ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 94(44); 329.8 Дмитрий ШМЕЛЁВ
ФРАНЦУЗСКИЙ ЦЕНТРИЗМ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Аннотация. В статье исследуются деятельность центристских партий и движений, а также политическая стратегия одного из лидеров современного французского центризма -Франсуа Байру. Автор анализирует состояние и перспективы французского центризма в начале XXI века, начиная с президентских и парламентских выборов 2007 г. и организационного оформления МоДем, причины его упадка и перспективы подъёма в последующие избирательные циклы. В центре внимания автора - политическая линия, идеи, решения центристов в период избирательных кампаний 2007-2017 гг., варианты политической стратегии, представленные различными центристскими движениями (МоДем, ЮДИ, "Новый центр" и других). Отдельное внимание уделяется центристской стратегии в период президентских и парламентских выборов 2017 г., связанной с дебатами вокруг выдвижения единого кандидата правых и центра, а также поддержкой Байру президентской кандидатуры Э. Макрона. Автор считает, что по итогам выборов 2017 года центризм сумел завоевать важные позиции и снова стать серьёзным игроком на политической сцене современной Франции. Статья написана с привлечением материалов французской прессы, социологических опросов и результатов исследований отечественных и французских специалистов.
Ключевые слова: Франция, центризм, Ф. Байру, МоДем, ЮДИ, президентские и парламентские выборы во Франции.
История французского центризма в начале нынешнего столетия показательна: как пример политического выживания и поиска собственного проекта. Свои "лучшие годы" центризм пережил в послевоенные десятилетия XX века, когда его представители играли роль баланса между правыми и левыми. В начале XXI века французский центризм переживал сложные времена по причине эволюции политической системы страны к формированию двух крупных партий-блоков - социалистов и правых. Мелкие политические партии и движения были либо обречены на интеграцию в эти блоки, либо на маргинальное существование, имея слабое представительство на политической сцене. Центризм в начале XXI века - это разнородный набор мелких политических партий и движений, объединённых отвержением политических крайностей левого или правого толка, являющихся полем притяжения колеблющегося или протестного электората, формулирующим на определённых
© Шмелёв Дмитрий Викторович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и связей с общественностью, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева. Адрес: 420111, РФ, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. E-mail: [email protected]
этапах (как правило, в момент национальных выборов) компромиссный политический проект; это также набор определённых политических практик (например, выдвижение при возможности альтернативной кандидатуры, оспаривание тех или иных решений, умеренная критика правительства, плюрализм мнений), основанных на постоянном подчёркивании собственной идентичности.
Прошедшие в 2017 г. президентские и парламентские выборы внесли новые коррективы в судьбу центризма. Биполярная система, в рамках которой он мог играть роль, дала сбой, а "старые" партии оказались под угрозой исчезновения или глубоких трансформаций. Малоизвестные политические фигуры, объединившиеся вокруг кандидатуры Э. Макрона, неожиданно оказались у власти, поддержанные центристами. Но победа Макрона привела к тому, что центр оказался в новых политических и социологических реалиях. Движение Макрона - это теперь не просто преемники "старого" центра, но совершенно новая правящая сила. Остается вопросом, состоится ли макроновская альтернатива или она будет обречена на быстрое поражение? В этом плане наследие "старых" центристов могло бы быть ценным для нового движения, не имеющего ещё длительного политического опыта.
В начале XXI века Франсуа Байру, наследнику центризма христианско-демократического и либерального толка, на короткий период во время президентской кампании 2007 г. удалось оживить центризм, выставив свою кандидатуру и заняв третье место вслед за Н. Саркози и С. Руаяль. Казалось, что после этого успеха (Ф. Байру набрал 18,57% голосов) центризм окажется на подъёме. Однако иллюзии развеялись достаточно быстро. Парламентские выборы, прошедшие в июне того же года, расставили всё по местам. Основанное между выборами "Демократическое движение" (МоДем - от фр. Mouvement démocrate, MoDem) оказалось мало притягательным для избирателей. Партия Ф. Байру собрала только 7,6% (1 981 107) голосов избирателей и получила четыре депутатских мандата, тогда как её конкурент на поле центризма - "Новый центр" Э. Морена имел успех с 23 депутатами, хотя и набрал 2,04% голосов (благодаря избирательной системе). В итоге Ф. Байру оказался перед серьёзной дилеммой: как нивелировать крах на парламентских выборах 2007 г. с заявленной в период президентских выборов амбицией создать мощное центристское объединение? События, последовавшие в дальнейшем, показательны в плане выработки новой центристской стратегии и представлении избирателям возможной альтернативы, но также и как желание чётко зафиксировать своё место в раскладе политических сил.
Организационное оформление МоДем произошло на учредительном съезде партии 1-2 декабря 2007 г., когда было сформировано исполнительное бюро, принят устав и хартия ценностей. МоДем декларировал намерение стать "принципиальной оппозицией", требующей смены не правительства, а системы управления1. Но дальнейший избирательный цикл снова подтвердил слабость партии Ф. Байру. На муниципальных выборах в марте 2008 г. МоДем выбрал тактику блокирования с правыми и левыми, но при этом заявляя о своей независимости от обоих политических блоков. Партия собрала 6,1% голосов в первом туре и 4,4 % во втором туре ("завоевала" шесть городов с населением 30 тысяч жителей против восьми у "Нового центра", 79 - у Союза за народное движение (СНД) и 97 - у социалистов). Но
1 Сайт МоДем: http://mouvementdemocrate.fr/media/PDF/charte_des_valeurs.pdf (дата обращения 10.08.2016).
Ф. Байру неожиданно проиграл выборы в По. Спустя год на европейских выборах 2009 г. список МоДем собрал 1,4 млн голосов (8,5%) и получил шесть депутатских мандатов в Европейском парламенте. Начиная с региональных выборов 2010 г. его влияние стало падать: 800 тысяч голосов (4,4%) и 12 мандатов по стране. Проявился кризис настроений электората: 51% тех, кто голосовал за Байру в 2007 г., воздержались, 15% голосовали за левых, 11% - за список "Европа экологии", 10% - за список ЮМП и только 7% - за список МоДем [Rioux, 2011: 255-256].
Тем не менее Ф. Байру остался верным выбранной тактике. В сентябре 2011 г. он объявил о формировании "теневого" правительства по английскому образцу в составе 22 "министров". 7 декабря того же года лидер МоДем заявил, что будет кандидатом на президентских выборах 2012 г., несмотря на колебание избирателей голосовать ли за него. Можно выделить четыре фазы настроений электората в отношении Байру: 1) май-ноябрь 2011 г. - стагнация в районе 7%, готовых поддержать его кандидатуру, 2) декабрь 2011 г. - январь 2012 г. - рост с 11 до 15%, когда фигурировала гипотеза о возможной конкуренции четырех кандидатов - Ф. Оллан-да, Н. Саркози, Ф. Байру и М. Ле Пен, 3) февраль-март 2012 г. - стабилизация на уровне 13%, 4) апрель 2012 г. - регрессия к 10%. Согласно опросам, в марте 2012 г. только 57% избирателей Ф. Байру 2007 г. намеревались снова за него голосовать, 25% предпочитали Ф. Олланда, 9% - Н. Саркози. Но из них только 46% были "уверены" в своём выборе [Perrineau, 2012: 177-178].
С февраля 2012 г. Ф. Байру начал избирательную кампанию, опубликовав предвыборный манифест "Солидарная Франция" [Bayrou, 2012], в котором писал о "воплощении судьбы", "языке истины", необходимости реформы государственных финансов, "перевооружении производства" и "самоуправлении по-французски", центристском выборе, "экономическом патриотизме" ("производить во Франции"), солидарном либерализме, плюрализме и контролируемом государстве, "сильной Европе". Этот демарш имел некоторый эффект среди избирателей, создавая ему позитивный политический имидж [см.: Perrineau, 2012: 178-179]. Его расчёт был, по всей видимости, на то, что он снова сыграет роль арбитра между правым и левым лагерем, как в 2007 г. Однако перед первым туром ситуация стала меняться в неблагоприятную для Байру сторону. Многие центристские политики предпочли связать свою судьбу с одним из двух противоборствующих лагерей (как, например, лидер Партии радикалов Ж.-Л. Борлоо или возглавлявший "Новый центр" Э. Морен, бывшие министрами в правительстве Саркози). Более того, избирательная кампания испытала серьёзное давление со стороны Национального фронта М. Ле Пен и крайне левых во главе с Ж.-Л. Меланшоном, которым симпатизировала часть протестного электората. Сказалась также радикализация тона избирательных кампаний и популистские обещания Н. Саркози и Ф. Олланда, влияние последствий глобального финансового кризиса и т.п. К этому центристы оказались не готовы.
По результатам первого тура президентских выборов, состоявшегося 22 апреля 2012 г., лидировал Ф. Олланд с 28,63% поданных голосов, за ним следовали Н. Саркози - 27,18%, М. Ле Пен - 17,9%, Ж.-Л. Меланшон - 11,1% и Ф. Байру -9,13%, Э. Жоли - 2,31%, Н. Дюпон-Эньян - 1,79% [Le Monde, 24.04.2012]. 3 мая 2012 г. Байру объявил, что проголосует за Ф. Олланда во имя "национального единства" [Le Monde. 3.05.2012]. Во втором туре президентских выборов 2012 г. победу одержал Ф. Олланд, набравший 51,64% голосов, тогда как Н. Саркози получил поддержку лишь 48,36% избирателей.
Ф. Байру не сумел снова собрать социологически и политически "гибридный" электорат, что было залогом его успеха в 2007 г. Среди его избирателей было 52% женщин и 48% мужчин. По возрастным категориям 22% из них были в возрасте 18-34 года, 30% - 35-49 лет, 48% - 50 лет и старше. Налицо было старение электората. Снизилось количество лиц с неполным образованием (22%) и без дипломов (12%), но возросло число обладателей университетских дипломов (65%). Остался стабильным процент высших кадров и либеральных профессий (11%), но были слабее представлены "народные категории" - 13% служащих и 9% рабочих (в 2007 г. соответственно 24% и 17%). Можно отметить рост числа преподавателей (16%) и членов "промежуточных" профессий (32%), привлечённых, вероятно, предложениями Ф. Байру в области образования. Снизилось число практикующих католиков (20% в 2002 г. и только 8% в 2012 г.), тогда как процент непрактикующих остался высоким (57%). 34% электората Ф. Байру почти не интересовались политикой. 65% не доверяли ни правым, ни левым в управлении страной. 20% не чувствовали себя близкими ни к одной из политических партий. 73% считали, что политические деятели слишком мало или совсем не заботятся о людях. 52% электората располагали себя в центре, 36% - справа, 12% - слева. 42% считали себя близкими к МоДем, 8% - к левым радикалам и социалистам, 17% - к СНД. 67% одобряли принадлежность Франции к единой Европе [Perrineau, 2012: 181-187]. Таким образом, вырисовывалась картина типичного центристского избирателя, принадлежащего к средним слоям, образованного, нерелигиозного, европейски настроенного, отождествляющего себя с центром.
На парламентских выборах 10 и 17 июня 2012 г. по инициативе Ф. Байру был создан блок "Центр за Францию". Но итоги выборов обернулись настоящей катастрофой для МоДем: 1,76% (486 тыс.) проголосовавших избирателей и только два депутатских мандата (Ж. Лассаль и Т. Робер). Ф. Байру снова потерпел поражение, проиграв кандидату-социалисту Н. Шабанн в своем округе [Chevallier et al., 2012: 596]. Стало очевидным, что призыв Байру голосовать за Олланда вызвал кризис в рядах МоДем и сказался на результатах его партии на парламентских выборах.
Действительно, поражение выглядело не случайным, и не только из-за стратегических ошибок Ф. Байру. Можно говорить о колебании и эрозии электората МоДем, который в итоге сделал выбор в пользу одного из флангов, или об отсутствии ясной программы, или, наконец, о нежелании оппонентов Байру идти по пути создания коалиции с ним [см., например: Рубинский, 2012]. Означали ли результаты президентских и парламентских выборов 2012 г. закат Ф. Байру как национального политика и вместе с ним крах центризма во Франции? Центристы пытались найти ответ на этот вопрос. Один из авторитетных центристов П. Меньери, предлагал воспроизвести испробованный вариант сотрудничества центристов с социалистическим правительством М. Рокаром, который позволил центристам выжить после краха Р. Барра на президентских выборах 1988 г. [Guénolé, 2013: 365]. В целом перед сторонниками Ф. Байру были возможны две политические линии: 1) продолжение стратегии МоДем, нацеленной на улучшение образа центризма, продвижение старой идеи "третьего пути", объединяя идеи социальной демократии и социального либерализма на почве гуманизма; такая стратегия подразумевала сохранение разделения французского общества на правых и левых и существование центра, создающего коалиции на основе политического консенсуса; 2) объединение мелких партий и клубов, отдельных политиков, что предполагало растворение МоДем в
более широком центристском объединении с различными политическими традициями и возрождение некоего аналога СФД; в этом случае христианско-демократический центр был бы поглощен правым центром с более либеральным и консервативным видением общества, стал бы более близким СНД [Fretel, 2014: 167168]. Как видно из дальнейших событий, были использованы оба варианта стратегии. МоДем сохранил автономию, но оказался тесно связанным политическими комбинациями с другими центристскими партиями, а через них - с СНД.
21 октября 2012 г. глава Партии радикалов Ж.-Л. Борлоо объявил о создании новой организации - "Союза демократов и независимых" (от фр. Union des démocrates et indépendants - ЮДИ) как наследника СФД, но со стратегией коалиции с СНД, с целью окончательно закрыть цикл автономии и изоляции центра. По сути, создание ЮДИ означало формирование некоего аналога "правительственного центризма". К ЮДИ изъявили готовность присоединиться различные центристские группировки: "Центристский альянс" (Ж. Артюис), Национальный центр независимых и крестьян, "Демократическая европейская сила", "Современные левые", "Новая экология", "Новый центр", Либерально-демократическая партия, Партия радикалов и др. Как отметил политолог Ж. Фретель, имелся контраст между МоДем и ЮДИ. МоДем представлял в некотором роде "харизматическое сообщество" (Ф. Байру, М. де Сарнез, Ж. Гуро, М. Мерсье) с иерархичной структурой, с автократическими тенденциями, культом личности его руководителя и "почти семейным" решением повседневных вопросов партии. ЮДИ, напротив, имел конфедеративную структуру, основанную на временном консенсусе. Председательство в нём зависело от "финансовой опеки" партий-составляющих. ЮДИ больше ориентировался на перегруппировку уже существующих политических сил, чем на обновление [Fretel, 2014: 183].
Почти год ушёл на консультации, согласования и переговоры между представителями центристских партий. Только 5 ноября 2013 г. на совместной пресс-конференции Ф. Байру и Ж.-Л. Борлоо объявили о "примирении" и "сотрудничестве", создав т.н. "Альтернативу". Была принята краткая хартия, которая определила совместную политическую линию и условия электорального соглашения к 2017 г. "Альтернатива" предполагала создание "широкого реформистского большинства, простирающегося не только от республиканской правой к центру, но вплоть до экологического и социал-демократического течения", то есть выход за границы правого центра. Планировалось совместно выступить на всех уровнях выборов -национальных, региональных и европейских, а также определить кандидата на президентские выборы через "демократическую процедуру" [Le Monde. 5.11.2013].
Однако дальнейшие события продемонстрировали как пределы "Альтернативы", так и ее обречённость на альянс именно с правыми. Ф. Байру в сентябре 2013 г. выдвинул свою кандидатуру на пост мэра По, получив поддержку СНД, которое не стало выдвигать собственного кандидата. 23 марта 2014 г. во втором туре выборов он набрал 62,6% голосов и был избран мэром. В апреле того же года он также был избран президентом региона По-Пиренеи. Наконец, он заявил о готовности поддержать мэра Бордо А. Жюппе, если тот будет участвовать в первичных выборах среди правых по определению кандидата на президентские выборы 2017 г. [Le Figaro. 20.08.2014]. Таким образом, Ф. Байру выбрал вариант стратегического сближения с СНД, рассчитывая из трудной ситуации, сложившейся среди правых, извлечь максимальную выгоду и выправить незавидное положение своей партии в
электоральном поле. Почему именно А. Жюппе? Объяснить поддержку этого правого политика со стороны Ф. Байру можно следующим образом: в 1995-1997 гг. Ф. Байру работал в его правительстве в качестве министра образования; Жюппе в отличие от других лидеров правых представлялся ему более гибким политически и доктринально; Жюппе, как и сам Байру, стоял за политическую конфронтацию с НФ; наконец, он, как и Байру, был убеждённым европеистом.
25 мая 2014 г. прошли очередные выборы в Европейский парламент. Сторонниками "Альтернативы" была сформирована избирательная коалиция "ЮДИ/МоДем", которая по итогам выборов получила 9,92% голосов избирателей и семь депутатских мандатов (для сравнения: СНД получил 20 мест, социалисты - 13, НФ - 23). Первенство НФ заставило правых и центристов пересмотреть политику альянсов и сделать ряд политических заявлений. Комментируя итоги выборов, А. Жюппе отметил, что общий счёт СНД и ЮДИ-МоДем (30%) позволил бы "бороться" с НФ, но при этом речь не идёт о слиянии двух партий. В то же время он предложил "разработать совместную платформу" двух организаций [Le Monde.
28.05.2014].
В апреле 2014 г. Ж.-Л. Борлоо по состоянию здоровья ушёл с поста председателя ЮДИ. В ноябре 2014 г. состоялся партийный съезд, на котором новым председателем ЮДИ стал Ж.-К. Лагард (он набрал 53,5% голосов против 46,5% у Э. Морена), продвигавший стратегию тесного альянса с СНД [Le Point. 14.11.2014]. Но означало ли это смену политической стратегии со стороны Байру или временную тактическую уступку доминированию наследников голлизма?
Серьёзную проблему для Ф. Байру создало возвращение Н. Саркози на политическую сцену и его намерение вновь побороться за пост президента республики, объединив правых и центр. Отсюда проистекала серия выступлений лидера МоДем с акцентом на "антисаркозистской" альтернативе, то есть продвижение той же самой стратегии объединения правых и центра, но с Жюппе во главе и отказ от слияния двух движений. Кроме того, центр снова оказался перед лицом раскола. 27 сентября 2014 г. один из бывших руководителей МоДем Ж.-Л. Беннамьяс основал собственную партию - "Демократический фронт", нацеленную на создание "прогрес-систского альянса" с левыми [Le Monde. 27.09.2014].
Нападение террористов на редакцию сатирического журнала "Шарли эбдо" вызвало негативную реакцию различных политических сил, в том числе и центристов. Но короткий период единения всех политических сил перед угрозой терроризма быстро закончился, уступив место прежним политическим раздорам. Ф. Байру снова критиковал внутреннюю политику Ф. Олланда, отметив, что он вряд ли, как в 2012 г., призвал бы голосовать за него. В феврале 2015 г. ЮДИ блокируется с СНД во время голосования по вотуму недоверия правительству М. Вальса [Le Figaro.
18.02.2015]. 22 и 29 марта 2015 г. во Франции прошли региональные выборы (в департаментские советы). В период избирательной кампании МоДем снова выбрал стратегию альянса с правыми: около 400 его кандидатов шли в блоке либо с СНД, либо с ЮДИ. Летом 2015 г. Ж.-К. Лагард от имени ЮДИ заключил предвыборное соглашение с "Республиканцами" на второй раунд региональных выборов, тогда как Ф. Байру продолжал формировать свою новую президентскую стратегию. Выступая перед своими сторонниками в сентябре 2015 г., он отметил, что хотел бы создать центр, не присоединенный ни к правым, ни к левым, так как "возможно иметь лишь независимый центр". При этом он подчеркнул, что именно с правыми
его сторонники создадут общий список на региональных выборах в декабре 2015 г. во имя "согласия" и под "давлением реальности", чтобы "отвергнуть развал страны", призвав к "санкционному голосованию" против Ф. Олланда и его большинства [Le Monde. 28.09.2015].
6 и 13 декабря 2015 г. прошёл второй этап региональных выборов - в Советы регионов. В 12 из 13 регионов Франции "Республиканцы", МоДем и ЮДИ сформировали общие списки. В свете тяжелой внутренней ситуации в стране Байру отказался от открытой полемики с Олландом, выражая готовность в случае необходимости проголосовать за конституционную ревизию в вопросе функционирования механизмов чрезвычайного положения, а также законопроекты о лишении гражданства лиц, осуждённых за терроризм. При этом он отверг предложение главы фракции социалистов в Национальном собрании К. Бартолона о формировании после региональных выборов "расширенного правительства", считая, что изменение возможно лишь после президентских выборов 2017 г. [Le Monde. 3.12.2015]
В первом туре 6 декабря 2015 г. списки кандидатов от соцпартии получили 5 млн голосов (23,1%). Крайне левые и радикалы получили немногим более 1,8 млн Основные конкуренты социалистов - "Республиканцы" во главе с Н. Саркози получили поддержку 5,8 млн избирателей (28,6%). Но главным победителем стал Национальный фронт, кандидатов которого поддержали 6 млн избирателей (27,7%). Давление НФ вызвало мобилизацию сторонников социалистов и умеренных правых, особенно в тех регионах, где партия М. Ле Пен имела реальные шансы на победу. В итоге во втором туре 13 декабря левые партии получили 40,7% голосов, "Республиканцы" и центристы собрали 29,29%, НФ - 27,5%. Крайне правым не удалось, как на департаментских выборах в марте 2015 г., получить большинство и председательство ни в одном регионе1.
В последующие месяцы развернулись дискуссии по поводу первичных выборов в рядах правых с целью определения кандидата на президентские выборы. Об участии в них заявили видные политические фигуры: бывшие премьер-министры А. Жюппе и Ф. Фийон, а также руководители "Республиканцев" - К. Бертран, бывший министр Б. Ле Мэр, Н. Костюшко-Моризе, Ж.-Ф. Копе, Э. Маритон и Ж-Ф. Пуассон [Подробнее: Рубинский, 2016b]. Именно эти выборы стали началом тактических перемен в стане центристов.
Объявленные по инициативе "Республиканцев", первичные выборы предполагали широкое участие в них центристов. Однако первоначальная реакция ЮДИ оказалась негативной. Ж.-К. Лагард, поддержанный Э. Мореном, призвал своих активистов высказаться в пользу их бойкотирования, отвергнув саму идею заключения "программного" соглашения с "Республиканцами" [Le Monde. 19.03.2016]. Для Байру первичные выборы представляли "внутреннее соревнование" между кандидатами партии "Республиканцы". Однако он всё же призвал своих сторонников проголосовать за "того, кто сможет реализовать объединение, согласие, союз между частью правой и центром", подразумевая Жюппе. В целом семь депутатов ЮДИ и три от МоДем готовы были вслед за Байру поддержать Жюппе, ещё двое высказывались в пользу Ле Мэра, тогда как кандидатуры Саркози или Фийона не находили поддержки среди центристов [Le Monde. 8.09.2016].
1 http://www.interieur.gouv.fr/fr/Elections/Les-resultats/Regionales/elecresult_regionales-
2015/(path)/regionales-2015/index.html (дата обращения - 25.12.2016)
Современная Европа, 2017, №4
Такая линия Ф. Байру имела под собой основания. Несмотря на популярность среди французов, он оставался в этот раз "невостребованным" на роль президента. Журнал "Пуэн" привёл серию опросов, из которых видно, что избиратели не рассматривали больше Ф. Байру как "хорошего президента": 54% опрошенных имели "плохое мнение" о лидере МоДем (43% "скорее плохое" мнение и 11% "очень плохое") против 45%, имеющих о нем "хорошее мнение" (3% "очень хорошее" и 42% "скорее хорошее"). В то же время ему больше симпатизировали левые избиратели (54%), нежели правые (39%). Согласно другому опросу, 83% избирателей против 17% не желали снова видеть его кандидатом на президентских выборах [Le Point. 25.09.2016; Le Figaro. 25.09.2016].
Байру заявил, что не станет выставлять своей кандидатуры на президентские выборы в случае победы на первичных выборах Жюппе. В противном случае он угрожал поколебать единство правых и центристских избирателей. Но в этом он встретил конкуренцию со стороны бывшего министра Э. Макрона, также заявившего о намерении переформатировать центр [Le Monde. 25.09.2016]. Социалисты рассчитывали на раскол центра, который помешал бы кандидату "Республиканцев" занять первое или второе место в первом туре президентских выборов 2017 г. Не исключался также вариант с выходом во второй тур кандидата-социалиста и лидера НФ М. Ле Пен, что повторило бы сценарий победы Ж. Ширака в 2002 г.
12 октября ЮДИ, вопреки прежней позиции, всё же официально поддержал кандидатуру Жюппе, признав, что тот "воплощает силу оптимизма, необходимого для любой эволюции, силу движения, примирения и смелости", а значит, способен объединить центристский электорат. Кроме того, Ж.-К. Лагард заявил о совпадении некоторых программных пунктов Жюппе и ЮДИ (например, в вопросе снижения социального бремени или "экономического управления зоной евро") [Le Monde. 12-13.10.2016].
Однако первый тур выборов, состоявшийся 20 ноября 2016 г., стал неожиданностью для многих. Н. Саркози оказался только третьим (20,7% голосов), тогда как Ф. Фийон неожиданно набрал 44,1% голосов, опередив А. Жюппе (28,6%). Перед вторым туром мнения центристов снова разделились. Например, Э. Морен 22 ноября заявил о своей поддержке Ф. Фийона, тогда как Ж.-К. Лагард и Ф. Байру продолжали поддерживать Жюппе. При этом уход с политической сцены "лучшего врага" Байру в лице Саркози вынуждал того определяться в отношении Фийона. В своём выступлении 22 ноября Байру назвал программу Фийона "опасной для чередования и страны", отметил, что Жюппе "ещё может выиграть", и всё решат дебаты. Относительно возможности выдвижения своей кандидатуры на президентские выборы он подчеркнул, что является "абсолютно свободным в своём выборе" и что он сделает его "в зависимости от национального интереса" [Le Monde. 22.11.2016]. Последующие дни прошли в напряжённой дискуссии между Фийоном и Жюппе, которые боролись за голоса правых и центристских избирателей, обращаясь к больным для них темам. 27 ноября 2016 г. Ф. Фийон одержал победу во втором туре первичных выборов (он набрал 66,5% голосов против 33,5% у Жюппе).
Дальнейшая стратегия центристов развивалась в рамках президентской кампании. 1 декабря Ф. Олланд отказался быть снова кандидатом на президентские выборы, что открыло дорогу другим возможным кандидатам, в том числе Э. Макрону и М. Вальсу. Такая ситуация также давала повод части центристов заявить о своих амбициях, не связываемых с Ф. Фийоном. 28 ноября случился бунт в ЮДИ, когда
130 молодых активистов призвали к поддержке Э. Макрона, а Э. Морен "угрожал" созвать внеочередной съезд. В свою очередь, Байру заявил, что не поддержит левого кандидата, так как Франция нуждается в чередовании, отметив при этом, что "ориентации Франсуа Фийона беспокоят", а его проект может дестабилизировать Францию [Le Monde. 28.11.2016; 6.01.2017].
14 января 2017 г. Ф. Фийон стал официальным кандидатом от "Республиканцев". 22 и 29 января прошли первичные выборы по определению кандидата от Социалистической партии, коим стал Б. Амон. Сам Байру держал паузу, предпринимая контакты, как с левыми, так и с правыми. Он неоднократно заявлял о "взаимном уважении" и опасности раскола, готовности к переговорам. Ситуацию резко изменил скандал вокруг кандидатуры Фийона, окрещённый прессой "Пенелопа-гейт". 5 февраля Байру призвал Фийона снять свою кандидатуру с выборов. Какое-то время обсуждалась возможная замена Фийона на Жюппе, но последний отказался участвовать в выборах. Эти обстоятельства заставили Байру и центристов сделать окончательный выбор.
В начале марта 2017 г. Ж.-К. Лагард после долгих колебаний от имени ЮДИ выразил поддержку Ф. Фийону как кандидату правых и центра во имя "объединения" и заключения электорального соглашения с "Республиканцами" [Le Monde. 8.03.2017]. Несколькими днями ранее, 22 февраля Ф. Байру, отказавшись от выдвижения своей кандидатуры, предложил предвыборный альянс Э. Макрону. Были сформулированы четыре условия: "подлинное чередование в политической практике", принятие "законопроекта о морализации общественной жизни", повышение оплаты труда, введение пропорциональной системы на парламентских выборах. На следующий день Макрон объявил о своём согласии, заявив, что "альянс, предложенный Байру, основан на ценностях и идеях" и что он "вписывается полностью в демарш обновления и объединения" [Le Figaro. 22.02.2017]. Так приобрела очертания давняя идея центристов по объединению правого и левого центра, который снова обрёл единого кандидата. Байру в итоге оказался единственным центристским политиком, с кем Макрон заключил предвыборное соглашение. Но присоединение Байру также помогло Макрону консолидировать центристов, вокруг которых он строил своё движение "Вперед!" [Le Monde. 28.03.2017].
Ход предвыборной кампании показал правильность расчёта Ф. Байру на поддержку Э. Макрона, популярность которого в глазах избирателей быстро росла. Он активно участвовал в митингах и манифестациях, организованных движением "Вперед!", в том числе в своей "вотчине" в По. По итогам первого тура президентских выборов, состоявшегося 23 апреля, лидерами гонки оказались Э. Макрон (он набрал 23,75% голосов) и М. Ле Пен (21,53%). Вслед за этим в течение следующего дня почти все крупные французские политики (включая Ф. Фийона, Б. Амона) призвали голосовать за Э. Макрона во втором туре. Ж.-К. Лагард, сделавший, как оказалось, неудачную ставку, заявив, что останется верным предвыборному соглашению с "Республиканцами", призвал во втором туре также проголосовать за Макрона [Le Figaro. 24.04.2017]. Во втором туре президентских выборов Э. Макрон набрал 66,10% голосов, тогда как М. Ле Пен - 33,90%. При этом выборы показали рекордный с 1969 г. процент воздержавшихся избирателей - 25,44%.
Последующие события зафиксировали новое место центризма в новом политическом раскладе. Во-первых, три представителя МоДем - Ф. Байру, М. де Сарнез и С. Гулар получили министерские посты в правительстве Э. Филиппа, сформиро-
Современная Европа, 2017, №4
ванном сразу после президентских выборов. Причём именно Байру (как министру юстиции) было поручено претворить в жизнь один из пунктов его предвыборного соглашения с Макроном - принятие закона о "морализации общественной жизни". 1 июня Ф. Байру представил законопроект на обсуждение. Однако здесь не обошлось без кризиса. Уже 21 июня в момент формирования второго правительства Э. Филиппа представители МоДем ушли в отставку, оказавшись под прессом расследования о фиктивной занятости своих членов в Европейском парламенте. Как иронично заметила газета "Фигаро", Байру понадобилось двадцать лет, чтобы войти в правительство, и один месяц, чтобы совершить падение. Тем не менее лидер МоДем заявил, что продолжит поддерживать Макрона, а его партия останется в президентском большинстве [Le Figaro. 21.06.2017].
Во-вторых, на политический вес центристов повлияли итоги парламентских выборов. В середине мая движение Макрона "Вперед!" было преобразовано в блок "Республика, вперед!". 8 мая генеральный секретарь движения Р. Ферран заявил, что во всех 577 округах будут кандидаты от этого блока и что все союзные партии должны принять его этикетку [Le Monde. 9.05.2017]. Единственным исключением стали депутаты МоДем, сохранившие свою вывеску и избавленные от внутренней конкуренции. Однако Байру оказал серьёзное давление в деле распределения инвеститур, добившись для своей партии 68 округов (вместо изначально планировавшихся 35, но меньше обещанных 120) [Le Figaro. 16.05.2017]. В итоге это позволило его партии по итогам парламентских выборов, состоявшихся 11 и 18 июня 2017 г., получить представительство в Национальном собрании в 42 депутата (что с учётом 308 депутатов от партии Макрона давало президенту абсолютное большинство). К этому числу можно добавить 18 депутатов от ЮДИ, шедших на выборы в блоке с "Республиканцами".
Впервые с начала столетия центр имеет широкое представительство в парламенте. Однако не стоит заблуждаться относительно роли именно "старого" центра. Движение Э. Макрона, безусловно, представляет новую силу, политически и социологически, внутри которой старые центристские кадры на деле маргинализова-ны, а их программы и политический арсенал поставлены под вопрос. Ф. Байру оказал "добрые услуги" Макрону во время президентских выборов, был назначен министром и получил инвеституры для своей партии на парламентских выборах. Но его недовольство распределением инвеститур в период между президентскими и парламентскими выборами, затем отставка с поста министра свидетельствовали, что ему не удастся сыграть роль первого плана и "наставника" нового президента, знаменуя закат его политической карьеры. Центр, оказавшийся у власти, это новый центр, учитывающий "наследие" своих предшественников, но одновременно вырабатывающий собственную политическую стратегию. Насколько она будет успешной и каков будет новый облик центра, покажет время.
Список литературы
Арзаканян М.Ц. (2011) Франция в начале XXI столетия, Международная жизнь, №9, с. 152-158.
Кузнецов A.B. и др. (2016) Франция на пороге перемен. Экономика и политика в начале XXI века, М., ИМЭМО РАН.
Рубинский Ю.И. (2011) Франция. Время Саркози. М., Международные отношения.
Рубинский Ю.И. (2012) Франция на новом витке истории: выборы 2012 г., Современная Европа, №4, с. 19-33.
Рубинский Ю.И. (2016a) Региональные выборы во Франции, Современная Европа, №2, с. 84-86.
Рубинский Ю.И. (2016b) Франция: два съезда, Современная Европа, №2, с. 87-91.
Яшлавский А. (2013) Союз за народное движение - из партии власти в оппозицию: кризис французских правых, Мировая экономикам международные отношения, №12, с. 34-46.
References
Arzakanyan M. (2011) Franciya v nachale XXI stoletiya,Mezhdunarodnaya zhizn', №9, s. 152-158.
Kuznecov A.V. (2016) Franciya na poroge peremen. Ekonomika i politika v nachale XXI veka, M., IMEMO RAN.
Rubinskii Yu.I. (2011) Franciya. Vremya Sarkozi. M., Mezhdunarodnye otnosheniya.
Rubinskii Yu.I. (2012) Franciya na novom vitke istorii: vybory 2012 g., Sovremennaya Evropa, №4, s. 19-33.
Rubinskii Yu.I. (2016a) Regional'nye vybory vo Francii, Sovremennaya Evropa, №2, s. 84-86.
Rubinskii Yu.I. (2016b) Franciya: dva s'ezda, Sovremennaya Evropa, №2, s. 87-91.
Yashlavskii A. (2013) Soyuz za narodnoe dvizhenie iz partii vlasti v oppoziciyu: krizis francuzskih pravyh,Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, №12, s. 34-46.
Bayrou F. (2012) La France solidaire. Plon, Paris, France.
Chevallier J.-J., Carcassone G., Duhamel O. (2012) La Vème République: 1952-2012: histoire des institutions et des régimes politiques en France. Dalloz, Paris, France.
Fretel J. (2014) Un centre sans gravité, in Delwit P. (dir.) Les partis politiques en France. Ed. de l'Université de Bruxelles, Bruxelles, Belgique, pp.167-185.
Guénolé Th. (2013) Les centres en France. Idéologie et incarnations contemporaines du centre. Thèse de doctorat. IEP, Paris, France.
Rioux J.-P. (2011) Les centristes de Mirabeau à Bayrou. Fayard, Paris, France.
Perrineau P. (dir.) (2012) Le vote normal. Les élections présidentielle et législatives d'avril-juin 2012. Presses de la FNSP, Paris, France.
French centrism at the beginning of the XXI century
Author. Shmelev D. Doctor of Science (History), professor of Department of History and Publics Relations, A.N. Tupolev Kazan National Research Technical University. Address: 10, K. Marx Street, Kazan, Russia, 420111. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyses the activities of centrist parties and movements, the political strategy of François Bayrou, one of the leaders of modern French centrism. The author defines the status and prospects of the French centrism in the beginning of the 21st century, since the presidential and parliamentary elections of 2007 and the formation of the MoDem, the reasons for its decline and the prospects for the rise in subsequent election cycles. The author focuses on the political line, ideas, decisions of the centrists during the election campaigns of 2007-2017, versions of political strategy presented by various centrist movements (MoDem, UDI, Nouveau centre and others). Particular attention is paid to the centrist strategy during the presidential and parliamentary elections of 2017 connected with the debate around the nomination of a single right-wing and the center candidate, as well as support for Bayrou presidential candidacy E. Macron. The author makes a conclusion that the results of the 2017 elections have helped centrism to win important positions and become again a serious player on the political stage of modern France. The article is based on the French mass-media, sociological surveys and the research by Russian and French scholars.
Key words: France, centrism, F. Bayrou, MoDem, UDI, the presidential elections, the parliamentary elections.