Французская политическая кухня
Понижение кредитного рейтинга Франции агентством Б&Р серьезно уменьшило шансы Николя Саркози на победу в весенних президентских выборах.
Спокойствие, только спокойствие
В начале января Франция — вторая после Германии крупнейшая экономика еврозоны — скатилась с высшей кредитной оценки ААА, удостоенной аж в 1975 году, до АА+ с негативным прогнозом. Это не могло не сказаться на имидже французского президента и активного спасателя евро Николя Саркози. Однако на снижение рейтинга и критику по этому поводу в свой адрес Саркози, которого нередко сравнивают из-за избытка энергии и эмоций с «велосипедом без тормозов», отреагировал сдержанно, что, по мнению экспертов, связано с началом президентской кампании и попыткой вести себя в манере, более соответствующей высокому посту. Президент назвал кризис испытанием, которое «не следует ни недооценивать, ни излишне драматизировать», и пообещал к началу февраля объявить о важных решениях.
Речь, по всей видимости, пойдет о законодательной отмене 35-часовой рабочей недели, введении дополнительных отчислений для финансирования социальных программ (так называемом «социальном НДС») и введении налога на финансовые транзакции. Франция, возможно, станет первой страной Евросоюза, последовавшей предложению Еврокомиссии ввести налог со всех сделок с облигациями и акциями между финучреждения-ми, если какая-либо из сторон сделки находится в ЕС.
Марина Клинова, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН: «Э&Р объясняет свое решение углублением политических, финансовых и валютно-кредитных проблем евро-зоны. Тем не менее в отношении Франции это малоубедительно и осложняет решение проблемы долгового кризиса, делая заимствования более дорогостоящими». В то же время агентство признает, что страна обладает гибкой диверсифицированной экономикой, одной из ведущих в мире, высококвалифицированной и производительной рабочей силой. У Франции нет гипертрофированного сектора недвижимости, она обладает крупным, способствующим стабилизации экономики госсектором. Около 40 транснациональных французских компаний входят в число крупнейших
Ирина ВОРОБЬЕВА
Усилия
Николя Саркози и Ангелы Меркель по преодолению кризиса в зоне евро вернули ключевые позиции их странам в европейском интеграционном процессе.
корпораций мира. По данным ВТО, на конец 2010 года Франция занимала 6 место по экспорту и 5 место по импорту в мировой торговле. Марина Клинова: «Франция — основной, наряду с ФРГ, сохранившей наивысший рейтинг, донор Европейского фонда финансовой стабильности, предназначенного для помощи испытывающим финансовые трудности странам еврозоны. Снижение рейтинга произошло в то время, когда Франция ужесточает бюджетно-финансовую политику и проводит реформы. В результате принятых мер дефицит госбюджета по итогам 2011 года ниже, чем предполагалось (95,3 млрд евро вместо 95,5), а размер госдолга относительно ВВП в 2008-2010 годах увеличился в среднем меньше, чем по ЕС: на 14 п.п. против 17,6 в ЕС и 15 в еврозоне. В Великобритании госдолг вырос на 25 п.п., в Испании — на 21, в ФРГ — на 16,5 п.п.
Важно отметить, что суверенный кредитный рейтинг Франции из трех агентств — Moody's, Fitch, S&P — снизило только последнее. S&P серьезно «прокололось» в 2008 году и, видимо, обжегшись на молоке, дует на воду, оценив предпринимаемые французским правительством шаги как недостаточные. Нельзя исключать, что причина снижения рейтинга заключается также в желании переключить внимание рынков от США на еврозону». «Итоги правления Саркози неоднозначны. — говорит Сергей Федоров, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. — С одной стороны, экономические показатели, вопреки предвыборной стратегии президента, опрокинутой экономическим кризисом, не улучшились, а ухудшились. Госдолг вырос с 60% ВВП до более 80%, перевалив за полтора триллиона евро. Прирост экономики топчется на уровне 1%, в 2008-2009 годах был даже небольшой минус. Каждый 10-й француз трудоспособного возраста — безработный». «Добавим также, — продолжает Марина Клинова, — что в начале 2000-х французский экспорт составлял 55% от германского, а в 2011 году показатель снизился до 40%».1 С другой стороны, от низкой динамики ВВП и высокой безработицы французская экономика страдает на протяжении десятилетий (к середине 2007 года безработица находилась на уровне 7,8%, и это был лучший показатель с начала 1980-х).
Структурные проблемы
Сергей Федоров: «Проблемы Франции, как и Европы в целом, связаны с глобализацией и ростом конкуренции со стороны таких государств, как, например, Китай, где нет ни социальных программ, ни экологического законодательства. Франция вынуждена постоянно заботиться о повышении конкурентоспособности своей продукции». И в этом она серьезно отстает от той же Германии, что во многом связано со спецификой национального бизнеса.
Подавляющую часть бизнеса Франции составляют малые и мельчайшие предприятия, которые в силу размера, отсутствия необходимых средств и сложностей с получением кредита весьма ограниченно участвуют в инновационном процессе. Кроме того, у них нет прочных связей с наукой. Что до крупных компаний, то их деятельность осложняется бюрократизацией, значительными налогами и социальными выплатами, а также жестким трудовым законодательством. Как шутят сами французы, во Франции легче развестись с женой, чем уволить работника.
В 2007 году были приняты два базовых правовых акта: закон о модернизации и закон о труде, занятости
FOTOLINK/AP
и покупательной способности. Первый вводил режим самозанятости, позволяющий любому физическому лицу — от студента до пенсионера — создавать индивидуальное предприятие на основе упрощенных процедур регистрации, функционирования и ликвидации. Такие предприятия получают существенные налоговые льготы (в частности, не платят НДС, а ставка налога на прибыль составляет 13%). Другие важные пункты закона — статьи о сокращении отсрочек платежей малому и среднему бизнесу, о расширении его участия в выполнении госзаказов.
В соответствии со вторым законом — о труде — работа сверх 35 (до 39) часов в неделю перестает считаться сверхурочной (эта мера, впрочем, так и не вступила в силу). Была также снижена с 60 до 50% предельная ставка подоходного налога для физических лиц, в результате чего оппозиция начала обвинять Саркози в «подарках богачам». «Но на деле, — говорит Марина Клинова, — налоговые льготы явились поддержкой в первую очередь среднего класса и были направлены против «уравниловки», на стимулирование экономической активности».
В то же время началась реформа высшего образования, был принят закон об университетской автономии, на-
Французский концерн Danone — крупнейший в мире производитель йогуртов. На фото: Danone в России.
деливший вузы правом самофинансирования. Несмотря на протесты были акционированы многие инфраструктурные и транспортные предприятия, в том числе Gaz de Frans и Air Frans. Вопреки жесткому сопротивлению удалось провести пенсионную реформу (возраст выхода на пенсию с 2017 года увеличивается с 60 до 62 лет).
Однако осенью 2008 года на первый план вышли антикризисные меры, благодаря которым Франция удержалась от более глубоко спада. И это, как считают наши собеседники, заслуга президента.
Сергей Федоров: «В результате государственных вливаний Франция избежала коллапса в банковской сфере в 2008 году, а речь шла именно об этом. Банки Франции продолжили кредитовать бизнес в период кризиса. За использованием средств на местах следили специальные кредитные управляющие».
Марина Клинова: «Рассчитанный на два года (2009-2010) план по выводу экономики Франции из кризиса предусматривал увеличение государственных капиталовложений с выделением местным общинам трансфертов из центрального бюджета. Правительство отводило ключевую роль капиталовложениям собственно государства и госпредприятий, чтобы «путем прямого вмешательства в экономику ограничить пессимизм частных агентов».2 Предоставление помощи обуславливалось проведением реструктуризации, в том числе через закрытие нерентабельных предприятий. В первую очередь поддержку получали наиболее пострадавшие от кризиса отрасли: жилищное строительство, автомобильная промышленность, а также сфера занятости и доходов малоимущих семей. Были предусмотрены беспроцентные ссуды и налоговые льготы для новых инвестиций и вложений в инфраструктуру; продолжалась модернизация экономики Франции». «Главная задача французского руководства, независимо от партийной принадлежности, — говорит Сергей Федоров, — обеспечить долгосрочное инвестирование в создание современной инновационной экономики, в прорывные технологии. Во Франции каждые четыре-пять лет обновляется список наиболее перспективных, а потому приоритетных проектов и отраслей, на которых и сосредотачиваются основные финансовые усилия».
Французская социальная модель обеспечивает очень высокий уровень защиты: пенсионное обеспечение, медицинское страхование, гибкую систему пособий, предоставляемых в зависимости от ситуации с учетом разнообразных критериев. К примеру, неработающая мать-одиночка получает одну сумму, при наличии какого-либо заработка — другую; помимо пособия по безработице существует такой вид помощи, как пособие по найму жилья. Средняя пенсия составляет около 1200 евро, пенсия по старости — около 600 евро. «Президент Саркози сделал очень важную и необходимую на сегодня
попытку сблизить две социально-экономические модели, — говорит Марина Клинова, — англосаксонскую (более либеральную) и континентальную (с большим вниманием к социальной сфере). Причем действовать пришлось с учетом культурно-цивилизационных традиций Французской Республики, когда любые посягательства даже на те завоевания, которые в период мирового финансово-экономического кризиса «не по карману» госбюджету (а в более широком плане вообще стимулируют иждивенческие настроения) принимались в штыки профсоюзами и левыми партиями. В 2008 году доля социальных отчис-
лений, которые обязан делать предприниматель, составила во Франции целых 47,1% зарплаты против 27,2% у ее основного партнера по ЕС — ФРГ,4 где зародилась концепция социального рыночного хозяйства. Ежегодно на госрасходы тратится примерно половина производимых в стране материальных благ. В 2010 году доля ВВП, перераспределяемая государством (государственная квота), достигла 56,6% — почти максимума в еврозоне (выше только в Ирландии — 66,8%).5 За 2000-2009 годы затраты работодателей на оплату труда во Франции выросли на 22%, а в ФРГ — на 6%».6
Марина Клинова: «Всего из госбюджета в кризис ассигновано 35 млрд евро, в том числе на финансирование высшего образования, профессиональной подготовки, научных исследований, поддержку малых и средних предприятий, информационно-телекоммуникационные проекты. В 2009-2012 годах государство выделит 1,5 млрд евро на дальнейшее развитие кластерной формы инноваций».3
«На мой взгляд, французы неплохо переживают текущий кризис по той причине, что средства не вкачивались в увеличение потребительского спроса, а шли на долгосрочное инвестирование, — подводит итог Сергей Федоров. — Французский дирижизм показал себя в этот период с хорошей стороны, так что государство рано списывать со счетов. Оно и в дальнейшем будет играть центральную роль в экономических и социальных процессах. Президент, в частности, признал, что французская социальная модель, несмотря на ее затратность, сыграла роль амортизатора во время кризиса, а значит, ее демонтаж, как это первоначально задумывалось, не произойдет. Но отдельные изменения, модернизация, конечно, неизбежны. Дефицит соцстраха на этот год составляет 20 млрд евро».
Однако заставить французов затянуть пояса — пожалуй, наиболее сложная и рискованная задача для властей. В середине 1990-х правительство Жюппе, пытавшееся провести радикальные реформы в соцсфере, выкинуло белый флаг после забастовок работников железнодорожного транспорта, а недавнее увеличение пенсионного возраста отнюдь не прибавило симпатий действующему президенту. «Пенсионную реформу, — замечает Марина Клинова, — по опросам, приняли как неизбежность лишь 41% французов».
Догнать и перегнать
И все же, несмотря на всю неоднозначность решений Э&Р, чья профессиональная репутация была изрядно подмочена кризисом 2008 года, основной конкурент действующего президента на грядущих в марте выборах, кандидат от социалистической партии Франсуа Олланд поспешил заявить, что рейтинг понизили не Франции, а правительству и президенту. На что премьер-министр Франсуа Фийон посоветовал своему тезке представить
Сеть «Рестораны сердца» — благотворительные столовые, основанные в 1980-е годы актером Колюшем.
Увеличение
пенсионного
возраста
с 60 до 62 лет
не добавило
популярности
президенту.
на оценку Э&Р программу соцпартии. По мнению Марины Клиновой, у социалистов нет готовых ответов на реальные вопросы, стоящие перед французской экономикой, их претензии к Саркози носят оттенок популизма, а порой и вовсе не соответствуют реалиям. Та же не подходящая кризисному положению дел 35-часовая рабочая неделя (работа свыше 35 часов должна оплачиваться как сверх нормы) была введена в 2000 году правительством социалистов.
«Принимая на себя ответственность при решении накопившихся до него проблем, Саркози неизбежно потерял в рейтинге, — говорит Марина Клинова. — Тем не менее он последовательно проводит свою линию, отдавая себе отчет в риске. Перед избирателями во Франции встает вопрос, смогут ли представители оппозиции — и левые в лице соцпартии, и правые в лице Национального фронта семьи Ле Пен — реально проводить ту популистскую политику, которую они провозглашают». Вопрос непраздный в свете того, что у главного соперника Саркози — интеллектуала и партийного функционера Франсуа Олланда — нет опыта практической работы.
Сергей Федоров: «По соцопросам, Франсуа Олланд (бывший муж Сеголен Руаяль, проигравшей Саркози выборы в 2007 году. — Ред.) в первом туре обходит действующего президента почти на 10%, рейтинг поддержки которого на протяжении всего прошлого года довольно низок — менее 30%.
Николя Саркози — представитель Союза за народное движение (партии нео- или постголлистов), динамичный и яркий политик, прекрасный оратор, хорошо чувствующий аудиторию. Но многим французам несимпатичен его стиль поведения, авторитарные замашки, притом что французскую политическую систему из-за широких полномочий президента в ущерб парламенту и так называют президентской монархией.
В период Четвертой республики Франция страдала от частой смены кабинета министров. В 1958 году, по инициативе Шарля де Голля — сторонника сильной исполнительной власти, была принята Конституция Пятой республики, позволяющая, в частности, президенту в соответствии со статьей 49-3 принимать практически любые законы в обход парламента. Саркози, обладающий
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
прямые инвестиции / № 2 (118) 2012
23
парламентским большинством, этой статьей ни разу не воспользовался, но его имидж скомпрометирован многочисленными финансовыми и коррупционными скандалами».
В 2010 году, во время проведения пенсионной реформы, министра труда Эрика Верта (в прошлом — казначей постголлистов) и его супругу Флоранс подозревали в оказании небескорыстной помощи по оптимизации налогообложения самой богатой даме Франции — владелице фирмы L'Oreal Лилиан Бетан-кур. Скандал удалось замять, но осадок, как говорится, остался. До этого в центре внимания общества и прессы оказался непосредственно президент Николя Саркози, «проталкивавший» своего 23-летнего сына Жана Саркози на должность главы госпредприятия EPAD, управляющего знаменитым деловым районом Дефанс. Сергей Федоров: «Существует также мнение, что президент мало думает о бедных, что, конечно, преувеличение, однако французам очень не понравилось, когда сразу же после победы на президентских выборах Николя Саркози отправился отдыхать на яхту друга-миллионера. Что до обвинения Саркози в получении денег на избирательную кампанию от покойного Муаммара Каддафи (об этом в разгар бомбардировок Ливии заявил сын покойного полковника. — Ред.), то говорить можно все, что угодно, участие же Франции в ливийской операции, одним из главных инициаторов которой явился Николя Саркози, прибавило очков действующему президенту. Для французского общественного мнения такие вопросы, как защита прав человека и гражданских свобод, очень важны».
Главное для Николя Саркози, по мнению нашего собеседника, — пройти во второй тур, что, судя по всему, ему удастся, и получить голоса избирателей, в первом туре проголосовавших, что называется, сердцем. «То есть за тех, — говорит Сергей Федоров, — кто им наиболее симпатичен из числа других кандидатов: центриста Франсуа Байру (Союз за французскую демократию) и Марин Ле Пен, удачно сменившую во главе правого Национального фронта своего одиозного папу. Другие кандидаты — представители коммунистов, экологистов, различных движений левацкого толка — не наберут значительного числа голосов. Думаю, что во втором туре Саркози и Олланд поделят пополам большинство голосов центристов, а большая часть голосов, отданных за Марин Ле Пен, отойдет к Саркози: правые для крайне правых ближе, чем социалисты. Исход выборов могут решить 2-4% голосов».
«На итог голосования могут оказать влияние вроде бы несущественные обстоятельства, — говорит Марина Клинова. — Так, скандал с серьезным претендентом на президентский пост от социалистов Домиником Стросс-Каном, на мой взгляд, нанес репутации Саркози больший ущерб, поскольку на вопрос qui prodest? — ответ напрашивается сам собой». Бывшего главу МВФ обвиняли в изнасиловании горничной нью-йоркского отеля. Обвинения, напомним, были сняты.
И все же, по мнению Марины Клиновой, Николя Саркози, несмотря на все сложности, остается наиболее сильным (и предпочтительным для России) претендентом на пост главы государства во Франции. Тем более что срок в Елисейском дворце — всего лишь второй.
Женитьба президента на модели и актрисе Карле Бруни не шокировала французов, а рождение дочери даже расположило к нему сограждан.
Беспрецедентное сотрудничество
Марина Клинова: «В период председательства Франции в ЕС именно на президента Саркози легла нелегкая миссия посредника в урегулировании конфликта на Кавказе, и ему удалось ее удачно выполнить.
Франция одной из первых предложила России помощь в модернизации экономики, стремясь строить отношения на двусторонней основе (учитывая тот факт, что программа «Россия-ЕС: партнерство для модернизации» буксует). При Саркози достаточно эффективно заработала Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества, выросли прямые иностранные инвестиции (ПИИ), Франция вложилась в крупные контракты с нами, включая военные. Сближению способствует и то, что сферы влияния наших стран не пересекаются, у нас нет основы для противостояния».
В 2010 году был подписан контракт на 1,2 млрд евро о поставке в Россию двух вертолетоносцев типа Mistral и строительстве двух кораблей в России.
Марина Клинова: «В 2008 году ПИИ Франции в России по сравнению с 2007 годом выросли в 3,8 раза, достигнув 3,2 млрд евро. Тогда же Россия вышла на 10 место среди ПИИ Франции. После подписания в 2010 году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге двух десятков соглашений и контрактов на общую сумму перекрестных инвестиций порядка 5 млрд евро один из французских бизнесменов выразил надежду: «С такими темпами мы догоним Германию», — подразумевая инвестиционное присутствие в России. Объем накопленных французских инвестиций на конец 2011 года составил порядка $10 млрд, в том числе ПИИ — $2,9 млрд. Франция заняла 6 место по объему ПИИ в экономику России». В прошлом году в России действовало порядка 470 совместных предприятий, в том числе с такими компаниями, как Peugeot Citroën, Renault, франко-германский Airbus, концерн Danone. Французская Total — один из главных партнеров Газпрома при разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Марина Клинова: «Около половины вложений Франции составляют инвестиции в обрабатывающую промышленность (47,7%),7 что немаловажно: перед нами остро стоит проблема диверсификации экономики на базе модернизации технологий и производственных процессов. Вклад французских ПИИ в модернизацию экономики России при существующем инвестиционном климате можно оценить как ощутимый».
Добавим, что внешнеторговый оборот России с Францией в 2010 году, по данным российской таможенной статистики, достиг $22,6 млрд, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 31,4%. Экспорт (почти 90% — продукция ТЭК) составил $12,4 млрд (прирост на 42,5%), а импорт (более половины — оборудование и транспорт) — $10,1 млрд (увеличение на 20%).
1 Mettre un terme à la divergence de compétitivité entre la France et l'Allemagne.
P. 75.
2 Programme de stabilité de la France 2009-2012. Décembre 2008. P. 6-7 (http://www.minefe.gouv.fr/ directions_services/ dgtpe/programmepluri-
annuel/2009_2012/2009_ 2012.pdf).
3 Фрессине Ж.-М. Кластеры конкурентоспособности вокруг «треугольника» инноваций // Бюллетень «Инновационные тренды». 2011. № 11. С. 6.
4 Mettre un terme à la divergence de compétitivité entre
la France et l'Allemagne. Etude réalisée pour le Ministère de l'Economie, des Finances et de l'industrie. 2011. P. 84 (http://documents.scribd. com.s3.amazonaws.com/ docs/36waahr0hstqo8d. pdf?t=1295537147). 5 http://epp.eurostat. ec.europa.eu/tgm/table.do?
tab=table&init=1&languag e=en&pcode=tec00023&p lugin=1.
6 http^/www.modem^. org/2011/02/17/ competition-economique-la-france-decroche.
7 http://premier.gov.ru/ visits/world/15638/ тй/1бб41.