Научная статья на тему 'Страницы истории неподцензурной литературы советской Кубани'

Страницы истории неподцензурной литературы советской Кубани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / UNCENSORED LITERATURE / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / KRASNODAR REGION / ЕЙСК / М. К. ПЕТРОВ / M. K. PETROV / С. В. СИГОВ / S. V. SIGOV / А. А. ТАРШИС / A. A. TARSHIS / "ТРАНСПОНАНС" / "TRANSPONANS" / YEISK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаченко Сергей Владимирович

В статье рассматриваются ейские сюжеты истории неподцензурной литературы советского периода. Особое внимание уделяется изданию литературно-художественного журнала «Транспонанс» С. В. Сиговым (С. Сигеем) и А. А. Таршис (Ры Никоновой). Автор вводит в научный оборот новые источники личного происхождения и данные устной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pages from the History of Uncensored Literature in the Soviet Kuban

The article discusses the Yeysk plots in the history of uncensored literature of the Soviet period. Special attention is given to the publication of the literary magazine “Transponan” by Sergey V. Sigov (S. Segay) and Anna A. Tarshis (Ry Nikonova). The author puts forward new sources of private origin and oral history data.

Текст научной работы на тему «Страницы истории неподцензурной литературы советской Кубани»

ИСАЧЕНКО Сергей Владимирович

кандидат исторических наук, независимый исследователь, г. Краснодар, Россия Sergey I. ISACHENKO Cand. Sci. (Theory and History of Culture), independent scholar, Krasnodar, Russia [email protected]

Страницы истории неподцензурной литературы советской Кубани

В статье рассматриваются ейские сюжеты истории неподцензурной литературы советского периода. Особое внимание уделяется изданию литературно-художественного журнала «Транспонанс» С. В. Сиговым (С. Сигеем] и А. А. Таршис (Ры Никоновой]. Автор вводит в научный оборот новые источники личного происхождения и данные устной истории.

Ключевые слова: неподцензурная литература. Краснодарский край, Ейск, М. К. Петров, С. В. Сигов, А. А. Таршис, «Транспонанс».

Pages from the History of Uncensored Literature in the Soviet Kuban

The article discusses the Yeysk plots in the history of uncensored literature of the Soviet period. Special attention is given to the publication of the literary magazine "Transponan" by Sergey V. Sigov (S. Segay] and Anna A. Tarshis (Ry Nikonova]. The author puts forward new sources ofprivate origin and oral history data.

Keywords: Uncensored literature, Krasnodar region, Yeisk, M. K. Petrov, S. V. Sigov, A. A. Tarshis, "Transponans".

По мнению большинства исследователей советской истории, важнейшим фактором формирования неофициальной культуры стала неподцензурная литература - самиздат. Местом производства и наиболее интенсивной циркуляции самиздата были Москва и Ленинград, однако население регионов достаточно активно потребляло подобного рода продукцию, а иногда выступало в роли ее создателя.

История производства и бытования неподцензурной литературы на Кубани частично отражена в публикациях А. Н. Еремеевой - о студенческом самиздате в Краснодарском педагогическом институте конца 1940-х гг. [3, с. 93-100], Н. В. Ламосовой - о начинавшем на Кубани творческую биографию известном писателе-диссиденте В. Е. Максимове [11], С. С. Неретиной, М. С. Константинова, В. Н. Дубро-

вина Ю. Р. Тищенко - о философе М. К. Петрове [1, 9, 12, 15], С. В. Исаченко - о религиозном и политическом самиздате [8]. В 2006 г. 2-4 выпуск 59 тома журнала «Russian Literature» был специально посвящен творчеству С. В. Сигова (С. Сигея) и А. А. Таршис (Ры Никоновой). Авторы анализировали их творчество, в т. ч. произведения и издательские проекты кубанского периода.

В данной статье речь пойдет о ейских сюжетах в истории кубанской неподцензурной литературы.

С Ейском, как известно, связаны жизнь и творчество многих представителей культуры и науки России - П. П. Кащенко, Д. И. Митрохина, Л. Р. Сологуба, И. М. Поддубного, Н. В. Мордюковой, С. Ф. Бондарчука и др.

В знаменитом на всю страну Ейском

РЯСЛЕДИЕ 5ЕП0В 2015 ßt2

высшем военном летном училище учились один из первых Героев Советского Союза С. А. Леваневский, летчик-космонавт СССР В. А. Джанибеков, другие известные летчики и космонавты. На рубеже 1950-х-1960-х гг. там преподавал талантливый философ Михаил Константинович Петров (1923-1987). Именно в Ейске им была написание повесть «Экзамен не состоялся» (1959). Рукопись повести с сопроводительным письмом М. К. Петров послал в ЦК КПСС (1960).

Идеи повести тесно связаны с научной концепцией М. К. Петрова, которая, как утверждают исследователи В. Н. Дубровин и Ю. Р. Ти-щенко, имеет междисциплинарный характер, опирается на данные истории, философии, лингвистики, антропологии, этнографии, социологии [1, с. 26]. Именно повесть «Экзамен не состоялся», а не философские идеи Петрова, нашедшие в ней отражение, легла на бумагу первой и стала его первым значительным трудом. Биограф и исследователь творчества М. К. Петрова - С. С. Неретина - воссоздала судьбу рукописи и ее автора. Из ЦК КПСС рукопись повести вместе с письмом вернулась в Ростовский обком КПСС, куда М. К. Петрова пригласили, сделали некоторые замечания, сдали рукопись в архив. В начале 1961 г. М. К. Петров выступил на партсобрании с критикой в адрес руководства и порядков в училище. Руководство тут же затребовало из обкома повесть, против автора было возбуждено персональное дело. Повесть послали на рецензию философу и литературоведу. Литературовед ограничился замечаниями, что не смеет судить о взглядах автора повести по взглядам героя. А философ - сотрудник Ростовского государственного университета - дал повести негативную, сугубо политическую оценку. На полях отзыва было помечено «троцкизм». Летом того же года М. К. Петров был исключён из КПСС и уволился из Ейского высшего военно-гоучилищалётчиков [12].

По определению вдовы мыслителя, Г. Петровой, «Михаил Константинович не был разрушителем. Он не был диссидентом. Он не собирался уезжать за границу. И, хотя он многое понимал, в партию хотел вернуться. Даже просто для того, чтобы добиться справедливости» [9].

Впервые повесть М. К. Петрова «Экзамен не состоялся» была опубликована в журнале «Дон» (1989, № 6-7), но с нарушением авторского права. При публикации повести в журнале «Дон» редакторы заменили выражение «духовная смерть партии» на «духовный кризис партии» [15, с. 145].

По сути, повесть «Экзамен не состоялся» - одна из немногих попыток художественным языком объяснить идейные искания и настроения неортодоксальных советских философов середины 1950-х гг. и эволюцию многих из них в сторону конформизма. Герой М. К. Петрова Юрий Шатов, который в процессе сдачи кандидатского экзамена по философии «позволил себе сказать лишнего», а позже примиряется с действительностью, напоминает физика - главного персонажа самиздатовско-го произведения Г. Копылова «Евгений Стро-мынкин» [2, с. 57].

Судьба повести «Экзамен не состоялся» повторяет судьбу многих воззваний «во власть», известных изначально ограниченному количеству людей и получивших огласку благодаря негативной реакции властных структур, передаче текста в нижестоящие партийные инстанции и инициированию порицания автора.

В начале 1970-х гг. в Ейск переехали супруги Сергей Всеволодович Сигов (1947-2014) и Анна Александровна Таршис (1942-2014) -яркие представители советской неофициальной культуры. С середины 1960-х гг. С. Сигов принимал участие в деятельности группы авангардных художников и поэтов «Будущел» в Вологде и Таганроге. С 1965 по 1974 гг. С. Сигов был редактором основанного А. Таршис в Свердловске рукописного журнала «Номер» -органа «уктусской школы». С 1971 г. «Номер» издавался в Ростове-на-Дону. После переезда С. Сигова и А. Таршис в Ейск большая часть выпусков «Номера» была конфискована местным отделением КГБ в ноябре 1974 г. Параллельно с «Номером», в 1970 г., в Ленинграде, С. Сиговым был начат выпуск журнала «Будущел», оборвавшийся на втором номере. Им же позднее, в 1978 г. выпускалась «еженедельная нерегулярная» рукописная газета «Листок». С № 12 «Листок» стал машинописным. Тогда же был задуман журнал «Таити-неос» [4].

РЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2013 №2

j). ^СЯЧЕНКО • (ТРЯМИЦЫ ИСТОРИИ НЕПОДЦЕНЗУРНОЙ ШЕРЯТУРЫ СОВЕТСКОЙ ЦУБЯНИ

Псевдонимами А. Таршис с 1982 г. и С. Сигова с 1980 г. были соответственно Ры Ни-конова и С. Сигей.

В письме автору статьи С. Сигов писал: «Мы жили в разных городах: Таганрог, Ростов-на-Дону, Вологда, Ленинград, Москва, Свердловск; с конца 1974 до поздней осени 1997 - в Ейске. <...> Мы действительно принадлежали к "неофициальной культуре": были участниками выставок, выступлений перед публикой, работали в самиздате». К неофициальной культуре С. Сигов относил «прежде всего, литературно-художественный процесс: квартирные выставки; квартирные литературные чтения и салоны; семинары; изготовление и распространение самиздата, и многое другое». При этом он отмечал, что «ничего подобного в провинциальном Ейске не было: «В свободное время (от зарабатывания денег на жизнь) мы оба занимались тем, что для нас было важнее всего - творчеством. Об этом в Ейске никто не знал до 1992 г., когда телеканал "Останкино" показал о нас фильм. Частную жизнь, а творчество - это, безусловно, дело частное трудно назвать "неофициальной"» [13].

С Сиговым был знаком краснодарский ученый, научный сотрудник Южного филиала Института Наследия, профессор А. И. Слуцкий. Он рассказал о своих впечатлениях, а также предоставил сохранившиеся фрагменты интервью, которое состоялось в Ейске в начале 1990-х гг.

А. И. Слуцкий вспоминал: «Они (С. Сигов и А. Таршис. - С. И.) уже были раскручены в самиздатовской среде, не политизированы, а скорее эстетизированы. Им отводилась едва не доминирующая роль идеологов авангарда и визуальной поэзии» [7].

Хорошо известный в среде советского поэтического андеграунда Г. Сапгир так характеризовал творчество С. Сигова и А. Таршис: «Живут они в казачьем старинном Ейске, в Приазовье. На них и доносы писали, и письма, которые лавиной сыпались с Запада, читали и рвали в ярости. <...> А эта двоица Сергей и Анна писали картины, рисовали, составляли поэтические сборники, альбомы, книжицы самые разнообразные. <...> Стихи, пьесы, визуальная поэзия - всё это рассылалось по почте

во все уголки мира (называется "мейл-арт"). Из Америки, Европы. Новой Зеландии их адресаты, мейл-артисты, слали свою продукцию. Вот торжество сам/тамиздата! Чудо! Они называли себя трансфуристами и издавали журнал нового авангарда "Транспонанс". Сама форма журнала была необычной, склеенной» [14, с. 558].

По данным Т. Жумати, в новом проекте С. Сигова и А. Таршис журнале «Транспонанс» принимали участие ленинградцы (Л. Богданов, Б. Констриктор, Б. Кудряков, В. Эрль), москвичи (С. Гундлах, К. Звездочётов, И. Кабаков Л. Кропивницкий, В. Лён, А. Монастырский, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Г. Сапгир) и др. [5, с. 179]

И. Кукуй выделяет два разных по оформлению номеров и характеру текстов периода развития журнала: ленинградский и московский. С появлением московских авторов получает своё развитие изначально присутствовавшая в журнале линия акционного и концептуального искусства вмести с тем, растёт удельный вес визуальных текстов. И. Кукуй, называет «Транспонанс» «лабораторным», поскольку журнал сохранял своё лицо и легко был узнаваем «за счёт постоянного внимания к поэтическому эксперименту на содержательном уровне и устоявшейся структуре журнала - на уровне внешнем» [10, с. 129-134].

По данным И. Кукуя, полный комплект журнала «Транспонанс», а также выпуски Архива «Транспонанса» хранятся в историческом архиве Forschunqsstelle Osteuropa (г. Бремен, Германия) как часть разных фондов - фф. 37 (Вл. Эрль). 64 (А. Александров), 66 (А. Монастырский), 97 (Сигей /Таршис), 30.56 (А. Альчук). Отдельные номера хранятся в частных собраниях (в Бремене у Г. Г. Суперфина) и музейных коллекциях. № 37 «Транспонанса», который вышел в свет спустя много лет в одном экземпляре для выставки малотиражной периодики, хранится сейчас в Small Mags Archive в городе Еекло (Бельгия) [10, с. 231].

Беседы с компетентными респондентами, анализ архивных документов позволил выявить то, что издававшийся на Кубани журнал «Транспонанс» был практически неизвестен в регионе. При этом он активно циркули-

РЯСЛЕДИЕ QEK0B 2015 ^2

¡ига

Письмо С. В. Сигова С. В. Исаченко (первая страница)

РЯСЛЕДИЕ ÇEhOB 32

2015 № 2 www.heritage-magazine.com

(. Г) ^СЯЧЕМКО » (ТРЯМИЦЫ ИСТОРИИ НЕПОДЦЕНЗУРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОВЕТСКОЙ Г)УБЯМИ

___ ШН« /г 'Л'-и ■ А- (иг {

^-Й а'АШке ,■ / ¿Ъ-и (& кШу сл^ле $ пе/гнс _ 47? 1 г«« у ш-Ч"гс <пГ~уть у Л

Л. /¿Туес*эр , « да;

сЬчулТсЦЯ Ыр^^нс^/ЪдШ^

тп- ^ ппрр'з&упы^ькннр аглиЫмь I

- о квгмФ ю

м

т^ел* /^е ЧМ-ершеГо /^П^еиик англ Т

, ■ ^иЛчехТЫ КА-'ПЧслНо . /Л

О 'Нлщем 70*? 1е***

~ ссь^кь НА ии^Ърне таяние (

Ш ***** / ^ ^

Но какое ^ >

Си Гек •

чу Ум

У

Письмо С. В. Сизова С. В. Исаченко (вторая страница)

РЙСАЕДИЕ ^ЕКОВ 2015 ^2

ровал в среде столичного андеграунда.

Уже после «перестройки» С. Сигов стал издавать в эстетике 1920-х гг. небольшие книжки с малоизвестными текстами русских футуристов. Использовался при этом типографский станок Ейского художественного музея. В это же время на вопрос А. Слуцкого «Как Вам работается в Ейске?» С. Сигов отвечал: «Живется как всем в культуре. Чем хороша такая «малоформатная» провинция как Ейск? Нет большого театра, нет филармонии, вообще непонятно, что есть? Зато есть наш музей и маленькая типография, которая сама, удивляясь, печатает по нашим макетам эти непохожие книги. Ведь согласитесь, издания Алексея Крученых - это уже полиграфия. И текст впервые печатается по авторской машинописи, и цветное шрифтовое оформление

Использованная литература:

1. Дубровин В. Н., Тищенко Ю. Р. М. К. Петров. Два эпизода и вся жизнь. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2006.

2. Еремеева А. Н. История советской научной интеллигенции в текстах самиздата и тамиздата // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3. С. 56-58.

3. Еремеева А. Н. Культурная жизнь Кубани в XX в. Краснодар: Платонов П., 2013.

4. Жумати Т. П. Уктусская школа (1965-1974]. К истории уральского андеграунда // Известия Уральского государственного университета. 1999. № 13. С. 125-127.

5. Жумати Т. П. Художественный андеграунд 19601980-х гг.: столицы и провинция // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 35. С. 173-182.

6. Интервью А. С. Слуцкого с С. В. Сиговым, начало 1990-х // Личный архив А. И. Слуцкого.

7. Интервью С. В. Исаченко с А. И. Слуцким, 20 мая 2009 г. // Личный архив С. В. Исаченко.

8. Исаченко С. В. Неподцензурные политические и религиозные издания на Кубани в 1960-е - начале 1980-х гг. // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований: сб. ст. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2011. Вып. 7. С. 301-308.

9. Константинов М. С. М. К. Петров: биографический контекст теории. Методологические замечания [Электронный ресурс] // ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия. URL: http://www.intelros.ru/readroom/ credo_new/credo_01_2008/1873-m.s.konstantinov.-m.k.petrov.html (дата обращения 4.04.15].

10. Кукуй И. Лаборатория авангарда: журнал Транспонанс // Russian Literature. LIX (2006]. II/III/IV. P. 225-259.

11. Ламосова H. В. Кубань в жизни и творчестве писателя В. Е. Максимова // Историко-культурное наследие Кубани и научно-исследовательская деятельность В. Н. Орла (к 80-летию со дня

книжки слегка напоминает издания футуристов тифлисского периода». По замыслу С. Си-гова, как сообщал А. И. Слуцкий, публикации текстов русских футуристов В. Хлебникова, И. Зданевича, А. Крученых под общим названием «Альфа и омега XX в.» помогут «растерянному зрителю или читателю в понимании современного искусства». Ныне книжки хранятся в Донской областной научной библиотеке в Ростове-на-Дону [7].

А. Таршис и С. Сигов в поисках тем новой эстетики создали свою приватную творческую среду. Они проводили в этой среде больше времени, чем вне её, расширяя медийное пространство в условиях существующей цензуры и господствовавших в официальной культуре требований следовать идеологическим и эстетическим стандартам.

References:

1. Dubrovin, V. N., Tishchenko, Yu. R, M. K. Petrov. Dva epizoda i vsya zhizri (Two Episodes and Whole Life], Moscow; Rostov-on-Don: MarT, 2006.

2. Eremeeva, A. N., Istoriya sovetskoy nauchnoy intelligentsii v tekstakh samizdata i tamizdata (History of the Soviet Scientific Intelligentsia in Samizdat and Tamizdat Texts], Kul'turnaya zhizri Yuga Rossii, 2009, no. 3. pp. 56-58.

3. Eremeeva, A. N., Kul'turnaya zhizri Kubani v XX veke (Cultural Life of Kuban in the 20th Century], Krasnodar: Platonov I., 2013.

4. Zhumati, T. P., Uktusskaya shkola (1965-1974]. К istorii ural'skogo andegraunda (Uktussk School (19651974]. On the History of the Ural Underground], Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 1999, no. 13, pp. 125-127.

5. Zhumati, T. P., Khudozhestvennyy andegraund 1960-1980-kh godov: stolitsy i provintsiya (Underground Art in 1960-1980ies: Capital and Region], Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, no. 35, pp. 173-182.

6. Interv'yu A. S. Slutskogo s S. V. Sigovym, nachalo 1990-kh (Interview with Sergey Sigov, taken by Arkadiy Slutsky, the Beginning of 1990ies], Lichnyy arkhiv A. I. Slutskogo.

1. Interv'yu, S. V. Isachenko s A. I. Slutskim, 20 maya 2009 goda (Interview with Arkadiy Slutsky taken by Sergey Isachenko], Lichnyy arkhiv S. V. Isachenko.

8. Isachenko, S. V., Nepodtsenzurnye politicheskie i religioznye izdaniya na Kubani v 1960-e - nachale 1980-kh godov (Uncensored Political and Religious Publications in the Kuban Region in the 1960s - early 1980s], in Knizhnoe delo na Severnom Kavkaze: metody, istochniki, opyt issledovaniy, Krasnodar: Krasnodarskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv, 2011, no. 7, pp. 301-308.

9. Konstantinov, M. S., M. K. Petrov: biograficheskiy kontekst teorii. Metodologicheskie zamechaniya (M. K. Petrov: Biographical Context of the Theory.

РЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2015 ßi2

j). ^СЙЧЕНКО • (ТРЙНИЦЫ ИСТОРИИ НЕПОДЦЕНЗУРНОЙ ^ИТЕРДТУРЫ СОВЕТСКОЙ ЦУБЙНИ

рождения]: мат-лы науч. конф. Краснодар, 2008. С. 96-98.

12. Неретина С. С. Михаил Константинович Петров. Жизнь и творчество. М.: УРСС, 1999.

13. Письмо С. В. Сигова С. В. Исаченко, 3 октября 2010 г. // Личный архив С. В. Исаченко.

14. Сапгир Г. В. Непохожие стихи // Самиздат века / сост. А. Стреляный и др. Минск: Полифакт-МИГ, 1998.

15. Тищенко Ю. Р. Уникальность творчества М. К. Петрова // Политическая концептология. 2012. № 3. С. 138-143.

Methodological Notes], in INTELROS - Intellektual'naya Rossiya. http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/ credo_01_2008/1873-m.s.konstantinov.-m.k.petrov.html. Accessed 4 April, 2015.

10. Kukuy, I., Laboratoriya avangarda: zhurnal Transponans (Laboratory of the Avant-Garde Magazine Transponans], Russian Literature, vol. 59 (2006], II/III/IV, pp. 225-259.

11. Lamosova, N. V., Kuban' v zhizni i tvorchestve pisatelya V. E. Maksimova (Kuban in the Life and Work of the Writer V. E. Maksimov], in ¡storiko-kul'turnoe nasledie Kubani i nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' V. N. Orla [k 80-letiyu so dnya rozhdeniya] (Proc. Sci. Conf.], Krasnodar, 2008, pp. 96-98.

12. Neretina, S. S., Mikhail Konstantinovich Petrov. Zhizri i tvorchestvo (Mikhail K. Petrov. Life and Work], Moscow: URSS, 1999.

13. Pis'mo S. V. Sigova S. V. Isachenko, 3 oktyabrya 2010 goda (Letter from Sergey Sigov to Sergey Isachenko], Lichnyy arkhivS. V. Isachenko.

14. Sapgir, G. V., Nepokhozhie stikhi (Dissimilar Verses], in Samizdat veka, Strelyanyy, A., Comp., Minsk: Polifakt-MIG, 1998.

15. Tishchenko, Yu. R., Unikal'nosf tvorchestva M. K. Petrova (Uniqueness ofthe Mikhail Petrov's Creativity], Politicheskaya kontseptologiya, 2012, no. 3, pp. 138-143.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Исаченко, С. В. Страницы истории неподцензурной литературы советской Кубани [Электронный ресурс] / С. В. Исаченко // Наследие веков. - 2015. - № 2. - С. 79-85. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_ Isachenko.pdf. (дата обращения дд.мм.гг].

Full bibliographic reference to the article:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Isachenko, S. V., Stranitsy istorii nepodtsenzurnoy literatury sovetskoy Kubani (Pages from the History of Uncensored Literature in the Soviet Kuban], Naslediye Vekov, 2015, no. 2. pp. 79-85. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/10/2015_2_Isachenko.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

РЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2015 ßS2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.