Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
культурные ценности / культурная собственность / всеобщее наследие человечества / памятники истории и культуры / культурное достояние / законодательство об охране и использовании объектов культурного наследия. / cultural values / cultural property / the universal heritage of mankind / historical and cultural monuments / cultural heritage / legislation on the protection and use of cultural heritage objects.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуманазар Халмуминов

в данной статье рассматривается эколого-правовая охрана и использование культурного наследия в Республике Узбекистан, а также анализируется современное состояние культурного наследия, предлагается научно-теоретическое и практическое предложение по совершенствованию данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND LEGAL PROTECTION AND USE OF CULTURAL HERITAGE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article discusses the environmental and legal protection and use of cultural heritage in the Republic of Uzbekistan, as well as analyzes the current state of cultural heritage, proposes a scientific, theoretical and practical proposal for improving this industry.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Hill

Zhumanazar Khalmuminov,

Doctor of Law, Professor of Tashkent State University of Law

ECOLOGICAL AND LEGAL PROTECTION AND USE OF CULTURAL HERITAGE

IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The legal protection: This article discusses the environmental and legal protection and use of cultural heritage in the Republic of Uzbekistan, as well as analyzes the current state of cultural heritage, proposes a scientific, theoretical and practical proposal for improving this industry.

Keywords: cultural values, cultural property, the universal heritage of mankind, historical and cultural monuments, cultural heritage, legislation on the protection and use of cultural heritage objects.

Жуманазар Халмуминов,

профессор Ташкентского государственного юридического университета,

доктор юридических наук

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: в данной статье рассматривается эколого-правовая охрана и использование культурного наследия в Республике Узбекистан, а также анализируется современное состояние культурного наследия, предлагается научно-теоретическое и практическое предложение по совершенствованию данной отрасли.

Ключевые слова: культурные ценности, культурная собственность, всеобщее наследие человечества, памятники истории и культуры, культурное достояние, законодательство об охране и использовании объектов культурного наследия.

Жуманазар Холмуминов,

Тошкент давлат юридик университети профессори, юридик фанлари доктори

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА МАДАНИЙ МЕРОСНИ ЭКОЛОГИК-^УЦУЦИЙ МУ^ОФАЗА ЦИЛИШ ВА УНДАН ФОЙДАЛАНИШ

Аннотация: ушбу мацолада Узбекистон Республикасида маданий меросни экологик-\уцуций му%офаза цилиш ва ундан фойдаланишнинг %уцуций томонлари куриб чицилиб, бу со%ани такомиллаштиришга оид илмий-назарий ва амалий таклифлар берилган.

Review of law sciences

a

w ............... I

- Д^

Калит сузлар: маданий цадриятлар, маданий мулк, инсониятнинг умумжа^он мероси, тарихий ва маданий ёдгорлик, маданий бойлик, маданий мерос объектларини мууофаза цилиш ва фойдаланиш тугрисидаги цонунчилик.

I. Исторические аспекты проблемы

В современных условиях перед специалистами сферы стоит задача не просто узнать больше о прошлом, но и помочь сохранить сокровища древнего мира для следующих поколений.

Особо надо подчеркнуть, что права граждан в области культуры являются неотъемлемой составной частью всей системы прав и свобод человека, ни у кого не вызывает сомнения. В существующих международно-правовых актах и научных исследованиях, посвященных объектам культуры, используются обычно два термина -«культурное наследие» (cultura Шeritage) и «культурная собственность» (cultural property). Надо отметить, что последний из них, чаще всего, переводится на русский язык, как «культурные ценности».

В современном международном праве получила распространение концепция, согласно которой понятие «культурное наследие» шире, чем понятие «культурная собственность», и включает как материальные, так и нематериальные объекты.

Термин «всеобщее наследие человечества», утвердившийся в ХХ веке, заимствован в международном праве у его основателя - голландского философа, юриста и государственного деятеля Гуго Гроция, а в современный оборот введен в 1967 году при выработке документов, посвященных правовому регулированию морского дна и его недр, Арвином Пардо, представителем Мальты при ООН.

Впервые понятие «культурная ценность» было сформулировано в ст.1 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. (СССР ратифицировал Конвенцию 4 апреля 1957 г.). Именно этим актом указанный термин был введен в международную правовую терминологию.

В дальнейшем, концепция «всеобщего наследия человечества» была закреплена в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 года.

Идея же о «культурном наследии всего человечества» впервые появляется в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и подтверждена в Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г., а также других международных правовых актах.

Благодаря политике правительства, открытости Узбекистана, быстрыми темпами происходит и процесс изменения, реновации всех сфер, в том числе культурное наследие.

Особо надо отметить что, в Республика Узбекистан-страна, на территории которой находятся уникальные памятники истории и культуры различных эпох, стилей и направлений. Эпоха бронзы, раннежелезного века, период античности, государства Кушанов, Тохаров, Эфталитов, Тюркского каганата, правления Караханидов, Амира Темура и далее-все они оставили выдающиеся памятники духовной и материальной культуры.

Ко времени обретения Узбекистаном независимости на государственном учете состояло около десяти тысяч памятников. Однако, в 50-е годы их было примерно тридцать тысяч.

Многое из историко-культурного наследии безвозвратно утрачено, в том числе в результате бездеятельности, а порой попустительства со стороны органов государственного управления, особенно на местах. В ряде мест консервациоиные работы, которые велись по остаточному принципу, а также недостаточный научно-искусствоведческий анализ памятников зодчества с древнейших времен до середины XX века привели к реставрации архитектурных памятников не на должном уровне.

Между тем, в мировом сообществе, полноправным членом которого является суверенный Узбекистан, отчетливо осознается необходимость принятия соответствующих мер, включая юридические и административные, для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления культурного наследия. Это положение прямо закреплено в пункте /d/ ст.5 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой на семнадцатой Ассамблее Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.

Ведущая роль государства в охране историко-культурного наследия закреплена и в Конституции Республики Узбекистан (ст.49), которая устанавливает,что «памятники культуры охраняются государством».

Данную функцию государство реализует через разветвленную систему своих органов, в том числе через органы государственного управления при активном участии общественных объединений.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан ратифицированы такие международные документы, как Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 года), Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 года).

Под эгидой ЮНЕСКО на международном уровне были широко отмечены 2750-летие Самарканда, 2700-летие Карши и Шахрисабза, 2500-летие Хивы, Бухары и Термеза, 2200-летие Ташкента, 2000-летие Маргилана.

В Список всемирного наследия ЮНЕСКО как охраняемые исторические памятники включены города Самарканд, Бухара, Хива и Шахрисабз, а также как объекты нематериального культурного наследия- такие наши национальные ценности, как народный праздник Навруз, Катта ашула, Шашмаком, аския и т.д.

II. Актуальность и степень изученности темы

Надо подчеркнуть, что в нашей республике правовые проблемы охраны историко-культурного наследия изучены недостаточно в особенности в общеправовом плане. Исследование показывает, что единственной работой подобного рода является кандидатская диссертация Р.Сеитовой, целью которой были историко-правовой анализ создания и развития правовых основ охраны историко-культурного наследия в период 1917-1990 гг., обобщение и совершенствование практики их применения, а в условиях независимости актуальными представляются отдельные предложения, содержащиеся в кандидатской диссертации М.А.Ахмедшаевой.

Специальных исследований, посвященных современным проблемам государственного управления в области охраны памятников истории и культуры, до настоящего времени нет. Хотя, и это нельзя не отметить, в разное время по материалам

бывших отдельных союзных республик и СССР в целом были защищены кандидатские диссертации, близкие по своей проблематике к теме исследования.

Надо подчеркнуть, что в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису особо отмечено: «В нашей стране находится свыше 8 200 объектов культурного наследия, из них в туристические маршруты включено лишь 500 объектов. Правительству следует в трехмесячный срок разработать меры по доведению числа объектов, включенных в маршруты паломнического и традиционного туризма, до 800. Еще одна важная задача - ускорить включение в списки объектов материального и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО новых объектов Узбекистана.

Тем не менее в нашей стране более 400 архитектурных, исторических и культурных памятников и археологических памятников Узбекистана были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО за каждый период сохранения регионов Узбекистана (в частности, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз). В настоящее время в этот список включены 32 объекта культурного наследия.

Сегодня более 300 объектов культурного наследия включены в туристические направления и представлены туристам, посещающим Узбекистан. Это говорит о том, что в регионах нашей страны достаточно туристических возможностей.

В частности, В.О.Нешатаева отмечает, что понятие «культурное наследие» становится родовым понятием на международном уровне и отражает общую тенденцию глобализации в международном сообществе, что влечет серьезные изменения в правовом регулировании прав собственности на предметы культуры. Определение объектов, относящихся к категории «культурное наследие», представляет собой один из самых сложных правовых вопросов современного периода.

Термином, вобравшим двойственную природу объектов культуры, являющихся как объектами культурного наследия, так и объектами права собственности, стало понятие «культурная ценность». Следует отметить, что в русском языке под культурной ценностью могут пониматься как материальные, так и духовные ценности, что, по сути, отражает двойственную природу объектов культуры.

В результате в научный и практический оборот были введены новые термины и определения, но длительное время еще продолжали действовать устоявшиеся правовые категории. Как следствие - возникли определенные проблемы с определением и разграничением следующих понятий: «культурные ценности» (используется в международно-правовых актах, заключенных в рамках ЮНЕСКО, а также в законодательстве ряда стран региона в целях таможенного регулирования перемещения через границу), «памятники истории и культуры» (использовалось в законодательстве Союза ССР и союзных республик, а также в настоящее время в законодательстве Азербайджанской Республики), «памятник культуры» (используется в законодательстве Украины), «памятник» (используется в законодательстве Армении),«историко-культурное наследие» (используется в законодательстве Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана), «объекты культурного наследия» (используется в законодательстве Российской Федерации, Модельном законодательстве государств-участников СНГ), «национальное историко-культурное наследие» (используется в законодательстве Таджикистана и Туркменистана), «историко-культурные ценности» (используется в законодательстве Республики Беларусь), «культурная собственность» (используется в международно-правовых актах, заключенных в рамках Совета Европы и

УНИДРУА), «культурное достояние» (используется в законодательстве Туркменистана) и т.д.

Из вышесказанного видно, что с принятием новых нормативных актов происходит смешение указанных выше понятий, вызывающее, в конечном итоге, проблемы с практической реализацией правовых норм. Разнообразие возможных толкований указанных понятий обусловливается сложностью трактовки таких исходных понятий, как «история», «культура», «ценность», «наследие». Природа исторических и культурологических исследований такова, что они сопряжены друг с другом. Такая когерентность (принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи) двух направлений научной мысли породила соединение терминов «история» и «культура», привела к образованию понятий «историко-культурное» (наследие), «историко-культурная» (ценность).

III. Нормативно-правовая база

Законодательство в области охраны национального культурного наследия основывается на Конституции и состоит из Законов о культуре, об охране культурного наследия, об охране отдельных видов культурного наследия (археологического, нематериального наследия) и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области культуры.

Рассмотрение их начнем с Основного закона, с конституционного закрепления прав и обязанностей в сфере охраны и восстановления культурного (историко-культурного) наследия. В государствах-участниках СНГ закреплены обязанности гражданина охранять и беречь памятники истории и культуры, историческое, духовное и культурное наследие (ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 37 Конституции Республики Казахстан, ст. 44 Конституции Российской Федерации, ст. 44 Конституции Республики Таджикистан, ст. 49 Конституции Республики Узбекистан).

Также Конституционные обязанности государства выражаются в сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, культурных и духовных ценностей (ст.16 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 15 Конституции Республики Армения, ст. 15 Конституции Республики Беларусь, ст. 49 Конституции Кыргызской Республики, ст. 40 Конституции Республики Таджикистан, ст. 11 Конституции Туркменистана, ст. 49 Конституции Республики Узбекистан, ст. 54 Конституции Украины).

IV. Обзор международно-согласованных стандартов и рекомендаций

Несколько по-иному развивалось законодательство о защите культурных ценностей в

европейских государствах. Так, в законодательстве Итальянской Республики памятниками истории и культуры именуются предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес. В статье 2 Декрета Президента Республики № 805 от 3 декабря 1975 г. указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию.

Во Франции согласно законодательству Республики к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры (картины, предметы прикладного искусства, коллекции книг или рукописей и т. д.) и так называемые естественные памятники (ландшафты, озера, реки, леса

и т. д.). Вокруг охраняемого памятника (если это строение, ансамбль, ландшафт) может быть установлена охранная зона. Включение произведения искусства, памятника культуры, городского ансамбля или ландшафта в список охраняемых государством объектов обязывает собственников или владельцев (в том числе государство) этих объектов обеспечить их сохранность, поэтому собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта (в том числе строительство в зоне памятника).

В Великобритании какого-либо единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры в настоящее время нет. Вместе с тем основные положения, включающие правила использования национальных исторических памятников, доступ к ним, реставрацию, содержатся в иных законодательных актах, которых насчитывается порядка.

На их основе издан ряд правительственных и ведомственных постановлений, приняты резолюции различными правительственными и научно-консультационными органами, а также общественными организациями Великобритании, принимающими активное участие в данной сфере.

Таким образом, в законодательстве европейских государств в отличие от государств-участников СНГ в основном развито понятие культурной собственности, на охрану которой и направлены правовые акты этих стран. В ряде государств (США, Япония, Китай, Канада и др.) приняты специальные законы об охране культурной собственности, однако общего определения, которое содержало бы в себе признаки понятия «культурная собственность», в законодательных актах этих государств не содержится.

Кроме основного закона также существуют Законы о культуре. В Азербайджанской Республике действует Закон «О культуре» (1998 г.), в Республике Армения - Закон «Об основах культурного законодательства» (2002 г.), в Республике Беларусь - «О культуре» (1991 г.), в Республике Казахстан - Закон «О культуре» (2006 г.), в Кыргызской Республике - Закон «О культуре» (2009 г.), в Республике Молдова - Закон «О культуре» (1999 г.), в Российской Федерации - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992, ред. от 21.07.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), в Республике Таджикистан - Закон «О культуре» (1997 г.), в Туркменистане - «О культуре» (2010 г.), в Украине - «О культуре» (2010 г.), «О вывозе и ввозе культурных ценностей», (1998г), «О музеях»(2008 г.), «Об архивном деле» (2010г.) Республики Узбекистан.

Тенденцией последних лет является принятие документов стратегического характера, в которых отражены вопросы охраны и восстановления культурного (историко-культурного) наследия в контексте развития отрасли культуры в частности Республики Узбекистан.

Так, приняты Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.12.2018 г. N ПП-4068 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия», Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.08.2018 г. N ПП-3920 «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан». Также утверждено, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.11.2017 г. N 886 «Об организации деятельности Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.09.2017 г. N 700 «О мерах по организации деятельности Центра исследований

культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом при Кабинете Министров Республики Узбекистан», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.08.2018 г. N648

«О совершенствовании деятельности Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.03.2019 г. N265 «Об организации деятельности Департамента культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан и утверждении отдельных нормативно-правовых актов по охране объектов материального культурного наследия и их использованию» и т.д.

V. Опыт зарубежных стран

В этой области, заслуживает особое внимание опыт Республики Беларусь. Так, в 2016 г. в Республике Беларусь принят Кодекс о культуре. Кодификация данной сферы является закономерным результатом непрерывного развития и совершенствования законодательной базы, результатом объективной потребности в регулировании конкретной области общественных отношений. В силу своей юридической природы кодекс способен полно и системно представить сферу отношений, которые сегодня складываются в предмет сферы культуры. Кодекс как принципиально новый комплексный акт имеет несомненные преимущества перед нормативными правовыми актами других видов. Он позволяет системно и логично объединить имеющийся законодательный массив и максимально сократить количество нормативных правовых актов и отсылочных норм, в том числе путем включения предписаний актов различной юридической силы, имеющие стабильный характер.

Предметом правового регулирования Кодекса Республики Беларусь о культуре являются: общественные отношения по сохранению культурного и духовного наследия; общественные отношения по установлению организационно-правовых гарантий создания, сохранения, охраны, использования, распространения и возвращения культурных ценностей.

Опыт показывает, что включение нормативных правовых актов в сфере культуры в единый законодательный акт позволит: во-первых, обеспечить всестороннее системное правовое регулирование общественных отношений в сфере культуры (историко-культурного наследия); во-вторых, преодолеть системные недостатки и вывести правовое регулирование общественных отношений в сфере культуры на принципиально новый уровень; в-третьих, создать благоприятные правовые условия для развития всех видов деятельности в сфере культуры, а также доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых организациями культуры в новых экономических условиях; в-четвертых, провести ревизию законодательства о культуре в целях уточнения и унификации терминологии, исключения устаревших и недействующих норм, устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании сферы отношений в сфере культуры; в-пятых, создать эффективный правовой механизм обеспечения прав и свобод граждан в сфере культуры, в том числе конституционного права на участие в культурной жизни.

Особо надо подчеркнуть, что специальные законы об охране объектов культурного (историко-культурного) наследия приняты во всех в странах СНГ. Это Закон Азербайджанской Республики от 10 апреля 1998 г. «Об охране памятников истории и культуры»; Закон Республики Армения от 11 ноября 1998 г. «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды»; Закон Республики

Беларусь от 9 января 2006 г. «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь»: Закон Республики Казахстан от 2 июня 1992 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»; Закон Кыргызской Республики от 26 июля 1999 г., в редакции от 21 июня 2012 г. «Об охране и использовании историко-культурного наследия; Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»; Закон Туркменистана от 19 октября 2012 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»; в России принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; а в Украине действует закон от 8 июня 2000 г. «Об охране культурного наследия».

В этой отрасли особо заслуживают принятые Законы Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия» от 30 августа 2001 года и «Об охране и использовании объектов археологического наследия», которые приняты Законодательной палатой

16 июня 2009 года одобрен Сенатом 29 августа 2009 года.

Надо отметить, что в государствах-участниках СНГ учреждены специальные органы контроля и управления в сфере культурного наследия. Например, в Азербайджанской Республике органами охраны памятников истории и культуры являются: Министерство культуры и туризма; Управление государственного историко-культурного заповедника «Ичеришехер».

В Республике Армения функции охраны историко-культурного наследия выполняют Министерство культуры, территориальные органы государственного управления, органы местного самоуправления, а также Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников.

В Республике Казахстан центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное регулирование, а также межотраслевую координацию в сферах культуры, архивного дела и документации, является Министерство культуры.

В Кыргызской Республике центральным государственным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере культуры, искусства, туризма, является Министерство культуры, информации и туризма.

В Российской Федерации данная функция возложена на Министерство культуры.

В Республике Таджикистан и Туркменистане органом специальной компетенции в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия является Министерство культуры (в структуре Министерства культуры Туркменистана создано Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры).

В Украине государственное управление и контроль в сфере охраны культурного наследия возлагаются на: центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия; органы охраны культурного наследия областных, Киевской городской государственных администраций, районных государственных администраций; органы охраны культурного наследия местного самоуправления.

В Узбекистане, согласно Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия», организовано на базе Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного

наследия Министерства культуры Республики Узбекистан и его межрегиональных (региональных) государственных инспекций Департамент культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан (далее-Департамент), а также его управления по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

В соответствии данным постановлением, определеный следующие основные задачи Департамента:

- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по охране и использованию объектов материального культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, музейных экспонатов и коллекций, а также культурных ценностей;

- ведение государственного кадастра объектов материального культурного наследия, выявление, документирование и постановку на государственный учет объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, определение категорий и охранной зоны объектов недвижимого культурного наследия, а также обеспечение их рационального использования;

- осуществление историко-культурной экспертизы и экспертизы проектно-сметной документации, ведение непрерывного научно-технического контроля за осуществлением работ по сохранению ценности и уникальности объектов материального культурного наследия без причинения им ущерба;

- координацию градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территории особо охраняемых объектов историко-культурного и мирового культурного наследия с сохранением их своеобразия, историко-культурной среды и природного ландшафта;

- контроль за ведением государственного каталога археологических предметов, соблюдением порядка и условий проведения археологических исследований, своевременным учетом и передачей государству археологических находок, а также их закрепление за учреждениями науки, культуры и образования, в том числе прием, проведение экспертизы и архивация научных отчетов по археологическим исследованиям, консервация и музеефикация археологических памятников;

- ведение государственного каталога национального музейного фонда, отчуждение экспонатов и коллекций из музейного фонда либо их передача другому музейному фонду, выдача разрешений на реализацию культурных ценностей, а также проверку сохранности и ведения учета культурных ценностей, в том числе музейных экспонатов и коллекций, древних письменных источников, включенных государством в охранные перечни и реестры, за исключением национального архивного фонда;

- установление тесного сотрудничества с учеными, народными мастерами, реставраторами и экспертами, оказание поддержки развитию уникальных методов, традиций и школ ремонтоведения, осуществлению общественного контроля;

- широкую пропаганду и популяризацию объектов материального культурного наследия, эффективное внедрение в сферу механизмов государственно-частного партнерства, инновационных и передовых информационно-коммуникационных технологий, развитие электронных услуг;

- развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, в том числе привлечение грантов, кредитов финансовых институтов и благотворительных пожертвований.

Надо подчеркнут, что за нарушение закона об охране культурного (историко-культурного) наследия должностные лица, юридические лица, граждане и иностранные граждане несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Задачей каждого государства является не только их детализация в национальном законодательстве, но и их практическая реализация в целях сохранения и рационального использования своего культурного наследия.

Вместе с тем неустоявшаяся концепция понятия «культурные ценности» в Республики Узбекистан, а также в странах СНГ, где одни категории культурных ценностей относятся к имуществу, а другие к нематериальным благам, позволяет предположить, что проблема классификации объектов права собственности на культурные ценности двух типов-блага и вещи-дело ближайшего будущего.

Представляется, что обращение к опыту европейских стран сможет помочь выработать соответствующие механизмы защиты культурных ценностей и, соответственно, решить вопросы права доступа к ним как гарантированную государством конституционную возможность, обеспечивающую культурное развитие личности.

VI. Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, очень важно сохранить потомкам в достойном виде памятники историко-культурного прошлого. Для этого необходимо: во-первых, усилить воспитательную составляющую по приобщению молодежи к культуре и ее наследию; во-вторых, правильно организовать обучение, как в системе вузовского образования, так и в системе повышения квалификации кадров по различным правовым аспектам охраны культурного наследия; в-третьих, уделить особо пристальное внимание популяризации общего культурного наследия стран СНГ и культурного наследия каждой страны Содружества Независимых Государств в отдельности; в-четвертых, следует признать, что правовая практика в сфере сохранения культурного наследия является весьма размытой в силу отсутствия единой комплексной государственной политики в данной сфере. Это, в свою очередь, препятствует реализации конституционной нормы. Конституция Республики Узбекистан четко и ясно определила основные направления правового регулирования в сфере сохранения исторического и культурного наследия.

References:

1. Grotsiy G. O prave voyni i mira: reprint s izd. 1956 g. - M., 1994. - S. 201-205.

2.Neshatayeva V.O. Kulturnie sennosti. Sena i pravo.URL: https.wikireading.ru/ 46588. 3.Sbornik deystvuyushix dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennix SSSR s inostrannimi gosudarstvami. - M., 1960. Vip. XIX. - S. 114-142.

4.Soglasheniye o deyatelnosti gosudarstv na Lune i drugix nebesnix telax 1979 g. // Mejdunarodnoye publichnoye pravo: sb. dok. v 2 t. T. 2. M., 1996. - S. 356-362.

5.Konventsiya YuNESKO ob oxrane vsemirnogo kulturnogo i prirodnogo naslediya 1972 g. // Mejdunarodnie normativnie akti YuNESKO. - M., 1993. - S. 290-302.

6.Konventsiya YuNESKO ob oxrane podvodnogo kulturnogo naslediya 2001 g. URL: http://www.unesco.org.

7. Kto xozyain pamyatnika? // Pravda Vostoka. 1992. 22 oktyabrya.

8.Sm.: YuNESKO, Akti Generalnoy Konferentsii. 17 sessiya. Rezolyutsiya. - S.158-167. 9.Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - Tashkent, 2019

10.Seitova R. Stanovleniye i razvitiye zakonodatelstva ob oxrane pamyatnikov istorii i kulturi v Uzbekskoy SSR /1917-1990 gg. /:Dis.kand.yurid.nauk. - Tashkent, 1990.

11.Axmedshayeva M.A.Organizatsionno-pravovie problemi gosudarstvennogo upravleniya v sfere kulturi v Respublike Uzbekistan. - Tashkent, 1996.

12. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirziyoyeva Oliy Majlisu http://www.review.uz/ru/post/trendi/trendi/uzbekiston-respublikasi-prezidenti-savkat-mirzieevning-olij-mazlisga-murozaatnomasi

13.https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnyy-turizm-v-uzbekistane

14.Neshatayeva V. O. Kulturnie sennosti. Sena i pravo. URL: https://law.wikireading.ru/46588.

15.Konstitutsii Respubliki Uzbekistan, Tashkent, 2019

16.Zarubejnoye zakonodatelstvo v oblasti soxraneniya kulturnogo i prirodnogo naslediya. Informatsionniy sbornik. - M., 1999.

17.Zarubejnoye zakonodatelstvo v oblasti soxraneniya kulturnogo i prirodnogo naslediya. Informatsionniy sbornik. - M., 1999.

18.Domrin A. N. Oxrana pamyatnikov istorii i kulturi v Velikobritanii // Pravovaya oxrana pamyatnikov istorii i kulturi v zarubejnix stranax: sb. nauch. trudov. - M., 2005. - S. 27-28.

19.Gumanitarnoye zakonodatelstvo gosudarstv - uchastnikov SNG: obshaya xarakteristika i tendentsii razvitiya // N.S. Volkova [i dr.]; pod nauch. red. VI. Lafitskogo. - M.: Izi SP, 2012.464 s.

20.Kodeks Respubliki Belarus o kulturi: Kodeks Respubliki Belarus ot 20 iyulya 2016 goda // Natsionalniy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus, 02.08.2016, 2/2412.

21.Martinenko I.E. Kodifikatsiya zakonodatelstva ob oxrane ob'yektov kulturnogo naslediya: perviy opit v SNG / I.E. Martinenko // Sedmoy permskiy kongress uchenix-yuristov: Materiali vseross. nauch.-prakt. konf. (g. Perm, PGNIU, 18-19 noyab. 2016 g.) / otv. red. V.G. Golubtsov; OA. Kuznetsova; Perm. gos. nats. issled. un-t. - Perm, 2016. - S. 158-160.

22. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob oxrane i ispolzovanii ob'yektov kulturnogo naslediya» ot 30 avgusta 2001g.//Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan,2001 g., № 9-10, st. 180;

23. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob oxrane i ispolzovanii ob'yektov arxeologicheskogo naslediya» kotoriy prinyat Zakonodatelnoy palatoy 16 iyunya 2009 goda odobren Senatom 29 avgusta 2009 goda. // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2009 g., № 42, st. 448;

24. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 20 dekabrya 2018 goda «O merax po korennomu sovershenstvovaniyu deyatelnosti v sfere oxrani ob'yektov materialnogo kulturnogo naslediya» // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan,24 dekabrya 2018 g., N 51, st. 977

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.