ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Страховая защита станет обязательной
Министерством транспорта России подготовлен и внесен для рассмотрения в Государственную думу законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам». Принятие проекта, по мнению его авторов, приведет к созданию общегосударственной системы, которая обеспечит гарантии возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пассажиров. О законопроекте в интервью нашему журналу рассказал статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов.
Сростом количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, все актуальнее становится проблема ответственности перевозчиков, возникающей в рамках гражданского законодательства за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу пассажиров. Нынешняя практика страхования этой ответственности вызывает немало нареканий. Недовольны пассажиры, потому что компенсация ущерба не всегда осуществляется своевременно и в полном объеме. Перевозчики, в свою очередь, сетуют на сложность и продолжительность судебных процедур, нехватку средств для возмещения причиненного вреда.
Мировой опыт показывает, что оптимальным решением проблем может стать система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Ее внедрение, с одной стороны, обеспечит адекватную компенсацию ущерба пострадавшим пассажирам, с другой — позволит сохранить финансовую состоятельность транспортных компаний.
— Сергей Алексеевич, расскажите, в чем радикальное отличие нового законопроекта от существующих законодательных норм.
— В России система обязательного страхования на транспорте начала внедряться в 1990-е годы. Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» было введено обязательное страхование пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Этот вид страхования нужно рассматривать как важный элемент социальной защиты граждан. Суть его заключалась в том, что пассажир страхует себя при перевозке путем дополнительной оплаты страхового взноса, который приплюсовывается к цене проездного билета. Однако такая система страхования и установлен-
ная страховая сумма по возмещению ущерба жизни и здоровью пассажира в объеме 120 МРОТ не обеспечивает в должном объеме защиту интересов граждан. А вред, причиненный имуществу, вообще не возмещается.
Что касается ответственности перевозчика, то, согласно действующему законодательству, она определяется Гражданским кодексом РФ, а также транспортными уставами и кодексами. На практике в зависимости от вида транспорта были опробованы различные подходы и суммы компенсации в случае гибели или причинении вреда здоровью пассажира. Иными словами, мы имеем достаточно рыхлую, невыст-роенную схему, в соответствии с которой размеры выплат могут колебаться от 12 тыс. руб. при аварии на железной дороге до 2 млн руб. при аварии на авиатранспорте.
В связи с этим основная цель подготовленного нами законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам» — ввести обязательную страховую защиту интересов граждан по возмещению причиненного им вреда вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки, а также установить четко прописанную процедуру получения потерпевшими страхового возмещения.
— Что изменится в случае принятия предлагаемого законопроекта?
— Его принятие позволит создать общегосударственную систему, которая обеспечит гарантии возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Закреплен целый ряд новых положений. Во-первых, га-рантированность (подчеркну это слово) прав пассажиров, которым причинен вред при осуществлении перевозки, на страховое возмещение. Во-вторых, единообразие, всеобщность и обязательность страхования гражданской от-
ветственности на всех видах перевозок. В-третьих, повышение финансовой устойчивости перевозчиков. В пределах страховых сумм, установленных настоящим законопроектом, перевозчики защищены от имущественных претензий пассажиров и третьих лиц путем уплаты перевозчиком страховых премий, размер которых существенно ниже возможной суммы возмещения по страховому случаю.
В-четвертых, непрерывность страховой защиты при перевозках всех видов, включая смешанные. Ответственность перевозчика перед пассажирами будет застрахована в любой момент поездки, начиная с посадки и сдачи багажа и заканчивая высадкой и получением багажа. И наконец, в-пятых, недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
— Какие суммы страхового возмещения предусмотрены в законопроекте? Какие виды общественного транспорта подпадают под его действие?
— В законопроекте устанавливается единый лимит ответственности за гибель пассажира в размере 2 млн 25 тыс. руб. Подобная норма сегодня уже предусмотрена ст. 133 Воздушного кодекса. Мы просто распространили ее действие на другие виды общественного транспорта. Данная сумма будет достаточной для поддержания уровня жизни семьи погибшего пассажира в течение 4-10 лет. Кстати, по старому гражданскому законодательству у нас возмещался вред только в случае гибели кормильца, а теперь предусматривается выплачивать оговоренную сумму в случае гибели любого пассажира, независимо от того, был он кормильцем или иждивенцем.
ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •
За причинение вреда здоровью пассажиру будет выплачено до 2 млн руб. в зависимости от характера и степени тяжести повреждения.
Размер страховой выплаты за вред имуществу (багажу) пассажира составит не менее 23 тыс. руб. на каждого потерпевшего.
Под действие законопроекта подпадают железнодорожные, воздушные, автомобильные перевозки, перевозки морским и внутренним водным транспортом, а также городским наземным электрическим, скоростным внеулич-ным транспортом, в том числе метрополитеном. Это все виды общественного транспорта, за исключением легкового такси.
— Когда пострадавший может получить причитающиеся ему выплаты и какие процедуры для этого предусмотрены?
— Это еще одна новация в нашем законодательстве. Максимальный срок выплаты компенсации родственникам погибшего либо пострадавшему устанавливается в 30 дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов. При этом не предполагается никаких длительных судебных разбирательств между сторонами. Потерпевшим не нужно будет доказывать тот или иной факт, собирать дополнительные документы. Все спорные вопросы решаются после того, как лицу, представившему надлежащий (весьма ограниченный) перечень документов, будет выплачена положенная сумма. Предельный срок — 30 суток. Если эти сроки нарушаются, предполагаются серьезные штрафные санкции для страховой компании.
Более того, в законопроекте предусмотрена возможность получения предварительной выплаты. Иногда деньги нужны в первые дни после аварии или другого инцидента — на погребение, на оперативное лечение, на другие неотложные нужды. В таком случае потерпевший (его родственники) вправе представить страховщику заявление на предварительную выплату в размере не менее 100 тыс. руб. Объявление должно быть рассмотрено в трехдневный срок. В течение следующих 27 дней возмещается остальная сумма. Решение о необходимости предварительной выплаты принимает не страховщик, не перевозчик, а потерпевший.
— Принятие законопроекта будет налагать какие-то новые обязанности на перевозчика?
— Конечно. Прежде всего, законопроект возлагает на перевозчика обязан-
ность информировать пассажира о страховой компании, с которой заключен договор обязательного страхования. С этой целью во всех местах реализации проездных документов будет вывешена исчерпывающая информация о страховой компании: ее адрес, контактные телефоны, фамилия руководителя. Также будут указаны данные о договоре обязательного страхования — его номере, дате заключения и т. д. Так что пострадавшим не потребуется тратить время на добывание нужной информации.
Более того, при нанесении пассажиру вреда жизни или тяжкого вреда здоровью перевозчик должен будет сообщить об этом родственникам пострадавшего. Все это дополнительная нагрузка на компании, но нужно подчеркнуть, что законопроект разрабатывался в первую очередь в интересах пассажира.
В условиях рыночной экономики пассажир должен иметь право на выбор вида транспорта, скорости и маршрута движения, уровня сервиса в зависимости от своей платежеспособности. Пассажир вправе рассчитывать, что на любом этапе перевозки и на любом виде транспорта любой ущерб, причиненный его жизни, здоровью и имуществу, будет возмещен в краткие сроки и в полном объеме.
— На какой срок будет заключаться договор? Какие штрафные санкции будут применяться к нарушителям — компаниям, которые попытаются сэкономить на этой статье расходов?
— Срок действия договора обязательного страхования по законопроекту должен быть не менее года. И перевозчик не вправе будет выйти на линию и даже осуществлять продажу билетов, если не заключит такой договор. Нарушение закона повлечет за собой не только штрафные санкции по кодексу об административных правонарушениях, вплоть до отзыва лицензии, но и дополнительное взыскание той суммы, которую он сэкономил за время перевозок. Это сделает нелегальный бизнес невыгодным.
— Не приведет ли внедрение обязательного страхования ответственности перевозчиков к увеличению цен на билеты?
— Доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1 %. Это значительно ниже практикуемого ныне ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта в соответствии с уровнем инфляции.
В билете будет указываться только стоимость перевозки и отдельно при формировании тарифа — проставляться цена за страховку, как это сегодня делается на железнодорожном транспорте. Сумма будет варьироваться в зависимости от вида транспорта, дальности поездки, других особенностей перевозки. В качестве примера приведу такие цифры. Максимум, что с вас смогут взять на железнодорожном транспорте, — 1 рубль 30 копеек на особо протяженных маршрутах. Самые большие суммы — от 7 рублей 35 копеек до 35 рублей — будут начислены за морские перевозки, при организации межатлантических круизов. Думаю, такие суммы никого не испугают, тем более что реально они сегодня куда больше. На автобусных внутригородских перевозках сумма страхового взноса будет варьироваться от 1 до 4 копеек за одну поездку.
— Какие страховые компании получат доступ на рынок этого вида страхования?
— Для гарантированного возмещения вреда лицам, имеющим право на получение страхового возмещения, законопроектом предусматривается создание профессионального объединения страховщиков в форме ассоциации (союза) или некоммерческого партнерства в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Страховая компания, которая хотела бы осуществлять деятельность на рынке этих услуг, должна будет сначала войти в профессиональное объединение, которое досконально проверит ее надежность и легитимность, способность выполнить взятые на себя обязательства. Каждая страховая компания, вошедшая в профессиональное объединение страховщиков, будет обязана отчислять определенную суму в единый компенсационный фонд, служащий гарантией для любого пострадавшего при любых финансовых и организационных проблемах, при недобросовестности страховщика.
В случае банкротства или отзыва лицензии у страховой компании, а также в случае необоснованного отказа страховщика от выплаты или уклонения от нее пострадавшие пассажиры и иные выгодоприобретатели смогут получить компенсационные выплаты из компенсационного фонда. Если в течение положенных 30 дней компания-страховщик не осуществила положенные выплаты, на 31-й день это сделает за нее профессиональное объединение из своего компенсационного фонда.