ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART
Научная статья Культурология
УДК 347.1
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-383-403
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Игорь Эдуардович Мартыненко
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения законодательства об охране объектов культурного (историко-культурного) наследия в период распространения пандемии коронавируса, особое внимание уделено государственной охране и обеспечению сохранности памятников. Автор на основе анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации формулирует вывод о необходимости определения культурного наследия как объекта национальной безопасности, доказывая, что тем самым усилится государственно-правовая защита наследия.
Ключевые слова: культурное наследие, культурные ценности, государственная охрана, сохранность памятника истории и культуры, пандемия
Для цитирования: Мартыненко И. Э. Государственная охрана объектов культурного наследия: особенности применения белорусского и российского законодательства в изменившихся условиях, обусловленных распространением пандемии коронавируса. Наследие и современность. 2021; 4(4^383-403. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-383-403.
ф I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. К^ШИМ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Мартыненко И. Э., 2021 © Наследие и современность, 2021
Original article Culturology
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-383-403
PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS: FEATURES OF THE APPLICATION OF BELARUSIAN AND RUSSIAN LEGISLATION IN THE CHANGED CONDITIONS CAUSED BY THE SPREAD OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Igor E. Martynenko
Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Republic of Belarus, [email protected]
Abstract. The article examines the peculiarities of the application of legislation on the protection of cultural (historical and cultural) heritage objects during the spread of the coronavirus pandemic, paying special attention to the state protection and preservation of monuments. Based on the analysis of the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation, the author formulates a conclusion about the need to define cultural heritage as an object of national security, proving that this will strengthen the state-legal protection of heritage.
Keywords: cultural heritage, cultural values, state protection, preservation of historical and cultural monuments, pandemic
For citation: Martynenko I.E. Protection of cultural heritage objects: features of the application of Belarusian and Russian legislation in the changed conditions caused by the spread of the coronavirus pandemic. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2021; 4(4^383-403. https://doi. org/10.52883/2619-0214-2021-4-4-383-403.
Распространение в 2019-2021 гг. пандемии коронавируса оказало существенное влияние на культурную деятельность, которая была в определенной степени связана с необходимостью соблюдения са-нитарно-эпидемических требований, ограничивающих возможность посещения объектов культуры (музеи, библиотеки, культовые здания и сооружения). Сказались ли изменившиеся условия (в некоторых случаях рассматривался даже вариант введения режима чрезвычайной ситуации, исключающий в принципе какие-либо культурные мероприятия) на осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к законодательству Беларуси и России - двух субъектов союзного государства.
Итак, историко-культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отражаются на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приводят к духовному оскудению, разрывам
© Martynenko I. E., 2021 © Nasledie i sovremennost', 2021
исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации. Разрушение исторического наследия наносит серьезный удар по историческому сознанию, ведет к утрате национальной идентичности [1]. Не случайно в документах стратегического характера, принятых в сфере обеспечения национальной безопасности, признается первостепенная роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа России.
С учетом появившихся новых вызовов и угроз в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности происходит уточнение национальных интересов и стратегических приоритетов, определяются задачи и ресурсы обеспечения национальных интересов в соответствующем сегменте. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, определено, что одним из национальных интересов на современном этапе является сохранение культурного и исторического наследия народа России, а защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти объявлена стратегическим национальным приоритетом.
Аналогичного подхода придерживается и белорусский законодатель: в действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, к числу жизненно важных интересов Республики Беларусь в социальной сфере отнесено сохранение и приумножение культурного наследия (п. 12 Концепции).
Источники правового регулирования
Государственно-правовая политика в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях:
Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.), которая провозглашает право каждого на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции), возлагает на граждан обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44 Конституции) [2-4]; провозглашает, что Российская Федерация сохраняет память предков, чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды (ст. 67-1); государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия
(ст. 69 Конституции в редакции изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.);
Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [5]1 от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (последние изменения в данный закон вступили в силу 11 мая 2021 г.), предметами регулирования которого являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого Государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.;
- Гражданского кодекса Российской Федерации, который регулирует имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; основания приобретения, прекращения и защиты права собственности на объекты культурного наследия, совершения сделок с ними; устанавливает порядок возмещения ущерба, причиненного объекту культурного наследия [6];
- основ законодательства Российской Федерации о культуре [7], которые регулируют культурную деятельность в области музейного, библиотечного и архивного дела; определяют порядок выявления, изучения, охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры; формулируют определения основных понятий («культурные ценности», «культурное наследие народов Российской Федерации», «культурное достояние народов Российской Федерации»). В указанном документе отмечается, что культурные аспекты обязаны учитываться во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития различного уровня (от общефедеральных до программ развития
1 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519. Действует с учетом изменений от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 23 июля 2008 г., 17 декабря 2009 г., 18 октября, 30 ноября, 13 декабря 2010 г., 18 июля, 6, 16, 28, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3 декабря 2012 г., 22 апреля, 7 мая, 23 июля 2013 г., 22 октября, 1 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 9 марта, 5 апреля, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 марта, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 18, 27 декабря 2018 г., 21 февраля, 18 июля 2019 г., 24 апреля, 22, 29 декабря 2020 г., 24 февраля, 30 апреля 2021 г.
отдельных областей, краев, городов). Признание того, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств, и акцентирование приоритета прав человека по отношению к правам государства, организаций и социальных групп становится основой для выработки управленческих решений по реализации этих прав. Законодательно закреплено, что права и свободы человека в области культуры включают право на творчество, на личную культурную самобытность (иначе говоря, право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности), право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов, право собственности в области культуры [8].
Беларусь. На протяжении 1992-2021 гг. в Республике Беларусь создано эффективное законодательство об охране историко-культурного наследия, которое представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с выявлением, созданием, сохранением, восстановлением и использованием произведений материальной и духовной культуры. К отношениям в области историко-культурного наследия законодательством отнесены: отношения в области охраны, сохранения, использования, популяризации и восстановления историко-культурных ценностей; отношения, связанные с землепользованием; имущественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами недвижимости, историко-культурными ценностями; отношения, связанные с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью; иные отношения, регулирующие особенности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать влияние на историко-культурные ценности.
Данные общественные отношения регулируются большим количеством нормативных правовых актов, важнейшими из которых являются следующие.
Прежде всего, это Кодекс о культуре, который направлен на регулирование общественных отношений в сфере культуры, а также на установление правовых, организационных, экономических и социальных основ культурной деятельности в целях сохранения и использования культурных ценностей, развития организаций культуры и обеспечения общедоступности культурных благ. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем Решении от 11 июля 2016 г.
№ Р-1062/2016 отмечает, что принятие Кодекса о культуре, основанного на конституционных и международно-правовых нормах, позволяет привести действующие в сфере культуры многочисленные, разрозненные и не всегда согласованные между собой нормативные правовые акты в единую систему, исключить коллизии и множественность норм по одним и тем же вопросам, сократить количество ведомственных актов и бланкетных норм, совершенствуя таким образом правовой механизм реализации гражданами своих прав и обязанностей в данной сфере. В Кодексе Республики Беларусь о культуре предлагаются следующие определения (ст. 1): культурные ценности - это созданные (преобразованные) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или иное значение; историко-культурное наследие - это совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях; историко-культурные ценности - это наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства. Впервые вводится понятие «культурная деятельность» - это создание, восстановление (возрождение), сохранение, охрана, изучение, использование, распространение и (или) популяризация культурных ценностей, предоставление культурных благ, эстетическое воспитание граждан, организация культурного отдыха (свободного времени) населения.
Важную роль в сохранении наследия и вовлечении отдельных ценностей в гражданский оборот выполняют Законы Республики Беларусь, действующие в данной сфере, а именно: «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» - в части статуса и особенностей хранения документальных памятников; «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» - в части особого государственного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности на территории, где имеются недвижимые материальные историко-культурные ценности (например, исторические города).
Большое значение имеют Указы Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» от 18 октября 2007 г. № 527; «О некоторых вопросах оборота оружия на территории Республики Беларусь» от 4 апреля 2003 г. № 134 (им утвержден Порядок оборота на территории Республики Беларусь оружия и боеприпасов, имеющих культурную ценность); «О порядке оценки стоимости культурных ценностей» от 19 апреля 2007 г. № 190, которые активно используются на практике.
Тем же целям подчинено принятие Советом Министров Республики Беларусь постановлений «О статусе историко-культурных ценностей» от 14 мая 2007 г. № 578, которым придан статус историко-культурной ценности большому количеству материальных объектов и нематериального проявления человеческого творчества; «О некоторых вопросах обеспечения сохранности историко-культурных ценностей» от 3 июня 2016 г. № 437; «О Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021-2025 годы» от 29 января 2021 г. № 53; «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о культуре» от 13 января 2017 г. № 25.
В силу особенности объекта правового регулирования (это культурные ценности и культурная деятельность), весьма практичны нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, к числу таковых относятся постановления Министерства культуры Республики Беларусь, которых принято порядка 20. Отношения, связанные с охраной и использованием археологического наследия, регулируются постановлениями Национальной академии наук Республики Беларусь (например, постановлением от 23 декабря 2016 г. № 9 утверждена новая Инструкция о порядке проведения археологических исследований и ведения полевой документации при их проведении).
Таким образом, в связи с распространением пандемии корона-вируса специальных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, не принималось. В этот период продолжали действовать конституции как фундамент правовой основы; обратимся к Основному закону.
Конституционные основы охраны объектов культурного наследия
В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [9].
Предоставляемое Конституцией право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у субъектов этого права принять в число участников каждого, кто пожелает к ней приобщиться в том или ином качестве. Участие в культурной жизни заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть посетителем (например, музея или библиотеки), хранителем материальных культурных ценностей и т. п. [10; 11].
Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры определяются как право на приобщение к культурным
ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации [12; 13].
Право на доступ к культурным ценностям основано на праве каждого гражданина на участие в культурной жизни. Данное право закреплено в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека (ст. 27), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15) [14].
Придание культурным ценностям такого качества, как доступность, рассматривается фактически как одно из средств реализации указанного права и закрепляется путем возложения соответствующих обязанностей на государства. Например, согласно Европейской культурной конвенции 1954 г. (для России имеет обязательную силу), государства обязуются рассматривать передаваемые под их контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимать надлежащие меры по их защите и обеспечивать разумный доступ к ним (ст. 5) [15; 16].
Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Беречь памятники истории и культуры обязан каждый [17; 18; 19].
Конституционное право граждан на приобщение к культурным ценностям является неотъемлемым правом каждого гражданина, гарантируется в том числе иностранным гражданам, законно находящимся на территории Российской Федерации [20]. Право граждан на приобщение к культурным ценностям гарантируется также в отдельных областях культурной деятельности: библиотечного дела, музейных фондов, архивного дела. В действующем российском законодательстве закреплено, что государство создает материальные и организационные условия для приобщения к культурным ценностям отдельных категорий населения.
Создание условий для приобщения граждан к культурным ценностям предполагает сохранение и восстановление архитектурно-градостроительной среды исторических центров России, развитие ту-ристско-рекреационных комплексов.
Право граждан на приобщение к культурным ценностям, с одной стороны, является самостоятельным конституционным правом, относящимся к категории культурных прав и свобод, с другой - выступает составной частью конституционного права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации).
Право граждан на приобщение к культурным ценностям включает следующие правомочия: возможность граждан пользоваться культурными ценностями; получать необходимую информацию, связанную с приобщением к культурным ценностям; возможность требовать от государства создания надлежащих условий для реализации этого права; право на развитие межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей в целях приобщения к культурным ценностям [21].
Приобщение к культурным ценностям имеет и коллективный аспект реализации - посредством участия этносов, национально-культурных автономий в культурной деятельности [21; 22].
Корреспондирующая положения Конституции норма содержится в Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Конституцией Республики Беларусь установлено, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (ст. 15); каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (ст. 51); каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).
В рамках реализации данного конституционного положения в Республике Беларусь осуществляется деятельность по оптимизации системы государственного управления (в Министерстве культуры образовано управление по охране историко-культурного наследия и сектор искусствоведов-экспертов по вывозу культурных ценностей с территории Республики Беларусь; в органах местного управления и самоуправления для этих целей созданы отделы идеологической работы, культуры и по делам молодежи районных исполнительных комитетов, а также управления культуры облисполкомов, к основным задачам которых относятся обеспечение сохранения национального культурного наследия) и совершенствованию законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия посредством его кодификации, по реализации системы мониторинга состояния историко-культурных ценностей и вынесению объективной оценки отличительных духовных, художественных и документальных достоинств объектов в целях включения их в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО (такие списки формируются раздельно для природного и культурного наследия).
Традиционно важным направлением является выявление культурных ценностей для придания им статуса памятника, что свидетельствует об их особом значении для белорусского государства и об-
щества. В результате этой деятельности в Государственном списке историко-культурных ценностей зарегистрировано 5587 историко-культурных ценностей, которые расположены во всех регионах стран [23]. Кроме того, на государственном учете состоит более 7,9 тыс. воинских захоронений и захоронений жертв различных исторических периодов, в которых захоронено более 2 млн погибших.
Ответственность государства за сохранение историко-культурного наследия проявляется также в следующих формах.
1. Разработка государственных программ, реализация которых направлена на сохранение, возрождение и использование объектов историко-культурного наследия, их реставрацию и популяризацию.
Так, для осуществления охраны историко-культурного наследия в стране разрабатываются государственные и другие программы сохранения, охраны, использования и популяризации историко-культурных ценностей:
- Государственная программа «Культура Беларуси» на 20212025 гг.;
- в целях реализации государственной политики в военно-мемориальной сфере Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 4 июня 2014 г. № 534 была утверждена Государственная программа на 2015-2020 гг. по увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн, которая успешно реализована. Учитывая важность защиты военно-исторического наследия, особенно в современных условиях, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2021 г. № 117 утверждена новая Государственная программа «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021-2025 гг.
В соответствии со ст.51 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры (выделено автором - И.М.), находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
В системе конституционных прав право на участие в культурной жизни относится к разряду общепризнанных прав и свобод человека и гражданина [24].
Право на участие в культурной жизни реализуется путем осуществления культурной деятельности, доступа (приобщения) к культурным ценностям и пользования ими. Осуществление культурной деятельности предполагает возможность самостоятельно или совместно
с другими субъектами культурной деятельности осуществлять культурную деятельность.
Доступ (приобщение) к культурным ценностям и пользование ими предусматривает: свободу выбора вида культурных ценностей, а также формы присоединения к ним; возможность посещения (пользования услугами) организаций культуры, объектов культурной инфраструктуры в целях ознакомления с культурными ценностями, их изучения и освоения, в том числе в установленных законом случаях на льготных условиях или бесплатно; возможность приобщения к культурным ценностям с помощью информации, которая зафиксирована на материальных носителях или распространяется средствами массовой информации; возможность ознакомления с культурными ценностями, их изучения и усвоения путем непосредственного восприятия; возможность использования культурных ценностей и работы с ними; создание условий инвалидам и другим физически ослабленным лицам для обеспечения доступа (приобщения) к культурным ценностям и пользования ими.
Обеспечение доступа (приобщения) к культурным ценностям действует в отношении: материальных культурных ценностей, которые принадлежат государству и (или) находятся в фондах организаций культуры, полностью или частично финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов; нематериальных культурных ценностей, исключительные права на использование которых принадлежат государству, организациям культуры, полностью или частично финансируемым из республиканского и (или) местных бюджетов, а также нематериальных культурных ценностей, перешедших в общественное достояние.
Возможность доступа (приобщения) к иным культурным ценностям, а также условия и порядок такого доступа определяются собственником или обладателем исключительных прав на культурные ценности.
В целях развития правовой базы данного принципа и расширения возможностей обеспечения доступа к культурным ценностям Законом Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 362-З внесены изменения в Закон «О правах ребенка». Согласно новой редакции ст. 22 этого Закона государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры (выделено автором - И.М.).
Необходимым условием реализации конституционного права на доступ к культурным ценностям является вовлеченность в этот процесс институтов гражданского общества. Органы государственной власти, органы местного управления и самоуправления, руководству-
ясь социально-значимыми целями в сфере культуры, осуществляют поддержку деятельности институтов гражданского общества по вопросам, связанным с реализацией права на доступ к культурным ценностям. Для этих целей используются институциональные, организационные, финансовые и правовые способы поддержки. Со своей стороны, институты гражданского общества осуществляют обратную связь с указанными органами, влияют на формирование государственной политики в данной сфере и реализуют функции общественного контроля [25; 26].
Осуществление общественного контроля общественными наблюдательными комиссиями по охране историко-культурного наследия, создаваемыми при Министерстве культуры и местных исполнительных и распорядительных органах областного и базового территориальных уровней (ст. 20 Кодекса о культуре) выступает дополнительным правовым механизмом реализации положений ст. 15 и 54 Конституции. Общественное участие (участие институтов гражданского общества) в сфере охраны и восстановления историко-культурного наследия - это форма участия граждан в управлении делами государства, эффективное средство выявления и согласования интересов населения с иными общественными, государственными и частными интересами. Граждане и общественные объединения формируют определенный фон нетерпимости по отношению к случаям уничтожения памятников, надругательства над ними.
Обеспечение доступа (приобщения) к культурным ценностям может быть ограничено в соответствии с Кодексом о культуре, исходя из специфики культурных ценностей, и (или) при создании угрозы их дальнейшему существованию или сохранению. А вот препятствия к доступу к культурным ценностям могут быть устранены путем обращения в суд с соответствующим иском. В Республике Беларусь такие иски еще не заявлялись, но мы считаем, что для этого есть все предпосылки (теоретико-методологические, нормативные). Основываясь на положениях ст. 51 Конституции, каждый может требовать устранения препятствий для гарантированного Основным законом права доступа к ценностям отечественной и мировой культуры. Дело за реализацией данного права (конечно же, при наличии для этого оснований).
Безусловно, пандемия коронавируса привела к изменению не столько принципа доступности культурных ценностей, сколько к поиску новых форм (например, виртуальных) в целях реализации этого конституционного принципа.
Государственная охрана объектов культурного наследия. Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия [27; 28].
Государственная охрана объектов культурного наследия в Российской Федерации включает такие важные направления деятельности, как: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; определение ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера объекта культурного наследия, являющегося предметом охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов; выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и согласование проведения этих работ; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; размещение на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия; выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Под сохранением объекта культурного наследия понимают осуществление определенной работы, направленной на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия [29]. В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом, заключаются в следующем. Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства. В случае если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома
в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Охранные обязательства [30; 31], содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений. Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых и нежилых помещений специализированного жилищного фонда, подлежат выполнению лицами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении гражданам указанных помещений.
В памятниках, являющихся произведениями монументального искусства, государственной охране подлежат все составляющие указанного памятника, включая пьедестал, постамент, ограду и иные элементы памятника.
Объект культурного наследия, являющийся произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства,
представляет собой преобразованные человеком фрагменты природного ландшафта, содержащие комплекс элементов благоустройства, планировки, озеленения, архитектуры малых форм, инженерных гидротехнических и иных сооружений и являющиеся единовременно или эволюционно сложившимся образованием.
Границы территории объекта культурного наследия, являющегося произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, требования к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта культурного наследия устанавливаются
в соответствии с требованиями, определенными упомянутым выше законом в отношении ансамбля.
Имеет свои особенности государственная охрана историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Так, в отношении историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения государственной охране подлежат расположенные в границах территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия - ансамбли и достопримечательные места. На территориях историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов осуществляется деятельность, предусмотренная нормами Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются: федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия [32; 33].
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"» от 16 ноября 2011 г. № 316-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложена обязанность представлять ежегодный Государственный доклад о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Данный документ разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии объектов культурного наследия и тенденциях его изменения.
И, конечно, важная функция государства - установление юридической ответственности за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия, в том числе, за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение.
Такая ответственность предусмотрена в ст. 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [34]. В случаях бесхозяйственного содержания культурных ценностей, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты в порядке ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
В Республике Беларусь такой специальной уголовно-правовой нормы нет, ответственность наступает в случае совершения подобных действий по ст. 344-345 УК в зависимости от формы вины.
Заключение. По результатам исследования приходим к следующим выводам.
1. В определенном уточнении, как представляется, нуждается категорийно-понятийный аппарат, используемый в этой сфере и влияющий на развитие практики. Понятиям «объект культурного наследия» (РФ), «историко-культурная ценность» (Республика Беларусь) законодатель придает особый, охранительный смысл, значение которого заключается в том, что объекты, признанные в таком качестве, подлежат специальному правовому режиму и находятся под государственной охраной. Идентификация объектов в качестве памятников осуществляется в процессе их государственной регистрации. Памятники - одно из проявлений культурных ценностей. Их отличительными чертами являются: антропогенная природа; количественная ограниченность, уникальность, т. е. редкость и исключительность; подлинность (аутентичность), обусловленные либо индивидуальностью их создателя (мастера), либо связью с историческими событиями или личностью, либо интересом для истории, науки или искусства. Однако в последние годы данный признак в определенной мере девальвируется: на государственный учет принимаются объекты, явно не обладающие признаком уникальности (достаточно много типичных объектов, например, городская застройка соответствующего периода). Определенное количество объектов не являются подлинными: все чаще появляются новоделы. В результате исторические здания иногда заменяются, по сути, муляжами (которые могут быть с архитектурно-градостроительной точки зрения ценными, но не являются подлинными), и происходит девальвация содержания понятия «памятник» (историко-культурная ценность).
2. Культурное наследие приобретает все большую политическую силу и значение как надежный гарант сохранения идентичности и самобытности народа, ценнейшее конкурентное преимущество в условиях глобализации. Именно поэтому сохранение культурного наследия - существенный элемент национальной безопасности. Изучение проблемы показывает, что в данной сфере главной угрозой национальной безопасности является преступность - вандализм (надругательство над историко-культурными ценностями, уничтожение па-
мятников либо их повреждение, контрабанда культурных ценностей; хищения культурных ценностей из музеев, архивов, библиотек; нелегальные раскопки памятников археологии, приводящие к уничтожению, повреждению артефактов и участию их в нелегальном обороте; уничтожение объектов военно-исторического наследия в результате нелегальных раскопок воинских захоронений; разрушение материальных недвижимых историко-культурных ценностей (например, памятников архитектуры и градостроительства), в том числе видом их реставрации (обновления); дискредитация нематериального культурного наследия).
Поэтому считаем, что в условиях нарастания внешних вызовов и угроз (обусловленных в том числе распространением пандемии ко-роновируса), система правовой защиты объектов культурного наследия должна быть построена на основе требований национальной безопасности. Новые подходы вызывают необходимость определения культурного наследия в качестве непосредственного объекта национальной безопасности.
Литература
1. Клебанов Л. Р. Арт-рынок: актуальные проблемы правового регулирования. - Москва: Норма: Инфра-М, 2020. - 232 с.
2. Ивлиев Г. П. Конституция России и развитие культуры // Юридический мир. - 2010. - № 4. - С. 15-17.
3. Ткаченко Ю. С. О понятии конституционного права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям // Закон и право. - 2011. - № 10. -С. 30-33.
4. Волохова Е. Н. Проблемы конституционно-правового регулирования в сфере культурного наследия России // « Черные дыры» в российском законодательстве. - 2009. - № 5. - С. 18-21.
5. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 26. - Ст. 2519.
6. Клебанов Л. Р. О юридической ответственности за причинение вреда памятникам истории и культуры // Журнал российского права. - 2012. -№ 3. - С. 63-69.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4257; 2015, № 48, ст. 6723; 2017, № 50, ст. 7563.
8. Мурзина И. Я. Основы культурной политики: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 - «Социально-культурная деятельность» / И. Я. Мурзина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
9. Щенникова Л. В. Правовая охрана культурных ценностей России // Государство и право. - 1994. - № 3. - С. 9-15.
10. Липчанская М. А. Конституционные основы государственной политики Российской Федерации в отношении культурного наследия // Изв. Са-
рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16, вып. 3. - С. 354- 359.
11. Рубанова М. Е. Конституционные принципы государственной политики России в области культуры //Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 4. - С. 156-161.
12. Богомяков И. В. Обеспечение доступа к объекту культурного наследия // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 18-20.
13. Калита Н. Р. Обеспечение права граждан России на доступ к культурным ценностям: гражданско-правовой анализ реализации права публичной собственности на объекты культурного наследия // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. - 2006. - Часть 5. - С. 64-68.
14. Александров А. А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия: учеб. пособие. Международные отношения / А. А. Александров; отв. ред. проф. В. И. Уколова. - М.: Проспект, МГИМО (У) МИД, 2009. - 176 с.
15. Мельник Т. Е. Право на доступ к материальным культурным ценностям // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 34.
16. Володина Н. В. Проблемы обеспечения сохранности и доступности культового искусства в современном российском обществе: философско-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. -2003. - № 1. - С. 30-36.
17. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - Новая правовая культура, 2009.
18. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. - М.: Деловой двор, 2009.
19. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010.
20. Михайлова Н. В. Конституционно-правовые основы охраны историко-культурного наследия во второй половине XX в. // Закон и право. -2002. - № 5. - С. 35-36.
21. Рубанова М. Е. Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры в Российской Федерации: ав-тореф. дис.... канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - С. 9.
22. Рубанова М. Е. Культурное наследие как объект права каждого на участие в культурной жизни // Вузовская наука и перспективные направления правового и социально-экономического развития российских регионов: материалы межвуз. конф. аспирантов и соискателей / Поволж. кооп. ин-т Российского ун-та кооперации. - Энгельс: Ред.-изд. центр ПКИ, 2009. -С. 37-42.
23. Дзяржауны стс псторыка-культурных каштоунасцей Рэспублш Беларусь // Официальный сайт Министерства культуры республики Беларусь. - URL: http://gosspisok.gov.by/(X(1)S(2qsjqo0sv2v3zq03fay44nu))/?Asp xAutoDetectCookieSupport=1 (дата обращения: 20.03.2021).
24. Рубанова М. Е. Конституционные принципы государственной политики России в области культуры //Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 4. - С. 156-161.
25. Жуков Д. В. Полномочия органов публичной власти по обеспечению конституционного права на доступ к культурным ценностям: автореферат дис. ... канд. юридич. наук: 12.00.02 / Д. В. Жуков; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - Москва, 2018. - С.10, 17.
26. Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление: консти-
туционно-правовые аспекты взаимодействия. - М: Инфра-М, 2016. - С.
146-154 с.
27. Михайлова Н. В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ в. / Н. В. Михайлова; Фонд содействия правоохранительным органам «Закон и право». - М.: Юни-ти-Дана, 2001. - 280 с.
28. Мелехов В. И., Шаповалова Л. Г. Сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия России // Правоведение. - 2005. -№ 3. - С. 12-20.
29. Кулемзин А. А. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учебное пособие для студентов вузов. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. - 107 с.
30. Головизнин А. В. Кодификация как приоритетная форма совершенствования законодательства о культуре в Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. - 2018. - № 2. - С. 35-40.
31. Иванова Ж. Б. Невосполнимые потери культурного наследия: к вопросу об эффективности охранных обязательств // Культура: управление, экономика, право. - 2020. - № 3. - С. 36-40.
32. Шульгин П. М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. Социология. Этнология. - 2004. - № 2. - С. 115-134.
33. Экология культуры и сохранение наследия // Наследие и современность: информационный сборник. - Вып. 14. - М., 2007. - С. 3-14.
34. Халиков И.А. Уголовная ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. - Москва: Юрлитинформ, 2019. - 142 с.
References
1. Klebanov L. R. Art-market: current problems of legal regulation. -Moskva: Norma: Infra-M, 2020. - 232 p. (In Russ).
2. Ivliev G. P. Constitution of Russia and culture development // Yuridicheskij mir. - 2010. - N 4. - P. 15-17. (In Russ).
3. Tkachenko Yu. S. On the concept of constitutional right of a person and citizen to access the cultural values // Zakon ipravo. - 2011. - N 10. - P. 30-33. (In Russ).
4. Volokhova E. N. The problems of constitutional and legal regulation in the sphere of cultur-al heritage of Russia // "Chernye dyry" v rossijskom zakonodatel'stve. - 2009. - N 5. - P. 18-21. (In Russ).
5. Federal law "On the objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of peoples of Russian Federation on June 25, 2002 N 73 FL // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii.- 2002. - N 26. - Art. 2519. (In Russ).
6. Klebanov L. R. On legal responsibility for damaging the monuments of history and culture// Zhurnal rossijskogo prava.- 2012. - N 3. - P. 63-69. (In Russ).
7. The basis of the legislation of Russian Federation on culture // Records of the congress of people's deputies of Russian Federation and Supreme Council of Russian Federation, 1992, N 46, art. 2615; Collection of the legislation of Russian Federation, 2014, N 30, art. 4257; 2015, N 48, art. 6723; 2017, N 50, art. 7563. (In Russ).
8. Murzina I. Ya. The basis of cultural policy: educational and methodical manual for the stu-dents studying at the course 071800 - Social and cultural
activity. Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg: [b. i.], 2017. - 1 e'lektron. opt. disk (CD-ROM). (In Russ).
9. Shchennikova L. V. Legal protection of cultural values of Russia // Gosudarstvo ipravo. - 1994. - N 3. - P. 9-15. (In Russ).
10. Lipchanskaya M. A. Constitutional basis of state policy of Russian Federation on cultural heritage // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2016. - T. 16, vyp. 3. - P. 354-359. (In Russ).
11. Rubanova M. E. Constitutional principles of state policy of Russia in cultural sphere // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii.
- 2015. - N 4. - P. 156-161. (In Russ).
12. Bogomyakov I. V. Access to the objects of cultural heritage // Rossijskaya yusticiya. - 2010. - N 5. - P. 18-20. (In Russ).
13. Kalita N. R. Ensuring the right of citizens of Russia to access Cultural values: civil and law analysis of realization of the right of public property on the objects of cultural heritage // Obespechenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina. - 2006. - Part 5. - P. 64-68. (In Russ).
14. Aleksandrov A. A. International cooperation in the sphere of cultural heritage: educational manual. International relations. M.: Prospekt, MGIMO (U) MID, 2009. 176 p. (In Russ).
15. Mel'nik T. E. The right to access the material cultural values // Zhurnal rossijskogoprava. - 2006. - N 4. - P. 34. (In Russ).
16. Volodina N. V. The problems of ensuring the preservation and accessibility of cult art in modern Russian society: philosophic and legal aspect // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2003. - N 1. - P. 30-36. (In Russ).
17. Commentary to the Constitution of Russian Federation - Novaya pravovaya cultura, 2009. (In Russ).
18. Constitution of Russian Federation: doctrinal commentary (article-by-article). M.: Delovoj dvor, 2009. (In Russ).
19. Barkhatova E. Yu. Commentary to Constitution of Russian Federation.
- M.: Prospekt, 2010. (In Russ).
20. Mikhajlova N. V. Constitutional and legal basis of protecting historic and cultural heritage in the second half of the 20th century // Zakon ipravo. - 2002. -N 5. - P. 35-36. (In Russ).
21. Rubanova M. E. Constitutional right to take part in cultural life and use cultural institutions in Russian Federation: dissertation abstract of candidate of juridical. sciences. - Saratov, 2011. - P. 9. (In Russ).
22. Rubanova M. E. Cultural heritage as an object of the right of each person to take part in cultural life // Vuzovskaya nauka i perspektivny^e napravleniya pravovogo i social'no-ekonomicheskogo razvitiya rossijskikh regionov: materialy mezhvuz. konf. aspirantov i soiskatelej / Povolzh. koop. in-t Rossijskogo un-ta kooperatsii. - Engel's: Red.-izd. centr PKI, 2009. - P. 37-42. (In Russ).
23. State list of historical and cultural values of the Republic of Belarus // Official site of the Ministry of culture of the Republic of Belarus. - URL: http:// gosspisok.gov.by/(X(1)S(2qsjqo0sv2v3zq03fay44r1u))/?AspxAutoDetectCookieS upport=1 (date accessed: 20.03.2021).]
24. Rubanova M. E. Constitutional principles of state policy of Russia in the sphere of culture // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2015. - N 4. - P. 156-161. (In Russ).
25. Zhukov D. V. Powers of public authorities on ensuring constitutional right to access cultural values: dissertation abstract ... candidate of juridical
science: 12.00.02 // In-t zakonodatel'stva i sravnit. pravovedeniya pri Pravitel'stve RF. - Moskva, 2018. - P. 10, 17. (In Russ).
26. Panfilov A. N. Culture and local government: constitutional and legal aspects of interaction. - M: Infra-M, 2016. - P. 146-154. (In Russ).
27. Mikhajlova N. V. State and legal preservation of historical and cultural heritage of Russia in the second half of the 20th century. M.: Yuniti-Dana, Fond sodejstviya pravokhranitel'nym organam "Zakon i pravo". 2001. 280 p. (In Russ).
28. Melekhov V. I, Shapovalova L. G. Preservation and state protection of the objects of cultural heritage of Russia // Pravovedenie. - 2005. - N 3. - P. 12-20. (In Russ).
29. Kulemzin A. A. Methodology of preservation and use of monuments of history and culture: educational manual for students of universities. - Kemerovo: KemGUKI, 2009. - 107 p. (In Russ).
30. Goloviznin A. V. Codification as a primary form to improve the legislation on culture in Russian Federation // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. -2018. - N 2. - P. 35-40. (In Russ).
31. Ivanova Zh. B. Irreparable losses of cultural heritage: to the question of effectiveness of protection obligations // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. - 2020. - N 3. - P. 36-40. (In Russ).
32. Shul'gin P. M. Historical and cultural heritage as a special resource of a region and a factor of its social and economic development // Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya. 2004. N 2. P. 115-134. (In Russ).
33. Ecology of culture and preservation of heritage // Nasledie i sovremennost': informatsionnyjsbornik. - Is. 14. - M., 2007. - P. 3-14. (In Russ).
34. Khalikov I. A. Criminal liability for violation of the requirements of preservation or use of the objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of peoples of Russian Federation. Moskva: Yurlitinform, 2019. 142 p. (In Russ).
Сведения об авторе Мартыненко Игорь Эдуардович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса учреждения образования Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь. E-mail: [email protected]
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 12 ноября 2021 Одобрена после рецензирования: 8 декабря 2021
Принята к публикации: 14 декабря 2021 Опубликована: 2 марта 2022
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Igor E. Martynenko, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure of Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, the Republic of Belarus. E-mail: [email protected]
Conflicts of Interest Disclosur
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: November 12, 2021 Approved after peer reviewing: December 8, 2021 Accepted for publication: December 14, 2021 Published: March 2, 2022
The author has read and approved the final manuscript.