Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ И СЕРБИИ'

К ВОПРОСУ О ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ И СЕРБИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / СЕРБИЯ / РОССИЯ / ЕС / БЕЛОРУССКО-СЕРБСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дырина Анна Федоровна

В статье рассматривается современное положение дел в Беларуси и Сербии - двух странах, ранее бывших частью социалистических федеративных государств, а в настоящее время принадлежащих к регионам соответственно Восточной Европы и Балкан / Юго-Восточной Европы. Первая часть статьи посвящена белорусско-сербским отношениям. Политическое сотрудничество между двумя государствами развивается на президентском, правительственном и парламентском уровнях, также осуществляется взаимодействие на уровне различных ведомств, регионов и городов. Для Сербии важна поддержка Беларуси на международной арене, в частности, в вопросе территориальной целостности и суверенитета Сербии. Вторая часть посвящена взаимоотношениям Сербии с ЕС и странами Адриатического субрегиона. 22 декабря 2009 г. Сербия подала заявку на членство в ЕС. Несмотря на значительный прогресс в переговорах, на данный момент Сербия так и не вошла в число стран - участниц Евросоюза. В третьей части анализируются отношения Беларуси с ее соседями, а также сотрудничество с ЕС. Евросоюз является вторым по значимости (после России) рынком для белорусского экспорта. Основными торговыми партнерами Беларуси среди европейских стран, согласно показателям двустороннего товарооборота за 2019 г., являются Германия, Польша, Великобритания, Литва, Нидерланды, Италия, Турция, Латвия, Франция, Бельгия, Чехия. В статье делается вывод о состоянии и перспективах белорусско-сербских отношений, сотрудничества Беларуси и Сербии с ЕС и соседними странами, дается характеристика политических систем и внешней политики Беларуси и Сербии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POST-SOCIALIST PATH OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF SERBIA

The article examines the current state of affairs in Belarus and Serbia - two countries that previously were parts of the socialist federal states, but currently belong to the regions of Eastern Europe and the Balkans/South-Eastern Europe, respectively. The first part of the article is devoted to Belarusian-Serbian relations. Political cooperation is developing at the presidential, governmental and parliamentary levels, and interaction is also carried out at the level of various departments, regions and cities. For Serbia, the support from Belarus on the international scene is important, in particular, in the issue of the territorial integrity and sovereignty of Serbia. The second part of the article is devoted to Serbia’s relations with the EU and the countries of the Adriatic Euroregion. On December 22, 2009 Serbia applied for EU membership. Despite the significant progress in the negotiations, Serbia has not yet become one of the EU member states. The third part of the article analyzes relations between Belarus and its neighbors, as well as cooperation with the EU. The European Union is the second most important market for Belarusian exports (after Russia). The main trading partners of Belarus among European countries, based on the indicators of bilateral trade in 2019, are Germany, Poland, Great Britain, Lithuania, the Netherlands, Italy, Turkey, Latvia, France, Belgium, and the Czech Republic. The article concludes on the state and prospects of Belarusian-Serbian relations, cooperation of Belarus and Serbia with the EU and neighboring countries, and gives a description of the political systems and foreign policy of Belarus and Serbia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ И СЕРБИИ»

Б01: 10.31249/аре/2021.02.13

Дырина А.Ф. , 2021

К вопросу о постсоциалистическом пути развития Беларуси и Сербии

Аннотация. В статье рассматривается современное положение дел в Беларуси и Сербии - двух странах, ранее бывших частью социалистических федеративных государств, а в настоящее время принадлежащих к регионам соответственно Восточной Европы и Балкан / Юго-Восточной Европы.

Первая часть статьи посвящена белорусско-сербским отношениям. Политическое сотрудничество между двумя государствами развивается на президентском, правительственном и парламентском уровнях, также осуществляется взаимодействие на уровне различных ведомств, регионов и городов. Для Сербии важна поддержка Беларуси на международной арене, в частности, в вопросе территориальной целостности и суверенитета Сербии.

Вторая часть посвящена взаимоотношениям Сербии с ЕС и странами Адриатического cубрегиона. 22 декабря 2009 г. Сербия подала заявку на членство в ЕС. Несмотря на значительный прогресс в переговорах, на данный момент Сербия так и не вошла в число стран - участниц Евросоюза.

В третьей части анализируются отношения Беларуси с ее соседями, а также сотрудничество с ЕС. Евросоюз является вторым по значимости (после России) рынком для белорусского экспорта. Основными торговыми партнерами Беларуси среди европейских стран,

1 Дырина Анна Федоровна - научный сотрудник ИНИОН РАН (аппай 0904@yandex.ru).

согласно показателям двустороннего товарооборота за 2019 г., являются Германия, Польша, Великобритания, Литва, Нидерланды, Италия, Турция, Латвия, Франция, Бельгия, Чехия.

В статье делается вывод о состоянии и перспективах белорусско-сербских отношений, сотрудничества Беларуси и Сербии с ЕС и соседними странами, дается характеристика политических систем и внешней политики Беларуси и Сербии.

Ключевые слова: Беларусь, Сербия, Россия, ЕС, белорусско-сербские отношения, евроинтеграция.

Актуальность и постановка проблемы. Актуальность изучения отношений между Беларусью и Сербией обусловливается возможностью сопоставить общие черты и особенности развития двух славянских государств, которые обрели независимость и суверенитет после распада двух социалистических многонациональных федеративных государств - соответственно СССР и СФРЮ - в 1991-1992 гг. С учетом особенностей внутриполитического развития данных государств и специфики их попыток интеграции в европейские и евразийские структуры значительный интерес представляет анализ взаимоотношений Беларуси и Сербии, принадлежащих к постсоциалистическому миру, а также анализ отношений Беларуси и Сербии с ЕС в контексте продолжающихся попыток консолидации Европы.

Основная задача исследования - сопоставление внутриполитического развития Беларуси и Сербии в постсоциалистической реальности и их ролей в регионах Восточной и Юго-Восточной Европы, на постсоветском и постъюгославском пространствах. Основными источниками в данном исследовании являются официальные материалы, представленные на сайтах Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Сербия, материалы СМИ, экспертные оценки.

Взаимоотношения Беларуси и Сербии. После распада СССР и СФРЮ в 1991-1992 гг. дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия были установлены в ноябре 1994 г. [Нота.., 1994]. С 1996 г. функционируют посольства двух стран в Минске и Белграде. С 2006 г. право-270

преемство от Союзной Республики Югославия (с 2003 г. - Государственный Союз Сербии и Черногории) перешло Республике Сербия.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко (20 июля 1994 г. - н.в.) посещал Сербию пять раз (в 1998 и 1999 гг. его собеседником был президент СРЮ социалист Слободан Милошевич, в 2009, 2014 и 2019 гг. - президенты Республики Сербия демократ Борис Тадич, прогрессист Томислав Николич и прогрессист Александр Вучич соответственно). Лидеры Сербии посещали Беларусь также пять раз (в 1996 г. - Слободан Милошевич, занимавший в тот момент пост президента Сербии в составе СРЮ, в 2013, 2015, 2017 гг. - президент независимой Сербии Томислав Николич, в 2019 г. - Александр Вучич) [Сербия.., 2017; Bilateral issues.., 2020].

12 июня 2014 г. в ходе официального визита в Сербию президента Республики Беларусь Александра Лукашенко состоялись его переговоры с президентом Сербии Томиславом Николичем, во время которых особое внимание уделялось развитию торгово-экономических отношений между двумя странами. Оценивая реакцию Запада на эту встречу, Лукашенко заявил, что «они (ЕС и США. - Авт.) были готовы сделать все, чтобы этот визит не состоялся или прошел абсолютно незаметно» [Лукашенко в Сербии.., 2014].

Контакты А. Лукашенко и А. Вучича начались задолго до вступления последнего на пост президента Сербии (31 мая 2017 г.). А. Вучич впервые посетил Минск в должности премьер-министра Сербии 26-27 января 2017 г., и его встреча с А. Лукашенко продемонстрировала, что в белорусско-сербских отношениях происходит постепенный переход от идеологии к прагматизму [Сербия.., 2017].

Данный процесс был обусловлен как изменением общей ситуации в Европе, так и эволюцией внешней политики Беларуси. Позиция С. Милошевича, возглавлявшего Союзную Республику Югославия в конце прошлого века, была политически и идеологически близка позиции А. Лукашенко, основанной на резко негативном отношении к Западу, поэтому после падения правительства Милошевича в 2000 г. в двусторонних отношениях наступило

заметное охлаждение. Тем не менее экономическое взаимодействие между двумя странами продолжалось. В марте 2009 г. А. Лукашенко принял участие в Экономическом форуме, проходившем на сербском горнолыжном курорте Копаоник. В том же году между Беларусью и Сербией было подписано Межправительственное соглашение о свободной торговле [Федоров, 2017].

После избрания в 2012 г. президентом Сербии Т. Николича, консервативного политика пророссийской ориентации, политические позиции Сербии и Беларуси опять сблизились. Но в экономических отношениях наступил спад, вызванный общим кризисом белорусской экономики [Ibid.].

С избранием на пост президента Сербии в 2017 г. А. Вучича в белорусско-сербских отношениях стала расширяться не только политическая, но и экономическая повестка. В июле 2018 г. первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь В. Матюшев-ский провел рабочую встречу с председателем правительства Сербии Аной Брнабич в ходе саммита «16+1» в Софии. 25 октября 2019 г. состоялась двусторонняя встреча на уровне глав правительств в Москве на полях заседания Евразийского межправительственного совета. В апреле 2019 г. президенты обеих стран провели переговоры на полях международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине [Политические.., 2020].

Одной из ключевых инициатив, продвигаемых белорусской дипломатией на международной арене в последнее время, стал проект «Хельсинки-2», основной целью которого является возобновление диалога между Россией и НАТО. Минск пытается связать в «ось добра» малые страны и «государства с особой позицией» -либо имеющие нейтральный статус, либо входящие в НАТО, но выступающие против антироссийских санкций. В 2019 г. в рамках этой инициативы А. Лукашенко провел переговоры с лидерами Австрии, Турции и Молдовы. Продолжением данного курса стал его визит в Сербию 2-3 декабря 2019 г. [Шпаковский, 2019].

В Сербии официальному визиту президента Беларуси придавалось большое значение. Накануне визита А. Лукашенко в Белград чрезвычайный и полномочный посол Сербии в Беларуси В. Ковачевич в интервью корреспонденту БЕЛТА (Белорусское те-

леграфное агентство) заявил, что нынешнее белорусско-сербское сотрудничество характеризуется не только близостью политических взглядов, но и сближением позиций в экономической сфере. Посол особо отметил важность проведения регулярных собраний Белорусско-сербской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, Межправительственной совместной комиссии по научно-техническому сотрудничеству, Рабочей группы по сотрудничеству в области сельского хозяйства, а также напомнил о том, что недавно состоялось первое заседание Комиссии по военно-техническому сотрудничеству [Ковачевич, 2019].

В заключение интервью В. Ковачевич сказал: «Белорусы и сербы - родственные народы не только по крови, но и по духу, на основе чего и выстраивается система общих ценностей. Нам легко понять друг друга. И сербская, и белорусская стороны хотели бы, чтобы наши народы лучше узнали друг друга, приезжали в гости» [Ibid.].

В настоящее время Сербия - основная опорная точка белорусской политики на Балканах. В ходе встречи с А. Лукашенко в Белграде в декабре 2019 г. президент Сербии А. Вучич заявил, что «Сербия никогда не забудет визит президента Белоруссии в Белград во время агрессии НАТО в 1999 г.» [Вучич поблагодарил.., 2019] (см. также: [В апреле.., 2019]). Также Вучич выразил надежду на то, что товарооборот между двумя странами в скором времени возрастет до 500 млн долл. в год [Вучич поблагодарил.., 2019]. Таким образом, можно отметить, что на современном этапе белорусско-сербское сотрудничество воспринимается не только через призму традиционного «славянского братства», но и в более прагматичном ключе.

В рамках этого визита также состоялась встреча А. Лукашенко с председателем Народной скупщины (парламента) Сербии Майей Гойкович, был подписан ряд двусторонних договоров и соглашений, в частности, в сфере образования, а также в области инноваций и развития цифровых технологий. Основной упор делался на развитие межбанковского сотрудничества, были подписаны документы коммерческого характера между сербскими и бе-

лорусскими предприятиями. Одновременно с официальным визитом А. Лукашенко в Белграде прошли Сербско-белорусский бизнес-форум и IT-форум [Ковачевич, 2019].

Активно развивается и межпарламентское сотрудничество двух стран. В июне 2015 г. состоялся первый официальный визит в Беларусь председателя Народной скупщины Сербии Майи Гойко-вич, в ходе которого был подписан Меморандум о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Народной скупщиной Республики Сербия. В июле 2017 г. делегация парламента Сербии приняла участие в ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске. В октябре 2017 г. руководители парламентов двух стран провели очередную рабочую встречу, которая состоялась на полях 137-й Ассамблеи межпарламентского союза в Санкт-Петербурге. В ноябре 2017 г. делегация парламента Сербии участвовала в заседании Парламентской ассамблеи Цен-тральноевропейской инициативы в Минске. В апреле 2019 г. группа сербских парламентариев участвовала в международной конференции Группы поддержки Шелкового пути ПА ОБСЕ в Минске [Политические.., 2020].

Парламентарии двух стран тесно взаимодействуют и во внутренней политике: действуют депутатские группы дружбы. Парламент Сербии с 2013 г. имеет статус наблюдателя в Парламентской ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности [Ibid.].

Взаимодействие между внешнеполитическими ведомствами двух стран является важной частью их дипломатических отношений. В декабре 2015 г. состоялся рабочий визит министра иностранных дел Республики Беларусь В.В. Макея в Сербию для участия в заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Министр иностранных дел Сербии И. Дачич посетил Беларусь с рабочими визитами в июле 2015 г. (в статусе председателя ОБСЕ) и в июне 2017 г. для участия в заседании Совета министров иностранных дел стран Центральноевропейской инициативы. Двусторонние встречи министров иностранных дел двух стран состоялись в сентябре 2017 г. на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в декабре 2018 г. на полях 25-й встречи Совета

министров иностранных дел государств - участников ОБСЕ в Милане. В 2019 г. встречи руководителей внешнеполитических ведомств двух стран прошли на полях 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь) и в ходе официального визита на высшем уровне в Сербию (декабрь). Между внешнеполитическими ведомствами регулярно проводятся политические консультации на уровне заместителей министров. Консультации состоялись в 2012, 2013, 2015, 2016 гг. Также были проведены консультации по вопросам взаимодействия в рамках ОБСЕ (2015), по международно-правовым вопросам (2016), по консульским вопросам (2015, 2016, 2017, 2018) [Политические.., 2020].

Беларусь поддерживает идею территориальной целостности Сербии, не признавая независимость Косова. Как отмечает российский балканист С.А. Романенко, в основе конфликта в Косове -этносоциальный конфликт и только потом конфессиональный. В сознании людей национальность отождествляется с государством, поэтому принадлежность к одной национальности становится важнее прав личности1 [Романенко, 2015, с. 166]. Официальному Белграду важна поддержка Беларуси на международной арене, в частности последовательное содействие в вопросе суверенитета Сербии.

Основная цель межрегионального сотрудничества Сербии и Беларуси - добиваться все большей вовлеченности во взаимодействие населения обеих стран. Между различными регионами Беларуси и Сербии давно установлены тесные контакты. Все областные центры Беларуси имеют соглашения о сотрудничестве с сербскими городами. В рамках культурного обмена проводились Дни Белграда в Минске (июнь 2016 г.), Дни Минска в Белграде (июнь 2017 г.). С 2013 г. в Сербии работают три почетных консула Республики Беларусь в городах Белград, Нови Сад, Крагуевац

1 С.А. Романенко указывает, что после натовской агрессии С. Милошевич стал поддерживать идею о союзе Сербии, России и Беларуси: «Присоединение Милошевича к тандему двух президентов давало и ему шанс если не прямо, то косвенно опереться на российский стратегический потенциал и оказывать давление на мировое сообщество» [Романенко, 2006, с. 275].

[Bilateral issues.., 2020]. В 2018 г. Беларусь посетило 25 делегаций из Сербии [Ковачевич, 2019].

Успешно развивается экономическое сотрудничество между двумя странами. Обе стороны отмечают необходимость активного развития сотрудничества в металлургии, банковской сфере, туризме и медицине, в том числе в фармацевтической промышленности. Одна из важных статей белорусского экспорта - поставки калийных удобрений для нужд сербского сельского хозяйства. Успешно реализуются регулярные поставки в Сербию продукции заводов «Белшина» и «Могилевхимволокно». В 2016 г. предприятие ООО «Мотовелозавод» и компания «Trayal Corporation» подписали контракт на поставку покрышек и шинных камер для мотоциклов на сумму 100 тыс. евро. В 2018-2019 гг. был реализован проект по совместному производству пожарных машин. На базе белорусских шасси МАЗ собрано 33 единицы техники для нужд МВД Сербии. В Дорожной карте по развитию сотрудничества отдельными пунктами указаны: содействие ОАО «Могилевлифт-маш» по выходу на рынок Сербии; организация поставок белорусских троллейбусов МАЗ, а также троллейбусов и электробусов «Белкоммунмаш» для городского транспортного предприятия «Белград». Также прорабатывается вопрос оснащения автопарка МВД Сербии легковыми автомобилями Geely белорусской сборки. Рассматривается вопрос о производстве 40 пожарных машин для использования в городских условиях. Прорабатывается возможность поставки в Сербию сельскохозяйственной техники, карьерной техники ОАО «БелАЗ», а также организации в Сербии сборочного производства комбайнов ОАО «Гомсельмаш» [Ковачевич, 2019].

Сербская компания «Дана холдинг» участвует в реализации крупных белорусских строительных проектов - многофункционального жилого комплекса «Маяк Минска» и экспериментального многофункционального комплекса «Минск-Мир». При участии этой компании в Минске открыты бизнес-центр «Дана центр» и торговый дом «Дана молл» [Ibid.].

В октябре 2019 г. Сербия подписала соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Для того чтобы это соглашение

вступило в силу, его должны ратифицировать все государства -члены ЕАЭС [Кабмин внес.., 2020].

Тесное взаимодействие между странами существует и в сфере культуры. Многие произведения сербской литературы были переведены на белорусский язык, а белорусской - на сербский. Университеты обеих стран сотрудничают, сербский язык и литературу изучают на филологическом факультете БГу. Проводятся Дни культуры Сербии в Беларуси и Беларуси в Сербии [Ковачевич, 2019].

Взаимоотношения Сербии с ЕС и странами Адриатического субрегиона. 29 апреля 2008 г. Сербия подписала соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом (вступило в силу 1 сентября 2013 г.). 22 декабря 2009 г. Сербия подала заявку на членство в ЕС. Европейский совет 1 марта 2012 г. принял решение предоставить Сербии статус кандидата на членство в ЕС, а 28 июня 2013 г. было принято решение начать переговоры с Сербией о вступлении в Евросоюз.

Процесс переговоров проходил несколько этапов. Общая позиция Европейского союза в переговорах о вступлении Сербии в ЕС определялась двумя документами: предварительными замечаниями, сформулированными на Первой межправительственной конференции Сербия-ЕС, и рамочными положениями, состоящими из 35 тематических глав, которые были определены в ходе переговоров по вступлению Сербии в ЕС. Евросоюз дал понять, что ожидает от Сербии проведения реформ в сфере законодательства (особенно важна судебная реформа) и усиления борьбы с коррупцией и организованной преступностью, а также отметил, что Сербии будет необходимо реформировать государственное управление, обеспечить независимость институтов власти, свободу СМИ, исключить дискриминацию меньшинств. Таким образом, ключевыми в рамочных положениях были глава 23 («Судебная власть и основные права граждан») и глава 24 («Правосудие, свобода и безопасность») [EU integration.., 2017].

Первым шагом на пути проведения реформ стало так называемое «сканирование» (т.е. проверка и анализ) соответствующих

статей законодательства Сербии на предмет их соответствия определенной системе принципов, правил и правовых норм (т.н. «acquis communautaire») Европейского союза. Процесс проверки начался в сентябре 2013 г. и длился до конца марта 2015 г. По завершении двусторонних встреч, посвященных обсуждению результатов проверки и выработке рекомендаций по изменению законодательства, Европейская комиссия представила отчет, содержащий рекомендации для переговоров по конкретным главам и ряд так называемых контрольных показателей. Представители Европейской комиссии отметили, что сербская администрация продемонстрировала высокий уровень готовности к переговорам и выразила согласие на проведение необходимых реформ [EU integration.., 2017].

Переговоры о вступлении Сербии в ЕС официально начались с проведения Первой межправительственной конференции (МПК), которая состоялась 21 января 2014 г. в Брюсселе. В ходе конференции представители ЕС и Сербии обменялись мнениями по вопросам, связанным с рамочными положениями. К настоящему времени в ходе переговоров между Сербией и Европейским союзом было проведено в общей сложности семь межправительственных конференций [Ibid.]. На данный момент главным препятствием для вступления Сербии в ЕС по-прежнему остается «косовский вопрос».

Сербия граничит с Венгрией, Румынией и Болгарией (страны ЕС), а также с республиками, когда-то входившими в состав Югославии, - Хорватией (НАТО, ЕС), Северной Македонией (НАТО), Черногорией (НАТО), а также Боснией и Герцеговиной. На юго-западе частично признанная Республика Косово граничит с Албанией. В современном сербском политическом дискурсе в отношении соседних стран используется понятие Адриатический евроре-гион. 27 мая 2020 г. заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Сербии И. Дачич принял участие в видеоконференции на уровне министров Адриатического еврорегиона, завершившей годичный срок полномочий Сербии в качестве председателя Адриатическо-Ионической инициативы и Стратегии ЕС для Адриатического и Ионического регионов. Он выразил сожа-

ление по поводу того, что из-за пандемии коронавируса сербское председательство не удалось завершить традиционным ежегодным (пятым) форумом в Белграде, а также представил отчет о проведенных мероприятиях под названием «Приоритеты и календарь мероприятий сербского председательства в Адриатическо-Иони-ческой инициативе», утвержденный правительством Сербии [Minister Dacic.., 2020]. И. Дачич заявил, что деятельность Сербии и ее партнеров в рамках Адриатическо-Ионической инициативы способствует укреплению намерений стран региона, которые, подобно Сербии, еще не являются полноправными членами ЕС, двигаться по пути европейской интеграции. Он выразил уверенность в том, что Сербия будет расширять сотрудничество с соседями, подчеркнув, что во время своего председательства Сербия опиралась на опыт предыдущих председателей, сотрудничала с будущими председателями и искала поддержки всех стран Адриатиче-ско-Ионического региона [Ibid.]. 1 июня 2020 г. председательство от Сербии приняла Словения.

Взаимоотношения Беларуси с ЕС и соседними странами. Беларусь граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой, Латвией. Белорусские дипломатические и консульские представительства открыгты и активно функционируют во всех выышеупомянутых государствах.

Россия и Беларусь - важнейшие стратегические партнеры. Две страны объединяет не только культурно-историческая близость, но и многие общие политические и экономические интересы: тесные торговые связи, сотрудничество в энергетической сфере, военное сотрудничество, партнерство в рамках Союзного государства, совместное участие в ОДКБ, Евразийском союзе, а также сходство действующих политических режимов. Тем не менее, несмотря на обилие «точек соприкосновения», назвать российско-белорусские взаимоотношения «безоблачными» невозможно. Властные структуры обоих государств стремятся выступать «на равных» и не готовы уступать друг другу по каким-либо принципиальным для каждой стороны вопросам.

В 2014 г. Беларусь не признала присоединение Крыма к России, проявив солидарность с украинскими властями, что вызвало недовольство со стороны России. При этом правительство Беларуси изъявило готовность выступить посредником в переговорном процессе с целью урегулирования вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Следует отметить, что в результате «украинского кризиса» на территорию Беларуси прибыло много беженцев.

Отношения Беларуси с Литвой, которую называют «зарубежным центром» белорусской оппозиции, складываются достаточно сложно. Литва реализует образовательные программы, ведет аналитическую и просветительскую деятельность на территории Беларуси, используя для этого различные экспертные площадки, а также возможности прозападно настроенных исследовательских и образовательных институтов. Однако белорусское правительство тщательно контролирует подобную деятельность [Шаншиева, 2018, с. 196-197].

Отношения Беларуси с Польшей также имеют напряженный характер. Территориальные претензии Польши, обусловленные сложным историческим прошлым западнобелорусских областей, -одна из причин недопонимания в отношениях двух стран. На территории Беларуси проживает много поляков, неприязненно относящихся к внешнеполитическому курсу действующего белорусского правительства, которое, в свою очередь, крайне негативно относится к деятельности польских организаций и институтов на территории своей страны [там же, с. 197-199].

Европейский союз является значимым рынком для белорусского экспорта, вторым после российского рынка. В 2019 г. товарооборот Беларуси с ЕС достиг 15,7 млрд долл. (на 9% меньше, чем в 2018 г.). Экспорт в ЕС в 2019 г. составил 8,4 млрд долл. (на 17,5% меньше, чем в 2018 г.), импорт - 7,3 млрд долл. (на 3,4% больше, чем в 2018 г.); сальдо было положительным в размере 1,1 млрд долл. (в 2018 г. - 3,1 млрд долл.). Доля ЕС в общем объеме экспорта Беларуси составила 25,5% (30% в 2018 г.), доля России - 41,2% (38,3% в 2018 г.). Согласно показателям двустороннего товарооборота за 2019 г., основными торговыми партнерами Беларуси среди

европейских стран являются Германия, Польша, Великобритания, Литва, Нидерланды, Италия, Турция, Латвия, Франция, Бельгия, Чехия [Беларусь и страны.., 2020].

Беларусь участвует в программе ЕС «Восточное партнерство» (ВП). На саммите Восточного партнерства в Риге в 2015 г. Евросоюз и страны Восточного партнерства определили четыре основных направления развития сотрудничества: экономическое развитие; укрепление институтов государственного управления и повышение качества их работы; экология и энергоэффективность; мобильность и развитие контактов между людьми [Восточное партнерство.., 2017]. Новый пакет задач для стран - участниц Восточного партнерства будет утвержден в 2021 г.

Одним из ключевых направлений в сотрудничестве Беларуси с ЕС является привлечение иностранных инвестиций в белорусскую экономику. В приоритете производство наукоемких и высокотехнологичных товаров, качественной сельскохозяйственной продукции, внедрение альтернативных источников энергии и повышение энергоэффективности, развитие существующего транзитного потенциала. На долю Евросоюза приходится около половины всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Беларуси. В 2018 г. из стран - членов ЕС поступило 5,4 млрд долл. инвестиций, из них прямых - 4,6 млрд долл. (в 2017 г. - 5,2 и 4,2 млрд долл. соответственно). Ведущими инвесторами в белорусскую экономику являются Великобритания, Кипр, Польша, Германия, Австрия, Литва, Нидерланды, Латвия, Швейцария [Беларусь и страны.., 2020].

Важнейшим механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса в Беларуси стали белорусские инвестиционные форумы, в организации которых участвует белорусское правительство. Первый форум прошел в 2008 г. в Лондоне, второй - в 2009 г. в Минске. Третий Белорусский инвестиционной форум состоялся в 2010 г. во Франкфурте-на-Майне в рамках Европейской финансовой недели. 24 мая 2016 г. в Вене прошел первый Белорусско-европейский инвестиционный форум, организатором которого наряду с белорусской и австрийской сто-

ронами выступила Еврокомиссия. 27 октября 2017 г. состоялся Белорусско-европейский экономический форум в Люксембурге [там же].

9 августа 2020 г. в Беларуси прошли президентские выборы, которые повлекли за собой масштабные протесты и стали причиной дестабилизации обстановки в стране. Люди, не желающие признавать результаты выборов, вышли на улицы во всех городах. 14 августа 2020 г. ЦИК Беларуси объявил окончательные результаты подсчета голосов: 80,1 % за А. Лукашенко, 10,1% за С. Тиханов-скую [ЦИК Белоруссии.., 2020]. Однако по данным экзитполов, на зарубежных избирательных участках 79,69% проголосовали именно за С. Тихановскую, за А. Лукашенко - около 6,25% [Экзитпол показал.., 2020].

Жесткое подавление мирных протестов вызвало еще большее возмущение белорусского населения, проявившего удивительную сплоченность. Поскольку практически у всех сейчас есть камера в мобильном телефоне, то вскоре видеодоказательства актов насилия в огромном количестве появились на разных интернет-площадках (Telegram, Instagram). Чем закончится противостояние с властью - покажет время.

•Jc-Jc-Jc

В наступившей постсоциалистической реальности Сербия и Беларусь столкнулись с целым рядом современных вызовов, как внешних, так и внутренних. Авторитарная Беларусь, экономика которой во многом связана с транзитной ролью страны, постоянно лавирует между Европой, Россией и странами Азии. Беларусь одновременно является участницей программ и Восточного партнерства, и Таможенного союза. Главным торговым партнером Беларуси по-прежнему остается Россия, второе место занимает Европейский союз. Сербия - также достаточно самобытное авторитарное государство; она стремится к тесному сотрудничеству с Евросоюзом, но старается сохранить независимость в вопросах внутреннего развития и исторические связи с Россией. Косовский конфликт, безусловно, оказывает негативное влияние на продвижение процесса включения Сербии в ЕС.

Белорусское государство сейчас переживает кризис, возможная смена власти может привести к изменениям как во внутриполитической ситуации, так и во внешней политике Беларуси. Итогом протестов, охвативших всю страну, могут быть существенные изменения в жизни Республики Беларусь. Сложно прогнозировать, сможет ли А. Лукашенко сохранить власть. Однако если региональное противостояние в Сербии является следствием отделения (в том числе путем вооруженного конфликта) определенных территорий от некогда единого государства, то в Беларуси идет борьба белорусского народа и власти.

Беларусь и Сербия сотрудничают между собой во многих областях, однако отсутствие противоречий во взаимоотношениях является скорее следствием действия геополитических факторов, нежели результатом последовательной внешней политики. Вполне вероятно, что обе страны возьмут курс на сближение с Западной Европой, одновременно поддерживая добрые отношения с восточными соседями: Сербия - в силу истории, а Беларусь - в силу географии.

Литература

Беларусь и страны Европы / Министерство иностранных дел Республики Беларусь. - Минск, 2020. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/ bilateral/europe/ (Дата обращения - 14.11.2020).

В апреле 1999 года Александр Лукашенко посетил Белград в разгар натовских бомбардировок // Беларусь сегодня. - Минск, 2019. - 26.03. -Режим доступа: https://www.sb.by/articles/iskrenniy-i-reshitelnyy-shag. htm! (Дата обращения - 14.11.2020).

Восточное партнерство: 20 задач на период до 2020 года / European Union External Action. - Брюссель, 2017. - 12.01. - Режим доступа: https:// eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/18505/ (Дата обращения - 14.11.2020).

Вучич поблагодарил Лукашенко за его визит в Сербию во время агрессии НАТО 1999 года / / Finanz.ru. - М., 2019. - 03.12. - Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vuchich-poblagodaril-lukashenko-za-ego-vizit-v-serbiyu-vo-vremya-agressii-nato-1999-goda-1028732790 (Дата обращения - 14.11.2020).

Кабмин внес на ратификацию в Госдуму соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС и Сербии // ТАСС. - М., 2020. - 28.07. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9069887 (Дата обращения - 14.11.2020).

Ковачевич В. В Сербии Президента Беларуси ждут как дорогого гостя: Интервью // БЕЛТА. - Минск, 2019. - 29.11. - Режим доступа: https://www.belta.by/special/interview/ view/v-serbii-prezidenta-belarusi-zhdut-kak-dorogogo-gostja-kovachevich-7112/ (Дата обращения -14.11.2020).

Лукашенко в Сербии: ЕС и США были готовы сделать все, чтобы этот визит не состоялся // Tut.by. - Минск, 2014. - 12.06. - Режим доступа: https://news.tut.by/politics/402958.html (Дата обращения - 14.11.2020).

Нота от 15 ноября 1994 г.: Обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия // Право. - Минск, 1994. - 15.11. - Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/ megd2007/bz04/ dcm04125.htm (Дата обращения -14.11.2020).

Политические отношения / Посольство Республики Беларусь в Республике Сербия. - Белград, 2020. - Режим доступа: http://serbia.mfa. gov.by/ru/bilateral_relations/ (Дата обращения - 14.11.2020).

Романенко С.А. Постъюгославское пространство 1992-2014 гг.: Проблемы национального самоопределения и непризнанных государств // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2015. - № 1. - С. 154171. - Режим доступа: https://upe-journal.ru/files/-2015-1_Романенко СА. pdf (Дата обращения - 14.11.2020).

Романенко С.А. «Сэр, ради вас я не собираюсь начинать третью мировую войну»: Политики и генералы в «Косовской битве» 1999 г. // Европейские сравнительно-исторические исследования. - М. : Наука, 2006. -Вып. 2 : География и политика. - С. 263-289.

Сербия: Сотрудничество Республики Сербия с Республикой Беларусь // Export. - Минск, 2017. - Режим доступа: https://export.by/serbia (Дата обращения - 14.11.2020).

Федоров А. У Лукашенко к Сербии старая привязанность / / Naviny. - Минск, 2017. - 02.02. - Режим доступа: https://naviny.media/ article/20170202/ 1486014305-u-lukashenko-k-serbii-staraya-privyazannost (Дата обращения - 14.11.2020).

ЦИК Белоруссии огласила окончательные итоги выборов / / РБК. -М., 2020. - 14.08. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/14/08/ 2020/5f3671089a79475ee708b078 (Дата обращения - 14.11.2020).

Шаншиева Л.Н. Республика Беларусь: Внешние и внутренние факторы безопасности // Проблемы европейской безопасности / РАН.

ИНИОН. - М., 2018. - Вып. 3. - С. 189-210. - Режим доступа: http://inion.ru/site/assets/ files/4773/2018_snt_problemy_evropeiskoi_bezop asnosti_vyp_3.pdf (Дата обращения - 14.11.2020).

Шпаковский А. Что связывает Беларусь и Сербию? / / ПолитНави-гатор. - Минск, 2019. - 30.04. - Режим доступа: https://www.politnavigator. net/chto-svyazyvaet-belarus-i-serbiyu.html (Дата обращения - 14.11.2020).

Экзитпол показал почти 80% голосов за Тихановскую на участках за рубежом // РБК. - М., 2020. - 09.08. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5f303f519a7947cde26c94bb (Дата обращения - 14.11.2020).

Bilateral issues with foreign countries: Belarus / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade, 2020. - Mode of access: http://www.mfa.gov.rs/en/foreign-policy/bilateraI-issues/96-bilateraI-issues/ 12240-belarus (Date of access - 14.11.2020).

EU integration process of the Republic of Serbia / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade, 2017. - Mode of access: http: //www.mfa.gov.rs/en/themes/public-consultation-on-the-eu-strategy-for-the-adriatic-and-ionian-region (Date of access - 14.11.2020).

Minister Dacic: Serbia is committed to all values and aims to deepen cooperation within the Adriatic and Ionian region / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade, 2020. - 27.05. - Mode of access: http://www.mfa.gov.rs/en/press-service/statements/19234-minister-dacic-serbia-is-committed-to-all-values-and-aims-to-deepen-cooperation-within-the-adriatic-and-ionian-region (Date of access - 14.11.2020).

DOI: 10.31249/ape/2021.02.13

Dyrina A.F.1, 2021 On the post-socialist path of development of the Republic of Belarus and the Republic

of Serbia

Abstract. The article examines the current state of affairs in Belarus and Serbia - two countries that previously were parts of the socialist federal states, but currently belong to the regions of Eastern Europe and the Balkans/South-Eastern Europe, respectively.

1 Dyrina Anna Fedorovna - Researcher INION RAS (annad0904@yandex.ru).

285

The first part of the article is devoted to Belarusian-Serbian relations. Political cooperation is developing at the presidential, governmental and parliamentary levels, and interaction is also carried out at the level of various departments, regions and cities. For Serbia, the support from Belarus on the international scene is important, in particular, in the issue of the territorial integrity and sovereignty of Serbia.

The second part of the article is devoted to Serbia's relations with the EU and the countries of the Adriatic Euroregion. On December 22, 2009 Serbia applied for EU membership. Despite the significant progress in the negotiations, Serbia has not yet become one of the EU member states.

The third part of the article analyzes relations between Belarus and its neighbors, as well as cooperation with the EU. The European Union is the second most important market for Belarusian exports (after Russia). The main trading partners of Belarus among European countries, based on the indicators of bilateral trade in 2019, are Germany, Poland, Great Britain, Lithuania, the Netherlands, Italy, Turkey, Latvia, France, Belgium, and the Czech Republic.

The article concludes on the state and prospects of Belarusian-Serbian relations, cooperation of Belarus and Serbia with the EU and neighboring countries, and gives a description of the political systems and foreign policy of Belarus and Serbia.

Keywords: Belarus, Serbia, Russia, EU, Belarusian-Serbian relations, European integration.

References

Belarus and European countries [Belarus' i strany Evropy]. (2020) / Ministry of foreign affairs of the Republic of Belarus. - Minsk. - Mode of access: http://mfa.gov.by/bilateral/europe/ (Date of access - 14.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bilateral issues with foreign countries: Belarus. (2020) / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade. - Mode of access: http://www.mfa.gov.rs/en/foreign-policy/bilateral-issues/96-bilateral-issues/12240-belarus (Date of access - 14.11.2020).

Eastern Partnership: 20 tasks for the period until 2020 [Vostochnoe part-nerstvo: 20 zadach na period do 2020 goda]. (2017) / European Union External Action. - Brussels. - 12.01. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/headqu arters/headquarters-homepage_ru/18505/ (Date of access - 14.11.2020).

EU integration process of the Republic of Serbia. (2017) / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade. - Mode of access: http://www.mfa.gov.rs/en/themes/public-consultation-on-the-eu-strategy-for-the-adriatic-and-ionian-region (Date of access - 14.11.2020). 286

Exit poll showed almost 80% of votes for Tikhanovskaya at polling stations abroad [Ekzitpol pokazal pochti 80% golosov za Tikhanovskuyu na uchastkakh za rubezhom]. (2020) // RBC. - Moscow. - 09.08. - Mode of access: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5f303f519a7947cde26c94bb (Date of access -14.11.2020).

Fedorov A. (2017). Lukashenko has an old attachment to Serbia [^ Lukashenko k Serbii staraya privyazannostr] / / Naviny. - Minsk. - 02.02. - Mode of access: https: / /naviny.media/article/20170202/1486014305-u-lukashenko-k-serbii-staraya-privyazannost (Date of access - 14.11.2020).

In April 1999, Alexander Lukashenko visited Belgrade in the midst of NATO bombing [V aprele 1999 goda Aleksandr Lukashenko posetil Belgrad v razgar natovskikh bombardirovok]. (2019) // Belarus today. - Minsk. - 26.03. - Mode of access: https://www.sb.by/articles/iskrenniy-i-reshitelnyy-shag.html (Date of access - 14.11.2020).

Kovacevic V. (2019). In Serbia, the President of Belarus is expected as a dear guest: Interview [V Serbii Prezidenta Belarusi zhdut kak dorogogo gostya: Interv'yu] // BELTA. - Minsk. - 29.11. - Mode of access: https: //www.belta.by/special/interview/ view/v-serbii-prezidenta-belarusi-zhdut-kak-dorogogo-gostja-kovachevich-7112/ (Date of access - 14.11.2020).

Lukashenko in Serbia: the EU and the USA were ready to do everything to prevent this visit [Lukashenko v Serbii: ES i SShA byli gotovy sdelat' vse, chtoby etot vizit ne sostoyalsya]. (2014) // Tut.by. - Minsk. - 12.06. - Mode of access: https://news.tut.by/politics/402958.html (Date of access - 14.11.2020).

Minister Dacic: Serbia is committed to all values and aims to deepen cooperation within the Adriatic and Ionian region. (2020) / Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Serbia. - Belgrade. - 27.05. - Mode of access: http://www.mfa.gov.rs/en/press-service/statements/19234-minister-dacic-ser bia-is-committed-to-all-values-and-aims-to-deepen-cooperation-within-the-adri atic-and-ionian-region (Date of access - 14.11.2020).

Note of November 15, 1994: Exchange of notes on the establishment of diplomatic relations between the Republic of Belarus and the Federal Republic of Yugoslavia [Nota ot 15 noyabrya 1994 g.: Obmen notami ob ustanovlenii diplomat-icheskikh otnoshenii mezhdu Respublikoi Belarus' i Soyuznoi Respublikoi Yugoslavi-ya]. (1994) // Pravo. - Minsk. - 15.11. - Mode of access: http://pravo. kulichki.com/megd2007/bz04/dcm04125.htm (Date of access - 14.11.2020).

Political relations [Politicheskie otnosheniya]. (2020) / Embassy of the Republic of Belarus in the Republic of Serbia. - Belgrade. - Mode of access: http://serbia.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ (Date of access - 14.11.2020).

Romanenko S.A. (2006). «Sir, for your sake, I'm not going to start a third world war»: Politicians and generals in the «Battle of Kosovo» 1999 [«Ser, radi vas ya ne sobirayus' nachinat' tret'yu mirovuyu voinu»: Politiki i generaly v

«Kosovskoi bitve» 1999 g.] // European comparative historical studies. Issue 2: Geography and politics. - Moscow: Nauka. - P. 263-289.

Romanenko S.A. (2015). Post-Yugoslavian space 1992-2014: Problems of national self-determination and unrecognized states [Post"yugoslavskoe prostranstvo 1992-2014 gg.: Problemy natsional'nogo samoopredeleniya i nepriznannykh gosudarstv] // Current problems of Europe / INION RAN. -Moscow. - N 1. - P. 154-171. - Mode of access: https://upe-journal.ru/files/-2015-1_RomanenkoSA.pdf (Date of access - 14.11.2020).

Serbia: Cooperation of the Republic of Serbia with the Republic of Belarus [Serbiya: Sotrudnichestvo Respubliki Serbiya s Respublikoi Belarus']. (2017) // Export. - Minsk. - Mode of access: https:/ / export.by/serbia (Date of access -14.11.2020).

Shanshieva L.N. (2018). Republic of Belarus: External and internal security factors [Respublika Belarus': Vneshnie i vnutrennie faktory bezopasnosti] / / Problems of European Security / INION RAN. - Moscow. - Issue 3. - P. 189210. - Mode of access: http://inion.ru/site/assets/files/4773/2018_snt_ problemy_evropeiskoi_bezopasnosti_vyp_3.pdf (Date of access - 14.11.2020).

Shpakovsky A. (2019). What connects Belarus and Serbia? [Chto svyazyvaet Belarus' i Serbiyu?] // PolitNavigator. - Minsk. - 30.04. - Mode of access: https: / / www.politnavigator.net/chto-svyazyvaet-belarus-i-serbiyu. html (Date of access - 14.11.2020).

The Cabinet submitted to the State Duma for ratification an agreement on a free trade zone between the EAEU and Serbia [Kabmin vnes na ratifikatsiyu v Gosdumu soglashenie o zone svobodnoi torgovli EAES i Serbii]. (2020) // TASS. -Moscow. - 28.07. - Mode of access: https://tass.ru/ekonomika/9069887 (Date of access - 14.11.2020).

The Central Election Commission of the Republic of Belarus announced the final results of the elections [TslK Belorussii oglasila okonchatel'nye itogi vyborov]. (2020) // RBC. - Moscow. - 14.08. - Mode of access: https://www. rbc.ru/politics/14/08/2020/5f3671089a79475ee708b078 (Date of access -14.11.2020).

Vucic thanked Lukashenko for his visit to Serbia during the 1999 NATO aggression [Vuchich poblagodaril Lukashenko za ego vizit v Serbiyu vo vremya agressii NATO 1999 goda]. (2019) // Finanz.ru. - Moscow. - 03.12. - Mode of access: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vuchich-poblagodaril-

lukashenko-za-

ego-vizit-v-serbiyu-vo-vremya-agressii-nato-1999-goda-1028732790 (Date of access - 14.11.2020).

Журнал входит в список изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства высшего образования и науки Российской Федерации для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук по политическим и экономическим наукам.

Статьи данного журнала входят в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Журнал «Актуальные проблемы Европы» включен в список

КБСГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.