ШАРХ.И МУХТАСАРИ АСАР^ОИ МУАЛЛИФОНИ БОСТОН ОИД БА ТАЪРИХИ ПОРТ
Дар ин макола асардои асосии муаллифони адди бостон тадлил гардидааст, ки дар ондо оид ба Порт ва таърихи давлатдории сулолаи Ашкониён маълумот дода мешавад. Дар натичаи баррасии ин осор муаллиф ба хулосае омадааст, ки дар асардои муаллифони адди бостон маълумоти нодир оид ба масъаладои мансубияти нажодии портдо-Ашкониён, чугрофиёи Порт, ба сари кудрат расидани сулолаи Ашкониён, муносиботи мутакобили Ашкониён бо Селевкиён, римиён, инчунин ахбор оид ба фарданг, шадрдо, даёти шадрй, дин, муносиботи ичтимой-иктисодй дар шоданшодии Ашкониён гирд оварда шудаанд.
Х,амин тарик, асардои муаллифони адди бостон оид ба таърихи эрониёни адди кадим, хусусан портдо, маъхаздои нодир ба шумор рафта, дар тадкики таърихи давраи кадими точикон макоми арзандаро ишгол менамоянд.
Калидвожадо: Порт, портдо, Рим, Юнон, маьхащо, асаруо, муаллифони атица, баро-мади этники, муносиботи мутацобила.
Сведение об авторе: Сайнаков Сайнак Парпишоевич -Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониш НАНТ, кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела древней, средневековой и новой истории. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33; тел: (+992934162099), E-mail: [email protected].
Information аЬо^ the author: Saynakov Saynak Parpishoevich - A.Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Ancient, Medieval and New History. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 33; тел: (+992
934162099), Rudaki Ave.E-mail:[email protected]. ♦-♦
УДК 902.7 (575.3) (092)
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СУХАРЕВА - ПИОНЕР ТАДЖИКСКОЙ ЭТНОГРАФИИ
ХОДЖАЕВА Н. ДЖ., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
МИРЗОЕВ М. Н., Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни
О.А. Сухарева является ученым, чьи труды признаны научным сообществом не только в Центральной Азии, но и во многих странах мира. По тематике своих научных работ О.А. Сухарева, предстает перед нами как исследователь этнографии, истории, языкознания, культуры, религии, литературы и других отраслей науки, что дает нам право использовать по отношению к ее личности эпитет «обладателя универсальных знаний».
Трудовая и научная деятельность О.А. Сухаревой, многогранность ее взглядов по актуальным проблемам этнографии народов Средней Азии и в особенности таджикского народа свидетельствует о том, что ее работы всецело
отражают быт, историю и культуру таджиков - древнейших обитателей Центральной Азии.
О. А. Сухарева родилась 15 февраля 1903 года в г. Самарканде, в семье русских переселенцев, которые переехали в Центральную Азию из г. Уфы. Как отмечает О. Б. Наумова, первым из рода Сухаревых в Туркестан прибывает Александр Петрович Сухарев - ее дедушка по линии отца, который пришел в Самарканд с русскими войсками в конце 1860-х годов. Он был писарем в войсках, но в последствие, оставшись в Самарканде, поступил на службу в областное правление [5,94-95]. В биографии О. А. Сухаревой имеется немаловажный факт. Так, когда ей исполнилось три года, ее отца перевели в Ходжент (ныне Худжанд), где ее семья прожила несколько лет [5, 95-96]. О жизни в Ходженте у О. А. Сухаревой остались добрые воспоминания.
В 1918 году после смерти отца в возрасте 15 лет О. А. Сухарева была вынуждена устроиться на работу в хозяйство по сушке фруктов недалеко от Самарканда, где, работая с местными жителями она выучила таджикский язык. Согласно воспоминаниям Ольги Александровны, она во время работы с местными ежедневно выучивала до десяти слов. Таким образом, начиная с 15 лет она, могла записывать текст и разговаривать на таджикском языке [5, 96].
В 1921 г. О. А. Сухарева поступила в Туркестанский восточный институт в Ташкенте1. Под влиянием педагогов, известных ученых, знатоков истории, этнографии и культуры таджикского народа А. А. Семенова и М. С. Андреева, Ольга Александровна приступает к изучению этнографической науки и ее выбором становится исследование быта таджиков Средней Азии [1,158]. Выбор этого направления был не случайным, поскольку ее детство прошло среди таджиков Самарканда, и она ко времени поступления в Туркестанский Восточный институт, свободно разговаривала на таджикском языке. Отец Ольги Александровны также хорошо разговаривал по-таджикски, и поэтому она имела хорошую практику для освоения таджикского языка [5, 124]. Она использовала каждую возможность, для того чтобы совершенствовать свои знания по языку и культуре таджикского народа, не ограничиваясь только ареалом самаркандских таджиков.
В 1924 году, когда О. А. Сухарева училась на последнем курсе, Туркестанский Восточный институт был включён в качестве отдельного факультета востоковедения в состав Среднеазиатского государственного университета (САГУ, ныне Ташкентский государственный университет) - первого высшего учебного заведения в Центральной Азии. В этом же году она была направлена
1 Туркестанский восточный институт - первое высшее востоковедческое учебное заведение в Центральной Азии, начал работу в 1918 году. Одним из его организаторов и первым руководителем был известный этнограф, член-корреспондент АН СССР М. С. Андреев. Под его руководством был составлен проект «Положения о Восточном институте» (утвержден в 1921 г.), по которому в задачи этого учебного заведения входило научное исследование Туркестана, его истории, быта, культуры и языков местного населения; создание кадров ученых востоковедов; создание кадров практических работников, знакомых с языками коренного населения Туркестана и сопредельных стран, в культурном отношении наиболее с ним связанных.
на практику в Ура-Тюбинский район (ныне Истаравшанский р-он Согдийской области Республики Таджикистан). Здесь она открыла для себя новое направление языкознания и исследования быта, за основу которого она взяла культуру таджиков этого региона [3, 104].
Исследование биографии и научной деятельности Ольги Александровны показало, что, скорее всего, уже во время учебы в САГУ она решила посвятить себя изучению этнографии, религии и языка таджиков. Так, один из докладов на заседании научного кружка, организованного в стенах университета, был посвящен браку и свадебным обрядам таджиков Шахристана. Об этом свидетельствует также ее дипломная работа на тему «Свадьба самаркандских таджиков» [5, 97-98].
В 1925 г. происходит важное событие в истории науки центральноазиат-ских республик. В этом году из стен САГУ выходит первый выпуск молодых специалистов. В числе первых его выпускников были будущие ученые-этнографы О. А. Сухарева, Е. М. Пещерева, А. Л. Троицкая, В. Г. Мошкова, К. К. Юдахин, А. К. Боровков, Р. Л. Неменова, Н. Н. Ершов, А. К. Писарчик и другие молодые студенты [3, 106-107].
По результатам полевых исследований, проведенных в Ура-Тюбинском районе, Ольга Александровна написала свою первую научную статью «Некоторые вопросы брака и свадебные обряды у таджиков кишлака Шахристан» [6], которая была опубликована в 1928 г. Таким образом, было положено начало этнографическим изысканиям О. А. Сухаревой таджикского народа. В дальнейшем несмотря на то, что ученый сначала жила в Узбекистане, а с 1968 г. - в Москве, она посвятила свою жизнь изучению таджиков Центральной Азии.
Трудовую и научную деятельность О. А. Сухаревой, по характеру ее работы можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период ее работы в Самарканде с 1925 по 1946 годы. Благодаря блестящему знанию таджикского языка, еще в период учебы на последнем курсе САГУ, Ольга Александровна была приглашена на преподавательскую работу в Таджикский институт просвещения (Таджикинпросе) в г. Ташкенте. После завершения учебы она была назначена заведующей учебной частью женского Таджикского педагогического техникума, где проработала до 1927 года. В том же году О. А. Сухареву снова поступает на работу в Таджикинпрос в г. Ташкенте. В 1930 г. она возвращается в г.Самарканд, где до 1933 г. преподает на Таджикских центральных педагогических курсах. С 1933 г. преподает таджикский язык на факультете языка и литературы Узбекского государственного университета в Самарканде.
С 1934 по 1946 гг. О. А. Сухарева работает в Государственном Музее истории культуры и искусства Узбекской ССР. Благодаря ей, была собрана уникальная коллекция одежды и вышивки таджиков и узбеков. Особое внимание Ольга Александровна уделяла изучению орнамента вышивки, его семантике и соответственно верованиям и обрядам, связанным с этим видом декоративного искусства.
В это же время О. А. Сухарева подготовила «Руководство для изучения таджикского языка» [10,11], опубликованное в 1929-1930 гг. До 1941 года оно оставалось единственным пособием для изучения таджикского языка в русских школах и, которое, на наш взгляд, не утратило своего значения и в наше время.
О. А. Сухарева оставила заметный след и в переводческом направлении. Она вела большую работу в Таджикгосиздате, занимаясь переводами, как с таджикского на русский, так и с русского на таджикский. Важно отметить ее переводы трудов основоположника таджикской советской литературы Садрид-дина Айни, с которым она была дружна.
Несмотря на занятость в Музее и преподавательскую деятельность О. А. Сухарева продолжает проводить полевые исследования, изучая вопросы брака, обряды, связанные с браком и традициями свадебной одежды таджиков в Самарканде, Бухаре, Шахристана, Ура-Тюбе и других районов Таджикистана и Узбекистана, где проживает таджикское население. Также в эти годы она собирает материалы для своих будущих работ по изучению национального костюма и истории городов Средней Азии. В этот период О. А. Сухарева намечает для себя стратегию исследования, выбирая этнографию в качестве основы своей деятельности. Как и в годы учебы в Среднеазиатском Государственном университете, объектом ее исследований продолжают оставаться таджики. Так, в 1929 г. выходит ее статья «Мать и ребенок у таджиков: «Обряды и представления, связанные с материнством и младенчеством у таджиков Самарканда и кишлаков Кусохо, Канибадама и Шахристана» [7]. В этой статье ученый на базе этнографического материала проанализировала духовную жизнь таджиков, а именно их религиозные воззрения.
К тематике духовной жизни таджиков О.А. Сухарева обращается также в статье Свадебные обряды таджиков г. Самарканда и некоторых других народов Средней Азии» [8].
Результатом ее исследований становится кандидатская диссертация на тему «Пережитки анимизма у равнинных таджиков» [9], которую она успешно защищает в 1940 г. в этнографическом отделении филологического факультета Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности «этнография». Её научным руководителем был основатель таджикской этнографии М.С. Андреев. Следует отметить, что несмотря на то, что О. А. Сухарева долгое время занималась изучением быта и одежды таджиков и узбеков, тема ее диссертации была посвящена религиозной тематике. Диссертационное исследовани, показало, что О. А. Сухарева была отличным знатоком духовной жизни таджиков. К сожалению, кандидатская диссертация ученого так и не была опубликована в виде монографии.
Второй этап научной деятельности О. А. Сухаревой охватил период работы ученого в Институте истории и археологии Академии наук Узбекской ССР в г. Ташкенте, который длился с 1946 по 1967 годы. Ольга Александровна поступила на работу в Институт в качестве старшего научного сотрудника, а затем стала заведующим сектором этнографии.
В послевоенный период О. А. Сухарева приступила к новому направлению исследования - к изучению этнографии жителей городов Средней Азии. В отличие от многих этнографов своего поколения, которые в основном изучали сельский быт, этнограф большое внимание уделяла изучению городского населения.
50-е гг. прошлого столетия в большей степени были связаны с работой над докторской диссертацией - «Позднефеодальный город Бухара конца XIX -начала XX вв.» [1,159] защита, которой состоялась в 1963 г. в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН) в г. Москве. Ученый выбрала этот город в качестве объекта этнографического исследования, параллельно отразив в своих трудах, периодизацию развития этнографических процессов, соединяя категории история и этнография.
Результатом исследования полевых, архивных и источниковедческих материалов стало издание трилогии книг о г. Бухаре. Первая монография «К истории городов Бухарского ханства (Историко-этнографические очерки)» [13] вышла в 1958 г. Вторая - «Позднефеодальный город Бухара конца XIX - начала XX века. Ремесленная промышленность» [14] увидела свет в 1962 г. и третья -«Бухара XIX - начала XX в. (Позднефеодальный город и его население)» [15] издана в 1966 г.
Ссылаясь на исторические источники, анализируя историю развития города Бухары, О. А. Сухарева указывает при этом на развитие ремесел, традицию и культуру городских жителей. В своих работах ученый показывает совмещение в местном производстве одежды как кустарных и традиционных материалов, так и использование фабрично-мануфактурных тканей. Она также осуществляет классификацию ремесел, их размещение, указывает отрасли производства и определяет степень взаимосвязанности производства и сферы услуг с бытом местного населения и развитием города. Научную ценность ее монографий составляет объем собранных материалов касающихся всех форм производства, в котором занято городское население города Бухары. О. А. Сухарева указывает на историю, предания и развитие более 40 видов городских промыслов.
Кроме того, О.А.Сухарева останавливается на анализе городского населения города, указывая на их родоплеменные, языковые, религиозные, профессиональные и другие признаки, создает классификацию населения города. Ученый отразила историю города, быт и традиции городского населения конца XIX - начала XX вв. Также в своих работах ученый не оставила без внимания духовную культуру жителей Бухары.
Важно отметить, что О. А. Сухарева совмещала исследования по истории и этнографии, соединяя их в рамках историко-этнографического анализа. Все ее опубликованные работы носят историко-этнографический характер.
Несмотря на то, что в своих исследованиях О. А. Сухарева основное внимание уделяла городскому населению Бухары и Самарканда, ученый продол-
жала работать и в сельской местности. Так, 1955 г. совместно с Б.Н. Засып-киной и В. Г. Мошковой она издаёт альбом «Народное декоративное искусство Советского Узбекистана» [12], в котором не только показаны рисунки и фотографии 50-ти видов национального костюма жителей различных регионов дореволюционного и советского Узбекистана, но и проведен их этнографический анализ. В альбоме представлены образцы и таджикского костюма.
Исследование традиций и быта народов Узбекистана невольно привело О. А. Сухареву к изучению вопросов соотношения быта и религии в хозяйственном укладе и в образе жизни этносов, что отразилось в последующих работах О. А. Сухаревой. Одной из таких является брошюра «Ислам в Узбекистане». Следует отметить, что первоначально она была подготовлена в качестве главы для монографии «Таджики», которую планировала выпустить Таджикская база Академии наук СССР совместно с Институтом этнографии АН СССР. Война помешала воплотить этот план в жизнь [5, 106-107]. С небольшими дополнениями она вышла в 1960 г. Ученый взяла на себя смелость, объективно показав влияние ислама на быт, обряды и традиции советских людей на примере наличия суеверий и предрассудков в религиозных обрядах народа. Таким образом, О. А. Сухарева не могла подойти к этому вопросу с точки зрения марксистской идеологии. Следует отметить, что исследуя религию коренных народов Узбекистана, ученый находила в них много элементов доисламских верований.
Итак, в период работы в Институте истории и археологии Академии наук Узбекистана было издано огромное количество ее научных публикаций в виде монографий, брошюр, альбомов и статей, в которых были отражены актуальные вопросы этнографии народов Узбекистана.
Суммируя вышесказанное, следует отметить, что второй этап научной деятельности О. А. Сухаревой характеризуется еще большим научным интересом к истории и этнографии среднеазиатских народов. Особое место в ее исследованиях занимали таджики. Она продолжила исследование быта, одежды, ремесел, религии, культа святых и т.д. населения Самаркандского и Бухарского оазисов, где в основном проживают таджики.
Третий этап трудовой и научной деятельности О. А. Сухаревой проходил в г. Москве, где она с 1967 по 1983 годы работала старшим научным сотрудником-консультантом в секторе Средней Азии и Казахстана Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР.
Живя в Москве, О. А. Сухарева продолжает изучать историю и этнографию населения Самарканда и Бухары. Объектом исследования ученого становятся ремесла, связанные с кустарными промыслами по пошиву одежды. О.А. Сухарева имела огромный опыт по исследованию истории развития декоративной вышивки народов Средней Азии, и этот опыт помог ей во время работы над новыми статьями и книгами в период работы в Институте этнографии. В частности, в период работы над статьями [17; 18] для сборника «Костюм народов Средней Азии» [2], она вновь проанализировала собранный в 30-е
годы полевой материал и провела исторический анализ костюма таджиков и узбеков.
О. А. Сухарева продолжает работать над полевыми материалами, собранными ею в Узбекистане. Теперь она изучает быт населения Бухары и его историю с точки зрения деления его на кварталы. В результате в 1976 г. выходит ее очередная монография «Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов)» [16].
Отрадно заметить, что в этот период своей научной деятельности О.А. Сухарева проявила себя в необычном для этнографа амплуа. Так, в 1980 году была опубликована ее статья «Участие женщины в товарном производстве тканей и одежды у равнинных таджиков в конце XIX - начале ХХ в.» [19], которая имела другое исследовательское направление. Даже в такой необычной для себя тематике исследования, О. А. Сухарева благодаря теоретическому складу мышления, могла делать выводы и заключения помогающие решению частных вопросов исследования проблемы. В статье ученый отражает общепринятое мнение учёного мира о признании уклада общества Средней Азии указанного периода, как позднефеодальное общество. Исходя из этого аспекта периодизации развития общества, ученый отмечает рост городов и их перехода на крупное производство, в свете которого изменились традиционные формы занятия и уклада быта населения. О. А. Сухарева показывает прогрессивную роль создания единого государственного сообщества на пространстве СССР, что способствовало коренным изменениям в быту как городских жителей, так и сельского населения.
Следует отметить, что абсолютно все исследования О. А. Сухаревой носили характер новизны, и не было случая, чтобы ученый допускала повторения какого-нибудь исследования. Так, в 1982 году она издаёт свой фундаментальный труд об истории среднеазиатского костюма на примере одежды населения города и селения вокруг Самарканда [20]. Временные рамки исследования охватывает период со второй половины XIX до начала XX века. Большое внимание ученый уделяет именно одежде таджиков - основному населению Самаркандского оазиса. Она сравнила одежду свадебного обряда таджиков и узбеков г.Самарканда и некоторых и других районов Средней Азии с его последующими изменениями, которые были выявлены уже в послевоенный период, сравнивая элементы этих изменений.
В одной из последних статей [21] О. А. Сухаревой, опубликованной в журнале «Советская этнография» уже после ее смерти, отражены отдельные проблемы объяснения и описания орнамента декоративных вышивок населения г. Самарканда, и его связь с народными представлениями и верованиями. В статье ученый еще раз доказывает доисламский характер многих привычек и обрядов, связанных с предрассудками, отмечая их древнее происхождение.
О. А. Сухарева скончалась 22 января 1983 года, в г. Москве, оставив после себя богатое научное наследие. В 2006 г. посмертно вышла ее монография «Сузани. Среднеазиатская декоративная вышивка» [22], ставшая итогом ее
многолетних исследований по истории среднеазиатского костюма и декоративной вышивки населения самаркандского оазиса. Ученый начала изучать этот вид народно-прикладного искусства в период ее работы в г. Самарканде. В монографии особое внимание уделяется исследованию свадебной вышивки -сюзане, которая имеет сакральное значение для таджиков. О. А. Сухарева считается основоположником изучения сюзане.
Обращаясь к анализу научной деятельности О. А. Сухаревой нельзя не отметить ее вклад в подготовку научных кадров для таджикской этнографической науки. Она была руководителем кандидатской [23] и докторской [24] диссертаций этнографа Н. О. Турсунова, профессора Худжандского государственного университета и кандидатской диссертации этнографа [4] О. Муро-дова, который работал в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана.
Следует подчеркнуть, что в своих исследованиях О. А. Сухарева придерживалась принципа объективности. Историографический анализ публикаций О. А. Сухаревой привел нас к важному выводу о том, что перед таджикской наукой, да и в целом перед таджикским народом, заслуга О. А. Сухаревой заключается в том, что ученый, живя и работая в Узбекистане, взяла на себя смелость изучать историю и этнокультуру таджиков, всегда отмечая, что во второй половине XIX - начале XX вв. основным населением Бухарского и Самаркандского оазисов были таджики.
Подводя итоги научной биографии О. А. Сухаревой, следует отметить, что, будучи одним из первых советских этнографов-исследователей истории и этнокультуры таджиков Самарканда, Бухары и других районов Узбекистана, О. А. Сухарева по праву считается универсальным ученым, которую в равной степени признавали как этнографа и историка - востоковеда, филолога -ираниста, искусствоведа, религиоведа. Научное наследие О. А. Сухаревой состоит из восьми книг, более ста статей, опубликованных в научных сборниках, научных журналах, в книгах других авторов и альбомов. В большинстве своих публикациях она обращалась к вопросам этнографии, истории, культуры и духовной жизни таджиков, включая следующие основные направления:
-вопросы брака, свадебные обряды, материнство, воспитание ребенка у таджиков;
-самаркандская декоративная вышивка, народный костюм, одежда, и головные уборы таджиков;
- ремесла, орнамент одежды и искусство таджиков;
-религия, культ святых, пережитки демонологии, шаманства и доисламские верования таджиков;
- города, кварталы и община таджиков на примере Бухары и Самарканда.
Таким образом, суммируя вышесказанное, мы вправе называть Ольгу
Александровну Сухареву пионером таджикской этнографии.
ЛИТЕРАТУРА
1.Жданко Т. А., Кармышева Б. X., Ольга Александровна Сухарева. Некролог//Т. А. Жданко, Б. X. Кармышева//Советская этнография. - 1983. - № 6. - С.158-161.
2.Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. Отв. ред. О. А. Сухарева. - М.: Наука, 1979. - 240 с.
3.Кармышева Б. X. К истории этнографического изучения Средней Азии в 1930-1960-е годы. Выпускники Туркестанского восточного института /Б. X. Кармышева// Этнографическое обозрение. - 2001. - № 4. - С.103-110.
4.Муродов О. Пережитки ранних верований таджиков долины Зеравшана: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.07. - М.1975. - 24 с.
5.Наумова О. Б. Ольга Александровна Сухарева (К 100-летию со дня рождения) / О. Б. Наумова // Этнографическое обозрение. - 2003. - № 6. - С. 94-114.
6.Сухарева О. А. Некоторые вопросы брака и свадебные обряды у таджиков кишлака Шахристан /О. А. Сухарева//Сб. научного кружка при востфаке САГУ. -Ташкент, 1928. - Вып. - С. 73-89.
7.Сухарева О. А. Мать и ребенок у таджиков: Обряды и представления, связанные с материнством и младенчеством у таджиков Самарканда и кишлаков Кусохо, Канибадама и Шахристана //Иран. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - Вып. III. - С. 107-154.
8.Сухарева О. А. Свадебные обряды таджиков г.Самарканда и некоторых других народов Средней Азии / О. А. Сухарева // Советская этнография. 1940. - № 3. - С. 172-176.
9.Сухарева О. А. Пережитки анимизма у равнинных таджиков: дис. ... канд.ист.наук: 07.00.07/ О. А. Сухарева. - Л., 1940. -140 с.
10.Сухарева О. А. Руководство 1 для изучения таджикского языка/ О. А. Сухарева. Ч. 1. -Ташкент: Таджгиз, 1929. - 140 с.
11.Сухарева О. А. Руководство 2 для изучения таджикского языка/ О. А. Сухарева. Ч. 2: Xрестоматия. - Ташкент: Таджгиз, 1930. - 176 с.
12.Сухарева О. А. Народное декоративное искусство Советского Узбекистана (Альбом. Вводные тексты к разделам Б.Н. Засыпкина, В.Г. Мошковой, О.А. Сухаревой). -М.: ИЗОГИЗ, 1955 - 155 с.
13.Сухарева О. А. К истории городов Бухарского ханства (Историко-этнографические очерки) / О. А. Сухарева. - Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1958. - 140 с.
14.Сухарева О. А. Позднефеодальный город Бухара конца XIX - начала XX века. Ремесленная промышленность / О.А. Сухарева. - Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1962. - 194 с.
15.Сухарева О. А. Бухара XIX - начала XX в. (позднефеодальный город и его население) / О. А. Сухарева. - М.: Наука, 1966. - 328 с.
16.Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов) / О.А. Сухарева. - М.: Наука, 1966. - 370 с.
17.Сухарева О. А. Вопросы изучения костюма народов Средней Азии//О. А. Сухарева// Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. - М.: Наука, 1979. - С. 313.
18.Сухарева О. А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции/ О. А. Сухарева// Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. - М.: Наука, 1979. - С. 77-103.
19.Сухарева О.А. Участие женщины в товарном производстве тканей и одежды у равнинных таджиков в конце XIX - начале XX в/ О. А. Сухарева// Ближний и Средний Восток. Товарно-денежные отношения при феодализме. - М.: Наука, 1980. - С. 203-212.
20.Сухарева О. А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX -начало XX в/О. А. Сухарева. - М.: Наука, 1982. - 142 с.
21.Сухарева О. А. Орнамент декоративных вышивок Самарканда и его связь с народными представлениями и верованиями (вторая половина XIX - начало XX в.)/О.А. Сухарева// Советская этнография. - 1983. - № 6. - С. 67-79.
22.Сухарева О. А. Сузани. Среднеазиатская декоративная вышивка/О.А. Сухарева. -М.: Вост. лит. РАН, 2006. - 312 с.
23.Турсунов Н. О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (Ткацкие промыслы в конце Х1Х-начале ХХ вв.): автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.07. -Л., 1969. - 24 с.
24.Турсунов Н. О. Развитие городской и сельской жизни Северного Таджикистана в ХУШ - начале ХХ вв.: автореф. дис. д-ра. ист. наук: 07.00.07. - М., 1979. - 44 с.
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СУХАРЕВА - ПИОНЕР ТАДЖИКСКОЙ ЭТНОГРАФИИ
В статье рассматривается вклад известного ученого-этнографа Ольги Александровны Сухаревой в изучение истории и этнокультуры таджиков. Проведя анализ трудовой деятельности и историографический обзор научного наследия ученого, авторы статьи определили три этапа ее трудовой и научной деятельности. Первый этап (1925-1946) - годы работы в г. Самарканде. Второй этап (1946-1967) - в г. Ташкенте и третий - (1968-1983) - в г. Москве.
Будучи одним из первых советских этнографов-исследователей истории и этнокультуры таджиков Самарканда, Бухары и других районов Узбекистана, О. А. Сухарева по праву считается универсальным ученым, которую в равной степени признавали как этнографа и историка - востоковеда, филолога - ираниста, искусствоведа, религиоведа.
Историографический анализ научных трудов О. А. Сухаревой показал, что в большинстве своих публикациях она обращалась к вопросам этнографии, истории, культуры и духовной жизни таджиков, включая следующие основные направления: вопросы брака, свадебные обряды, материнство, воспитание ребенка у таджиков; самаркандская декоративная вышивка, народный костюм, одежда, и головные уборы таджиков; ремесла, орнамент одежды и искусство таджиков; религия, культ святых пережитки демонологии, шаманства и доисламские верования таджиков; города, кварталы и община таджиков на примере Бухары и Самарканда. Поэтому мы вправе называть Ольгу Александровну Сухареву пионером таджикской этнографии.
Ключевые слова: О. А. Сухарева, этнограф, таджики, история, культура, этнография, Самарканд, Бухара, научное наследие, пионер, сюзане.
ОЛГА АЛЕКСАНДРОВА СУХАРЕВА-ПЕШОХДНГИ ЭТНОГРАФИЯИ ТОЧ.ИК
Дар ин макола садми мардумшиноси машдур Олга Александровна Сухарева дар омузиши масъаладои таърих ва этнофарданги тоцикон баррасй гардидааст. Фаъолияти илмй ва таърих-нигории мавсуфро тадлил карда, муаллифон дамзамон зимнан се давраи фаъолияти меднатй ва илмиашро муайян намудаанд. Давраи якум дар шадри Самарканд (солдои 1925-1946) давраи дуюм дар шадри Тошканд (солдои 1946-1967) ва давраи сеюм дар шадри Москва (солдои 19681983) сипарй гардидаанд.
Мавсуф яке аз аввалин этнограф-мудаккики масоили таърихй ва этно-фардангии тоцикони шадрдои Самарканд, Бухоро ва дигар нодиядои Узбекистан буда, дар модияти амр чун яке аз мудаккикони бисёрсамта шинохта шуда, инчунин муаррих-шаркшинос, филолог-эроншинос, диншинос, санъатшинос ва этнографи касбй эътироф гардидааст.
Тадлили таърихнигории асардои илмии О. А. Сухарева нишон доданд, ки дар аксарияти маводи чопии худ мавсуф ба масъаладои этнографй, таърихй, маданй ва даёти маънавии тоцикон муроциат намудааст ва равиядои мудими даётй, ба монанди никод, маросими туй, накши модар дар оила, тарбияи кудак, гулдузии тоцикони Самарканд, либоси миллй, либоси сари тоцикон, дунармандй, зебу зинати либосворй ва санъати тоцикон, дин, парастиши арводдо ва макондои мукаддас, эътикоддои тоисломй, инчунин даёти шадрй дар мисоли шадрдои бостонии Самарканду Бухороро тадкик намудааст. Аз ин ру, мо хукук дорем, ки Олга Александровна Сухареваро яке аз пешодангдои этнографияи тоцикон дисоб намоем.
Калидвожахо: О. А. Сухарева, мардумшинос, тоцикон, таърих, фаруанг, этнография, Самарканд, Бухоро, илмии меросй, пешоуанг, сузанидузй.
OLGA ALEXANDROVNA SUKHAREVA - PIONEER OF TAJIK ETHNOGRAPHY
The article considersthe contribution of the famous scientist-ethnographer O. A. Sukhareva in the study of the history and ethnoculture of the Tajiks. After analyzing the work activity and a historiographical review of the scientist's scientific heritage, the authors of the article identified three stages of the scientist's work and scientific activity. The first stage (1925-1946) is the years of work in Samarqand. The second stage (1946-1967) is her scientific activity in Tashkent and the third(1968-1983) stage is her work in Moscow.
Being one of the first Soviet ethnographers-researchers of the history and ethnoculture of the Tajiks of Samarqand, Bukhara and other regions of Uzbekistan, O.A.Sukhareva is rightfully considered a universal scientist, who was equally recognized as an ethnographer and an historian -orientalist, a philologist - specialist on Iranian studies, an art critic, and a religious scholar.
The historiographical analysis of O. A. Sukhareva's scientific publications showed that in most of her works she addressed the issues of ethnography, history, culture and spiritual life of Tajiks, including the following main areas: marriage issues, wedding ceremonies, motherhood, child rearing among Tajiks; Samarqand decorative embroidery, folk costume, clothing, and Tajik head wears; crafts, ornaments of clothing and art of Tajiks; religion, cult of saints, remnants of demonology, shamanism and pre-Islamic beliefs of Tajiks; cities, residential areas and community of Tajiks on the example of Bukhara and Samarqand. Therefore, we have the right to call Olga Alexandrovna Sukhareva a pioneer of Tajik ethnography.
Key words: O. A. Sukhareva, ethnographer, Tajiks, history, culture, ethnography, Samarkand, Bukhara, scientific heritage, pioneer, suzane.
Маълумот дар бораи муаллифон: Хочаева Наргис Ч,омиевна - доктори илм^ои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи таърихи кадим, аср^ои миёна ва навини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илм^ои Точикистон. Сурога: Чум^урии Точикистон, 734025, ш. Душанбе, хиёбони Рудакй, 33. Тел.: (+992) 918 64 91 85; E-mail: [email protected]
Мирзоев Мирзо Низомудинович - муаллими калони кафедраи таърихи умумй ва муносибат^ои байналмилалии Донишго^и давлатии омузгории Точикистон ба номи Садриддин Айнй. Сурога: Чумхурии Точикистон, 734002, ш. Душанбе, хиёбони Рудакй, 121. Тел.: (+992) 98 830 31 30; E-mail: miron. [email protected]
Information about the authors: Khojaeva Nargis Jomievna -Doctor of History, Leading Researcher of the Department of Ancient, Mediaeval and New History of the A. Donis Institute of History, Archaeology and Ethnography, National Academy of Sciences of Tajikistan. Adress: Republic of Tajikistan, 734025, Dushanbe, 33 Rudaki, Ave. Tel.: Тел.: (+992) 918 64 91 85; E-mail: [email protected]
Mirzoev Mirzo Nizomudinovich - senior lecturer of the Department of General History of the S. Aini State Pedagogical University. Address: Republic of Tajikistan, 743002, Dushanbe, 121 Rudaki, ave. Tel.: (+992) 98 830 31 30; E-mail: miron. [email protected]