Научная статья на тему 'Страны Совета сотрудничества арабских государств персидского залива в сирийском конфликте: интересы и цели, роль, степень участия'

Страны Совета сотрудничества арабских государств персидского залива в сирийском конфликте: интересы и цели, роль, степень участия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
669
52
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страны Совета сотрудничества арабских государств персидского залива в сирийском конфликте: интересы и цели, роль, степень участия»

но и от экономического сотрудничества, к сожалению, сокращающегося в последние годы. Это происходит вопреки логике двусторонних отношений и имеющимся у Тегерана и Москвы возможностям направить данный процесс во взаимовыгодное русло. Очевидно, что описанное положение необходимо исправлять при новом иранском президенте, тем более что ядерная энергетика является самым перспективным направлением двустороннего взаимодействия.

«Москва», М, 2013 г., № 11, с. 159-171.

П. Малышев,

политолог (СПбГУ)

СТРАНЫ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ: ИНТЕРЕСЫ И ЦЕЛИ, РОЛЬ, СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ

Сирийский конфликт, переросший в полномасштабную гражданскую войну и давно вышедший за рамки региональной проблемы, уже долгое время приковывает к себе внимание ключевых игроков на мировой политической арене. Протестное движение в Сирии оформилось к марту 2011 г. и поначалу носило ненасильственный характер - люди на улицах требовали немедленных политических реформ и социальной справедливости, что было далеко не ново в условиях «арабской весны». Президент Башар Асад, обладавший реальной политической поддержкой среди большой части населения, тем не менее не стал открещиваться от реформ, поступил мудро и попытался «возглавить восстание», предложив политическую амнистию, перестановки в правительстве, снятие чрезвычайного режима. Несмотря на очевидное желание властей идти на уступки, в короткие сроки сирийский протест перерос в полномасштабную гражданскую войну с многочисленными жертвами среди мирного населения и реальной угрозой повторения «ливийского сценария». Эксперты справедливо отмечают, что определенную ответственность за кровопролитие несут консервативные круги сирийской политической элиты, пытавшиеся решить проблему с позиции силы вопреки президентскому слову. Тем не менее очевидно, что изначально в сирийских протестах большую роль играл внешний фактор, а страна стала заложницей политических интриг в борьбе за региональное влияние.

Сирийская проблема, в первую очередь, является ключом к решению «иранского вопроса» и поэтому представляет немалый интерес для ряда государств, прямо или косвенно заинтересованных в усилении своих позиций на Ближнем Востоке. В их число входит группа арабских стран, в литературе и СМИ обозначаемых обычно в качестве «стран-заливников» или же «монархий персидского залива» - это Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Кувейт. С 1981 г. группировка «заливников» получила свое институциональное оформление в виде Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Этот региональный блок (исключительно военно-политического характера по своей сути) был задуман в качестве ключевого инструмента для реализации политики суннитских монархий на Ближнем Востоке и продвижения их идей в Лиге арабских государств.

Взаимоотношения стран ССАГПЗ с Сирией всегда имели неоднозначный характер. С приходом к власти Башара Асада Сирия постаралась изменить вектор отношений со странами Залива и перейти к сотрудничеству по ряду наиболее важных вопросов. Начался активный обмен государственными визитами, с мертвой точки сдвинулся ливанский вопрос, при турецко-катарском посредничестве инициированы непрямые переговоры Сирии с Израилем касательно возвращения Дамаску оккупированных Го-ланских высот, возобновлен переговорный процесс по примирению ФАТХа с ХАМАСом. Камнем преткновения в развитии сотрудничества Сирии с ССАГПЗ стало убийство бывшего ливанского премьера Р. Харири, вылившееся в международный скандал с обвинениями в адрес сирийского правительства и существенно осложнившее ситуацию. Показательно, что, не дожидаясь решения Международного трибунала по этому делу, аравийские монархи сами предприняли активные шаги по «реанимированию» политического диалога с Дамаском, которые выразились в конкретных дипломатических действиях - возобновлении государственных визитов, официальных заявлениях о примирении и т.д. Помимо всего прочего, «заливники» выступили в качестве ключевых спонсоров в ряде строительных проектов в Сирии и вложили многомиллиардные инвестиции в бизнес и туристическую сферу. Очевидно, что до событий «арабской весны» в интересы ССАГПЗ определенно не входила смена режима в Сирии, так как это означало бы потерю всех политических и экономических дивидендов.

Кроме того, аравийские монархи, вероятно, также понимали: отстранение Сирии от участия в регулировании региональных

проблем и излишний политический прессинг лишь создадут дополнительные условия для более тесного сотрудничества режима Асада и ливанской «Хезболлы» с Ираном. Можно сказать, в отношениях с Сирией до 2011 г. страны ССАГПЗ выбирают метод «пряника». Ситуация меняется, как только все арабские страны по цепочке охватывают волнения - отношения обретают диаметрально противоположный характер. Фактически, арабские революции, справедливо называемые в некоторых источниках «арабским цунами», кардинальным образом перевернули стратегии ведущих игроков.

Дойдя до Сирии, «арабская весна» оказалась удобным политическим инструментом для ССАГПЗ и, прежде всего, его бесспорных лидеров - Катара и Саудовской Аравии, которым они не побрезговали воспользоваться. Именно они разворачивают мощную информационную кампанию, пользуясь своим ресурсом медийного влияния в арабском мире, а также открыто начинают призывать к военному вмешательству во внутренние дела Сирии с целью защиты мирного населения» и свержения «кровавого режима» Асада. В этом вопросе ведущую роль на себя берет Катар. По итогам встречи в Каире глава МИД Катара Хамад бен Джасем Аль Тани заявил: «Мы выступаем за то, чтобы сирийский кризис решался в рамках ЛАГ, но иностранное вмешательство тоже вполне вероятно» (Росбалт: Катар; ситуация в Сирии может потребовать иностранного вмешательства). 15 января эмир Катара Хамад бен Халифа аль Тани в интервью телеканалу CBS News открыто выступил за военное вмешательство арабских стран для прекращения гражданского конфликта в Сирии (Голос России: Эмир Катара предложил ввести войска в Сирию). Заявления Катара были поддержаны всеми членами Совета летом на саммите в Эр-Рияде. Возникает вопрос: ради чего «заливники» принимают решение действовать в отношении Сирии по ливийскому сценарию? Видится очевидным, что в случае с Сирией аравийские монархии ставят на карту свои питерские достижения, а также наносят себе существенный материальный ущерб в обмен на конкретные политические цели, которые, по их мнению, в состоянии оправдать потери.

В первую очередь, к таким целям относится ослабление шиитского Ирана, давнего соперника суннитских монархий в борьбе за региональное влияние. Как уже упоминалось выше, «сирийский вопрос» является составной частью иранской проблемы. Сохранение режима Асада в Сирии необходимо Ирану для обес-

печения интересов национальной безопасности. Сирия являлась давним союзником ИРИ - поддерживала ее в войне с Ираком 1980-1988 гг., осуществляла широкое военное сотрудничество. Так, например, Иран активно участвовал в модернизации сирийской армии, а в 2001 г. в ходе визита Башара Асада в Тегеран было объявлено о придании сотрудничеству двух стран «стратегического характера». В декабре 2006 г., во время визита Ахмадинежада в Дамаск и его встреч с руководителями САР, отрядами палестинского сопротивления, и представителями ливанской «Хезболлы» было решено образовать общий фронт борьбы с Израилем и его западными союзниками в регионе. В тугой узел связались отношения Сирии и Ирана по ливанской линии. Поддержка «Хезболлы» и ливанских шиитов необходима Ирану для создания антиизраильского стержня и противостояния силам, поддерживаемым сауди-тами. Сирия имеет огромное влияние на «Хезболлу» и в силу своего удобного географического положения может напрямую участвовать в ее поддержке. Таким образом, ливанская «Хезболла» становится еще одним важным фактором в сирийской игре, который также является ключом к контролю над Ливаном. При падении режима Асада, которого активно добиваются заливные монархии, Иран окажется перед лицом суннитского «пояса безопасности» в составе Египта, Турции, Иордании, обновленной Сирии и ССАГПЗ, а также потеряет часть своего влияния в Ливане. В этом случае баланс сил в регионе изменится не в его пользу, что, безусловно, поставит под удар развитие иранской ядерной программы, и оставит Иран один на один с враждебно настроенными силами. Изоляция Ирана при помощи выведения из-под его влияния Сирии отныне возможна только с победой повстанческих сил, и переходом САР в пресловутый пояс безопасности «заливников».

Тесная связь правительства Асада с «Хезболлой» и его прямое участие в политической жизни Ливана является еще одним краеугольным камнем в отношениях Сирии с монархиями Персидского залива. Асад активно вмешивается в процесс формирования ливанского правительства, большинство мест в котором отводится представителям просирийских сил во главе с «Хезболлой», а суннитская верхушка во главе с Саадом Харири, поддерживаемая Саудовской Аравией и Катаром, находится в оппозиции. Убийство Харири-старшего в феврале 2005 г. привело к «кедровой революции», связанной с выводом сирийских войск из Ливана и долгим политическим кризисом. С того времени Ливан стал площадкой борьбы за власть и популярным местом для соревнования спец-

служб. На сегодняшний день «Хезболла» является единственной действительно мощной военной силой в Ливане и, что важно отметить, вписывает его в «шиитский треугольник» возглавляемый Ираном. Выключение Сирии из этого треугольника существенно облегчит «заливникам» процесс обретения контроля над следующей вершиной - Ливаном. Все предпосылки к этому уже созданы, раскручивается кампания по давлению на шиитскую общину, а оппозиционные силы консолидируются. Со сменой режима в Сирии позиции «Хезболлы» заметно пошатнутся, потеряв большую часть политического и финансового прикрытия, что, безусловно, необходимо странам ССАГПЗ и их «западным друзьям».

Если ключевые интересы «заливников» в сирийском конфликте вполне понятны, возникает резонный вопрос о средствах, к которым они прибегают для их осуществления. С учетом того, что вооруженное вмешательство не было санкционировано на уровне ООН, информационная война с использованием медиа-ресурса, а также дипломатическое давление становятся наиболее важными факторами в достижении целей Совета Информационная пропаганда активно осуществляется двумя крупными телеканалами - «Аль-Джазира» и «Аль-Арабийя». Финансируемая Катаром «Аль-Джазира» обрела свою известность в качестве отличной пропагандистской машины уже давно, в период арабских революций в особенности. Во время освещения сирийского конфликта «Аль-Джазира» прославилась многочисленными постановочными роликами, активным вбросом непроверенной и заведомо ложной информации, а также новостными небылицами вроде «убийства высшего руководства Сирии». Телеканал «Аль-Арабийя», созданный и спонсируемый саудовцами, не отстает в этом плане. Особую известность, к примеру, получили абсурдные сообщения о масштабных учениях на территории Сирии с участием России, Китая и Ирана, а также драматическое освещение бегства сирийского генерала Тласа, давнего сподвижника Хафеза Асада, которое было представлено в качестве фактической сдачи всего высшего руководства сирийской армии.

Поступок Тласа действительно стал довольно громким событием, которое освещали многие мировые СМИ. Летом 2012 г., выступая с речью на «Аль-Джазире», Тлас «как один из сыновей Сирийской арабской армии» призвал граждан своей страны «объединиться для построения свободной и демократической Сирии», а также обратился к «честным солдатам» переходить на сторону повстанцев. Примечательно, что генерал после своего бегства по-

сетил Саудовскую Аравию и встречался там с королем Абдаллой, заверяя последнего, что в случае падения режима Асада Сирия будет развиваться по саудовскому проекту.

В действительности, активная помощь повстанцам со стороны КСА давно не является тайной - участие саудовцев в деятельности Сирийского национального совета и повстанческой армии не ограничивается информационной и политической поддержкой. Главным фактором является именно поставка вооружения и боевиков. Огромные потоки оружия проходят через турецкую и ливанскую территории, также осуществляется контрабанда из Иордании и Ирака. Вместе с оружием в Сирию беспрепятственно проникают вооруженные группы, как правило, это иностранные наемные боевые отряды джихадистского толка, формируемые, по большей части, суннитами. С недавнего времени эти силы стали называться Свободной Сирийской Армией (ССА), которая составляет костяк повстанческих сил и является наиболее грозным оружием в их руках. ССА довольно разнородна по своему составу, тем не менее, известие, что подготовку боевиков осуществляют центры, созданные ранее на территории Иордании и Турции при поддержке США и финансировании Саудовской Аравии и Катара. Помимо всего прочего, активно ведется работа саудовских и ка-тарских спецслужб в сотрудничестве с ЦРУ и западными разведками. Первичной задачей для них является разложение правящей элиты и армии Сирии, разведки и контрразведки, налаживание каналов по поставке вооружений из стран НАТО.

Очевидно, что с отсутствием прямого иностранного вмешательства, санкционированного ООН, конфликт в Сирии серьезно затягивается. Тем не менее в дипломатической сфере давление на правительство Асада в последнее время резко возросло. Не последнюю роль в этом сыграли именно страны ССАГПЗ. Крупное событие политического значения имело место в Дохе (что, кстати, также показательно и указывает напрямую на его организаторов) - с 5 по 9 ноября 2012 г. там проходили переговоры по поводу объединения сирийской оппозиции. Сирийский национальный совет (СНС), ранее признанный странами Залива и частично Лигой арабских государств (в которой сейчас, несомненно, лидерство «заливников») объединил вокруг себя другие оппозиционные силы в СНК (Сирийскую национальную коалицию), на основе которой позже планируется создать правительство «новой Сирии».

Генсек ССАГПЗ Абдул Латиф аль-Зайяни выступил с заявлением, что государства, входящие в данную ассоциацию, объявляют о признании «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил» в качестве законного представителя «братского сирийского народа». В заявлении также говорится, что ССАГПЗ с нетерпением ждет аналогичного признания от других арабских стран и от мирового сообщества. Вслед за «заливника-ми» СНК признали члены ЛАГ, за исключением Ирака, Алжира и, конечно же, Ливана. Далее последовали официальные одобрения Вашингтона, Лондона, Берлина и Парижа.

Фактически, благодаря инициативе заливных монархий, чаша весов в сирийском конфликте медленно склоняется в сторону оппозиции - политическое прикрытие и признание Коалиции теперь обеспечено, поставки вооружений не прекращаются, а спонсорская помощь только увеличивается. Тем не менее, говоря о единстве «заливников» по этому вопросу, следует отметить, что среди «аравийской шестерки» не все государства одинаковым образом участвуют в решении сирийского кризиса. Наиболее сдержанной риторикой по отношению к Сирии характеризуется Оман и Бахрейн, так или иначе, затронутые арабскими революциями. Кувейт, в свою очередь, слишком занят собственными политическими проблемами, связанными с проходящими в стране выборами, к тому же находится в прямой зависимости от Саудовской Аравии, осуществляющей гарантии его безопасности наряду с США в отношениях с соседним Ираком.

К слову сказать, в Совете три вышеперечисленные страны почти всегда занимают ведомую позицию, если только принятие решения напрямую не противоречит их интересам. Говоря об ОАЭ и Бахрейне, важно отметить, что их интересы в Сирии могут быть подкреплены именно противоиранской направленностью. Отношения Бахрейна с Ираном усугубляются участившимися претензиями Исламской республики на королевство как на свою утраченную «четырнадцатую провинцию». Кроме того, очевидно участие Ирана в организации и поддержке протестов шиитов против существующей в Бахрейне власти в рамках «арабской весны», что только усилило антагонистические настроения в суннитском руководстве страны. ОАЭ, в свою очередь, заинтересованы в разрешении в свою пользу конфликта с Ираном за спорные острова в Персидском заливе, который длится уже без малого 40 лет и представляет собой объект для нападок Исламской республики.

Нет сомнения в том, что уровень политико-дипломатической активности стран ССАГПЗ на сирийском направлении больше все-таки зависит от финансовых возможностей каждого из государств Совета, а в этом отношении лидерами, безусловно, являются Катар и КСА, которые задают тон позиции всего блока. В действительности, эти два государства серьезно конкурируют между собой за место лидера в Совете, а в перспективе - и во всем арабском мире. На данный момент интересы на арабском Ближнем Востоке во многом совпадают, и точкой соприкосновения является именно сирийская проблема, в качестве ключа к гегемонии в арабском мире. Если планам ССАГПЗ под предводительством Катара и КСА суждено сбыться, и режим Асада падет, то можно будет говорить о том, что «заливная система безопасности» выйдет на новый уровень. Это приблизит Совет к реализации его смелых интеграционных планов и усилит его положение в противостоянии шиитскому Ирану, в перспективе вовлекая в противостояние с Турцией, которой также не чужды идеи господства на Ближнем Востоке.

«Россия в глобальном мире», СПб., 2013 г., № 1, с. 36-45.

Е. Красникова, политолог (РУДН, МИД РФ) О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМА В КОРОЛЕВСТВЕ ИСПАНИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Анализ некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров, позволяет оценить роль, которую арабо-мусульман-кий мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств. Богатая культура, духовный опыт мусульманского мира оказал огромное влияние на историю развития европейского общества. В основе большинства традиций, обычаев, языковых и гастрономических особенностей, которые многие европейские страны сегодня называют «традиционно своими», лежит именно религиозно-этническое и духовное многообразие ислама, принесенного с собой мусульманами с Востока на европейский континент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.