Научная статья на тему 'Страны Прибалтики в контексте сценария возможного распада Евросоюза'

Страны Прибалтики в контексте сценария возможного распада Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЛИТВА / ЛАТВИЯ / ЭСТОНИЯ / СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО / BREXIT / EUROPEAN UNION / LITHUANIA / LATVIA / ESTONIA / UNITED KINGDOM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранчик Ю.

В статье автор прогнозирует последствия потенциального распада Евросоюза для Латвии, Литвы и Эстонии. Анализируя современную структуру экономики прибалтийских стран и их основные уязвимые точки, автор формулирует ключевые факторы, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALTIC STATES IN THE CONTEXT OF THE SCENARIO THE POSSIBLE DISINTEGRATION OF THE EUROPEAN UNION

In the article the author predicts the consequences of the potential collapse of the European Union for Latvia, Lithuania and Estonia. Analyzing the modern structure of the economy of the Baltic States and their main vulnerabilities, the author formulates the key factors that fundamentally affect the further development of events.

Текст научной работы на тему «Страны Прибалтики в контексте сценария возможного распада Евросоюза»

УДК 327

Ю. БАРАНЧИК,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института стран СНГ

Ключевые слова:

Европейский Союз, Литва, Латвия, Эстония, Соединенное Королевство, Brexit

YU. BARANCHIK,

candidate of philosophy, senior researcher at the Institute of CIS countries

Key words:

European Union, Lithuania, Latvia, Estonia, United Kingdom, Brexit

СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ В КОНТЕКСТЕ СЦЕНАРИЯ ВОЗМОЖНОГО РАСПАДА ЕВРОСОЮЗА

В статье автор прогнозирует последствия потенциального распада Евросоюза для Латвии, Литвы и Эстонии. Анализируя современную структуру экономики прибалтийских стран и их основные уязвимые точки, автор формулирует ключевые факторы, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие событий.

THE BALTIC STATES IN THE CONTEXT OF THE SCENARIO THE POSSIBLE DISINTEGRATION OF THE EUROPEAN UNION

In the article the author predicts the consequences of the potential collapse of the European Union for Latvia, Lithuania and Estonia. Analyzing the modern structure of the economy of the Baltic States and their main vulnerabilities, the author formulates the key factors that fundamentally affect the further development of events.

Введение

По мере обострения внутреннего кризиса в СССР в общественном сознании прибалтийских республик сформировалась и окрепла так называемая «европейская мечта». Темпы

промышленного роста создаваемых как витрина социализма Литвы, Латвии и Эстонии заметно обгоняли аналогичный показатель РСФСР, создавая у местных национальных элит

ощущение превосходства, зачастую прямо игнорирующее объективную реальность.

Все заслуги в успехах они приписывали якобы присущим только местному населению особым положительным качествам (трудолюбию, бережливости, рациональности, предприимчивости), тогда как рост доли привлеченных трудовых ресурсов, в особенности инженерных кадров, из России и Белоруссии трактовался прямой угрозой национальной идентичности.

На этом фоне общее отставание в уровне потребительских расходов СССР от западных стран воспринималось подтверждением необходимости скорейшего ухода Прибалтики в Западную Европу. Широкая рекламно-информационная компания в период перестройки прямо указывала на гарантированный рост национального благосостояния сразу после того, как «успешные и трудолюбивые жители прибалтийских республик перестанут кормить Россию», что и легло в основу национальной идеи и концепции государственного строительства Латвии, Литвы и Эстонии.

Следует признать, сначала следование за «европейской мечтой» внешне себя оправдывало. В переходный период (начиная с момента публичного провозглашения курса на национальное самоопределение во второй половине 80-х гг. прошлого века и до объявления независимости в 1991 г.) заинтересованный в ускорении распада СССР Запад раздавал многочисленные обещания обширной финансовой помощи, часть из которых сразу после

провозглашения республиками независимости была реализована [1].

На фоне товарного дефицита в России прибалтийский регион, в особенности Литва и в меньшей степени Латвия, стали транзитным коридором потока европейских потребительских товаров в Россию и другие бывшие союзные республики, тем самым получив обширный источник дохода и стимул к развитию местного бизнеса.

Вместе с тем, сохранившаяся транспортная инфраструктура (в том числе, железнодорожная и портовая), в советское время построенная за счет госбюджета Союза ССР, оставалась безвариантным каналом российского промышленного и энергетического экспорта, также обеспечивавшего Прибалтику доходом, мало связанным с собственным внутренним производством.

Обслуживание товарного транзита, а также стремление местного зарождающегося банковского сектора превратиться в аналог Швейцарии за счет управления западными инвестициями в постсоветские республики, а также вытекающим из них «экспортным финансовым потоком» успешно маскировали процесс деградации собственной промышленности. Предприятия, выпускавшие некогда бренды советского периода, такие как телевизоры «Шилялис», микроавтобусы «РАФ» и ряд других, проигрывая конкуренцию мировым ТНК, закрывались, уступая в своих производственных корпусах место торговым центрам.

Вследствие этого объем местного промышленного производства сокращался, но дружное вступление

Латвии, Литвы и Эстонии в Евросоюз в 2004 г. [2] открыло доступ к фондам выравнивания ЕС, теоретически нацеленным на ускоренное формирование в границах Единой Европы одинакового уровня финансового благосостояния. Тем самым «отстающие» прибалты получили дополнительный источник финансирования из средств лидеров, в первую очередь, Германии, Бельгии, Франции, Соединенного Королевства, Австрии и Нидерландов.

Так сложилась парадоксальная ситуация: промышленный индекс падал, объем промышленного производства критично сокращался, доля промышленности в национальных ВВП заметно, в разы, снижалась, но при этом правительства республик рапортовали о высоких темпах роста национальных экономик, намеренно умалчивая о степени зависимости успеха от европейских дотаций.

Однако счастье оказалось не бесконечным. Весной 2018 г. страны-доноры пришли к выводу о необходимости прекращения финансирования Прибалтики и Восточной Европы [3]. Причин тому было две. Во-первых, об-

щий кризис экономики ЕС, ставший окончательно очевидным после 2014 г. Во-вторых, резкий рост требований получения аналогичной помощи со стороны ряда государств-должников Южной Европы (например, Греции, Испании и Португалии).

Если некоторое время потом вопрос еще сохранял высокую степень неопределенности, то итоги референдума по выходу Великобритании из Европейского союза [4] внесли окончательную ясность. Лондон уходит, тем самым автоматически создавая критичный (до 20%) дефицит в доходной части фондов выравнивания ЕС, компенсировать который никто из оставшихся стран категорически не желает.

Тем самым перед Литвой, Латвией и Эстонией складывается перспектива лишения внешней поддержки, масштаб которой для их экономик является критичным. Следовательно, возникает необходимость анализа ее возможных последствий, как на внутренние процессы в Прибалтике, так и на их связь с глобальными геополитическими тенденциями в целом.

Современная структура экономики прибалтийских стран

На первый взгляд, особенно по статистическим показателям, приводимым в прибалтийских и откровенно прозападных источниках, за 27 лет после «развода с СССР» Прибалтика добилась однозначного успеха. В 1996 г., по данным МВФ, ВВП на душу населения в Польше составил 4058 долл. США, в России - 2843, в Латвии — 2413, в Литве — 2328, в

Эстонии — 3329, в Белоруссии — 1423, на Украине — 914.

Через восемь лет, в 2004 г., этот показатель в Эстонии вырос в 2,65 раза, на треть превзойдя аналогичный уровень Польши. А в целом по Прибалтике ВВП на душу населения достиг 7282 долл. США, тогда как у Польши он оказался 6643, у России — 2370, у Украины — 1427.

По итогам 2016 г. в Литве и Латвии он перевалил за 14 тыс. долл. на человека, а в Эстонии достиг почти фантастических 17896, что почти в 2 раза выше российского, в 3 раза — белорусского и в 8,7 раза выше украинского [5].

Однако при обращении к исходным данным картина сильным образом меняется. На примере динамики ВВП Литвы за 2005-2015 гг. видно, что бурный рост с темпами в 6,42% (2005), потом 8,61% (2006) и даже 24,39% (2007 г.) закончился вместе с вхождением мировой экономики в системный кризис 2008-2009 гг., последствия которого для Прибалтики оказались фатальными. По итогам 2015 г. литовский ВВП оказался лишь на 11,3% выше показателя 2005 г. [6].

Следовательно, фактически итоговые темпы роста составили менее 1% в год, что в официальной экономической науке считается однозначным признаком отсутствия развития как такового. Для сравнения, номинальный ВВП России в 2005 г. составил 764 млрд долл., а к 2015 г. он вырос до 1325 млрд, то есть увеличился в 1,73 раза. За тот же период Белоруссия нарастила свою экономику в 1,81 раза, Польша — 1,55 раза, Германия — в 1,17 раза.

Важно отметить, что на эффекте низкой стартовой базы страны с изначально меньшей экономикой росли несколько быстрее мощных промыш-ленно развитых государств, фактически формировавших рынок. Однако даже с учетом этого факта итоги Литвы оказались далеки от успешных.

Впрочем, не только Литвы. Хотя формально за десять лет (с 2005 по

2015 гг.) номинальный ВВП Латвии поднялся с 16,9 до 27 млрд долл., а Эстонии с 14 до 22,6 млрд, ценой этого роста оказалась полная деградация структуры их национальных экономик. Традиционно высокая в советское время (от 33 до 38%) доля сельского хозяйства в прибалтийских странах уже к 2015 г. сократилась фактически на порядок, до 3,6% в среднем по региону.

В той же Латвии уже к концу 2009 г. главной отраслью, формирующей хребет национальной экономики и создающей 77% совокупной национальной прибавочной стоимости, стали услуги. Вместо выпуска сложной электроники, подвижного и тягового состава для железнодорожного транспорта, знаменитых на огромный Союз микроавтобусов и другой промышленной продукции Латвия стала специализироваться исключительно на торговле, транзитной логистике, финансовых операциях и операциях с недвижимостью, образовании, здравоохранении и туризме. Еще 6,5% обеспечивало строительство, также ужавшееся вдвое по сравнению с советским периодом. Но даже в таком виде оно оказалось вдвое больше всего промышленного производства страны [7].

Иными словами, из серьезного, учитывая масштаб своего населения, промышленного производителя Латвия фактически превратилась в недорогую гостиницу на обочине транзитного шоссе между Россией и Западной Европой, куда иностранцы заезжали для того, чтобы дешевле, чем в остальном Евросоюзе, полечить себе зубы (почти 40% дохода от экспорта

медицинских услуг страны), получить услуги окулиста, в том числе с изготовлением очков (до 27%) и пройти общее медицинское обследование (до 22%). Однако компенсировать былое промышленное величие туристы, пусть и состоятельные, не могли.

Долгое время Прибалтика относительно успешно эксплуатировала свой традиционный статус торгового пути между Европой и Азией (под которой у прибалтов стало модным воспринимать Россию). К примеру, в середине 90-х гг. Прибалтика занимала ключевое место по объему нефтяного транзита России на Запад. Ведущая роль в нем принадлежала Латвии, через порты Риги и Вентспилса ежегодно перекачивавшей более 30 млн тонн черного золота, обеспечивавшего свыше 10% доходной части бюджета страны. Стоит вспомнить, что единственный советский западный нефтепровод (северный участок нефтепровода «Дружба») шел как раз в Вентспилс [8].

Однако недальновидная и откровенно непоследовательная политика руководства стран Прибалтики привела к критичному охлаждению деловых и политических отношений с Россией. Власти Вильнюса, Риги и Таллина убедили себя в вечности своего доминирующего положения на ключевой логистической магистрали РФ, эксплуатировать которое можно без негативных для себя последствий по той причине, что Москве просто некуда будет деться.

К настоящему моменту их ошибка стала не только очевидной, но и неисправимой. Ведущие российские

экспортеры, в первую очередь, сырьевые, начали масштабно переориентироваться на новые грузовые порты в Ленинградской области. Если, например, «Транснефть» в 2015 г. через Латвию поставляла на экспорт уже только 9 млн тонн нефтепродуктов, то в 2016 г. их объем был снижен до 5 млн, а к концу 2018 г. прекратился практически полностью.

Важно отметить, что откровенно агрессивное и явно недобрососедское поведение стран Прибалтики распространяется не только на Россию, как якобы главную виновницу всех ее бед, включая исторические, за которые Россия обязана выплатить компенсацию, но и на другие страны, которые лидеры Запада назначают «главными врагами демократии». Так, в частности, в марте 2012 г. Рига поддержала американские и западноевропейские санкции против бизнесменов, близких к президенту Республики Беларусь А. Лукашенко, даже несмотря на то, что Белоруссия является вторым, после РФ, ключевым транзитным партнером, обеспечивающим Латвии до 3 млрд долл. транзитных доходов ежегодно.

Долгое время прибалтийская элита видела результат своего членства в ЕС только в радужных цветах. Открытый и свободный от таможенных ограничений доступ к богатому внутреннему потребительскому рынку Евросоюза якобы гарантированно обеспечит многократный рост экспортного дохода. С другой стороны, присоединение к общей экономике ЕС привлечет многочисленных инвесторов, которые принесут с собой деньги и технологии,

необходимые для дальнейшего развития местной экономики в обмен на более дешевую, чем в остальной Европе, но квалифицированную рабочую силу.

Реальная действительность оказалась иной. Дешевую рабочую силу Запад действительно взял с удовольствием: за 27 лет численность населения региона сократилась более чем на треть, а ряд районов вообще практически обезлюдел. Пользуясь открытостью границ, свыше 2,2 млн латышей, литовцев и эстонцев уехали в более богатые страны Запада. Абсолютное большинство из них — навсегда, то есть без планов когда-либо вернуться.

Важно понимать, что большинство мигрантов относятся к относительно молодой части населения (от 19 до 40 лет), что уже создало неумолимо надвигающуюся демографическую катастрофу. Масштабная трудовая

миграция грозит обернуться общим падением рождаемости, выходом к 2030—2035 гг. на критичный половозрастной перекос, означающий абсолютную неизбежность кризиса сначала пенсионной, а потом и всей системы социального обеспечения.

Статистически прогнозы показывают, что концу 30-х гг. текущего века на одного работающего в Прибалтике станет приходиться больше трех пенсионеров. Не то что достойно содержать, но даже хотя бы сносно прокормить их он не сможет. А сокращение количества работающих, вместе со снижением объемов транзитных доходов, неизбежно обернется критичным сжатием доходной части национальных бюджетов, тем самым ставя под сомнение общую способность государств исполнять свою социальную функцию.

Ключевые точки уязвимости

На данный момент сложившаяся в Прибалтике экономическая модель основана на сочетании четырех факторов роста.

От 14 до 22% доходы Литвы, Латвии и Эстонии формируются за счет прямых дотаций из фондов выравнивания ЕС. Например, доходная часть государственного бюджета Латвии за 2017 г. составила 8 млрд евро, из которых более 1,2 млрд формировалось иностранными дотациями. Впрочем, наибольшая доля из 3,5 млрд евро ежегодной финансовой помощи Евросоюза (от 1,6 до 1,9 млрд) приходится на Литву.

Результат обусловливается механизмом формирования размера

брюссельских платежей, формула расчета которых непосредственным образом привязана к численности населения и среднедушевому доходу, а также показателю ВВП на душу населения каждой отдельной страны. Являясь самой крупной по численности населения (официально 2,79 млн человек на сентябрь 2018 г.) страной Прибалтики, Литва получает заметное преимущество перед Латвией (2,1 млн) и Эстонией (1,32 млн). Таким образом, имея средние по Прибалтике экономические показатели, в пересчете на душу населения, Вильнюс оказывается наиболее нуждающимся в помощи. А так как она в Брюсселе также начис-

ляется «на человека», то в результате Литва оказывается самым крупным ее получателем. Тем самым формируя за ее счет и наибольшую в регионе долю доходной части национального бюджета [9].

Еще не менее 18—22% дохода в Прибалтике создается косвенным образом, благодаря реализации финансируемых Еврокомиссией инфраструктурных проектов, в подавляющем большинстве связанных с реконструкцией дорожной сети, мостов, виадуков, противопаводковых и мелиоративных сооружений, а также общественных зданий, включая вокзалы. Формально эта цифра маскируется под рост собственной строительной отрасли, чудесным образом создающей от 9,6 до 11,4% местных ВВП. Однако при этом умалчивается, что работу строителей и создаваемый их трудом прибавочный продукт фактически оплачивают не местные заказчики, а напрямую Брюссель из средств, собираемых с богатых государств ЕС. Точно также грузоперевозки, обслуживающие стройки, а значит, существующие только благодаря наличию дотаций на строительство, прибалтийская статистика также старается зачислять как собственный успех местного транспорта [9].

Третьим по значимости является экспорт. Как бы такое ни выглядело удивительно, однако статистически не имеющие никаких существенных сырьевых запасов пятую часть национального дохода прибалтийские республики получают благодаря чистому экспорту. Из которого треть формируется продажей за рубеж медицинских услуг, еще треть — образовательных,

и на остальные 40% — собственного сырья.

Первые два слагаемых обусловлены возможностью прямого ценового демпинга в указанных областях. Для справки: самая дешевая процедура по лечению корней зуба обходится в Эстонии в 37—38 евро, в Латвии в 15—65 евро, в Литве — в 20—22 евро. Тогда как в Германии ее стоимость не опускается ниже 97—110 евро [10].

Учитывая единое для граждан ЕС внутреннее пространство, позволяющее легко перемещаться без виз, а также общие для европейцев идентификационные документы, в Прибалтике сформировалась возможность конвертировать низкие зарплаты и прочие издержки в ценовое преимущество в конечной стоимости услуги, оправдывающее даже расходы на дорогу. Отчасти они поддерживают въездной туризм, так как ряд обследований и даже несложных операций, остается для туриста рентабельным даже в случае необходимости задержаться в местном отеле на 1—2 суток [11].

Аналогичным образом зарабатывают местные университеты, сохраняющие статус ведущих в Европе или, по крайней мере, старейших. В частности, Вильнюсский университет козыряет своим основанием в 1579 г. и нахождением в группе 481—490 лучших университетов мира. Это, конечно, не Т0П-20 и даже не ТОП-100, однако достаточно высокий показатель, учитывая два фактора. Во-первых, потому что он является единственным прибалтийским университетом, вообще сумевшим попасть в указанный рейтинг. Во-вторых,

потому что стоимость образования в нем вдвое ниже расходов на получение аналогичного диплома в Соединенном Королевстве, Франции, Германии, Австрии или Бельгии. Тогда как на всей территории ЕС диплом обладает абсолютно равными правами [12]. На фоне общей дороговизны получения высшего образования в Европе такая «экспортная услуга» в целом пользуется неплохим спросом.

Интересен и по-своему примечателен новый сырьевой экспорт. Во времена СССР, а также первые годы после его распада под экспортом местного сырья, ввиду отсутствия сколько-нибудь существенных его местных залежей (кроме разве что некоторого количества торфа), подразумевалось химическое сырье для других видов промышленности. Например, лакокрасочной на базе нефтехимии. Но по мере разрыва экономических связей с Россией, традиционно поставлявшей исходную нефть, эти отрасли естественным образом закрылись, не выдержав конкуренции с европейскими транснациональными корпорациями. Зато опять возродились деревообрабатывающая промышленность. Из местного сырья на экспорт выпускаются пиломатериалы, полуфабрикаты для мебельного производства, в частности мебельный щит и топливные пеллеты из отходов производства.

Отдельно следует отметить производство продовольствия, в особенности молочных продуктов, для которых российский рынок являлся главным направлением сбыта. Однако в результате развязанной Соединенными Штатами и поддержанной ЕС войны

санкций с Россией, к примеру, одна только Литва одномоментно лишилась сбыта 18 тыс. тонн сыра на сумму свыше 90 млн долл. в год. А общие потери трех стран Прибалтики достигли без малого 0,5 млрд долл. ежегодно, что чрезвычайно сильно сказалось на сельскохозяйственной отрасли в целом. Выбывшие рынки сбыта не удалось компенсировать до сих пор [14].

Тем не менее, не имея других вариантов стимулирования занятости, местные власти продолжают попытки поддерживать и даже развивать сельское хозяйство. В том числе, выбивая на эти цели дотации ЕС. В частности, активно рекламируя фермерство как образ жизни и экологически чистые технологии сельхозпроизводства как перспективную и даже якобы высокомаржинальную (по крайней мере, в богатой Западной Европе) нишу.

С 2012—2014 гг. важным источником национального дохода стали переводы родственникам граждан Прибалтики, работающих за рубежом. Например, за 2014 г. по официальным данным (то есть на основе платежей, проведенных через латвийские банки) таким образом в Латвию поступило 704 млн евро или 2,2% ВВП [15].

Формально эта цифра с течением времени якобы имеет тенденцию к снижению. В 2015 их насчитали уже только 667 млн, в 2016 — 615 млн., в 2017 — 570 млн евро. Однако происходящее является следствием попытки латвийского государства обложить переводы налогом как на обычный коммерческий доход. В результате плательщики просто перестают пользоваться услугами латышских банков

и переходят на обслуживание в зарубежных, передавая оставшимся дома родственникам банковские карточки, движение средств по которым местная фискальная система не отслеживает.

Учитывая рост количества прибалтов, живущих и работающих

за рубежом, в частности, на рыбоконсервных заводах в Шотландии, объем переводов не просто растет, для оставшихся дома родственников он становится основным и часто единственным источником средств к существованию.

Влияние «Северного потока-2»

Говоря о складывающихся уязви-мостях прибалтийской политико-экономической модели, нельзя обойти стороной традиционно острый вопрос российского газового экспорта в Европу.

На протяжении 2009—2011 гг. идея обзавестись собственным СПГ-тер-миналом будоражила умы прибалтийских элит как ввиду возможности зримой реализации успешности геополитического противостояния с Россией, так и перспективой превращения географических задворок Европы в коммерчески успешный газовый хаб, способный обеспечить не только собственные потребности, но и удовлетворить запросы в голубом топливе других стран Восточной Европы вплоть до побережья Черного моря.

При расчетном объеме рыночного спроса на уровне порядка 10 млн тонн СПГ в год это сулило возможность застолбить себе некоторую (как ожидалось — значительную) долю от общей суммы годовых продаж в 4 млрд долл. Даже если рентабельность спекуляции на норвежском газе достигнет хотя бы 20%, ожидаемая прибыль может достигнуть 1,9-2% ВВП такого государства, как, например, Литва.

Потому литовцы оказались первыми, кто сумел реализовать идею на практике, запустив в порту Клайпеды собственный СПГ-терминал Independence. Весь объем рынка он переварить не мог, однако из его годовой пропускной способности в 2,7 млн тонн СПГ собственно Вильнюсу требовалось не более 25—30%. Остальное предполагалось с успехом перепродавать как соседним Польше, Латвии и Эстонии, так и далее по «северному коридору» в Юго-Восточную Европу [16].

Однако последующая практика показала, что расчеты Вильнюса не оправдались. Нельзя отрицать очевидное. Во-первых, явное ценовое превосходство трубопроводного газа над сжиженным. Во-вторых, еще на этапе подготовки проекта прогнозы указывали на перспективу падения объемов добычи газа в Норвегии, на 2012 г. фактически ставшей последней страной, добывающей его в промышленных масштабах в Северном море. Причем дебет скважин стабильно падал. А надежда с прибылью торговать американским СПГ явно противоречила показаниям калькулятора.

Некоторое время власти Литвы рассчитывали как-то вынудить Мо-

скву покупать «литовский» СПГ для обеспечения энергетических нужд Калининграда. Однако 8 января 2019 г. президент России В. Путин принял участие в церемонии ввода в эксплуатацию морского терминала по приему сжиженного природного газа в Калининградской области, полностью

закрывающего любые вопросы на тему потребности в его импорте [17].

Тем самым литовский Independence вместо коммерческой прибыли генерирует только убытки. Власти Литвы сейчас надеются найти способ обеспечить хотя бы 40% загрузки его мощностей.

Текущее состояние Евросоюза

«Европейская мечта» Прибалтики опиралась на императив несокрушимости огромного экономического превосходства Евросоюза как одного из крупнейших после США мировых потребительских рынков, встраивание в который обеспечит региону гарантированное долгосрочное процветание при одновременном сохранении политической субъектности и национальной независимости. Однако случившиеся на протяжении последнего десятилетия глобальные перемены поставили на грань кризиса и саму Западную Европу.

Являясь классической торговой цивилизацией, ЕС сам критично зависит от внешней торговли. По итогам 2017 г. ключевыми торговыми партнерами Евросоюза являлись: Китай (643 млрд долл. или 30,4% совокупного экспорта), США (32%), Швейцария (14%), Россия (11,62%) и Турция (8,2%).

Если смотреть по основным товарным группам, то становится очевидным стремление ЕС импортировать сырье и материалы с последующей перепродажей конечной продукции их переработки.

На 16,7% экспорт формируется товарной группой реакторы ядерные,

котлы, оборудование и механические устройства, их части. На 11,2% — средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава. На 8,54% — электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. На 7,93% — фармацевтическая продукция. На 7,01% — автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства. На 3,91% — летательные аппараты, космические аппараты, их части [18].

Системный кризис мировой экономики, вызванный исчерпанием свободных рынков, привел к обострению внутренней конкурентной борьбы, ведущей к разрушению единства некогда общего Запада. Проигрывающие торговое состязание США провозгласили стратегию «сделать Америку великой снова», вылившуюся в резкое обострение противостояния даже с бывшими партнерами и союзниками через закрытие доступа к своему внутреннему потребительскому рынку и развязывание всеобщей таможенной войны.

Для Западной Европы результат обернулся введением запретительных

дополнительных таможенных пошлин (до 20 и более процентов) на практически весь ее экспорт в США. Кроме того, администрация Д. Трампа закрывает доступ европейским компаниям и к другим оставшимся доходным рынкам. Например, объявив экономические санкции против любых европейских компаний, сотрудничающих с Ираном, Россией и в ряде случаев даже Китаем.

Тем самым Евросоюз лишается изрядной доли доходов, ранее обеспечивавших его собственный высокий экономический и потребительский уровень, делавший ЕС привлекательным для лимитрофов, вроде Прибалтики, и создававших средства на все ранее существовавшие программы «экономического выравнивания».

Как это всегда бывает, возникающий дефицит денег обострил внутренние организационные и даже геополитические проблемы ЕС. Анализ итогов двух этапов «выравнивания» показал общий провал идеи. Бедная периферия по-прежнему остается бедной, хотя на ее поддержание с каждым годом уходит все больше средств, остро необходимых для обеспечения высокого уровня жизни в самих странах-донорах. Тогда как все ценное и способное приносить доход там уже окончательно взято под контроль западноевропейского капитала, а возможные конкуренты, особенно промышленные, полностью купированы. Вследствие этого продолжение поддержания периферийных экономик политический и экономический смысл утрачивает, более того, становится помехой.

В своем нынешнем состоянии Прибалтика и так будет обеспечивать ЕС дешевой квалифицированной рабочей силой хотя бы по причине полного отсутствия любых других альтернатив. Местному населению просто больше негде работать. Даже создаваемые в прибалтийских странах новые стар-тапы (колл-центры, дата-центры, аут-сорс-программирование, дистанционная техподдержка и т.п.), по сути, с самого начала носят обслуживающий характер для европейского бизнеса благодаря возможностям интернета. Более того, миграция дешевых рабочих рук из Прибалтики начинает создавать проблемы социального характера в самих принимающих странах, вытесняя там местных работников не только в наименее оплачиваемых низкоуровневых сегментах, но и выдавливая квалифицированных специалистов среднего уровня.

Среди требований возникшего в конце 2018 г. во Франции протеста «желтых жилетов» числится запрет на допуск в страну иностранной рабочей силы. Пока он больше направлен против нелегальных мигрантов из Африки и стран Ближнего Востока, однако уже упоминаются и восточноевропейские рабочие.

Как и в вопросе финансирования «программ выравнивания», фатальные для ЕС и Прибалтики последствия уже имеет идущий процесс выхода Соединенного Королевства из Евросоюза. На протяжении полутора десятков лет СК, в частности, рыбоконсервные заводы в Шотландии, служило крупным каналом трудовой миграции прибалтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развод с ЕС не только грозит крушением собственной экономики Великобритании с падением до уровня Польши (11-я страна в Европе по размеру ВВП) [19], он неизбежно запустит цепочку экономических и политических процессов, способных оказаться фатальными для Общей Европы в целом.

Уже начавшееся бегство денег из Соединенного Королевства серьезно сузит в нем рынок труда, автоматически выталкивая домой всех «неграждан». Не только латышей, литовцев или эстонцев, но и, например, тех же поляков, численность которых на острове уже в 2017 г. превысила 1 млн чел. [20]

Последствия потенциального распада Евросоюза для Прибалтики

Все изложенное выше имеет самое непосредственное отношение к будущему Прибалтики. Многие процессы уже запущены, и их негативное воздействие опосредованно в течение времени скажется на экономическом положении прибалтийских государств.

Например, «ставшие лишними» поляки в Великобритании перспектив устроиться где-то еще фактически не имеют. Долгое время миграционные процессы носили взаимосвязанный волновой характер. По мере расширения размеров трудовой миграции польских граждан в более богатые страны Западной Европы, вроде Германии, Франции и СК, их места в собственной экономике постепенно занимали более дешевые работники из соседней Прибалтики. Если в ФРГ персонажем шуток и анекдотов являлся «польский сантехник», то в самой Польше «сантехник» уже стал литовским.

Схлопывание британского трудового рынка неизбежно приведет к возврату около миллиона человек домой в Польшу, где они автоматиче-

ски начнут выдавливать понаехавших соседей. В настоящий момент дело осложняется еще и тем, что самым неквалифицированным трудом в самой Польше сегодня уже широко заняты еще более дешевые работники с Украины.

В ближайшие 2—3 года следует ожидать вынужденного возврата в родные пенаты, по меньшей мере, от 10 до 15% общего населения Балтийского региона. Официально считается, что с безработицей там все обстоит неплохо. В Латвии, например, на 2017 г. она составила всего 8,7% экономически активного населения или 85,4 тыс. чел. [21], и это самый высокий показатель среди трех республик.

Однако возврат еще 20—25 тыс. человек, сейчас занятых в сфере обслуживания и строительства Великобритании и Ирландии, назад в Латвию, увеличит суммарный показатель минимум на четверть. К тому же без денежных переводов из-за рубежа останутся их родные и близкие, часть которых также живут только на присылаемые деньги, а значит им также потребуется работа.

Схожие проблемы испытывают Таллин и Вильнюс. В литовском посольстве в Лондоне численность работающих в стране соотечественников оценивают примерно в 200 тыс. чел. или 3,5% трудоспособного населения Литвы. Таким образом, общая безработица в Балтии имеет все шансы подскочить по меньшей мере на треть, а то и на 40% [22].

Далее реакция имеет основания стать цепной. Все эти люди не просто работали за границей. Они, во-первых, снижали нагрузку на социальные службы своей страны, во-вторых, поддерживали ее экономику своими переводами родным. В конечном счете, пересылаемыми им деньгами оплачивались покупки в магазинах, счета за коммунальные услуги, садики, занятия с детьми и формировалось множество других связанных сегментов рынка. Не станет денег, закончится и их работа, а значит, безработица вырастет еще больше, тогда

как налоговые поступления, наоборот, сократятся. Тем самым еще сильнее затягивается узел кризиса.

Положение усугубляется решением Еврокомиссии кардинально сократить объем фондов поддержки и решительно изменить направление их расходования. В бюджете ЕС на 2021—2027 гг. денег останется лишь 350 млрд евро (что на 32% меньше прежнего), и абсолютное их большинство пойдет на юг Европы, в первую очередь, в Испанию и Грецию.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и страны Прибалтики будут финансироваться по остаточному принципу. Варшава отстоять некоторую часть из былых 77 млрд евро (в сумме полученных за 2014—2020 гг.), вероятнее всего, сможет, тогда как все остальные почти наверняка нет. Тем самым Венгрия лишится 3,7 млрд евро ежегодной помощи, Словакия — 2,04 млрд. Для Литвы потеря 1,9 млрд означает минус 3,5% ее ВВП (за 2017 г.) или 22,4% доходной части бюджета [23].

Воздействие США и Польши на страны Прибалтики

Скорее всего, складывающимся положением непременно попытаются воспользоваться США и Польша. Обе страны заинтересованы в расширении и закреплении своего влияния в Прибалтике, хотя и по разным причинам. Вашингтону необходим инструмент давления на Россию, ЕС и Китай, Польше — усиление возможности влияния в Евросоюзе. Последнее, в случае успеха, повышает привлекательность Варшавы для Вашингтона в качестве проводника американской внешней политики в Европе, что должно

конвертироваться в американскую финансовую помощь.

Изложенная перспектива создает серьезные предпосылки к усилению попыток реализации польского геополитического проекта «Интермариум» [24], предполагавшего формирование собственной польской империи в пределах между границами России и Германии от Балтийского до Черного моря.

Несмотря на кажущуюся абсурдность идеи, в отдаленной перспективе она имеет существенные шансы на

успех, правда, в несколько более осовремененной форме.

Никакое повторении Речи По-сполитой с очередным порядковым номером ждать не приходится. А вот собрать и возглавить марш недовольных на Брюссель — вполне. У периферийных лимитрофов появился общий враг — экономически более успешные, потому и более богатые страны Западной Европы. В первую очередь, Германия, Франция и Бельгия с Нидерландами, которые имеют много денег, но не желают ими делиться по справедливости.

Каждый из лимитрофов по отдельности шансов восстановить справедливость не имеет практически никаких, тогда как в союзе с куда более сильной и политически куда более значительной Польшей такие шансы появляются. Тем более что «союз голодных» по количеству голосов в Европарламенте если не превосходит Германию с Францией, то практически равен любой из них по отдельности. А если учесть

собственные внутренние трения между Парижем и Берлином, шансы Варшавы повышаются до существенных.

Опираясь на них, Польская республика неизбежно станет пытаться заключить соглашение с Вашингтоном на занятие роли главного проводника американских геополитических и экономических интересов США в Европе, какую все послевоенные годы исполнял Лондон. Вгехк сделал это место вакантным.

Собственно, Варшава уже начала публичные торги с правящей элитой США, официально предложив выделить 2 млрд долл. собственных средств на обустройство постоянной американской военной базы на своей территории. Строго говоря, в Польше уже существует более полутора десятков различных тыловых объектов Пентагона и НАТО, однако все они носят лишь вспомогательный характер, тогда как сейчас поляки просят создать у них что-то столь же фундаментальное, как авиабаза Рамштайн в ФРГ.

Заключение

Резюмируя изложенное выше, следует констатировать формирование общего процесса, имеющего три ключевые точки, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие событий.

Первая из них уже конкретизировалась. Вгехй приобрел необратимый характер, а значит вся сложившаяся послевоенная геополитическая конструкция Европейского Союза будет разрушена. Однако пока неизвестны финальные условия, а значит и кон-

кретные финансовые и технические последствия влияния развода Соединенного Королевства с Евросоюзом на европейскую экономику.

Многое, если не все, становится зависимым от практической способности правящей политической элиты континентальной Европы сохранить и реорганизовать нынешний европейский интеграционный проект. Это требует восстановления высокого уровня геополитической субъектности, а значит, выхода из-под

подчинения США. В какой степени Брюссель (Берлин с Парижем) эту задачу решить сможет (и сможет ли вообще) создает вторую ключевую точку, определяющую дальнейший путь развития событий.

Третьим влияющим фактором становится проверка способности Польши рационально распорядиться складывающимися преимуществами для сплочения вокруг себя восточноевропейских стран, включая страны Прибалтики, и организации грамотного руководства ими. А также получение результата в условиях аккумуляции достаточно значительного денежного потока из ЕС и США и его последующего распределения между участниками «Интермариум» с достаточной, на их взгляд, справедливостью.

В случае успеха Варшавы и неудачи Брюсселя, страны Прибалтики получат некоторую внешнюю финансовую подпитку, способную сохранить их нынешнее положение, хотя и на заметно более низком материальном уровне. Без доходов от российского транзита, с сильно отрицательным сальдо торгового баланса и по-прежнему высокой степенью зависимости от российских поставок энергоносителей.

Так как степень получаемой прибалтийскими странами и Польшей

финансовой «поддержки» с Запада критично зависит от уровня публичной русофобии, то внешняя и внутренняя политика государств Прибалтики останется такой же воинственно антироссийской, как и в настоящее время. Поэтому нельзя исключать эскалации негатива политических заявлений и демаршей.

Если Париж с Берлином сумеют создать действительно прочный альянс, то, вероятнее всего, реорганизация ЕС пойдет по варианту «Европы двух скоростей», предполагающую не только прекращение евродотаций, но и существенное поражение государств Прибалтики в политических правах.

Тогда Прибалтика, скорее всего, окажется в положении совсем бедных и постепенно дичающих задворок Евросоюза. Из-за падения уровня жизни темпы депопуляции еще больше усилятся, что к середине текущего века сделает невозможным, да и технически ненужным, поддержание в ней развитой современной инфраструктуры, в первую очередь, дорогостоящей логистической.

Однако и в этих обстоятельствах ждать, что страны Прибалтики станут дружелюбнее к России нельзя, поскольку вину за свои беды надо будет на кого-то перекладывать.

Список литературы

1. История распада СССР [Электронный ресурс]. URL: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=142

[Istoriya raspada SSSR [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.encyclopaedia-russia.ru/ article.php?id=142]

2. Членство Литвы в ЕС [Электронный ресурс]. URL: http://www.urm.lt/default/ru/ chlenstbo-litbjy-b-es

[CHlenstvo Litvy v ES [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.urm.lt/default/ru/chlenstbo-litbjy-b-es]

3. ЕС прекращает финансировать Прибалтику и Восточную Европу [Электронный ресурс]. URL: http://politinform.su/ekonomika-i-finansy/90065-es-prekraschaet-finansirovat-pribaltiku-i-vostochnuyu-evropu.html

[ES prekrashchaet finansirovat' Pribaltiku i Vostochnuyu Evropu [Elektronnyj resurs]. URL: http://politinform.su/ekonomika-i-finansy/90065-es-prekraschaet-finansirovat-pribaltiku-i-vostochnuyu-evropu.html]

4. Выход Великобритании из Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Выход_Великобритании_из_Европейского_союза

[Vyhod Velikobritanii iz Evropejskogo soyuza [Elektronnyj resurs]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Vyhod_Velikobritanii_iz_Evropejskogo_soyuza]

5. Что дало прибалтийским странам вступление в Евросоюз? Мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: https://operkor.wordpress.com/2017/06/14/что-дало-при-балтийским-странам-вступ/

[CHto dalo pribaltijskim stranam vstuplenie v Evrosoyuz? Mify i real'nost' [Elektronnyj resurs]. URL: https://operkor.wordpress.com/2017/06/14/chto-dalo-pribaltijskim-stranam-vstup/]

6. Экономико-статистический анализ Литовской республики [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/26ECVN218.pdf

[Ekonomiko-statisticheskij analiz Litovskoj respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: https:// esj.today/PDF/26ECVN218.pdf]

7. Латвийская экономика: 20 лет независимости [Электронный ресурс]. URL: https://www.delfi.lv/reporter/news/witness/latvijskaya-ekonomika-20-let-nezavisimosti.d? id=32264525&all=true

[Latvijskaya ekonomika: 20 let nezavisimosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. delfi.lv/reporter/news/witness/latvijskaya-ekonomika-20-let-nezavisimosti.d?id=3226452 5&all=true]

8. Прибалтика остается без российского транзита [Электронный ресурс]. URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/140916-tranzit/

[Pribaltika ostaetsya bez rossijskogo tranzita [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/140916-tranzit/]

9. Сколько денег получают страны Балтии от ЕС [Электронный ресурс]. URL: http:// www.grani.lv/latvia/66718-infografika-skolko-deneg-poluchayut-strany-baltii-ot-es.html

[Skol'ko deneg poluchayut strany Baltii ot ES [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.grani. lv/latvia/66718-infografika-skolko-deneg-poluchayut-strany-baltii-ot-es.html]

10. Валовый внутренний продукт Восточной Европы в 1970—2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/makroekonomika/gdp/eastern_europe.html

[Valovyj vnutrennij produkt Vostochnoj Evropy v 1970—2016 gg. [Elektronnyj resurs]. URL: http://be5.biz/makroekonomika/gdp/eastern_europe.html]

11. Сравнение стоимости стоматологических услуг в Эстонии, Латвии и Литве [Электронный ресурс]. URL: https://stomatolog.ee/2016/05/01/sravnim-stoimost-stomatologicheskix-uslug-v-estonii-latvii-i-litve/

[Sravnenie stoimosti stomatologicheskih uslug v Estonii, Latvii i Litve [Elektronnyj resurs]. URL: https://stomatolog.ee/2016/05/01/sravnim-stoimost-stomatologicheskix-uslug-v-estonii-latvii-i-litve/]

12. Лечение зубов в Литве дешевым кажется только норвежцам [Электронный ресурс]. URL: https://ru.delfi.lt/news/economy/lechenie-zubov-v-litve-deshevym-kazhetsya-tolko-norvezhcam.d?id=71402720

[Lechenie zubov v Litve deshevym kazhetsya tol'ko norvezhcam [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.delfi.lt/news/economy/lechenie-zubov-v-litve-deshevym-kazhetsya-tolko-norvezhcam.d?id=71402720]

13. Вильнюсский университет [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Вильнюсский_университет

[Vil'nyusskij universitet [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Vil'nyusskij_universitet]

14. Продуктовая политика: какими результатами «отмечают» три года эмбарго [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/04/08/2017/598305b79a794 7fdd8de81e3

[Produktovaya politika: kakimi rezul'tatami «otmechayut» tri goda embargo [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rbc.ru/business/04/08/2017/598305b79a7947fdd8de81e3]

15. Уходят от уплаты налогов и увозят семьи за рубеж: почему латвийские эмигранты присылают на родину все меньше денег [Электронный ресурс]. URL: http://www. gorod.lv/novosti/292974-uhodyat-ot-uplaty-nalogov-i-uvozyat-semi-za-rubezh-pochemu-latviiskie-emigranty-prisylaut-na-rodinu-vse-menshe-deneg

[Uhodyat ot uplaty nalogov i uvozyat sem'i za rubezh: pochemu latvijskie emigranty prisylayut na rodinu vse men'she deneg [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gorod.lv/ novosti/292974-uhodyat-ot-uplaty-nalogov-i-uvozyat-semi-za-rubezh-pochemu-latviiskie-emigranty-prisylaut-na-rodinu-vse-menshe-deneg]

16. Терминал СПГ в Клайпеде станет региональным хабом, считают в Литве [Электронный ресурс]. URL: https://lt.sputniknews.ru/economy/20190121/8135713/Terminal-SPG-v-Klaypede-stanet-regionalnym-khabom-schitayut-v-Litve.html

[Terminal SPG v Klajpede stanet regional'nym habom, schitayut v Litve [Elektronnyj resurs]. URL: https://lt.sputniknews.ru/economy/20190121/8135713/Terminal-SPG-v-Klaypede-stanet-regionalnym-khabom-schitayut-v-Litve.html]

17. Запуск СПГ-терминала в Калининграде лишил Прибалтику последних рычагов давления на Россию [Электронный ресурс]. URL: https://rueconomics.ru/371354-zapusk-spg-terminala-v-kaliningrade-lishil-pribaltiku-poslednikh-rychagov-davleniya-na-rossiyu

[Zapusk SPG-terminala v Kaliningrade lishil Pribaltiku poslednih rychagov davleniya na Rossiyu [Elektronnyj resurs]. URL: https://rueconomics.ru/371354-zapusk-spg-terminala-v-kaliningrade-lishil-pribaltiku-poslednikh-rychagov-davleniya-na-rossiyu]

18. Экспорт товаров из Европейского союза в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/trade/statistics/ h2?reporter=EuropeanUnion&trade_flow=Import,Export

[Eksport tovarov iz Evropejskogo soyuza v 2017 godu [Elektronnyj resurs]. URL: http:// data.trendeconomy.ru/dataviewer/trade/statistics/h2?reporter=EuropeanUnion&trade_ flow=Import,Export]

19. ВВП в странах Европы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.countries.world/ Europe/%D0%92%D0%92%D0%9F-124_493_2015_d.html

[VVP v stranah Evropy [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.countries.world/ Europe/%D0%92%D0%92%D0%9F-124_493_2015_d.html]

20. В Великобритании число поляков превысило 1 миллион человек [Электронный ресурс]. URL: https://immigrant.today/article/13447-v-velikobritanii-chislo-poljakov-prevysilo-1-million-chelovek.htm

[V Velikobritanii chislo polyakov prevysilo 1 million chelovek [Elektronnyj resurs]. URL: https://immigrant.today/article/13447-v-velikobritanii-chislo-poljakov-prevysilo-1-million-chelovek.htm]

21. Аналитика. Латвия. Рынок труда. Статистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/?doc=137945

[Analitika. Latviya. Rynok truda. Statistika [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.baltic-course.com/rus/_analytics/?doc=137945]

22. Куда и почему эмигрируют из Прибалтики? [Электронный ресурс]. URL: https:// topwar.ru/100761-vse-uehali-v-london-kuda-i-pochemu-emigriruyut-iz-pribaltiki.html

[Kuda i pochemu emigriruyut iz Pribaltiki? [Elektronnyj resurs]. URL: https://topwar. ru/100761-vse-uehali-v-london-kuda-i-pochemu-emigriruyut-iz-pribaltiki.html]

23. Грибаускайте подписала бюджет 2017 года [Электронный ресурс]. URL: https:// lt.sputniknews.ru/economy/20161228/1761563/podpisan-byudzhet-litvy-2017-goda.html

[Gribauskajte podpisala byudzhet 2017 goda [Elektronnyj resurs]. URL: https:// lt.sputniknews.ru/economy/20161228/1761563/podpisan-byudzhet-litvy-2017-goda.html]

24. Проект Intermarium: поляки строят новую империю [Электронный ресурс]. URL: https://tehnowar.ru/69666-proekt-intermarium-polyaki-stroyat-novuyu-imperiyu.html

[Proekt Intermarium: polyaki stroyat novuyu imperiyu [Elektronnyj resurs]. URL: https:// tehnowar.ru/69666-proekt-intermarium-polyaki-stroyat-novuyu-imperiyu.html]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.