Научная статья на тему 'СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПРИБАЛТИКИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ЧАСТЬ II'

СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПРИБАЛТИКИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ЧАСТЬ II Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранчик Юрий Владимирович

Политика Республики Беларусь со странами Прибалтики имеет чётко выраженную специфику; представляют политический интерес и вопросы её участия в различных программах Евросоюза, в частности «Восточное партнёрство». Во второй части статьи рассмотрены проблемы торгово-экономических отношений со странами Балтии, а также причины негативной позиции Литвы к строительству БелАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRIES OF THE POST-SOVIET BALTIC STATES IN FOREIGN POLICY AND ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the policy of the Republic of Belarus with the Baltic countries, as well as the issues of cooperation in various programs of the European Union, in particular, in the Eastern Partnership program. The second part of the article deals with the problems of trade and economic relations with the Baltic countries, as well as the reasons for the negative position of Lithuania in the construction of BelAES.

Текст научной работы на тему «СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПРИБАЛТИКИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ЧАСТЬ II»

УДК 327 (476+474)

Страны постсоветской Прибалтики во внешней политике

и экономике Республики Беларусь*

Часть II

Юрий БАРАНЧИК

Торгово-экономические отношения Республики Беларусь и стран Прибалтики

При совокупном объёме валового внутреннего продукта (ВВП) в 161 млрд долл. (данные МВФ) внешняя торговля Республики Беларусь в 2017 г., по информации белорусской стороны, достигла 50,98 млрд долл. [1], в том числе: экспорт - 22,412 млрд долл., импорт -27,570 млрд долл. При этом общий итоговый баланс остаётся не просто отрицательным (-4,15 млрд, а на про-

тяжении ряда лет «минус» стабильно растёт. В 2015 г. отрицательное сальдо составляло 3,6 млрд долл., что в 2,9 раза больше, чем внешнеторговый дефицит 2000 г.

Республика поддерживает торговые связи со 190 государствами из 197 официально признанных стран мира, из них 45,1% экспорта и свыше 57% импорта приходится на Россию, являющуюся глав-

БАРАНЧИК Юрий Владимирович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела Белоруссии Института стран СНГ. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: Республика Беларусь, страны Прибалтики, Евросоюз, БелАЭС.

1 Внешняя торговля Беларуси в первом полугодии 2017 г. МИД РБ // URL: http://mfa.gov. by/export/

* Окончание. Начало см.: Обозреватель-Observer. 2018. № 1.

ным внешнеэкономическим торговым партнёром Белоруссии. Второе по значимости направление внешней торговли (27,6%) - Евросоюз. Прочие страны вместе дают 15,4%, из которых чуть более 2% приходится на Китай.

Согласно заявлениям руководства страны, Белоруссия предпринимает определённые меры по существенному изменению сложившегося баланса. Так, в частности, к 2025 г. доля Китая должна возрасти до 1520%, тем самым уравновесив влияние ЕС и заметно снизив российское.

По итогам первых семи месяцев 2017 г. ключевым внешнеторговым партнёром РБ остаётся Россия, с которой Минск сохраняет обширную двустороннюю торговлю (экспорт -7,2 млрд, импорт - 10,4 млрд долл.). Второе место занимает Украина, являющаяся для Белоруссии прежде всего рынком сбыта (экспорт -1,85 млрд, импорт - 0,66 млрд долл.).

Третье место прочно закрепилось за Соединённым Королевством, куда Белоруссия традиционно продаёт продукты нефтепереработки (экспорт - 1,37 млрд, импорт -0,12 млрд долл.). Далее следуют Германия, белорусское торговое сальдо с которой носит ярко выраженный отрицательный характер (экспорт -0,6 млрд, импорт - 0,89 млрд долл.), Польша (экспорт - 0,59 млрд, импорт - 0,79 млрд долл.) и Нидерланды, где положение выглядит диаметрально противоположным (экспорт -0,49 млрд, импорт - 0,15 млрд долл.).

Из прибалтийских соседей наиболее тесные торговые отноше-

ния сложились с Литвой (экспорт -0,44 млрд, импорт - 0,17 млрд долл.) и Латвией (0,19 и 0,05 млрд долл. соответственно). Хорошо видно, что торговля с ними весьма выгодна для Минска, но её масштабы не покрывают отрицательного сальдо от торговли с другими странами.

Серьёзным прорывом в торговле со странами «дальней дуги», как считают в Минске, может стать развитие торговых отношений с Бразилией, куда Белоруссия экспортирует свои товары на 0,285 млрд долл., а импортирует всего на 56 млн долл., и Индией (145 и 82 млн долл. соответственно). Все прочие страны имеют значительно меньший оборот торговли с Белоруссией и на общую картину как-либо существенно не влияют [2].

Исключение составляет только Китай, взаимоотношения с которым в белорусской внешнеторговой системе стоят особняком. При общем торговом обороте с ним в 1,5 млрд долл. белорусский экспорт в Поднебесную составляет скромные 175,8 млн долл., в то время как импорт из КНР превышает 1,34 млрд долл., т. е. возникает отрицательное сальдо в 1,1 млрд долл.

Отрицательный баланс у Белоруссии больше только в торговле с Россией —3,24 млрд долл. Впрочем, из 100 наиболее значимых внешнеторговых партнёров Белоруссия имеет отрицательное сальдо с 49, т. е. практически с каждым вторым, а совокупный дефицит торгового баланса страны составляет 2,34 млрд долл. Это общая картина

2 Внешняя торговля Республики Беларусь // https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus

внешнеторговых экономических связей республики. Рассмотрим более подробно торгово-экономические связи республики со странами Прибалтики.

Латвия традиционно входит в десятку важнейших торговых партнёров и инвесторов Белоруссии, а также является крупнейшим транзитным коридором для белорусского экспорта в третьи страны. Белорусско-латвийское торгово-экономическое сотрудничество характеризуется позитивной динамикой развития.

Расширению деловых контактов способствуют регулярно организуемые масштабные двусторонние мероприятия экономического характера.

В 2014 г. проведён бизнес-форум «Латвия -Литва - Белоруссия» в рамках Дней Минска в Риге, белорусско-латвийский региональный бизнес-форум в Могилёве, в 2015 г. - два двусторонних бизнес-форума в Минске и Дни делового сотрудничества предпринимателей туристической отрасли в Риге.

В период председательства Латвии в Совете ЕС делегация деловых кругов Белоруссии участвовала в работе третьего бизнес-форума «Восточного партнёрства» ЕС в Риге и была одной из самых представительных.

Значительный вклад в укрепление двустороннего сотрудничества вносят Белорусско-латвийская межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, Белорусско-латвийский совет делового

сотрудничества, Общество содействия латвийско-белорусским экономическим связям (LBESVB), торгово-промышленные палаты.

На 11-м заседании межправко-миссии 10-11 декабря 2015 г. в Дау-гавпилсе рассмотрены вопросы взаимодействия в сфере транспорта, логистики и транзита, промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, связи, информационно-коммуникационных технологий, туризма, науки и технологий, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, приграничного и трансграничного сотрудничества.

В 2015 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой составил 675 млн долл., оборот услуг - 166 млн долл. [3].

Белорусский экспорт в Латвию достаточно диверсифицирован (более 400 товарных позиций). Основу его структуры составляет нефтехимическая продукция, лесоматериалы и продукция деревообработки, пищевые продукты, металлоизделия, тракторы и другая машинно-техническая продукция, текстильные изделия и обувь.

Из Латвии импортируются оборудование, пищевая и химическая продукция, оптические устройства, лекарственные средства, текстильные и пластмассовые изделия.

Латвийским потребителям хорошо известны бренды белорусских производителей тракторов «Беларус» (совместное предприятие M.T.Z. Serviss), сельскохозяйственной (BaltTehnika) и автомобиль-

3 Посольство Республики Беларусь в Латвийской Республике // URL: http://latvia.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/trade_economic/

ной техники «МАЗ» (AlkomTrans). С 2014 г. на латвийском рынке представлена техника «Амкодор» (Kombainserviss).

В розничной сети реализуется широкий ассортимент белорусских напитков и кондитерских изделий (Belpisceprom), корсетных изделий «Мшавща» (Silvano Fashion), льняных изделий (Linen Fabrw), одежды и трикотажных изделий (Baltkrievijas tirdzniecibas centrs), кожаной обуви (Belwest Trade), бытовой техники (Diksons), косметики «Белита-Ви-текс» (B&V) [3].

Продукция нефтехимического комплекса Белоруссии реализуется собственными субъектами товаропроводящей сети концерна «Бел-нефтехим» (Oil Logistic) и Белорусской нефтяной компании (TransBaltic Oil).

Латвийские компании активно используют электронную площадку Белорусской универсальной товарной биржи для закупок белорусских лесоматериалов, металлоизделий, сельхозпродукции и других товаров. Клиентская база аккредитованного в Латвии представительства биржи (Business Support Services) включает более 270 компаний.

Динамично развивается взаимная торговля транспортными, туристическими, информационными, компьютерными и деловыми услугами.

Стратегическим направлением двустороннего сотрудничества является транспортно-логистическая сфера. Взаимоотношения между Белоруссией и Латвией в транспортной сфере регулируются межправительственными соглашениями о:

- международном автомобильном сообщении от 1 февраля 1995 г.;

- деятельности железнодорожного транспорта от 18 мая 1995 г.;

- воздушном сообщении от 7 сентября 1995 г., а также межведомственными договорами.

Традиционно белорусские экспортные грузы занимают 2-е место в общем объёме железнодорожных перевозок Латвии. В 2015 г., например, их объём увеличился в 1,5 раза (10 млн т), а общий грузопоток в сообщении между Латвией и Белоруссией достиг 30,8 млн т. Через морские порты Латвии поставляются белорусские нефтепродукты, лесоматериалы, химические грузы, металлопродукция, пищевые продукты, автотракторная техника [3].

Реализуется совместный проект контейнерного поезда «Зубр», соединивший порты Балтийского и Чёрного морей по регулярному маршруту Таллин - Рига - Минск - Одесса/ Ильичёвск (в 2015 г. перевезено более 3,4 тыс. контейнеров).

Ежегодно проводятся заседания белорусско-латвийской смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения (последнее заседание состоялось в мае 2016 г. в Минске). В рамках Белорусско-латвийской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству создана рабочая группа по транспорту.

Между Ригой и Минском осуществляется регулярное железнодорожное, воздушное и автобусное пассажирское сообщение. Активизации двустороннего сотрудничества способствуют регулярные встречи руководства министерств транспорта и железных дорог.

В Белоруссии осуществляют деятельность 889 организаций, созданных юридическими и физическими лицами Латвии. Общий объём на-

копленных латвийских инвестиций в белорусскую экономику составляет 253 млн долл., в том числе 103,5 млн долл. - прямых.

Латвийские инвесторы проявляют интерес к реализации в Белоруссии проектов в сфере услуг, торговли, деревообработки, производства продуктов питания, строительства, электротехники.

Латвийской компанией Ankols un Partneri в 2010-2015 гг. открыты 6 ресторанов Golden Coffee в Минске и Бресте, компанией New Europe Cinema в 2014-2015 гг. введены в эксплуатацию кинокомплексы в торгово-развлекательных центрах Galileo и Arena City в Минске. Компания REM PRO приобрела предприятие «Телерадиокомпания «Телевид» в г. Речице.

С участием компании Baltoma в 2014 г. в Витебской области завершено строительство завода по производству гиперпрессованного кирпича и плитки, в 2015 г. компанией Rezeknes galas kombinats создано совместное производство мясных изделий в г. Миоры, компанией Emburgas filtri - совместное производство воздушных фильтров в Мо-гилёвской области.

Литва. За 2016 г. объём взаимной торговли товарами составил 1,05 млрд долл. (84,2% по сравнению с 2015 г.), белорусский экспорт - 779,7 млн долл. (80,9%), импорт - 265,5 млн долл. (95,6%).

Сальдо внешней торговли положительное - 514,2 млн долл. Белорусский экспорт товаров в Литву диверсифицирован: поставки в 2016 г. осуществлялись по 629 позициям (в 2015 г. по 602 товарным позициям) [4].

Как отметил в одном из своих интервью посол Республики Беларусь в Литве А. Король, «объём торговли между нашими странами постоянно рос и в 2014 г. достиг 1,4 млрд долл. Особенно большие подвижки произошли в транспортной сфере: выросли автомобильные перевозки, перевозки по железной дороге, транзит на Запад и на Восток. Клайпедский порт в прошлом году перевалил 12,8 млн т белорусских грузов - это абсолютный рекорд.

Для сравнения: в 2013 г. было перевалено 8,9 млн белорусских грузов, а начинали мы в 2004 г. с 2,5 млн т. Сегодня белорусские грузы составляют 35,2% всего грузооборота Клайпед-ского порта. Вырос объём перевозок поездом комбинированного транспорта "Викинг", функционирующим по маршруту Одесса - Минск - Клайпеда.

В Литве работают сборочные производства грузовых автомобилей МАЗ, тракторов МТЗ (наши тракторы хорошо известны в Европе - мы продаём туда порядка 10 тыс. машин в год), оборудования радиационного контроля «Полимастер», архитектурного стекла в^Ье/.

В 2015 г. мы планируем открыть сборочное производство белорусской дорожно-строительной техники «Амкодор». Всего в Литве работают около 250 субъектов хозяйствования с белорусским капиталом. Не менее привлекателен для литовских бизнесменов белорусский рынок: в Беларуси работают более 600 компаний с участием литовского капитала» [5].

4 Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике // URL: http://lithuania.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/trade_economic/

5 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Литве Александра Короля литовскому изданию «Экспресс-неделя» (7 мая 2015 г.) // URL: http://mfa.gov.by/press/ smi/d4d77f8240608ae5.html

Основу экспорта составляет продукция нефтехимического комплекса (нефтепродукты, полимеры этилена); удобрения; чёрные металлы (прутки из нелегированной стали, проволока); древесина и изделия из неё; жиры и масла животного или растительного происхождения; электроэнергия.

Белоруссия в основном импортирует из Литвы котлы, оборудование и механические устройства; пластмассы и изделия из них; электрические машины и оборудование, бумагу и картон.

За 2016 г. объём двусторонней торговли услугами составил 578,4 млн долл., сократившись на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (618,4 млн долл.). Экспорт белорусских услуг в Литву составил 223,9 млн долл. (или 96,8% к 2015 г.), импорт - 354,5 млн долл. (91,9% к 2016 г.). Основу экспорта услуг (163,4 млн долл., или 73%, от общего объёма экспорта услуг) традиционно формируют транспортные услуги [4]. За 2016 г. их экспорт сократился на 6,7%.

Наиболее значимым экономическим мероприятием, проведённым в 2016 г., стал XII Белорусско-литовский экономический форум (2627 мая 2016 г., г. Лида, Гродненская область).

В нём приняли участие свыше 200 представителей двух стран, в том числе руководители местных самоуправлений и бизнесмены.

Основными темами форума стало торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Белоруссии и Литвы, включая взаимодействие в области сельского хозяйства, ту-

ризма, транспорта и логистики. Состоялась демонстрация экспортного потенциала предприятий Белоруссии, контактно-кооперационная биржа, прошли секционные заседания по вопросам сотрудничества Белоруссии и Литвы.

За последние четыре года ежегодный объём инвестиций из Литвы стабильно превышает 150 млн долл. По итогам 2015 г. Литва занимала 5-е место среди крупнейших стран -инвесторов Республики Беларусь.

В 2016 г. было привлечено 253,4 млн долл. литовских инвестиций (150% к 2015 г.), в том числе 185,8 млн долл. составили прямые инвестиции (133,1%), из которых 66 млн долл. инвестиции на чистой основе (рост в 2,2 раза). В виде полученных кредитов и займов привлечено 78,3 млн долл., или 42% всех прямых инвестиций [4].

В Республике Беларусь осуществляется ряд крупных инвестиционных проектов с участием литовского капитала в сферах строительства, розничной торговли, деревообработки, сельского хозяйства, развития транспортно-логистической сети. Свидетельством реальной заинтересованности в развитии делового сотрудничества двух стран являются работающие на территории Белоруссии более 600 компаний, созданных с участием литовского капитала, и порядка 250 предприятий, образованных в Литве с привлечением белорусских инвестиций.

В частности, в Литве создано сборочное производство тракторов МТЗ и техники «Амкодор». Эффективно функционирует ЗАО «Торговый дом БМЗ-Балтия», ЗАО «Белтайер» (ОАО «Белшина»), ЗАО «Трансхема» (концерн «Белнефтехим»), а также другие созданные с участием белорусского ка-

питала субъекты товаропроводящей сети белорусских промышленных предприятий.

Наиболее важную роль в торгово-экономическом сотрудничестве Белоруссии и Литвы играет, конечно, пор-тово-логистическая составляющая.

Литва, несмотря на сложную экономическую ситуацию в Евросоюзе, а также обоюдные российско-европейские санкции, продолжает оставаться в первой десятке стран, являющихся основными внешнеторговыми партнёрами Белоруссии. Сегодня для Вильнюса в условиях переориентации российских компаний, ранее активно использовавших литовские перевалочные экспортные мощности, на российскую инфраструктуру приоритетным становится активизация торгово-экономических связей с Белоруссией, чьё руководство видит хорошие перспективы в области наращивания транзита белорусских товаров через Клайпедский порт (35% загруженности порта - 13 млн т в год). В последние годы объёмы перевалки стабильно растут [6].

Минск в условиях становления Клайпедского морского порта как одного из важнейших белорусских логистических узлов в Прибалтийском регионе инвестирует в собственную портовую инфраструктуру для удовлетворения потребностей растущего экспорта.

В 2013 г. «Беларуськалий» приобрёл 30%-ную долю в компании Biriu kroviniu termínalas, владеющей портовым терминалом сыпучих и навалочных грузов. Сама сделка в размере 30 млн долл.,

по сути, стала кредитом литовцев белорусам, которые оплачивают услуги местного стивидора из ежегодных дивидендов.

Белорусская компания также инвестировала в строительство двух складов по 40 тыс. т каждый.

Минск через собственную инфраструктуру ежегодно переваливает на внешние рынки 95% от всего экспорта калийных удобрений (2014 г. -8,5 млн т), 100% - азотных удобрений (245 тыс. т), а также мазут и светлые нефтепродукты (с 2015 г.).

Отгрузка львиной доли белорусских грузов идёт через клайпедскую стивидорную компанию (KLASCO) (входит в концерн по производству минеральных удобрений Achema group), а также Biriu kroviniu terminalas на основе долгосрочных контрактов с «Белоруськалием» (примерно в равных долях). KLASCO помимо калийных удобрений переваливает трубы Белорусского металлургического завода, а также импортируемый Белоруссией сахар-сырец.

Вторым по объёмам экспорта среди белорусских компаний является «Гродно Азот», который осуществляет перевалку удобрений и минеральных материалов через стивидорную компанию Bega.

В области перевалки тёмных нефтепродуктов (мазута) стивидорная компания Klaipedos Nafta (70% принадлежит государству) имеет многолетний опыт сотрудничества с Белорусской нефтяной компанией (БНК), с которой после полуторалет-него перерыва (в 2014 г. основной объём экспортировался через украинские порты) в марте 2017 г. был

6 Мирославов О. Литва хочет усилить экономические связи с Белоруссией за счёт ЕС // URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/02082015-za-schet-es/

подписан новый контракт. О масштабах сотрудничества и стратегическом характере взаимоотношений в данной сфере можно судить по контракту 2011-2012 гг. на отгрузку через нефтяной терминал 2,5 млн т мазута [6].

Контракт был признан литовской властью «историческим соглашением», позволившим, по словам тогдашнего генерального директора компании Klaipedos Nafta Р. Масюлиса, полностью сформировать портфель заказов на следующий год. Белорусский контракт позволил литовскому государству зарабатывать даже в условиях остановки на ремонт в 2011 г. одного из основных клиентов - Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода польской Orlen Lietuva (один из основных налогоплательщиков в бюджет Литвы).

Минск через литовский терминал переваливал венесуэльскую нефть, а также экспортировал произведённый из венесуэльской нефти мазут для англо-голландского концерна Shell.

Таким образом, Белоруссия своим транзитом не только способствует формированию устойчивой налоговой базы страны, но и подстраховывает доходную часть госбюджета Литвы в условиях кризиса, когда крупнейшие налогоплательщики (Achemа gmup, Мажейкяйский НПЗ) поочередно испытывают трудности (сокращают производства, оптимизируют штат сотрудников и т. д.).

Белорусские интересы в области контейнерных перевозок обслуживает ещё один крупный оператор -Klaipeda Container Terminal (1 млн белорусских грузов в год), занимающийся комплектацией контейнерного поезда «Викинг» (экспортируется продукция Минского тракторного завода, Минского автомобильного

завода, «Белшины» и т. д.). Наращивание объёмов белорусского транзита объясняется в первую очередь проводимой литовскими властями в отношении Минска благоприятной тарифной политикой в области грузовых железнодорожных перевозок (к примеру, польская компания PKN Orlen с момента приобретения в 2006 г. Мажейкяйского НПЗ за рекордные 2,8 млрд долл., одним из условий покупки которого было согласование льготного железнодорожного тарифа, так его и не получила).

В 2014 г., несмотря на общую негативную экономическую ситуацию, Минску и Вильнюсу удалось сохранить темпы роста грузовых перевозок.

По данным Белорусской железной дороги, объём перевозок грузов в железнодорожном сообщении Белоруссия - Литва, включая порты, увеличился на 22% по сравнению с 2013 г.

Доля Литовских железных дорог в общем объёме международных перевозок Белорусской железной дороги составила: вывоз - 33,2%, ввоз -5,5%, транзит - 15%.

В пользу значимости грузовых перевозок в формировании товарооборота между двумя странами говорит и озвученная генеральным директором Литовских железных дорог С. Дайлидкой статистика, согласно которой за 9 месяцев 2014 г. в сообщении Литва - Белоруссия было перевезено 11,7 млн т грузов, что на 34,6% больше, чем за соответствующий период 2013 г.

Минск и Вильнюс также предпринимают шаги в области стимулирования пассажирских перевозок в сообщении Белоруссия - Литва (в 2014 г. между двумя странами всеми поездами было перевезено 356 тыс. пассажиров), продвигая конкурентоспособные тарифные ус-

ловия - с апреля 2017 г. года стоимость билетов снижена на 15%.

Ведутся совместные работы по модернизации железнодорожного пути для организации скоростного сообщения Вильнюс - Минск (время в пути 2 часа). Литва в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры привлекла европейское финансирование в объёме 20 млн долл. на электрификацию 37-километрового отрезка путей от Вильнюса до границы с Белоруссией.

Таким образом, экономическое сотрудничество с Белоруссией в непростое для Литвы время, когда она лишилась основных российских экспортных рынков (молочная и мясная продукция) и терпит серьёзные убытки (по оценкам датских экономистов одного из ведущих банков Северной Европы Danske Bank, по итогам 2015 г. - 1,7 млрд долл.), помогает литовской экономике держаться на плаву.

Литовские власти платят Минску взаимностью, демонстрируют, например, лояльность к Лукашенко накануне президентских выборов в Республике Беларусь, закрывая многочисленным зарегистрированным в Литве белорусским правозащитным организациям собственное информационное пространство, чтобы не раздражать своего соседа.

Эстония. В 2016 г. товарооборот Республики Беларусь и Эстонии составил всего 105,6 млн долл. Белорусский экспорт в Эстонию составил 64,4 млн долл. Импортировано товаров из Эстонии на 41,2 млн долл. Сальдо сложилось положительное для Белоруссии в размере 23,2 млн долл. [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белорусский экспорт в Эстонию достаточно диверсифицирован. Основу его структуры составляет нефтехимическая продукция, лесоматериалы и продукция деревообработки, пищевые продукты,

Таблица

Динамика торговли Белоруссии с Эстонией

млн долл.

Годы Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо

2010 196,4 126,3 70,1 56,1

2011 650,1 578,1 71,9 506,2

2012 542,4 487,1 55,3 431,8

2013 172,6 105,9 66,9 37,6

2014 154,2 97,4 56,8 40,6

2015 101,2 76,1 25,1 51,08

7 Посольство Республики Беларусь в Эстонской Республике // URL: http://estonia.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/trade_economic/

металлоизделия, тракторы и другая машинно-техническая продукция, текстильные изделия и обувь.

Экспорт белорусских услуг в 2016 г. составил 29,5 млн долл., или 108,9%, к уровню 2015 г. Импорт услуг - 22,4 млн долл. Сальдо - 7,1 млн долл.

В 2016 г. в экономику Белоруссии привлечено инвестиций из Эстонии на сумму 48,1 млн долл. (65,2 млн долл. за 2015 г.), в том числе прямых - 23,6 млн долл.

Дилерскую продажу белорусской продукции в Эстонии успешно осуществляют такие эстонские компании, как: А.К.К. (дилер ПО «БелАЗ» и ОАО «Амкодор»), Turi BEL-EST (дилер «МТЗ»), MAZ Eesti (дилер «МАЗ»), WestWard (дилер Минского подшипникового завода), фирма Ottender and Valgmae Ltd (дилер ПО «Атлант»), компания Hermor (дилер АО «Стеклозавод «Неман»).

Продукция пищевой промышленности, включая алкогольные изделия, реализуется на эстонском рынке через представительство белорусского государственного концерна «Белгоспищепром» в Риге. В Эстонии эффективно функционирует субъект белорусской товаропроводящей сети - торговая фирма ВеЬтОтТехШе (представительство Оршанского льнокомбината; 51% акций принадлежит Оршанскому льнокомбинату).

В рамках развития договорно-правовой базы двустороннего экономического сотрудничества следует отметить действующие в настоящее время между Белоруссией и Эстонией международные договоры о торгово-экономическом сотрудничестве и об избежании двойного налогообложения, а также подписанное в 2009 г., но пока не вступившее в силу межправительственное соглашение о защите инвестиций.

Таким образом, как видно из статистики, в 2011-2012 гг. отмечался заметный рост экспорта из Республики Беларусь в прибалтийские государства.

Как известно, за этим стоял реэкспорт нефтепродуктов, выработанных на белорусских нефтеперерабатывающих заводов из российской нефти, так и непосредственно реэкспортные поставки российской нефти под видом «растворителей-разбавителей».

Одной из наиболее серьёзных проблем, которые стоят перед белорусско-прибалтийским торгово-экономическим сотрудничеством в ближайшее время, является вопрос перевода экспорта белорусских нефтепродуктов из портов Прибалтики в порты северо-запада России. Будущее покажет, как решится этот вопрос.

Итак, видно, что торгово-экономическое взаимодействие Белоруссии со странами Прибалтики носит весьма фрагментарный характер.

Главная роль в этих отношениях играет логистическая составляющая -поставки белорусской товарной массы в порты Литвы и Латвии, для чего белорусская сторона пошла на серьёзные инвестиции в портовую инфраструктуру этих стран.

Инвестиции и товарный поток служат основой для более тесного переплетения и политических интересов в противодействии новой внешней политике России.

Отношения Республики Беларусь и стран Прибалтики по вопросу Белорусской АЭС

Белорусская АЭС (БелАЭС) - строящаяся атомная электростанция типа АЭС-2006. Стройплощадка расположена у северо-западной границы Белоруссии в 18 км от г. Ос-тровец Гродненской области. Согласно планам первый блок АЭС должен быть введён в 2018 г. (но затем срок был перенесён на 2019 г.), второй - в 2020 г. Основной партнёр Республики Беларусь в проекте по строительству АЭС - российская компания «Атомстройэкспорт», в качестве субпоставщиков выступают белорусские организации.

Вопрос о строительстве в Белоруссии АЭС прорабатывался ещё в СССР, а затем в начале 90-х годов Национальной академией наук Белоруссии было определено более 70 потенциальных площадок для размещения станции. В дальнейшем многие площадки отсеивались по различным причинам. В результате, когда в 2006 г. к вопросу о строительстве АЭС вернулись, было определено четыре возможных варианта размещения станции:

- Краснополянская площадка;

- Кукшиновская площадка;

- Верходвинская площадка;

- Островецкая площадка.

Поскольку довольно скоро стало

ясно, что АЭС будет строить российская компания и на российские деньги, то в декабре 2008 г. в качестве места строительства была опре-

делена Островецкая площадка, что отвечает по ряду причин интересам России.

Участвовать в строительстве кроме России потенциально могли и Франция, США, Китай, Чехия и др. Белорусской стороной даже было сделано предложение Китаю и США поучаствовать в строительстве АЭС (уж очень не хотелось зависеть в этом вопросе полностью от России).

Однако посол России в Белоруссии А. Суриков озвучил следующую позицию: «Участие американцев в строительстве АЭС я исключаю по политическим мотивам. Если к финансированию строительства АЭС подключится Китай, у меня есть сомнения, что Россия будет участвовать в реализации проекта» [8].

Предполагалось, что проект Белорусской АЭС может оказаться невыгоден России, так как Польша, Литва, Белоруссия и Калининградская область имели планы построить в ближайшие годы четыре атомные станции. Тем не менее 11 октября 2011 г. ЗАО «Атомстройэкспорт» и ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» (РБ) подписали контрактное соглашение по сооружению энергоблоков № 1 и № 2 АЭС на Островецкой площадке в Гродненской области. Строительство Балтийской АЭС в Калининградской области было в 2013 г. заморожено [9]. А Прибалтийские страны так и не на-

8 Беларусь пытается вызвать у России атомную ревность // URL: http://www.atominfo.ru/ news/air9714.htm

9 Росатом решил заморозить строительство АЭС под Калининградом // URL: kaliningrad. bezformata.ru/listnews/reshil-zamorozit-stroitelstvo-aes/12007957/

шли средств для строительства своей станции взамен Игналинской, да и вопрос до этого вообще не дошёл - застрял на стадии обсуждения, на территории какой страны будет строиться АЭС. В результате вопрос вообще не был решён.

С начала подготовки к реализации проекта назывались различные цифры его стоимости, которые в итоге конкретизировались в величину порядка 9 млрд долл.: 6 млрд на строительство энергоблоков и 3 млрд на создание инфраструктуры (жилого городка для работников АЭС, подъездных железнодорожных путей, линий электропередачи и пр.). Изначально было известно об отсутствии финансовых средств на строительство у белорусской стороны, предполагалось получение связанного кредита у России в размере 6 млрд долл. на строительство самой станции, о чём сторонами было достигнуто рамочное соглашение.

Позднее, в 2009 г., белорусская сторона направила официальный запрос на получение у России кредита в 9 млрд долл., т. е. дополнительно 3 млрд на строительство инфраструктуры, причём все средства -свободными деньгами. При этом было заявлено, что, если белорусская сторона не получит полную сумму, проект не будет реализован. Официальные лица России выража-

ли опасения в возможностях Белоруссии вернуть кредит и в том, что выделенные средства пойдут на реализацию проекта, а не на поддержание её экономики. В связи с этим российской стороной было внесено решение в проект межправительственного соглашения о сотрудничестве по строительству АЭС о необходимости создания из станции совместного предприятия в качестве условия льготного кредитования и механизма возврата долга. Белоруссия с данным предложением не согласилась. Стороны вели переговоры на высоком уровне.

15 марта 2011 г. во время визита премьер-министра России В. Путина в Минск было объявлено о подписании Соглашения о сотрудничестве в строительстве АЭС. Согласно соглашению Россия решила предоставить кредит на сумму 10 млрд долл., и была достигнута договорённость об осуществлении закупок оборудования для станции на открытых торгах [10].

По информации, приводившейся на VIII международной конференции «АтомЭкспо Беларусь» (19-21 апреля 2016 г., Минск), уровень готовности БелАЭС составляет 38%, из 131 объекта АЭС работы в рамках проекта ведутся на 105, в том числе на первом энергоблоке - на 78 и на втором -на 27. Земляные работы завершены на 94%, бетонирование - на 53%.

Позиция Белоруссии и Литвы по БелАЭС

Строго говоря, у Литвы несколько Позиция и аргументы Литвы предлогов для недовольства 1. Слишком близкое расположе-

строительством станции. ние к территории Литвы, в резуль-

10 БелАЭС: чья это будет собственность? // иКЬ: http://nmnby.eu/news/analytics/5441.html

тате чего при потенциальной аварии она практически вся окажется заражённой радионуклидами.

2. Слишком близкое расположение (около 50 км) к столице Литвы -Вильнюсу, который при аварии также окажется в зоне поражения.

3. Естественное загрязнение территории, прилегающей к АЭС, радионуклидами, которое так и называется лицензированным, т. е. разрешённым.

4. Опасный объект размещён на геологически неустойчивой площадке (в месте разлома земной коры).

5. Реакторы оказываются незащищёнными от внешнего воздействия, включая террористические угрозы.

6. Несомненно, есть и политический момент, связанный с тем, что строительство станции ведёт Россия. С учётом нынешних отношений Литвы, да и всей Прибалтики с Россией трудно ожидать иной реакции [11].

Надо отметить, что Литва сама хотела построить у себя на территории в Висагинасе собственную атомную станцию, но, естественно, уже при помощи японо-американских корпораций, и долгое время рассчитывала, что в этот проект включатся соседи - Латвия, Эстония и Польша. Вильнюс надеялся, что указанные страны дадут деньги на реализацию этого проекта. Но денег не нашлось. Латвия и Эстония пояснили, что у них нет необходимых средств для участия в проекте, Польша вообще заявила, что хочет развивать собст-

венную ядерную программу. В дополнение к этому ряд активистов инициировали референдум в 2012 г., и большинство литовцев проголосовали против строительства АЭС вообще. Таким образом, это стало затруднительно даже политически, не говоря уже о финансовой стороне вопроса.

Ответы Минска на критику Литвы

1. Опасения Литвы в вопросе строительства БелАЭС совершенно беспочвенны.

На АЭС будут установлены реакторы нового поколения, успешно функционирующие сегодня во многих странах мира, а системы безопасности разработаны под строгим контролем соответствующих международных организаций, в том числе МАГАТЭ. «Реакторы станции в Беларуси полностью соответствуют всем требованиям Евросоюза», - недавно подтвердил и бывший министр энергетики Литвы Ляонас Ашмон-тас [12]. Сегодня Белоруссия не покрывает полностью свои потребности в электроэнергии и получает транзит от Смоленской АЭС, которая оборудована реакторами предыдущего поколения, подобными установленным на закрытой сегодня Игналинской АЭС. «Мы в Литве эту энергию тоже покупаем. БелАЭС строится с новыми надёжными реакторами. Поэтому критика с литовской стороны лишена всякой логики», - уточнили в Вильнюсе [13].

11 Почему Литва недовольна строительством Белорусской АЭС? // URL: https://charter97. org/ru/news/2016/4/4/198073/

12 Под высоким напряжением // URL: http://www.kurier.lt/pod-vysokim-napryazheniem/

13 Критика БелАЭС лишена всякой логики // Литовский энергетик |// URL: eurasia.expert/ authors/? ID=43

Информация о безопасности БелАЭС подтверждена в октябре 2016 г. и миссией ¡ИИБ в Белоруссии, которую возглавлял генеральный директор Финского агентства по ядерной безопасности (БТиК) Петтери Ти-иппана.

Он отметил, что в Белоруссии разработана чёткая система надзора за ядерной и радиационной безопасностью: «На основании того, что миссия смогла увидеть, мы хотим сказать, что в Белоруссии разработана чёткая система надзора в области ядерной и радиационной безопасности. Белоруссия является страной, в которой чётко прослеживается приверженность стратегии безопасности, о чём я могу с уверенностью сказать после интервью, проведённых с лицензиатами, регулирующей структурой и органами государственного управления» [14].

Поскольку Белоруссия - страна, вступающая на путь ядерной энергетики, то основной задачей является проработка всех необходимых вопросов до запуска станции в эксплуатацию.

По словам эксперта, это нужно для качественного управления станцией и организации надзора за ней. «Эта основная задача чётко выделяется среди приоритетных задач правительства Белоруссии. Сегодня уже разработан ряд мер, чтобы успешно решить этот вопрос. Чрезвычайно важным является то, что правительство продолжает постоянно содействовать и предоставлять ресурсы для осуществления этой задачи», - подчеркнул руководитель миссии.

Миссия МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной без-

опасности (ННБ) впервые проведена в Белоруссии со 2 по 14 октября 2016 г. Целью миссии ¡ЯЯБ являлась оценка соответствия регулирующей инфраструктуры и деятельности в Белоруссии нормам безопасности МАГАТЭ [15].

2. БелАЭС соответствует европейским стандартам безопасности.

О том, что реакторы строящейся БелАЭС полностью соответствуют всем требованиям Евросоюза, говорит и один из ведущих литовских специалистов в области энергетики, почётный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас Стумбрас.

По его словам, «безопасность Белорусской АЭС признают представители ЕС и международных организаций. Кстати, рекомендация со времён СССР, которая применяется сегодня в России, -не должно быть крупных городов в радиусе 30 км вокруг АЭС. Но в Западной Европе это требование трудно выдерживать. Например, в 10 км от Люксембурга функционирует АЭС с реактором старой модели. И таких примеров очень много. Сегодня можно услышать аргумент, что расстояние 50 км от БелАЭС до Вильнюса - это мало. Но от площадки Игналинской АЭС (рядом с ней Литва планировала построить Висагаринскую АЭС) до крупного города Даугавпилса - менее 30 км. И это не мешало выдвигать предложения о строительстве там новой АЭС. Хотя расстояние гораздо меньше, чем расстояние от БелАЭС до Вильнюса, и даже до литовской границы. Поэтому критика с литовской стороны лишена всякой логики» [13].

В соответствии с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном кон-

14 МАГАТЭ не имеет претензий к БелАЭС // URL: https://regnum.ru/news/economy/2192993. html

15 http://energo-news.ru/archives/137832

тексте Белоруссия должна была предоставить общественности заинтересованных стран возможность принять участие в процедурах оценки воздействия АЭС на окружающую среду и провести соответствующие консультации. В официальном отчёте о воздействии Белорусской АЭС на окружающую среду утверждается, что р. Вилия будет главным источником обеспечения электростанции водой. Критики АЭС считают, что это окажет отрицательное воздействие на эту протекающую через Вильнюс реку.

3. Будет ли Литва в будущем покупать электроэнергию, выработанную на БелАЭС?

Если цена будет хорошей, то, безусловно, будет покупать. Продаёт энергию не атомная станция, а снабжающая организация, которая может продавать белорусскую, польскую или шведскую энергию. Если Литва откажется покупать энергию из Белоруссии, то это будет политическое решение. Будет тогда покупать из Эстонии или Финляндии дорогую транзитную энергию.

Надо понимать, что положение Литвы в области энергетики ухудшается. Она уже достаточно давно не вводит новые мощности, хотя для чего вводить, если промышленность страны практически разрушена, а население сократилось с 1991 г.

на 25%. Старые 300-мегаваттные блоки на Литовской ГРЭС исчерпывают уже двойной срок эксплуатации (50 лет). Они уже ненадёжные и неэкономичные. Остаётся один новый блок на Литовской ГРЭС мощностью 450 мегаватт. Ещё ряд объектов электрогенерации закрыли [16].

По подсчётам экспертов, Литва самостоятельно сможет обеспечить максимум половину выработки электроэнергии, которая потребуется в 2020 г. Оставшуюся половину придётся покупать за рубежом. Это если всё будет работать как сегодня, иначе покупать придётся больше. Из Польши покупать энергию не получается. При вводе линии для передачи электроэнергии из Швеции пропускной мощностью 700 МВт Польша сама покупает 500 МВт. Поэтому надеяться на дешёвую электроэнергию из Польши не приходится - она сама нуждается в закупках.

Кроме того, линия из Швеции работает очень ненадёжно и часто не функционирует из-за технических работ. Полностью покрыть потребности Литвы в электроэнергии за счёт закупок из Северных стран не позволяют линии электропередачи.

Так что жизнь заставит покупать у Белоруссии. И не следует экономические вопросы путать с политическими.

Проблемы БелАЭС

По оценкам большинства экспертов, проблемы БелАЭС связаны не с экологическими проблемами

и не с проблемами безопасности, а с проблемой продажи электроэнергии, так как мощности БелАЭС яв-

16 Литва стала заложницей «независимой» энергетической политики // URL: www.rubaltic. ru/article/ekonomika-i-biznes/06092015-energetika/

ляются избыточными для экономики Белоруссии в нынешних масштабах. Соответственно, встаёт проблема экспорта электроэнергии с БелАЭС.

Уже сегодня очевидно, что прибалты не будут покупать электроэнергию ни с Балтийской АЭС в Калининградской области (если она будет всё-таки построена), ни с БелАЭС, а включатся в единую энергосеть Европы. Поэтому у Белоруссии остаётся три варианта направления избыточных мощностей станции:

- в Россию, в частности, в Калининградскую область;

- на собственные будущие промышленные мощности;

- в Польшу.

Дело в том, что поляки опоздали со своей ядерной программой. Строительство АЭС у них начнётся не ранее чем через четыре года, а про запуск и говорить нечего. Соответственно, БелАЭС будет построена приблизительно лет на 10 раньше польской. К тому же у Польши возникают и другие проблемы. Так, Евросоюз требует из-за экологических несоответствий закрыть многие тепловые электростанции, а это значит, что у них возникает дефицит электроэнергии. В данной ситуации единственным потенциальным поставщиком электроэнергии в регионе для них является Белоруссия.

Но опять возможны проблемы политического характера: не добьётся ли Литва от Еврокомиссии запрета на поставки из Белоруссии?

Есть сложности с транспортной инфраструктурой в Польшу. К тому же неизвестно, в каком состоянии будут белорусско-польские отношения.

Поставки в Российскую Федерацию, в частности в ту же Калининградскую область, весьма возможны, особенно с учётом того, что строительство Балтийской АЭС пока заморожено.

Думается, что основная причина нападок литовских политиков всё-таки не связана с безопасностью Островецкой АЭС, а находится в разрезе политических пристрастий Вильнюса и его экономических интересов. Ведь пытаясь выслужиться перед Брюсселем, прибалтийская республика «побежала впереди паровоза» и закрыла в 2009 г. Игналин-скую АЭС, после чего утратила статус крупнейшего производителя электроэнергии в регионе. В результате Вильнюс вынужден закупать электроэнергию в России.

Несмотря ни на какие аргументы Литвы, сегодня очевидно, что остановить строительство БелАЭС она не в состоянии. Поэтому единственная цель и смысл антибелорусской кампании для тех сил, которые эту тему муссируют, - это зарабатывание политического капитала. На теме экологической и российской угрозы многие спекулируют и пытаются набрать политический вес в качестве «настоящих патриотов», которые отстаивают безопасность Литвы.

Второй аспект литовских протестов заключается в том, что на фоне торгов за АЭС они могут поторговаться с белорусским руководством о каких-то преференциях для себя, в том числе включая личный бизнес. Мол, Литва может наложить вето на поставки через свою территорию и потребует от Белоруссии каких-то бонусов для себя. Возможно, это процент от будущего экспор-

та электроэнергии, чего нельзя исключать, поскольку литовские элиты в этом смысле достаточно прагматичны. Возможно также, что это какие-то уступки по Клайпеде - чтобы Белоруссия не уходила из Клайпедского порта и наращивала своё присутствие, давая возможность развиваться этому порту в условиях, когда Россия практически ушла из Прибалтики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению руководства Белоруссии, строительство АЭС несёт серьёзную экономию средств в будущем. Так, по оценкам правительственных экспертов, после начала функционирования станции только на снижении закупок газа республика сможет экономить около 1 млрд долл. в год. Но это при условии, что Белоруссия не вернёт России заёмные средства. Поскольку кредит под строительство АЭС в размере 10 млрд долл. был взят по ставке 5%, то после 2021 г. РБ должна его погашать в течение 15 лет примерно по 1 млрд долларов в год. Поэтому на период до 2035 г. ни о какой экономии в этом плане не может быть и речи.

Российская сторона должна учитывать и то, что параллельно со строительством АЭС Белоруссия за счёт уже китайских кредитов реализует проект по созданию системы выдачи мощности с Белоруской АЭС в энергосистему.

Контракт между заказчиком проекта - РУП «Гродноэнерго», и китайской компанией ИОРЕ заключён в августе 2012 г. Стоимость контракта - более 340 млн долл. Финансирование 95% стоимости контракта осуществляется за счёт кредита Экспортно-импортного банка Китая, оставшиеся 5% финансируются за счёт собственных средств РУП «Гродноэнерго».

Контракт предусматривает в срок до 2018 г. осуществить комплексное строительство и реконструкцию высоковольтных линий электропередачи напряжением 330 кВ, строительство и реконструкцию подстанций 330 кВ схемы выдачи мощности Белорусской АЭС. Поэтому не исключено, что в перспективе Белоруссии придётся погашать «атомный» кредит, в том числе и за счёт части собственности в самой АЭС.

Выводы

1. В условиях известной политической изолированности Минска и ограниченности политических контактов Республики Беларусь с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними государствами представляется в Минске необходимым условием для дистанцирования от Москвы.

2. Активизация «балтийского вектора» внешней политики РБ объективно вызвана необходимостью расширения рынков сбыта широкой номенклатуры белорусской продукции при минимальных затратах из-за небольших расстояний транспортно-логистической цепи.

3. Интенсификация отношений с Прибалтийскими странами-соседями направлена в первую очередь на уменьшение чрезмерной, по убеждению руководства РБ, зависимости Белоруссии от финансово-экономического и политического влияния России.

4. Минск всячески демонстрирует свою готовность к сотрудничеству с прибалтийскими государствами на принципах укрепления европейской безопасности и доверия на региональном уровне, учитывает их позицию по отношению к России, поскольку считает, что такая политика способствует нормализации отношений с Евросоюзом и США.

5. По мнению официального Минска, страны постсоветской Прибалтики и Польши могут выступать лоббистами республики в налаживании диалога с США и Евросоюзом. Механизм этого лоббирования - конкретные коммерческие интересы представителей политической и бизнес-элит республики и прибалтийских государств.

6. Отношения с Литвой омрачены строительством БелАЭС, что, однако, не мешает странам активно сотрудничать в области логистики нефтепродуктов и калийных удобрений. Таким образом, союзное государство играет против России, позволяя странам Прибалтики серьёзно ослаблять влияние ответных российских санкций.

7. В информационном пространстве наблюдается определённое сближение белорусско-прибалтийских подходов в отношении России, которая подаётся как страна, нарушающая военно-политическую стабильность региона, дестабилизирующая своими действиями пространство между Балтийским и Чёрным морями.

8. Экономическое сотрудничество Белоруссии со странами Прибалтики для республики слишком незначительное в общем объёме внешних торгово-экономических связей, за исключением транзитной составляющей по экспорту нефтепродуктов, нефти и калийных солей. Его рост в 2011-2012 гг. был связан с серыми схемами поставок РБ нефти и нефтепродуктов на европейские рынки, после чего торгово-экономическое сотрудничество вернулось к прежним минимумам.

9. В политическом плане строительство БелАЭС для российской стороны имеет очевидные плюсы, так как серьёзно привязывает республику к России вследствие необходимости сохранять технологическую и иную кооперацию с ней при наличии на белорусской территории АЭС российской постройки и с российским типом ядерного топлива. Однако существует опасность того, что Республика Беларусь под разными предлогами постарается уйти от выплаты средств по льготному российскому кредиту, выданному на строительство БелАЭС.

Библиография • References

Беларусь пытается вызвать у России атомную ревность // URL: http://www.

atominfo .ru/news/air9714.htm [Belarus' pytaetsja vyzvat' u Rossii atomnuju revnost' // URL: http://www.atominfo.

ru/news/air9714.htm] БелАЭС: чья это будет собственность? // URL: http://nmnby.eu/news/ analytics/5441.html

[BelAJeS: ch'ja jeto budet sobstvennost'? // URL: http://nmnby.eu/news/ analytics/5441.html]

Внешняя торговля Беларуси в первом полугодии 2017 г. МИД РБ // URL:

http: //mfa.gov.by/export/ [Vneshnjaja torgovlja Belarusi v pervom polugodii 2017 g. MID RB // URL: http://mfa. gov.by/export/]

Внешняя торговля Республики Беларусь // https://myfin.by/wiki/term/

vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus [Vneshnjaja torgovlja Respubliki Belarus' // https://myfin.by/wiki/term/

vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus] Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Литве Александра Короля литовскому изданию «Экспресс-неделя» (7 мая 2015 г.) // URL: http://mfa.gov.by/press/smi/d4d77f8240608ae5.html [Interv'ju Chrezvychajnogo i Polnomochnogo Posla Respubliki Belarus' v Litve Aleksandra Korolja litovskomu izdaniju «Jekspress-nedelja» (7 maja 2015 g.) // URL: http://mfa.gov.by/press/smi/d4d77f8240608ae5.html] Критика БелАЭС лишена всякой логики // Литовский энергетик |// URL: eurasia.

expert/authors/? ID=43 [Kritika BelAJeS lishena vsjakoj logiki // Litovskij jenergetik |// URL: eurasia.expert/ authors/? ID=43]

Литва стала заложницей «независимой» энергетической политики // URL: www.

rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/06092015-energetika/ [Litva stala zalozhnicej «nezavisimoj» jenergeticheskoj politiki // URL: www.rubaltic.

ru/article/ekonomika-i-biznes/06092015-energetika/] МАГАГЭ не имеет претензий к БелАЭС // URL: https://regnum.ru/news/

economy/2192993.html [MAGATJe ne imeet pretenzij k BelAJeS // URL: https://regnum.ru/news/

economy/2192993.html] Мирославов О. Литва хочет усилить экономические связи с Белоруссией за счёт EC // URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/02082015-za-schet-es/

[Miroslavov O. Litva hochet usilit' jekonomicheskie svjazi s Belorussiej za schjot ES // URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/02082015-za-schet-es/]

Под высоким напряжением // URL: http://www.kurier.lt/pod-vysokim-napryazheniem/

[Pod vysokim naprjazheniem // URL: http://www.kurier.lt/pod-vysokim-napryazheniem/]

Посольство Республики Беларусь в Латвийской Республике // URL: http://latvia.

mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ [Posol'stvo Respubliki Belarus' v Latvijskoj Respublike // URL: http://latvia.mfa.gov.

by/ru/bilateral_relations/trade_economic/] Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике // URL: http: //lithuania.

mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ [Posol'stvo Respubliki Belarus' v Litovskoj Respublike // URL: http://lithuania.mfa.

gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/] Посольство Республики Беларусь в Эстонской Республике // URL: http://estonia.

mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ [Posol'stvo Respubliki Belarus' v Jestonskoj Respublike // URL: http://estonia.mfa.

gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/] Почему Литва недовольна строительством Белорусской АЭС? // URL:

https://charter97.org/ru/news/2016/4/4/198073/ [Pochemu Litva nedovol'na stroitel'stvom Belorusskoj AJeS? // URL: https:// charter97.org/ru/news/2016/4/4/198073/]

OBOЗРEБАTEЛЬ-OBSERVER

2/2018

Росатом решил заморозить строительство АЭС под Калининградом // URL: kaliningrad.bezformata.ru/listnews/reshil-zamorozit-stroitelstvo-aes/12007957/ [Rosatom reshil zamorozit' stroitel'stvo AJeS pod Kaliningradom // URL: kaliningrad.

bezformata.ru/listnews/reshil-zamorozit-stroitelstvo-aes/12007957/] http://energo-news.ru/archives/137832

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2017 г.

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlln.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezldenta RF ot 7 mala 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

Обозреватель

BSERVER

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.