРАТА КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 21-ГО СТОЛЕТИЯ: СТАТИКА И ДИНАМИКА

Аннотация. Основным содержательным вектором данной статьи является представление о культуре как страте российской государственности, рассматриваемой в статическом и динамическом состояниях. В результате проведенного в работе анализа сделаны выводы об основных культурных процессах, как принятых, освоенных обществом, так и формирующихся в России 21-го столетия; выводы статьи обоснованы исследованием нормативно-правовых актов, регламентирующих культурную страту в современной российской государственности. Применяется метод исследования государственно-правовой действительности посредством технико-юридического анализа правовых норм - культурных регуляторов, включая изменения от 01.06.2000 года, принятых на всероссийском референдуме изменения Конституции Российской Федерации. Авторы придерживаются мнения, что культура - основополагающий фактор государственности, который подлежит правовой регламентации. Актуализирован системный подход, в ходе которого сделан акцент на эффективность правового регулирования посредством деления на кластеры, учитывающем временные промежутки (прошлое, настоящее и будущее) и сферы культуры (материальные объекты, субъективное отношение к культуре и идеальная объективная действительность). Каждый из кластеров имеет собственную систему юридических норм, укладывающихся в юридический факт, культурную политику и перспективу развития. Рассмотрены вызовы современного общества России 21-го столетия в сфере культуры.

Ключевые слова: культура и государственность; культурная страта; динамика культуры; право и культура; культура и нравственность.

ASANOVA Irina Maratovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Rector of POU HE St. Petersburg Institute of Hospitality, Russian Federation

SEMUKHINA Elena Vladimirovna,

Ph.D., Associate Professor, Senior Lecturer, Department of State-Law and Legal Disciplines, NWF FSBOUVO "RGUP," Russian Fe-Dera

STRATA OF CULTURE IN THE RUSSIAN STATEHOOD OF THE 21-GO CENTURY: STATICS AND DYNAMICS

Annotation. The main meaningful vector of this article is the idea of culture as a stratum of Russian statehood, considered in static and dynamic states. As a result of the analysis, conclusions were drawn about the main cultural processes, both adopted, mastered by the community, and emerging in Russia of the 21st century; the conclusions of the article are substantiated by the study

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

of regulatory legal acts governing the cultural stratum in modern Russian statehood. The method of investigating state-legal reality is used through a technical and legal analysis of legal norms - cultural regulators, including changes from 01.06.2000 adopted at the All-Russian referendum to amend the Constitution of the Russian Federation. The authors are of the opinion that culture is the fundamental factor of statehood, which is subject to legal regulation. The system approach has been updated, which focuses on the effectiveness of legal regulation by dividing into clusters that take into account time intervals (past, present and future) and the spheres of culture (material objects, subjective relation to culture and ideal objective reality). Each of the clusters has its own system of legal norms that fit into the legal fact, cultural policy and development perspective. The challenges of the modern general society of Russia of the 21st century in the field of culture are considered.

Key words: culture and statehood; cultural stratum; cultural dynamics; law and culture; culture and morality.

Принятые 01.06.2020 года на всероссийском референдуме изменения в Конституцию Российской Федерации коснулись вопросов государственной политики в сфере культуры. Речь идет о правовом оформлении уже сложившейся культурной страты государства, и нельзя утверждать, что институциональное отношение к культуре изменилось кардинально, тем не менее, государственное регулирование включает в правовую сферу грани культурного российского бытия, ранее существовавшие либо вне правового поля, либо с незначительным административным влиянием. Следующие события в цепочке причинно-следственных связей государственного администрирования предполагают:

1) более детальную конструкцию правоотношений в сфере культуры;

2) создание новых органов власти, задействованных в культурной страте, наделение их новыми функциями;

3) расширение полномочий для функционирующего аппарата.

В этом формате актуализация проблемы нравственной, социальной, политической, экономической и иной эффективности перечисленных выше мероприятий не представляется возможной без детерминации теоретических, юридических и практических доминант культурного бытия российской государственности.

Центральным элементом нашего исследования выступает категория «культура», которая, по мнению Л.Г. Ионина и А.В. Меренкова: 1) есть качественная характеристика общества людей; 2) не может передаваться биологическим способом; 3) но только в процессе обучения; 4) имеет прочную идеологическую основу; 5) существует и передаётся в символической форме (посредством языка) [14; 15]. По мнению А.Я. Флиера, культура обеспечивает солидарность: «кровнородственную..., политическую..., социальную..., культурную [21]», что характерно для государства и социума и подлежит правовой регламентации. Пределы такой регламентации обозначены рядом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

факторов: 1) ресурсами государства; 2) правовым статусом личности, предполагающим определённую степень свободы; 3) поликультурным состоянием общества, характерным для России; 4) цивилизационным уровнем общества и особенностями его развития; 4) базовыми принципами культурной страты; 5) состоянием правовой системы и т.д.

В основополагающих юридических документах Россия определена как «страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала [10]». Культура - многоаспектное и динамичное явление. Рассмотрим страту культуры в системе трёх граней бытия: 1) в основе культуры лежат материальные объекты, то есть обладающие физическими, химическими и производными от них характеристиками, воплощенные в исторических памятниках, архитектурных объектах, учреждениях культуры и т.д.; 2) культура представляет собой систему ценностей в виде языка, моральных и нравственных норм, обычаев и традиций, норм права и иных явлений объективно-идеальной действительности, отражающих материальную природу, проверенную практикой, осознанную обществом и определяющую направление развития [20]; 3) культура воспринимается каждым индивидом сугубо уникально, сообразно потребностям, представлениям, интересам, знаниям, верованиям и пр., то есть существует в субъективно-идеальной действительности. Динамика культурных процессов - явление пространственно-временное и следует из прошлого, через настоящее в будущее - таким образом каждая из перечисленных выше граней бытия, структурирующих культурную страту, будет рассмотрена далее во временной шкале.

Государственная и организационно-правовая регламентация управляет теми её компонентами, что указаны в источниках права, и только в пределах, допустимых полномочиями ветвей и органов публичной власти культуры (то есть не вся культура). Нормативным источником российской государственности является Конституция

Российской Федерации [1] (далее по тексту - Конституция РФ), а равно иные источники права, учитывающие конституционные изменения.

Предлагаемая нами модель выстроена согласно системе координат, учитывающих, во-первых, временные отрезки: прошлые факторы, настоящие реалии и планируемое (буду-

щее); во-вторых, грани нашего бытия: объективное идеальное, субъективное идеальное, материальное. При наложении перечисленных координат получаем девять кластеров страты культуры; они отображены на рисунке ниже. Каждый из них проанализирован нами в статье винституциональ-но-правовом контексте.

Учитываемое Реальное Планируемое

прошлое настоящее будущее

ш 0 ф 1 о Ш I Социальные Государственная Право-

н с * П! принципы политика и нормо- применительные

и нормы творческии процесс акРГ иные решения

ф 0 <и 1 ° Система МОДЗД!^ Представление

и представлении и поведения индивида

принципов личности индивида о достойном будущем

01 □ X л с Объекты Выделенные Планы развития,

гп = культурного средства, силы обеспеченные

1-го 2 РИэследия и мощности финансированием

Общий вектор и принципы

развития отношении в сфере культуры

Рис. 1. Кластеры страты культуры в российской государственности: статика и динамика процесса

Материальное содержание культуры - её материальный носитель. Материя, существующая в виде вещества и поля, имеющая атрибуты пространства и времени, обладает рядом свойств, детерминирующих материальность культуры -отражаться в самой себе и в сознании человека. Данное свойство - первопричина абстрактного мышления. Движение материи в обществе имеет «многообразные проявления сознательной деятельности людей; все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности [17]». Учитывая объективность материального мира, подчинённого незыблемым законам бытия, и то, что все идеальное имеет материальный носитель, можно умозаключить соответствующий истине характер культурной страты.

Субъективно-идеальный элемент культуры сформирован сознанием человека, которе трактуется в современной философии так: - «это объективно-субъективный результат взаимодействия

электромагнитного поля Вселенной и человека, его органов, элементарных частиц [24]», что в основе своей не что иное, как физико-химические явления и производные от них биологические и физиологические процессы, порождающие процессы психики, мышления и пр., обусловливающие должный объективизм.

Субъективно-идеальная действительность человека, благодаря современным достижениям в сфере информатизации и цифровизации многих сфер, расширению нормативных факторов правового статуса личности, многообразию культурных моделей и пр., повышает степень свободы, но одновременно данное обстоятельство парадоксально порождает проблему современности -люди оказались не в состоянии организовать созидательную, продуктивную деятельность. Пребывание в «виртуальной реальности», подчинённой и основанной на действительности объективной, способно сформировать у человека ложное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

представление о правилах бытия и даже продлить возраст отрочества до 30 и более лет. Инвестиции в технологическую революцию породило явление screenager, т. е. многоэкранные и многоканальные подростки, часто с выраженным асоциальным поведением, которое изменило план социализации с новыми формами общения и выражения. Здесь следует акцентировать внимание на том, что описанное выше также является частью объективной действительности.

Объективное идеальное логически объяснимо философской теорией причинности, где: 1) закон причинности всеобщий и объективный, 2) одинаково проявляется и подлежит учету во всех сферах бытия, 3) имеет интерпретации для отдельных сфер бытия, 4) «всегда и везде выражает ... зависимость между явлениями природы и общества [16]».

Как отмечалось выше, юридические процессы в сфере культуры существуют в трех временных формах: 1) прошлые события, 2) реальные (настоящее) и 3) прогнозируемые и планируемые (будущее).

Прошлые события предполагают диалог с прошлым - проявление короткой и долговременной исторической памяти. Термин «реальность» подразумевает дихотомию - реальность объективная и субъективная. Объективная реальность - вечная материя в вечном движении, образующая материальный мир и «все его идеальные продукты [19]» где главный критерий - общественная практика.

Прогнозирование событий и построение планов - объективный процесс в культурной сфере. Институционально-правовой формат предусматривает возможность правового моделирования, которое «служит важным каналом обогащения прогностической деятельности государства ... и неразвитость её неизбежно приводит к задержке или опозданию с принятием государственно-правовых мер воздействия на возникающие проблемы [18]». В целом позитивное и созидательное начало в объективном восприятии культурной действительности может проявиться при соблюдении следующих принципов: достоверности, правовой объективности, перманентности процесса прогнозирования, неразрывности правовых институтов, системности, обоснованности правового регулятора, и соблюдении регламентов [18].

Применительно к приведенному рисунку, в котором первый столбец можно рассматривать как совокупный юридический факт, второй - как государственную культурную политику и социально-культурные процессы, третий - в качестве правовой доктрины в сфере культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Рассмотрим каждый кластер в отдельности, подкрепляя правовыми реалиями, в синтагматической последовательности.

Учитываемое государством объективное культурное прошлое - это основанная на опыте система принципов и норм, определяющих мораль и нравственность; принципы и систему права; культурную доктрину и государственную политику; общественное и государственное устройство; модель личного поведения. «Культура . является уникальным наследием её многонационального народа ... поддерживается и охраняется государством» (ч. 4 ст. 68 Конституции).

При этом Конституция гарантирует: свободу СМИ и запрет цензуры (ч. 5 ст. 29); свободу творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ч. 4 ст. 67.1). Это свидетельствует о гармоничности правовой регламентации культуры.

Значение культуры в государственном устройстве закреплено в источниках права, главным из которых является конституция и раскрывающие её суть «Основы законодательства РФ о культуре» [3], где отмечается и признается: 1) роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, 2) связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета РФ, 3) межнациональное культурное сотрудничество и интеграция отечественной культуры в мировую.

В качестве сопутствующей причины объективно-идеальная страта существует в реальном настоящем в виде государственной политики и нормотворческого процесса: учитывающих национальный менталитет, традиции и обычаи, этносы и культуру; осуществляемые в интересах личности, общества и государства. Задачи государства в этом вопросе: обеспечение и защита конституционного права на культурную деятельность; установление гарантий для культурной свободы; определение принципов и правовых норм поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы (ст. 1 Основ).

Планируемое будущее в объективном идеальном смысле - это государственная политика в сфере культуры и соответствующие ей правоприменительные акты, иные решения, обеспечивающие истину, нравственность и прочие объективные закономерности экономического, обществен-

ного и социального развития России 21-го столетия.

На следующем уровне горизонтали нашей схемы - субъективное идеальное, где учитываемое прошлое - система представлений и принципов личности, воспитанная под воздействием культуры. Реальное настоящее для субъективного идеального основано на мировоззрении, что есть «субъективная реальность, как часть души человека, образующая его «духовное естество», взаимосвязана с категорией «истина» ... оно соответствует своему понятию, своей всеобщей природе - быть ядром духовной стабильности [22]». При этом модель поведения индивида может быть правомерной, нейтральной - правомерной, но сформированной в соответствии с нравственностью и моралью, или девиантной во всех смыслах этого значения.

Будущая реальность в субъективном плане предполагает видение более совершенной перспективы для индивида соответственно его представлениям о совершенстве, при этом «утрата перспектив собственного будущего, то есть деформация временного поля сознания, влечет за собой дезадаптацию поведения [23]». Доказано, что «восприятие времени и построение будущего в возрастах зрелости и старости становится более осмысленным, глубоким, чем у молодых людей; синтетическая оценка жизни больше апеллирует к эмоциональной сфере личности, чем к когнитивной [23]».

Материальное культурное наследие - «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [13]». Перечисленное выше - объекты правового регулирования, в отношении которых осуществляются правоохранительные меры.

Современный мир актуализирует духовную сферу социума как нематериальное культурное наследие, которое структурирует многие формы (языковые особенности, диалекты, традиции, обычаи, знания, относящиеся к природе и вселенной, традиционные промыслы и др.). Проблемой является то, что невозможно найти меру измерения для определения сохранности этого наследия, поэтому духовная сфера социума как нематериальное культурное наследие в силу указан-

ных причин на данный момент не может быть объектом правового регулирования.

В остальных вопросах реальное материальное состояние культурных правоотношений -средства, силы и мощности, в отношении объектов культурного наследия, обеспечивающие их сохранность, изучение и популяризацию, доступ, создание новых объектов культуры или произведений искусства.

Главная юридическая составляющая - это придание юридического статуса объекту. Основополагающего документа в этом вопросе нет, однако есть Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [8], согласно которому к таким объектам отнесены памятники, ансамбли и достопримечательные места. Как видим, нематериальное культурное наследие в приведённом законе не отражено.

Границы правового поля в сфере культуры поддерживают такие нормативно-правовые акты: Основы законодательства Российской Федерации о культуре [3]; Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» [2]; федеральные законы: «О национально-культурной автономии» [4]; «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5]; «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [6]; «Об охране окружающей среды» [7]; «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [8]; «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [9]. Все перечисленные документы обязывают финансировать объекты культуры, находящиеся в государственной собственности, а ряд норм требует проведения экспертизы, где, среди прочих, стоит вопрос об объеме выделенных финансов. Детали финансирования оговариваются в бюджете страны, который рассчитывается на трехлетний период.

В целом культурная политика России соответствует базовым принципам объективизма, главные из которых - соответствие культурных правоотношений истине и нравственности. Высшая цель нравственности (и в этом смысле -норма, побуждающая должное для общества и государства, сообразуемое с идеями добра, в социальном понимании, и пользы, в правовом представлении) - «норма может быть и внутренне принятой, пережитой, выражающей не только должествование, но и идеал нравственного отношения, поведения человека . не абстрактный, а личностный, живой [12]». Истина, изучаемая науками и познаваемая личностью, - «одна из высших духовных ценностей, наряду с такими ценно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

стями культуры, как Вера, Добро, Красота, Свобода, Любовь и т.д., с которыми она органично связана [12]».

Время вносит определённые эволюционные и нередко революционные коррективы в предмет нашего изучения. Так, в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [10] отмечены «опасные, кризисные» факторы социально-культурного контекста и их негативная рефлексия на кластеры страты культуры: «наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, . атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других». В приведенном перечне детерминирован объективно-идеальный кластер страты российской культуры и социальная рефлексия, порождающая субъективное представление части социума о безнаказанности (является во многом порождением виртуального пространства, предоставляющего индивиду анонимность в проявлении негатива и деструктивных черт характера).

Согласно изложенной нами концепции, обозначены объективно идеальные культурные реалии, тогда как субъективно-идеальный кластер отмечен личной безнаказанностью индивида за проявление деструктивных черт характера, порожденной анонимностью, предоставленной социальными сетями и виртуальным пространством, как материальным носителем современной культуры. Напрашивается вывод: государство обязано вмешаться в новую среду общения посредством корректировки правового поля, в первую очередь.

По итогам нашего исследования можно заключить:

1) сферу культуры можно систематизировать по кластерам, охватывающим: а) временные промежутки (прошлое, настоящее и будущее) и б) материальную объективную и субъективную действительность;

2) нормативно-правовое регулирование страты культуры России 21-го столетия представлено большим объемом нормативно-правовой базы, соответствующей основным принципам права: провозглашается свобода творчества, запрет цензуры, обязанность по охране объектов культуры, обеспечение государственного статуса языка и так далее;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

3) государство полномочно устанавливать, регулировать (стимулировать) и охранять правоотношения в сфере культуры при обязательных условиях: а) указанные правоотношения должны быть закреплены в основном источнике права -конституции и б) и там же должна быть регуляция правоотношений, ограничивающих государство от злоупотреблений и произвола в сфере культуры;

4) главная задача государства в сфере культуры - обеспечение информационной истины, отражающей объективные закономерности бытия и сохранение нравственности, как базовых идей культурной страты России 21-го столетия;

5) к числу культурных вызовов («кризисных» факторов) для России 21-го столетия можно отнести: снижение игнорирование фактов в механизме передачи информации, игнорирование фактора нравственности при построении межличностных отношений в сфере культуры.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[2] Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон РСФСР от 15.12.1978 // Свод законов РСФСР, т. 3, с. 498.

[3] Основы законодательства РФ о культуре: утверждены ВС РФ 09.10.1992 за № 3612-1 (ред. от 01.04.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, № 46, ст. 2615.

[4] О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2965.

[5] Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 // СЗ РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.

[6] О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ // СЗ РФ, 20.04.1998, № 16, ст. 1799.

[7] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

[8] Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ // СЗ РФ, 01.07.2002, № 26, ст. 2519.

[9] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // СЗ РФ, 10.12.2007, № 50, ст. 6242.

[10] Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 // СЗ РФ, 29.12.2014, № 52 (ч. I) ст. 7753.

[11] Text of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage // UNESCO » Culture» Intangible Heritage » Convention » Text of the Convention - URL: https://ich.unesco.org/en/ convention; 29.11.2020.

[12] Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учеб. посб. Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2000.

[13] Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры: официальный сайт -URL: http://www.voopik.ru/our-heritage/kinds-cultural-heritage/material/; 29.11.2020.

[14] Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. М.: Инфра-М, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Меренков А.В. Культура эгоизма: сущность и основные характеристики // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: коллективная монография (по материалам ХХ Международной конференции - второй этап) / под общ. ред. Е.В. Грунт и А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во ИСТУ. 2017.

[16] Малинин В.Б. Причинная связь в уголовном праве: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

[17] Материя // Большая советская энциклопедия / гл. ред. О.Ю. Шмидт. М.: Советская энциклопедия, 1926-1947.

[18] Правовые модели и реальность: монография / О.А. Акопян, Н.В. Власова, С.А. Грачева и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлуденева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014.

[19] Репина Л.П. События и образы прошлого в историческом и культурной памяти // Новое прошлое, 2016, № 1. С. 82-99.

[20] Тимошин Н.И. Субъективное и объективное в обществе: монография / Тимошин Н.И. Самара: СГАКИ, 2011.

[21] Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. Монография. Электронное издание. М.: ООО «Издательство «Согласие», 2015.

[22] Хазиев В.С., Хазиева Е.В. Мировоззрение как субъективная реальность: Монография. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

[23] Чадаева К.Д. Образ будущего в разных возрастах // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013, № 2. С.294-305.

[24] Яковлев А.И. Материальность сознания. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[2] Ob ohrane i ispol'zovanii pamyatnikov istorii i kul'tury: Zakon RSFSR ot 15.12.1978 // Svod zakonov RSFSR, t. 3, s. 498.

[3] Osnovy zakonodatel'stva RF o kul'ture: utverzhdeny VS RF 09.10.1992 za № 3612-1 (red. ot 01.04.2020) // Vedomosti SND i VS RF, 19.11.1992, № 46, st. 2615.

[4] O nacional'no-kul'turnoj avtonomii: Feder-al'nyj zakon ot 17.06.1996 № 74-FZ // SZ RF, 17.06.1996, № 25, st. 2965.

[5] Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24.11.1996 № 132-FZ // SZ RF, 02.12.1996, № 49, st. 5491.

[6] O kul'turnyh cennostyah, peremeshchennyh v Soyuz SSR v rezul'tate Vtoroj mi-rovoj vojny i nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15.04.1998 № 64-FZ // SZ RF, 20.04.1998, № 16, st. 1799.

[7] Ob ohrane okruzhayushchej sredy: Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SZ RF, 14.01.2002, № 2, st. 133.

[8] Ob ob»ektah kul'turnogo naslediya (pamyat-nikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ // SZ RF, 01.07.2002, № 26, st. 2519.

[9] O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ // SZ RF, 10.12.2007, № 50, st. 6242.

[10] Ob utverzhdenii Osnov gosudarstven-noj kul'turnoj politiki: Ukaz Prezi-denta RF ot 24.12.2014 № 808 // SZ RF, 29.12.2014, № 52 (ch. I) st. 7753.

[11] Text of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage // UNESCO » Culture» Intangible Heritage » Convention » Text of the Convention - URL: https://ich.unesco.org/en/conven-tion; 29.11.2020.

[12] Bol'shakov V.P. Kul'tura kak forma chelovechnosti. Ucheb. posb. Velikij Nov-gorod: NovGU im. Yar. Mudrogo, 2000.

[13] Vserossijskoe obshchestvo ohrany pamyatnikov istorii i kul'tury: oficial'-nyj sajt - URL: http:// www.voopik.ru/our-heritage/kinds-cultural-heritage/ material/; 29.11.2020.

[14] lonin L.G. Sociologiya kul'tury / L.G. lonin. M.: Infra-M, 1996.

[15] Merenkov A.V. Kul'tura egoizma: sushch-nost' i osnovnye harakteristiki // Kul'tura, lichnost',

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: kollektivnaya monografiya (po materialam HKH Mezhdunarodnoj konferen-cii - vtoroj etap) / pod obshch. red. E.V. Grunt i A.V. Merenkova. Ekaterinburg: Izd-vo ISTU. 2017.

[16] Malinin V.B. Prichinnaya svyaz' v ugolovnom prave: voprosy teorii i praktiki: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 2000.

[17] Materiya // Bol'shaya sovetskaya enciklo-pediya / gl. red. O.YU. SHmidt. M.: Sovet-skaya enciklopediya, 1926-1947.

[18] Pravovye modeli i real'nost': monografiya / O.A. Akopyan, N.V. Vlasova, S.A. Gracheva i dr.; otv. red. Yu.A. Tihomirov, E.E. Rafalyuk, N.I. Hludeneva. - M.: In-stitut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravo-vedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: INFRA-M, 2014.

[19] Repina L.P. Sobytiya i obrazy proshlogo v istoricheskom i kul'turnoj pa-myati // Novoe proshloe, 2016, № 1. S. 82-99.

[20] Timoshin N.I. Sub"ektivnoe i ob"ektivnoe v obshchestve: monografiya / Timo-shin N.I. Samara: SGAKI, 2011.

[21] Flier A.Yu. Ocherki teorii istoricheskoj dina-miki kul'tury. Monografiya. Elektronnoe izdanie. M.: OOO «Izdatel'stvo «Soglasie», 2015.

[22] Haziev V.S., Hazieva E.V. Mirovozzrenie kak sub"ektivnaya real'nost': Mono-grafiya. - Ufa: Izd-vo BGPU, 2004.

[23] Chadaeva K.D. Obraz budushchego v raznyh vozrastah // Izvestiya tul'skogo gosu-darst-vennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013, № 2. S. 294-305.

[24] Yakovlev A.I. Material'nost' soznaniya. -Izd-e 5-e, pererab. i dop. M.: IN-FRA-M, 2011.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.