Научная статья на тему 'Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади)'

Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Авиценны
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REMOTE EDUCATION / COMPULSORY AND VOLUNTARY HEALTH INSURANCE / PILOT PROJECT / CORPORATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абубакиров Андрей Султангалеевич, Зудин Александр Борисович, Снегирёва Юлия Юрьевна

Цел ь: рассмотреть практику реализации дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов», который является пилотным и реализуется в некоторых регионах Российской Федерации при сотрудничестве нескольких страховых компаний. Материал и методы: в процессе работы над темой были проанализированы документы, регламентирующие процесс подготовки кадров для сферы медицинского страхования, Законы Российской Федерации, профессиональные и образовательные стандарты, иные документы, регламентирующие процесс подготовки и повышения квалификации специалистов. Также был проведён контент-анализ практических примеров реализации процесса обучения специалистов медицинского страхования. Результаты: представлены основные этапы дистанционного обучения, методические материалы, разработанные для изучения, контрольно-измерительные материалы и пр. Также представлены результаты опроса о степени удовлетворённости обучающихся процессом познания. Заключение: реализация проекта позволила выступить с предложением к федеральной власти о разработке федеральной образовательной системы по повышению страховой грамотности в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абубакиров Андрей Султангалеевич, Зудин Александр Борисович, Снегирёва Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of implementation of remote educational projects by insurance organizations within the framework of compulsory and voluntary health insurance (case-study)

Objective: Consider the practice in the implementation of a remote educational project: «Compulsory and voluntary health insurance: for doctors and patients», which is pilot and implemented in some regions of the Russian Federation with the cooperation of several insurance companies. Methods: The process of training for the health insurance sector, the Laws of the Russian Federation, professional and educational standards, other documents, regulating the process of training and qualification development of specialists were analyzed. Content-analysis of practical examples of the implementation of the process of training health insurance professionals was also carried out. Results: Provided the main stages of distance learning, methodical materials, developed for the study, control-measuring materials, etc. The results of the survey on the degree of trainee's satisfaction with the learning process are also supplied. Conclusions: The implementation of the project made it possible to make a proposal to the federal government to develop a federal educational system to improve insurance literacy in the field of compulsory and voluntary health insurance.

Текст научной работы на тему «Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади)»

О

бщественное здоровье и здравоохранение

doi: 10.25005/2074-0581-2019-21-4-577-583

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (КЕЙС-СТАДИ)

а.с. абубакиров, а.б. зудин, ю.ю. снегирёва

национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

цель: рассмотреть практику реализации дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов», который является пилотным и реализуется в некоторых регионах Российской Федерации при сотрудничестве нескольких страховых компаний.

Материал и методы: в процессе работы над темой были проанализированы документы, регламентирующие процесс подготовки кадров для сферы медицинского страхования, Законы Российской Федерации, профессиональные и образовательные стандарты, иные документы, регламентирующие процесс подготовки и повышения квалификации специалистов. Также был проведён контент-анализ практических примеров реализации процесса обучения специалистов медицинского страхования.

Результаты: представлены основные этапы дистанционного обучения, методические материалы, разработанные для изучения, контрольно-измерительные материалы и пр. Также представлены результаты опроса о степени удовлетворённости обучающихся процессом познания. Заключение: реализация проекта позволила выступить с предложением к федеральной власти о разработке федеральной образовательной системы по повышению страховой грамотности в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обязательное и добровольное медицинское страхование, пилотный проект, корпоративное обучение.

Для цитирования: Абубакиров АС, Зудин АБ, Снегирёва ЮЮ. Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади). Вестник Авиценны. 2019;21(4):577-83. Available from: https://doi.org/10.25005/2074-0581-2019-21-4-577-583.

PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF REMOTE EDUCATIONAL PROJECTS BY INSURANCE ORGANIZATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF COMPULSORY AND VOLUNTARY HEALTH

INSURANCE (CASE-STUDY)

A.S. ABUBAKIRov, A.B. ZUDIN, YU.YU. SNEGIRYovA

N.A. Semashko national research institute of Public Health, Moscow, russian Federation

Objective: Consider the practice in the implementation of a remote educational project: «Compulsory and voluntary health insurance: for doctors and patients», which is pilot and implemented in some regions of the Russian Federation with the cooperation of several insurance companies. Methods: The process of training for the health insurance sector, the Laws of the Russian Federation, professional and educational standards, other documents, regulating the process of training and qualification development of specialists were analyzed. Content-analysis of practical examples of the implementation of the process of training health insurance professionals was also carried out.

Results: Provided the main stages of distance learning, methodical materials, developed for the study, control-measuring materials, etc. The results of the survey on the degree of trainee's satisfaction with the learning process are also supplied.

Conclusions: The implementation of the project made it possible to make a proposal to the federal government to develop a federal educational system to improve insurance literacy in the field of compulsory and voluntary health insurance. Keywords: Remote education, compulsory and voluntary health insurance, pilot project, corporate training.

For citation: Abubakirov AS, Zudin AB, Snegiryova YuYu. Praktika realizatsii distantsionnykh obrazovatel'nykh proektov strakhovymi organizatsiyami v ramkakh obyazatel'nogo i dobrovol'nogo meditsinskogo strakhovaniya (keys-stadi) [Practice of implementation of remote educational projects by insurance organizations within the framework of compulsory and voluntary health insurance (case-study)]. Vestnik Avitsenny [Avicenna Bulletin]. 2019;21(4):577-83. Available from https://doi.org/10.25005/2074-0581-2019-21-4-577-583.

Введение

Активное развитие российского рынка страхования, сопровождающееся ростом страховых компаний, а также улучшением качества страховых услуг, вызвало большую потребность в хорошо подготовленных кадрах страховщиков [1-3]. Однако такие потребности в настоящее время удовлетворяются далеко не в полной мере [4, 5].

Найти на отечественном рынке труда грамотных специалистов в области страхования становится всё сложнее. Именно поэтому многие страховые компании создают корпоративные образовательные проекты, направленные не только на устранение страховой грамотности населения, но и на повышение квалификации специалистов, желающих работать в сфере страхования [6, 7]. Такие образовательные проекты помогают расширять штат компаний и воспитывать лояльных специалистов, помогая

делать им первые шаги к успешной карьере. С другой стороны, они способствуют поднятию общего уровня знаний о страховании, культура которого в России, как среди населения, так и в бизнесе пока остаётся невысокой [8, 9].

Изучению вопросов подготовки кадров, в том числе, для сферы медицины и здравоохранения, посвящены работы многих российских и зарубежных учёных. Корпоративные образовательные программы и практики известных международных корпораций и национальных предприятий рассматриваются в ряде исследований [10-12]. Практике использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе, дистанционных технологий обучения посвящены работы некоторых авторов [13-15].

Несмотря на то, что в ряде публикаций [16-19] поднимается проблема обеспечения реализации политики обязательного и добровольного страхования (ОМС, ДМС), однако работы, по-свящённые особенностям обучения специалистов этой сферы, весьма малочисленны. В российской системе подготовки кадров отсутствует специальность «специалист медицинского страхования» как базовое направление подготовки. Однако для многих страховых компаний актуальной является проблема подготовки и переподготовки специалистов, ориентированных именно на медицинское страхование.

Цель исследования

Рассмотреть практику реализации дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов», который является пилотным и реализуется в некоторых регионах Российской Федерации при сотрудничестве нескольких страховых компаний.

Материал и методы

В процессе работы над темой были использованы следующие методы исследования: документационный (проанализированы документы, регламентирующие процесс подготовки кадров для сферы медицинского страхования, Законы Российской Федерации, профессиональные и образовательные стандарты, иные документы, регламентирующие процесс подготовки и повышения квалификации специалистов), контент-анализ информационных сообщений (преимущественно в сети интернет) на предмет описания практических примеров реализации процесса обучения специалистов медицинского страхования.

Рассматриваемый проект является пилотным и реализуется в некоторых регионах Российской Федерации при сотрудничестве нескольких страховых компаний. В рамках данного проекта проводится последовательное обучение страховых специалистов, которые, в свою очередь, должны проводить разъяснительную работу с врачами и пациентами относительно особенностей, преимуществ и условий обязательного и добровольного медицинского страхования.

Результаты и их обсуждение

Ускоренное развитие страхового рынка, опережающее возможности подготовки кадров страховщиков, вызвало необходимость поиска новых способов обучения. Современная система подготовки кадров для страхового рынка является преемником советской, в рамках которой внимания данной сфере уделялось крайне мало.

Эффективность системы подготовки кадров для страхового рынка в целом, и рынка медицинского страхования, в частности, зависит, во-первых, от определения текущей и будущей потребности в кадрах страховщиков - как количественной, так и качественной. Во-вторых, требуется создание системы подготовки специалистов в сфере медицинского страхования. Такая система, на наш взгляд, должна быть диверсифицированной и многоуровневой, учитывающей уровень подготовки обучаемых, сочетающей долгосрочное базовое образование и краткосрочное, реализующееся с применением различных форм обучения.

Один из элементов рассматриваемой системы - постоянно действующие семинары, вебинары, курсы и т.д. Задача состоит в том, чтобы скоординировать тематику, время их проведения, повысить качество занятий. Семинары, вебинары и курсы предназначены для получения будущими страховщиками практических занятий по конкретным проблемам страховой деятельности. Живой диалог позволяет понять и узнать многое. В то же время следует отметить, что процесс организации и проведения семинаров носит, в некоторой степени, неуправляемый характер. Их тематика не затрагивает многих вопросов, которые следует знать страховщикам, а именно: организация управления компанией, организация документооборота и информационных потоков, правовая основа и требования при заключении договоров, методы оценки страховой стоимости объекта страхования, маркетинг в страховании, экономика страхования и др.

Следующий элемент системы страхового образования - это школы, курсы для подготовки по конкретным страховым специальностям со сроком обучения от 3 месяцев до одного года. Здесь целесообразно применение, наряду с очной, и заочной форм обучения, дистанционных технологий. Образовательные проекты должны быть дифференцированы в зависимости от уровня подготовки обучаемого: с высшим образованием, средним образованием, экономическим, техническим и т.д. Такие образовательные проекты целесообразно создавать как под эгидой Всероссийского союза страховщиков, так и в виде корпоративного обучения.

Также положительные результаты даёт практика применения единых информационных порталов, создаваемых в различных отраслях. Так, в связи с принятием новых правил обязательного медицинского страхования, вступивших в силу с 28 мая 2019 года, в которых чётко прописан пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи, определён единый информационный ресурс взаимодействия участников системы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды являются операторами этого ресурса, а медицинские и страховые организации - его полноправными участниками. Медицинские организации обязаны ежедневно вносить на этот ресурс информацию по всем изменениям, связанным с застрахованным. На этом же ресурсе ведётся индивидуальная история застрахованного онкологического больного на всех этапах оказания медицинской помощи. И на основе этой информации страховые компании оперативно видят все изменения и осуществляют сопровождение застрахованных.

Дистанционный образовательный проект «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов» является пилотным и реализуется в некоторых регионах Российской Федерации при сотрудничестве нескольких страховых компаний. Портал объединяет как специалистов в сфере здравоохранения и медицинского страхования, так и пациентов,

желающих повысить уровень своих знаний по вопросам, касающимся медицинского обслуживания в России.

Проект дистанционного обучения по тематике медицинского страхования является пилотным и в настоящее время работает в тестовом режиме. Портал размещён на официальном сайте Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но находится не в открытом доступе, а скрыт от массового пользователя запароленным входом через личный кабинет. В настоящее время портал является информационно-обучающим. В рамках проекта представлены образовательные программы для специалистов с высшим профессиональным образованием, средним профессиональным образованием и для граждан, выступающих в роли пациентов.

На портале представлены: видеоинструкция по работе в личном кабинете, буклеты, справочные материалы о возможности обучения в рамках системы непрерывного медицинского образования с использованием портала и нормативно-правовая база. Основные этапы дистанционного обучения, реализуемого проектом, представлены на рис. 1.

Реализация дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов» находит поддержку, как со стороны врачей, так и со стороны пациентов. Количество зарегистрированных на дистанционном образовательном портале пользователей за период 2016-2018 годы представлено на рис. 2.

Как видно из графика, за период 2016-2018 годы число пользователей дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов» имеет тенденцию к росту, как среди медицинских работников, так и среди пациентов. Тем не менее, число пациентов, пользующихся информационными ресурсами портала в несколько раз больше количества медицинских работников, использующих портал. Это можно объяснить следующими доводами:

• для пациентов портал имеет скорее информационно-просветительское значение

• большая часть пациентов регистрируется на портале в рамках корпоративных мероприятий, формирующих программы социальной ответственности той, или иной компании, реализующей программы ДМС

• регистрация на портале даёт определённые ценовые бонусы частным пациентам (вне корпоративных про-

Рис. 1 Этапы дистанционного обучения

методических материалов

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000

■ Количество пользователей сайта медицинских работников

■ Количество пользователей сайта пациентов

Рис. 2 Динамика количества пользователей дистанционного образовательного портала

грамм) при их обращении в клиники, участвующие в программе

• медицинские работники обязаны периодически (каждые 5 лет) повышать свою квалификацию и подтверждать сертификат специалиста, однако такая регулярность не стимулирует медперсонал регистрироваться на портале и принимать участие в обучении раньше, чем это необходимо по закону.

Количество посетителей веб-ресурса является одним из главных показателей его эффективности. Чем их больше, тем выше вероятность выполнения конверсионной цели. Мы проанализировали источники трафика на сайт дистанционного образовательного проекта. Каналы, по которым посетители выходят на веб-ресурс, представлены на рис. 3.

Опрос пользователей дистанционного образовательного проекта «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов» выявил преимущества и недостатки обучения, предлагаемого образовательным проектом с помощью дистанционных образовательных технологий (рис. 4). Несмотря на то, что они являются типичными для любых программ, реализуемых в дистанционной форме, для указанной программы они также актуальны.

Что касается особенностей непосредственно программы «Обязательное и добровольное медицинское страхование: для врачей и пациентов», то основной проблемой её реализации стала методическая составляющая, а именно:

• по итогам реализации пилотного проекта стало понятно, что программу необходимо разделить на две части: для специалистов и для пациентов

Рис. 3 Источники трафика на дистанционный образовательный портал

Социальные сети 5,7% Почтовая рассылка 6,0% Реферальные ссылки 12,0%

Выполнение контрольных заданий

Оценка степени удовлетворённости обучающихся

Поиск 20,2%

Директ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^Н 56,1% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕИМУЩЕСТВА

Получение необходимых знаний в удобном месте (дома или на работе)

Экономия затрат на переезд к месту получения знаний

Непрерывность образовательного процесса

Совмещение образовательного процесса с другим родом деятельности

Обучение по установленной программе или по индивидуальному плану

Получение качественных знаний, не уступающих обычному образовательному процессу

Постоянный контакт с преподавательским составом

Виртуальная академическая мобильность обучающихся, в том числе, международная

НЕДОСТАТКИ

Недостатки, связанные с психологическими факторами

Отсутствие личного контакта преподавателя с обучающимися

Отсутствие заинтересованности в образовательном процессе

Отсутствие самоорганизации и самодисциплины в следовании учебной программе или плану

Недостатки, связанные с несовершенством технологии

Возможные сбои в работе технических средств

Отсутствие прозрачности сдачи экзаменов и тестирования

Ограниченность направлений обучения и программ специальностей

Рис. 4 Преимущества и недостатки дистанционного обучения специалистов медицинского страхования

• для специалистов медицинского и страхового рынка сделать упор на методы продвижения страховых продуктов; правовые основы страховой компенсации медицинских манипуляций; оформление документов по ДМС; ответственность врачей и пр.

• для пациентов - расширить тематические блоки, по-свящённые организационным аспектам оформления полиса ДМС; правам пациентов; методам эффективного выбора медицинских продуктов, процедур; порядку взаимодействия с лечебным учреждением и пр.

Следует отметить, что в связи с высокими темпами роста объёмов рынка медицинского страхования и очень большой перспективой данного рынка большинство страховых холдингов (страховых групп), функционирующих на российском рынке (Альфа-страхование, МАКС, Ингосстрах и пр.) открывает региональные филиалы и испытывает потребность в новой формации страховых агентов - консультантов, владеющих профессиональ-

ными компетенциями не только в сфере финансов, но и в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания. Поэтому страховые компании принимают активное участие в создании программ обучения и организации практических занятий, взаимодействуя и с высшими учебными заведениями не только фармацевтического, но и медицинского профиля.

Заключение

Эффективность системы обязательного и добровольного медицинского страхования во многом зависит от информированности и врачей, и пациентов относительно преимуществ и возможностей, которые даёт тот или иной вид страхования для каждой категории субъектов страхового процесса. В связи с этим, большую роль в вопросах развития медицинского страхования играют непосредственно специалисты - страховые агенты - кто в силу своих должностных обязанностей должен не только уметь продать страховую услугу, но и обеспечить полное и адекватное

информационное сопровождение, что зачастую не обеспечивается. Таковы, на наш взгляд, ключевые проблемы подготовки кадров в системе медицинского страхования в современных условиях. Их решение будет способствовать развитию национального страхового рынка и превращению, тем самым, России в цивилизованную экономическую державу с высоким уровнем как медицинской, так и социальной ответственности.

Таким образом, информационные технологии обучения, в том числе, и дистанционные, становятся неотъемлемой частью не только профессионального образования, но и системы само-

образования и просвещения. Дистанционные образовательные технологии стремительно входят в нашу современную жизнь. Этот процесс, несомненно, будет усиливаться благодаря развитию технологий или инноваций в области обучения.

Реализация пилотного проекта обучения специалистов страхового рынка особенностям обязательного и добровольного медицинского страхования позволила выступить с предложением к федеральной власти о разработке федеральной образовательной системы по повышению страховой грамотности в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования.

Литература

1. Аксёнова ЕИ. Влияние профессионального образования врача на качество медицинских услуг. Вестник университета. 2011;8:7-10.

2. Аксёнова ЕИ. Предпосылки создания инновационной системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров в России. Креативная экономика. 2013;1:89-94.

3. Аксёнова ЕИ. Кадровое обеспечение национальной инновационной образовательной системы России. Труд и социальные отношения. 2016;6:79-89.

4. Зудин АБ. Проблемы кадрового обеспечения как современная тенденция в развитии национальных систем здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(3):172-4. Available from: https://doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174.

5. Мелихов ОГ, Зудин АБ. Проблемы планирования научных исследований в области медицины. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(5):803-7. Available from: https://doi. org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-803-807.

6. Артюхов ИП, Шульмин АВ, Добрецова ЕА, Денисов ВС, Короткова КМ. Организация информационной поддержки перспективного планирования кадрового обеспечения системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(1):45-9. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-45-49.

7. Гайдаров ГМ, Макаров СВ, Алексеева НЮ, Маевская ИВ. Комплексная оценка трудовой миграции выпускников медицинского вуза как важный фактор формирования кадрового потенциала региональной системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(1):63-7. Available from: https://doi. org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ананченкова ПИ, Тонконог ВВ. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Учёные записки Российской Академии предпринимательства. 2016;49:8-15.

9. Амонова ДС, Рахматов АС. Предпринимательство и особенности управления трудом в условиях рынка. Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2016;1(2):119-24.

10. Ананченкова ПИ. Обучение персонала на базе корпоративных университетов: опыт зарубежных компаний. Труд и социальные отношения. 2013;5:77-84.

11. Ananchenkova P. Distance learning technologies as a tool in managing corporate knowledge system. 13th International Conference on Virtual Learning (ICVL 2018): conference proceedings. Alba lulia, Romania; 2018. p. 224-9.

12. Таранушич ДМ. Тенденции развития медицинского страхования. Экономика и управление: проблемы, решения. 2015;1(11):182-8.

References

1. Aksyonova EI. Vliyanie professional'nogo obrazovaniya vracha na kachestvo meditsinskikh uslug [The effect of vocational education of doctor on the quality of medical services]. Vestnik universiteta. 2011;8:7-10.

2. Aksyonova EI. Predposylki sozdaniya innovatsionnoy sistemy professional'noy podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov v Rossii [Background of the establishment of innovation system for training skilled personnel in Russia]. Kreativnaya ekonomika. 2013;1:89-94.

3. Aksyonova EI. Kadrovoe obespechenie natsional'noy innovatsionnoy obrazovatel'noy sistemy Rossii [Staffing of the national innovation educational system in Russia]. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2016;6:79-89.

4. Zudin AB. Problemy kadrovogo obespecheniya kak sovremennaya tendentsiya v razvitii natsional'nykh sistem zdravookhraneniya [The problems of personnel support as an actual tendency in development of national health systems]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2017;25(3):172-4. Available from: https://doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-3-172-174.

5. Melikhov OG, Zudin AB. Problemy planirovaniya nauchnykh issledovaniy v oblasti meditsiny [The problems of planning scientific research in medicine]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(5):803-7. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-803-807.

6. Artyukhov IP, Shulmin AV, Dobretsova EA, Denisov VS, Korotkova KM. Organizatsiya informatsionnoy podderzhki perspektivnogo planirovaniya kadrovogo obespecheniya sistemy zdravookhraneniya [The organization of information support of prospective planning of personnel maintenance of health care system]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(1):45-9. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-45-49.

7. Gaydarov GM, Makarov SV, Alekseeva NYu, Maevskaya IV. Kompleksnaya otsenka trudovoy migratsii vypusknikov meditsinskogo vuza kak vazhnyy faktor formirovaniya kadrovogo potentsiala regional'noy sistemy zdravookhraneniya [The complex evaluation of labor migration of graduates of medical university as an important factor of formation of personnel potential of regional health care system]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(1):63-7. Available from: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-63-67.

8. Ananchenkova PI, Tonkonog VV. Napravleniya gosudarstvennoy politiki v sozdanii i razvitii regional'noy innovatsionnoy obrazovatel'noy sistemy [Directions of the state policy in the creation and development of regional innovative educational system]. Uchyonye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva. 2016;49:8-15.

9. Amonova DS, Rakhmatov AS. Predprinimatel'stvo i osobennosti upravleniya trudom v usloviyakh rynka [Business and features of management in the labour market]. Vestnik universiteta (Rossiysko-Tadzhikskiy (Slavyanskiy) universitet). 2016;1(2):119-24.

10. Ananchenkova PI. Obuchenie personala na baze korporativnykh universitetov: opyt zarubezhnykh kompaniy [Personnel training at corporate universities: experience of-foreign companies]. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2013;5:77-84.

11. Ananchenkova P. Distance learning technologies as a tool in managing corporate knowledge system. 13th International Conference on Virtual Learning (ICVL 2018): conference proceedings. Alba Iulia, Romania; 2018. p. 224-9.

12. Taranushich DM. Tendentsii razvitiya meditsinskogo strakhovaniya [Trends of health insurance]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2015;1(11):182-8.

13. Тимченко ТН, Тонконог ВВ. Развитие технологий дистанционного обучения в образовательной системе Российской Федерации. Учёные записки Российской Академии предпринимательства. 2015;43:276-81.

14. Тонконог ВВ, Ананченкова ПИ. Дистанционное обучение в региональном образовательном пространстве в процессе подготовки студентов разных направлений и специальностей. Путеводитель предпринимателя. 2017;35:284-93.

15. Бауд ЕВ. Модели развития Российского здравоохранения в современных экономических условиях. Труд и социальные отношения. 2012;7:73-80.

16. Токун ЛВ, Махалин ВВ. Развитие медицинского страхования на основе комплексной реализации ОМС и ДМС. Вестник университета. 2012;3:291-6.

17. Козаева ОТ, Лесь ИВ. Анализ систем обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС), проблемы и перспективные направления развития. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019;14(3):141-6.

18. Буров ДС, Крупнова МВ. Роль страховых представителей в оценке удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Главврач. 2019;8:65-73.

19. Манухина ЕВ, Юрина СВ, Дыкин ВА, Мартынова ЕВ. Анализ экспертной деятельности в системе обязательного медицинского страхования Рязанской области за 2016-2017 годы. Наука молодых. 2019;7(1):72-8. Available from: https://doi.org/10.23888/HMJ20197172-78.

13. Timchenko TN, Tonkonog VV. Razvitie tehnologiy distantsionnogo obucheniya v obrazovatel'noy sisteme Rossiyskoy Federatsii [The development of distance learning technologies in the educational system of the Russian Federation]. Uchyonye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva. 2015;43:276-81.

14. Tonkonog VV, Ananchenkova PI. Distantsionnoe obuchenie v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve v protsesse podgotovki studentov raznykh napravleniy i spetsial'nostey [Remote training in regional educational space in the process of preparing students of different areas and specialties]. Putevoditel'predprinimatelya. 2017;35:284-93.

15. Baud EV. Modeli razvitiya Rossiyskogo zdravookhraneniya v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [The models of development of the Russian public health services in modern economic conditions]. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2012;7:73-80.

16. Tokun LV, Mikhalin VV. Razvitie meditsinskogo strakhovaniya na osnove kompleksnoy realizatsii OMS i DMS [The development of health insurance on the basis of a comprehensive implementation of the CHI and VHI]. Vestnik universiteta. 2012;3:291-6.

17. Kozaeva OT, Les IV. Analiz sistem obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya (OMS) i dobrovol'nogo meditsinskogo strakhovaniya (DMS), problemy i perspektivnye napravleniya razvitiya [Analysis of systems of compulsory health insurance (CHI) and voluntary health insurance (VHI), problems and perspective directions of development]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2019;14(3):141-6.

18. Burov DS, Krupnova MV. Rol' strakhovykh predstaviteley v otsenke udovletvoryonnosti patsientov kachestvom meditsinskoy pomoshchi v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Role of insurance agents in the assessment of patient satisfaction with the quality of health care in the system of compulsory health insurance]. Glavvrach. 2019;8:65-73.

19. Manukhina EV, Yurina SV, Dykin VA, Martynova EV. Analiz ekspertnoy deyatel'nosti v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya Ryazanskoy oblasti za 2016-2017 gody [Analysis of expert activity in compulsory health insurance system of the Ryazan region for the years 2016-2017]. Nauka molodykh. 2019;7(1):72-8. Available from: https://doi. org/10.23888/HMJ20197172-78.

(D СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Абубакиров Андрей Султангалеевич, аспирант Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко E-mail: asabubakirov@yandex.ru

Зудин Александр Борисович, доктор медицинских наук, директор Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко ORCID ID: 0000-0002-6966-5559 E-mail: zudin@nptemp.ru

Снегирёва Юлия Юрьевна, аспирант Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко E-mail: u.snegireva@mail.ru

Информация об источнике поддержки в виде грантов, оборудования, лекарственных препаратов

Финансовой поддержки со стороны компаний-производителей лекарственных препаратов и медицинского оборудования авторы не получали

Конфликт интересов: отсутствует

(D AUTHOR INFORMATION

Abubakirov Andrey Sultangaleevich, Postgraduate Student, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health E-mail: asabubakirov@yandex.ru

Zudin Aleksandr Borisovich, Doctor of Medical Sciences, Director of the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health ORCID ID: 0000-0002-6966-5559 E-mail: zudin@nptemp.ru

Snegiryova Yuliya Yurievna, Postgraduate Student, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health E-mail: u.snegireva@mail.ru

Information about the source of support in the form of grants, equipment, and drugs

The authors did not receive financial support from manufacturers of medicines and medical equipment

Conflicts of interest: The authors have no conflicts of interest

И АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ: Абубакиров Андрей Султангалеевич

аспирант Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко

105064, Российская Федерация, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1

Тел.: +7 (920) 6372957

E-mail: asabubakirov@yandex.ru

El ADDRESS FOR CORRESPONDENCE: Abubakirov Andrey Sultangaleevich

Postgraduate Student, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health

105064, Russian Federation, Moscow, Vorontsovo pole str., 12, bld. 1

Tel.: +7 (920) 6372957

E-mail: asabubakirov@yandex.ru

ВКЛАД АВТОРОВ

Разработка концепции и дизайна исследования: ЗАБ

Сбор материала: ААС

Статистическая обработка данных: ААС

Анализ полученных данных: ААС

Подготовка текста: СЮЮ

Редактирование: СЮЮ

Общая ответственность: ЗАБ

Поступила 02.09.2019

Принята в печать 25.12.2019

AUTHOR CONTRIBUTIONS

Conception and design: ZAB

Data collection: AAS

Statistical analysis: AAS

Analysis and interpretation: AAS

Writing the article: SYuYu

Critical revision of the article: SYuYu

Overall responsibility: ZAB

Submitted 02.09.2019

Accepted 25.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.