УДК 327(476+474)
Страны постсоветской Прибалтики во внешней политике
и экономике Республики Беларусь
Часть I
Страны Прибалтики во внешней политике Республики Беларусь
Юрий БАРАНЧИК
Республика Беларусь (РБ), несмотря на свою небольшую территорию, находясь в центре Европы, занимает важное геополитическое положение -на границе стыка западноевропейской и русской цивилизации. В условиях обостряющего гражданского и цивилизационного конфликта на Украине и в Молдавии, с учётом роста агрессивной русофобии в странах постсоветской Прибалтики Белоруссия, по сути, на сегодня оказывается единственной политически стабильной страной региона, включающего в себя страны на западе от России.
В нормальном функционировании этого моста между Востоком и Западом, Севером и Югом объективно заинтересованы все соседи республики. Территория Белоруссии является важным транзитным хабом по поставке энергоресурсов и других товаров из России в Евросоюз, из ЕС в Россию
БАРАНЧИК Юрий Владимирович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела Белоруссии Института стран СНГ. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Республика Беларусь, страны Прибалтики, «Восточное партнёрство», Евросоюз.
и другие страны, выполняя роль перекрёстка торговых путей Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Отношения со странами постсоветской Прибалтики являются важной составляющей внешнеполитической и экономической стратегии республики, так как они позволяют Белоруссии поставлять свою продукцию на мировые рынки через порты стран Балтии. Поддержание стабильности этих отношений - одна из основных внешнеполитических задач для правительства РБ.
Кроме того, в последнее время заметен дрейф Республики Беларусь в сторону всё большего заигрывания с Западом по вопросу отдельного от России геополитического позиционирования: белорусская сторона так и не признала Южную Осетию и Абхазию, новый статус Крыма и Севастополя, активно способствовала проведению провокационной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) в июле 2017 г. в Минске, где белорусские депутаты проголосовали за итоговую резолюцию, в которой Россия обвиняется в агрессии на Украине и оккупации Крыма.
Пока государственно-политическое руководство РБ не прибегает к агрессивной русофобской риторике, но тренд очевиден. Кроме того, позиция государственных СМИ республики позволяет говорить о том, что официальный Минск проводит внутри страны в отношении России такую же информационную кампанию диффамации, которую проводят откровенно русофобские режимы Литвы и Латвии, только в более мягком режиме. Латентно формируется как бы единая антироссийская информационная повестка дня со схожими механизмами обработки общественного мнения. И это также сближает Минск с Ригой и Вильнюсом.
Одной из составляющих белорусской внешнеполитической стратегии является концепция «пояса добрососедства». Идея создания «пояса добрососедства» как определённой системы отношений Республики Беларусь с соседними государствами возникла во второй половине 90-х годов. В сентябре 1997 г., выступая на Вильнюсской конференции, президент РБ Александр Лукашенко, например, отметил, что «межэтническое и межконфессиональное согласие, отсутствие территориальных и других серьёзных спо-
ров с соседями мы рассматриваем как хорошее условие (предпосылку) создания вокруг Белоруссии "пояса добрососедства"» [1].
Главные структурные компоненты «пояса добрососедства»:
1. Политическая толерантность и правовое взаимодействие.
2. Военная безопасность и партнёрство.
3. Экономическая стабильность.
4. Экологическое равновесие и безопасность.
5. Информационный пояс.
1 Развитие европейского вектора внешней политики белорусского государства // URL: https://studopedia.ru/9_62109_razvitie-evropeyskogo-vektora-vneshney-politiki-belorusskogo-gosudarstva.html
Политическая толерантность и правовое взаимодействие означают готовность Республики Беларусь к спокойному восприятию отличий в политической и правовой системах стран-соседей. Белоруссия, декларируя курс на толерантность, не берётся поучать их. При одном важном условии - встречной взаимности. Такая идея базируется на выводе: страны - соседи Белоруссии заинтересованы развивать добрососедские отношения на основе принципов взаимного уважения выбора стратегических курсов и невмешательства во внутренние дела друг друга.
Пояс военной безопасности и партнёрства отражает стремление Белоруссии к совместному созданию зоны безопасности, поскольку нет и не может быть безопасности между соседями, если к ней стремится лишь одна из сторон. Руководство Белоруссии готово сотрудничать в вопросах национальной безопасности с целью обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности страны и ожидает того же от своих соседей.
Экономическая стабильность предусматривает курс на достижение высокого уровня жизни населения, установление и развитие разнообразных форм экономического взаимодействия, вовлечение предприятий и предпринимателей во взаимовыгодные торгово-экономические отношения со странами-соседями, активизацию инвестици-
онной деятельности, оптимизацию миграционных процессов. Формирование пояса экономической стабильности предполагает в качестве конечной цели прямое взаимодействие Минска с Вильнюсом, Ригой и Варшавой на уровне конкретных проектов в различных отраслях.
Необходимость создания вокруг Белоруссии «пояса добрососедства» отмечают и белорусские исследователи в области международных отношений.
Так, руководитель Центра исследований внешней политики США факультета международных отношений БГУ А. Розанов в статье «Республика Беларусь: внешнеполитическая ориентация» пишет: «Белоруссия в силу исторического опыта как никакое другое государство должна стремиться к созданию "пояса добрососедства" по периметру своих границ и не превращаться в некую "серую зону" между НАТО и Россией» [2].
Концепция «пояса добрососедства» во многом определяет роль стран Прибалтики во внешней политике Белоруссии. Прежде всего речь идёт о Польше, Латвии и Литве, с которыми Белоруссия имеет общую границу.
В выступлении на очередном торжественном собрании, посвящённом Дню независимости Республики Беларусь, президент А. Лукашенко отметил: «Отношения со странами Балтии мы стремимся строить на принципах добрососедства. С Литвой у нас успешно развивается сотрудничество в сфере экономики... Развивается межгосударственная торговля и с Латвией» [3].
2 Розанов А. Республика Беларусь: внешнеполитическая ориентация // Беларусь на перепутье: в поисках международной идентичности. М., 1998. С. 46.
3 Тезисы выступления президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко // URL: http://www. president.gov.by/rus/president/Speech/tez0207.shtml
Заинтересованность Белоруссии в сотрудничестве со странами Прибалтики, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать географическую близость стран Балтии и общие границы Белоруссии с Латвией и Литвой; эти страны также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнёров.
Политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важно сохранение и укрепление добрососедских отношений с прибалтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене.
Экономический фактор связан с тем, что Белоруссия и страны постсоветской Прибалтики являются естественными торгово-экономическими партнёрами ещё с периода их совместного функционирования в едином народнохозяйственном комплексе СССР.
В области внешней политики в развитии отношений Белоруссии со странами Прибалтики можно выделить три периода. Первый охватывает промежуток времени с 1989 по 1994 г. В это время власти получивших независимость бывших советских республик под воздействием внешних акторов прорабатывали возможность создания Балтийско-Черноморского союза (БЧС).
Надо отметить, что первая половина 90-х годов в целом характеризовалась активными дискуссиями
относительно внешнеполитической ориентации белорусского государства и выработкой внешнеполитических концепций партиями Белоруссии. Страны Прибалтики занимали в планах некоторых политических сил РБ приоритетное место.
Так, активисты Белорусского народного фронта (БНФ) и его лидер З. Позняк пропагандировали идею создания Балтийско-Черноморского содружества в составе Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии. Такое содружество, по их мнению, было бы верным средством достижения стабильности и равноправного сотрудничества, гарантией суверенитета стран-участниц, а главное - лучшим средством дистанцирования от России и создания в этом регионе Европы необходимого противовеса её устремлениям.
Националистическими силами подчёркивалось, что идея БЧС - это идея интеграции, в основе содружества должна находиться взаимная координация в вопросах, касающихся отношений с Востоком. Другими сферами, где возможно объединение усилий, признавались экология и обеспечение энергетическими ресурсами, в частности, речь шла о построении отдельной энергосистемы БЧС, что способствовало бы устранению зависимости стран содружества от России [4].
Представители Белорусской социал-демократической партии в то время выступили с предложением о создании новой международной организации - малого европейского сообщества, куда могли бы войти та-
4 Позняк З. Беларусь, Россия, СНГ // Народная газета. 1993. 14 января. С. 2.
кие республики СССР, как страны Балтии, Белоруссия, Украина и Молдавия, и государства - бывшие участники СЭВ, а именно Польша, Чехия, Словакия, Румыния и Болгария. Говорилось о том, что в Центральной Европе может быть создано реальное экономическое пространство с общими таможенными правилами, безвизовым въездом-выездом граждан [5].
Из-за доминирования национал-радикалов в Верховном Совете республики эта идея была близка к реализации. Однако после победы в 1994 г. на выборах первого президента республики А. Лукашенко, который шёл на выборы под лозунгами самой тесной политической и экономической интеграции с Россией, с 1994 г. и по настоящее время данные идеи остались в анналах прозападной оппозиции.
С 1994 г. на 20 лет политические отношения между Белоруссией и странами Прибалтики были малоинтенсивными, а по каким-то аспектам вообще заморожены, если не считать краткого улучшения отношений в 2009 г., которое закончилось новым периодом напряжённости с конца 2010 г., когда власти республики разогнали митинг оппозиции в Минске сразу после выборов президента Белоруссии в декабре 2010 г.
С весны 2014 г. и по настоящее время в политических отношениях Минска и стран Прибалтики начался третий этап, связанный со всё большей координацией внешнеполити-
ческих усилий на базе противостояния новой внешней политике России.
Если рассматривать ситуацию
в развитии политических отношений Республики Беларусь со странами постсоветской Прибалтики более конкретно, то можно отметить следующее.
Латвия. Декларацию о принципах добрососедских отношений между двумя странами Белоруссия и Латвия подписали 16 декабря 1991 г., дипломатические отношения между странами установлены 7 апреля 1992 г.
В 1993 г. открылись посольства Белоруссии в Риге и Латвии в Минске, с 1994 г. работают генеральные консульства Белоруссии в Даугавпилсе и Латвии в Витебске.
В 1998, 2001, 2008 и 2010 гг. состоялись визиты в Латвийскую Республику премьер-министра Республики Беларусь.
В 1994, 1995 и 2009 гг. Белоруссию посетил премьер-министр Латвии.
В ноябре 2016 г. премьер-министр РБ А. Ко-бяков в Латвии принял участие в саммите глав правительств стран - участниц формата «16+1» (страны Центральной и Восточной Европы и Китай).
Системный характер носит взаимодействие по линии внешнеполитических ведомств.
В феврале 2014 г. и июле 2016 г. Латвию с рабочими визитами посещал министр иностранных дел РБ В. Макей. В 2015 г. министры иностранных дел Белоруссии и Латвии встретились в Минске и Риге [6].
5 Трусов А. Станет ли Беларусь столицей БЧС? // Народная газета. 1993. 20 января. С. 2.
6 Посольство Республики Беларусь в Латвийской Республике // URL: http://latvia.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/
Между министерствами иностранных дел регулярно проводятся консультации на уровне заместителей министров и руководителей структурных подразделений.
В 2014-2017 гг. проведены консультации по политическим, консульским вопросам, общеевропейскому сотрудничеству и «Восточному партнёрству» ЕС, безопасности и взаимодействию в рамках международных организаций, евразийской интеграционной тематике.
Ежегодно проводятся встречи парламентских групп по двустороннему сотрудничеству.
В 2015 г. состоялся рабочий визит в Минск председателей комиссий Сейма Латвии по европейским и международным делам; Ригу посетил председатель постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам.
В мае 2016 г. в Риге состоялись межпарламентские консультации по вопросам безопасности с участием председателя постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности.
Интенсивно развиваются межведомственные контакты по линии министерств экономики, транспорта, связи, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, здравоохранения, туризма, культуры, внутренних дел, пограничных и таможенных служб.
В декабре 2016 г. состоялся первый официальный визит министра обороны Республики Беларусь А. А. Равкова в Латвийскую Республику; подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами обороны двух стран [6].
Налажено взаимодействие между национальными банками Белорус-
сии и Латвии, подписан меморандум о сотрудничестве.
Между городами и регионами Белоруссии и Латвии подписано около 60 соглашений о побратимских и партнёрских связях. Проведено три встречи городов-побратимов и партнёров (третья встреча состоялась в апреле 2015 г. в Орше).
В октябре 2014 г. в Риге впервые прошли Дни Минска, в мае 2016 г. в Минске - Дни Риги. Реализуется программа сотрудничества между столицами двух стран на 2015-2017 гг.
В 2017 г. мэры Риги и Минска приняли участие в презентации совместной заявки Белоруссии и Латвии на проведение чемпионата мира по хоккею в 2021 г.
Белоруссия и Латвия взаимодействуют в рамках программ и инициатив Европейского союза:
- «Восточное партнёрство»;
- программа трансграничного сотрудничества Латвия - Литва - Белоруссия;
- «Еврорегион «Озёрный край».
Особое внимание уделяется совместной реализации проектов по совершенствованию пограничной и таможенной инфраструктуры, гармонизации цифровых рынков, экологии, энергоэффективности, развитию регионов.
Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества РБ и Латвии насчитывает около 50 международных договоров и документов в различных сферах.
Литва. 20 декабря 1991 г. Верховный Совет Литвы признал независимость Республики Беларусь. 27 декабря 1991 г. независимость Литовской Республики признала Белоруссия. 30 декабря 1992 г. в Мин-
ске подписано Соглашение о дипломатических отношениях.
В 1993 г. открылось посольство Литовской Республики в Минске, а также посольство Республики Беларусь в Вильнюсе.
Развитие связей с Литвой как соседним государством является одним из внешнеполитических приоритетов Белоруссии. Особое внимание уделяется торгово-экономическим отношениям, взаимодействию в области энергетики, транзита, грузов и товаров, образования, здравоохранения, культуры и науки, спорта, туризма, охране государственной границы и окружающей среды, расширению связей между двумя странами.
Несмотря на различия, государства находят возможность обсуждать вопросы и договариваться на самом высоком уровне.
Так, 6 февраля 1995 г. президент Белоруссии А. Лукашенко и президент Литвы А. Бразаускас подписали Договор «О добрососедских и дружественных отношениях» [7].
5 сентября 1997 г. в Литве находился с визитом А. Лукашенко, где принял участие в международной конференции «Сосуществование народов и добрососедские отношения». 12 ноября 1998 г. состоялась встреча президента Литовской Республики В. Адамкуса и президента РБ А. Лукашенко.
Однако затем последовал перерыв в контактах на высшем уровне.
В 2009 г. возобновились встречи глав государств.
Безусловно, особое место в развитии белорусско-литовских отношений последнего периода занимает визит президента Республики Беларусь А. Лукашенко в Вильнюс. Данный визит был приурочен к открытию 16 сентября 2009 г. в Вильнюсе в выставочном центре ЦТЕХРО Дней экономики, науки и культуры Белоруссии в Литве и белорусско-литовского международного экономического форума «Беларусь и государства Балтийского моря: новые возможности для расширения сотрудничества» [7].
20 октября 2010 г. состоялся ответный визит президента Литовской Республики Д. Грибаускайте в Минск, когда стороны обсудили динамику развития белорусско-литовских отношений, перспективы их развития и другие вопросы.
Высокой динамикой отличаются и контакты на уровне правительств. Начиная с 2007 г. прослеживается регулярность встреч на уровне глав правительств, интенсивным является диалог министров иностранных дел: стороны консультируются по различным инициативам ЕС, а также обсуждают перспективные направления совместной работы в транзитно-транспортной и энергетической сферах сотрудничества.
На постоянной основе в рамках крупных двусторонних мероприятий - Двусторонней белорусско-литовской комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству и белорусско-литовских экономических форумов - рассматриваются актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в экономической сфере.
Посольство на постоянной основе проводит системную работу по рас-
7 Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике // URL: http://lithuania.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/
ширению и укреплению взаимодействия Белоруссии и Литвы в сфере гуманитарного сотрудничества. Действует Программа сотрудничества в области туризма между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством хозяйства Литовской Республики.
Эстония. В отличие от Литвы и Латвии, с которыми Белоруссия граничит непосредственно, реальное развитие белорусско-эстонские политические отношения получили сравнительно недавно. Основными этапами их эволюции можно считать следующие: в марте 2009 г. в Таллине на уровне представителей внешнеполитических ведомств двух государств прошли первые совместные консультации по политически вопросам.
В июле 2009 г. состоялся первый официальный визит в Минск делегации парламента Эстонии (Рийгикогу) в составе руководства и представителей созданной в 2008 г. группы эстонских депутатов по парламентским связям с Белоруссией.
В октябре 2009 г. состоялся официальный визит в Белоруссию министра сельского хозяйства Эстонской Республики.
В октябре 2009 г. состоялся официальный визит в Белоруссию министра иностранных дел Эстонской Республики, в ходе которого прошли встречи с президентом Республики Беларусь А. Лукашенко и главой МИД РБ. По итогам визита главами внешнеполитических ведомств подписано межправительственное соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций [8].
В сентябре 2010 г. впервые на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран в Мин-
ске проведены межмидовские консультации по политическим вопросам.
В сентябре 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит в Эстонию делегации парламента Белоруссии в составе представителей созданной в апреле 2010 г. рабочей группы Национального собрания РБ по связям с парламентом Эстонии. Целью визита стало укрепление отношений между партнёрскими объединениями депутатов, а также развитие белорусско-эстонского межпарламентского диалога в целом.
Белорусские парламентарии встретились со спикером Рийгикогу и представителями ряда структурных подразделений и образований парламента Эстонии, а также в Министерстве иностранных дел Эстонии и с руководством мэрий г. Таллина и Маарду [8], большинство населения которого (80%) составляют русские и русскоязычные жители.
В октябре 2010 г. состоялся визит в Белоруссию заместителя министра иностранных дел Эстонской Республики по вопросам внешнеэкономической деятельности во главе делегации эстонских деловых кругов. Прошли встречи с заместителем министра иностранных дел и директором департамента внешнеэкономической деятельности МИД РБ.
6-8 декабря 2015 г. по приглашению Национального собрания Республику Беларусь посетила парламентская делегация, возглавляемая руководителем депутатской группы Рийгикогу по сотрудничеству с парламентом РБ В. Корбом.
11-14 мая 2015 г. состоялся визит в Эстонию первого заместителя министра связи и информатизации РБ в рамках участия в Неделе информационно-коммуникационных технологий для стран «Восточного партнёрства» ЕС.
8 Посольство Республики Беларусь в Эстонской Республике // URL: http://estonia.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/political/
3 декабря 2015 г. в Белграде в рамках участия в 22-й встрече Совета министров иностранных дел государств - участников ОБСЕ прошла встреча министров иностранных дел Белоруссии и Эстонии В. Макея и М. Кальюранд.
С 2014 г. стали регулярно проводиться консультации между министерствами иностранных дел Белоруссии и Эстонии на уровне заместителей руководителей внешнеполитических ведомств:
- январь 2014 г. - в Таллине прошли межмидовские консультации по политическим вопросам;
- январь 2015 г. - в Минске состоялся очередной раунд межмидовских консультаций по политическим вопросам;
- январь 2016 г. - в Таллине проводились межмидовские консультации по политическим вопросам, в рамках которых состоялась встреча с министром иностранных дел Эстонии М. Кальюранд, а также встреча в Рийгикогу [8].
С 2013 г. ежегодно проводятся межмидовские консультации по консульским вопросам: в 2013 и в 2015 гг. в Таллине, в 2014 г. в Минске.
В апреле 2015 г. в Таллине проведены межмидовские консультации по торгово-экономическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел двух государств. Второй раунд консультаций состоялся в апреле 2016 г. в Минске [8].
Как видно из представленной хроники официальных политических отношений, с начала 2000-х годов и вплоть до 2009 г., а потом, после краткой активизации, вплоть до 2014 г. политические отношения РБ со странами Прибалтики были практически свёрнуты. Причина этого состоит в том, что страны Прибалтики шли полностью в фарватере политики США и Евросоюза в отношении Белоруссии, жёстко критикуя власти республики и лично А. Лукашенко за узурпацию власти, отсутствие свободы слова и демократии, подтасовку результатов голосования на проводимых в 1996-
2010 гг. в республике выборах президента и парламента, а также на трёх референдумах.
Заметное улучшение отношений стран Прибалтики с Белоруссией в 2014-2017 гг. связано с тем, что после «Русской весны» 2014 г. Минск стал постепенно дистанцироваться от внешнеполитического курса Москвы. Это нашло своё отражение в:
- резком наращивании числа визитов в западные страны главы МИД РБ В. Макея и его заместителей;
- непризнании итогов Крымского референдума и воссоединения Крыма и Севастополя с Россией (Крым на сайте МИД РБ до сих пор указан как часть территории Украины);
- проведении в Минске летом 2017 г. сессии ПА ОБСЕ, на которой была принята антироссийская резолюция, за которую проголосовали и депутаты белорусского парламента;
- демонстративном отказе А. Лукашенко от совместной инспекции военных учений «Запад-2017» совместно с президентом России В. Путиным и министром обороны России С. Шойгу.
Всё это, как и другие факты дистанцирования от России (в том числе дело белорусских журналистов Ю. Павловца, С. Шиптенко и Д. Алим-кина, которым за свои публикации, направленные на защиту «Русского мира», в республике грозят серьёзные тюремные сроки), получило одобрение политической верхушки США и ЕС, что очень быстро нашло своё отражение и в повышении уровня и интенсивности отношений стран Прибалтики с Минском.
Немаловажная роль в выстраивании новых политических отношений отводится и программе Евросоюза
«Восточное партнёрство», очередной саммит которого состоялся 24 ноября 2017 г. в Брюсселе. Как отметил в своём интервью 7 мая 2015 г. литовскому изданию «Экспресс-неделя» посол Республики Беларусь в Литве А. Король, «"Восточное партнёрство" является как раз той площадкой, на которой есть возможность доводить до европейских партнёров нашу точку зрения, продвигать реальные проекты, имеющие конкретную отдачу для государства и его граждан. Мы всегда выступали за то, чтобы программа "Восточного партнёрства" была наполнена совместными проектами, которые способствовали бы интеграции экономик, взаимодействию бизнеса и улучшению инфраструктуры наших стран, поэтому мы предложили ряд конкретных проектов по обустройству приграничной инфраструктуры, развитию транзитного потенциала страны. Но мы против дискриминационного подхода в отношении Белоруссии, и сегодняшние тенденции благоприятны для нас. После событий в Украине, думаю, многие поняли, за какие именно европейские ценности надо бороться: не за однополые браки, а за стабильность в стране и независимость государства» [9].
Это ещё одно подтверждение того, что фактор Украины в новом внешнеполитическом курсе республики после весны 2014 г. официальными лицами не отрицается.
Анализ политических отношений РБ и стран Прибалтики показывает, что в политической области они в от-
ношении Белоруссии придерживаются единой позиции, диктуемой руководящими структурами Евросоюза. Её суть заключается в том, что в Белоруссии должны пройти внутренние демократические преобразования, такие как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни.
Однако в рамках этой общей позиции «белорусская» политика отдельных стран Прибалтики несколько отличается.
Политика Латвии, например, заключается в смещении основного вектора активизации двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно позитивны и во многом результативны, что объясняется экономическим прагматизмом Риги. Латвия пытается создать необходимый фундамент для развития торгово-экономических отношений и получения доходов от использования Белоруссией латвийской железнодорожной и портовой инфраструктуры.
Наиболее концептуально разработана в отношении Белоруссии политика Литвы. Это государство
9 Минск: конфликт в Донбассе показал. Что истинная ценность - стабильность // URL: http://rlan.com.ua/politics/20150508/367256323.html
стремится играть роль посредника между Белоруссией и институтами Евросоюза, что может способствовать, как надеются в Вильнюсе, повышению международного авторитета Литвы и её президента. Одновременно Литва при помощи политических заявлений и чётко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Белоруссии пытается влиять на политику Минска в нужном Западу направлении. Впрочем, сама роль посредника, как представляется, была «подсказана» Литве Брюсселем.
Одной из таких попыток повлиять на руководство РБ была вильнюсская конференция, организованная представителями Литвы и Польши и проходившая на высшем уровне в сентябре 1997 г. под названием «Сосуществование наций и добрососедство - гарантия безопасности и стабильности в Европе». Однако, как заметил президент Латвии Г. Улманис, главная цель конференции - заинтересовать президента Александра Лукашенко в укреп-
лении демократии в Белоруссии, выполнена не была.
А затем в белорусско-прибалтийских отношениях начался период охлаждения, продлившийся до 2014 г.
Отдельной большой проблемной областью отношений между Белоруссией и Литвой является строительство Белорусской АЭС. Тем не менее торгово-экономические отношения РБ с Литвой развиваются достаточно динамично, несмотря на периоды обострения политических взаимоотношений между элитами двух государств.
Между Белоруссией и Эстонией наблюдается отсутствие регулярных политических контактов, встреч на высшем уровне. Относительно внутренней ситуации в Белоруссии Эстония, являясь ассоциированным членом ЕС, полностью поддерживает позицию Еврокомиссии. Всё это позволяет говорить о том, что Эстония находится на периферии белорусско-прибалтийских отношений и занимает наиболее нейтральную позицию в отношении властей республики.
Библиография • References
Минск: конфликт в Донбассе показал. Что истинная ценность - стабильность //
URL: http://rlan.com.ua/politics/20150508/367256323.html [Minsk: konflikt v Donbasse pokazal. Chto istinnaja cennost' - stabil'nost' // URL:
http://rlan.com.ua/polltics/20150508/367256323.html] Позняк З. Беларусь, Россия, СНГ // Народная газета. 1993. 14 января. [PoznjakZ. Belarus', Rossija, SNG // Narodnaja gazeta. 1993. 14 janvarja] Посольство Республики Беларусь в Латвийской Республике // URL: http://latvia.
mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ [Posol'stvo Respubliki Belarus' v Latvijskoj Respublike // URL: http://latvia.mfa.gov.
by/ru/bilateral_relations/] Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике // URL: http://lithuania.
mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ [Posol'stvo Respubliki Belarus' v Litovskoj Respublike // URL: http://lithuania.mfa.
gov.by/ru/bilateral_relations/] Посольство Республики Беларусь в Эстонской Республике // URL: http://estonia. mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/political/
[Posol'stvo Respubliki Belarus' v Jestonskoj Respublike // URL: http://estonia.
mfa.gov.by/ru/bllateral_relatlons/polltlcal/] Развитие европейского вектора внешней политики белорусского государства // URL: https://studopedia.ru/9_62109_razvitie-evropeyskogo-vektora-vneshney-politiki-belorusskogo-gosudarstva.html [Razvitie evropejskogo vektora vneshnej politiki belorusskogo gosudarstva // URL: https://studopedia.ru/9_62109_razvitie-evropeyskogo-vektora-vneshney-politiki-belorusskogo-gosudarstva.html] Розанов А. Республика Беларусь: внешнеполитическая ориентация // Беларусь
на перепутье: в поисках международной идентичности. М., 1998. [Rozanov A. Respublika Belarus': vneshnepoliticheskaja orientacija // Belarus' na
pereput'e: v poiskah mezhdunarodnoj identichnosti. M., 1998] Тезисы выступления президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко // URL:
http://www.president.gov.by/rus/president/Speech/tez0207.shtml [Tezisy vystuplenija prezidenta Respubliki Belarus' A. G. Lukashenko // URL: http://
www.president.gov.by/rus/president/Speech/tez0207.shtml] Трусов А. Станет ли Беларусь столицей БЧС? // Народная газета. 1993. 20 января.
[Trusov A. Stanet li Belarus' stolicej BChS? // Narodnaja gazeta. 1993. 20 janvarja]
Статья поступила в редакцию 20 ноября 2017 г.
Л
Продолжается подписка на 2018 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:
47653 - на полугодие 36789 - на год