УДК 78.06
Ю. С. Горбачева, П. А. Мичков СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ЛИЦАХ1
еобходимость корректного хранения, систематизации и обработки разного рода источников и документов, имеющих отношение к жизни Новосибирской консерватории, стала очевидна уже спустя десятилетие с момента ее основания. Подразделения, ведущие официальные личные дела педагогов и студентов, а также располагающие документальной информацией о мероприятиях и событиях, физически не имели возможности обеспечить сохранность всем источникам. В связи с этим уже в 1972 г. при кафедре истории музыки был создан кабинет, выполнявший функции музея. Его сотрудники А. М. Айзенштадт и Л. П. Робустова работали над формированием фондов, однако продлилось это лишь несколько месяцев.
Музей истории Новосибирской консерватории в том виде, который мы знаем сегодня, был открыт в 1981 г. под руководством выпускницы консерватории М. Г. Шейхот. Событие было приурочено к 25-летию вуза [2]. Его фонды начали создаваться, главным образом, из письменных источников (как печатных, так и рукописных). К ним относится коллекция афиш, которая насчитывает более тысячи экземпляров, вырезки из газет, программы конкурсов и концертов, автографы известных музыкантов, когда-либо посещавших консерваторию, рукописные работы студентов и преподавателей.
Некоторые из этих источников имеют особую ценность. К подобным документам, например, относятся оригиналы двух почтовых карточек, написанных Д. Д. Шостаковичем и адресованных Г. И. Пеккеру (рис. 1) и Е. М. Зингеру (рис. 2).
Помимо этого, в Музее истории НГК имеется значительная коллекция оригинальных фотографий, на которых запечатлены важные моменты из жизни вуза. Совокупность письменных и изобразительных источников формирует ценные фонды Музея, где помимо персональных дел таких деятелей, как А. Н. Амитон, М. А. Гозен-пуд, Е. М. Зингер, И. М. Карягина,
© Ю. С. Горбачева, П. А. Мичков, 2018
Д. Л. Шевчук, М. С. Лебензон и других содержится информация по концертной и научной деятельности Новосибирской консерватории, развитию факультетов и кафедр консерватории, а также музыкальной культуре Сибири в целом.
Согласно Инструкции по учету и хранению музейных ценностей № 290 одной из основных обязанностей сотрудников музеев как заведующих, так и хранителей, является обеспечение адекватных источникам условий хранения, которые позволяют продлить жизнь важным артефактам, причем именно тем источникам и предметам, которые сделаны из бумаги, они наиболее уязвимы со всех точек зрения.
Система хранения фондов подразумевает создание подходящего температурно-влажностного режима, который поддерживается системами кондиционирования воздуха или совокупностью увлажнителей, осушителей, отопления и т. д. Кроме того, важное значение имеет защита источников от загрязнителей воздуха. Когда речь идет о хранении музейных фондов, также необходимо соблюдать световой и биологический режимы [5, с. 170-179].
К сожалению, на данный момент ряд обстоятельств препятствует созданию полноценных условий для хранения источников, комплектующих фонды Музея истории НГК. Поскольку здание вуза признано памятником регионального значения, размещение в нем сложных инженерных систем и устройств сопряжено с трудностями. В связи с этим представляется необходимым поиск альтернативных способов сохранения информации, которой располагает Музей. Так, одним из наиболее перспективных вариантов в этом плане является обработка фондов, содержащих письменные источники, с применением возможностей современной цифровой техники.
В 2017 г. в Новосибирской консерватории предприняты действия по оцифровке коллекций фонда Музея. Фотографии на бумажных носителях, документы и иные архивные материалы переводятся в электронный вид методом сканирования. В тех-
н
V ^ ................^
| Шк А В/
КАРТОЧКА&ЙЧТОВАЯ
Аза^АЩ- .... 3.9
.............
-8.....з, ^ 13
Лму
/И/кс отправителя: ||||||||||1|||Ш|||1|||||||||||||||||||||||||
¿V у. а. к,
Рис. 1. Почтовая карточка, написанная Д. Д. Шостаковичем, адресованная Г. И. Пеккеру
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА /4
Куда .....5А...
..................................
* .....
отправитШТ*' : П
..............................................................................
Рис. 2. Почтовая карточка, написанная Д. Д. Шостаковичем, адресованная Е. М. Зингеру
нологическом плане этот процесс имеет следующие установки: приоритет качества изображения (сканирование производится в разрешении не менее 300 точек на дюйм), принятые стандарты в области форматов, в которые переводятся сканированные изображения (используются графические файлы с расширением *.jpg, *.Ш£). Как принято на практике [4], при невозможности перевести документ в электронный вид при помощи сканера в случае, если, к примеру, формат исходного документа не позволяет выполнить эту задачу на аппарате, применяется фотографирование документа [1]. Фонды Музея в электронном виде могут быть представлены на различных интернет-площадках и специализированных научных он-лайн платформах, например, информация и файлы могут быть размещены в информационной системе «Музыкальная культура Сибири», так как данная «база данных позволяет разместить всю имеющуюся информацию, учитывая прежде всего фактор ее достоверности» [3, с. 45].
Музей Новосибирской консерватории является научным подразделением вуза, в его деятельности проводится «научно обоснованное и планомерное комплектование фондов, научное описание музейного собрания, что, в свою очередь, способствует созданию исторической базы для научно-ис-следовательской деятельности преподавателей, аспирантов и студентов» [2, с. 175].
Из имеющихся в Музее Новосибирской консерватории коллекций, из числа тех, что могут быть оцифрованы, процессу сохранения копий в электронном виде подверглись в первую очередь материалы, представляющую особую ценность, а также наиболее ветхие документы. Среди таких оказались:
- коллекционные фонды с автографами и письмами Д. Д. Шостаковича, фотографии со времен его посещения Новосибирской консерватории;
- материалы и документы Ленинградской филармонии в годы ее пребывания в Новосибирске во время Великой Отечественной войны;
- фотографии и документы уникального музыкального инструмента Натурстроя;
- афиши, программы и документы творческого отчета Новосибирской консерватории в Москве в 1981 г.;
- дарственные фотографии и документы гостей Новосибирской консерватории, по-
бывавших в разные годы в столице Сибири (А. Шнитке, С. Рихтер, Д. Кабалевский, А. Штейн, Н. Перельман).
Каждая из коллекций, хранящихся в Музее Новосибирской консерватории, представляет собой самостоятельный предмет для научного осмысления. Объект исследования в настоящей работе - одна из коллекций, в которой будут представлены материалы для ознакомления с уникальными источниками этого дела.
Коллекция имеет отдельное тематическое направление. Материалы, хранящиеся в папке, собирались, по всей видимости, из разных источников - архива отдела кадров консерватории, личных архивов, сведений, опубликованных в средствах массовой информации.
Прежде чем перейти к освещению фактов дела, необходима небольшая преамбула. Ежегодно в консерватории к празднованию Дня Победы 9 мая готовится торжественный концерт, с участием студентов разных исполнительских специальностей. На этом концерте звучат песни военных лет, читаются стихи поэтов-современников Великой Отечественной войны. Ставшее доброй традицией мероприятие собирает полный зал слушателей, пришедших почтить память соотечественников. Весной 2017 г. праздничный концерт решено было проиллюстрировать фотоколлажем преподавателей и сотрудников Новосибирской консерватории, принимавших участие в боевых действиях, а также труженников тыла. Материалы для фотоколлажа собирались по крупицам - это информация из энциклопедий к 50- и 60-летнему юбилею консерватории, личных дел из архива отдела кадров, часть сведений изыскивалась в личных контактах.
В процессе поиска материалов возникал ряд трудностей: к примеру, в архиве отдела кадров не сохраняются личные дела сотрудников вспомогательного персонала, между тем среди их числа были ветераны боевых действий и участники Великой Отечественной войны. Кое-какие сведения информационного характера удавалось найти, но иллюстративный материал (фотографии, копии документов) при этом отсутствовал. Появлялись трудности технического плана - в некоторых личных делах персональные фотографии были настолько малы, что после сканирования и увеличения масштаба до приемлемого качество итогового снимка ос-
7Т7/ / /)Г ^. . г>
_ / , ^
Рис. 3. Черновая запись Л. А. Ушаковой о И. И. Бобровском
тавляло желать лучшего. Случалось, что Результатом работы явился фотокол-
сведения об одном и том же человеке отли- лаж, в его состав включены сведения о 44
чались в разных источниках. Как правило, педагогах и сотрудниках Новосибирской
это замечание касалось тех лиц, информа- консерватории, принимавших участие в Ве-
ция о которых добывалась в устном виде. ликой Отечественной войне. Далеко не на
101
всех слайдах представлена исчерпывающая информация: на четырех слайдах отсутствуют персональные фотографии, на двух слайдах нет конкретизации деятельности персоналии (в каком качестве принимал участие во время ВОВ).
Летом 2017 г. в Музее Новосибирской консерватории при плановых мероприятиях по систематизации фондов Музея была найдена папка с документами и фотографиями, существенно дополнившими информацию о сотрудниках консерватории, принимавших участие в ВОВ. Поскольку последние хранятся в том же помещении, где организованы постоянные и временные экспозиции, возможность распределить все фонды в доступной форме на стеллажах отсутствует. Это обусловило утерю материалов на долгое время.
В найденной папке, в постоянно пополняемой на протяжении нескольких лет коллекции, помимо фотографий хранятся мате-
риалы, представляющие отдельный научный интерес - записи и черновики работы профессора Новосибирской консерватории Л. А. Ушаковой, проводившей кропотливую работу по сбору сведений о лицах, участвовавших в боевых сражениях. Среди таких информация о И. И. Бобровском, прослеживание судьбы музыканта в военные годы, черновые записи с перечнем фамилий участников войны и труженников тыла, вырезки из печатных изданий, где встречалась информация о педагогах консерватории (рис. 3).
Перевод документов Музея консерватории в электронную форму - это не дань современным тенденциям в области архивного дела и информатизации, это не слепое экстраполирование новых технологий на устоявшуюся практику, это своего рода попытка продлить жизнь уникальным материалам, сохранить в памяти документальные сведения из истории Новосибирской консерватории.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 17-04-00443.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буцык С. В. Построение музыкальной меди-атеки в вузе культуры и искусств // Медиа-тека и мир. - 2008. - № 3. - С. 22-24.
2. Головнёва Н. И. Музей истории Новосибирской консерватории // Новосибирская консерватория. 50 лет: Энцикл. слов. - Кн. 2. -Новосибирск, 2006. - С. 174-176.
3. Леонова Н. В. Создание информационной базы «Музыкальная культура Сибири»: Завершение проекта // Вестн. муз. науки. -2017. - № 2. - С. 44-50.
4. Мамонтова М. С. Практика оцифровки музейных фондов (на примере музеев г. Йошкар-Олы) // Инновационная наука. -2016. - № 2. - С. 173-175.
5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Херб-ста. - М., 1988. - 431 с.
REFERENCES
1. Butsyk S. V. Building a music library at the University of culture and arts. Mediateka i mir [Media library and the world]. 2008, (3): 22-24.
2. Golovnjova N. I. Museum of the history of the Novosibirsk Conservatoire. Novosibirskaya konservatoriya 50 let [Novosibirsk Conservatoire. 50 years]. Novosibirsk, 2006, B. 2, pp. 174-176.
3. Leonova N. V. Creation of information base «Musical culture of Siberia»: completion of the project. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2017, (2): 44-50.
4. Mamontova M. S. The practice of digitization of Museum funds (on the example of museums in Yoshkar-Ola). Innovatsionnaya пайка [Innovative science]. 2016, (2): 173-175.
5. Muzeevedenie. Muzej istoricheskogo profilya [Museology. The museums of historical profile]. Moscow, 1988. 431 p.
Страницы истории в лицах
В настоящей статье рассматриваются вопросы оцифровки фонда музея Новосибир-
The pages of history in faces In this article, the issues of digitizing the museum fund of the Novosibirsk
ской консерватории. Предложены краткие сведения из истории музея, на основе требований к сохранности коллекции излагаются возможные пути решения проблемы. Одним из наиболее перспективных вариантов в этом плане является обработка фондов, содержащих письменные источники, с применением возможностей современной цифровой техники. В 2017 г. в Новосибирской консерватории предприняты действия по оцифровке коллекций фонда музея. Фотографии на бумажных носителях, документы и иные архивные материалы переводятся в электронный вид методом сканирования. В статье дается обоснование методов отбора материала, установления очередности ретро-конверсии фонда. На примере одной из коллекций изложены принципы ведения работы. В центре внимания оказались материалы, посвященные преподавателям и сотрудникам Новосибирской консерватории - участникам Великой Отечественной войны. В постоянно пополняемой на протяжении нескольких лет коллекции помимо фотографий хранятся материалы, представляющие отдельный научный интерес - записи и черновики работы профессора Новосибирской консерватории Л. А. Ушаковой, проводившей кропотливую работу по сбору сведений о лицах, участвовавших в боевых сражениях. Среди таких - информация о И. И. Бобровском, прослеживание судьбы музыканта в военные годы, черновые записи с перечнем фамилий участников войны и труженников тыла, вырезки из печатных изданий, где встречалась информация о педагогах консерватории.
Ключевые слова: музей консерватории, архивное дело, история консерватории, рет-роконверсия.
Conservatoire are considered. Brief information from the history of the museum is offered, on the basis of the requirements for the preservation of the collection, possible ways of solving the problem are set out. One of the most promising options in this regard is the processing of funds containing written sources, using the capabilities of modern digital technology. In 2017, the Novosibirsk Conservatoire undertook actions to digitize the collections of the fund of the conservatory museum. Photographs on paper carriers, documents and other archival materials are transferred to the electronic form by scanning. The article provides a substantiation of the methods for selecting the material, establishing the order of the retroconversion of the fund. The example of one of the collections outlines the principles of doing business. The focus was on materials dedicated to teachers and staff of the Novosibirsk Conservatoire - participants in the Great Patriotic War. In a collection constantly replenished for several years, besides the photographs, there are materials that represent a separate scientific interest: notes and drafts of the work of the professor of the Novosibirsk Conservatoire, L. A. Ushakova, who conducted painstaking work to collect information about persons who participated in combat battles. Among these - information about I. I. Bobrovsky, tracing the fate of the musician in the war years, drafts with a list of names of participants in the war and workers in the rear, clippings from prints, where information was found about the teachers of the Conservatoire.
Keywords: museum of the Conservatoire, archival business, history of the conservatoire, retroconversion.
Горбачева Юлия Сергеевна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры эт-номузыкознания, заведующий музеем Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Мичков Павел Александрович, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки, руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Gorbacheva Yulia Sergeevna, Candidate of Art Criticism Lecturer of the Department of Ethnomusicology, Head of the Museum of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Michkov Pavel Aleksandrovich, Candidate of Art Criticism Senior Lecturer of Department of Music Theory, Head of Information and Media Resource behalf of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 15.03.2018