Научная статья на тему 'СТРАХОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

СТРАХОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абубакиров А.С.

В статье представлен обзор теоретических положений, определяющих понятия «медицинская грамотность» и «страховая медицинская грамотность» в системе современного научного знания и публикаций российских и зарубежных авторов. Определены основные содержательные элементы понятия «медицинская грамотность», дано авторское определение понятия «страховая медицинская грамотность» и ее место в системе медицинской грамотности. Медицинская грамотность определена как система компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные компетенции и поведенческие. К содержательным компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Сделан вывод о том, что медицинская грамотность - это фундаментальная составляющая всех усилий по достижению здоровья и благополучия в современном обществе. Низкий уровень медицинской грамотности в целом и страховой грамотности в частности отрицательно сказывается на здоровье людей. Несмотря на то, что формирование компетенций в данной области знаний как критически важных детерминант здоровья продолжает расти, они не выступают объектом глубоких, масштабных научных исследований и практических действий в сфере общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абубакиров А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE LITERACY AS AN ELEMENT OF MEDICAL LITERACY OF THE POPULATION

The article provides an overview of the theoretical provisions that define the concepts of «medical literacy» and «insurance medical literacy» in the system of modern scientific knowledge and publications of Russian and foreign authors. The main substantive elements of the concept of «medical literacy» are determined, the author's definition of the concept of «insurance medical literacy» and its place in the system of medical literacy are given. Medical literacy is defined as a system of competencies that ensure human life, the constituent elements of which are content and behavioral competencies. Content competencies include: hygiene literacy, health literacy, preventive literacy, medical literacy, rehabilitation (restorative) literacy. It is concluded that medical literacy is a fundamental component of all efforts to achieve health and well-being in modern society. Low level of medical literacy in general and insurance literacy in particular negatively affects people's health. Despite the fact that the formation of competencies in this area of knowledge continues to grow as critical determinants of health, they are not the object of deep and large-scale scientific research and practical action in the field of public health.

Текст научной работы на тему «СТРАХОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 614.2

DOI: 10.25742/NRIPH.2021.03.016

СТРАХОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Абубакиров А.С.1

1 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Ключевые слова:

общественное здоровье, медицинская грамотность, страхование, медицинское страхование, страховая медицинская грамотность.

Аннотация

В статье представлен обзор теоретических положений, определяющих понятия «медицинская грамотность» и «страховая медицинская грамотность» в системе современного научного знания и публикаций российских и зарубежных авторов. Определены основные содержательные элементы понятия «медицинская грамотность», дано авторское определение понятия «страховая медицинская грамотность» и ее место в системе медицинской грамотности. Медицинская грамотность определена как система компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные компетенции и поведенческие. К содержательным компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Сделан вывод о том, что медицинская грамотность - это фундаментальная составляющая всех усилий по достижению здоровья и благополучия в современном обществе. Низкий уровень медицинской грамотности в целом и страховой грамотности в частности отрицательно сказывается на здоровье людей. Несмотря на то, что формирование компетенций в данной области знаний как критически важных детерминант здоровья продолжает расти, они не выступают объектом глубоких, масштабных научных исследований и практических действий в сфере общественного здоровья.

INSURANCE LITERACY AS AN ELEMENT OF MEDICAL LITERACY OF THE POPULATION

Abubakirov A.S.1

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

Keywords:

public health, medical literacy, insurance, medical insurance, insurance medical literacy.

Abstract

The article provides an overview of the theoretical provisions that define the concepts of «medical literacy» and «insurance medical literacy» in the system of modern scientific knowledge and publications of Russian and foreign authors. The main substantive elements of the concept of «medical literacy» are determined, the author's definition of the concept of «insurance medical literacy» and its place in the system of medical literacy are given. Medical literacy is defined as a system of competencies that ensure human life, the constituent elements of which are content and behavioral competencies. Content competencies include: hygiene literacy, health literacy, preventive literacy, medical literacy, rehabilitation (restorative) literacy. It is concluded that medical literacy is a fundamental component of all efforts to achieve health and well-being in modern society. Low level of medical literacy in general and insurance literacy in particular negatively affects people's health. Despite the fact that the formation of competencies in this area of knowledge continues

to grow as critical determinants of health, they are not the object of deep and large-scale scientific research and practical action in the field of public health.

Социально-экономические преобразования современного общества, а также достижения научно-технического прогресса, в том числе - в сфере здравоохранения и медицины, не влияют в глобальном плане на отношение людей к своему здоровью. Этот парадокс объясняется учеными как следствие двух разнонаправленных явлений: с одной стороны - социальное поведение, характерное для общества потребления, ориентируется на широко рекламируемые и поощряемые практики нездорового поведения, с другой - несмотря на масштабные информационно-агитационные кампании за здоровый образ жизни, практических системных инструментов в виде конкретных образовательных программ, консультаций и пр., способных дать знания в области здоровьесбере-жения и сформировать навыки их использования, являются крайне фрагментарными и недостаточными.

Особое место в структуре медицинской грамотности занимают компетенции в области медицинского страхования - как инструмента диверсификации финансовых рисков, связанных с затратами на лечение и восстановление. Страховая грамотность выступает важным элементом медицинской грамотности и является ее поведенческой частью.

Вопросам формирования медицинской грамотности населения как основы здоровьесбере-гающих компетенций посвящены работы российских (Масленниковой Г.Я., Оганова Р.Г., Симонян Р.З., Курносовой А., Сиднева И., Теклюк Р.В., Сер-гета И.В. и др.) и зарубежных (Serper M., Patzer R., Curtis L., Smith S., O'Conor R., Baker D., Wolf M. и др.) авторов.

Вопросам формирования грамотности населения в области медицинского страхования посвящены работы Зудина А.Б., Снегиревой Ю.Ю., Ананченковой П.И. и др.

Цель исследования

Определить теоретические аспекты страховой грамотности как поведенческого элемента в системе медицинской грамотности населения.

Материалы и методы

При работе над темой на основе методов анализа и систематизации был проведен обзор науч-

ных публикаций российских и зарубежных авторов, а также официальных документов Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), посвященных исследованию дефиниций «медицинская грамотность» и «страховая грамотность» как основных элементов системы формирования здо-ровьесберегающего поведения и ответственного отношения граждан к своему здоровью.

Результаты исследования

Специалисты в области общественного здоровья отмечают, что в европейских странах практически половина взрослого населения имеет недостаточные знания, позволяющие им нести объективную ответственность за состояние своего здоровья. Как отмечается в издании Всемирной организации здравоохранения, отсутствие компетенций в области медицинской грамотности «приводят к выбору менее здоровых вариантов образа жизни, более рискованным формам поведения, более слабому здоровью, меньшей самостоятельности пациентов и росту случаев госпитализации. Они серьезно истощают кадровые и финансовые ресурсы системы здравоохранения. В то же время очень медленно принимаются на всех уровнях стратегические меры по преодолению кризиса ... грамотности населения» [1, с. 10].

В Оттавской хартии (1986) укрепление здоровья было определено как «процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его. Для достижения полного физического, душевного и социального благополучия индивидуумы и сообщества должны быть в состоянии определять и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и изменять или приспосабливаться к условиям окружающей среды. Здоровье, таким образом, видится как ресурс для повседневной жизни, а не как цель существования. Здоровье - это позитивная концепция, подчеркивающая важность социальных и личностных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Поэтому укрепление здоровья - это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни и, в более широком плане, всемерное повышение уровня общего благополучия людей»1.

1 Оттавская хартия по укреплению здоровья, 1986. - URL: https://

www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/146808/0ttawa_

Charter_R.pdf

Термин «медицинская грамотность» («health literacy» или «medical literacy»), вошедший в научный оборот в 1990-х годах, имеет широкий перечень определений, основная идея которых сводится к способности индивида понимать, правильно интерпретировать и использовать специализированную медицинскую информацию для поддержания и/или улучшения состояния своего здоровья.

Американские авторы определяют медицинскую грамотность как «когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность индивидов получать доступ к информации, понимать и использовать ее таким образом, чтобы способствовать укреплению и поддержанию хорошего здоровья». Таким образом, медицинская грамотность выступает «важной конструкцией, которая инкапсулирует набор индивидуальных навыков управления здоровьем, преобладание которых связано с когнитивными функциями» [2, с. 1252].

В рамках 9-й Глобальной конференции по укреплению здоровья (21-24.11.2016, Шанхай, КНР) медицинская грамотность была признана «важной детерминантой здоровья, основой сохранения и укрепления здоровья, профилактики и контроля заболеваний, инвестиции в которую могут способствовать достижению ЦУР к 2030 году»2.

Таким образом, уровень медицинской грамотности обеспечивается последовательностью действий, непосредственно связанных со здоровьем:

1. Поиск необходимой информации по вопросам текущего состояния здоровья.

2. Принятие и осознание полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья.

3. Правильная интерпретация полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья.

4. Практическое использование полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья.

По нашему мнению, говоря о гражданах, медицинскую грамотность следует рассматривать как систему компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные и поведенческие компетенции. К содержательным

2 Шанхайская декларация по креплению здоровья. - URL: https:// www.who.int/healthpromotion/conferences/9gchp/shanghai-declaration/

компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Поведенческую компетентность гражданина в области медицинской грамотности формируют его знания в сфере медицинского страхования.

Содержание каждого элемента в структуре медицинской грамотности представлены на рисунке 1.

Не вызывает сомнений факт, что не только здоровый образ жизни, но и уровень медицинской грамотности влияют на продолжительность жизни и показатели заболеваемости и смертности. Говоря об успехах реализации национального проекта «Здравоохранение», министр здравоохранения России Михаил Мурашко заметил: «Уровень медицинской грамотности населения у нас, по некоторым оценкам, тоже не очень высокий - в среднем 15-20%. Нужно понимать, что в целом медицинская грамотность и здоровьесберегаю-щее поведение однозначно влияют на продолжительность жизни»3.

Важное место в системе медицинской грамотности занимает грамотность в области медицинского страхования, которую мы определяем как знание и практическое использование информации о возможностях компенсации рисков здоровья и покрытия расходов на лечение за счет соответствующих финансовых институтов. Страховая грамотность выступает поведенческой компетенцией гражданина, обусловливающей его поведение относительно потребления тех, или иных медицинских услуг, направленных на его здоро-вьесбережение.

В российской научной литературе определение понятия «страховая медицинская грамотность» отсутствует, как и отсутствуют работы по анализу уровня знаний граждан относительно их прав и возможностей в рамках системы обязательного и добровольного медицинского страхования. Поисковые запросы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с ключевыми словами, связанными с исследуемым понятием, выдают только публикации автора настоящей статьи [3; 4; 5]. Это говорит о том, что в российском научном пространстве проблемы повышения страховой медицинской грамотности населения имеют край-

3 Мурашко М. Медицинская грамотность и забота о здоровье помогут россиянам жить дольше. - URL: https://tass.ru/nationalnye-proekty/8770687

МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Гигиеническая грамотность - знания и практическое использование информации о воздействии окружающей среды на организм человека с целью предотвращения заболеваний

Санитарная грамотность - знания и практическое применение обоснованных нормативов, правил и рекомендаций, направленных на улучшение условий труда, быта и отдыха

Профилактическая грамотность - знания и практическая реализация здоровьесберегающих мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости

Лечебная грамотность - понимание и практическое исполнение рекомендаций врача, направленных на лечение болезни

Реабилитационная (восстановительная) грамотность - практическое применение рекомендаций, направленных на восстановление здоровья после окончания лечения (этапа лечения)

Страховая грамотность - знание и практическое использование информации о возможностях компенсации рисков здоровья и покрытия расходов на лечение за счет соответствующих финансовых институтов

Рис. 1. Содержательные элементы системы медицинской грамотности граждан.

не недостаточную изученность.

В зарубежных публикациях грамотность населения относительно медицинского страхования нашла большее отражение. Так, например, ряд авторов данную дефиницию определяют как «степень, в которой люди обладают знаниями, способностями и уверенностью для поиска и оценки информации о планах здравоохранения, выбора наилучшего плана для своих собственных (или их семьи) финансовых и медицинских обстоятельств» [2, с. 1254].

Специалисты отмечают, что страховая медицинская грамотность - это элемент самоответственности гражданина за свое здоровье, его способность не перекладывать заботу о себе на плечи государства, системы здравоохранения, семейного врача и пр., а активная позиция и умение принимать самостоятельные решения, направленные

на финансирование здоровьесбережения. «Хотя грамотность в области медицинского страхования частично совпадает с медицинской грамотностью, она отличается необходимостью понимания того, как структурируются пособия по медицинскому страхованию, а также понимания и оценки ответственности за совместное несение расходов. Как грамотность в области медицинского страхования, так и грамотность в области здравоохранения требуют знания медицинских услуг и состояния здоровья человека, а также умения использовать эту информацию для принятия решений», - отмечают Вегктап N.D. с соавт. [6, с. 99].

Важность страховой медицинской грамотности для здоровьесберегающего поведения населения подчеркивают многие специалисты. В условиях коммерциализации рынка медицинских услуг достаточно сложно неподготовленному че-

ловеку ориентироваться между набором услуг, предоставляемым в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, между (условно) платными и бесплатными услугами. В конечном итоге, «страховая медицинская грамотность является фактором того, будет ли потребитель откладывать или избегать обращения за медицинской помощью из-за ее стоимости»4.

Заключение

Эффективность государственных и частных рынков медицинского страхования, а также систем обязательного (далее - ОМС) и добровольного (далее - ДМС) медицинского страхования во многом зависит от способности потребителей понимать сущность медицинского страхования и механизм его реализации, оценивать финансовые риски, связанные с лечением и восстановлением здоровья, принимать обоснованные решения относительно перераспределения денежных средств на поддержание своего здоровья.

Грамотность в области медицинского страхования является одним из факторов, которые могут определять, выбирают ли потребители подходящий план медицинского страхования и используют ли они его в своих интересах. Среда медицинского страхования сложна и требуется много работы для повышения ясности, доступности и удобства использования материалов и инструментов, предоставляемых потребителям, а также для снижения сложности структуры ОМС и ДМС, в которых потребители должны ориентироваться.

Медицинская грамотность - базовая основа любых предпринимаемых усилий, направленных на обеспечение здоровья населения и его благополучие. Низкий уровень медицинской грамотности в целом и страховой грамотности в частности отрицательно сказывается на здоровье людей. Несмотря на то, что формирование компетенций в данной области знаний как критически важных детерминант здоровья продолжает расти, они не выступают объектом глубоких, масштабных научных исследований и практических действий в сфере общественного здоровья.

4 Dom S. Implementing national health reform: A five-part strategy for reaching the eligible uninsured. - Washington, 2011: Urban Institute. -URL: http://www.urban.org/publications/412335.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Санитарная грамотность: убедтельные факты. - Копенгаген: Европейское бюро ВОЗ, 2014. - 91 с.

2. Serper M. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults / M. Serper, R. Patzer, L. Curtis, S. Smith et all. // Health services research. - 2014. - № 49 (4). - Р. 1249-1267.

3. Абубакиров А.С. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования: монография / А.С. Абубакиров, П.И. Ананченкова, Д.С. Амонова и др. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 168 с.

4. Абубакиров А.С. Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади) / А.С. Абубакиров, А.Б. Зудин, Ю.Ю. Снегирёва // Вестник Авиценны. - 2019. - Т. 21. - № 4. - С. 577-583.

5. Абубакиров А.С. Курсы страховой грамотности как инструмент повышения информированности граждан относительно программ медицинского страхования / А.С. Абубакиров // Костинские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции. - М.: ИИЦ АТиСО, 2020. С. 142-146.

6. Berkman N.D. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review / N.D. Berkman, S.L. Sheridan, K.E. Donahue et al. // Annals of Internal Medicine. - 2011. - № 155. - Р. 97-107.

REFERENCES

1. Sanitarnaya gramotnost': ubeditelnye fakty [Health literacy: convincing facts]. Copenhagen: WHO Office for Europe, 2014. 91 p. (in Russian).

2. Serper M., Patzer R., Curtis L. et al. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults. Health services research, 2014, no 49 (4), pp. 1249-1267.

3. Abubakirov A.S., Ananchenkova P.I., Amonova D.S. et al. Medicinskaya pomoshch' v sisteme obyazatelnogo medicinskogo strahovaniya [Medical care in the system of compulsory medical insurance]. Мoscow-Berlin, Direct-Media, 2019. 168 p. (in Russian).

4. Abubakirov A.S., Zudin A.B., Snegiryova Yu.Yu. The practice of implementing distance educational projects by insurance organizations within the framework of mandatory and voluntary medical insurance (case study). Vestnik Avicenny [Avicennas Bulletin], 2019, vil. 21, no 4, pp. 577-583 (in Russian).

5. Abubakirov A.S. Insurance literacy courses as a tool for raising awareness of citizens about health insurance programs. Kostinskie chteniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Kostin readings. Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. Moscow: IPC ALaSR, 2020, pp. 142-146 (in Russian).

6. Berkman N.D., Sheridan S.L., Donahue K.E. et al. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review. Annals of Internal Medicine, 2011, no. 155, pp. 97-107.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Абубакиров Андрей Султангалеевич - аспирант, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация; e-mail: asabubakirov@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0546-1714

AUTHOR

Andrei Abubakirov - PhD-student, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation; e-mail: asabubakirov@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0546-1714

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.