Научная статья на тему 'Фармацевтическое консультирование как одно из средств реализации концепции грамотности здоровья'

Фармацевтическое консультирование как одно из средств реализации концепции грамотности здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
620
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОЦЕНКА ГРАМОТНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АПТЕКА / ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ОПРОСНИК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / HEALTH LITERACY / EVALUATION OF HEALTH LITERACY / MEDICATION MU^ELING / PHARMACEUTICAL LITERACY / PHARMACY / MEDICATION USE / INTERVIEW GUIDE / PHARMACEUTICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лагуткина Т.П., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В., Косова И.В.

В 90-е гг. ХХ века ВОЗ было введено понятие «Грамотность здоровья», под которой понимают способность отдельных лиц получать доступ, понимать и использовать информацию для поддержания хорошего здоровья. Недостаточная грамотность здоровья это препятствие для понимания диагноза, назначений врача для больных с любым диагнозом, но особенно с хроническими патологиями, что приводит к обострениям, риску неправильного лечения и большому количеству предотвратимых госпитализаций. Низкая грамотность здоровья является основным источником экономической неэффективности систем здравоохранения в экономически развитых странах при общем уровне грамотности в этих странах равном, по оценкам ЮНЕСКО, 99%. Предложено проводить постоянный мониторинг грамотности здоровья, по результатам которого создаются системы реагирования на низкую грамотность пациентов для обеспечения равного доступа к возможностям системы здравоохранения. В контексте использования лекарственных препаратов врачами, аптечными работниками, потребителями, навыки фармацевтической грамотности имеют решающее значение для обеспечения целевой аудитории знаниями по надлежащей и безопасной фармакотерапии, улучшению приверженности к лечению, мониторингу побочных эффектов лекарственных средств и выявлению всех аспектов злоупотребления ими, особенно в условиях внедрения электронных историй болезни и электронных рецептов. Средством реализации концепции грамотности здоровья в аптечных организациях является фармацевтическое консультирование, обеспечивающее тесную связь между специалистами и потребителями услуг в системе здравоохранения. Благодаря своей подготовке и выполняемым обязанностям, фармацевты сотрудники аптек обучены лучшей практике консультирования. Фармацевтические факультеты зарубежных университетов воспринимают дисциплину «грамотность здоровья» как возможность совершенствовать знания и умения практикующих специалистов, а также обучать новые поколения фармацевтов эффективным коммуникациям с посетителями аптек и пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лагуткина Т.П., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В., Косова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICATION COUNSELING AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE CONCEPT OF HEALTH LITERACY

In the twentieth century, WHO introduced the concept of "health literacy," which refers to the ability of individuals to access, understand and use information to maintain good health. Inadequate health literacy is an obstacle to understanding the diagnosis, doctor's prescriptions for patients with any diagnosis, but especially with chronic pathologies, which leads to exacerbations, the risk of improper treatment and a large number of preventable hospitalizations. Low health literacy is the main source of economic inefficiency in health systems in economically developed countries, with a general literacy rate in these countries of 99%, according to UNESCO. It is proposed to conduct continuous monitoring of health literacy, the results of which are creating systems for responding to low patient literacy to ensure equal access to the capabilities of the healthcare system. In the context of the use of drugs by doctors, pharmacy workers, consumers, pharmaceutical literacy skills are crucial to provide the target audience with knowledge of appropriate and safe pharmacotherapy, improve adherence to treatment, monitor side effects of drugs and identify all aspects of drug abuse, especially in the context of introduction electronic case histories and electronic prescriptions. A means of implementing the concept of health literacy in pharmacy organizations is pharmaceutical counseling, which provides a close link between specialists and consumers of services in the healthcare system. Due to their training and responsibilities, pharmacists pharmacy employees are trained in best counseling practices. The pharmaceutical departments of foreign universities perceive the discipline "health literacy" as an opportunity to improve the knowledge and skills of practicing specialists, as well as to train new generations of pharmacists in effective communication with visitors to pharmacies and patients.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическое консультирование как одно из средств реализации концепции грамотности здоровья»



УДК 61:615:615.4:614.27

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-1-62-69

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ГРАМОТНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Лагуткина Т.П., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В., Косова И.В.,

Теодорович А.А.

ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

MEDICATION COUNSELING AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE CONCEPT OF HEALTH LITERACY

Lagutkina T.P., Loskutova Е.Е., Dorofeeva V.V., Kosovа I.V., Тeodorovich А.А.

People's Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Аннотация. В 90-е гг. ХХ века ВОЗ было введено понятие «Грамотность здоровья», под которой понимают способность отдельных лиц получать доступ, понимать и использовать информацию для поддержания хорошего здоровья. Недостаточная грамотность здоровья - это препятствие для понимания диагноза, назначений врача для больных с любым диагнозом, но особенно с хроническими патологиями, что приводит к обострениям, риску неправильного лечения и большому количеству предотвратимых госпитализаций. Низкая грамотность здоровья является основным источником экономической неэффективности систем здравоохранения в экономически развитых странах при общем уровне грамотности в этих странах равном, по оценкам ЮНЕСКО, 99%. Предложено проводить постоянный мониторинг грамотности здоровья, по результатам которого создаются системы реагирования на низкую грамотность пациентов для обеспечения равного доступа к возможностям системы здравоохранения. В контексте использования лекарственных препаратов врачами, аптечными работниками, потребителями, навыки фармацевтической грамотности имеют решающее значение для обеспечения целевой аудитории знаниями по надлежащей и безопасной фармакотерапии, улучшению приверженности к лечению, мониторингу побочных эффектов лекарственных средств и выявлению всех аспектов злоупотребления ими, особенно в условиях внедрения электронных историй болезни и электронных рецептов. Средством реализации концепции грамотности здоровья в

Annotation. In the twentieth century, WHO introduced the concept of "health literacy," which refers to the ability of individuals to access, understand and use information to maintain good health. Inadequate health literacy is an obstacle to understanding the diagnosis, doctor's prescriptions for patients with any diagnosis, but especially with chronic pathologies, which leads to exacerbations, the risk of improper treatment and a large number of preventable hospitalizations. Low health literacy is the main source of economic inefficiency in health systems in economically developed countries, with a general literacy rate in these countries of 99%, according to UNESCO. It is proposed to conduct continuous monitoring of health literacy, the results of which are creating systems for responding to low patient literacy to ensure equal access to the capabilities of the healthcare system. In the context of the use of drugs by doctors, pharmacy workers, consumers, pharmaceutical literacy skills are crucial to provide the target audience with knowledge of appropriate and safe pharmacotherapy, improve adherence to treatment, monitor side effects of drugs and identify all aspects of drug abuse, especially in the context of introduction electronic case histories and electronic prescriptions. A means of implementing the concept of health literacy in pharmacy organizations is pharmaceutical counseling, which provides a close link between specialists and consumers of services in the healthcare system. Due to their training and responsibilities, pharmacists - pharmacy employees are trained in best counseling practices. The pharmaceutical departments of foreign universities perceive the discipline "health literacy" as an opportunity to improve the knowledge and skills of practicing specialists, as well as to

—--—

~ 62 ~

аптечных организациях является фармацевтическое консультирование, обеспечивающее тесную связь между специалистами и потребителями услуг в системе здравоохранения. Благодаря своей подготовке и выполняемым обязанностям, фармацевты - сотрудники аптек обучены лучшей практике консультирования. Фармацевтические факультеты зарубежных университетов воспринимают дисциплину «грамотность здоровья» как возможность совершенствовать знания и умения практикующих специалистов, а также обучать новые поколения фармацевтов эффективным коммуникациям с посетителями аптек и пациентами.

Ключевые слова: медицинская грамотность, оценка грамотности здоровья, фармацевтическое консультирование, фармацевтическая грамотность, аптека, применение лекарственных средств, опросник, фармацевтическая помощь.

train new generations of pharmacists in effective communication with visitors to pharmacies and patients.

Keywords: health literacy, evaluation of health literacy, medication counseling, pharmaceutical literacy, pharmacy, medication use, interview guide, pharmaceutical care

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Baur C.,Brach C. Pharmacy research on health literacy can contribute to national goals and health care system improvements//C. Baur, C. Brach//Research in Social and Administrative Pharmacy 9(5) https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2013.06.012

[2] Duell P, Wright D, Renzaho AM, Bhattacharya D. Optimal health literacy measurement for the clinical setting: a systematic review. Patient Educ Counsel. 2015 Nov; 98(11):1295-1307.

[3] Heide I van der, Heijmans M, Schuit AJ, Uiters E, Rademakers J. Functional, interactive and critical health literacy: varying relationships with control over care and number of GP visits. Patient Educ Counsel. 2015; 98(8):998-1004.

[4] Koster E.S, Philbert D., Bouvy M.L. Health literacy among pharmacy visitors in The Netherlands/ Ellen S. Koster, D. Philberta, Marcel L. Bouvya// Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2015 Jul; 24(7):716-721,

https://dx.doi.org/10.1002/pds.3803Epub 2015 May 27

[5] Koster E. S., Recognizing pharmaceutical illiteracy in community pharmacy: Agreement between a practice-based interview guide and questionnaire based assessment/ Ellen S. Koster, Daphne Philberta, Liset van Dijkb, Jany Rademakersb, Peter de Smet, Marcel L. Bouvya, Marcia Vervloetb// Research in Social and Administrative Pharmacy (2018), https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2018.01.009_

REFERENCES

[1] Baur C.,Brach C. Pharmacy research on health literacy can contribute to national goals and health care system improvements//C. Baur, C. Brach//Research in Social and Administrative Pharmacy 9(5) https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2013.06.012

[2] Duell P, Wright D, Renzaho AM, Bhattacharya D. Optimal health literacy measurement for the clinical setting: a systematic review. Patient Educ Counsel. 2015 Nov; 98(11):1295-1307.

[3] Heide I van der, Heijmans M, Schuit AJ, Uiters E, Rademakers J. Functional, interactive and critical health literacy: varying relationships with control over care and number of GP visits. Patient Educ Counsel. 2015; 98(8):998-1004.

[4] Koster E.S, Philbert D., Bouvy M.L. Health literacy among pharmacy visitors in The Netherlands/ Ellen S. Koster, D. Philberta, Marcel L. Bouvya// Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2015 Jul; 24(7):716-721,

https://dx.doi.org/10.1002/pds.3803Epub 2015 May 27

[5] Koster E. S., Recognizing pharmaceutical illiteracy in community pharmacy: Agreement between a practice-based interview guide and questionnaire based assessment/ Ellen S. Koster, Daphne Philberta, Liset van Dijkb, Jany Rademakersb, Peter de Smet, Marcel L. Bouvya, Marcia Vervloetb// Research in Social and Administrative Pharmacy (2018), https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2018.01.009

—--—

~ 63 ~

[6] Koster E.S, Schmidt A., Philbert D., van de Garde EM, Bouvy M.L. Health literacy of patients admitted for elective surgery/ Ellen S. Koster, D. Philberta, Marcel L. Bouvya/ / Z Gesundh Wiss. 2017; 25(2):181-186. 2017;25(2):181-186. doi: 10.1007/s10389-016-0774-z. Epub 2016 Dec 6.

[7] Gregorio J, Cavaco AM, Lapäo LV. How to best manage time interaction with patients? Community pharmacist workload and service provision analysis/ J. Gregorio, A.M. Cavaco, LV Lapäo// Research in Social and Administrative Phar-macy(2016), https://doi.org/ 10.1016/j.sa-pharm.2016.02.008

[8] Optimising Health Literacy and Access (OPHELIA) of service provision to community dwelling older people with diabetes receiving home nursing support September//Journal of Diabetes Research (2016)DOI: 10.1155/2016/2483263

[9] Pouliot, A., Defining and identifying concepts of medication literacy: An international Perspec-tive/ Annie Pouliot, Régis Vaillancourt, Danielle Stacey, Philippe Suter// Research in Social and Administrative Pharmacy (2017), https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2017.11.005

[10] Van de Pol JM, Geljon JG, Belitser SV, et al. .Pharmacy in transition: A work sampling study of community pharmacists using smartphone technology/ JM Van de Pol, JG Geljon, SV Belitser, GWJ Frederix, AM Hövels, ML Bouvy // Research in Social and Administrative Pharmacy (2019) Jan;15(1):70-76. https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2018.03.004. Epub 2018 Mar 9.

[11] Vervloet M, van Dijk L, Rademakers J, et al. Recognizing and Addressing Limited Pharmaceutical literacy: development of the RALPH interview guide/ M.Vervloet , L.van Dijk, J.Rademak-ers, M.L Bouvy, P.De Smet, E.S. Koster// Research in Social and Administrative Pharmacy 9(5) https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2018.04.031

[12] Wali H, Grindrod K., Don't assume the patient understands: qualitative analysis of the challenges low health literate patients face in the phar-macy/ H.Wali, K. Grindrod // Res Soc Adm Pharm. 2016 Nov - Dec; 12 (6):885-892. DOI: 10.1016/j.sapharm.2015.12.003

[13] Wolf M.S., Davis T.C., Shrank W, et al. To err is human: patient misinterpretations of prescription drug label instructions/ M.S. Wolf, T.C. Davis, W.Shrank, D.N. Rapp, P.F. Bass, U.M. Connor, M.Clayman, R.M. Parker// Patient Educ Counsel. 2007; 67(3):293-300. DOI: 10.1016/j.pec.2007.03.024_

[6] Koster E.S, Schmidt A., Philbert D., van de Garde EM, Bouvy M.L. Health literacy of patients admitted for elective surgery/ Ellen S. Koster, D. Philberta, Marcel L. Bouvya// Z Gesundh Wiss. 2017; 25(2):181-186. 2017;25(2):181-186. doi: 10.1007/s10389-016-0774-z. Epub 2016 Dec 6.

[7] Gregorio J, Cavaco AM, Lapäo LV. How to best manage time interaction with patients? Community pharmacist workload and service provision analysis/ J. Gregorio, A.M. Cavaco, LV Lapäo// Research in Social and Administrative Phar-macy(2016), https://doi.org/ 10.1016/j.sa-pharm.2016.02.008

[8] Optimising Health Literacy and Access (OPHELIA) of service provision to community dwelling older people with diabetes receiving home nursing support September//Journal of Diabetes Research (2016)DOI: 10.1155/2016/2483263

[9] Pouliot, A., Defining and identifying concepts of medication literacy: An international Perspective/ Annie Pouliot, Régis Vaillancourt, Danielle Stacey, Philippe Suter// Research in Social and Administrative Pharmacy (2017), https://doi.org/10.1016/j.sapharm.2017.11.005

[10] Van de Pol JM, Geljon JG, Belitser SV, et al. .Pharmacy in transition: A work sampling study of community pharmacists using smartphone technol-ogy/ JM Van de Pol, JG Geljon, SV Belitser, GWJ Frederix, AM Hövels, ML Bouvy / / Research in Social and Administrative Pharmacy (2019) Jan;15(1):70-76. https://doi.org/10.1016/j.sa-pharm.2018.03.004. Epub 2018 Mar 9.

[11] Vervloet M, van Dijk L, Rademakers J, et al. Recognizing and Addressing Limited Pharmaceutical literacy: development of the RALPH interview guide/ M.Vervloet , L.van Dijk, J.Rademakers, M.L Bouvy, P.De Smet, E.S. Koster// Research in Social and Administrative Pharmacy 9(5) https://doi.org/10.1016Zj.sapharm.2018.04.031

[12] Wali H, Grindrod K., Don't assume the patient understands: qualitative analysis of the challenges low health literate patients face in the pharmacy/ H.Wali, K. Grindrod // Res Soc Adm Pharm. 2016 Nov - Dec; 12 (6):885-892. DOI: 10.1016/j.sa-pharm.2015.12.003

[13] Wolf M.S., Davis T.C., Shrank W, et al. To err is human: patient misinterpretations of prescription drug label instructions/ M.S. Wolf, T.C. Davis, W.Shrank, D.N. Rapp, P.F. Bass, U.M. Connor, M.Clayman, R.M. Parker// Patient Educ Counsel. 2007; 67(3):293-300. DOI: 10.1016/j.pec.2007.03.024

[14] World Health Organization. Health Promotion Glossary. WHO, Geneva,1998._

—--—

~ 64 ~

[14] World Health Organization. Health Promotion Glossary. WHO, Geneva,1998.

[15] Санитарная грамотность. Убедительные факты. Под редакцией Ilona ^ckbus^, Jürgen M. Pelikan, Franklin Apfel и Agis D. Tsouros, ВОЗ, 2013, c.73

[16] Collum, J.L., Marcy, T.R., Stevens, E.L., Burns, C.F., and Miller, M.J. Exploring patient expectations for pharmacist-provided literacy-sensitive communication/ J.L Collum, T.R.Marcy, E.L Stevens,

C.F Burns, M.J Miller,//Soc Adm Pharm. 2013; 9: 626-632

[17] Devraj, R. and Wallace, L.S. Application of the content expert process to develop a clinically useful low-literacy Chronic Kidney Disease Self-Management Knowledge Tool (CKD-SMKT) /R.Devraj, L.S.Wallace //Soc Adm Pharm. 2012; 9: 633-639

[18] Sata T, Ishida K, Motoya T, et al. Usefulness of drug information leaflets with pictures to improve understanding by elderly patients of their medicine/ T.Sata, K.Ishida, T.Motoya R.Nakano, K.Honda; Nakao S. et al// J Appl Ther 2003;4:40-45

[19] Dodson S, Good S, Osborne RH. Health literacy toolkit for lowand middle-income countries: a series of information sheets to empower communities and strengthen health systems. New Delhi: World Health Organization, Regional Office for South-East Asia, 2015. ISBN: 978-929022-475-4

[20] Nutbeam D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century/D. Nutbeam// Health Promot Int. 2000;15: 259-267.

[21] Nutbeam D. Defining and measuring health literacy: what can we learn from literacy studies? /

D. Nutbeam //Int J Publ Health. 2009; 54(5):303-305.

[22] Ishikawa H, Takeuchi T, Yano E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients/ H.Ishikawa, T.Takeuchi, E.Yano//Diabetes Care. 2008;31(5):874-879.

[23] Berkman N.D, Sheridan S.L, Donahue K.E, Halpern D.J, Crotty K. Low health literacy and health outcomes: an updated systematic review/ N.D. Berkman, S.L. Sheridan, K.E.Donahue, D.J.Halpern, K.Crotty // Intern Med. 2011;155(2):97-107.

[24] DeWalt D.A, Hink A. Health literacy and child health outcomes: a systematic review of the

[15] Health literacy. The solid facts. Edited by Ilona Kickbusch, Jürgen M. Pelikan, Franklin Apfel and Agis D. Tsouros, WHO, 2013, 73 p. ISBN 978 92 890 0015

[16] Collum, J.L., Marcy, T.R., Stevens, E.L., Burns, C.F., and Miller, M.J. Exploring patient expectations for pharmacist-provided literacy-sensitive communi-cation/ J.L Collum, T.R.Marcy, E.L Stevens, C.F Burns, M.J Miller,//Soc Adm Pharm. 2013; 9: 626632

[17] Devraj, R. and Wallace, L.S. Application of the content expert process to develop a clinically useful low-literacy Chronic Kidney Disease Self-Management Knowledge Tool (CKD-SMKT) /R.Devraj, L.S.Wallace //Soc Adm Pharm. 2012; 9: 633-639

[18] Sata T, Ishida K, Motoya T, et al. Usefulness of drug information leaflets with pictures to improve understanding by elderly patients of their medicine/ T.Sata, K.Ishida, T.Motoya R.Nakano, K.Honda; Nakao S. et al// J Appl Ther 2003;4:40-45

[19] Dodson S, Good S, Osborne RH. Health literacy toolkit for lowand middle-income countries: a series of information sheets to empower communities and strengthen health systems. New Delhi: World Health Organization, Regional Office for South-East Asia, 2015. ISBN: 978-92-9022-475-4

[2 0] Nutbeam D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century/D. Nutbeam// Health Promot Int. 2000;15: 259-267.

[21] Nutbeam D. Defining and measuring health literacy: what can we learn from literacy studies? / D. Nutbeam //Int J Publ Health. 2009; 54(5):303-305.

[22] Ishikawa H, Takeuchi T, Yano E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients/ H.Ishikawa, T.Takeuchi, E.Yano//Diabetes Care. 2008;31(5):874-879.

[23] Berkman N.D, Sheridan S.L, Donahue K.E, Halpern D.J, Crotty K. Low health literacy and health outcomes: an updated systematic review/ N.D. Berk-man, S.L. Sheridan, K.E.Donahue, D.J.Halpern, K.Crotty // Intern Med. 2011;155(2):97-107.

[24] DeWalt D.A, Hink A. Health literacy and child health outcomes: a systematic review of the literature /D.A.DeWalt, A.Hink .// Pediatrics. 2009; 124 (Suppl. 3):S265-S274.

[25] Gazmararian J.A., Williams M.V, Peel J/, Baker D.W. Health literacy and knowledge of chronic disease/ J.A. Gazmararian, M.V.Williams, J Peel, D.W.

—--—

~ 65 ~

literature /D.A.DeWalt, A.Hink .// Pediatrics. 2009; 124 (Suppl. 3):S265-S274. [25] Gazmararian J.A., Williams M.V, Peel J/, Baker D.W. Health literacy and knowledge of chronic disease/ J.A. Gazmararian, M.V.Williams, J Peel, D.W. Baker// Patient Educ Counsel. 2003; 51(3):267-275.

Baker// Patient Educ Counsel. 2003; 51(3):267-275.

Введение Во всем мире, начиная с 90-х гг. прошлого века, изменились ориентиры в деятельности специалистов аптечных организаций, произошел переход от традиционного изготовления и реализации лекарственных препаратов (ЛП) к отпуску и фармацевтическому консультированию, расширенная версия которого в некоторых странах стала называться предоставлением когнитивных фармацевтических услуг (Cognitive pharmaceutical services - CPS). Как директивные органы, так и профессиональные аптечные организации подчеркивают важность такого перехода для будущего профессии. [1,2,5,10,19]

Рост числа пожилых людей в мире, старение которых сопровождается значительными и незначительными когнитивными нарушениями, трудностями со зрением, слухом, восприятием окружающего мира, пациентов с недостаточным уровнем грамотности, мигрантов, беженцев, не владеющих языком страны пребывания, увеличивает потребность в услугах здравоохранения. Востребованность подобных услуг сопровождается ужесточением требований, предъявляемых к медицинским и фармацевтическим специалистам при оказании ими профессиональной помощи, к информационной составляющей их деятельности, в т. ч. с целью обеспечения целевой аудитории необходимыми знаниями по надлежащей и безопасной фармакотерапии, улучшению приверженности к лечению, мониторингу побочных эффектов лекарственных средств и выявлению всех аспектов злоупотребления ими [3,10,19].

Грамотность здоровья, по определению Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), это способность получать доступ, понимать и использовать информацию для поддержания хорошего уровня здоровья.

Грамотность здоровья называют также медицинской или санитарной грамотностью [15]. Медицинская грамотность относится к навыкам получения, обработки и применения информации о здоровье, необходимой для принятия соответствующих решений о здоровье, работает на трех уровнях: базовый - функциональная грамотность в отношении здоровья, базовые навыки чтения и письма, необходимые в повседневных ситуациях; средний - медико-санитарная грамотность, навыки которой позволяют извлекать и понимать информацию, а также применять новую информацию к меняющимся обстоятельствам; и высокий - имеются навыки критического анализа информации и использования информации для обеспечения большего контроля над жизненными событиями и ситуациями [20-22].

Ограниченная медицинская грамотность повышает риск плохих результатов, имеющих отношение к здоровью [17,23-25]. Публикации по проблеме грамотности здоровья (медицинской, санитарной) в зарубежных научных журналах появились в середине 90-х, что сразу привлекло внимание ВОЗ, так как данный вопрос имеет прямое отношение к реализации права человека на здоровье [3,19].

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в 1998 г. в Health Promotion Glossary определила медицинскую грамотность как «достижение определенного уровня знаний, личных навыков и уверенности для принятия мер по улучшению личного и общественного здоровья путем изменения личного образа жизни и условий жизни... Медицинская грамотность означает больше, чем умение читать брошюры и записываться на прием. Благодаря расширению доступа людей к медицинской информации и их способности эффективно ее использовать, медицинская

—--—

~ 66 ~

грамотность имеет решающее значение для расширения их прав и возможностей» [3,14,15,19].

Даже в экономически развитых странах грамотность здоровья является достаточно серьезной проблемой. Понимание взаимосвязи между здоровьем и грамотностью имеет важное значение для развития эффективного общения со специалистами здравоохранения, поэтому в 2003 г. Министерство образования США впервые в оценку грамотности среди взрослых включило раздел по изучению медицинской грамотности. Исследование показало, что 36 процентов взрослого населения США имеют базовый или ниже базового уровень медицинской грамотности. Результаты этого первого в истории анализа медицинской грамотности населения продемонстрировали огромные издержки низкой медицинской грамотности для системы здравоохранения США. Эти расходы можно измерить как в человеческом, так и в финансовом плане: преждевременная смертность, заболеваемость, расовые, этнические и социально-экономические различия в здравоохранении, а также огромные затраты, которых можно избежать, и которые оценивались еще в 2003 г. в интервале от 106 до 238 миллиардов долларов. В 2010 г. уже Food and Drug Administration (FDA) выразило серьезную обеспокоенность по поводу возможности доступа почти половины взрослого населения США к адекватному пользованию медицинской информацией, и, по их мнению, низкая грамотность здоровья является основным источником экономической неэффективности в системе здравоохранения США. В том же году Министерство здравоохранения и социальных служб США опубликовало Национальный план действий по повышению медицинской грамотности, который включал, в частности, ее постоянную оценку, деятельность по улучшению понимания любой информации, связанной со здоровьем, и поддержку пациентов всех уровней медицинской грамотности. Недавнее исследование в голландских аптеках показало, что примерно половина посетителей 984 аптек в Нидерландах имели ограниченные навыки медицинской грамотности, что

приводит к необходимости длительных и более специализированных коммуникаций с пациентами. Аналогичная ситуация в аптеках Португалии, Финляндии, Австралии, Японии. ЮНЕСКО разделяет озабоченность ВОЗ, поскольку, если такой низкий уровень медицинской грамотности наблюдается даже в экономически развитых странах, где грамотность населения оценивается в 99%, то что ждать от стран с незначительным уровнем грамотного населения [1,7,11,13,18].

ВОЗ в 2014 г. предложила проводить постоянный мониторинг грамотности здоровья, для этой цели разработала пособие «Инструментарий грамотности здоровья» (The Health Literacy Toolkit), включающее 51 анкету в зависимости от целей сбора информации и задач проекта. Опираясь на инструментарий ВОЗ, в разных странах разрабатываются собственные опросники. Например, в Австралии опубликован проект под названием «Ophelia» (Optimizing Health Literacy and Access to health information and services), который направлен на выявление и решение проблемы медицинской грамотности людей с хроническими заболеваниями. Ophelia реализуется силами партнерской деятельности правительства штата Виктория, двух университетов, восьми сервисных организаций. Основываясь на выявленных проблемах, планируется разработка системы реагирования на низкую грамотность пациентов для обеспечения равного доступа к возможностям системы здравоохранения (медицинской информации и фармацевтическим услугам) и улучшения состояния их здоровья. Предыдущие инструменты для измерения медицинской грамотности были основаны только на изучении навыков чтения и/или понимания и не предоставляли достаточной информации для активного вмешательства и корректировки этого процесса [2,8,19].

Ограниченная грамотность здоровья, по мнению Международной фармацевтической федерации (Fédération Internationale Pharmaceutique - FIP), является препятствием для безопасного и эффективного фармацевтического обслуживания, и предложила использовать термин фармацевтическая грамотность для аспектов медицинской грамотности,

—--—

~ 67 ~

имеющих отношение к лекарственным средствам. Хорошая фармацевтическая грамотность необходима для понимания пациентами инструкции или устной информации о надлежащем применении препарата, побочных эффектах, мерах предосторожности, неблагоприятных последствиях использования ЛП, особенно в условиях внедрения электронных историй болезни и электронных рецептов. Трудности в понимании этой информации подвергают пациентов риску неправильного лечения и приводят к большому количеству предотвратимых госпитализаций. В повседневной аптечной практике достаточно трудно выявлять пациентов с ограниченной фармацевтической грамотностью. Сотрудники аптек, в основном, используют свою интуицию или определенные характеристики пациентов. Голландские специалисты разработали руководство по общению с посетителями как практический инструмент для оказания помощи персоналу аптеки в выявлении пациентов с ограниченной фармацевтической грамотностью «Распознавание и решение проблем с ограниченной фармацевтической грамотностью (RALPH)» [4,5,12,19].

Опросник RALPH предлагает интервью из вопросов, непосредственно связанных с применяемым препаратом пациента, и которое будет использоваться во время консультирования пациентов, всего 10 вопросов: три в функциональной области (понимание инструкции для применения - как использовать, особенно для лекарственных препаратов со сложным способом введения, такими, например, как турбохалеры или дискхалеры; частота и сроки приема; интерпретация предупреждений или мер предосторожности), три в коммуникативной области (поиск и понимание информации - трудности с поиском понятной информации о применяемых ими препаратах; затруднения и беспокойство при формулировании и задавании вопросов) и четыре по критическому анализу информации (как правило, трудности в этой области испытывает значительная часть пациентов; чаще всего - это проблемы с оценкой применимости информации и достоверности информации о препарате). Кроме того, в подобных исследованиях

применяют Инструмент функциональной коммуникативной грамотности критического здоровья ^СС^) для оценки медицинской грамотности, а также традиционные социально-демографические вопросы (возраст, пол, уровень образования, страна происхождения). Вопросы сформулированы таким образом, что они также могут использоваться другими профессионалами здравоохранения, например, врачами или медсестрами [5,6,9].

Данное руководство позволяет не только распознавать, но и оказывать поддержку пациентам с ограниченной фармацевтической грамотностью. В частности, с этой целью используют зарекомендовавший в ряде стран «универсальный бланк назначений лекарственных препаратов», в котором врач в доступной форме дает ясные и ориентированные на понимание пациентом указания относительно медикаментозного лечения. ВОЗ предлагает задействовать возможности электронных историй болезни и сделать эти указания единообразными для всех лекарственных средств, а при выписке из стационара автоматически выдавать дополнительные информационные листки на одной странице, содержащие все сведения о лекарственных препаратах, чтобы помочь пациенту безопасно и правильно их применять. Если пациент обращается со своей проблемой в аптеку, эти же указания, написанные на «универсальном бланке назначения лекарственных препаратов», могут быть выданы в аптеке, что обеспечит полное соответствие между информацией, предоставляемой врачом и фармацевтическим специалистом. В результате инструкция по применению лекарственного препарата и маркировка лекарственного препарата будут более ясны и доступны для понимания.

Повышение осведомленности общественности, просвещение населения по вопросам формирования грамотного отношения к лекарственным препаратам, которые сами по себе не являются хорошими или плохими, но способны принести как пользу, так и вред, требует использования современных информационных технологий, в частности, ВОЗ рекомендует создание авторитетных каналов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—--—

~ 68 ~

социальных СМИ (сообщения в блогах, видеоролики в YouTube, специализированные мобильные приложения) для обучения населения критической оценке медицинской и фармацевтической информации [10]. Концепция грамотности здоровья привлекает значительное внимание в качестве связующего звена между специалистами и потребителями услуг в системе здравоохранения. В экономически развитых странах фармацевтов - сотрудников аптек уже давно воспринимают, в том числе, в качестве «тренеров здоровья» для пациентов, существуют долгосрочные университетские программы по проведению дополнительных тренингов по грамотности для фармацевтов - сотрудников аптек, чтобы повысить их эффективность в этой роли, несмотря на то, что во многих исследованиях неоднократно упоминается, что фармацевтические специалисты обучены лучшей практике консультирования благодаря своей подготовке (знаниям, навыкам) и выполняемым обязанностям. Фармацевтические факультеты зарубежных университетов воспринимают дисциплину «грамотность здоровья» в качестве основы для обучения новых поколений фармацевтов эффективным коммуникациям с посетителями аптек и пациентами. Данная

дисциплина включена в учебные планы, на семинарах студентов обучают навыкам идентификации культурных, языковых и барьеров грамотности, влияющих на доступ к медицинской или фармацевтической информации; умению видеть связь между медицинской грамотностью и общекультурными компетенциями; оценивать свою работу в качестве не только специалистов здравоохранения, но и культурных посредников. Дисциплина «грамотность здоровья» также является предметом экспериментальной образовательной деятельности. Выводы ученых однозначны - фармацевтическая помощь должны быть организована таким образом, чтобы облегчить общение специалистов и потребителей для того, чтобы предупреждать ошибки, а не способствовать их возникновению. Нельзя полагаться на добрую волю отдельных фармацевтов, если существующая система оказания фармацевтической помощи препятствует их способности содействовать безопасному использованию лекарств. Аптеки нуждаются в создании условий, которые поощряют и поддерживают эффективные партнерские отношения фармацевтических специалистов с пациентами [9,16,17,19].

—--—

~ 69 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.