Научная статья на тему 'Трагедия «Невского экспресса» сделала законопроект о страховании пассажиров актуальным'

Трагедия «Невского экспресса» сделала законопроект о страховании пассажиров актуальным Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Законопроект о страховании на транспорте был подготовлен Минтрансом России, но его рассмотрение затянулось. Этот документ оставляет в стороне экологические риски и возможный ущерб третьим лицам, его предмет − защита пассажиров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагедия «Невского экспресса» сделала законопроект о страховании пассажиров актуальным»

ТРАГЕДИЯ «НЕВСКОГО ЭКСПРЕССА» СДЕЛАЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О СТРАХОВАНИИ ПАССАЖИРОВ АКТУАЛЬНЫМ

Законопроект об обязательном страховании перевозчиков, подготовленный Минтрансом России, может быть внесен в Госдуму до конца 2009 г., сообщил источник на страховом рынке.

По его словам, документ рассматривается законодателями как наиболее приоритетный для ближайшего обсуждения. «Он может отодвинуть на второй план даже работу над блоком поправок в законопроект о банкротстве страховщиков», — высказал предположение собеседник агентства.

По его мнению, в законодательной работе на страховом рынке теряется понимание очередности приоритетов.

«В нашей стране катастрофические происшествия всякий раз вызывают всплеск интереса к страхованию, и всякий раз это ничем не завершается», — считает источник. «После аварии на Саяно-Шу-шенской ГЭС в Госдуме заговорили о необходимости «разморозить» законопроект об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Теперь, после катастрофы с «Невским экспрессом», речь ведется о форсировании разработки трудоемкого законопроекта о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами», — сказал собеседник агентства.

В ноябре 2007 г. в Керченском проливе потерпели крушение 12 судов, в море попало значительное количество нефтепродуктов. Вице-премьер РФ Сергей Иванов в одном из публичных выступлений отметил, что требуются законодательные изменения, которые в перспективе «всю ответственность возложат на самих перевозчиков». Но дело не сдвинулось с мертвой точки.

Законопроект о страховании на транспорте был подготовлен Минтрансом России, но его рассмотрение затянулось. Этот документ оставляет в стороне экологические риски и возможный ущерб третьим лицам, его предмет — защита пассажиров.

Правительство делает попытку выровнять условия страхования на транспорте Законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам рассматривает Пра-

вительство РФ, заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вскоре после теракта на «Невском экспрессе». По его словам, в случае принятия законопроекта произойдет выравнивание размеров компенсации за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта.

Вице-премьер пояснил, что в настоящее время высокие компенсации предусмотрены только для пассажиров, пострадавших в авиакатастрофах. Страховые выплаты на других видах транспорта, по его словам, «ничего, кроме горькой усмешки, не вызывают».

Решением руководства ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предусмотрена финансовая помощь пострадавшим пассажирам «Невского экспресса» в размере 200 тыс. руб. и семьям погибших — в размере 500 тыс. руб.

Последние обсуждения темы выплат пострадавшим в катастрофе «Невского экспресса» дали новый толчок прохождению законопроекта об обязательном страховании пассажиров на всех видах транспорта.

Как полагают страховщики, предложенный Минтрансом России вариант документа пока достаточно «сырой». Тем не менее основные параметры защиты пассажиров там определены следующим образом. Страховая сумма по выплатам в связи с ущербом жизни и здоровью граждан установлена в размере 2 млн руб. При этом единовременная выплата для оплаты расходов на погребение в случае смерти застрахованного составляет 25 тыс. руб., за причинение вреда имуществу выплаты должны осуществляться из расчета 100 руб. за 1 кг багажа и 2 тыс. руб. за иное имущество.

Страховая разносортица

В последние годы очень активно обсуждается вопрос определения оптимальной выплаты по ущербу жизни и здоровью человека в различных страховых случаях. Но разброс предлагаемых подходов остается очень широким.

Так, в законопроекте о страховании эксплу-атантов опасных объектов (ОПО) предлагается

предел в 600 тыс. руб. на одного пострадавшего. В законопроекте Совета Федераций об обязательном страховании от несчастного случая членов российских спортивных сборных команд предложенная цифра достигает 3,5 млн руб. В ОСАГО предельный лимит по ущербу жизни и здоровью составляет 160 тыс. руб., обсуждается увеличение до 500 тыс. руб. в 2010 г., в то время как на внутрироссийских перевозках водными путями закон предусматривает страховой лимит 100 тыс. руб.

Все эти цифры резко контрастируют с порядком, установленным при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, где указом Президента РФ от 1992 г. предельная выплата по ущербу жизни и здоровью граждан установлена в размере около 12 тыс. руб. Правда, размер взноса, заложенный в стоимость билета, составляет всего 2 руб. 30 коп.

Страхование на транспорте сочетает разноречивые юридические режимы. Так, в перевозках авиапассажиров порядок страхования вменяется в обязанность при осуществлении основной деятельности, причем наряду с внутрироссийскими лимитами на международных рейсах действуют международные требования и страховые суммы, установленные международными соглашениями или нормами принимающих стран. Примерно так же, но с принципиально иными лимитами работает страхование по Водному кодексу РФ. ОСАГО в России регулируется специальным законом РФ. На железных дорогах пассажиры защищены обязательным страхованием по устаревшему указу. Однако и здесь нет общности подхода: защиту получают только пассажиры поездов дальнего следования, но не электричек.

Попытка отменить указ удачей не увенчалась, а привела к еще большей юридической путанице: страховки по указу об обязательном страховании пассажиров приобретаются в добровольном порядке в билетных кассах вокзалов. К этому также в добровольном порядке предлагается дострахование граждан от несчастного случая с разными лимитами, например, на уровне 600 тыс. руб. Такие полисы большим спросом не пользуются.

На исходе 2009 г. можно констатировать, что поставленная Минфином России пару лет назад цель гармонизации подходов в определении стоимости человеческой жизни для страхования не только не достигнута, но ее достижение чрезвычайно осложнилось.

Риски терроризма делают

страхование бессильным

Следует признать ряд достоинств, которые отличают систему функционирования действующего порядка страхования на железнодорожном транспорте, отметила главный аналитик Интерфакс-

ЦЭА Анжела Долгополова. «За годы применения обязательного порядка страхования пассажиров на железных дорогах накоплен опыт, собрана статистика, развернута система урегулирования, сопровождающая географию транспортных артерий РЖД в стране», — сказала она.

А. Долгополова подчеркивает, что «в случае с «Невским экспрессом», по-видимому, мы имеем дело с рисками терроризма. Это значит, что по любому закону о страховании любой страны мира страховщик освобождается от обязанности производить страховые выплаты. Более того, ответственности перевозчика не возникает. Даже если новый законопроект Минтранса России будет принят, при терактах по нему не следуют страховые выплаты. Борьба с последствиями терактов всегда считалась задачей государства. Финансовая помощь семьям, пострадавшим в случае с «Невским экспрессом», — жест доброй воли РЖД, — пояснила аналитик.

Дело в том, что выплаты по устаревшему указу о страховании пассажиров на железных дорогах осуществляются при наступлении страховых событий по любой причине, отметила аналитик. Поэтому, как только появилась информация о происшествии, страховые компании немедленно подключились к урегулированию убытков.

В список компаний, страхующих пассажиров на железнодорожном транспорте, входят десятки компаний, при этом половина рынка приходится на СК «ЖАСО», традиционного партнера РЖД.

Информация о терактах, связанных с железными дорогами, появляется все чаще. Угрозы терроризма для людей становятся все реальнее. С учетом этого следует готовить законопроекты, убеждена А. Долгополова.

«Двое суток днем и ночью наши специалисты разыскивали по больницам в Москве и Санкт-Петербурге пострадавших, для того чтобы помочь им составить заявление, подготовить документы на выплаты», — сообщила генеральный директор ЖАСО Татьяна Парамонова.

«Мы постарались связаться со всеми, кто выжил. Вы понимаете, что в такой ситуации люди порой не только заявления на страховую выплату составить не могут, им трудно даже назвать свое имя. Нигде в Европе не применяется такой порядок обязательного страхования пассажиров. В ряде стран специалисты заинтересовались опытом России», — сказала Т. Парамонова. По ее словам, их привлекает система, когда страховой взнос осуществляется в одно окно при покупке билетов на транспорт. В странах Европы полисы продаются отдельно в добровольном порядке.

«Вот вы говорите о маленьких лимитах ответственности в обязательном страховании пассажиров на

железных дорогах, — отметила Т. Парамонова. — Мы, как и ряд других страховщиков, пытаемся продавать полисы добровольного страхования ответственности с лимитом 600тыс. руб., но пассажиры редко приобретают их. В России пока у населения не сформирована привычка защищать себя страхованием. Среди пострадавших пассажиров «Невского экспресса» полисы добровольного страхования от несчастного случая имели считанные единицы людей».

Страхование ответственности перевозчика

за счет пассажиров

Критика сторонников введения высоких лимитов выплат по жизни и здоровью в транспортном страховании исходит из того, что издержки на страхование перевозчик неизбежно переложит на пассажира, т. е. заложит в стоимость билетов. В дорогих билетах этот платеж будет незаметен, а для дешевых — обременителен.

С одной стороны, сохранять лимит страховой выплаты пассажиру железнодорожного транспорта в нынешнем виде уже никто не предлагает, но с другой — повышение цен на билеты проблематично.

Как показывают расчеты специалистов, при сохранении установленного указом механизма страхования от несчастного случая повышение лимита ответственности страховщика до 150 тыс. руб. потребует доплаты к билету на иногородние железнодорожные перевозки примерно в размере 30 руб. Прогнозировать, как повысится цена подобного билета при введении лимита 2 млн руб., пока никто не берется.

Служба финансово-экономической информации URL: http://business@interfax. ru URL: http://finance@interfax. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.