ГЕРАСИМОВА Тамара Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, e-mail: [email protected]
АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация. Во всем мире растет интерес к культуре, ее признают ведущим инструментом развития общества и сохранения национальной идентичности. Большой интерес у исследователей разных сфер вызывают трансформации, происходящие в культуре в связи с широким внедрением цифровых технологий. Авторами рассматривается вопрос об определении цифрового (виртуального) пространства как объекта государственного управления. Необходимость разработки отдельных аспектов правового регулирования государственного управления культурой в Российской Федерации назревала и в доцифровую эпоху, а сейчас требует активных законотворческих разработок. Цель статьи - сформировать теоретические взгляды на отдельные вопросы государственной культурной правовой политики с точки зрения формирования концептуально новейшей правовой терминологии. Сформированные авторами дефиниции позволят объединить в едином законодательном нормативном акте актуальные подходы к определению «цифровая культура». Поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического. По результатам проведенного анализа национального законодательства сформулирован вывод о необходимости разработки единого нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения в сфере формирования и сохранения культурного наследия в условиях цифровизации на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: объект государственного управления, государственная культурная политика, культура, цифровизация, цифровая культура, цифровизация культурного комплекса.
GERASIMOVA Tamara,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal Law of the Saratov State Law Academy
ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF STATE CULTURAL POLICY DURING DIGITAL TRANSFORMATION
Annotation. The interest in culture is growing all over the world. It is recognized as the leading tool for the development of society and the preservation of national identity. Researchers in various fields are of great interest to the transformations taking place in culture in connection with the widespread introduction of digital technologies. The authors consider the issue of defining digital (virtual) space as an object of state administration. The need to develop certain aspects of the legal regulation of the state management of culture in the Russian Federation has matured in the pre-digital era, and now requires active legislative development. The purpose of the article is to form theoretical views on certain issues of state cultural legal policy from the point of view of the formation of conceptually newest legal terminology. The definitions formed by the authors will make it possible to combine in a single legislative normative act the current approaches to the definition of "digital culture". The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and formal legal. Based on the results of the analysis of the national legislation, a conclusion was formulated on the need to develop a unified regulatory legal act regulating public relations in the field of the formation and preservation of cultural heritage in the context of digitalization on the territory of the Russian Federation.
Key words: object of public administration, state cultural policy, culture, digitalization, digital culture, digitalization of the cultural complex.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-52-55 NIION: 2018-0076-10/21-236 MOSURED: 77/27-023-2021-10-435
Исследованию вопросов правового регулирования общественных отношений, складывавшихся в государственном управлении, учеными-правоведами уделяется особое внимание на протяжении значительного временного отрезка [4]. Объекты государственного управления разнообразны, как и вся совокупность общественных отношений, а принципиальное внимание государства акцентируется на наиболее актуальных в повседневной жизни общества. Целенаправленное воздействие государства на общественные отношения осуществляется с помощью формирования правовой базы государства и реализуется посредством регулятивной и правоприменительной деятельности органов управления. Культура в Российской Федерации представляет собой одну из отраслей социально-культурного комплекса и сфер государственного управления. Президент РФ определяет культуру как национальный приоритет России, посредством развития которой возрастает качество жизни общества, социально-экономическое развитие, гарантируется единство культурного пространства и территориальной целостности России [9].
Организация и руководство деятельностью Министерства культуры РФ [7] находится в ведении Правительства РФ [10], которым определяются и вопросы государственных приоритетов культуры. К таковым относятся организация реставрационных мероприятий объектов культурного наследия, формирование новых культурных центров в стране, а также мероприятия, связанные с применением специальных знаний по переводу в цифровой формат литературных произведений. У Министерства культуры РФ в полномочиях находится самостоятельное правовое регулирование, а также законопроектная деятельность по вопросам культуры и искусства. В современных условиях вопросы эффективного правового регулирования государственной культурной политики требуют особого правотворческого подхода, а в условиях цифровизации приобретают также и большую практическую значимость.
Культура, как многогранное понятие, охватывает собой различные направления, в т.ч. это и материальная культура, и экологическая, духовно-нравственная, служебная, отрасль социально-культурного комплекса и др. Действующие сегодня нормативно-правовые акты [3], регламентирующие то или иное направление отрасли культуры, приобретают некую недосказанность в современной цифровизированной реалии ввиду недостаточности актуального правового регулирования. Культурная политика России требует выработки нового управленческого подхода, объединяющего существующие ранее и актуально перспек-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
тивные компетенции культурной деятельности в целях оптимального функционирования субъектов правоотношений в сфере культуры. Удовлетворение публичных и частных интересов в целях реализации конституционных положений на участие граждан в культурной жизни с использованием современных коммуникационных средств, в т.ч. интернет-ресурсов, требует установления такого правового понятия, как «объект государственного управления в сфере цифровой культуры».
Феномен культуры достаточно многогранен, а понятие «культура» в современной литературе имеет чрезвычайно большое количество толкований. Правоведы отмечают, что «трудно найти другое явление, которое породило бы такое же обилие самых противоречивых толкований и интерпретаций, как культура» [8, с. 571]. В Толковом словаре «культура» трактуется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [1].
В основе актуального правового поля находятся Основы государственной культурной политики, где культура обозначена как «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей». Культурная политика представлена как «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».
Отметим, что речь следует вести об организации жизни и деятельности людей в современном пространстве, где цифровой станет эпоха. Эта тенденция увидела свет в начале ХХ! в., когда формировались мнения исследователей о повороте государства к новой культуре, «ибо она выходит на передний план и даже экономика и политика испытывают ее многообразные влияния» [5]. Такие составляющие культурной политики, как концептуальная, экономическая и законодательная, отмечены Л.Е. Востряковым [2], что, на наш взгляд, должно быть положено в основу базового нормативно-правового акта, объединившего и регулирующего основные вопросы всеобъемлющей отрасли культуры. Поскольку именно законодательная база позволит эффективно решить вопросы открытого доступа общественности к пользованию культурным наследием и професси-
ональной поддержки со стороны управленческих структур и иных субъектов культурной деятельности. По мнению Д.В. Пожарского, «для государства культура должна представлять особый объект попечения» [6, с. 115].
Стратегическими целями государственной культурной политики являются сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечение культурных прав человека, возможности для развития культурного потенциала личности и общества, государственная поддержка развития культуры, науки, образования, обеспечение укрепления российской общегражданской идентичности, интеграция культуры в рыночные условия, воспитание личности и общества. Особую важность имеет деятельность по развитию единого цифрового культурного пространства России. Масштабные преобразования культурной сферы выступают гарантом сохранения духовного и национального единства России и являются одним из направлений цифровой экономики. Приоритетом выступает цифровизация культурного наследия через его форматирование и организация его доступности для широкого круга лиц. Внедрение в деятельность учреждений культуры ^-технологий позволяет открыть доступ для территориально удаленной аудитории.
Следуя актуальному видению сквозь призму тотальной цифровизации государственных объектов, следует говорить о воздействии современных цифровых условий на культурные ценности и возможности их создания, распространения и сохранения. Отметим, что мировое сообщество ориентировано на сохранение цифрового наследия мира, в целях недопущения безвозвратной утраты для последующих поколений [11]. Следовательно, одним из важнейших аспектов, требующих правовой фиксации, является модель разностороннего алгоритма сохранения оцифрованных или создаваемых в настоящее время объектов культуры.
Следует отметить, что такие отдельные группы культурных ценностей (говоры, наречия и пр.) не представляется возможным заменить цифровыми аналогами. А использование актуальных цифровых технологий открывает возможности сохранения исчезающих традиций для создания единого общенационального цифрового культурного ресурса. В перспективе применение оцифрованного культурного наследия позволит обеспечить просвещение неограниченного круга лиц, в т.ч. всего желающего населения мира, наделённого соответствующими цифровыми ресурсами по истории, реальному состоянию и развитию культурного наследия России. В настоящее время актуальны цифровые ресурсы, которые направлены на различные культурные объекты, например: Культура. РФ (https://www.culture.ru); Национальная электронная библиотека (https://rusneb.
ru); Государственный каталог Музейного фонда РФ (https://goskatalog.ru) и мн. др.
Приходим к выводу о необходимости разработки единого систематизированного национального нормативно-правового акта, содержащего качественно новый взгляд на культуру как объект государственного управления, в т.ч. на цифровые модификации культуры, включающие как сохранение существующих культурных объектов, их осязание, так и производство новейших культурных произведений, имеющих digital format. Формирование единой правовой основы культурной среды следует сфокусировать на актуальных цифровизированных категориях. Требуется установление единых принципов правового регулирования в сфере культуры (в т.ч. цифровой культуры), методов правового воздействия, субъектов управления (органы публичной власти, учреждения культуры) и субъектов, на которых направлено ознакомление (привлечение) с объектами культуры (в т.ч. цифровой культуры, с учётом возраста, социального положения), цифровые объекты управленческого воздействия (например, кибер-пространство, цифровой алгоритм публикации авторского произведения), гарантии прав, свобод и обязанностей граждан при обеспечении им доступа к цифровым объектам культуры; кадровая политика в сфере реализации цифровой культуры (например, цифровая грамотность всех субъектов). Для доступа широкого круга лиц к правовым понятиям предлагается использовать категории, правовой смысл которых смоделирован авторами.
Под цифровой культурой следует понимать совокупность правил, регулирующих общественные отношения в информационном пространстве культуры с помощью цифровых технологических процессов. Под управлением цифровой культурой следует понимать деятельность совокупности органов публичной власти и учреждений, реализующих государственную культурную политику в соответствии с действующим законодательством и установленной компетенцией. Объектом управления цифровой культуры выступает любая информационная платформа (виртуальное пространство, кибер-машина, автоматизированные информационные системы и пр.), обеспечивающая воспроизводство и сохранение данных (информации) об объектах культуры. Под цифро-визацией культурного комплекса следует понимать модель эффективного использования современных актуальных информационных платформ для распространения достоверной и профессиональной информации о количественном и качественном составе объектов культуры и культурных ценностей, осуществляемых на федеральном, региональном и местном уровнях путем сплошного непрерывного документального учета.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
Список литературы:
[1] Большой энциклопедический электронный словарь. URL: // http://slovonline.ru/slovar_ctc/ b-11 /id-31419/kultura.html (дата обращения: 30.08.2021).
[2] Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели: материалы семинара «Культура на границах». - М.: Ясная Поляна, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics 80.html (дата обращения: 26.07.2021).
[3] Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615; СЗ РФ. -2021. - № 18. - Ст. 3058; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 20. - Ст. 718; СЗ РФ. - 2020. - № 50 (ч. III). - Ст. 8074.
[4] Манохин В.М. Органы государственного управления (вопросы формирования). - Саратов, 1962. - С. 25 - 43; Конин Н.М. Административное право России: учеб.-метод. комплекс. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 73 - 86.
[5] Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: Изд. «Либерея», 2002. - С. 126 - 127.
[6] Пожарский Д.В. Культура как сфера приложения охранительной функции государства: диалектика целей и пределов // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - № 3 (20). - С. 115.
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 31. - Ст. 4758; 2021. - № 29. - Ст. 5661.
[8] Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.- С. 571.
[9] Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СЗ РФ. - 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7753.
[10] Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2020. - № 45. - Ст. 7061.
[11] Хартия о сохранении цифрового наследия (принята 15 октября 2003 г.). URL: https://www. un.org/ru/ documents/decl_ conv/conventions/ digital_heritage_charter.shtml (дата обращения: 11.07.2021); Road Map for Digital Cooperation: Implementation of the Recommendations of the HighLevel Panel on Digital Cooperation. Report of the Secretary-General. URL: https://undocs.org/A/74/821 (дата обращения: 11.07.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
Spisok literatury:
[1] Bol'shoy entsiklopedicheskiy elektronnyy slovarV URL: http://slovonline.ru/slovar_ctc/b-11/ id-31419/kultura.html (data obrashcheniya 30.08.2021).
[2] Vostryakov L.Ye. Kul'turnaya politika: kont-septsii, ponyatiya, modeli // Materialy seminara «Kul'tura na granitsakh». M.: Yasnaya Polyana, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics 80.html (data obrashcheniya: 26.07.2021).
[3] Zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. № 3612-I «Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture» (red. ot 30.04.2021) // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - № 46. - St. 2615; SZ RF. - 2021. - № 18.
- St. 3058; Zakon RF ot 15 aprelya 1993 g. № 4804-I «O vyvoze i vvoze kul'turnykh tsennostey» // Vedomosti SND i VS RF. - 1993. - № 20. - St. 718; SZ RF. 2020. № 50 (ch. III). - St. 8074.
[4] Manokhin V.M. Organy gosudarstvennogo upravleniya (voprosy formirovaniya). - Saratov, 1962.
- S. 25 - 43; Konin N.M. Administrativnoye pravo Rossii: uchebno-metodicheskiy kompleks. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2006. - S. 73 - 86.
[5] Matarasso F., Lendri CH. Kak uderzhat' ravnovesiye? Dvadtsat' odna strategicheskaya dilemma kul'turnoy politiki // Kul'turnaya politika v Yevrope: vybor strategii i oriyentiry. - M.: Izd. «Libe-reya», 2002. - S. 126 - 127.
[6] Pozharskiy D.V. Kul'tura kak sfera prilozheniya okhranitel'noy funktsii gosudarstva: dial-ektika tseley i predelov // Vestnik Vladimirskogo yurid-icheskogo instituta. -2011. - № 3 (20). - S. 115.
[7] Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20 iyulya 2011 g. № 590 «O Ministerstve kul'tury Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. - 2011. - № 31. - St. 4758; 2021. - № 29. - St. 5661.
[8] Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov. - M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004. - S. 571.
[9] Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» // SZ RF. - 2014. - № 52 (ch. I). - St. 7753.
[10] Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 6 noyabrya 2020 g. № 4-FKZ «O Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. - 2020. - № 45. - St. 7061.
[11] Khartiya o sokhranenii tsifrovogo naslediya (prinyata 15 oktyabrya 2003 goda). URL: https://www. un.org/ru/ documents/decl_ conv/conventions/digi-tal_heritage_charter.shtml (data obrashcheniya: 11.07.2021); Road Map for Digital Cooperation: Implementation of the Recommendations of the HighLevel Panel on Digital Cooperation. Report of the Secretary-General. URL: https://undocs.org/A/74/821 (data obrashcheniya: 11.07.2021).