Научная статья на тему 'Франция на перепутье'

Франция на перепутье Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТЕРАКТЫ / ДЖИХАДИСТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕЗИДЕНТ / РЕГИОНЫ / ВЫБОРЫ / ПАРТИИ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рубинский Юрий Ильич

Решительные меры по усилению внутренней и внешней безопасности после террористических атак в Париже привели к повышению рейтинга президента Франсуа Олланда, но ненадолго. Баланс политических сил, временный после региональных выборов, делает перспективы президентской кампании 2017 г. непредсказуемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франция на перепутье»

УДК 323.233 Юрий РУБИНСКИЙ

ФРАНЦИЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ

Аннотация. Решительные меры по усилению внутренней и внешней безопасности после террористических атак в Париже привели к повышению рейтинга президента Франсуа Олланда, но ненадолго. Баланс политических сил, временный после региональных выборов, делает перспективы президентской кампании 2017 г. непредсказуемыми.

Ключевые слова: теракты, джихадисты, безопасность, президент, регионы, выборы, партии, система.

В современную историю Франции 2015 г. войдёт иод знаком трагических событий, открывших и завершивших его. 7 и 9 января трое исламистских террористов расстреляли 17 человек - журналистов сатирического еженедельника "Шарли Эбдо", объявив это местью за карикатуры на пророка Мухаммеда, и покупателей в кошерном супермаркете. 13 ноября жертвами другой группы джихадистов-смертников стали 130 мирных граждан: посетители стадиона, концертного зала, ресторанов и кафе. Ответственность за эти преступления взяла на себя террористическая организация "Исламское государство" (запрещённая в РФ).

В ответ 11 января на улицы французских городов вышли 3,7 млн человек, в том числе 1,5 млн на "республиканский марш" в Париже под лозунгом защиты демократии от исламистского терроризма. Наряду с французской политической элитой -президентом, премьер-министром, председателями обеих палат парламента, руководителями политических партий - в марше приняли участие специально прибывшие главы государств и правительств 45 стран. Помимо лидеров Германии, Великобритании, Италии, Испании, были и первые лица государств, где традиционной религией является ислам: Турции, Иордании, Нигерии, а также Израиля и Палестинской автономии. РФ представлял министр иностранных дел Сергей Лавров.

На экстренном совместном заседании обеих палат парламента (конгресса) в Версале после бойни 13 ноября президент Франсуа Олланд объявил, что Франция находится в состоянии войны с исламистским терроризмом. В стране введено чрезвычайное положение, в рамках которого расширены полномочия властей для принятия превентивных мер в отношении лиц, подозреваемых в связях с международными террористическими сетями. Увеличены штаты правоохранительных органов, полиции, жандармерии, спецназа. Все эти меры должны получить правовую базу путём частичной ревизии действующей Конституции 1958 года.

© Рубинский Юрий Ильич - д.и.н., руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, профессор НИУ - ВШЭ. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected] DOL http://dxdoi.org/10.15211/soveurope320162331

За рубежом французские ВВС и ВМС активизировали участие в боевых действиях против "Исламского государства" иа Ближнем Востоке ив Африке. Президент провел демарши перед лидерами ведущих держав с целью координации действий международной коалиции во главе с США и России, Ирана, Ирака.

Новая точка отсчёта

Эти события вызвали в стране подъём патриотических чувств - увеличилось число заявлений на контрактную службу в армии, возрос спрос на трёхцветные флаги. В Версале депутаты и сенаторы большинства и оппозиции встретили призыв главы государства к национальному единству на основе республиканских ценностей овацией и пением "Марсельезы". Французские СМИ отмечали, что стилистика президента явно напоминала риторику Джорджа Буша-младшего после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, а принятые меры - "Патриотический акт", одобренный тогда конгрессом США.

Естественный рефлекс сплочения граждан вокруг легитимного носителя верховной власти в минуты опасности вызвал скачок рейтинга президента: если ранее он неуклонно падал, опустившись до беспрецедентно низких в истории Пятой республики 17-18%, то после ноябрьских событий удовлетворение деятельностью президента выражали 35% респондентов населения.

Повысился и рейтинг премьер-министра Мануэля Вальса. Имидж президента бесспорно украсило также проведение в Париже 30 ноября - 10 декабря форума ООН по вопросам потепления климата, в котором приняли участие 195 стран, в том числе 138 на уровне глав государств и правительств. С учётом всех этих факторов Ф. Олланд явно взял курс на участие в президентских выборах 2017 г., которое ранее ставил в зависимость от снижения уровня безработицы. 18 января 2016 г. он предложил широкий план стимулирования занятости, приравняв его значение к борьбе с терроризмом.

Однако такая эйфория имела вполне определённые пределы - уже в январе-феврале 2016 г. рейтинги президента и премьер-министра вернулись к прежнему уровню до терактов (18 и 25%).

Попытка Ф. Олланда использовать лозунг национального единства перед лицом международного терроризма для расширения своей политической базы не увенчалась успехом - она не принесла ему ощутимой поддержки со стороны правой оппозиции, но зато углубила разлад в левом лагере. Это показала полемика вокруг ревизии Конституции с включением в неё статей о чрезвычайном положении и лишении французского гражданства лиц, осуждённых за терроризм. Прошедший в нижней палате - национальном собрании проект был заблокирован правым большинством Сената. Широкое движение протеста, особенно среди молодёжи, вызвал и проект реформы трудового законодательства. Результатом стал раскол в самом правительстве - демонстративную отставку министра юстиции Кристианы Тобира, представлявшего левое крыло большинства, что ускорило реорганизацию кабинета в целом, уход в отставку министра иностранных дел Лордиа Фабиуса, ставшего председателем Конституционного суда. Его сменил бывший премьер Жан-Марк Эйро.

Показателем реального расклада партийно-политических сил стали итоги региональных выборов, состоявшихся 6 и 13 декабря 2015 г. - всего через месяц после ноябрьских терактов.

Советы регионов, число которых сокращено недавней реформой органов местного самоуправления вдвое - с 22 до 13 (кроме заморских департаментов и территорий), располагают довольно ограниченными полномочиями. Они занимаются дорожной инфраструктурой, курируют лицеи, профобразование, координируют

экономические проекты входящих в них департаментов и коммун, уступая им в объёме собственных финансовых ресурсов. Поэтому явка избирателей в ходе их обновления остаётся низкой - в первом туре она составила 49,9%.

Тем не менее региональные выборы являются заметной вехой в общественной жизни страны. Избиратели не только решают на них локальные вопросы, но и посылают сигналы правительству и президенту об оценке их деятельности. Мэры, члены и председатели муниципальных, департаментских, региональных советов служат кадровым резервом и проводниками влияния политических партий на всех уровнях.

Победа левых сил, прежде всего социалистов на президентских и парламентских выборах 2012 г. была подготовлена постепенным завоеванием контроля над большинством местных органов власти. Однако в 2013-2015 гг. большая часть этих завоеваний была утрачена - проиграв муниципальные, затем департаментские выборы, как и выборы в Европарламент, социалисты лишились 115 мэрий крупных и средних городов, большинства в трети контролировавшихся ими ранее департаментских советов.

Результаты выборов в регионах

Результаты региональных выборов подтвердили эту тецденцию. На них, как и на всех других, кроме европейских, применяется один из вариантов мажоритарного голосования в два тура по партийным спискам. В первом для победы необходимо абсолютное большинство набранных голосов. Если его не добился никто, то партии, чьи списки получили свыше 10%, проходят во второй тур, где достаточно относительного большинства. Места в совете распределяются пропорционально числу полученных голосов, причем победитель получает не только место председателя, но и дополнительные 25% мандатов, что обеспечивает ему прочное большинство.

В первом туре 6 декабря 2015 г. списки кандидатов от соцпартии получили 5 млн голосов (23,1%) - на 700 тыс. меньше, чем на предыдущих региональных выборах 2010 года (29,6%). Чувствительные потери понесли и другие левые партии: экологи, Левый фронт, коммунисты, радикалы - они получили немногим более 1,8 млн вместо 2,5 млн шестью годами ранее. Основные конкуренты социалистов - оппозиционные республиканцы во главе с бывшим президентом Николя Саркози привлекли 5,8 млн избирателей (28,6%) - на 800 тыс. больше, чем на выборах 2010 г. Близкие к ним центристы также улучшили свои результаты. Однако главным победителем оказался Национальный фронт, кандидатов которого поддержали 6 млн избирателей (27,7%) - в 2,5 раза больше, чем в 2010 году (2,2 миллиона - 11,4%)1. Этим Национальный фронт подтвердил, что является ведущей по числу собранных голосов партией страны, которой впервые стал на европейских выборах 2013 года.

Успех НФ повысил накал борьбы между двумя турами: социалисты призвали преградить НФ дорогу к власти любой ценой, выразив готовность снять списки своих кандидатов там, где они оказались на третьем месте после республиканцев. Это действительно произошло на Северо-Востоке и Юго-Востоке страны, где фронтисты во главе с их лидером Марин Ле Пен и её племянницей Марион Маре-шаль Ле Пен имели реальные шансы на победу.

Однако Саркози отверг это предложение, ссылаясь на то, что любая сделка с правящей соцпартией возложит на умеренную правую оппозицию ответственность за неудачи власти и только сыграет на руку ультраправым.

Во втором туре 13 декабря, в котором активность избирателей заметно повысилась, социалисты и другие левые партии получили 40,7% голосов, все правые - в

1 Официальные данные МВД Франции. - http://www.interieur.gouv.fr/

общей сложности 56,79%. Однако правый лагерь оказался расколотым пополам: республиканцы и центристы собрали29,29%, НФ - 27,5%. Тем не менее фронтистам не удалось, как и на департаментских выборах в марте 2015 г., получить большинство и председательство нив одном регионе\ В итоге республиканцам достались семь регионов, социалистам - пять, а на Корсике победили местные националисты.

Социалисты сохранили традиционные зоны влияния левых партий на Юго-Западе (Акитэн, Лимузен, Пуату-Шарант, Миди-Пиренэ), в центре (Бургонь, Франш-Конте) и в Бретани. В свою очередь, республиканцы одержали политически важную победу в столичном регионе Иль-де-Франс, где 17 лет председателем совета бы социалист Жан-Поль Юшон, которого теперь сменила бывший министр высшего образования Валери Пекресс. Им достались также регионы Севера (Нормандия), Востока (Эльзас, Шампань, Арденны, Лоррэн), оба региона Севера-Востока и Юго-Востока, где снятие социалистами своих списков позволило предотвратить неминуемую, казалось, победу Национального фронта2. Но и НФ не оказался в накладе, подтвердив свое первенство среди политических партий по числу полученных голосов и расширил представительство в региональных советах втрое - с 118 до 358.

Тенденция к смещению оси политической жизни вправо и появление на крайнем фланге радикальных партий национал-популистского толка, выступающих под флагом антиглобализма и евроскептицизма, свойственна большинству стран ЕС в последние годы (кроме южной периферии, где протестные настроения принимают форму левацкого социал-популизма). Питательной почвой для них служит сочетание экономических проблем (низких темпов роста ВВП после кризиса 2008-2009 г., безработицы, углубления социального неравенства) с наплывом мигрантов из стран иного культурно-цивилизационного профиля, прежде всего мусульманских. Мощная волна беженцев, хлынувшая в ЕС в 2015 г., явно усилила ксенофобские настроения.

Во Франции главным полюсом притяжения для них стал Национальный фронт, который создал общую фракцию в Европарламенге с близкими ему партиями Бельгии, Нидерландов, Австрии, Финляндии, Дании, Швеции. К ней тяготеют аналогичные популистские движения в ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Греции. В ряде стран Восточной Европы (Венгрии и Польше) они либо пришли к власти, либо близки к ней.

Между тем политическая жизнь Франции определяется ныне перспективой президентских и парламентских выборов мая-июня 2017 г., подготовка к которым уже идёт полным ходом. В первом туре для избрания главы государства требуется абсолютное большинство, во второй проходят два кандидата, опередившие остальных в первом. Поскольку на протяжении истории Пятой республики ни один кандидат в первом туре не набирал больше 50% голосов, необходимым условием победы во втором становилось привлечение голосов близких по профилю партий в соответствующих лагерях в обмен на учёт их интересов победителем.

При этом принято считать, что избиратель в первом туре голосует сердцем - за кандидата, которого предпочитает, а во втором, умом, против того, чьего избрания он не желает больше. Поэтому лучшие шансы на победу имеют кандидаты умеренных партий, способных привлечь в своём лагере максимум голосов как слева, так и справа. За последние полвека на политическом поле Франции кристаллизовались два полюса - неоголлисты в сочетании с либерал-центристами, воплощением которых ныне служат республиканцы, и социалисты с примыкающими к ним экологами, коммунистами, Левым фронтом, которые регулярно чередовались у власти.

1 Официальные данные МВД Франции. - http://www.interieur.gouv.fr/

2 Les trois visages du vote FN. "Le Monde Diplomatique", Decembre.

От биполярности к трём полюсам

Однако прорыв Национального фронта в число ведущих игроков превратил биполярную систему в трехполюсную, поскольку три главных игрока поделили между собой три четверти избирателей на сравнимые доли. Поэтому президентское и парламентское большинство может формироваться теперь только за счёт одного из них, который обречен на роль младшего партнёра того или иного из остальных и в конечном счете маргинализацию.

Именно такая судьба постигла в своё время французскую компартию. Она тоже была, как сегодня Национальный фронт, первой по числу собираемых на выборах голосов политической силой страны. В 1946 г. за коммунистов голосовали 28% избирателей, в 1956 г. - всё ещё 25% и даже в 1969 г. на президентских выборах коммунист Жак Дюкло получил 22%, а социалист Гастон Деффер втрое меньше. Хотя идейно они кажутся антиподами, политически обе крайние партии выражают прежде всего протест наиболее уязвимых в социальном плане слоёв - рабочего класса, служащих, традиционной мелкой буржуазии, сильнее всего страдающих от последствий очередной научно-технической революции, глобализации, европейской интеграции. У обеих этот протест выливается в национал-протекционизм, антиамериканизм, еврофобию. Не случайно зоны наибольшего влияния ФКП в прошлом и НФ сегодня практически совпадают. Однако ФКП так и не смогла конвертировать свои успехи на выборах в реальное участие в принятии политических решений, оставаясь с началом холодной войны наглухо запертой в политическом гетто. Первая же попытка выйти из него путем союза левых сил с социалистами оказалась последней, закончившись политическим самоубийством.

Подобная ситуация не раз возникала в других европейских странах, в том числе на родине двухпартийной системы - в Великобритании, где либералы, противостоявшие некогда консерваторам, уступили вначале место лейбористам, затем образовали промежуточную либерал-лейбористскую партию, а теперь дело идёт уже к многопартийной системе с участием региональных партий. Та же тенденция налицо в Нидерландах, Финляндии, Дании, а в Германии большая коалиция ХДС - ХСС с СДПГ стоит ныне у власти.

Однако во Франции при существующем раскладе сил такой вариант требует отказа от мажоритарной системы выборов в пользу пропорциональной, что открывает дверь в парламент перед антисистемной силой, идеология которой не укладывается в рамки "республиканских ценностей". Подобное решение уже пробовал применить президент-социалист Ф. Миттеран на парламентских выборах 1986 г., когда депутаты НФ впервые прошли в Национальное собрание. Однако теперь удельный вес НФ вырос по сравнению с тем периодом втрое, что делает подобный маневр весьма рискованным. "Система выдыхается", - делает вывод профессор парижского Института политических наук Паскаль Перино\

Стирание идейно-политических граней между двумя системообразующими партиями ведёт к эрозии электората обеих, кризису биполярной системы и открывает путь к власти перед радикальными национал-популистами, как это произошло в Австрии. Дело не только в парламентской арифметике. Стремительный рост влияния НФ вызван глубинными процессами во французском обществе, о чём говорит состав электората фронтистов в двух регионах, где лцдеры добились на региональных выборах в 2015 г. наибольшего успеха - на Северо-Востоке (Нор - Па-де-Кале - Пикарди) и Юго-Востоке (Прованс - Альп - Кот д Азюр). На протяжении десяти-

1 "Ье Ыопёе", 22 БесешЬге 2015.

летий именно они являлись оплотом левых партий социалистов и коммунистов. На индустриальном Севере за них голосовали рабочие крупных предприятий, на аграрном Юге - крестьяне и городские середняки. Федерации департаментов Нор -Па-де-Кале и Буш-дю-Рон играли решающую роль на съездах соцпартий, мэр Лилля Пьер Моруа был премьер-министром, мэр Марселя Гастон Деффер - министром внутренних дел первого левого правительства Пятой республики после избрания Ф. Миттерана президентом в 1981 году.

Однако глобализация и научно-техническая революция нанесли сокрушительный удар по традиционным отраслям промышленности, доминировавшим на Северо-Востоке - угледобыче, металлургии, текстилю, а расширение ЕС на средиземноморские страны поставило в трудное положение сельское хозяйство Юго-Востока (виноградарство, овощеводство). Поскольку левые партии к этому времени периодически приходили к власти, протестный электорат качнулся от них на противоположный фланг.

Этому способствовали и последствия деколонизации. После завоевания независимости Алжиром в ходе кровопролитной войны в метрополию репатриировались

1.2 миллиона французов - т.н. "черноногих", живших там много поколений. Они осели главным образом на Юге, куда одновременно шёл поток трудовых мигрантов-арабов из стран Магриба, что вело к росту ксенофобии среди коренного населения региона, игравшей на руку Национальному фронту.

Эволюция Национального фронта

НФ был создан в 1972 г. Жан-Мари Ле Пеном, который воевал в Алжире и начал политическую карьеру избранием в 1956 г. депутатом от Союза в защиту торговцев и ремесленников во главе с Пьером Пужадом. Их недовольство ростом налогов и конкуренцией супермаркетов приобрело националистический характер, вылившись в поддержку "ультра"-противников предоставления Алжиру права на самоопределение и требования протекционистской защиты французского рынка от иностранных товаров. Добившись 2,8 млн голосов (12,6%) на парламентских выборах 1956 года, движение Пужада довольно быстро пришло в упадок и исчезло с политической авансцены.

На президентских выборах 1965 г., где главными кандидатами были де Голль и Миттеран, Жан-Мари Ле Пен поддерживал против них кандидатуру Жан-Луи Ви-ньянкура, бывшего адвоката на процессе маршала Петэна - главы марионеточного правительства Виши при германской оккупации Франции. Многие аспекты реакционной идеологии вишистского режима - разрыв с демократическим наследием революции 1789 г., культ Жанны д'Арк, ксенофобия, антисемитизм легли в основу пропагандистского багажа НФ. Центральное место в его программах заняло ужесточение иммиграционной политики, прежде всего предоставление коренным французам "национального преимущества" при приёме на работу, доступе к дешевому жилью и социальным гарантиям. По мере того как снижались темпы роста французской экономики и обострялась проблема занятости, эти лозунги находили всё более широкий отклик.

Апогеем успехов НФ под руководством его основателя явились президентские выборы 2002 г., когда Ж.-М. Ле Пен обошёл в первом туре лидера соцпартии, премьер-министра Лионеля Жоспена, чему решающим образом способствовало распыление левого лагеря между девятью кандидатами. Перспектива прихода ультраправых к власти вызвала мощные демонстрации протеста в стране, на которые вышли

1.3 млн человек, в том числе 400 тысяч в Париже. Социалисты были вынуждены

поддержать во втором туре уходящего президента-неоголлиста Жака Ширака^ который получил подавляющее большинство - 82,49% против 17,79% за Ле Пена .

Однако сам Ж.-М. Ле Пен был доволен этим результатом - он отнюдь не считал власть для себя самоцелью и вполне удовлетворялся выгодной, в том числе материально, ролью "народного трибуна", говорящего вслух то, о чём другие представители элит предпочитают молчать. Отсюда его скандальные заявления о том, что геноцид был всего лишь "деталью" истории Второй мировой войны, оправдание коллаборационистского режима Виши, ксенофобские выпады против арабов-мусульман, за которые он неоднократно попадал под суд и лишался депутатского мандата в Европарламенте. В таких условиях НФ оставался изгоем на политическом поле, поскольку предвыборные сделки с ним для представителей системных партий были сопряжены с неприемлемыми репутационными издержками.

Положение изменилось после съезда НФ в январе 2011 г., когда Ж.-М. Ле Пен уступил пост председателя своей дочери, которая взяла курс на изменение имиджа партии и включила её в борьбу за реальную власть не извне, а изнутри существующей системы. Новый лидер, энергичная и амбициозная Марин Ле Пен, стремится положить конец "демонизации" образа НФ, придать ей облик обычной демократической партии, готовой в рамках действующей Конституции к взаимодействию со всеми остальными на равноправной основе. Она дистанцировалась от наиболее одиозных заявлений своего отца: осудила геноцид евреев, смягчила традиционное для католиков негативное отношение к абортам, сексуальным меньшинствам.

Вместе с тем с учётом эволюции структуры электората НФ в экономическую платформу НФ вошли социальные требования, позаимствованные из арсенала Левого фронта, компартии, экологов: повышение минимальной зарплаты, снижение возраста выхода на пенсию, налоговые санкции за бегство капиталов, национализация банков и т.д.

Тем не менее основное содержание пропагандистского багажа НФ, прежде всего в отношении иммиграции, обеспечения безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом, сохранилось, а евроскептицизм на фоне долгового кризиса и волны беженцев из стран Ближнего Востока ещё больше усилился (требования восстановить контроль на национальных границах, выйти из Шенгенского соглашения и еврозоны).

Укрепилась и организационная структура партии - контроль над её аппаратом сосредоточился в руках председателя, любые посягательства на авторитет которого влекли за собой жёсткие санкции, в т.ч. в отношении самых видных деятелей НФ (Б. Мегре, Б. Гольниш). Такая же судьба постигла даже самого основателя НФ, 87-летнего Жан-Мари Ле Пена, когда он бросил вызов собственной дочери, опубликовав в ультраправом еженедельнике "Ривароль" интервью, в котором повторял все свои прежние скандальные тезисы. В ответ решением политбюро НФ патриарх был снят с поста почётного председателя и исключён из партии. Хотя этот семейный скандал повлёк за собой определённые издержки - отец-основатель пригрозил подать в суд и создать конкурирующую группировку, он принёс новому лцдеру НФ выгоды, продемонстрировав смену поколений, явно затянувшуюся в других партиях.

Перспектива 2017 года

С учётом итогов местных выборов 2013-2015 гг. самым вероятным сценарием будущих президентских выборов в мае 2017 г. является опережение лидером НФ

1 Официальные данные МВД Франции. - http://www.interieur.gouv.fr/

остальных кандидатов в первом туре и выход её во второй. Главная интрига заключается в том, кто будет её противником и, скорее всего, победителем.

Рост влияния НФ поставил основную системную партию правой оппозиции -республиканцев - в крайне сложное положение. Неудачи на президентских и парламентских выборах 2012 г. вызвали ожесточенную борьбу за лидерство между генсеком Франсуа Коппе и бывшим премьер-министром Франсуа Фийоном, что поставило партию на грань раскола и побудило экс-президента Саркози вновь возглавить её, чтобы превратить, как это было в 2007 г., в трамплин для возврата в Елисейский дворец.

Однако на его пути возникли серьёзные препятствия. Неоднозначные итоги предыдущего президентства, завершившегося поражением, вызывают критику, в том числе в правом лагере. К тому же Саркози является фигурантом нескольких судебных расследований в связи со злоупотреблениями при финансировании его президентской кампании в 2007 г.1 Присущий ему агрессивный стиль полемики провоцирует конфликты в собственном лагере, затрудняющие поиск союзников.

Хотя Саркози удалось добиться избрания на съезде в ноябре 2014 г. председателем партии, сменить её название, укрепить и взять под контроль аппарат, он вынужден согласиться с проведением 20 и 30 ноября 2016 г. первичных выборов, на которых будет определён единый кандидат от правоцентристской оппозиции на президентских выборах в мае 2017 г. Об участии в них заявили такие видные политические фигуры, как бывшие премьер-министры Ален Жюппе, Франсуа Фийон, бывший генсек Ксавье Бертран, представитель младшего поколения бывший министр Брюно Ле Мэр. Их число грозит достигнуть 10-11. Каждый выдвигает собственную платформу и ведёт кампанию в её поддержку.

Главный пункт разногласий между ними и Саркози не столько конкретные предложения об экономической, социальной, внутренней и внешней политике будущего главы государства, сколько выбор стратегии. Экс-президент видит главную задачу в привлечении на свою сторону части электората НФ и пытается для этого предельно ужесточить позиции по таким вопросам, как иммиграция, национальная идентичность, обеспечение безопасности граждан, а отчасти и внешняя политика, особенно будущее Шенгенского пространства и еврозоны.

Напротив, его соперники, прежде всего А. Жюппе, доказывают, что попытки конкурировать с ультраправыми на их поле заведомо обречены на провал. По этому поводу Марин Ле Пен иронически заявляет, что "избиратель предпочитает копии оригинал". Поэтому мэр Бордо предлагает гибкую тактику, которая сочетала бы конфронтацию с ультраправыми и тесное сотрудничество с центристами на их либеральной и евроатлантической платформе. Сами центристы - лидеры партий "Современная демократия" Франсуа Байру и "Союза за демократов и независимых" Жан-Кристоф Лагард, не имеющие серьёзных перспектив на президентских выборах, - активно поддерживают эти авансы.

Поскольку на первичных выборах могут голосовать избиратели не только республиканцев, но и центристов, опросы дают пока Жюппе преимущество перед Саркози, прогнозируя его победу во втором туре президентских по сценарию 2002 г. -тем более что 73% респондентов не хотят видеть в роли главы государства ни бывшего президента, ни нынешнего.

В чём-то схожие процессы происходят и на противоположном фланге - в соц-партии, где усиливается влияние сторонников перехода на социал-либеральные по-

1 Характерно, что иски по поводу укрывательства от налогов недвижимости были предъявлены также Ж.-М. Ле Пен и его дочери Марин.

зиции германских и скандинавских социал-демократов. Наиболее активным сторонником "смены вех" выступает премьер-министр Манюэль Вальс. Дрейф к центру всё больше определяет политику правительства социалистов и его министра экономики либерала Эмманюэля Макрона, создавшего собственную группировку с претензией преодолеть водораздел между левыми и правыми.

Однако этот дрейф вызывает резкую критику со стороны левого крыла партии и её обычных союзников на крайне левом фланге, которые настаивают на поведении первичных выборов кандидата от левых сил на президентских выборах, как это было в 2011 г., что явно не входит в планы нынешнего главы государства.

* * *

Таким образом, в обозримом будущем нельзя исключать расколов в обеих системообразующих партиях и образования новых группировок. Судя по всему партийно-политическая система Франции, в которой сталкиваются центростремительные и центробежные тенденции, вступает в период переформатирования: биполярная структура уходит в прошлое, уступая место в 2017 г. более фрагментарной и, соответственно, появлению различных вариантов формирования президентского и парламентского большинства.

Заметно эволюционируют и сами критерии принадлежности партий к левому или правому лагерям. Граница между ними все больше проходит по отношению к глобализации и евростроительству, национальным или международным приоритетам.

Такое переформатирование является необходимой предпосылкой затянувшегося решения жизненно важных для Франции проблем, с которыми она столкнулась на пороге третьего тысячелетия. Речь идёт о смене социально-экономической модели, сложившейся ещё в первые послевоенные десятилетия и исчерпавшей себя в глобализированном многополярном мире XXI века. Именно эти проблемы предстоит решать новому президенту после выборов 2017 года [Philippe Aghion, Gilbert Cette, Elie Cohen, 2015].

Список литературы

Официальные данные МВД Франции. - http://www.interieur.gouv.fr/

References

Herve Le Bras, Emmanuel Todd - Le mystere français. Seuil, Paris, 2013.

Les trois visages du vote FN. "Le Monde Diplomatique", Decembre.

"Le Monde", 22 Decembre 2015.

Marcel Gauchet - Comprendre le malheur français. Stock, Paris, 2016.

Oficial'nye dannye MVD Francii. - http://www.interieur.gouv.fr/

Philippe Aghion, Gilbert Cette, Elie Cohen (2015) "Changer de modèle. Les nouvelles idées pour une nouvelle croissance". Odile Jacob, 2015.

France at the crossroads

Author. Rubinskiy Yu.I., PhD, Head of the Center for French Studies, Institute of Europe, Professor HSE - HSE. Address: 11/3 Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]

Abstract. The terrorist attacks in Paris and drastic steps to strengthen the home and external security enhanced the rating of president Holland. But the balance of political forces revealed by the regional elections make the prospects of the presidential campaign of 2017 barely predictable.

Key words: terrorist acts, jihadists, security, president, regions, elections, parties, system.

DOI: http://dxdoi.org/10.15211/soveurope320162331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.