-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
♦-♦
УДК: 378.147 (575.1) "1920-1929"
СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТАДЖИКИСТАНА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА (20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)
АБУЛХАЕВ Р.А., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша
Победа Великой Октябрьской социалистической революции вызвала перелом не только экономических и общественно-политических отношений, но и культурной жизни трудящихся масс. Она открыла широкие возможности всем нациям и народностям великой страны советов, особенно народам бывших колоний царизма, в том числе Средней Азии, свободно проявлять свои способности, таланты и всесторонне развивать новую, национальную культуру.
Россия была одной из наиболее слабо развитых по сравнению с другими капиталистическими странами Европы в отношении культуры. В еще худшем положении находились народы национальных окраин, в том числе, Средней Азии, которые в результате колонизаторской политики русского царизма намного отстали не только в экономическом, но и в культурном развитии по сравнению с народами центральной части России. «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам, - отмечалось на X съезде РКП (б), состояла в том, что бы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их» [8, 558-559].
В колониальный период царизму потребовались элементарно грамотные люди из состоятельных слоев местного населения для укомплектования низших административных постов в эксплуататорском чиновничьем аппарате Туркестанского генерал-губернаторства. С этой целью в Туркестанском крае были открыты так называемые русско-туземные школы. Кроме того, в связи с ростом численности русского населения в Туркестане открывались русские светские школы.
Поскольку северные районы нынешнего Таджикистана входили в административном отношении в состав Туркестанского генерал-губернаторства, русско-туземные и русские светские школы были открыты и здесь в сравнительно крупных городах, таких как Ходжент и Ура-Тюбе. Накануне победы Великой Октябрьской Социалистической Революции на территории нынешнего Таджикистана существовало десять русско-туземных школ с тринадцатью преподавателями. Таким образом, народное образование здесь отсутствовало в полном смысле слова. Даже существовавшие местные религиозные и русско-туземные школы были недоступны для детей трудящихся.
Большое значение для развертывания культурного строительства в бывших национальных окраинах сыграли «Декларация прав народов России» и «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В этих исторических документах были изложены основы национальной политики партии и советского правительства в деле освобождения угнетенных народов, в обеспечении равноправия всех наций и народностей бывшего союза ССР.
Большое значение для развертывания культурного строительства в бывших нацио-
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
нальных окраинах сыграли «Декларация прав народов России» и «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В этих исторических документах были изложены основы национальной политики партии и советского правительства в деле освобождения угнетенных народов, в обеспечении равноправия всех наций и народностей нашей страны.
14 мая 1918 г. СНК Туркреспублики принял решение об организации единой трудовой общедоступной школы и создании в июне того же года Туркестанского комиссариата просвещения. По решению Совнаркома Туркреспублики с 1 декабря 1918 г. все частные учебные заведения со всем инвентарем и помещениями передавались в ведение Туркнаркомпроса. 14 декабря 1918 г. Туркнаркомпрос издал приказ о реорганизации национальных школ республики. Вместо русско-туземных предлагалось открыть национальные школы: училища первой ступени, школы второй ступени и т. д.
Еще до образования Туркестанской АССР в марте 1918 г. был обнародован приказ краевого Совнаркома «Об организации дела народного образования» в Туркреспубли-ке.
Советы народного образования сыграли огромную роль, так как вплоть до начала 1919 г. фактически выполняли функции отделов народного образования местных Советов. В течение 1918 г. они были созданы во всех районах Туркестанской АССР, в том числе в Северном Таджикистане. Так, 26 апреля 1918 г. представителями общественных организаций г. Ходжента было принято постановление об организации Уездного Совета народного образования. В постановлении собрания по этому вопросу указывалось: «Признать необходимым выделение Ходжентского уезда (считая таковой в учебном отношении в его прежнем размере, то есть с Ура-Тюбе, Голодной степью) и Джизакского уезда в особо самостоятельный учебно-административный центр - Совет народного образования 2-го района Самаркандской области» [16,40].
Во всех республиках Средней Азии, в том числе в Таджикистане, развернулась большая работа по претворению в жизнь решений Средазбюро ЦК ВКП (б) по очередным задачам школьного строительства.
Проблема подготовки учительских кадров в годы утверждения Советской власти была наиболее острой в организации народного образования в Таджикистане. В связи с отсутствием квалифицированных педагогических кадров в эти годы в советских школах первыми учителями в основном являлись люди, окончившие медресе или русско-туземные школы.
Для скорейшего обеспечения советских школ педагогическими кадрами в Туркестанской республике, в том числе в городах Северного Таджикистана — Ходженте и Ура-Тюбе, были образованы бесплатные краткосрочные курсы со сроком обучения от 6 до 8 недель или же от 2 до 8 месяцев.
В декабре 1918 г. в Самарканде состоялся выпуск 137 слушателей краткосрочных курсов, среди которых были представители Северного Таджикистана [16, 40]. До сентября 1920 г. в Туркестанской АССР на краткосрочных курсах было подготовлено более 1140 учителей из среды таджиков, узбеков, русских, казахов, туркмен и представителей других национальностей. Окончившие курсы получали право обучать детей в начальных классах. В летние каникулы эти учителя снова посещали курсы и готовились к занятиям в старших классах.
Впервые годы после установления Советской власти учителя для школ северных районов Таджикистана готовились также в больших городах Туркестанской республики. Так, в 1919/20 учебном году Ходжентский уездный отдел народного образования
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
отправил на подготовительные курсы в города Самарканд, Ташкент, Чимкент и Черня-ево 115 учителей таджиков, узбеков, русских, киргизов и татар, которые после успешного окончания курсов вернулись в свои школы [11, 353].
Так, в Ходженте в 1923 г. население собрало до 14 000 руб. на нужды строящейся школы и само участвовало в ее перестройке. В Самарканде на оборудование интерната для узбекских и таджикских детей - сирот и полусирот было собрано около 40 тыс. руб. [16, 53].
В Восточной Бухаре работа по подготовке учительских кадров началась после организации в марте 1921 г. областного Назирата (отдела народного образования). В 1922 г. в БНСР были организованы два института просвещения и педагогические курсы. Были созданы курсы учителей и в Восточной Бухаре. В 1921/22 учебном году на курсах обучалось 40 учителей [7, 250- 251].
Использование старых кадров учительства не могло решить проблему обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами школ Таджикистана. Кроме того, большинство из старых учителей были лишь азбучно грамотными и не имели никакого представления об общеобразовательных предметах.
В подготовке квалифицированных педагогических кадров для таджикских школ Узбекистана и Таджикистана большую роль сыграл Таджикский институт просвещения. Этот институт был открыт в 1924 г. в Ташкенте, прежде всего с целью подготовки учителей для таджикских школ, располагавшихся на территории Узбекистана, за счет бюджета Народного комиссариата просвещения Узбекской ССР.
В деле подготовки таких квалифицированных учительских кадров огромную роль сыграли русские и русскоязычные ученые, педагоги страны Советов. Первыми преподавателями Таджикинпроса из числа русских ученых, которые великолепно владели таджикским языком, являлись такие известные востоковеды как М.С. Андреев, П.А. Панкратов, Краснобаев, И.Е. Липовский, Н.Н. Ершов который впоследствии долгие годы работал в отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Тадж. ССР и многие другие.
Учитывая в тот период острую нужду таджикских школ в квалифицированных педагогических кадрах, в 1925 г. Наркомат просвещения Узбекской ССР создал в г. Самарканде учебно-воспитательные курсы, на которых кроме посланников Центрального и Южного Таджикистана, также обучались много представителей Самарканда, Бухары, Ходжента, Пенджикента, Ура-Тюбе, Исфары, Канибадама и других городов и районов Северного Таджикистана. Среди первых выпускников были М. Аминзаде, Б. Гафуров, А. Бакозаде, Б. Раджабов, С. Максуди, А. Джадидзаде и десятки других, которые внесли значительный вклад в развитие и процветание национальной культуры таджикского и узбекского народов [7, 94].
Поскольку в 20-е годы в Таджикистане пока отсутствовали высшие учебные заведения, подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществлялась путем отправки выпускников школ в вузы Москвы, Ташкента и других городов страны. 30 сентября 1925 г. Ревком Таджикской АССР, заслушав на расширенном заседании доклад Наркомпроса республики «О мероприятиях по улучшению дела народного просвещения и подготовки учительских кадров», наметил ближайшие задачи в этой области. Ревком постановил просить Ташкент и Москву, чтобы места предоставлялись таджикам главным образом в коммунистических университетах, рабфаках и других учебных заведениях, не требующих от учащихся большой общеобразовательной подготовки [16, 126 -127].
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
Наркомпрос Таджикской АССР с самого начала своей деятельности установил деловую связь с наркомпросами таких республик - РСФСР, Узбекистана, Туркменистана и др., от которых были получены образцы учебных планов, программ, материалы методического характера и т. д. Они использовались для разработки конкретных планов развития советской системы школьного образования в республике.
Исполкомиссия Оргбюро КП (б) Узбекистана в Таджикской АССР 26 июля 1925 г. приняла постановление, в соответствии с которым в период с 15 августа по 1 сентября 1925г. был объявлен двухнедельник просвещения; основная цель его заключалось в вовлечение трудящихся масс в общественное строительство советских школ. С этой же целью Наркомпрос Таджикской АССР с 1 августа по 1 сентября 1926 г. организовал месячник просвещения.
21 октября 1926 г. Оргбюро КП (б) Узбекистана в Таджикской АССР направило всем окружным и городским комитетам партии, парторганизаторам и Таджикскому обкому комсомола циркулярное письмо «О мерах ликвидации неграмотности среди коммунистов и комсомольцев».
Подготовка педагогических кадров и повышение их квалификации более успешно шли в Ходжентском округе, входившем до 1929 г. в состав Узбекской ССР. Здесь по мере развития советских школ во второй половине 20-х годов заметно возросло число учителей в них. Если в 1926/27 учебном году их насчитывалось 213, то в 1927/28 учебном году-250, из них 160 таджиков, 36 учителей имели среднее образование [1].
Принимая во внимание острую нужду советских школ в квалифицированных учительских кадрах из местной национальности, Исполнительная комиссия Оргбюро КП (б) Узбекистана в Таджикской АССР на заседании 15 февраля 1926 года постановила открыть в Душанбе в 1926/ 27 учебном году педагогический техникум [7, 95]. Он был открыт в октябре 1926 г. и стал для того времени основной базой подготовки учителей для школ республики [13, 185].
В период деятельности Ревкома в вузы соседних республик был отправлен 91 человек, в частности в 1926 г. в Среднеазиатский коммунистический университет 25, Среднеазиатский государственный университет 10, Коммунистический университет народов Востока 3 человека [5, 172].
Если считать и другие города нашей страны, то в общей сложности в этом году в вузы из Таджикистана было отправлено 67 учащихся, из них 60 таджиков. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой большинство из них поступило в Ташкентский институт просвещения и на другие ведомственные курсы Средней Азии, и лишь незначительное число в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда и других центральных городов союза ССР [4, 35].
Важное место в подготовке педагогических кадров для Таджикистана занимал во второй половине 20-х годов Таджикский институт просвещения в Ташкенте. Учитывая нужду республики в учителях, правительство Таджикистана обратилось в соответствующие органы Узбекской ССР с просьбой о передаче указанного института Наркомпроса Таджикистану. Данный вопрос был обсужден в заседании Средазбюро ЦК ВКП(б), и в результате «Ликвидком решил передать Таджикинпрос Ташкента Таджикистану для обеспечения нужд его населения. Он должен иметь свои собственные школы. После передачи Инпроса Таджикистану в этом заведении пришлось воспитывать и таджиков Узбекистана [4, 35].
14 апреля 1927 г. Президиум ЦИК Узбекской ССР вынес постановление о передаче Таджикинпроса в ведение Наркомпроса Таджикской АССР. Деятельность Таджикин-
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
проса находилась в центре внимания партийных и советских организаций республики. 22 августа 1927 вопрос о Таджикском институте просвещения» был рассмотрен на заседании исполнительной комиссии Оргбюро КП(б) Узбекистана в Таджикской АССР. В принятом постановлении, в частности, говорилось: «Учитывая громадное значение Таджикского института просвещения в деле подготовки культурных советских кадров из коренного населения, исполнительная комиссия считает необходимым обратить особое внимание комчасти Совнаркома и Института просвещения на необходимость улучшения административноорганизационной и учебно-методической работы Института просвещения и обеспечения его необходимыми материальными средствами» [5, 172].
В Таджикинпросе из года в год увеличивался контингент учащихся. Так, если в 1924 г. здесь обучалось 130 учащихся [2], то в 1926 г. -171[9, 21]. В числе первых Та-джикинпрос окончили Бободжан Ниёзмухаммедов, Мирзо Турсунзаде, Обид Джало-лов, Баходур Искандаров, Сатым Улугзаде, Набиджан Пачаджанов, Муллоджан Шахристани, Наби Фахри, Зариф Саломатшоев, Мастибек Тошмухаммедов, Мулло Иркаев и многие другие [7, 99]. Большинство из этих выпускников впоследствии стали видными учеными, партийными и советскими деятелями, известными поэтами, писателями, драматургами и журналистами.
Большую роль в подготовке национальных кадров, в том числе педагогических, сыграли в то время крупные вузы Средней Азии - Среднеазиатский государственный университет (САГУ) и Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ). Поступающих в САГУ и КУТВ отправляли со свидетельством представителя Таджикистана в Узбекистане. Так, в 1925/26 учебном году с таким свидетельством в КУТВ обучались: Хайдар Умархонов, Соли Раджабов, Одилов, Муллокандов, Левиев и в САГУ: Рейс, Шарипов, Мухтаров, Нуруллоев, Умарова, Баймурадов, Касымов и многие другие. Кроме того, в указанных вузах каждый год за Таджикистаном закреплялось определенное количество мест. Например, в 1925/26 учебном году Таджикистану было выделено для поступления в САГУ 47 мест [4, 35].
Как известно, до начала 30-х годов в Таджикистане не было ни одного высшего учебного заведения. Отряд учителей пополнялся за счет приглашенных из союзных республик, подготовка шла через краткосрочные курсы, педагогические техникумы, а также путем посылки учащихся в учебные заведения центральных городов Союза. Только за 1927-1928 гг. из Таджикской АССР было послано на учебу в комвузы, институты, курсы, техникумы, рабфаки и прочие учебные заведения 486 человек, подавляющее большинство которых составляли таджики. В 1927 г. Таджикский институт просвещения в Ташкенте произвел первый выпуск в количестве 27 человек, благодаря чему школы Таджикистана получили первый отряд учителей со средним специальным образованием [4,108].
Становление и развитие сети высших учебных заведений в Таджикистане имело свою специфику, вытекавшую из ряда объективных и субъективных факторов. Если в центральных районах страны реорганизация старых и становление новых высших учебных заведений началась сразу же после победы революции, то в Таджикистане к организации вузов приступили, лишь в начале 30-х годов ХХ века.
До революции на территории республики не было ни одного высшего учебного заведения. Для создания их в первые годы Советской власти в Таджикистане, который миновал капиталистический путь развития, не было экономических и культурных предпосылок. Таджикистан в прошлом являлся одной из самых слаборазвитых в эко-
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
номическом и культурном отношении окраин царизма и Бухарского эмирата. После революции развязанная здесь внешними и внутренними врагами Советской власти гражданская война сильно тормозила развитие культурной жизни республики.
В 20-е годы ХХ века основная масса трудящихся Таджикистана оставалась неграмотной и малограмотной. Поэтому, прежде всего, необходимо было ликвидировать неграмотность населения республики.
В начале 30-х годов ЦК КП (б) Таджикистана поставил вопрос об организации высших учебных заведений. Постановлением Средазбюро ЦК ВКП (б) педагогический факультет Среднеазиатского государственного университета в 1931 г. был передан в распоряжение Народного Комиссариата просвещения Таджикистана для организации самостоятельного высшего учебного заведения. Педагогический факультет САГУ с необходимым количеством профессоров, преподавателей, студентов и учебно-педагогической литературой был переведен в город Душанбе. На этой основе было организовано первое высшее учебное заведение в Таджикистане - Душанбинский педагогический институт [14,23], который до 1934 г. назывался Педакадемией. Институт в полную меру начал работать с 1 сентября 1931 г. До этого организационное бюро, образованное в апреле 1931 г. по распоряжению Наркомпроса, вело все подготовительные работы для обеспечения функционирования института.
Совет Народных Комиссаров Таджикской ССР 15 августа 1935 г. издал постановление «Об организации двухгодичного учительского института в г. Ташкенте на базе Таджикинпроса» с факультетами истории, географии и естествознания. В первый год в институте обучались 140 будущих педагогов, из них 87 таджиков [3].
Таким образом, как факты подтверждают, в 20-е и начале 30-х годов ХХ столетия в подготовке педагогических кадров для нужд учебных заведений и школ Таджикистана большой вклад внесла соседняя узбекская республика.
ЛИТЕРАТУРА
1.Архив новейшей истории Таджикистана (далее АНИТ) ф. 1, оп. 2, д. 353, л. 84.
2.АНИТ, ф. 1, оп. 2, д. 84, л. 3.
3.АН ИТ ф. 3, оп. 120, д.65, л. 16
4.Из истории культурного строительства в Таджикистане, в 1924-1941 гг., т. 1. Душанбе, 1966, т. 1, 320 с.
5.История таджикского народа, т. 3, кн. 1, М., 1964, - 321с.
6. Кадыров А. Сотрудничество Узбекистана и Таджикистана в области подготовки кадров (1924-
1929 гг.). -Труды аспирантов, выпуск 1-180 с.
7.Козачковский В.А. От феодализма до победы социализма. Душанбе, 1966, стр. 128 с.
8.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч.1 изд. 7-е. М., 1954, -721 с.
9.«Мактаби совета», 1967, № 3.
10.Народное хозяйство Таджикской ССР. Сталинабад, 1957. - 335 с.
11.Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917- 1965 гг.), Душанбе. 1968434 с.
12.Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917- 1965 гг.). - 434 с. 13.Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана, Душанбе 1967. - 247 с.
14. Таиров Т.Р. Из истории борьбы Коммунистической партии за развитие высшего образования в Таджикистане. - «Уч. зап. ДГПИ», т. 26, сер, обществ, наук, вып. 4. Душанбе, 1961. -211с.
15.Хайдаров Г. X. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Северном Таджикистане (1917-1923 гг.). Душанбе, 1966. - 243с.
16.Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе, 1970. - 470с.
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
САХ.ИФАХ.ОЕ АЗ ТАЪРИХИ ОМОДА КАРДАНИ КАДРХОИ ОМУЗГОРИИ ТОЧИКИСТОН ДАР МУАССИСАХ.ОИ ТАЪЛИМИИ УЗБЕКИСТОН (СОЛ^ОИ 20 -УМИ АСРИ ХХ)
Маълум, ки масъалаи омода кардани кадрхои баландихтисоси омузгорй дар шароити солхои 20 - уми асри ХХ дар Точикистон яке аз масъалахои калидй ба хисоб мерафт. Дар натичаи дар ин давра вучуд надоштани кадрхои баландихтисоси омузгорй муаллимони нахустини макотиби Шуравй аслан аз хисоби дастпарварони мадраса ва мактабхои русии махаллй буданд. Дар солхои аввали пас аз баркарор гаштани Х,окимияти Шуравй муаллимони мактабхои нохдяхои шимолии Точикистон дар шахрхои калонтарини Ч,умхурии Туркистон омода карда мешуданд.
Дар кори омода намудани кадрхои баландихтисоси омузгорй барои мактабхои точикии Узбекистон ва Точикистон мавкеи халкунандаро Донишгохи муаллимтайёркунии шахри Тош-кент бозид. Соли 1925 Комиссариати халкии омузгории Ч.ШС Узбекистон эхтиёчи нихоят зиёди кадрхои точикзабонро ба эътибор гирифта, дар шахри Самарканд курсхои таълимй - тарбиявиро кушод. Солхои 20-уми асри ХХ, ки холо дар Точикистон донишкадахои олй амал намекарданд, омода намудани кадрхои баландихтисоси омузгорй бо рохи ба мактабхои олии шахрхои Мас-кав, Тошканд ва гайра фиристонидани хатмкунандагони мактаб амалй карда мешуд. Президи-уми КИМ Ч.ШС Узбекистон мохи апрели соли 1927 ба ихтиёри Наркомпроси Точикистон гуза-ронидани Таджикинпрос карор кабул карда буд.
Дар ин макола муаллиф, ба хуччатхои бойгонихо, маводи воситахои ахбори омма ва асархои таърихй такя карда, хамзамон кушиш намудааст, ки мухтасаран сахми чумхурии хам-сояи мо - Узбекистонро бо максади омода кардани кадрхои омузгорй барои мактабхои Точикистон ба калам дихад.
Калидвожахо: Цумуурии Туркистон, Бюрои сиёсии Осиёи Миёна, Комиссариати халции маориф, Академияи педагоги, Донишгохи давлатии омузгории Тоцикистон, Аврупо, сиёсат, эъломия, Шарц, Шуроуо, омузиш, бепарастор, нимпарастор, инкишоф, болорави, тахассус.
СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТАДЖИКИСТАНА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА (В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)
Общеизвестно, что решение проблемы подготовки более образованных учительских кадров в 20-е и годы ХХ века в условиях Таджикистана являлась архинеобходимым. В связи с отсутствием квалифицированных педагогических кадров в эти годы в советских школах первыми учителями в основном являлись люди, окончившие медресе или русско-туземные школы. В первые годы после установления Советской власти учителя для школ северных районов Таджикистана готовились в больших городах Туркестанской республики.
В подготовке квалифицированных педагогических кадров для таджикских школ Узбекистана и Таджикистана большую роль сыграл Таджикский институт просвещения. Учитывая в тот период острую нужду таджикских школ в квалифицированных педагогических кадрах, в 1925 г. Наркомат просвещения Узбекской ССР создал в г. Самарканде учебно-воспитательные курсы. Поскольку в 20-е годы в Таджикистане отсутствовали высшие учебные заведения, подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществлялась путем отправки выпускников школ в вузы Москвы, Ташкента и других городов страны. Президиум ЦИК Узбекской ССР в апреле 1927 г. вынес постановление о передаче Таджикинпроса в ведении Наркомпроса Таджикской
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
АССР.
В данной статьей автор, опираясь на архивные источники, материалы существующей литературы и средства массовой информации попытался вкратце осветить вклад соседнего Узбекистана в подготовке педагогических кадров для школ Таджикистана.
Ключевые слова: Туркестанская республика, Средазбюро, Наркомпрос, Педакадемия, Таджикинпрос, Европа, политика, декларация, Восток, Советы, курсы, сироты, полусироты, процветание, повышение, квалификации.
A PAGE FROM THE HISTORY OF THE TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF OF TAJIKISTAN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UZBEKISTAN (IN THE 20S OF THE XX CENTURY)
It is well known that the solution to the problem of training more educated teachers in the 20s and years of the twentieth century in the conditions of Tajikistan was essential. Due to the lack of qualified teaching staff in these years in Soviet schools, the first teachers were mainly people who had graduated from madrasahs or Russian-native schools. For the first time after the establishment of Soviet power, teachers for schools in the northern regions of Tajikistan were trained in large cities of the Turkestan Republic.
The Tajik Institute of Education played an important role in the training of qualified teaching staff for Tajik schools in Uzbekistan and Tajikistan. Considering at that time the acute need of Tajik schools for qualified teaching staff, in 1925 the People's Commissariat of Education of the Uzbek SSR created educational courses in the city of Samarkand. Since in the 1920s there were no higher educational institutions in Tajikistan, the training of highly qualified pedagogical personnel was carried out by sending school graduates to universities in Moscow, Tashkent and other cities of the country. The Presidium of the Central Executive Committee of the Uzbek SSR in April 1927 issued a resolution on the transfer of Tajikinpros under the jurisdiction of the Narkompros of the Tajik ASSR.
In this article, the author, relying on archival sources, materials of existing literature and the media, tried to briefly highlight the contribution of neighboring Uzbekistan in the training of teachers for schools in Tajikistan.
Key words: Turkestan Republic, Sredazburo, Narkompros, Pedakademia, Tajikinpros, Europe, politics, declaration, East, Soviets, courses, orphans, half-orphans, prosperity, promotion, qualifications.
Сведения об авторе: Абулхаев Ракиб Абулхаевич — доктор исторических наук, старший научный сотрудник новейшего отдела истории Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониш Академии наук Таджикистана. Телефон: (+992) 939005536. Электронная почта: [email protected].
Information about the author: Abulhaev Rakib Abulhaevich - Dr. of History, senior scientific employee newest history department of the Institute of history, archaeology and ethnography named after A. Donish National Academy of Sciences of Tajikistan. Telefon: (+992) 939005536.E-mail: [email protected].