УДК 327
Владислав Воротников
11= -О ш
5 S
Страны Прибалтики
в 2020-2021 гг.:
испытание «коронакризисом»
Аннотация. Статья посвящена анализу итогов развития Латвии, Литвы и Эстонии в «ко-ронакризисные» 2020-2021 гг. Будучи небольшими по размеру и имеющемуся экономическому потенциалу и вследствие этого зависимыми от международной финансово-экономической конъюнктуры, национальные экономики государств Прибалтики в периоды кризисов традиционно испытывают недостаток во внутренних ресурсах поддержания экономической стабильности. В период «коронакризиса» таким ресурсом ожидаемо стала внешняя помощь со стороны ЕС, а также Северного инвестиционного банка, что позволило привести в действие планы поддержки экономик и, несмотря на сокращение ВВП в 2020 г., выйти в 2021 г. вновь на докризисный уровень. Вместе с тем геоэкономические факторы продолжили оставаться второстепенными в вопросах внешнеполитического позиционирования прибалтийских государств. Их внешнюю политику по-прежнему определяли сознательное усиление конфликтности с Россией, попытки вмешательства во внутренние дела Белоруссии; дополнительной напряженности придали этим отношениям миграционный кризис и «военная паника» второй половины 2021 г. Ценностно-идеологическая мотивированность внешней политики Латвии, Литвы и Эстонии продолжала способствовать формированию нового «железного занавеса» по их восточной границе.
Ключевые слова: Латвия, Литва, Эстония, государства Прибалтики, государства Балтии, «коронакризис», «неграждане», Балтийский регион.
© Воротников Владислав Владиславович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и политики стран Европы и Америки, ведущий научный сотрудник, директор, Центр европейских исследований Институт международных исследований МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник, Отдел исследований Центральной и Восточной Европы, Институт Европы РАН. E-mail: [email protected]
и
Рубеж 2020-х гг. изобилует круглыми датами, значимыми с точки зрения национально-государственного строительства стран Прибалти-> ки (Латвии, Литвы, Эстонии) в XX в. Это и 100-летие провозглашения и признания их независимости; и 80-летие вхождения этих стран в состав Советского Союза; и 30-летие повторного провозглашения суверенитета и независимости в годы перестройки, а затем ее признание международным сообществом и союзным центром; и некоторые другие даты, включая 80-летие вызывающего активную полемику и интенсивную политико-пропагандистскую деятельность Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Именно поэтому в самих странах Балтии отмечание этих событий растянулось на много лет. К примеру, в Латвии накануне празднования, министерством культуры была принята отдельная официальная «Программа подготовки к празднованию 100-летия Латвийского государства», которая была рассчитана на 2017-2021 гг. Венчает юбилейные годы 2022 г., в который исполнится 100 лет с момента принятия Конституций в Латвии (действует по сей день) и Литве и 30 лет с момента принятия действующих сегодня Конституций Литвы и Эстонии. Наконец, в январе 2023 г. в Литве отметят 100-летие захвата и присоединения Клайпеды (в 1252-1923 г. — Мемель).
Оценивать успешность государственного строительства довольно сложно, поскольку критерии этого не всегда очевидны и зависят от исследовательского фокуса. Безусловно, сам факт 100-летнего существования проектов государственности показывает, что с формальной точки зрения они удались. Вместе с тем, уже эта констатация может быть оспорена в связи с различными оценочными интерпретациями событий XX в. Для стран Балтии советского периода как бы не существуют, сознательно замалчиваются хозяйственные и культурные достижения этой эпохи, которая именуется и в научном, и в общественно-политическом дискурсах не иначе как «оккупация», а в Литве и Латвии даже введено уголовное наказание за ее отрицание. Тем самым отрицается историческая преемственность межвоенных, советских и современных политий. Тем не менее, сам факт визуализации на политических картах Европы этих государств даёт убедительный ответ на вопрос об успешности этих проектов. Аналогичным образом успешным оказался и последний этап раз-
0 .2
<
вития этих государств — «воссоединение с Европой», вхождение в НАТО, о
к
<
ЕС, ОЭСР и дальнейшая евроатлантическая интеграция. При всех экономических издержках (деиндустриализация, депопуляция вследствие
сокращения рождаемости и роста эмиграции, рост налогов и проч.) ¡^
<
этот этап оценивается населением положительно. Другой вопрос в качественном наполнении этого успеха. И здесь нельзя не отметить, что политическое развитие прибалтийских государств после 1991 г. шло по
и
пути создания этнократических, националистических режимов. В этом смысле для начала XXI в. довольно анахронично на европейской карте > выглядят гетерогенные общества, в которых политически в течение трех десятилетий насаждается доминирование одной этнической группы. Апофеозом стало включение в 2014 г. в преамбулу Конституции Латвии тезисов о том, что Латвийское государство создано «для гарантирования существования латышской нации, культуры и языка» и для «обеспечения свободы и благополучия латышского народа», а идентичность «издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности» (Latvijas Republikas За^егете...). Сегодня, кстати, этот упор на моноэтничность и желание не интегрировать, а ассимилировать представителей иных этносов и культур может сыграть со странами Балтии злую шутку. Связано это не только с растущей эмиграцией из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая для этого региона в целом, несмотря на кризис 2021 г., носит ограниченный характер, но также и со значительным ростом ^ числа мигрантов с Украины, что уже сегодня вызывает недовольство и £ рост поддержки правоконсервативных и правопопулистских сил в этих ^ странах (Воротников В. В., Габарта А. А., 2021).
Охарактеризованный контекст важен при анализе как долгосрочного развития государств Балтии, так и их текущего положения, поскольку с обозначенными выше обстоятельствами их развития в последние три десятилетия связано восприятие внутренних и внешних вызовов, которые в экстремальных условиях кризиса 2020-2021 гг. стали только острее.
Внутренняя политика
Внутриполитическая обстановка и социально-экономическое развитие в государствах Балтии в 2020-2021 гг. определялись стремлением национальных властей адаптироваться к реалиям «коронакризиса» и сформировать устойчивый механизм преодоления его последствий.
Серьезным ударом национальному хозяйственному развитию стало вынужденное введение ограничительных карантинных мер. В частности, в Латвии чрезвычайное положение и локдаун вводились с 13 марта по 9 июня 2020 г.; с 9 ноября 2020 г. по 6 апреля 2021 г.; с 21 ок- 2 тября (с 11 октября — комендантский час) по 15 ноября 2021 г.; на сегод- о няшний день продолжает действовать чрезвычайная ситуация. В Литве первый карантин действовал с 16 марта по 16 июня 2020 г.; с 4 ноября < 2020 г. по 1 июля 2021 г.; с 1 июля 2021 г. по вей стране была объяв- ¡^ лена «экстремальная ситуация государственного уровня». В Эстонии чрезвычайное положение было объявлено с 13 марта по 17 мая 2020 г., с 11 марта до 17 мая и с 21 октября до 15 ноября 2021 г. В периоды между
> о
и
I
<
П
I
<
П С
s <
П
О
< I
<
локдаунами продолжали действовать стандартные антивирусные ограничения, причем по мере роста числа привитых правительства стали вводить дискриминационные меры в отношении невакцинированных граждан. Кроме того, для вакцинированных (на январь 2022 г. их количество составило 69% населения в Латвии и Литве и 63% — в Эстонии) (Coronavirus Pandemic...) с лета во всех странах Балтии стали действовать «зеленые паспорта» для привитых граждан (в Литве они получили название «паспорта возможностей»).
Введение ограничений для перемещения и посещения общественных мест вызвали общественные протесты. Так, серьезные беспорядки, подавленные полицией, произошли 10-11 августа 2021 г. в Вильнюсе (Riauses prie Seimo...); в ноябре в Вильнюсе и Каунасе также прошли акции протеста против вакцинации детей. Протесты против «антиковидных» ограничений прошли и в Риге. В частности, более 10 тыс. чел. собрались на акции протеста 19 августа 2021 г., а митинги 2 октября (В Риге около тысячи. 2021) и 13 декабря (В Риге проходит акция. 2021) оказались уже менее многочисленными (около 1000 и 600 чел.), однако сопровождались уже в том числе и политическими и экономическими антиправительственными лозунгами. Несколько акций протеста состоялись и в Таллине. Однако если протесты против карантина в марте-апреле были весьма немногочисленными (несколько сотен человек) (В Эстонии прошли акции. 2021; Протесты, угрозы, задержания. 2021), то акция 23 октября собрала несколько тысяч участников, причем ее организатором стал фонд «В защиту семьи и традиций», а в числе участников были депутаты правопопулистской Эстонской народной консервативной партии (EKRE), а также а также члены националистической организации «Солдаты Оди-на» (В Эстонии прошла акция. 2021).
На сегодняшний день наблюдается постепенное смягчение «анти-ковидных» мер. Так, министр благосостояния Латвии предложил отменить обязательную вакцинацию работников частного сектора (Министр благосостояния Эглитис. 2022); с марта предлагается начать снятие ограничений, а к лету — отменить чрезвычайную ситуацию («Освободить» магазины и рестораны. 2022). 20 января 2022 г. Сейм Литвы отказался проголосовать за введение обязательной вакцинации медицинских и социальных работников (В Литве не будет обязательной. 2022), о а 2 февраля было принято решение приостановить действие «паспортов
к
возможностей» (правда, были введены ограничения допустимого ко- <
личества покупателей в магазине). В Эстонии также с 7 февраля 2022 г. ¡^
<
началось смягчение мер (Правительство Эстонии. 2022); кроме того, обязательная вакцинация так и не была введена (Каллас — ЕЖЕ... 2021), хотя ответственность за вакцинацию работников, по сути, была возло-
и
жена на работодателей, которые имеют право требовать от работников предоставления соответствующего документа.
Следует отметить, что на сегодняшний день прибалтийские экономики, в целом, адаптировались к условиям перманентного кризиса, однако значимых факторов роста пока нет, о чем свидетельствует относительно скромная динамика восстановления экономик после спада 2020 г. (в Латвии ВВП сократился на 3,6%, в Литве — на 1,3%, в Эстонии — на 2,9%), вышедших в 2021 г., впрочем, на докризисный уровень (Экономика Латвии восстанавливается. 2022), и прогнозы на 2022 г. (так, по данным банка ЗЕВ, латвийский ВВП может вырасти на 5%, литовский — на 3,5%, эстонский — на 3,2%). Относительно успешная адаптация к кризисным условиям сопровождалась ростом государственного долга и дефицита бюджетов всех трех стран, но, вместе с тем, стала бы невозможной без международной помощи. В частности, из Фонда восстановления ЕС, созданного для выхода из «коронакиризиса», Латвия получит 1,8 млрд евро, Литва — 2,22 млрд евро, Эстония — 0,76 млрд евро. Кроме того, в 2020 г. Эстония получила кредит в Северном инвестиционном банке в объеме 750 млн евро и сроком на пятнадцать лет, Латвия — в размере 500 млн евро сроком на десять лет.
Выделение этих средств позволило правительствам прибалтийских стран начать реализовывать программы поддержки значительно пострадавших от «коронакризиса» отраслей экономики. Основными направлениями этих программ стали поддержка объема оборотных средств бизнеса, субсидирование зарплат, введение налоговых каникул, рост социальных выплат (пенсионерам, семьям с детьми, самозанятым), расширение финансирования программ профессиональной подготовки и переподготовки, повышение стимулирующих выплат работникам сферы здравоохранения, снижение процентных ставок по кредитам для предприятий наиболее пострадавших секторов экономики — транспортного (в связи со значительным сокращением пассажирских перевозок), туристического, сельского хозяйства, сферы услуг (общественное питание, парикмахерские, химчистки, фото, фитнес-клубы и т.д.), проведения спортивных и культурно-развлекательных мероприятий, искусства и др. Уже на начальном этапе весной 2020 г. были на межпартийном уровне 2
П
согласованы и утверждены правительственные планы поддержки наци- о ональных экономик, впоследствии расширявшиеся и корректировавшиеся: в Латвии — на сумму 3,8 млрд евро (13%ВВП), в Литве — 5 млрд евро < (10% ВВП), в Эстонии — 2,3 млрд евро (8,5% ВВП) (Подробнее: Страны Центральной Европы. 2022).
Указанные меры, как уже было отмечено, позволили смягчить сложившую кризисную обстановку, в основном обеспечить социальную и
> о
и
I
<
П
I
<
П С
<
П
О
< I
<
экономическую стабильность. Во всех трех странах сформировался, в целом, партийно-политический консенсус относительно программ государственной поддержки восстановления экономик, вследствие чего прошедшие за 2020-2021 гг. выборы разного уровня (муниципальные выборы в Эстонии в октябре 2020 г. и Латвии в июне 2021 г.; парламентские выборы в Литве 2020 г.; президентские в Эстонии в августе 2021 г.) не оказали существенного влияния на реализацию общего экономического курса, как и смена правящей коалиции в Эстонии вследствие правительственного кризиса начала 2021 г.
Наиболее существенные изменения произошли в политической жизни Литвы. По итогам выборов в Сейм в октябре 2020 г. сменилась правительственная коалиция: место «зеленых» и социал-демократов заняла новая, либерал-консервативная коалиция. Значительного успеха, восстановив своё политическое влияние и получив право формировать правительство, добилась консервативная партия «Союз Отечества-Хри-стианские демократы Литвы», заняв 50 мест в парламенте (по сравнению с 31 в 2016 г.). Существенного успеха добились либералы. Если «Движение либералов» потеряло одно место (13 вместо 14), то возникшая вследствие отделения от него «Партия свободы» сразу же попала в Сейм, получив 11 мест. В то же время Союз крестьян и зелёных Литвы, имевший в прежнем созыве Сейма 54 места, сумел занять только 32. Вследствие раскола, продолжила терять политические позиции Социал-демократическая партия Литвы (13 вместо 17 мест), вместе с тем общее количество левоцентристов в Сейме выросло: вернула представительство по партийным спискам «Партия труда» (10 мест); по одномандатным округам избрались представители новой, выделившейся из СДПЛ Социал-демократической трудовой партии Литвы (3 места). Неожиданно не смогла преодолеть 5%-й барьер представляющая интересы национальных меньшинств (поляков, русских) партия «Избирательная акция поляков Литвы-Союз христианских семей», хотя по одномандатным округам три её представителя все же прошли в парламент.
Возникшее правительство, которому предстоит бороться с последствиями «коронакризиса», приведшего к поражению прежней правящей коалиции, отличает новый, нехарактерный для консервативной Литвы гендерный баланс: из 14 министров 6 постов заняли женщины. Кроме о того, пост премьер-министра впервые с 1991 г. заняла экономист, бывший министр финансов (2009-2012) Ингрида Шимоните. Однако смена состава правящей коалиции не устранила противоречий внутри правящего 5 класса, обозначившихся вскоре после занятия президентского кресла Г. Науседой в мае 2019 г. (Mazvydas Jastramskis. 2020; Ekspertai ^егйпо, ^¿1. 2021).
и
В Эстонии на протяжении 2020 г. у власти продолжала находиться так называемая «странная коалиция» (Осколков П.В., 2019) социал-либе-> ральной Центристской партии, национал-консерваторов из «Отчества» и правых популистов из Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), возникшая ещё весной 2019 г. Попытка объединить силы, которые, с идеологической точки зрения, объединить почти невозможно, привела к существенной внутренней конфликтности, регулярно выходившей в публичное пространство, в особенности по вопросам общеевропейских ценностей и внешней политики. Представители EKRE регулярно выступали с провокационными заявлениями относительно территориальных претензий к России, необходимости ужесточения иммиграционного законодательства или критикой гендерного равноправия в соседней Финляндии. Именно EKRE эстонская внутриполитическая повестка дня обязана планом провести в 2021 г. референдум по вопросу определения брака как союза между мужчиной и женщиной. Причем, как показывали социологические замеры ноября-декабря 2020 г., референдум мог закончиться утверждением именно этой формулировки. Однако в январе 2021 г. вследствие коррупционного скандала в Центристской партии коалиция распалась (как отмечают исследователи, возможно, это был «хорошо подготовленный сюрприз» (Межевич Н.М., Осколков П.В., 2021), чтобы избавиться от enfant terrible эстонской политики — партии EKRE). Новую сформировали представители центристов и Партии реформ (на этот раз правительство возглавила реформист Кая Каллас; помимо неё, женщины в правительстве из 14 министерских постов заняли 5), тогда как EKRE вновь вернулась в статус оппозиционной, «нерукопожатной» политической силы.
В августе 2021 г. в Эстонии прошли президентские выборы. Эстония является парламентской республикой, и президент избирается ее представительным органом (в некоторых случаях процедура сложнее, но в любом случае всенародного голосования не проводится) и имеет ограниченные полномочия (хотя как свидетельствует деятельность предыдущих президентов, в особенности во внешнеполитической сфере, личность и взгляды президента могут оказывать определенное воздействие на практическую политику) (Park A., 2005). В этот раз на этот пост был 2 избран бывший ректор Тартуского университета, директор Эстонского о национального музея Алар Карис, став компромиссной фигурой, получившей поддержку правящих Партии реформ и Центристской партии.
Из ключевых событий внутриполитической жизни Латвии можно отметить не связанные с «коронакризисом» проведение внеочередных выборов в Рижскую думу и принятие Сеймом закона об административной реформе. Реформа привела к сокращению числа самоуправлений
(со 119 до 42) и, согласно официальной позиции, была направлена на сокращение административного аппарата и повышение эффективности > его работы. После прошедших 5 июня 2021 г. уже в новых условиях очередных местных выборов с 1 июля начали работу новоизбранные органы самоуправлений.
Вследствие начавшегося в связи с коррупционным скандалом вокруг тогдашнего мэра Риги Н. Ушакова кризиса в рижском самоуправлении в августе 2020 г. состоялись внеочередные выборы в Рижскую думу. Явка составила 40,58% и была наименьшей на рижских муниципальных выборах с 1997 г. По итогам голосования в думе оказались представлены семь депутатских списков (в 2017 г. — пять). Партии «Согласие» и «Честь служить Риге» в этот раз шли не блоком, а отдельными списками и вместо прежних 32 мандатов получили в сумме только 12, оказавшись в оппозиции. Одновременно в столичную политику вернулся «Русский союз Латвии», получив 4 места. Коалиция (аналогичная правительственной, за исключением не прошедшей в Думу партии KPV LV) в итоге была сформирована партиями «Для развития / За!» (её представляет и новый мэр Риги — М. Статис) и «Прогрессивные» (18 мест), «Новое единство» (10 мест), «Национальное объединение» и Латвийское объединение регионов (7 мест), Новая консервативная партия (4 места). Тем самым завершилась борьба за установление государственного контроля над Рижским портом, что, как считается, стало основной предпосылкой «атаки» на Н. Ушакова и последовавшего политического кризиса.
Наконец, ещё одним важным событием для Латвии стало вступление в силу с 1 января 2020 г. закона, согласно которому статус «негражданина» перестал присваиваться новорожденным, наоборот — теперь им автоматически стало предоставляться латвийское гражданство. Несмотря на сохранение режима правовой дискриминации (не менее 79 ограничений для «неграждан»), эта мера ликвидировала механизм автоматического воспроизводства института «негражданства». Количество «неграждан» в Латвии в 2021 г. составляло 190 522 чел., около 10,1% населения страны (для сравнения: количество «лиц с неопределённым гражданством» в Эстонии — 68 992 чел., 5,2% населения; аналогичная решение вступило
и
0 .2
в силу еще в 2016 г.). <
П
Внешняя политика
В области внешней политики и политики безопасности государства Прибалтики двигались в русле давно сформировавшегося консенсуса относительно её приоритетов — евроатлантизм и реализация ценностной повестки дня, повышение оборонных расходов, усиление санкци-онного давления на Россию, преследование русскоязычных активистов
к
<
и
и правозащитников, а также сокращение присутствия российских СМИ в национальных информационных пространствах.
Особенностью евроинтеграционного измерения внешней политики прибалтийских государств была необходимость сохранения прежнего уровня дотационной поддержки в условиях «коронакризиса» и сокращения национальных взносов в связи с выходом Великобритании из ЕС. Реализация этой задачи им, в целом, удалась. На период действия финансовой инициативы (бюджета) ЕС 2021-2027 гг. странам Балтии предусмотрено выделение (allocated): Латвии — 4,242 млрд евро; Литве — 6,292 млрд евро; Эстонии — 3,369 млрд евро (2021-2027 — Goal.). В первую очередь, важно, что получат дальнейшее финансирование проекты скоростной ж/д магистрали Rail Baltic и синхронизации электросетей стран Балтии с европейскими в рамках реализации цели по преодолению инфраструктурной изолированности этого региона к 2025 г. (для Латвии, Литвы и Эстонии это будет означать выход из энергетического кольца БРЭЛЛ). Кроме того, как уже отмечалось, поддержка прибалтийским государствам будет оказана через Фонд восстановления, созданный для выхода из «коронакризиса». Латвия, в частности, получит из него 1,8 млрд евро, Литва — 2,22 млрд евро, Эстония — 0,76 млрд евро.
Что касается отношений с Россией, то при сохранении «замороженного» статуса политико-дипломатических контактов и с учетом прекращения гуманитарного и туристического взаимодействия (с июня 2021 г. полностью вакцинированных туристов из России стала допускать только Эстония) в условиях «коронакризисных» ограничений, без сомнения, ключевую роль в ухудшении и без того находящихся на низшей точке отношений сыграл сначала «белорусский кризис» 2020 г., а затем — «военная паника» второй половины 2021 г. и связанное с ней нагнетание антироссийской истерии в мировых медиа. Помимо ставшего уже традиционным «риторического» лидерства по части агрессивных, а порой и русофобских заявлений, страны Балтии вновь оказались среди наиболее активных сторонников поставок летального вооружения на Украину. В частности, Литва в начале 2022 г. объявила о начале поставок ПЗРК «Стингер», Эстония — ПТРК «Джавелин». При этом, если Израиль (Израиль запретил странам. 2022) и ФРГ (Германия заблокировала
0 .2
<
поставки. 2022) запретили поставки произведенных в этих странах о
вооружений, то США, наоборот, такое разрешение дали (Странам Балтии разрешили. 2022).
После президентских выборов в Белоруссии страны Балтии на протяжении августа-сентября 2020 г. выступили с серией совместных заявлений (в том числе на уровне ЕС), осуждающих действия избранного президента Белоруссии А. Лукашенко и требующих введения новых
к
<
и
санкций как в отношении этого государства, так и России. 29 августа прибалтийские государства ввели индивидуальные санкции в отношении > А. Лукашенко и 29 белорусских чиновников. 25 сентября они были расширены: Латвией — на 101 чел., Литвой — на «существенное количество», Эстонией — на 98 чел. Кроме того, страны Балтии присоединились к 3 пакетам санкций (как индивидуальных, так и против белорусских юридических лиц) в отношении Белоруссии, которые были приняты на уровне ЕС 2 октября, 6 ноября, 17 декабря. Отметим и то, что 10 сентября Сейм Литвы принял резолюцию «О нелегитимном союзе с Россией, навязанном Белоруссии», в которой призвал международное сообщество «поддержать требование избранной белорусским народом лидера Светланы Тиханов-ской и созданного по её призыву Координационного совета как единственных легитимных представителей белорусской нации» (Rezoliucija del neteisetos... 2020). Сама С. Тихановская 11 августа 2020 г. покинула территорию Белоруссии именно через границу с Литвой и с этого момента проживает в Вильнюсе, куда ещё до выборов были вывезены её дети. В рамках созданного Литвой «гуманитарного коридора» с 11 августа 2020 г. по начало января 2021 г. в Литву было разрешено прибыть 779 гражданам Белоруссии. До конца 2021 г. политическое убежище получили 112 человек (Tarptautin^ migrant^ dienq... 2017). При этом, в целом, за последние два года в Литве значительно выросло количество легально проживающих белорусских граждан: в 2019 г. — 12 204 чел.; в 2020 г. — 17 769 чел.; в 2021 г., январь — 23 440 чел., декабрь — 30 117 чел. ("Migracija skaiciais"...)
Литва, без сомнения, с самого начала заняла наиболее жесткую позицию в отношении белорусских событий. Литовская активность на белорусском направлении носит традиционный, долговременный характер, может иметь глубокие исторические корни (Nikzentatitis A., 2014) и проявляется как в ценностно-идеологическом противостоянии России, так и в конкретных шагах, как, например, поддержка белорусской оппозиции или бойкот электроэнергии, которая будет производиться на Белорусской АЭС (впрочем, Латвия и Эстония его в конечном счете также поддержали). Неготовность к диалогу с Россией уже привела к фактическому замораживанию двусторонних политических контактов и спровоцировала переориентацию значительного объема грузопотоков из прибалтийских портов в российские. Белорусский транзит стал по- о следним шансом на выживание транзитного сектора Литвы (и Латвии). Однако вновь мотивированные идеологическими соображениями, а не экономической целесообразностью действия в условиях «коронакризиса» могут привести к потере тысяч (а, возможно, и десятков тысяч) рабочих мест в транспортно-логистическом и смежных секторах, тем самым усилив социально-экономическую нестабильность в стране. Так, в декабре
и
2020 г. уже был приостановлен транзит белорусских нефтепродуктов £ с использованием литовских мощностей. А в декабре 2021 г. компания > «Литовские железные дороги» вслед за принятием США, Канадой и Великобританией очередного пакета санкций в отношении Белоруссии в одностороннем порядке расторгла договор на транзит белорусских удобрений, производимых компанией «Беларуськалий», в Клайпедский порт. В ближайшей перспективе это повлечет выдвижение судебного иска на несколько миллиардов евро в отношении литовского перевозчика и в случае его удовлетворения, по оценкам, может привести даже к банкротству компании (Получит ли «Беларуськалий» миллиард. 2022).
Наконец, еще один международный конфликт, который спровоцировали жёсткие ценностные установки, лежащие в основе литовской внешней политики, связан с открытием представительства Тайваня в Вильнюсе в ноябре 2021 г. и, в целом, последовательно проводившейся этой страной на протяжении последних лет антикитайской политикой (включая выход из состава форума «17+1»). Результатом стал не только взаимный отзыв послов, но и исключение литовских товаров (в том числе произведенных иностранными компаниями на территории Литвы) из таможенного реестра Китая, что может оказаться болезненным для литовской экономики, хотя Тайвань заявил о создании фонда в размере 1 млрд долл. для реализации совместных проектов, а 200 млн долл. планируется проинвестировать в высокотехнологичный сектор Литвы. Вместе с тем, с учетом поддержки, оказанной в конфликте со стороны ЕС (Евросоюз поддержал Литву. 2022), а также явном следовании Вильнюса политической линии США и НАТО на противостояние с Китаем, поддержка последних в противостоянии с Россией может рассматриваться как более весомое приобретение в текущей ситуации, чем восстановление нормальных отношений с Пекином (Большой переполох. 2021).
Существенным внешним вызовом для Литвы и Латвии стал миграционный кризис второй половины 2021 г., связанный с попытками массового проникновения из Белоруссии на территорию этих государств нелегальных мигрантов из государств Ближнего Востока (в первую очередь Ирака — около 70% от всей численности), Северной и Центральной Африки и Южной Азии. В течение лета более 4 200 чел. удалось проник-
0 .2
<
нуть в Литву, однако с августа литовские пограничники и представители о
силовых структур не пустили на территорию страны более 8 000 чел. (Шаи^, migracijos krizë... 2021). Еще около 5 000 тыс. чел. были задержаны с августа по январь на белорусско-латвийской границе (Чрезвычайная ¡^ ситуация. 2022). Однако, как и большинство других вызовов миграционный вопрос подвергся секьюритизации и стал характеризоваться национальными властями в контексте «гибридной угрозы» со стороны
Белоруссии и России (Rezolшdjq <^¿1 Ыbridm¿s... 2021). В приграничных ¿- регионах был введен режим чрезвычайного положения (в Латвии — дей-> ствует до мая 2022 г.); были предприняты попытки задействовать в урегулировании кризиса механизмы НАТО (Prezidentas: jei padëtis... 2021). На границе с Белоруссией литовские и латвийские власти стали возводить стену из колючей проволоки, которую планируется завершить в 2022 и 2024 гг. соответственно. Брюссель, вместе с тем, отказался от финансирования этой инициативы. На сегодняшний день лагеря для размещения беженцев стали местом постоянной социальной напряженности и неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
и
П С
Выводы
За прошедшие два «пандемийных» года страны Балтии подтвердили £ свой статус малых открытых экономик, подверженных влиянию между-к народно-политической и глобальной экономической сред, не имеющих ресурса для самостоятельного выхода из кризисных ситуаций. При этом, ¡2 несмотря на тяжесть обрушившегося на них кризиса и, как следствие, £ принятие жестких ограничений социальной и экономической актив-^ ности граждан, тенденции к деидеологизации их внешней политики не просматривается. Очевидно, что за последние годы, когда страны Прибалтики заняли, пожалуй, одну из наиболее жестких в отношении России позицию, неоднократно становились инициаторами антироссийских действий на уровне ЕС, НАТО и СЕ, на государственном уровне продолжают преследование российских СМИ и русскоязычных активистов, потенциал для возобновления нормального диалога с Москвой и, как следствие, восстановления благоприятного фона для интенсификации экономических контактов был практически утрачен. Однако явно коррелирующие с американской внешнеполитической повесткой дня расширение Литвой «идеологической борьбы» на Китай и принятие ею же ограничительных мер в отношении Белоруссии больше ударяют по ее собственному национальному хозяйству, обещая спад в транзитном и смежных секторах экономики. В этом отношении несколько выигрышнее смотрится позиция Эстонии, частично реанимировавшей туристический сектор за счет разрешения сентябре 2021 г. въезжать в страну туристам, 2 привитым вакциной «Sputnik V». Однако, несмотря на экономический о прагматизм этого решения (что в целом традиционно более свойственно эстонской внешней политике), говорить о его значимом влиянии на < российско-эстонские отношения не приходится. Исторические фобии и ценностно-идеологическая ригидность Латвии, Литвы и Эстонии продолжают способствовать формированию нового «железного занавеса» по их восточной границе.
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
тЧ
ó «Освободить» магазины и рестораны: Минэкономики представило свой план снятия ограничений. «Sputnik-Латвия». 28.01.2022. URL: https://lv.sputniknews.ru/20220128/ osvobodit-magaziny-i-restorany-minekonomiki-predstavilo-svoy-plan-snyatiya-ogranicheniy-20197789.html (дата обращения 11.03.2022). 2 Большой переполох с маленькой Литвой. Как страна стала главным врагом Китая среди государств Евросоюза. BBC. 24.12.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/features-59744696 (дата обращения 11.03.2022). ш В Литве не будет обязательной вакцинации медиков и соцработников. Сейм. 20.01.2022.
URL: https://baltija.eu/2022/01/20/v-litve-ne-bydet-obiazatelnoi-vakcinacii-medikov-i-¡< socrabotnikov-seim/ (дата обращения 11.03.2022).
В Риге около тысячи человек вышли на протест против разрушительных действий правительства. «Sputnik-Латвия». 02.10.2021. URL: https://lv.sputniknews.ru/20211002/ v-rige-okolo-tysyachi-chelovek-vyshli-na-protest-protiv-razrushitelnykh-deystviy-pravitelstva--18652958.html (дата обращения 11.03.2022). со В Риге проходит акция протеста против обязательной вакцинации. ТАСС. 13.12.2021. URL:
ш
о; https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13190319 (дата обращения 11.03.2022).
<
i В Эстонии прошла акция протеста против вакцинации и ограничений. ТАСС. 23.10.2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/12746363 (дата обращения 11.03.2022).
<
В Эстонии прошли акции протеста против карантина из-за пандемии. ТАСС. 20.03.2021.
URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10955661 (дата обращения 11.03.2022). Воротников В. В., Габарта А. А. Миграция жителей постсоветского пространства в Польшу и страны Балтии: динамика и особенности // Балтийский регион. 2021. Т. 13, № 4. С. 79-94. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-4-4. Германия заблокировала поставки вооружения своего производства от Эстонии Украине. Коммерсант. 22.01.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5180462 (дата обращения 11.03.2022).
Евросоюз поддержал Литву в её конфликте с Китаем из-за Тайваня. Euronews. 14.01.2022. URL: https://ru.euronews.com/2022/01/14/eu-china-lithiania-taiwan (дата обращения 11.03.2022).
Израиль запретил странам Балтии поставлять на Украину проданное им оружие. Известия. 05.02.2022. URL: https://iz.ru/1287227/2022-02-05/izrail-zapretil-stranam-baltii-postavliat-na-ukrainu-prodannoe-im-oruzhie (дата обращения 11.03.2022). Каллас — EKRE: в Эстонии нет обязательной вакцинации. 24.12.2021. URL: https://rus. err.ee/1608446414/kallas-ekre-v-jestonii-net-objazatelnoj-vakcinacii (дата обращения 11.03.2022).
Межевич Н.М., Осколков П.В. Правительственный кризис в Эстонии: возможные причины и последствия // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. №2 (232). DOI: 10.15211/analytics22021
0 .2
Министр благосостояния Эглитис: пришло время отменить обязательную вакцинацию о
работников частного сектора. Delfi. 07.02.2022. URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/ mmistr-blagosostoyamya-egHtis-prishlo-vremya-otmenit-obyazatelnuyu-vakcinadyu-rabotnikov-chastnogo-sektora.d?id=54029312 (дата обращения 11.03.2022). Осколков П.В. Эстония: правые популисты в «странной коалиции» // Научно-аналитический
вестник ИЕ РАН. 2019. №6. С. 47-52. DOI: 10.15211/vestnikieran620194752 Получит ли «Беларуськалий» миллиард евро: компания предупредила Литву о возможных исках. Sputnik. 25.01.2022. URL: https://lv.sputniknews.ru/20220125/poluchit-li-
<
belarmkaHy-mffliard-evro-kompamya-predupredila-litvu-o-vozmozhnykh-iskakh-20153015. html (дата обращения 11.03.2022). — Правительство Эстонии с 7 февраля начинает смягчение ограничений из-за ковида. ТАСС.
01.02.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/13584549 (дата обращения 11.03.2022). is Протесты, угрозы, задержания: в Эстонии продолжаются митинги против антиковид-
ш
ных мер. Baltnews. 13.04.2021. URL: https://baltnews.ee/Estonia_politika_novosti/ 20210413/1019436359/Protesty-ugrozy-zaderzhaniya-v-Estonii-prodolzhayutsya-mitingi-protiv-antikovidnykh-mer.html (дата обращения 11.03.2022).
I
<с
1= Странам Балтии разрешили поставку оружия американского производства на Украину.
I
<
П С
s <
П
о
< I
Интерфакс. 20.01.2022. URL: https://www.interfax.ru/world/816435 (дата обращения 11.03.2022).
Страны Центральной Европы перед вызовами третьего десятилетия. Механизмы социально-политической стабилизации кризисных ситуаций: научный доклад / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: ИЕ РАН, 2022. URL: http://visegradeurope.ru/wp-content/ uploads/2022/02/doklad.pdf (дата обращения 11.03.2022). Чрезвычайная ситуация в приграничных с Беларусью регионах продлена до 10 мая. Delfi. 01.02.2022. URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/chrezvychajnaya-situaciya-v-prigranichnyh-s-belarusyu-regionah-prodlena-do-10-maya.d?id=54006912 (дата обращения 11.03.2022).
< Экономика Латвии восстанавливается от коронакризиса медленнее Эстонии и Литвы 07.02.2022. URL: https://rus.err.ee/1608491597/jekonomika-latvii-vosstanavlivaetsja-ot-koronakrizisa-medlenn-jestonii-i-litvy (дата обращения 11.03.2022).
2021-2027 — Goal: Investment in Jobs and Growth — Initial EU allocation by MS for programming. Available at: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/funding/available-budget/ (accessed 11.03.2022).
Coronavirus Pandemic (COVID-19). Global Change Data Lab (Oxford Martin School. University of Oxford). Available at: https://ourworldindata.org/coronavirus (accessed 11.03.2022).
Latvijas Republikas Satversme. Available at: https://likumi.lv/ta/id/57980-latvijas-republikas-satversme (accessed 11.03.2022).
Mazvydas Jastramskis. Kokie bus Nausedos ir Simonytes santykiai? Delfi. 12.11.2020. Available at: https://www.delfi.lt/news/ringas/lit/mazvydas-jastramskis-kokie-bus-nausedos-ir-simonytes-santykiai.d?id=85710027 (accessed 11.03.2022).
Ekspertai jvertino, kodel issiskyre Vyriausybes ir G. Nausedos poziuriai i Kinij^: jtakos galejo tureti ankstesnis konfliktas. Lietuvos rytas. 25.09.2021. Available at: https://www.lrytas.lt/lietuvosdiena/ aktualijos/2021/09/25/news/ekspertai-ivertino-kodel-issiskyre-vyriausybes-ir-g-nausedos-poziuriai-i-kinija-itakos-galejo-tureti-ankstesnis-konfliktas-20869959 (accessed 11.03.2022).
Nikzentatitis, A. (2004). The „Imperial" Diplomacy of Lithuania, in: Lithuanian Foreign Policy Review. №1-2 (13-14). pp. 41-47.
Park, A. (2005). Baltic Foreign Policy Making Establishments of the 1990s: Influential Institutional and Individual Actors, in: Journal of Baltic Studies. № 2. pp.178-208.
Prezidentas: jei padetis komplikuosis, gali buti prasoma pradeti NATO konsultacijas. Delfi. 2021.11.15. Available at: https://www.delfi.lt/news/daily/lithuania/prezidentas-jei-padetis-komplikuosis-gali-buti-prasoma-pradeti-nato-konsultacijas.d?id=88678583 (accessed 11.03.2022).
Rezoliucj «Del hibridines agresijos atremimo». LR Seimas. 13.07.2021. Available at: https:// e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAP/51e08400e39611eb866fe2e083228059 (accessed 11.03.2022).
0 .2
<
П
о
к
<
• Rezoliucija del neteisetos ir primetamos Rusijos s^jungos Baltarusijai. 2020 m. rugsejo 10 d. Nr.
XIII-3282. Vilnius. Available at: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAP/7d1d07b1f288 11eab72ddb4a109da1b5 (accessed 11.03.2022). o Riauses prie Seimo — kaip viskas vyko? LRT. 11.08.2021. Available at: https://www.lrt.lt/naujienos/ lietuvoje/2/1466941/lrt-trumpai-riauses-prie-seimo-kaip-viskas-vyko (accessed 11.03.2022).
LLI
s Riauses, migracijos krize ir kiti issukiai — kuo pasizymejo 2021-ieji Lietuvoje? LRT. 31.12.2021.
Available at: https://www.lrt.lt/lituanica/aktualijos/751/1575432/riauses-migracijos-krize-ir-kiti-issukiai-kuo-pasizymejo-2021-ieji-lietuvoje (accessed 11.03.2022). Tarptautin^ migrant dien^ esame kartu su Lietuvoje gyvenanciais baltarusiais. 17.12.2021. Available at: https://www.migracija.lt/-Aarptautin%C4%99-migrant%C5%B3-dien%C4%85-esame-kartu-su-lietuvoje-gyvenan%C4%8Diais-baltarusiais (accessed 11.03.2022).
i
<
i=
i
<
i=
u s
BALTIC STATES IN 2020-2021: "CORONACRISIS" CHALLENGE
o
a.
Vladislav V. Vorotnikov MGIMO-University; Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
< i
<
Abstract. The article is devoted to the analysis of the developments in Estonia, Latvia, and Lithuania during the "Coronacrisis" of 2020-2021. Being small in size and economic potential, and consequently dependent on the international financial and economic environment, the national economies of the Baltic states during periods of crises traditionally lack internal resources to maintain economic stability. Within the years of the "coronacrisis" external assistance from the EU and the Nordic Investment Bank became such a resource, which made it possible to put into effect plans to support the economies and, despite the decline in GDP in 2020, to reach the pre-crisis level in 2021 again. At the same time, geo-economic factors remained secondary in matters of the foreign policy positioning of the Baltic states. Their foreign policy was still determined by deliberate fueling conflict with Russia, attempts to interfere in the internal affairs of Belarus. Migration crisis and "military panic" of the second half of 2021 made these relations even more tense. Motivated by values and ideological issues, the foreign policy of Estonia, Latvia, and Lithuania continued to contribute to introducing a new "Iron Curtain" along their eastern borders.
Key words: Latvia, Lithuania, Estonia, Baltic states, "Coronacrisis", "non-citizens", Baltic region.
0 .2
< o
Ds <
U <